RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

Чья чалма выше?

24.03.2008 15:07

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 29 февраля – 6 марта 2008 года.

Два года назад в мечети Кул Шариф был открыт Музей Ислама. Эта дата дала повод журналистам татарстанского приложения к «Российской газете» подробнее рассказать о единственном музее такого рода в России (Брайловская С. Музей Ислама отметил день рождения. От калфака до чалмы // Российская газета (Волга-Урал), 2008. – 28 февраля – 5 марта).

- Многие посетители интересуются, можно ли по высоте чалмы определить, кто из духовных лиц выше по рангу, - рассказала корреспонденту газеты экскурсовод. – Но высота чалмы зависит только от личного вкуса человека. Простой народ вместо шапки обертывал голову куском белого полотна, так же покрывали голову и представители духовенства. Чалма среди мусульман считалась признаком авторитета и почета. Но была еще и практическая сторона ее применения. Под многометровым отрезом натуральной ткани укрывались от солнца. С его помощью доставали воду из глубокого колодца. И даже помогали страннику выбраться из пропасти.

О том, чья чалма выше и кто выше по рангу долго спорили и в высшем мусульманском сообществе России. Но, слава Аллаху, эти раздоры, кажется, потихоньку уходят в историю.


Вот и вернувшийся с очередного уфимского съезда ЦДУМ председатель Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального Духовного управления мусульман России Савбян-хазрат Сулейманов в интервью «Ульяновской правде» не стал никого обвинять, а спокойно рассказал о прошедшем мероприятии, на котором собрались 32 муфтия-председателя региональных подразделений ЦДУМ, объединяющих почти 1600 мечетей. «Число это может вызвать у читателя удивление: а почему мечетей так много?» - задается вопросом автор материала. И продолжает: «Что ж, для усиления эмоций скажем, что ЦДУМ - не единственная мусульманская организация в России, так что мечетей в стране еще больше»

«Многие и впрямь считают, - говорит Савбян-хазрат, - что мечетей много быть не должно. Но при этом забывают об одной большой проблеме. В мечети ходят люди разных возрастов. И если для молодых непреодолимых расстояний нет, то старики - а именно они являются основными и постоянными посетителями - в силу своего возраста испытывают затруднения, если до мечети далеко добираться. Поэтому, во-первых, мечети в городах стараются строить близко к трамвайным путям - излюбленному транспорту пожилых (исключение в Ульяновске только одно - мечеть на Верхней Террасе). А во-вторых, мы увеличиваем их число - чтобы мусульманин любого возраста не испытывал проблем с посещением мечети».

Как дальше пишет газета, именно о мечетях, в основном и шла речь на съезде в Уфе. Точнее, о выделении им грантов. Еще точнее, об ускорении оформления этих грантов. Администрацией президента РФ создан специализированный Фонд для добровольных пожертвований, денежные средства которого распределяются на нужды религиозных организаций. Гранты в размере 60 тысяч рублей получили пока 15 из 99 ульяновских мечетей, входящих в ЦДУМ. Но, как правило, руководят ими всеми люди преклонного возраста, для которых открытие счета и составление прочей документации - дело непривычное и нелегкое. И так обстоят дела по всей России. Поэтому муфтий Талгат Таджуддин и попросил председателей региональных отделений ЦДУМ помочь мечетям в оформлении необходимых бумаг. «В Москве уже поговаривают, - улыбается Савбян-хазрат, - вам что, деньги не нужны? А ведь как только первые мечети получат деньги и отчитаются об их использовании, им выделят еще и определят новых грантополучателей в области».

Это же издание сообщает, что в следующий раз муфтии ЦДУМ соберутся 11 июня в Булгарах. Начиная с 1988, года это традиционные день и место для ежегодного съезда.

К слову сказать, и встреча 3 марта в Казани Гусмана-хазрата Исхакова с зам.муфтия ЦРУМ Пермского края Альфредом Масагутовым, в ходе которого по скупому сообщению сайта «Ислам в Республике Татарстан»  , «были рассмотрены вопросы содействия строительству в Перми религиозного комплекса» говорит о многом. Хотя бы о том, что вопросы строительства мечети в Перми по сути должны решаться в Уфе, а не в Казани. И это своего рода знак.


Еще на тему чалмы. Газета «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») опубликовала в номере от 1 марта фото, на котором изображен муфтий ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков, который водружает «переходящую» чалму на голову одного престарелого хазрата (Минhаж Р. Кулэгэдэн-Кояшка // Ватаным Татарстан, 2008. – 1 март). В чем дело? Оказывается в ДУМ РТ состоялось знаменательное событие – 80-летний мулла Акрам-хазрат Захриев из Сабинского района РТ получил официальное свидетельство имам-хатыба.

Как явствует из материала, на протяжении последних 35-ти лет он исполнял в своем селе обязанности имама и даже начал строительство мечети, но в современных условиях проводить какую-либо финансовую деятельность, заниматься стройкой невозможно без официальной регистрации. Это и вынудило его обратиться к вышестоящему начальству. Ему было выписано свидетельство под №1000. Муфтий Гусман-хазрат Исхаков решил отметить это событие в торжественной обстановке по случаю чего и водрузил на его голову чалму.


Но если здесь руководитель ДУМ РТ был изображен в хорошем расположении духа, то в номере газеты «Шэхри Казан» за 4 марта он явно чем-то недоволен (Эйткэн суз – аткан ук //Шэhри Казан, 2008. – 4 март). Газета приводит цитату из его выступления на одной из последних пресс-конференций: «Проповеди в мечетях должны произноситься исключительно на татарском языке. Релизы для пресс-конференций должны также писаться на татарском языке. Та информация, что мы распространили, извините, написана на русском. Я обязательно разберусь с этим – найду ответственных и накажу как следует!»


На носу очередная призывная компания. В связи с этим газета «Шахри Казан» («Город Казань») поднимает тему «мусульмане и армия» (Сэмигуллина А. Хэзрэтлэр армиягэ бара // Шэhри Казан, 2008. – 29 февраль). Как известно, недавно российские власти приняли решение отправлять в армию и священнослужителей, которые до сих пор имели право на отсрочку, или вообще освобождались от службы в рядах РА. Это решение коснулось и мусульман, число которых в армии, по словам первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова, растет день ото дня.

Как пишет газета, молодые мусульманские религиозные деятели не отказываются от службы, но при создании в армии условий для совершения намаза и обеспечения соответствующей требованиям религии пищи. Некоторые даже выдвигают идею о создании в рамках российской армии специальных мусульманских полков. «Не будет никакого противоречия и проблем, если офицеры и солдаты будут жить по канонам Шариаата. Это стало бы первым шагом к улучшению отношений в коллективе, и, вообще, к наведению порядка в армии. А родители без всякого страха отправляли бы своих детей в такие полки. Когда все читают намаз, к Исламу потянулись бы и те ребята, которые раньше имели туманное представление о религии. Но это предложение, видимо, останется неосуществимой мечтой», - пишет газета.

В январе ДУМ РТ обратилось с письмом к первому заместителю Премьер-министра РТ Равилю Мурату, который одновременно является заместителем Председателя призывной комиссии в РТ. В нем говорится: «Исполнение воинского долга не противоречит Исламу. Защита Родины – святая обязанность для мусульман. Тем не менее, в последнее время наблюдаются отрицательные явления по отношению мусульман проходящих воинскую службу, нарушаются их права. В связи с этим мы просим вас способствовать решению проблемы по созданию для них условий для совершения намаза, исключению из рациона солдат-мусульман пищи, приготовленной с использованием свинины. В этом случае призывники-мусульмане без всякого страха пошли бы на воинскую службу».


Мусульманская газета «Умма» на своем сайте , освещая эту же тему, продолжает, что на вышеупомянутое обращение, военный комиссар РТ, генерал–майор С. Погодин ответил письмом, утверждая, что многие воинские части имеют на своей территории мечети и часовни, молельные комнаты, которые военнослужащие могут посещать в свободное и личное время, определенное распорядком дня воинской части. Поэтому пятикратную молитву призывник сможет исполнить при его личном стремлении, так намаз до восхода солнца модно исполнить до общего утреннего подъема, обеденную молитву – перед обедом, остальные – во время самостоятельной подготовки или личного времени. А также меню питания в воинских частях предусматривает приготовление 2 различных блюд (2-первых блюда, 2 вторых) из различных продуктов.

Кстати, армейскую тему поднимает и последний номер газеты нижегородских татар «Миллят» (Молельная комната в военной части - (№6 (2)). 20 февраля имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Ахмет-хазрат Абдуллин принял участие в рабочей встрече с полковником Сергеем Михайловичем Лузиным, организованной Нижегородской областной общественной организацией «Дагестанский общественный центр».

С.М.Лузин является командиром отдельного дисциплинарного батальона Московского военного округа (МВО), дислоцированного на территории поселка Мулино Володарского района Нижегородской области. Целью этой встречи было обсуждение организационных моментов, связанных с запланированным на ближайшее время открытием в военной части молельной комнаты.

Ахмет-хазрат считает поездку плодотворной. «Сторонам удается достигнуть такого согласия и понимания только тогда, когда если они преследуют одну цель, — подчеркивает он. — В данном случае — это забота о повышение нравственности служащих дисциплинарного батальона».


А казанская газета «Восточный экспресс»  в номере от 6 марта подняла еще одну злободневную проблему, касательную взаимоотношений религиозного и светского. Статья называется «Фондовый рынок по законам Шариаата». На вопросы на данную тему отвечает казый Казани и Центрального региона РТ, имам-хатыб мечети Кул Шариф Рустам-хазрат Зиннуров. Приведем пару наиболее интересных вопросов и ответов:

«Анвар, служащий:

- Планирую самостоятельно сформировать портфель из российских акций. Как это сделать, не нарушая законов шариата?

- Выбрать компанию самостоятельно очень сложно. Допустим, компания по роду деятельности относится к металлургическому сектору, но на балансе компании могут быть непрофильные производства, запрещенные законами шариата. В 2006 году в составе делегации от Духовного управления Республики Татарстан я прошел обучение в Кувейте. Нам дали технологию оценки деятельности компании. Привести ее полностью невозможно. Могу лишь отметить, что допустима покупка акций, если от общей суммы прибыли компании доля сомнительной прибыли или прибыли от деятельности, не полностью соответствующей исламу, не превышает 5 процентов. Конечно, нельзя покупать акции страховых компаний, банковского сектора, компаний, имеющих отношение к табачному, алкогольному, оружейному и игорному бизнесу. Запрещается инвестировать в компании, имеющие отношение к свиноводству.

Наиль Рустамович, предприниматель:

- Если исламский банк не имеет права давать деньги под проценты, то каким образом происходит кредитование бизнеса?

- Банк от имени клиента приобретает необходимый товар (комплектующие материалы, сырье, оборудование), а затем продает его клиенту с наценкой. Величина добавочной стоимости заранее оговаривается сторонами и выплачивается в течение определенного срока. Сотрудничество с исламским банком возможно в софинансировании банком и клиентом определенного проекта. Доходы и убытки, которые несет проект, делятся сторонами согласно долям финансирования. При этом управление может осуществляться как обеими сторонами, так и любой из них в отдельности».


3 марта в Казани в медресе «Мухаммадия» состоялась публичная лекция на тему «Ислам и терроризм». В мероприятии приняли участие около 200 студентов медресе, преподаватели и священнослужители.

Публичная лекция была организована Советом по делам религий при Кабинете Министров РТ, Духовным управлением мусульман РТ и медресе «Мухаммадия».

«Вначале мы продемонстрировали 10-минутный фильм «Ислам против терроризма», затем состоялось его обсуждение, прозвучали выступления, в том числе на тему «Ислам и терроризм», «Исламский фундаментализм», «Технологии СМИ по борьбе с терроризмом». Выступали как наши преподаватели, так и студенты старших курсов. Цель этого мероприятия – вновь поговорить о том, что ислам и терроризм – это не слова–синонимы», - рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ»  проректор по учебно-воспитательной работе медресе «Мухаммадия» Зульфат-хазрат Габдуллин.

Под таким несколько претенциозным заглавием прошел круглый стол сегодня в ДУМРТ. В его работе приняли участие ректор РИУ проф. Р.М.Мухаметшин, председатель Совета по делам религий при КМ РТ Р.Н.Валиуллин, зам. председателя этого совета В.Р.Абдулхаева, ученый секретарь Совета улемов Рустам-хазрат Батров, преподаватели РИУ Д.А.Шагавиев, к.и.н. Р.К.Адыгамов.

Как сообщает близкий к ДУМ РТ сайт «Ислам в Республике Татарстан» , «главным содержанием выступлений было признание факта интеллектуального роста мусульман России, которые ныне могут предлагать интеллектуальные продукты, востребованные не только для внутреннего пользования, но и для заграницы. Симптоматичным в этой связи стало издание книги Рустама-хазрата Батыра "Абу Ханифа: жизнь и наследие" на английском языке. Это один из первых случаев транслирования опыта российских мусульман для заграничного читателя. Ведь не случайно принято говорить о толерантной сущности татарского Ислама, опыт Татарстана востребован во всем мире, ДУМ РТ и РИУ стали центром своеобразного паломничества иностранных послов, аналитиков и ученых».

Газета «Форум», которую выпускают студенты Российского Исламского университета, также уделяет немало места интервью с проректором РИУ по научной работе, вышеупомянутым Рустамом-хазратом Батровым (Ахмадиев А. «Мы должны разговаривать с людьми на понятном языке» // Форум, 2008. - №1(9). - февраль). В частности, на вопрос как он собирается поднимать опустившийся в последнее время уровень научной работы в РИУ, он отвечает, что эта проблема будет решаться «путем организации межстуденческих научных конференций, приглашения известных ученых для чтения лекций, а также организации дискуссионных игр, где студенты в научном споре должны будут отстоять свою точку зрения по конкретному вопросу». Также РИУ планирует заняться широкой издательской деятельностью – возобновить выход богословского журнала «Мир Ислама», начать перевод с иностранных языков необходимых для учебного процесса книг.


Программа мероприятий, посвященных 175-летию мусульманского просветителя Зайнуллы Расулева, обсуждена на заседании оргкомитета в Правительстве Республики Башкортостан, сообщает «Башинформ». Вел заседание заведующий сектором науки и высших учебных заведений отдела образования и науки Аппарата Правительства РБ Марсель Туйгунов.

Известный писатель Рауф Насыров рассказал о готовящейся к изданию книге, в которую будут включены его работа о Зайнулле Расулеве, работы мусульманского просветителя XIX века Мурада Рамзи и современного башкирского исследователя арабо-мусульманской философии Ильшата Насырова.

В день рождения Зайнуллы Расулева 28 марта состоится торжественное собрание в Учалах. Ориентировочно 30 мая состоится научно-практическая конференция "Мыслитель, покоривший человечество". О своей готовности принять активное участие в ее подготовке и проведении заявили ректор Башкирского государственного университета Мухамет Харрасов и директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Фирдаус Хисамитдинова.

Начальник отдела культуры администрации Учалинского района Зариф Гарипов рассказал о мероприятиях, которые пройдут на родине просветителя. В деревне Юлдашево его имя будет присвоено местной школе. Зариф Гарипов заявил, что Учалинский горнообогатительный комбинат готов оказать помощь в благоустройстве могилы Зайнуллы Расулева в городе Троицке Челябинской области и изготовлении мемориальных досок.

О своем намерении принять участие в мероприятиях заявили представители Центрального духовного управления мусульман России и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.


В эти же дни в Самаре состоялось очередное заседание клуба татарских женщин, которое действует при татарском обществе «Туган тел» передает радио «Азатлык» . Хотя тема мероприятия и была обозначена как «Жизнь в рамках Ислама – путь к счастью», тем не менее, разговор затронул самый широкий спектр вопросов.

Выступившая на заседании активистка женского совета Наиля-ханум Сабиржанова начала разговор с проблем, которые стоят перед татаркой нацией. «Наша нация стоит на пороге большой трагедии, - сказала она. – Можно без всяких экивоков утверждать, что последние два поколения не знают татарского языка. Если в Татарстане этот вопрос решается на государственном уровне, то нам, татарам, проживающим в других регионах приходится решать этот вопрос, опираясь лишь на собственные силы. И в этом отношении нам надо брать пример с татар США, Финляндии, Китая, Турции, германии, Австралии, которые сохраняют родной язык и свободно на нем разговаривают, хотя и в их государствах официальными языками являются или английский, или немецкий, или китайский, или турецкий».

Далее разговор зашел на исламскую тему. Наиля Абдулганеева выступила с большим докладом «Ислам. Семья. Нравственность. Воспитание», а Марбия Сафина рассказала о Хадже и ответила на многочисленные вопросы.


Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» опубликовал на этой неделе ответы председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара-хазрата Идрисова на вопросы сайта Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. В интервью он говорит об успехах и достижениях нижегородских мусульман, о тех крупных мероприятиях, которые с большим резонансом прошли в 2007 году под эгидой ДУМНО.

Впрочем, Умар-хазрат не обошел стороной и проблемные вопросы. В частности он отметил, что «в ушедшем году немало огорчений. Местные чиновники и правоохранители нередко – наперекор линии В.В. Путина на сближение с исламским миром – создают на ровном месте непредвиденные проблемы. Тут ещё не научились отделять контрмеры против проамериканских «исламских проектов» от собственно Ислама».

«Огорчает, - отметил он, всё ещё тяжёлая ситуация во многих регионах Северного Кавказа, где не решены вопросы безработицы молодёжи, коррупции, и на этом поле успешно для себя и гибельно для людей играют экстремисты. Неустроенность наших новых мусульман-иммигрантов, ксенофобия, насилие против них – тоже наша боль».

Также руководитель ДУМНО дал характеристику уходящему с президентского поста В.В.Путину.

«Как говорится, «большое видится на расстоянии», - говорит Умар-хазрат Идрисов. - Поэтому затруднительно давать оценки только что прошедших событий и оценивать деятельность лидеров-современников. Однако, скажу, чем поразил президент Путин меня как мусульманина и гражданина. Первое – он буквально поднял страну из положения пикирующего самолёта, добившись перелома в экономике и подняв дух нации. По-человечески понятно, почему он назвал время своего президентства «работой раба на галере».

Второе, что касается именно Ислама – тут он совершил исторический прорыв. Впервые глава Государства Российского провозгласил, что «Россия – это и мусульманская держава». Это был не только броский лозунг, обращённый вглубь истории – но фиксация наличной сути нашей страны и задел на будущее. Вот почему он сделал РФ наблюдателем в ОИК (Организации Исламская конференция), совершил визиты в главные страны Ислама (от Саудовской Аравии до Ирана и Индонезии), вернул нашей дипломатии на Ближнем Востоке созидательный импульс.

Новым проектом в системе государственных СМИ стал телеканал «Русия аль-Яум» на арабском языке. По сути именно Россия удерживает США и его сателлитов от агрессии во многих регионах мира, особенно против Ирана. Дипломаты и общественные деятели стали не просто пассивными созерцателями «неизбежного столкновения цивилизаций», но участниками позитивных акций «Диалога цивилизаций», «Альянса цивилизаций», ООН и ЮНЕСКО. Здесь поворотным стала Мюнхенская речь, где было заявлено не просто об активизации российской внешней политики, не только о стремлении создать многополярный мир – но нести миру справедливость. Здесь очевидно совпадение высших ценностей русской православной культуры (Русская Правда) и ценностей Ислама (Адль – Божественная справедливость)».

Подготовил Азат Ахунов

24.03.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2168/">ISLAMRF.RU: Чья чалма выше?</a>