RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане и выборы 2007–2008: мнения экспертов

14.11.2007 16:30

2 декабря в России пройдут парламентские выборы, почти сразу за ними в марте состоятся также выборы президента РФ. Аналитики и эксперты сходятся во мнении, что рубеж 2007–2008 годов становится чуть ли не решающим в современной истории России.

    Мусульман в России насчитывают, по разным оценкам, от 15 до 25 миллионов человек. Это внушительная сила, способная играть важнейшую роль в стране. Поскольку мусульмане — самое крупное из меньшинств, их голос может быть решающим в борьбе различных политических сил.

    Однако сегодня позиция мусульман не только не консолидирована — она почти не проглядывается. В предстоящих выборах впервые в истории РФ не будет участвовать ни одна партия или общественно­политическое объединение, которое позиционирует себя как выразитель интересов мусульман. Действующие политические силы также обходят стороной исламскую тему, так называемый «исламский вопрос» в России (который не менее важен и актуален, чем «русский вопрос»), то есть весь комплекс проблем, связанный с адаптацией Ислама и ролью его последователей в жизни нашей страны. Более того, исламское сообщество России пока еще не нащупало тот политический механизм, который помог бы согласовать и связать собственные интересы и задачи (как меньшинства в немусульманском государстве) с интересами и задачами глобальной уммы, к которой оно принадлежит.

    Парадокс тут заключается в следующем. Чем, скажем так, державнее политика России, тем сложнее в ней становится положение меньшинств, в том числе мусульман. В то же время это заметно помогает укрепляться умме в противостоянии Западу. И наоборот.

    Кроме того, в мусульманской среде России еще встречаются настроения полного игнорирования выборов как из­за апатии (мол, я человек маленький и от меня ничего не зависит), так и в силу определенных религиозно­идеологических соображений (некоторые полагают, что участие в выборах, проходящих в неисламской политической системе, запрещено).

    В этой связи мы обратились к экспертам, представителям мусульманской общественности России, с просьбой прокомментировать ситуацию, высказав свое мнение по различным актуальным темам, связанным с предстоящими выборами.


— Сегодня почти все политические силы так или иначе пытаются наводить мосты и заигрывать с мусульманами. Вскоре предстоят выборы, и никому не помешают дополнительные голоса и очки. Даже Э. Лимонов признался в любви к Исламу; либерально­правозащитные круги вдруг заметили нарушения прав мусульман в России; коммунисты, «Единая Россия» и др. пытаются направить «исламский фактор» в выгодное им русло; «Справедливая Россия» в лице своего главы С. Миронова пыталась активно играть на «мусульманском» поле. Как, по вашему мнению, проявит себя «исламский фактор» в ближайшем будущем, на рубеже 2007–2008 годов?

Шамиль Султанов, депутат Госдумы, координатор межфракционного объединения «Россия — Исламский мир: стратегический диалог»:

— Я не думаю, что «исламский фактор» проявится сам по себе в 2007­м или в 2008 году, только если не будут сделаны какие­то шаги в этом плане со стороны. В последнем случае может в определенной степени повториться то, что было в 1999 году или же в 1989–1991­м.

    Положение мусульман России по­прежнему остается трагичным. В нашей стране нет уммы, отсутствует исламская солидарность и ощущение собственных интересов. Более того, процесс дифференциации и даже в определенной степени деградации мусульман как таковых продолжается. Да, в России идет исламизация, все больше и больше людей приходит в мечети, изучает свою религию, стремится жить в соответствии с ней. Но при этом не происходит консолидации и формирования позиции, которая позволяла бы выражать и реализовывать свои интересы в социальной борьбе.

    Что касается политических сил, то, конечно, они будут обращать внимание на «исламский фактор». Многие из них делают это по одной простой причине: так как заинтересованы в том, чтобы использовать Ислам как пугало. Я это часто вижу в Думе.

    Но при этом есть и подспудные процессы. Многие осознают, что Ислам — это, возможно, одна из немногих реальных революционных сил, не в смысле какого­то экстремизма, бунта или хаоса и тому подобного, а в плане того, что это сила, которая заинтересована в действительной смене парадигмы развития и в восстановлении принципов справедливости, солидарности и пр.

    Пока же Ислам не является самостоятельной силой в нашей стране. Однако судьба России, конечно же, должна быть небезразлична мусульманам. Хотя бы потому, что война против Ислама, которая сегодня объявлена глобальной западной цивилизацией, — это война и против мусульман на территории нашей страны, ведь Россия, как говорил президент Путин, является частью исламского мира, так как здесь живет несколько миллионов автохтонного мусульманского населения.


— Согласно мусульманскому вероучению и праву, как можно охарактеризовать участие в выборах, голосование в условиях неисламского политического режима?

Мухаммадрасул Саадуев, председатель Совета имамов Махачкалы, главный имам Центральной джума­мечети Махачкалы:

— Выборы не относятся к недозволенным деяниям. Поскольку от них может быть различная польза для мусульман, то они не запрещены шариатом. Поскольку речь идет об избрании органов власти в неисламском государстве, то мусульмане имеют право участвовать в выборах. Тем самым они могут принести пользу Исламу и обществу.

    Этому есть масса доказательств. Первое — это история пророка Йусуфа (мир ему), рассказанная нам в Священном Коране. Йусуф (мир ему) был привезен в Египет, как раб, а позже был заключен в тюрьму неверным правителем, который стоял во главе тиранической системы. Впоследствии он освободил его из заключения и предложил пост министра.

    Пророк Йусуф (мир ему) ответил ему: «Нет, я должен вернуться в свою страну. Я не желаю жить в твоем неверном государстве. Единственная возможность для меня остаться здесь, это если ты отречешься от трона и позволишь мне полностью изменить твою государственную и общественную систему». Этот пример показывает, что пророк Йусуф (мир ему) не поставил во главу угла тот факт, что правитель был неверующим человеком или деспотом. Его главной заботой было благосостояние народа и его нужда в знающем и опытном человеке, который мог бы проявить заботу о нуждах людей.

    Второй пример, переданный нам в Сунне, касается переселения и пребывания мусульман в Абиссинии (современная Эфиопия). Когда племянник местного законного правителя Ан­Наджаши восстал против него и пытался свергнуть его, мусульманские мухаджиры не остались в стороне, не смотрели безучастно на то, что происходит, по той причине, что режим Ан­Наджаши был христианским. Они приняли участие в наведении порядка.

    Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также жил в Мекке в течение тринадцати лет под защитой своего неверующего дяди Абу Талиба, защищавшего его от племенной системы джахилийи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) открыто критиковал языческие неисламские верования и ритуалы своего народа, но при этом он принимал участие в их племенной общественно­политической жизни и получал от этого пользу. Пророк (мир ему и благословение) оставался жить внутри этой неисламской системы так долго, насколько ему позволили.

    Из сказанного выше следует, что нет ничего предосудительного в участии мусульман в политической жизни и выборах в немусульманских странах. А в некоторых случаях подобное участие в политической жизни немусульманских обществ может быть и похвальным или даже обязательным, если подобным путем достигается общественное благосостояние, устанавливается справедливость, оздоравливается нравственность и устраняется хоть малая несправедливость.

    Да, сегодня трудно определить ту политическую силу, которая в должной мере отражала бы интересы исламского сообщества на предстоящих выборах. Впервые, как мы уже писали, в выборах не участвует партия или организация, которая хотя бы формально заявляла о своем «мусульманском» характере.

    Однако может статься так, что то, что мы наблюдаем сегодня, — не ослабление, а некая перегруппировка, модификация «исламского фактора» в российской политике, роль которого к следующим выборам вполне может существенно возрасти в силу целого ряда причин — от роста гражданского самосознания российских мусульман, постепенного повышения уровня их политической культуры, закономерной смены элит до демографических и миграционных процессов. Тогда «исламский вопрос» в нашей стране может зазвучать совершенно иначе, чем сегодня.


— Что вы думаете по поводу опасности разыгрывания антиисламской карты в ходе предстоящих выборов?

Ахмад Азимов, политолог, советник председателя Совета муфтиев России:

 — Вряд ли антиисламская карта будет использоваться политическими силами. Ситуация в стране другая. Все достаточно понятно, стабильно, и даже такую выгодную радикализацию никто себе не позволит. Ведущими партиями было, кстати, подписано специальное соглашение о недопустимости использования ксенофобии в предвыборной борьбе.

    Однако эта тема будет использоваться теми, кто в преддверии выборов намерен вовсе дестабилизировать обстановку, теми, кто нацелен на провоцирование настроений против режима, против нынешней власти. Зачастую эту будет делаться через своих агентов влияния среди чиновников, силовиков. Это совершенно очевидно.

    Нам надо быть готовыми к такому сценарию. Новые антиисламские дела, провокации, активизация скинхедов и так далее — вполне предсказуемы.


— В среде мусульман по всему миру существуют серьезные разногласия и ведутся бурные дискуссии относительно того, дозволено ли, например, мусульманам вступать в неисламские политические партии и вообще участвовать в функционировании неисламского политического режима. Не обошла данная дискуссия стороной и Россию. Как политическая теория Ислама смотрит на участие мусульман в политическом процессе, в том числе в выборах, в государствах, не функционирующих согласно шариату?

Руслан Курбанов, эксперт Rand Corp., обозреватель журнала «Смысл»:

 — Исламский подход к любому вопросу неизменно требует изучения коранических положений, как они были поняты и применяемы Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), праведными предками, крупными учеными, имамами, которых мы воспринимаем в качестве образца и примера для нас во всех делах нашей религии.

    Размышляя о практике Посланника Аллаха (мир ему и благословение), мы находим замечательные примеры, утвержденные самим Пророком (мир ему и благословение), которые проясняют нам, что сотрудничество с немусульманами в мирских делах дозволено последователям Ислама настолько, насколько это приносит пользу мусульманам, помогает установить справедливость и устранить нечестие. Отсюда, по мнению многих улемов, нет ничего запретного в участии мусульман в деятельности политических партий и в выборах в исламских странах. Особенно когда подобное участие открывает перед мусульманами определенные выгоды и устраняет вред.

    Действительно, Ислам выступает за то, что законы Всевышнего Аллаха не могут ограничиваться только ритуалами поклонения. Они должны охватывать собой общественные, экономические и политические дела. Принимая же участие в немусульманской политической системе, конечно же, невозможно управлять согласно законам Аллаха. Но ситуация не может измениться в одночасье. Для достижения серьезных трансформаций в обществе необходимо терпение, мудрость и усердие. Кроме того, в рамках неисламской политической системы зачастую можно претворять в жизнь многие, если не большинство норм шариата (может быть, за исключением уголовного законодательства).

    По мнению многих исламских ученых, мусульман стоит даже побуждать к тому, чтобы вступать в неисламские партии и участвовать в политической жизни своей страны. Данные действия, на их взгляд, являются частью исламского долга по предписыванию одобряемого и запрещению приносящего вред.

    Мусульмане должны поддерживать на выборах кандидатов, которые поддерживают ценности и принципы, разделяемые верующими. Таким образом, если приверженцы Ислама обнаруживают лидера, который высказывается за те ценности и принципы, которых придерживаются мусульмане, то им следует поддержать его своими голосами.

    Надо отметить и то, что, принимая участие в выборах в российские органы представительской власти, мусульмане не должны руководствоваться в этом только собственными устремлениями. То есть им не стоит работать только во благо своего меньшинства. Наоборот, следует стремиться к спасению всего российского общества от духовной, моральной и социальной деградации точно так же, как пророк Йусуф (мир ему) спасал языческий народ от голода.


Будет ли, на ваш взгляд, в ходе предстоящих выборов и парламентских, и президентских использована «исламская карта», скажем так, по­крупному? Так, как это было в 1999 году?

Орхан Джемаль, заместитель главного редактора журнала «Смысл»:

 — На мой взгляд, соблазн велик. Я напомню, передача власти в 1999–2000 годах пошла именно на волне роста националистических исламофобских настроений. Это было великолепным мобилизующим рычагом, который фактически сплотил российское общество под тем брендом, под теми преобразованиями, под теми персонами, которые вроде как намекали, что готовы защитить интересы русских, россиян.

    В 2003 году также под националистическими лозунгами реализовался один из успешнейших политпроектов современной России — блок «Родина». Конечно, многие будут говорить, что это, мол, не так, основной у «Родины» была социальная, левая программа, а национализм все испортил. Неправда. Он изначально подразумевался.

    Поэтому, конечно, есть большой соблазн включить эти механизмы — говорить об угрозе, требовать сплочения, просить пойти на жертвы принципами и идеалами ради борьбы со страшным общим врагом. Но я не думаю, что сейчас есть все­таки такая необходимость, как была в 1999 году. Сегодня раскручивать антиисламскую тему особой нужды нет. Послушность электората такова, что включать столь радикальные механизмы не будут, разве что захотят особого нестандартного сценария, под который потребуется аккумулировать мощнейший электоральный ресурс.

    Что касается того, как можно противостоять исламофобии, в том числе на выборах, то тут надо понимать, что она не есть вещь в себе. Исламофобия сегодня в России является частью большого, финансируемого, получающего оргподдержку, так называемого русского национального проекта. В связи с этим бороться нужно со всем явлением вкупе. Делать это нужно методами интернационализма.

    Мусульмане не должны бегать по улицам и кричать: «Научитесь уважать Ислам», «Доколе тут у нас будет исламофобия», «Сколько можно нас оскорблять?» и прочее. Нужно повышать ставки, переводить на что­то более крупное. Интернационализм — это то, в рамках чего можно бороться и с исламофобией, и с ксенофобией в целом.

    Однако есть и сложности. Интернационализм не бывает сам по себе. Он существует под какие­то очень большие глобальные проекты.

    Ислам, конечно, сам по себе интернационален. Наш Пророк (мир ему и благословение) говорил об умме Мухаммада, а не об арабах, чеченцах или китайцах. Совершенно понятно, что с этой позиции мы здесь и сейчас не можем бороться. Но у нас есть пример так называемого пролетарского интернационализма. Идеология, под которую он создавался, изжита, исчерпана и более не существует. И непонятно, подо что можно подверстать интернационализм и бороться с ксенофобией всех видов. Это большая проблема.

    Но если мы будем это делать не под большой проект, то получится не интернационализм, а денацификация России. Начнется запрессовка русских, просто за то, что они русские. Вот не любите вы других — ну и получайте. Так не пойдет. Германия прошла через это — ничего хорошего не было.

    Необходимо создавать такие общественные настроения, когда, входя в любые партии в регионах, мусульмане должны обязывать их руководство продвигать какие­то интернационалистские программы. Как может существовать, например, в Татарстане или на Северном Кавказе список той партии, которая четко не заявляет о готовности бороться с исламофобией и ксенофобией вообще?

    Я не верю в увещевания, в воспитательные методы. Только давление, только четкая позиция может заставить идти на компромисс. Давайте обяжем партии включить в свои программы блоки по интернационализму, блоки по борьбе с исламофобией. Да, мы не можем создать исламскую партию, мы не можем создать, условно говоря, партию нерусских, но у нас есть другие методы отстаивать свои интересы.

 Беседовал

Абдулла Ринат Мухаметов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/924/">ISLAMRF.RU: Мусульмане и выборы 2007–2008: мнения экспертов</a>