RSS | PDA | Архив   Суббота 15 Июнь 2024 | 1433 х.
 

Такфир на службе врагов Ислама

29.06.2009 18:55

С учетом того, что в последние годы на Кавказе параллельно понятиям  «Исламское государство, джахилийя, такфир» произносятся фамилии известных мыслителей – Хасана аль-Банны, Сайида Кутба и других, хотелось бы совершить небольшой экскурс в историю, чтобы узнать то, чему они учили.   

 

Чуть-чуть о Хасане аль-Банне

 

Основавший в 1928 г. в Египте партию «Братья мусульмане» (БМ) – «Аль-Ихван аль-Муслимун» Xасан аль-Банна видел мусульман единым целым, как исламский мир - единой родиной. Для возрождения исламского образа жизни важнейшим он считал обучение когорты мусульман. Отсюда на поверхности появилась идея создания джамаатов, входящие в которые образованные и воспитанные в исламских традициях люди могли бы вести Дават (призыв к Исламу).   

 

В аспекте вышеизложенного, целесообразно иметь ввиду  геополитический фон, на котором шла активизация египетских мусульман. Бюро агитации и пропаганды Коммунистического Интернационала совместно с командованием Красной Армии в 1928 г. выпустили  памятку «Вооруженное восстание», как бы пособие по теории организации данной акции. Что вкупе с тезисами VI-го конгресса Коминтерна (1928 г.) о наличии "объективной возможности некапиталистического пути развития отсталых колоний, при поддержке победоносной пролетарской диктатуры других стран" (1), не могло не тревожить Великобританию. А именно под оккупацией Лондона в тот период находился г.Исмаилия, явившийся родиной БМ. Тем самым, "мусульманское братство" как бы противопоставлялось просоветскому "некапиталистическому пути развития отсталых колоний".

 

Тиражирование идей о единой мировой умме шло на фоне антимусульманских акций Кремля (занесем этот факт в число явных просчетов советского руководства): действие постановления ЦИК и Совнаркома "О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР"; закрытие мусульманских религиозных школ и т.д. Посему благие идеи, переживавшего за судьбу Палестины Х.Аль-Банны, заинтересованные силы могли прекрасно обыгрывать в нужном направлении. Уже в 1929 г. в Хевроне (зоне влияния Лондона) начались арабо-еврейские столкновения. Автор довольно подробно рассматривает эту подоплеку в специальном исследовании, посему лишь проконстатируем, что в тот период давление на евреев в околопалестинских играх Британии представляло важный нюанс. Следовательно, активизация "арабского движения" (под религиозными лозунгами), как это ни покажется кому-то странным, но была крайне выгодна Лондону.

 

Следующий этап активизации БМ пришелся на конец 1947 г., что совершенно не удивительно. В ноябре 1947 г. Генассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, а также международную зону (Иерусалим и Вифлеем). Со слов в тот период постоянного представителя СССР при ООН Андрея Громыко, данный формат соответствовал «коренным национальным интересам… как еврейского, так и арабского народа» (2).Тем самым, пробританская мандатная форма управления Палестиной канула в Лету, и Москва с Вашингтоном предприняли меры по снабжению еврейской стороны оружием, конечно же, не напрямую. Объявивший эмбарго на поставку оружия в ближневосточный регион Белый дом оказался "бессильным" перед американскими евреями. Как свидетельствует первый посол Израиля в СССР, впоследствии премьер-министр Голда Меир, в марте 1948 г. она вернулась из США "в Палестину, собрав 50000000 долларов, немедленно ассигнованные на тайные закупки в Европе оружия. Кто знает, устояли бы мы, - добавляет она, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны" (3). В той же Чехословакии проходили практику израильские пилоты. Как следствие, 15 мая 1948 г. было провозглашено создание Израиля.

 

С учетом же  рассматривания Кремлем Израиля потенциальным участником блока социалистических государств и важнейшим звеном в решении геополитических задач на Ближнем Востоке, Москва, пробив решение о его создании, продолжила произраильскую линию. На заседании Генассамблеи (июнь 1948 г.) советская делегация не поддержала план посредника ООН (Фольке Бернадотт) о совместном управлении Израилем и Иорданией предусмотренной для создания арабского государства части Палестины. Кроме того, одобрив пункт внесенной американцами резолюции о прекращении войны в Палестине, Кремль возразил «против демилитаризации Иерусалима и широких прав» посредника ООН.

 

Парадокс (если в геополитике уместно использование этого термина), однако, заключался в том, что к осени 1948 г. Израиль «ненавязчиво» оказался в зоне курации Вашингтона. И на «израильском фронте» Москва потерпела крайне весомое геополитическое поражение. В любом случае, Лондон ни в кой мере не мог согласиться с утерей своего влияния в регионе, в связи с чем, еще на этапе создания Израиля, прилагал все силы для недопущения этого. И здесь, как усматривается, вновь был запущен механизм инспирации арабо-еврейского столкновения. Вот в этом контексте, создание БМ на том этапе вооруженной  группы (при использовании терминологии Джихада) несет особый оттенок. Аль-Банна, в свою очередь, считал, что вся умма должна принимать участие в помощи палестинцам. Неудачи же в освобождении Палестины он видел в «слабости мусульман и их отходе от Ислама». После поражения арабских стран он был убит египетскими спецслужбами (до подписания соглашения о перемирии с Израилем) (4).

 

Идеи Сайида Кутба

 

Выдающегося египетского мыслителя С.Кутба (1906-1965), также начинавшего в БМ, очень часто представляют идейным вдохновителем "исламских радикалов". Ссылаясь при этом на его определения понятий «Даруль-Ислам, Джахилия, Джихад» и т.д. раскрывая эти понятия отметим, что под «Даруль-Ислам» подразумеваются страны с исламской формой правления при господствующем положении мусульманского большинства. Понятие Джахилия (от араб. корня дж-h-л - «быть невеждой») - неисламское общество, т.е. «страна невежества». Согласно пакистанскому мусульманскому мыслителю Сайида Абдуль-Агля Маудуди (1941 г.), в обществах Джахилийи законы принимаются "в соответствии с человеческими желаниями"; политика формируется "ради личной выгоды"; Конституция "стоит на принципе: "Сильный прав, а слабый всегда неправ"; "человеческая душа свободна от... боязни [морального] отчета". В отличие от этого, в исламском обществе, "Бог - суверенный Правитель и Законодатель…; дух праведности и подчинения Богу распространяется на всю систему...; все понимают, что напрямую держат отчет перед Богом...; и [этим] отбрасывается зло систем, в которых…человек управляет человеком"(5). Данная выдержка сродни кораническому: «Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и Хранителем всякой вещи ("Скот": 102).

 

Констатируя наличие «Даруль-Ислам» и «Джахилийи», С.Кутб отмечал: "Коррозия разъедает духовную суть западной цивилизации… Пустота, в которой угасает дух человека, распадаются...разум и мораль, угрожает  прогрессу человеческой жизни застоем…и вымиранием" (5/а). По С.Кутбу,  "учения Маркса, Фрейда, Дарвина - наиболее отвратительные попытки воздействия на человеческую природу, преступление против человечества"(6). А "марксистская теория потерпела сокрушительное поражение...[т.к.]…  основывается на полнейшем невежестве...в отношении вселенской истины… Что касается полицейского режима, возникшего под вывеской марксизма,..

[его] будут ненавидеть…Крах ждет любой строй, стоящий на страже терроризма" (5/б).

 

А уже вслед за этим С.Кутб резюмировал, что провозгласивший «полную свободу человеческого разума в отношении материальной вселенной…Ислам - это новый путь жизни», имеющий «мировоззренческий рецепт» для спасения человечества», т.к. индивидуум «остается повелителем "материи" по гарантии, данной» Богом (5/в). Фиксируя избавление «от необходимости поклоняться кому-либо еще помимо Него» (6/б) вследствие веры, ученый  подчеркивал, что «сегодня...нет ни одного знамени Аллаха - все они являются знаменами…слепоты и заблуждений…[Оно] ждет руки, которая поднимет его, и того народа, который пойдет под ней к правильному пути, праведности и успеху» (6/в). Констатируя невозможность для Ислама «потерпеть духовное поражение, пока он в душах и сердцах», мыслитель резюмировал: «Враги Ислама ведут с ним беспощадную войну, потому что он...мешает достижению колониалистских...целей, препятствует  беззаконию на этой земле...Нам предстоит длительная борьба" (5/г).

 

Тем самым, взгляды С.Кутба, обосновывающие "закрепление" будущего за мусульманами, не могли быть восприняты никем из представителей мирового политического бомонда, став опасными для любой власти, в т.ч., как оказалось, и для "своей". В этом - трагедия великого философа, в буквальном смысле оказавшегося вынужденным дополнить свою теорию.  

 

Правление Г.А.Насера и модификация С.Кутбом своих взглядов   

 

С.Кутб приветствовал военный переворот в Египте 1952 г., приведший к власти Гамаля Абдель Насера, в надежде создания лидером «Даруль-Ислам». Но даже при всем желании Г.Насера могла ли геополитическая канва способствовать этому? Подписанное в 1954 г. англо-египетское соглашение по Суэцкому каналу, легализовавшее нахождение в районе Суэца английских войск, не устраивало социалистический лагерь. И  Г.Насер в сверх сжатые сроки стал менять внешнеполитические ориентиры, получив, по всей видимости, предложения, от которых было "невозможно отказаться". В 1955 г. Египет начал закупать оружие из Чехословакии. В 1956 г. Г.Насер объявил о национализации Суэцкого канала, после чего огосударствление затронуло свыше 80% экономики страны. Египет пошел по социалистическому пути.

 

Что касается С.Кутба, то он осудил соглашение 1954 г., и в тот же год, после покушения на главу Египта (не суть важно, мнимого или реального) власти запретили деятельность БМ, а С.Кутб подвергся аресту. Как представляется, в тюрьме мыслитель окончательно разочаровался в политике Г.Насера, что явилось причиной переоценки (дополнения) им своих взглядов. Так в застенках Лиман Турра родился труд "Вехи на пути". Согласно С.Кутбу, «неисламским» оказался "весь мир": «На многом из того, что мы считаем исламской культурой...и исламским мышлением, стоит печать невежества...

Под категорию джахилистского общества подпадают и те, которые утверждают, что они мусульманские..,[т.к.] не претворяют в системе своей жизни поклонение Единому Аллаху, и только Ему... Ислам отвергает...законность считать их» мусульманскими (7). С учетом невозможности "сосуществования на земле Правды и Лжи...Исламу необходимо выработать адекватные методы противостояния миру джахилийи", - продолжал С.Кутб. Называя "увещевание и проповедь" основой "изменения умонастроения и убеждений людей", он подчеркивал возможность джихада для "уничтожения царства невежд" в целях создания условий индивидууму "служить Единственному Богу". Вследствие же предназначения Ислама "всему миру", эта религия "должна обладать правом сметать на своем пути все преграды в виде систем или традиций, затрудняющих людям свободу выбора". Но "не навязывая учение насильно", а лишь "изменяя обстоятельства" в пользу избавления человечества от "извращающих его природу и попирающих свободу выбора...вредоносных влияний" (7/а).

 

Вполне возможно, что в эволюции взглядов С.Кутба немалое значение играла эмоциональная подоплека, вызванная длительным нахождением ученого в заточении. Ему пришлось испытать пытки, издевательства, наверняка, он столкнулся и с предательством. Естественно, все проявления несправедливости связывались им с существовавшим египетским режимом. А отсюда - жесточайшее обобщение чуть ли не всего мусульманского мира в состоянии Джахилийи. На свободе С.Кутб оказался лишь в 1964 г., но...только на 8 месяцев. Скорее всего, его выпустили для обвинения (в 1965 г.) в участии в "антиправительственном заговоре" марксистской направленности. Уж слишком опасались власти дальнейших "обобщений" С.Кутба. В 1966 г. трибунал приговорил его к повешению.

 

Еще один экскурс в историю

 

По данным бывшего научного сотрудника Института Востоковедения РАН, ныне 3 секретаря посольства РФ в Египте М.Ражбадинова, в сер. 1960-х гг. "теории такфира стихийно возникали в ходе первых дискуссий в тюрьме Лиман Турра между политзаключенными без всякого влияния книги Кутба. Такфиристы обрушивали обвинения не только на власти, но и на своих главных тюремных оппонентов-сокамерников БМ...за то, что последние отказывались обвинить в неверии надзирателей и офицеров тюрьмы". Одним из лидеров зарождающегося движения стал экс-активист «БМ» Ахмад Шукри Мустафа, у которого, как отмечает со ссылкой на лидера БМ в 1973-1986 гг. Омара ат-Тельмесани М.Ражбадинов, проблема такфира возникла "в результате ошибочного понимания концепции Кутба. Ат Тельмесани...считает, что Кутб ни разу в прямой форме никого не обвинил в неверии. В своих комментариях...на 44 аят суры "Аль-Маида" («А кто судит не по тому, что низвел Аллах, то это неверные») Кутб говорил, что правитель может стать неверным только в том случае, если он публично и полностью откажется от шариата". Т.е. Ш.Мустафа использовал идеи С.Кутба в гипертрофированном обрамлении.

 

Во весь голос "заговорила" "такфиристская мысль" несколько позднее. После смерти Г.А.Насера, в 1970 г. страну возглавил Анвар Садат, оказавшийся более "податливым" к западному пути. Социалистические тенденции Насера приказали долго жить, заключительным аккордом чего явилась высылка из страны в середине 1972 г. последних советских специалистов, включая военных советников (!). Как представляется, в качестве "отступных" за эту "понятливость", Вашингтон санкционировал в 1973 г. осеннее нападение Египта на Израиль. В 1974 г., в результате посредничества Вашингтона, израильские войска отошли за Суэц, также освободив ряд зон Синая. После чего дипотношения между Египтом и США оказались восстановлены, а А.Садат провозгласил политику "открытых дверей", окончательно распрощавшись с "идеалами социализма".

 

Так вот именно после первых шагов А.Садата такфиризм стал "мягко" легализовываться. В 1971 г. на политическую арену ступила «Ат-такфир ва-ль хиджра» («Обвинение в неверии и уход от мира») Ш.Мустафы, определившая египетское общество страной "неверных". "На первом этапе ему присягнули как повелителю правоверных (т.е. халифу мусульман) и как руководителю «Общины такфира и хиджры». Он начал назначать своих сторонников руководителями на разных территориях. А в сентябре 1973 г. членам партии было приказано запастись оружием и продовольствием, затем отойти в горы и расположиться в пещерах. Это выглядит отнюдь не случайным, т.к. группа призывала "праведных мусульман" переселяться (осуществить хиджру) в "отдаленные места". Хиджра делилась как бы на две категории: территориального и духовного "разрыва" "истинных мусульман" с "обществом кяфиров". С последующим свержением общества джахилийи и установлением истинной власти Аллаха. Таким образом, под "безбожеством" оказался не только правящий режим, но и все общество. «Неверными считались те, кто…не присягнул руководителю этой партии». Ряд источников именуют это движение "хариджитским бунтом".

 

С сер. 1970-х схватка мировых монстров за Египет приняла новые очертания.  Сначала по инициативе "сверху" ("зубатовщина" египетского образца) стали рождаться "мягкие" "исламские группы" антимарксистского толка. После чего пришел черед "тяжелой артиллерии": инспирирование структур радикального толка. Параллельно "Общине такфира" действовала группа "Молодежь Мухаммада" (Салих Сиррийя), затем появились "Аль-гамаа аль-исламийя" (1975 г.) (на основе "исламских групп") и «Аль-Джихад». Один из активистов последней, Мухаммад Абд ас Салям Фараг, также обвинял правящий египетский режим в безбожии, что "обосновывало" разрешенность вооруженной борьбы с властью, состоящей из "мусульманских вероотступников"(муртад). Стал употребляться термин «Даруль-куфр» (область неверия), позволявший распространить "такфиризм" и на категорию "обычных" граждан. Вслед за чем настало время преподнесения идеологии внешнего Джихада для строительства «Даруль-ислам». По мнению такфиристов, начинать нужно было "со своих" "неверующих" - арабских режимов, лишь после чего приступать к "чужим", типа Израиля. Получалось, что "Людьми Писания" (иудеи, христиане) оказалось быть "выгоднее", чем "номинальными" мусульманами, чья кровь дозволена "истинно правоверным" (как при Сталине, когда под различного рода статьи УК проще было попасть коммунисту, чем беспартийному). По утверждению египетских исследователей, все названные группы имели салафитскую направленность.

 

Согласно ряду источников, А.Садат попытался противопоставить "левым силам" (то бишь фактически "революционным" такфиристам) БМ, но в 1979 г. братство осудило египетско-израильское мирное соглашение, став в оппозицию главе государства. В 1981 г., по решению группировки "Аль-Джихад", объединившейся с «Аль-Джамаат аль-Исламия», А.Садат был убит.

 

Вся логика предшествующих событий вроде как должна свидетельствовать о «советской руке» в его устранении. Но не все так однозначно. Еще с конца 1970-х гг. США начали проявлять интерес к использованию военно-воздушных баз близ Каира и возле Наг Хамади. А с началом президентства Рональда Рейгана Вашингтон усилил воздействие на Каир в целях получения  полного доступа к египетской авиабазе Рас-Банас, расположенной на покидаемой израильскими войсками части Синая. Однако, под различными предлогами А.Садат отказывался подписать документ на этот счет. Так что убитый экс-президент испытывал давление со всех сторон.  

 

В любом случае, его смерть, последовавшая от пули этнического мусульманина, приоткрывала завесу над актуальностью появления в одночасье групп такфиристской направленности. Факт насильственной смены власти в мусульманской стране при помощи самих же приверженцев Ислама как бы отдалял от процесса внешние силы ("неверных").

В целом для профессионалов инициировать такой ход событий не составляло труда, т.к. под "лоббируемое" "национально-религиозное" движение можно было подвести идеологическую базу с опорой на Коран. Так, одни течения преподносились просоциалистическими (постулаты о социальной справедливости), другие - прокапиталистически-демократическими (признание Кораном частной собственности). Но для "внешнего пользования" противоборство между сторонами "на местах", согласно терминологии Ленина, шло "в форме борьбы одной религиозной идеи против другой" (8).

 

Из вышеизложенного явно усматривается политическая подоплека такфиризма. Из чего вытекает логический вывод об аналогичных корнях происходящего и в Кавказском регионе.

 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

 

1. Стратегия и тактика Коминтерна в национально-колониальной революции на примере Китая, М., 1934, с. 59.

2. Выступление постоянного представителя СССР при ООН А.А. Громыко на пленарном заседании Второй Сессии Генеральной Ассамблеи ООН

60.Голда Меир. Моя жизнь

3. О Х. аль Банне подробнее см.: Мухсин Салих. Хасан аль-Банна и борьба за свободу Палестины.

4. С.Абдуль А`ля Маудуди. Ислам и Джахилийя (покорность и невежество).

5. Сейид Кутб. Будущее принадлежит Исламу М., 1993

а/ с.57-59

б/ с.53-56

в/ с.92-93

г/ с.100-101; 103

6. С.Кутб. Под сенью Аллаха М., 2003

а/ с.418

б/ с.433

в/ с.416; 418

7. С.Кутб. Вехи на пути.

8. Максим Горький: Исповедь. Примечания.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/9320/">ISLAMRF.RU: Такфир на службе врагов Ислама</a>