RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Запад и «Братья-мусульмане»: от тактических тайных союзов до стратегического альянса

28.12.2011 14:23

Движение «Ихван аль-Муслимин» привлекает к себе сейчас самое пристальное внимание. И это не удивительно, поскольку силы, представляющие или близкие к данному движению пришли или претендуют на власть сразу в нескольких государствах (Тунис, Египет, Марокко, и др.).

 

С момента основания "Братьев-мусульман" египетским школьным учителем и имамом Хасаном аль-Банна, братству удавалось выражать надежды угнетённого и часто растерянного среднего класса мусульманского мира. Организация объясняла их отсталость посредством интересной смеси фундаментализма и модернизма.

 

Одной из озвучиваемой целей движения являлось восстановление культурной идентичности уммы на исламской интеллектуальной основе. И осуществить это предполагалось на базе концепций, разработанных Дж.Афгани и М.Абдо

 

Эти идеи передавались и по-прежнему передаются через современную структуру, которая включает женские группы, молодёжные клубы, средства массовой информации, а временами и военизированные группировки. Нельзя не отметить и тот факт, что именно из недр этой организации вышли ожесточённые разновидности радикализма (в частности, та же "Аль-Каида"), хотя многие из таких групп считают теперь "Братьев-мусульман" слишком традиционными. В связи с этим не выглядит удивительным, что данное движение представляет крайний интерес для Запада, стремящегося приобрести влияние в одном из самых стратегических регионов мира.

История союзов

С 1950-х США тайно заключали союзы с "братьями" или их ответвлениями по таким разнообразным вопросам как борьба с коммунизмом или уменьшение напряжённости между европейскими мусульманами. И если посмотреть на историю, то можно увидеть знакомую схему: каждый раз американские руководители решали, что "братья" могут быть полезны и пытались направлять их в американских целях. Возьмём, к примеру, президента Эйзенхауэра –  в 1953 г., за год до того, как "братья" были объявлены вне закона египетским президентом Г.Насером, в рамках тайной пропагандистской американской кампании, которую возглавляло Информационное управление США, в Принстонском университете было собрано более трех десятков мусульманских богословов (главным образом, из мусульманских стран) для участия в «научной» конференции. Настоящей причиной для этой встречи была попытка произвести впечатление на мусульман духовной и нравственной силой Америки, так как считалось, что это могло повлиять на мнение мусульман больше, чем их косные правители. Конечной целью было содействовать анти-коммунистической политике в этих (ставших недавно независимыми) странах. Сотрудники администрации Эйзенхауэра знали, что делали. В битве с коммунизмом, как они полагали, религия являлась той силой, которую США могли использовать, т.к. Советский Союз являлся атеистическим государством, в то время как Соединённые Штаты вроде как придерживались принципа свободы вероисповедания.

 

С 1953 г. «братство» было запрещённой организацией, но оставалось активным и влиятельным в Египте, часто идя рука об руку с разведкой Великобритании. В июне 1955 г. Ми-6 была близка к «братству» в Сирии для поднятия волнений против нового правительства с сильным левым уклоном, желавшим слияния с Египтом. А после объявления Насером о контроле Египта над Суэцким каналом, «братство» стало просто незаменимым. ЦРУ следовало примеру Британской разведки, чтобы использовать ислам для достижения своих целей. Они хотели найти харизматичного религиозного лидера, которого бы они сумели продвинуть, а затем контролировать, поэтому они начали свои контакты с группами, подобными «Братьям-мусульманам». По мере того, как Насер укреплялся во власти, «братству» уделяли всё более серьёзное внимание про-западные арабские режимы Саудовской Аравии и Иордании. Фундаменталистам нужно было придать народную поддержку, которую они могли бы использовать в борьбе против укрепляющегося арабского социализма Насера, чтобы сохранять насаждённые арабские режимы в неприкосновенности.
У этого сотрудничества были приливы и отливы. Но в любом случае Запад использовал "Братьев-мусульман" ради получения краткосрочного тактического преимущества, позднее поддержав многие из авторитарных правительств, которые быстро расправлялись с противостоящими им организациями и движениями.

 

Во время войны во Вьетнаме внимание США было отвлечено на другие дела, но с началом советской войны в Афганистане интерес к поощрению фундаменталистов снова возрос. Этот период поддержки радикалов (некоторые из которых превратились в "Аль-Каиду") хорошо известен. В годы после терактов 11 сентября Соединённые Штаты поначалу агрессивно преследовали "братьев", объявив многих из их ключевых членов сторонниками терроризма. Но ко второму президентскому сроку Дж.Буша США проигрывали две войны в мусульманском мире и сталкивались с враждебно настроенными мусульманами в Германии, Франции и других европейских странах, где "братья" приобрели влияние. США негласно изменили свою позицию. Администрация Буша разработала стратегию установления тесных связей с мусульманскими группами в Европе, которые были идеологически близки "братьям", для того, чтобы те стали союзниками, когда будет необходимо иметь дело с более радикальными группами, например, доморощенными экстремистами в Париже, Лондоне или Гамбурге. И, как и в 1950-е, правительственные чиновники хотели представить мусульманскому миру имидж Вашингтона как имеющего близкие связи с базирующимися на Западе фундаменталистами. Поэтому, начиная с 2005 г., Госдепартамент предпринял шаги, чтобы добиться расположения "Братьев-мусульман". В 2006 г., например, он организовал конференцию в Брюсселе между европейскими "Братьями-мусульманами" и такими американскими организациями как "Исламское общество Северной Америки", имевших связи с "братьями". Всё это было поддержано аналитическими докладами ЦРУ, в одном из которых от 2006 г. было сказано, что "Братья-мусульмане" обладают "внушительным внутренним динамизмом, организацией и умением работать со СМИ". Поэтому, несмотря на озабоченность западных союзников, что поддержка "братьев" в Европе является слишком рискованной, тем не менее, ЦРУ добивалось этого сотрудничества.

Рациональный «демократический» подход

Что касается администрации Б.Обамы, то она оставила работать некоторых людей из команды Дж.Буша, которые помогали разрабатывать эту стратегию. И по сообщениям иностранной прессы трудные переговоры американцев и «Братьев-мусульман» продолжались до тех пор, пока не был достигнут существенный прорыв. По соглашению между сторонами, «Братья-мусульмане» должны взять под свой контроль весь Ближний Восток, а взамен обязуются уничтожить «Аль-Каиду». Такой план был разработан в ходе встреч, состоявшихся во Франкфурте в начале ноября между представителями ЦРУ и руководством «братьев». Следует отметить, что во встречах принимал участие и новый глава ЦРУ Дэвид Петреус.

 

Некоторые аналитики на Западе задаются вопросом, как «братья» будут относиться к Израилю, и действительно ли они отреклись от насилия. Большинство (включая администрацию Б.Обамы) полагают, что это то движение, с которым Запад может иметь дело, даже если Белый дом не до конца признает наличие официальных контактов. Так, в начале ноября один из представителей администрации президента США Уильям Тейлор заявил, что США будут судить о победивших на египетских выборах партиях «по тому, что они делают, а не по тому, к чему они призывают», фактически, дав понять, таким образом, что Вашингтон вполне устраивает победа «Братьев-мусульман». Позднее пресс-секретарь Госдепартамента США Марк Тонер подтвердил данный курс, сказав: «Мы ясно показали, какой точки зрения придерживаемся – если «Братья-мусульмане» продемонстрируют свою приверженность демократическим процессам, мы будем приветствовать их в качестве участников политического процесса».

 

А вот как в интервью агентству Fox News объяснил ситуацию один из аналитиков Госдепартамента США Ласло Тот: «Многие страны (старые союзники) имеют цели и задачи, противоречащие тому хрупкому и новому демократическому движению, которое происходит сейчас на Ближнем Востоке. Ни Европа, ни Израиль не заинтересованы в демократических правительствах. Фактически, они против. И мы сделали вывод: нам нужны новые друзья и партнеры на Ближнем Востоке. И мы их нашли». Далее Л.Тот поведал, что с новыми друзьями («Братьями-мусульманами») Госдепартамент и спецслужбы работают уже немалое время и сотрудничеством довольны: «Когда-то это была экстремистская группировка, но они уже давно отказались от насилия, и у них очень широкая сеть контактов. Завоевать их доверие было нелегко, но им нашлось, что нам предложить, когда мы наконец стали друзьями. «Братья-мусульмане» разделяют озабоченность США в области прав человека и демократического управления». Перестройка, как известно, вещь непростая, поэтому смена партнеров сопровождалась отсеиванием недостаточно гибко мыслящих сотрудников органов. И как объяснил Л.Тот, «администрация Белого дома очень настаивала на этом, поэтому пришлось отправить на пенсию тех, кто оказался не в состоянии подойти к новым веяниям рационально». Весьма показательные цитаты, не правда ли?

«Мина замедленнного действия»

Существует и другой интересный аспект – правление побеждающих «братьев», как минимум, создаст крайне благоприятные условия и питательную среду для усиления позиций так называемых «салафитов», которые, как видно из предварительных итогов выборов, уже сегодня готовы претендовать на более чем солидный кусок пирога. Действительно, одной из неожиданностей (для части политологов) первого этапа прошедших выборов в Египте стал второй результат, показанный на выборах в Египте «салафитской» партией «Ан-Нур», позиции которой в Египте времен Мубарака можно было смело назвать ничтожными (по подсчётам аналитиков, число сторонников т.н. «салафитов» до выборов в стране не превышало 250 тыс. человек). Однако, судя по всему, администрацию США и этот факт не особенно беспокоит: госсекретарь Х. Клинтон заявила, что «не так важно, как партии себя позиционируют, как то, что они делают». В чем же причина этого?

 

Одна из причин такой поддержки, скорее всего, в том, что идеология как «Братьев-мусульман», так и партии «Ан-Нур», произрастает из т.н. «фундаментализма», идеологии враждебной тем исламским движениям, которые являются на сегодняшний момент основными врагами Вашингтона из числа мусульман – иранским шиитам, сирийским властям и ливанской организации «Хизб Аллах». Одной из важных целей альянса «Братьев-мусульман» и Соединенных Штатов является направление военной, информационной, экономической и идеологической активности «братьев» и их союзников против альянса исламских сил Сопротивления во главе с Ираном. В конкретной форме это может проявиться и в возбуждении т.н. «салафитских» мятежей в некоторых районах Ирана, в частности, в Белуджистане и Хузистане.

 

Другой причиной такой странной (на первый взгляд) поддержки со стороны США египетских «салафитов» может являться то, что чересчур буквальный (местами радикальный) подход т.н. «салафитов» к решению самых разных проблем и вопросов, в итоге, может привести регион к хаосу и анархии. То есть, фактически, американские стратеги уже сейчас (на самом раннем этапе) закладывают в Египте «мину замедленного действия», которой они (в необходимый период времени) без особого труда смогут воспользоваться. И от того, понимают ли это мусульмане, зависит будущее целого региона, если не мира вообще.

 

IslamRF.Ru по материалам зарубежных и российских СМИ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/19695/">ISLAMRF.RU: Запад и «Братья-мусульмане»: от тактических тайных союзов до стратегического альянса</a>