RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Кавказ в фокусе

14.01.2010 15:28

2010 год начался в Дагестане серией терактов, контртеррористических операций и убийствами имамов. Ситуацию, сложившуюся в республике в 2009 году многие склонны рассматривать как гражданскую войну точно также, как оценивались события, происходившие в Ингушетии год-два тому назад. Подробнее о происходящем на Северном Кавказе в традиционном тематическом обзоре прессы IslamRF.  

 

Внимание к Дагестану в эти дни приковано по двум причинам – войной правоохранительных органов и экстремистского подполья и ожидаемым внесением кандидатуры будущего президента республики на рассмотрение местного парламента Дмитрием Медведевым. Причем эксперты отмечают взаимосвязь этих двух процессов, при том, что второй из них примечателен не самим фактом ожидания, а информационной и подковерной административной войной, которую ведут друг против друга сторонники пяти кандидатов на этот пост.

 

«Процесс формирования списка кандидатов в президенты Дагестана проходил в обстановке перманентного скандала. Очень многие в республике считают, что с этим связана и активизация боевиков, ведь каждый теракт -- удар по имиджу Муху Алиева, поскольку дает основание говорить, что действующая власть не справляется с возложенными на нее задачами. (…)

 

Хроника дагестанских политических скандалов, интенсивность которых нарастала весь прошлый год, не помещается в рамках газетной заметки. Лишь ближе к весне прошлого года закончилась многомесячная борьба за пост главы управления налоговой службы по Дагестану. Это назначение попытались пролоббировать некоторые богатые и влиятельные дагестанские предприниматели из Москвы, недавно вставшие на налоговый учет «по месту происхождения» -- скорее всего по недвусмысленной просьбе федерального центра. Вероятно, предприниматели, у которых совокупный оборот компаний превышает многолетний бюджет Дагестана, сочли, что после этого они вправе рассчитывать на некие преференции. (…) Аппаратный бой был затяжным и эмоциональным, с неожиданными разоблачительными интервью. Похоже, отстояв свое право участвовать в принятии подобных кадровых решений, президент Муху Алиев серьезно ущемил интересы кого-то из высокопоставленных лоббистов -- иначе его оппонентам не удалось бы развернуть такую активность в последние месяцы. Одной из «остановок» на этом пути были скандальные выборы мэра Дербента 11 октября прошлого года, во время которых оппоненты обвинили власти республики в беспрецедентных фальсификациях и давлении на избирателя. А власти заявляли, что они вынуждены были отвечать на сознательные попытки раскачать ситуацию в городе», пишет обозреватель «Времени новостей» Иван Сухов в статье «Выбор стратегии», опубликованной 13 января.

 

Нельзя исключать, что кампания взаимной дискредитации продолжает воплощаться в том числе и в фугасах на милицейских постах и уж точно служит для них фоном, отмечает Иван Сухов.

 

В то же время, не все эксперты согласны с мнением о том, что каждый новый теракт – удар по имиджу Алиева. Интернет-издание «Клуб Регионов» пишет: «Усиление террористической активности в Дагестане, по мнению экспертов, не снижает, а наоборот, повышает шансы действующего президента республики Муху Алиева остаться у власти. При этом политологи не исключают, что Алиева могут переназначить не на полный срок, а лишь на год – полтора». («Эксперты: каждый новый теракт в Дагестане увеличивает шансы Алиева на переназначение»)

 

Издание напоминает, что полномочия действующего президента Дагестана Муху Алиева истекают в феврале 2010г. Кроме него на пост главы республики претендуют еще четыре человека: заместитель председателя правительства Дагестана Магомед Абдулаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Народного собрания Дагестана Магомедсалам Магомедов и руководитель управления федерального казначейства по республике Сайгидгусейн Магомедов.

 

За некоторыми из кандидатов эксперты склонны видеть московских лоббистов – представителей крупного бизнеса дагестанского происхождения. Вот какую оценку дает происходящей борьбе за власть действующий глава Дагестана: «Но есть очень богатые дагестанцы, которые не жалеют средств для дестабилизации ситуации в республике, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше», чтобы прийти к власти или привести сюда марионетку, которой смогут манипулировать. Им все равно, с чего начать -- с Дербента, Хасавюрта, Махачкалы. Они не жалеют средств, мобилизуют прессу, подкупают федеральных чиновников, раздают деньги на местах, запугивают людей. Ведь весь ажиотаж и вокруг назначения главы управления федеральной налоговой службы по Дагестану и вокруг выборов мэра Дербента создавался в Москве». (Из интервью «Времени новостей» от 28 декабря 2009 года «Муху Алиев: Нам есть что отстаивать» )

 

Есть аналитики, которые рассматривают Дагестан как ключ к стабилизации ситуации на все северном Кавказе. «Это абсолютно ключевая республика, в зависимости от ситуации там будет вся ситуация на Северном Кавказе. Если, допустим, Москва сумеет нормализовать ситуацию в Дагестане, это, значит, автоматически будет означать в широком смысле нормализацию на Северном Кавказе», заявил Александр Будберг в передаче «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» в пятницу 8 января.

 

Хронику целого дождя террористических атак, которым был подвергнут Дагестан в период новогодних каникул можно проследить на новостной ленте республиканского информагентства. Продыху не было даже в новогоднюю ночь.

 

28 декабря 2009 года на пути следования милицейского патруля в Махачкале была подорвана бомба мощностью в 500 г в тротиловом эквиваленте. Никто из милиционеров не пострадал. В новогоднюю ночь в городе Хасавюрт на улице Грозненская сотрудники правоохранительных органов попытались остановить для проверки документов автомашину «ВАЗ-21014». Водитель и его 3 пассажира, неподчинившись требованиям милиционеров, открыли огонь по сотрудникам правоохранительных органов и были уничтожены ответным огнем. Вскоре выяснилось, что убитые трое из убитых являлись лидерами различных диверсионно-террористических групп республики (Все убитые в Дагестане боевики опознаны как руководители бангрупп). 6 января террорист-смертник протаранил на автомашине ворота базы ДПС в Махачкале и привел в действие мощное взрывное устройство. Мощность взрывного устройства, приведенного в действие, составила 50 кг в тротиловом эквиваленте, погибло пятеро.

 

215 тысяч человек в пяти районах и двух городах Дагестана остались без газа в результате подрыва магистрального газопровода "Моздок-Казимагомед", который произошел вечером 12 января. 14 января с пяти часов утра началась закачка газа в магистральный газопровод "Моздок-Казимагомед". С девяти часов утра голубое топливо стало подаваться потребителям, сообщила «Российская газета» («В Дагестане починили газопровод и возобновили подачу газа»).

 

Также в январе продолжилась серия убийств имамов мечетей Дагестана.

 

В то время как основное внимание СМИ сфокусировано на Дагестане, происходящее в других северокавказских республиках оставалось несколько в тени, за исключением ситуации в Ингушетии. Глава республики Юнус-Бек Евкуров в конце года значительно упрочил свой авторитет. Человеком года он был назван деловым еженедельником «Эксперт» («Камень в фундамент мира»), а губернатором года изданием «Клуб Регионов». Президент Ингушетии принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» в декабре 2009 года в Кувейте, что еще раз подтвердило его в качестве одного из ключевых игроков стабилизации в Кавказе.

 

Но каждый раз после видимых успехов, как по сценарию, в информационную картину об Ингушетии вклинивается какой-то отрицательный сюжет. На этот раз похищение людей, причем в северной столице.

 

Информационный канал Ислам.Ру сообщил о похищении четверых родственников убитого в октябре 2009 года ингушского правозащитника Макшарипа Аушева. По версии жены одного из пропавших - преподавателя исламского культурного центра Петербурга Юнуса Добриева, похищение было организовано представителями силовых структур: «Мои предположения, что их задержали органы. Куда бы мы не обращались, нам говорят, что «их никто не задерживал». До пропажи за ними следили, но мы не придали этому значения. Вокруг дома, куда они поехали в гости, были подозрительные люди. После похищения еще в течение двух дней слежка была за мной и моими родственниками, куда бы мы не пошли. За нами машины или люди пешком ходят». («Мусульмане Петербурга заявляют о похищении в городе родственников убитого правозащитника М. Аушева»)

На этом фоне выделяется Чеченская Республика, которая закрыла 2009 и начала 2010 год в мажорных нотах, что и было отражено в прессе. К примеру, одним из немногих руководителей регионов, попавших в рейтинг «100 ведущих политиков России в 2009 году», составленный «Независимой газетой», вошел Рамзан Кадыров.

 

Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров значительно укрепил свои позиции в итоговом рейтинге. В течение года он поднялся на семь ступеней и занял 51 место. Он также вошел в список российских политиков «сильного влияния». По итогам 2008 года Президент ЧР занимал 58 строчку рейтинга, сообщает по этому поводу ИА «Грозный-информ».

 

Подготовила Диляра Ахметова

 

На фото: Президент Дагестана Муху Алиев

 

Фото www.yuga.ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/11262/">ISLAMRF.RU: Кавказ в фокусе</a>