RSS | PDA | Архив   Среда 29 Июнь 2022 | 1433 х.
 

Ислам в эпоху новых СМИ

19.12.2011 10:49

Традиционно интернет рассматривается как орудие демократии, поэтому ряд мусульманских исследователей указывают на опасности, которые может таить в себе свободный доступ к информации. Ислам виртуально охватывает все сферы жизни мусульман – включая образование, культуру и политику. Поэтому, по мнению ряда западных исследователей, любого рода новые явления в современной исламской мысли, появляющиеся в том числе в виртуальном пространстве, могут повлиять на явления вне ислама.

 

 

На протяжении нескольких столетий исламские ученые осуществляли контроль над интерпретацией и распространением исламских текстов среди мусульманского населения во всем мире. Однако в настоящее время, с появлением таких информационных каналов как Facebook, WordPress, Twitter, YouTube процесс распространения информации упростился и стал более демократичным по своей сути. В результате миллионы мусульман, которые пользуются интернетом, получили доступ к огромному разнообразию теологических воззрений и возможность свободно делиться своим мнением по разного рода теологическим вопросам.

Развитие информационного общества влияет на развитие исламской мысли. Как именно? Об этом рассуждают мусульманские ученые, исследователи ислама, эксперты в области СМИ и журналисты.

 

Нешрин Малик, колумнист британской газеты «The Guardian»:

— Я считаю, что появление новых СМИ символизирует начало эпохи, когда люди заново определяют обществообразующие схемы. На протяжении слишком долгого периода времени понятия религии, национальности расы диктовалось сверху, в условиях практического отсутствия свободы интерпретации. Сейчас эта бинарная ситуация изменилась. Интернет и социальные сети, в частности, позволяют мусульманам свободно общаться и обмениваться мнениями без посредников и страха быть наказанными за неподобающие мысли и вопросы. С его помощью религия фактически срослась с массовой культурой, она больше не удел седовласых старцев.

Между тем, на западе образ мусульман не вяжется с современными технологиями. Правительства многих мусульманских стран регулярно закрывает доступ к таким платформам как Facebook и Twitter или к интернету вообще – как мы недавно наблюдали в Египте. И в условиях глобализации это заведомо проигрышная позиция. В эту новую эпоху ислам должен использовать все возможности для того, чтобы стать понятнее как для последователей, так и для немусульман.

 

Сара Хамис, профессор кафедры средств массовой коммуникации университета штата Мерилэнд, США, соавтор книги «Ислам точка ком: Современные исламские дискурсы в киберпространстве»:

— Недавние события в мусульманском мире доказывают, что современные СМИ имеют огромное влияние на политическую жизни, социальные перемены, демократизацию арабских стран. Однако нам еще предстоит осознать, насколько широко распространяется это влияние на жизнь мусульман, на исламский дискурс. Я полагаю, что в ближайшие годы к нам придет осознание того, что эти информационные технологии создают новые платформы, которые позволят мусульманам по-новому взглянуть на себя, на общение с другими, на взаимодействие с немусульманами.

Кроме того, в этих условиях появятся новые властители дум и алимы, которые воспользуются преимуществами новых СМИ для внедрения дискурсов о том, что значит быть мусульманином сегодня.

 

Мохаммед аль-Навави, профессор кафедры средств массовой коммуникации университета Куинс штата Северная Каролина, США:

— Современные коммуникации, и в особенности интернет, во многом определяют динамику развития отношений между исламским истэблишментом и рядовыми мусульманами. Исламские сайты становятся открытой площадкой для обмена мнениями по поводу современных интерпретаций ислама. Дискурс на этих сайтах свидетельствует о свободе участников подобных дискуссий от институциональной гегемонии, он порождается переживаниями и чаяниями мусульман, настроенных на открытую публичную жизнь. Это говорит о том, что произошла трансформация публичной сферы ислама. Мусульмане участвуют в свободных обсуждениях тончайших вопросов веры вне сферы действия традиционных религиозных авторитетов.

 

Ваджахат Али, публицист, США:

— Каждое новое поколение вырабатывает свой язык. Современная молодежь не болтает – она чатится, а также смсится, загружает, скачивает, может твитнуть и так далее.

Точно также новый язык коснулся и ислама. Мусульмане говорят на этом языке, и он создает в наших головах конструкты восприятия действительности и ислама в частности.

Новые СМИ называют полем битвы нового поколения. Если хотите, это – театр нового поколения. Кто-то скажет, что это театр военных действий, для кого-то это ярмарка идей и конкурирующих идеологий, рассказов о том, что значит быть настоящим мусульманином. Впервые мусульманам дали право слова. Нам больше не надо прятаться за стенами мечетей. Каждый может высказаться – не надо продираться к микрофону и выпрашивать слово.

Ислам в эпоху новых средств массовой информации – это когда Коран можно носить в «Айподе», выбрать слово «минбар» в качестве доменного имени, когда имам не обязательно должен быть прикреплен к определенной мечети, а может читать хутбы по «Скайпу». Мечеть стала виртуальной и глобальной. Одно виртуальное сообщество будет влиять на другое виртуальное сообщество, и ислам останется нашим, но он будет для всех.

 

Муса Мурави, политический обозреватель, США:

— Цифровая эпоха бросила вызов многовековому союзу правителей и лояльного духовенства, отдав бразды правления образованной части населения и независимым религиозным деятелям.

Для широкой публики новые технологии стали мостом к Иному – иной культуре, иному вероисповеданию и т.д. Кроме того, читающая публика получила доступ к приемлемому альтернативному толкованию своей веры, которое больше подходит для современных условий и образа жизни.

Перед неангажированным религиозными деятелями цифровые технологии открыли новые возможности проявить усердие на пути веры. А раньше они могли только принять сторону правителей, держать свое мнение при себе или же высказывать его под страхом смерти или изгнания.

Поэтому я считаю, что цифровая эпоха несет новую парадигму исламской мысли.

 

Вит Шислер, доцент кафедры современных средств массовой информации Пражского университета, Чехия:

— Я считаю, что надо избегать медиацентризма, не стоит преувеличивать степень влияния новых СМИ на аудиторию. Ислам может существовать без интернета, и мусульманские социальные связи не рухнут без «Фейсбука». Тем не менее, нельзя игнорировать инновации в производстве и потреблении исламского знания.

Традиционным авторитетам приходится вступать в борьбу за аудиторию с харизмачными сетевыми проповедниками. В то же самое время будущее ислама все больше будет определяться неписаными цифровыми средствами коммуникации: аудиозаписи проповедей, видеоролики, которые проще и доступнее для восприятия, особенно если говорить о молодежной аудитории.

 

Захед Аманулла, выпускающий редактор сайта AltMuslim.com:

— О мусульманских странах давно судят по степени контроля над информацией вкупе с эксплуатацией религии – взять хотя бы Пакистан или Саудовскую Аравию. Нам известен рецепт катастрофы. В условиях вакуума наивно было бы считать совпадением рост религиозного экстремизм и распространение интернета, а также новых СМИ. Но к счастью, в это информационное пространство прорвались и более конструктивные идеи.

 

Самия Аиш, журналист, ОАЭ:

— Мне кажется, что потенциал Интернета в плане продвижения умеренных и центристских взглядов в исламе огромен. Не с религиозной, а с социальной точки зрения. В эпоху новых СМИ ислам предстает не только как свод религиозных практик, а как значимое измерение социальной и культурной идентичности.

К положительным моментам воздействия новых медиа на ислам я бы отнесла более широкое представительство женщин в виртуальной сфере. Новые платформы, такие как Facebook, Twitter, YouTube и блоги дают мусульманкам возможность по-новому взглянуть на самих себя и свои общины.

 

islamintheageofnewmedia.com

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/19515/">ISLAMRF.RU: Ислам в эпоху новых СМИ</a>