RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Нераздельно и неслиянно

17.03.2010 16:40

В феврале-марте процесс объединения духовных центров принес много информационной пищи исламским новостным изданиям, но интерес к нему федеральных СМИ значительно сократился.  

 

Первый логический цикл объединительного процесса продолжался с 27 ноября 2009 года по 2 февраля 2010 года. С момента предложения Талгата Таджуддина объединяться, зафиксированного в его письме в Президента Медведеву до первого заседания рабочей группы по вопросу объединения, состоявшейся в резиденции Совета муфтиев России в Москве прошло чуть более двух месяцев. Этот цикл уместно было бы назвать «Началом заседания» и ему был посвящен наш предыдущий обзор прессы.

 

Период с 17 февраля по 16 марта прошел под знаком «Прения сторон». Он начался с объявления нелегитимности встречи от 2 февраля, а завершился заявлением об отсутствии необходимости в созыве общероссийского мусульманского съезда – все из уст крупнейших функционеров ЦДУМ. Но обо всем по порядку.

 

Неожиданное продолжение получил процесс объединения 17 февраля 2010 года, когда в Москве собралась альтернативная рабочая группа по объединению, которая объявила первую, условно назовем ее «группу 2 февраля», нелегитимной. Было также заявлено о намерении создать Высший координационный совет российских мусульман. Сама по себе идея координационного совета поддерживается и лидером ЦДУМ, и рядом персон в КЦ МСК, но в данном случае исламские СМИ зацепила другая деталь – попытка членов президиума ЦДУМ Джафара Пончаева, Джафара Бикмаева, Альбира Крганова, Тагира Саматова фактически дезавуировать встречу в СМР 2 февраля. Действительно, назвать нелегитимным собрание, на котором присутствовали руководители всех трех участников объединительного процесса, по меньшей мере, нелогично. Из этого обозреватели информационного канала Ислам.Ру сделали вывод о том, что происходящее есть ни что иное как бунт президиума ЦДУМ против его председателя. «Что это, если не новый мятеж?! И что это, если не попытка расколоть собственную же духовную структуру ЦДУМ, единством которой так любят хвалиться сами ее представители?! Выходит, что три наиболее одиозных «муфтия», на волне объединительного процесса просто предают своего лидера Таджутдина, организуют против него мятеж и, фактически, заявляют о своем неподчинении руководителю», – пишет Анвер Агаев в материале «Объединение раздора» или мятеж в ЦДУМ».

 

В Совете муфтиев России ситуацию комментировать отказались, а глава КЦ МСК Исмаил Бердиев сначала заявил журналистам о том, что он никого на встречу 17 февраля не делегировал, а затем, все же, инициативы «мятежников» из ЦДУМ поддержал. В интервью Интерфаксу муфтий постарался сохранить паритет между обеими сторонами,  «По моей оценке, полномочия ни той, ни другой группы юридически не оформлены. Как мне стало известно, более половины и той, и другой группы не имели официальных полномочий от своих организаций, утвержденных, как это положено, их коллегиальными органами», - заявил он. («Муфтий Бердиев поддержал создание Высшего координационного совета мусульман России»)

 

Прошел месяц и ЦДУМ сделал новое заявление, на этот раз его подписал и сам шейхульислам Талгат Таджуддин и члены президиума ЦДУМ. 16 марта в Санкт-Петербурге был принят документ, авторы которого поддержали вариант объединения исламских централизованных организаций страны в форме создания Высшего координационного совета мусульман России без образования юридического лица. Они указали, что в проведении объединительного съезда российских мусульман нет необходимости. Круг подписантов и содержание заявления направлены на то, чтобы разрушить слухи о «ГКЧП» в ЦДУМ.

 

В середине этого месячного цикла произошло другое знаковое событие - очередной отчетно-выборный съезд ДУМ РТ 27 февраля в Казани, на который, в качестве гостей, были приглашены все главные действующие лица объединительного процесса. И действительно, такого открытого и демократического обмена мнениями в мусульманской среде не происходило давно. Каждый сформулировал свою позицию предельно четко, а горячая поддержка этому начинанию, высказанная президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым придала новый импульс продвижению переговорного процесса.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что представители ЦДУМ ведут себя на информационном поле гораздо более активно, нежели их коллеги из СМР, а глава КЦ МСК Исмаил Бердиев на встрече в Казани ясно дал понять, что встревать в полемику «татарских муфтиев» не собирается, а примкнет к тому образованию, которое учредят эти двое, будь это муфтият или консультативный совет, после чего со стороны КЦ МСК каких-либо действий по этому направлению не последовало.

 

Лидеры ЦДУМ дают интервью, комментарии и делают заявления охотно и часто, несмотря на предостережение своего же шефа. От такой активности неизбежно страдает логика и последовательность их действий. Бросается в глаза, например, то, что 9 февраля ресурс Интерфакс-Религия опубликовал интервью с Альбиром Кргановым, в котором он говорит о том, что ЦДУМ готов к дружественному слиянию, но не к поглощению (Мы готовы к дружественному слиянию, но не к поглощению). Логично предположить, что таким же образом ЦДУМ должен относиться и к братьям из СМР, но в интервью «Российской газете» от 10 марта Талгат Таджуддин как раз говорит о планах «недружественного поглощения», а именно: «Нынешний Совет муфтиев России просто войдет в состав ЦДУМ, а вместе с ним и все 47 муфтиев» («Единство - не прихоть»). 

 

Можно принять это заявление о фактическом сращении муфтиятов как позицию ЦДУМ и его лидера, но снова нестыковка – 16 марта наследники екатерининского политрешения говорят совершенно иное – о необходимости неформальной консолидации без учреждения юрлица и подчеркивают – в ЦДУМ на этот счет всегда царило и царит полное единодушие.

 

Картина представляется благостная, но мы были бы не объективны, если не упомянули здесь о контексте происходящего в недрах ЦДУМ. В конце ноября 2009 года Талгат Таджуддин, вняв многочисленным и многолетним просьбам верующих, своим указом снял с должности муфтия свердловской области Сибгатуллу Сайдуллина и назначил муфтием Равиля Мамлеева.

 

Согласно информации IslamNews, в течение истекших с тех пор четырех месяцев муфтий Сайдуллин не передал документацию и не освободил резиденцию муфтията новому главе и делать этого не собирается. («Мулла Сибгатулла будет биться "до последнего патрона"»).

 

И не только это. 100-летний юбилей Санкт-Петербургской соборной мечети и 70-летие муфтия Жафара Пончаева также отмечалось в нездоровой обстановке. Мусульмане северной столицы выступили против своего муфтия и намеревались организовать пикет, чтобы обратить внимание общественности на то, что мечеть работает фактически по полчаса в день верующие не имеют возможности удовлетворить свое законное право на совершение молитвы в собственном же храме. Власти проводить пикет не разрешили («Власти Петербурга запретили пикетировать мечеть»).

 

Как выясняется, не все спокойно в «королевстве Таджуддина» и общая обстановка вовсе не такая радужная. Но вернемся к основной теме. В феврале-марте появилось большое количество публицистических и аналитических материалов по теме в мусульманских электронных и печатных СМИ. Этот материал интересен своей многовекторностью. Аналитический пул независимого информационного канала Ислам.Ру прошедший в Казани обмен мнениями назвал событием государственного масштаба. (Съезд мусульман Татарстана стал событием государственного масштаба). «Несомненно, это было единодушие при некоторых расхождениях. К примеру, Гусман Исхаков и Исмаил Бердиев говорили о единой структуре, как конечной цели объединения, и о всероссийском съезде мусульман, как процедуре придания легитимности единому мусульманскому лидеру. А Талгат Таджутдин изначально начал озвучивать близкую «ГКЧПистам» идею о необходимости для мусульман некоего координационного совета. Но при этом он же, в отличие от «ГКЧПистов», заявил, что рассматривает создание координационного совета не как конечную цель, а лишь как начальный этап объединения», - пишет в статье Айдын Асадов. Вывод автора таков: «А весь съезд, фактически, стал наиболее очевидным доказательством того, насколько актуальным для мусульман России является преодоление разрушительного раскола, и насколько этот процесс имеет поддержку. Более того, по итогам съезда была принята резолюция, в которой пунктом за номер один значился вопрос объединения российских мусульман, в котором значилось: «Мусульманские организации России единодушны в том, что проблема объединения стала одной из важнейших», и что решение этого вопроса «востребовано страной».

 

Скептиками объединения являются обозреватели информационного агентства IslamNews, которые не видят конструктивного начала в самой идее объединения в принципе. Основной тезис позиции редакции заключается в том, что духовными управлениями руководят бездарные и отсталые кадры и потому объединение в принципе умме ничего не может дать. «Сумма трёх выше описанных парадоксов вообще ставит под сомнение возможность работать в нынешних условиях на объединение, ведь кадровый кризис ДУМов – базисный и неискоренимый», - пишет культуролог Джаннат Сергей Маркус в статье «Настало ли время единого ДУМа в России?» Здесь я позволю себе ремарку: то, что раскол стремятся преодолеть вчерашние же его действующие лица не является парадоксом, как отмечает автор, а напротив, абсолютно логично с точки зрения исламских идеалов братства и добрососедства.

 

Профессиональные качества муфтиев указываются в качестве основного фактора, влияющего на перспективы объединения по мнению обозревателя Газинура Насибуллина. В статье «Координационный совет как экзамен на профпригодность ДУМов» он пишет: « На фоне нескольких месяцев непрекращающихся острых дискуссий, всеобщих заявлений о поддержке объединения ДУМов и наконец одобрения федеральных властей создание хотя бы координационного совета, безотносительно к его форме, структуре, эффективности и другим спорным моментам, превращается в своего рода экзамен на профпригодность для муфтиев и существующей системы ДУМов в целом. Если такой экзамен будет провален в силу амбиций отдельных руководителей или каких-то других причин, то это заставит и мусульманское сообщество, и власти серьезно усомниться в способности духовных управлений (в том виде и с теми персоналиями) не только к объединению, но и к любой другой конструктивной системной работе».

 

Наиболее объективный и профессиональный подход продемонстрировала группа исламских журналистов, проведшая социологический опрос с участием порядка сотни региональных мусульманских лидеров различных духовных центров. Такого фронтального охвата мусульманской аудитории для проведения исследования современная Россия еще не знала.

 

Результаты работы представлены в публикации «Единство российских мусульман» на сайте Лиги мусульманских журналистов России. Согласно им, порядка 55 % лидеров мусульман однозначно выступают за создание в России единой религиозной структуры с единым муфтием во главе. Еще чуть более 20 % разделяют эту идею с теми или иными оговорками, или же выдвигая к ней определенные пожелания. Т. е. три четверти мусульманских лидеров РФ хотели бы, чтобы появилась единая всероссийская структура. Где-то 7 % полагают, что объединение в целом – необходимо, но пока не определились с тем, в какой именно форме оно должно состояться.

 

Казалось бы, результаты говорят сами за себя. Однако появляются и вопросы. К примеру, в таблице, где данные приводятся относительно каждого из трех духовных центров, говорится, что 48% муфтиев ЦДУМ за объединение в составе единой структуры и 47% за созыв съезда. Напрашивается вывод о том, что заявление ЦДУМ от 16 марта не учитывает мнения практически половины муфтиев ЦДУМ.

 

Вместе с тем, опрос подтверждает и мнение коллег из IslamNews, его авторы пишут: «остро ощущается запрос на прогрессивные реформы внутри мусульманских духовных структур. Общий уровень многих наших лидеров пока оставляет желать лучшего по сравнению с теми же православными и протестантами, тем более на общероссийском фоне. Процесс объединения, по идее, и должен дать толчок к столь искомой сегодня модернизации. Иначе у него самого нет смысла и достойного будущего».

 

Как мы видим, обсуждение перспектив объединение превратилось в самую настоящую публичную дискуссию с участием заинтересованных сторон, в чем уже его огромная заслуга. Но что характерно - этот новый цикл объединительного процесса, который мы условно назвали «Прения сторон», абсолютно проигнорирован т.н. «светскими» СМИ. Хор разнокалиберных газет, стращавших общественность неминуемым и зловещим исламским лобби, (см. «Исламское лобби: Pro et Contra»)  сразу после 17 февраля замолк как по команде.

 

Подготовила Диляра Ахметова

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/11986/">ISLAMRF.RU: Нераздельно и неслиянно</a>