RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Июль 2024 | 1433 х.
 

Президент всея мусульман

29.11.2007 11:50

Обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации  (за исключением Приволжского федерального округа) за 19-25 ноября 2007 года.

Наибольший резонанс в СМИ на прошедшей неделе вызвало заявление Абдул-Вахеда Ниязова о создании общественного движения "Мусульмане в поддержку президента Путина".

В современных российских условиях, когда конфессиональный фактор на выборах не работает, общественным организациям, представляющим верующих, приходится искать косвенные пути участия в политическом процессе. В данном случае можно говорить о том, что мусульмане в какой-то степени перехватили инициативу у других российских конфессий (скажем, РПЦ МП публично и официально о своих предпочтениях пока не заявляла).


Газета «Время новостей» опубликовала 23 ноября заметку Ивана Сухова «"Мы тоже хотим". Исламские лидеры России решили поддержать Владимира Путина».

В ней рассказывается о событиях и комментариях, связанных с обнародованным в начале прошлой недели предложением Исламского культурного центра, возглавляемого Абдул-Вахедом Ниязовым, создать мусульманское движение в поддержку Путина во главе с Равилем Гайнутдином,  Минтимером Шаймиевым и Рамзаном Кадыровым.

Эту инициативу, как элемент  всероссийского движения в поддержку президента России, поддержал глава Совета муфтиев России. Он мотивировал это тем, что мусульмане не могут оставаться в стороне от набирающего силу процесса.

Автор предполагает, что, сплотившись вокруг Путина, мусульмане рассчитывают «избежать дальнейших идейных разногласий в своей среде и хотя бы попытаться продолжить традицию участия в федеральной политике».

Необходимость последнего показана через мнение члена научного совета Московского научного центра Карнеги Алексея Малашенко, который считает, что «значение исламского фактора в российской политике снизилось по сравнению с серединой и второй половиной 1990-х годов» и что выборы сейчас происходят «по совсем другим каналам».

Эксперт также размышляет о том, почему именно Р. Гайнутдин, Р. Кадыров и М. Шаймиев призваны в лидеры этого движения.

И. Сухов напоминает об основных вехах участия мусульманских движений в политическом процессе 1990-2000-х годов (движение «Нур», Союз мусульман России, движения «Рефах» и «Российское исламское наследие»).


Портал «Credo.Ru» опубликовал 19 ноября репортаж с пресс-конференции председателя Совета Муфтиев России Равиля Гайнутдина и главы Исламского культурного центра Абдул-Вахеда Ниязова в ИТАР-ТАСС.

Пресс-конференция была посвящена предстоявшему визиту двух мусульманских деятелей в КНР по приглашению Мусульманской ассоциации Китая, однако журналистов больше интересовали результаты прошедшего 18 января пленума СМР, на котором было принято решение о вхождении ИКЦ А-В. Ниязова, обозначенного как "общественное крыло СМР", в формирующееся движение "За Путина".

Объясняя причины такого решения, Равиль-хазрат напомнил хадис, гласящий, что мусульмане должны подчиняться "Аллаху, благословенному пророку, а также тем политическими лидерам, которых правоверные избрали". Он также отметил, что с Владимиром Путиным связаны позитивные изменения во внутренней и внешней политике, в том числе и в связях с мусульманским миром.

Абдул-Вахед Ниязов отметил, что решение войти в движение "За Путина" было принято "снизу" как общественная инициатива и означает, по его словам, массовую поддержку той политики, которая проводилась в последние годы.


Газета «Коммерсант» опубликовала 19 ноября заметку Натальи Беспаловой «Владимиру Путину оказана конфессиональная поддержка».

В ней создание общественного движения "Мусульмане в поддержку президента Путина" комментирует пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева. По ее словам, идея создания движения появилась "не раньше, чем две недели назад", иначе бы 8 ноября на встрече Владимира Путина с духовными лидерами российских мусульман Равиль Гайнутдин обязательно рассказал бы об этом президенту, когда просил его не уходить из политики.


Портал «Credo.Ru» опубликовал 23 ноября обзор Х.Ш. Насрединова, посвященный участию мусульманских политических организаций России в парламентских выборах 1995-2003 годов, под заголовком «Их борьба».

Обзор начинается с первого политического объединения мусульман России - образованной в 1990 году Всесоюзной партии исламского возрождения, которой так и не довелось участвовать в избирательных кампаниях.

В 1995 году на российской политической сцене появились два новых исламских политических объединения - Общероссийское мусульманское общественное движение "Нур" и Союз мусульман России. Автор отмечает, что у истоков обеих организаций стояли выходцы из ЛДПР (Халит Яхин и Ахмет Халитов). Решительно настроенный СМР не был допущен к выборам, не успев в срок исправить по требованию Центризбиркома неверно оформленные подписные листы. "Нур" же получил серьезную поддержку лишь в Чечне и Ингушетии, а в целом по России набрал 0,58 процента голосов.

В преддверии выборов 1999 года при участии движения "Мусульмане России" и Х. Яхина была сделана попытка консолидировать в единый мусульманский блок организации, которые прошли перерегистрацию и могли участвовать в выборах. Однако дальше выработки документов дело не пошло. Видимо, отмечает Х. Насрединов, все застопорилось на вопросе о том, кому быть лидером нового образования. В итоге все мусульманские организации решили идти на выборы по отдельности – или самостоятельно (как ОПОД "Нур", позже выведенный из игры из-за непредоставления в срок финансового отчета), или в составе предвыборных блоков (как блок "Меджлис", вошедший в федеральный список "Нашего дома России", "Исламский комитет" Гейдара Джемаля, объединившийся с "Движением в поддержку армии" и общественно-политическое движение мусульман и малых народов "Рефах" А.-В. Ниязова, примкнувшее к блоку "Единство").

Некоторого успеха добился лишь "Рефах", сумевший, по замечанию Х. Насрединова, правильно определить лидера предвыборной гонки. В итоге А.-В. Ниязов стал депутатом.

Зарегистрированная в 2001 году общероссийская общественно-политическая организация мусульман под названием "Исламская партия России" банкира и предпринимателя Магомеда Раджабова после вступления в силу закона РФ, запрещающего создавать партии на религиозной основе, превратилась в две структуры - "Истинные патриоты России" и "Партия справедливости и развития России", которые создали единый блок для участия в выборах в Госдуму в 2003 году. Блок набрал лишь 2,5% голосов избирателей.

Незадолго до выборов-2003 была создана и партия "Великая Россия – Евразийский Союз", которую возглавил государственный секретарь союза России и Беларуси Павел Бородин и в которую вошло движение "Рефах". Она набрала около 3% голосов и, как пишет автор, «благополучно канула в политическое небытие».

Подытоживая, он отмечает, что «никаких успехов, выступая на выборах самостоятельно, исламским политическим организациям добиться не удалось. Все они благополучно улетучились вместе с туманом политической нестабильности. <…> Теперь продемонстрировать знаки своего внимания к мусульманам стремятся лидеры основных политических партий, которые всерьез рассчитывают провести своих кандидатов в Думу».


Сайт «CaucasusTimes» опубликовал 22 ноября заметку Мурада Карданова «Евроичкерия против Эмиратов».

Автор называет странной реакцию Ахмеда Закаева на заявление Доку Умарова о провозглашении Северо-Кавказского эмирата. Первый, как известно, осудил второго за провозглашение исламского государства.

Ведь чеченское сопротивление, доживающее свой срок, вот уже много лет выступает под лозунгами радикального ислама, - и это ни для кого не секрет, отмечает М. Карданов.

Например, 3 года назад Ахмед Закаев оправдывал перед европейской общественностью решение тогдашнего подпольного президента Ичкерии Абдула Халима Садулаева назначить Шамиля Басаева - человека, ответственного за наиболее кровавые теракты в России, - первым вице-премьером подпольного правительства.

Автор делает экскурс в недавнюю историю Ичкерии, отмечая, что крен в направлении радикального исламизма в подполье обозначился еще в масхадовский период. Однако Масхадов при этом рассчитывал на помощь Европы в конфликте с Россией. Следующий «президент», Садулаев, уже сделал открытый выбор в пользу исламского радикализма и заявил, что европейская линия себя не оправдала. Однако на открытый разрыв с Западом все же не пошел, дабы не дробить сопротивление.

Садулаев считал первостепенной задачей разнести семена «священной войны» по всему региону, не ограничивая военные действия пределами Чеченской республики, как на том настаивал Масхадов. Для этого он создал промежуточную структуру - «Кавказский фронт», разбив его на сектора, границы которых совпадали с границами северокавказских республик. И это, по мнению М. Карданова, «добавляло чеченскому подполью сторонников из числа тех мусульман-иноплеменников, которые не видели смысла участвовать в освобождении чужого государства, но готовы были взять в руки оружие, чтобы сражаться за веру. По сути дела, Умарову по наследству досталась уже готовая структура, он лишь переименовал ее в государство».

«Прозрение» А. Закаева автор связывает с тем, что Северо-Кавказский эмират – это внеочередной кандидат на попадание в международный список террористических организаций, ведь, по заявлению Умарова, вновь созданное государство присоединяется к мировому джихаду против западной цивилизации. А «оказаться в роли представителей террористической организации в Европе эмигрантам совсем не улыбалось», - резюмирует М. Карданов.


Газета «Коммерсант» опубликовала 24 ноября заметку Мусы Мурадова «Телефонные выборы. Ахмед Закаев стал премьером Ичкерии».

В ней сообщается о том, что депутаты масхадовского парламента назначили главой правительства непризнанной Ичкерии Ахмеда Закаева. Это решение было принято в связи с тем, что Доку Умаров "самоустранился от исполнения обязанностей президента", объявив себя эмиром Северо-Кавказского эмирата.

Голосование было телефонным - все сторонники независимости Чечни разбросаны по странам Западной Европы.

А. Закаев в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» сказал, что Мовлади Удугова в новом кабинете точно не будет. Главу «информационного комитета Ичкерии» М. Удугова, который и является автором идеи создания Северо-Кавказского эмирата, так называемые умеренные ичкерийцы считают раскольником.

В свою очередь, руководство эмирата обвинило Закаева в антигосударственной деятельности и поручило разобраться с ним шариатскому суду.


Газета «Газета» опубликовала 23 ноября заметку Ирины Власовой «Осторожно! Люди в белых хиджабах. В России появляется религиозное здравоохранение».

Автор отмечает, что в городе с 2-миллионным мусульманским населением появление работающих с ним специализированных медучреждений было вопросом времени. Она описывает особенности работы новой клиники, связанные с подбором медикаментов и фармацевтики, внешним видом и квалификацией персонала и инфраструктурой медучреждения (предусмотрены халяльный буфет и молельная комната).

Приводятся мнения относительно открытия мусульманской клиники руководителя пресс-службы Московского патриархата священника Владимира Вигилянского и неназванного источника в Минздравсоцразвития, которые не видят в этом начинании ничего предосудительного.

А вот перспективы формирования специализированных «религиозных» фармпроизводителей и поставщиков несколькими экспертами «Газеты» оцениваются невысоко. Один из них, в частности, сказал: «Это может быть очень узко специализированный сегмент отрасли, и ждать его активного роста не приходится». Другой эксперт попытки организовать религиозный фармрынок назвал «чистой воды маркетинговым ходом российского пошиба».

Журналист рассказывает и о планах компании, открывающей исламскую клинику в Москве: в них входит открытие аналогичных медучреждений в Казани, Уфе и других российских регионах с преобладанием мусульманского населения.


О предстоящем открытии мусульманского медицинского центра написала 24 ноября и газета «Труд» (Лиана Налбандян, «Москвичей будут лечить по шариату. Открывается первая в России мусульманская поликлиника»).

Сообщается, что лечение здесь будет платным - абонемент на годовое обслуживание будет стоить около 13 тысяч рублей. Директор по рекламе открывающей  клинику поликлинической сети Анна Кисько уверена, что в этот центр «охотно придут немусульмане, живущие по стандарту халяль, который запрещает употреблять в пищу алкоголь и свинину. Это могут быть москвичи, которые просто проповедуют здоровый образ жизни, и им приятно находиться среди себе подобных».

«Труд» напоминает, что в прошлом году в Москве уже открылись мусульманские роддом и стоматология.


Радиостанция «Свобода» посвятила открытию поликлиники для мусульман передачу «Время Свободы» от 22 ноября.

Президент сети клиник, открывающей медицинский центр для мусульман, Виктор Кисин обращает особое внимание на то, что «этот проект никоим образом не надо рассматривать с каким-то политическим подтекстом. Мы всего-навсего удовлетворяем тот спрос, который очевиден на рынке». При этом он выразил уверенность, что такие клиники будут востребованы в Татарстане (в Казани для этого уже куплено здание), Башкортостане, «и юг России тоже не будет равнодушен к этому».

Академик, директор Института профилактической медицины Рафаэль Оганесян считает, что открытие медучреждения с конфессиональным уклоном - явление совершенно новое для России. В целом он оценивает его «неплохо».


Портал «Credo.Ru» опубликовал 23 ноября репортаж Романа Лункина с научно-практического семинара, посвященного 10-летию закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", под заголовком «Не тронь закон, а то хуже будет!»

Участники семинара (он состоялся 14 ноября в пресс-центре Славянского правового центра в Москве, организаторами выступили журнал "Национальные интересы", кафедра государственно-конфессиональных отношений Российской академии госслужбы при президенте РФ и Славянский правовой центр), пришли к мнению, что поскольку сам закон является плодом компромисса, а все его дискриминационные положения были сглажены временем, то лучше его не менять, чтобы «не сделать хуже», в особенности до и после выборов. Дело в том, что в этом году обсуждение закона (по случаю его «юбилея») сопровождалось болезненным, как отмечает автор, стремлением православных депутатов Госдумы изменить его в сторону большей поддержки РПЦ МП и иных традиционных религий.

На семинаре прозвучали конкретные предложения по выработке стратегии религиозной политики будущей России.

Так, начальник отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ профессор Михаил Одинцов призвал государство определиться с созданием органа, который бы отвечал за религиозную политику, и опереться на религиоведческую науку, поскольку оно (государство) до сих пор не имеет четкой политики в области свободы совести и обращается к клерикальным идеям, забывая о том, что имеет дело с гражданским обществом, живущим в многоконфессиональном поле.

По словам заместителя заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС Вероники Кравчук, если Русская православная церковь не хочет поддерживать идею создания Совета по делам религий (она напомнила собравшимся, что Патриарх говорил, что, пока он жив, такого органа не будет), то надо создавать такой орган независимо от ее мнения.

Профессор Российского университета дружбы народов, вице-президент Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы Абдула Нуруллаев полагает, что в стране продолжается линия на выделение одной конкретной конфессии, а митрополит Кирилл (Гундяев) фактически призывает в законодательном порядке утвердить РПЦ МП в качестве государственной религии. Как отметил А. Нуруллаев, в силу того, что в России нет органа, который бы формировал политику в области религии, ее создают те, кто ближе к власти.

Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС Михаил Шахов считает, что в нынешних условиях не стоит делить конфессии на более и менее привилегированные, на "секты" и "не секты", а сосредоточить усилия власти на борьбе с нарушениями законодательства религиозными объединениями, вместо контроля над их внутренней деятельностью.


Сайт «Исламское наследие» опубликовал 20 ноября интервью с председателем движения "Российское исламское наследие" Шавкатом Авясовым под заголовком «На выборах в Государственную Думу мусульманам следует проявить активную жизненную позицию».

Ш. Авясов считает тормозом поступательного развития российской уммы разобщенность мусульманских общин, что негативно отражается и на единстве всего российского общества. «Сердцевиной многогранной работы» по консолидации уммы он называет «сохранение и дальнейшее развитие исламских культурных ценностей жизни, которые содействуют консолидации нашего общества, на основе приоритета единой гражданской идентичности». Последняя, как отмечается, не должна использоваться для размывания национальной принадлежности гражданина России.

Ш. Авясов обращает внимание на то, что раздробленность мусульманских общин России провоцирует появление «непонятных лжереформаторских, в буквальном смысле антиисламских течений, создателями которых выступают чиновники госаппарата, имеющие явно атеистические убеждения», а также все возрастающую ксенофобию в обществе, факты шовинизма и фашизма, в том числе на официальном уровне (приводятся соответствующие примеры – случай в Челябинской области, где начальник райотдела милиции воспрепятствовал закладке первого камня мечети, а также поддержка профашистских сил, в частности, «русских маршей», со стороны отдельных депутатов Госдумы).

В то же время интервьюируемый отмечает активизацию деятельности многих мусульманских общин России в последнее время и большую консолидирующую роль Совета муфтиев России, а также деятельность духовных управлений мусульман Азиатской части России, Поволжья, Нижегородской области. Касаясь последнего, Ш. Авясов подчеркнул: «Благодаря активнейшей деятельности Умар-хазрата Идрисова и его заместителя Дамира Мухетдинова мусульманская община Нижегородской области стала сильным центром распространения исламских ценностей жизни в России. Именно здесь начинаются интересные и перспективные проекты мусульман России».

«Серьезным вопросом» Ш. Авясов считает и повышение роли и уровня съездов мусульман России как объединительной дискуссионной площадки. На ней представители мусульманских общин, несмотря на имеющиеся разногласия, могли бы обсуждать наболевшие проблемы, обращаться в органы государственной власти. Он отмечает, что «здесь требуется новый подход и стремление самих духовных лидеров крупнейших мусульманских центров страны». Это задача, по его мнению, хотя и «архисложная», но вполне выполнимая.


ИА «Regions.Ru» опубликовало 23 ноября опрос ряда общественных и религиозных деятелей России на тему "Должна ли государственная концепция национальной политики России содержать такое понятие, как "государствообразующая нация"?

Поводом к его проведению послужило то, что Минрегионразвития РФ направило в сентябре в администрацию президента проект государственной концепции национальной политики России. От действующей концепции он отличается несколькими поправками. В частности, в документ вносится понятие "государствообразующая нация".

Православные священнослужители и деятели в основном ответили на поставленный вопрос положительно.

Председатель же Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев и член Общественной палаты Нижегородской области, главный редактор издательского дома "Медина" Дамир Мухетдинов обсуждаемую поправку к концепции не поддержали.

Первый отметил, что выделять одну государствообразующую нацию некорректно: «Россия - многонациональное государство, и каждая нация в нашей стране внесла свой вклад в укрепление российской государственности. А выделение одной "первосортной" приведет к тому, что представители всех остальных обязательно будут восприниматься как люди второго сорта».

"По-моему, в законе следует зафиксировать преобладание определенной религии в каждом конкретном регионе. И этому вероисповеданию государство должно оказывать поддержку", - предложил Анас Пшихачев.

Дамир Мухетдинов отметил, что за тысячу лет существования наша страна не раз меняла название и в качестве государствообразующих выступали разные народы: «Если сегодня мы скажем, что только русская нация является государствообразующей в России, мы перечеркнем весь золотоордынский и постзолотоордынский периоды истории нашей страны и вклад тюркских народов в становление российской государственности».

Он предупредил, что объявление одной нации государствообразующей чревато тем, что «в недалеком будущем мы будем циркулями замерять размеры черепов, определять цвет и разрез глаз как правильный и неправильный и вообще можем зайти слишком далеко».

Д. Мухетдинов уверен, что в условиях возрастания притока мигрантов в Россию и усугубления демографической проблемы (главным образом из-за алкогольной зависимости населения), объявление одной нации государствообразующей закладывает «мину под все государство».


Газета «Коммерсант» опубликовала 21 ноября заметку Максима Кириллова «Прокуратура поработала над ошибками. Из дела о покушении на Валентину Матвиенко исключили обвинение».

Автор сообщает, что дело о подготовке несостоявшегося покушения на петербургского губернатора Валентину Матвиенко начало разваливаться, не дойдя до суда. На предварительных слушаниях прокуратура отказалась от одного из пунктов обвинений - вовлечение в совершение преступлений террористического характера.

Кроме того, защита обвиняемых заявила несколько ходатайств, после оглашения которых прокуратура попросила время на выработку своей позиции. Они, в частности, касаются фонограмм, запись которых велась на одной из квартир, где собирались подсудимые, – в их распечатках были допущены неточности.


«Новая газета» опубликовала 19 ноября заметку Нины Петляновой «С мамой на допрос. По делу о покушении на Матвиенко проходят два подростка и инвалид».

В ней сообщаются некоторые детали следственного заключения по делу о покушении на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко.

Так, следствие полагает, что покушение планировалось произвести во время традиционно посещаемого градоначальницей татарского праздника Сабантуй с целью «дестабилизации политической обстановки в Петербурге». Корреспондент сообщает, что на данный момент только один из обвиняемых, 20-летний компьютерщик Равиль М., полностью признал свою вину.


Газета «Газета» опубликовала 23 ноября репортаж Надежды Кеворковой «России это богословие опасно. Всемирный съезд исследователей Нурси изучал категорию справедливости».

Журналист, побывавшая на VIII Всемирном симпозиуме исследователей Саида Нурси в Стамбуле, попыталась разобраться, почему в России запретили книги «самого толерантного исламского богослова XX века», жизнь которого была «так похожа» на биографию российского мученика ГУЛАГа.

Тюрколог Дмитрий Васильев из Института востоковедения РАН разъяснил корреспонденту «Газеты», что широкомасштабные кровавые преследования веры в XX веке вывели богословскую мысль Саида Нурси за пределы суфийской традиции: «Именно поэтому в его книгах так ясно звучит призыв уйти от узости богословских и правовых школ, отказаться не только от разногласий внутри ислама, но и от споров с христианами и другими верующими». А заподозрить его в экстремизме, по мнению Д. Васильева, – это все равно что объявить экстремистами Трубецкого, Флоренского и Вернадского.

Автор делает вывод, что Нурси в России запрещен скорее всего потому, что нурсистов считают проводниками турецкого национализма в мире. По мнению неназванных российских экспертов, «нурсисты опутывают мир паутиной школ, а помогает им в этом могущественный ученик Нурси Гюлен, который живет в изгнании в США».


Газета «Владивосток» опубликовала 21 ноября заметку Валерии Федоренко «Есть надежда на мечеть».

В ней сообщается о том, как прошел визит председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России, сопредседатель совета муфтиев России Нафигуллы Аширова во Владивосток. Муфтий встретился с губернатором Сергеем Дарькиным, одним из ключевых вопросов разговора с которым стало строительство мечети в краевом центре (имеются проблемы с выделением земельного участка).

Газета сообщает, что в Приморье живет более 120 тысяч мусульман.

О встрече Нафигуллы Аширова с губернатором Приморья 19 ноября сообщил также портал  «Новости Владивостока».


Агентство «Амур-инфо» сообщило 22 ноября о визите Нафигуллы Аширова в Благовещенск.

Сообщается, что цель рабочей поездки Н. Аширова по Дальнему Востоку - просвещение и воссоздание религиозных организаций мусульман. В Амурской области подобной зарегистрированной организации нет, также как и мечети или молельного дома.

В областном центре Нафигулла Аширов встретился с архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом и представителями местной общественной организации мусульман. «Мы создаем здесь представительство, чтобы приблизить к мусульманам нашу деятельность, - сказал Нафигулла Аширов. - Надеемся, оно будет активно действовать. Наша цель, и мы об этом договорились, - создать местную религиозную организацию, которая бы курировала религиозную жизнь мусульман города Благовещенска».


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 23 ноября интервью с руководителем центра «Голубушка» Галиной Альшабах под заголовком «Голубушки» - очаровательны, скромны и искренни».

Г. Альшабах рассказывает о том, как интернет-форум, которым поначалу и была «Голубушка», превратился в реальную организацию, о том, как организация работает сейчас, с какими проблемами сталкивается и что у нее в планах («Мы ведем разработку бизнес-проектов, планируем создание мусульманского детского садика, школы, радио и многого другого»). Речь в интервью зашла и о недавнем открытии «Голубушкой» «телефона доверия» для мусульманок («Результаты работы первой недели: в среднем около 5 звонков в день плюс едва ли не в два раза больше обращений к оператору в сети Интернет по ICQ»).


Сайт Совета муфтиев России сообщил 23 ноября о подписании Исламским Банком Развития и СМР меморандума о взаимопонимании, предусматривающего предоставление стипендий на оплату обучения в российских и зарубежных вузах.

Международный департамент СМР уже начал прием заявлений на стипендию ИБР от абитуриентов, студентов и аспирантов, обучающихся на платной основе.

Стипендия представляет собой кард хасан, то есть долгосрочную беспроцентную ссуду. Она предназначается прежде всего для способных детей и студентов из малообеспеченных семей, с которыми будет подписываться соглашение об оплате их обучения при условии, что впоследствии они будут работать на благо российской мусульманской общины, либо возместят полученную сумму на образование в пользу Совета муфтиев России или местной религиозной организации мусульман, в которую они входят.


РИА «Новости» сообщило 19 ноября о том, что госаккредитацию могут получить три исламских вуза России.

Об этом на своей пресс-конференции заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

"Совет по исламскому образованию и совет ректоров исламских вузов провели анализ деятельности нескольких высших учебных заведений России и направили рекомендации на госаккредитацию трех из них в Минобразования, - сказал он.

По словам Р. Гайнутдина, возможно, уже в следующем году выпускники Московского исламского университета, Российского исламского университета в Казани и Северо-кавказского исламского университетского центра исламского образования и науки в Махачкале по окончании учебного процесса получат дипломы государственного образца.

"В России существуют собственные учебные центры, нашей молодежи незачем отправляться за рубеж, пусть лучше она учиться исламским наукам у себя на родине", - заключил глава Совета муфтиев России.


ИА «Грозный-информ» сообщил 20 ноября о заявлениях муфтия Чеченской Республики Султана Мирзаева, сделанных на внеочередном совещании кадиев районов республики.

Муфтий отметил, что необходимо укреплять дисциплину среди прихожан мечетей. В частности, он заявил, что недопустимо, чтобы кто-либо, кроме имама мечети, произносил проповедь перед верующими.

Работники муфтията подготовят план и тематику пятничных проповедей для имамов мечетей. Как сказал муфтий, это делается для исключения недопонимания среди мусульман.


ГТРК "Пермь" сообщила 19 ноября о том, что пермская соборная мечеть в очередной раз подверглась нападению вандалов.

Неизвестные изрисовали мечеть фашистской свастикой и националистическими лозунгами. Часть надписей удалось смыть – они были написаны мелом, а вот после уничтожения другой части придется делать косметический ремонт.


ИА «Урал-пресс-информ» сообщило 19 ноября  о том, что 16 ноября Правобережный районный суд Магнитогорска рассмотрел заявление прокурора района о признании экстремистскими ряда информационных материалов и удовлетворил его заявление.

Это относится к брошюрам «Исламская Вера», «Приближение к Аллаху - путь к успеху», «Система Ислама», «Сознание Аль-Ваъй», «Вхождение в общество», «Партийное сплочение», «Прокламации относительно хода действий», «Путь к вере», «Тафсир Аятов».

Данные брошюры использовались для вовлечения новых членов в деятельность запрещенной международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» и были изъяты сотрудниками правоохранительных органов региона в ходе расследования уголовного дела по обвинению трех местных жителей в участии в деятельности экстремистского религиозного объединения.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 23 ноября о том, что 19 декабря этого года в Москве состоится открытая конференция на тему «Интернет в жизни современной России. Исламский контент», организованная Ассоциацией культурно-просветительских объединений «Собрание».

В ней примут участие председатель Ассоциации общественно-просветительских объединений «Собрание» Мухамад Саляхетдинов, депутат Госдумы четвертого созыва, общественно-политический деятель, политолог и журналист Шамиль Султанов, исламский политолог, редактор интернет-издания «Контрудар» Гейдар Джемаль, бывший глава «Бадр-Форте Банка» Адалет Джабиев и другие ученые, экономисты, священнослужители, руководители и редакторы электронных СМИ.


Сайт IslamDag.Ru сообщил 21 ноября об открытии зиярата видного религиозного деятеля, ученого-богослова Сиражуддина в сел. Эрпели Буйнакского р-на.

В сообщении приводится биография автора книги «Бустан Аваристан», рассказывается о его трудах.

На мавлид, посвященный открытию зиярата, собралось большое количество верующих, среди которых были религиозные и общественные деятели, ученые, земляки Сиражудина. На маджлисе присутствовал муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев.


ИА «IslamNews» сообщило 20 ноября о том, что в Карелии решена проблема халяльного питания.

Это произошло благодаря встрече руководства Духовного управления мусульман Карелии с министром сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, и.о. заместителя премьер-министра Правительства РК Вандой Патенко.

Министр провела в министерстве рабочее совещание по вопросу нехватки халяль-продукции, на котором был выработан план действий по снабжению республики необходимой мясной продукцией.


Сайт «КомиОнлайн» сообщил 19 ноября о том, что в Сыктывкаре не могут определиться с местом для первой в Коми мечети.

Председатель мусульманской общины имам-хатыб Фарид Ибрагим рассказал «КомиОнлайну», что идея построить мечеть в Сыктывкаре появилась у мусульман республики еще в 2000 году, однако вопрос о выделении земли до сих пор не решен. В связи с этим Ф.Ибрагимов планирует встретиться с главой администрации Сыктывкара Романом Зенищевым. «Надеемся, что к концу года вопрос с землей решится, а в следующем году начнется строительство», - отметил имам.

Один из турецких фондов готов помочь со строительством мечети и финансово, и практически. По словам имама, средства могут выделить и мусульмане ОАЭ. «Все мусульманские диаспоры и автономии республики будут участвовать в строительстве мечети», - добавил имам.

Сейчас все религиозные обряды совершаются в арендуемом помещении общей площадью чуть более 50 квадратных метров, а зал для молитв может вместить максимум 40-45 человек. При этом только в Сыктывкаре проживает 5 тысяч приверженцев ислама, а в целом в республике - около 50 тысяч.

Помимо молитвенного зала на 500 человек в мечети организуют медресе, а также общежитие для учеников.


ИА REGNUM сообщил 20 ноября о том, что избирком Республики Дагестан обратился к паломникам, выезжающим в хадж, с предложением получить открепительные удостоверения и принять участие в выборах в Госдуму РФ.

В ближайшие дни первые группы паломников из Дагестана на автотранспорте отправятся в хадж в Саудовскую Аравию.


РИА «Дагестан» сообщило 22 ноября о том, что в Дагестане стартовала телевизионная викторина «Твой шанс», в которой в знании основ Ислама по книге «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему)» соревнуются студенты светских вузов Дагестана.

Инициаторами проекта выступили фонд им. Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова и телекомпания «ТВ-Чиркей», которая и будет транслировать игры, сообщили РИА «Дагестан» в Духовном управлении мусульман республики.

Проведение телевикторины рассчитано на полгода. Команда-победитель отправится в хадж в следующем году.

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1005/">ISLAMRF.RU: Президент всея мусульман</a>