RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Май 2024 | 1433 х.
 

Большой террор для маленькой компании экспертов

24.03.2008 16:15

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 10-16 марта 2008 года

Прошедшая неделя была отмечена всплеском теоретического интереса к проблеме «исламского экстремизма». Неизвестно, была ли тому причиной очередная годовщина теракта в Мадриде, или дело в саммите ОИК в Дакаре, на котором Россия, необходимо отметить, была представлена весьма солидно, однако факт остается фактом – комментаторы на разные лады стращали читателя именно «исламскими» терроризмом и фашизмом.

«Политический журнал» опубликовал в №181 от 11 марта статью Виктора Аксючица «Мания терроризма. Для успешной борьбы с ней необходимо наращивать иммунитет общества». В ней рассматриваются предпосылки и особенности современного глобального терроризма.

Основным фактором, провоцирующим рост радикализма в обществе, автор называет «феномен гибели богов»: «Когда в сознании общества обесцениваются традиционная культура и нравственность, когда слабеют авторитет и защитные функции государства, тогда количество духовно больных людей резко увеличивается, а у изначально ущербных резко возрастает степень агрессивности».

Наиболее распространенную в мире идеологию терроризма – противостоящий транснациональной экспансии радикальный исламизм – В.Аксючиц именует «антикрестовым походом».

Достижения глобализации для международного терроризма являются не только предметом критики, но и хорошим подручным средством. Так, глобальная информационная сеть позволяет доносить до мировой общественности действия и манифесты немногочисленных радикальных групп. Автор приводит пример: теракты в Мадриде совершили люди, не связанные с «Аль-Каидой», но они прочитали в Интернете манифест об иракском джихаде и устроили взрывы перед выборами для того, чтобы добиться смены правительства в Испании.

Но главный «глобальный ответ глобализации» заключается в «исламской идеологической мании» – идее создания всемирного халифата. В этой концепции Россия рассматривается как ответвление прогнившей западной цивилизации, а кавказско-поволжские республики – как территории будущего исламского государства.

Потворствуют же глобальному террору «безволие и трусость лидеров западных стран, так же, как отсутствие государственной воли и некомпетентность российских властей». Однако, по мнению автора, борьба с террором силовыми и технологическими способами может лишь ограничить его, либо изменить время и место удара: «Отложенный террористический акт может оказаться на порядок более мощным по сравнению с предотвращенным. Искоренение терроризма возможно только в измерении идейном, духовном, религиозном».


Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы «Столетие.Ру» опубликовало 11 марта статью Андрея Степанова «Творцы исламского экстремизма. Чем отвечают мусульмане на экспансию Запада».

Автор полагает, что было бы ошибкой навешивать на ислам ярлык тотального застоя и обвинять его в том, что он реагирует лишь на внешние раздражители: «В исламе - как системе организации общества - есть элементы обновления и приспосабливания к меняющейся действительности».

А.Степанов соглашается с позицией арабских социологов и политологов, «свободных от темных очков фундаменталистской ограниченности», для которых наиболее предпочтителен такой вариант: ислам сохраняется как свод духовных и морально-этических установок, религиозных обрядов и правил повседневной жизни, не противоречащих общечеловеческим нормам и ценностям, но при этом уже не служит образцом социальной организации.

Наиболее полно, отмечает автор, такой вариант становления гражданского общества с преобладанием в нем мусульман осуществляется в нынешней Турции.

Что касается проблемы фундаментализма, то наиболее дальновидным способом ее решения А.Степанов называет практику привлечения его адептов для решения конкретных задач - управления коммунальным хозяйством, решения насущных вопросов экономического развития и социального обеспечения (так делается, в частности, в Иордании). При этом происходит их дискредитация, поскольку они «не обладают ни знаниями, ни квалификацией, ни опытом для выполнения порученных им функций и неизменно проваливают дело».


Независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» опубликовал 12 марта текст доклада руководителя Центра стратегических и этнополитических исследований, доктора политологии, вице-президента Академии геополитических проблем Деньги Халидова «Россия и исламский мир. Поле сотрудничества общественных структур», сделанного им в Катаре в январе этого года на конференции Всемирного союза исламских ученых.

Д.Халидов полагает, что руководство России в последние 2-3 года стало более адекватно оценивать всё нарастающие угрозы, которые стоят перед нашей страной и исламским миром, и, соответственно, стремится налаживать отношения с последним как естественным стратегическим союзником. Однако «такая геополитическая установка не прочерчена четко».

Автор доклада рассуждает об особенностях современной внешней политики России. При имеющейся уверенности Запада в своих силах и четкой продуманности стратегии освоения и раздела нашей страны, у руководства России отсутствует четкая национально-ориентированная идеология, а т.н. «элита» чужда народам России: «Именно этот круг людей и структур торпедирует сотрудничество со странами исламского мира; распространяет ложь относительно положения на Ближнем Востоке и в арабском мире и пытается все теснее «привязать» Россию к американскому «кораблю»».

При этом российское ответвление глобальной медиакратии, в которой «чрезвычайно сильно сионистское влияние», действует особенно нахально и цинично и не скрывает своей исламофобии.

Государственническая же, или «русская» партия, которая стремится к выстраиванию евразийского союза из стран бывшего СССР, установлению тесных связей с незападными цивилизациями, усилению обороны и военно-технического сотрудничества с арабскими миром, все еще слаба.

Руководитель Центра стратегических и этнополитических исследований рассматривает общие для России и исламского мира вызовы-угрозы (прессинг Америки; блокирование взаимовыгодных связей и попыток формирования независимых региональных политэкономических сообществ с высокой степенью интеграции; провоцирование межгосударственных, межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных, социальных конфликтов; непрекращающиеся информационные атаки на ислам и православие, методичные попытки тотальной ценностной переориентации населения). Д.Халидов предлагает свои ответы на вопрос «Что делать?».


Портал «Credo.Ru» опубликовал 11 марта интервью с председателем международного гиперсионистского движения «Беад Арцейну» раввином Авраамом Шмулевичем под заголовком «Исламский антисионизм стал в какой-то степени наследником антисемитизма, который насаждался Гитлером. Причем эта идеология противоречит исламу».

В нем раввин рассуждает о необходимости и способах эволюции классического сионизма, который «выполнил свою задачу» и «исчерпал себя».

Попутно главной силой, которая выступает сейчас против евреев, он назвал исламский антисионизм (который в этом смысле является «в какой-то степени наследником антисемитизма, который насаждался Гитлером»). «Исламофашисты», по мнению А.Шмулевича, под маркой своей антисемитской идеологии намереваются отстранить от власти старые коррумпированные элиты, а их популизм позволяет им захватывать в исламском мире ведущие позиции.

Расчет раввина на то, что в союзе с сильной российской властью эпохи Путина российский ислам возглавит борьбу против исламофашизма, не оправдался, поскольку «здесь победило кэгэбистское коррумпированное псевдодуховное руководство, которое в значительной степени пошло на поводу у этих самых реакционных сил мирового ислама».


Сайт радиостанции «Эхо Москвы» опубликовал 13 марта стенограмму передачи «Особое мнение» с участием журналиста Леонида Радзиховского.

Л.Радзиховский в ней, в частности, прокомментировал следующие слова председателя комитета Совета федерации РФ по международным делам и лидера фракции «Объединенные демократы» в ПАСЕ Михаила Маргелова, который намерен внести на рассмотрение ассамблеи предложение о специальном докладе ПАСЕ на тему исламофобии в Европе: «Россия стремится закрепить свой статус надежного друга ислама, это отвечает национальным интересам страны, в которой живет 14 млн. мусульман». (Более подробно с заявлением М. Маргелова можно ознакомиться здесь ). Журналист полагает, что стратегия российской власти в отношении своих мусульман заключается в их «задабривании», поскольку «Россия страшно боится – и правильно делает – повторения Чечни» и поскольку «это вам не с демократами собачиться, это дело серьезное».

А то, что российские мусульмане, как бывшие советские люди, гораздо менее агрессивны, чем европейские, «меньше качают права, гораздо более покорны, в тысячу раз более аполитичны» - все это, по словам Л. Радзиховского, лишь до поры до времени.


Сайт радиостанции «Эхо Москвы» опубликовал 15 марта стенограмму авторской передачи Юлии Латыниной «Код доступа».

Журналист рассказала о своей поездке в дагестанское село Гимры, в котором несколько месяцев продолжается контртеррористическая операция. Последняя, как известно, была спровоцирована убийством Газимагомеда Гимринского, «очень известного ваххабита» и «не менее известного агента ФСБ, который, как считалось, сдал около 120-ти боевиков властям».

Ю. Латынину удивило, в частности, как разнится мнение относительно условий сдачи одного из идейных руководителей дагестанских ваххабитов Бамматхана Шейхова у тех, кто присутствовал на переговорах с ним, и у главы МВД Дагестана А. Магомедтагирова. Первые утверждают, что боевик сдался под твердое обещание амнистии, министр же приводит другое условие: «Он сдался под то, что если на нем крови нет, то суд его оправдает».

Трактовка, действительно, разная, и Ю. Латынина полагает, что это «может создать некоторые сложности в процессе дальнейших переговоров с боевиками».

Еще одно наблюдение журналиста – это та «стена непонимания», которая существует между «ваххабитским подпольем» и «федеральным милицейским менталитетом»: «С одной стороны люди, которые реально бегают с оружием в горах, говорят тебе - «а что, мы только не так молились и на нас наседали менты», а с другой стороны менты, которые били этих людей, которые еще пока ничего не сделали, говорят - «а почему они нас взрывают?»».

Причем, если в России «когда-нибудь случится демократия», религиозных экстремистов будет даже больше, полагает Ю. Латынина. Но – сочувствия со стороны населения им будет меньше, чем сейчас, когда народ в тех же Гимрах укрывает боевиков в своих домах по очереди.


Газета «Северный Кавказ» опубликовала 11 марта заметку Висхана Исмаилова «Лжецы подземелья».

В ней комментируется очередное выступление «эмира» Докку Умарова, в котором тот пытается развеять просочившуюся в СМИ информацию о финансовых разборках в «Кавказском имарате» (Умаров заявил, что его подчиненные вообще не делят деньги, а все средства «направляют на строительство светлого будущего»).

В.Исмаилов припоминает Д.Умарову участие в организованном совместно с А.Бараевым еще в 1996 году преступном бизнесе по захвату заложников с целью получения выкупа и приводит конкретные примеры пополнения благосостояния боевика. Об этом свидетельствует, в частности, расшифровка архива уничтоженного в Дагестане арабского наемника, эмиссара «Аль-Каиды» на Северном Кавказе Абу-Хавса (там же имеются доказательства того, что за каждое совершенное преступление «воины Аллаха» получают плату в долларах США от своих закордонных покровителей).

Автор отмечает и тот факт, что число идущих в банды за длинным рублем день ото дня падает, а те, кто все-таки пополнил ряды бойцов «Кавказского имарата», делают попытки – далеко не всегда успешные – бежать.


Газета «Коммерсант» опубликовала 11 марта заметку Павла Коробова «Муфтия осудили за нелюбовь к евреям».

В ней рассказывается о скандале, разгоревшемся в связи с высказываниями сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова на презентации книги С.Комкова «Ваххабит» (на ней муфтий заявил, что «сионизм является раковой опухолью, поскольку сионизм - это фашизм»).

П.Коробов связался с главой департамента по связям с общественными организациями Федерации еврейских общин России Борухом Гориным, который заявил ему, что если СМР в ближайшее время не дезавуирует заявление Н.Аширова, то «о добрых отношениях между нашими конфессиями говорить не приходится».

Сам сопредседатель СМР убежден, что произошла провокация со стороны СМИ. «Коммерсанту» он объяснил, что никогда не выступал против еврейского народа и государства Израиль, а только осуждал и осуждает «агрессивную политику сионизма против своих соседей».


ИА «IslamNews» опубликовало 14 марта интервью с советником администрации президента РФ по внутренней политике, членом правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексеем Гришиным под заголовком «Только слепой может не замечать поддержку, которая оказывается российскому исламу».

Советник рассказывает о предыстории создания Фонда и его функциях (они заключаются в концентрации поступающей помощи, распределении средств при участии и контроле со стороны государства, «чтобы было понятно, что деньги не идут на экстремизм и терроризм, и чтобы фонд отчитывался перед зарубежными партнерами за полученные средства»); деятельности Фонда в области организации мусульманского образования в России (при помощи государства и фонда в Москве, Казани, Махачкале, Уфе и Нальчике на базе имеющихся университетов созданы пять университетских центров. В Нижнем Новгороде на базе института имени Фаизханова оформляется шестой. На базе этих центров будут функционировать 25-30 медресе, которым в будущем также будет оказываться поддержка.

Параллельно прорабатывается вопрос о продолжении выпускниками медресе и университетов образования за рубежом, прежде всего в каирском «Аль-Азхаре», а также, возможно, в Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Ливии, Турции).

А. Гришин отказался сообщить свое личное мнение по вопросу запрещения отдельных мусульманских изданий, призвав исходить «из принципа законности, а не целесообразности».


«Ислам.Ру» опубликовал 11 марта заметку Эльмиры Хакимжановой ««Дело о Наврузе». Самарский суд запретил в России одно из положений вероучения Ислама».

В нем факт запрета и признания экстремистским Интернет-сайта азербайджанского ученого Айдына Али-заде «Ислам как он есть» самарским райсудом комментируется сопредседателем Совета муфтиев России, главой Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллой Ашировым.

Вопросы вызвала статья А.Али-Заде «Праздник Навруз и исламская доктрина», в которой делается закономерный вывод о том, что Навруз является зороастрийским, но никак не исламским праздником.

Н.Аширов считает, что сам факт вмешательства правоохранительных органов в обсуждение религиозных вопросов абсурден: «Если развивать логику запрета сайта в Самаре, далеко зайдем. Можно будет закрыть любое СМИ, мусульманское, немусульманское, не важно. К примеру, Новый год - это тоже языческий праздник, он стал в России общенародным, но мусульмане же от этого не должны и не обязаны его праздновать. И что же, закрывать СМИ, которое пишет об этом?»

По мнению главы ДУМАЧР, российским мусульманам следует организовать противодействие этой практике, обращаться во все инстанции для опротестования таких решений, вплоть до Конституционного суда, «чтобы не возникало даже мысли в следующий раз сделать что-то подобное».


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 14 марта о выступлении главы МИД РФ Сергея Лаврова на саммите Организации Исламская конференция в Дакаре (Сенегал).

Одной из проблем, «которую нельзя недооценивать», С.Лавров назвал положение мусульман в европейских странах, а также стремление некоторых политиков раздувать исламофобию. Министр отметил, что «все это происходит на фоне тревожной тенденции к игнорированию религиозного фактора, а то и к его вытеснению из европейской политики».


В тот же день ИА «Интерфакс-религия» сообщило о послании президента РФ участникам и гостям саммита ОИК, озвученном С.Лавровым.

В нем В.Путин сделал несколько немаловажных заявлений. Так, он подчеркнул, что Россия намерена и впредь активно взаимодействовать с ОИК и вносить свой вклад в ее деятельность, а углубление отношений дружбы и сотрудничества с исламским миром является для России «стратегическим курсом».

Послание было призвано продемонстрировать, что Россия намерена оставаться влиятельным игроком в мировых политических процессах, затрагивающих интересы мусульманских стран. В том числе - в урегулировании арабо-израильского конфликта («Считаем, что <…> должно быть создано независимое и жизнеспособное палестинское государство, положен конец оккупации арабских территорий, а все государства региона, включая Израиль, получили бы возможность жить в условиях мира, безопасности и сотрудничества»), недопущении межрелигиозного и межэтнического раскола Ирака, обеспечении мирного решения проблем, связанных с иранской ядерной программой.


Сайт IslamDag.ru опубликовал 13 марта обращение совета имамов г. Хасавюрт к муфтию Дагестана Ахмаду Абдуллаеву в связи с покушением на первого заместителя председателя совета имамов г. Хасавюрт Магомеда Гебекова.

В М.Гебекова стреляли 7 марта при выходе из мечети. Сейчас он находится в реанимационном отделении больницы Хасавюрта.

В обращении отмечается, что покушение на жизнь священнослужителя было совершено сразу после избрания его на должность первого заместителя председателя совета имамов. От лица жителей Хасавюрта совет имамов обратился к муфтию «с ходатайством в полном объеме информировать Президента Республики, Правительство и Народное собрание о складывающейся ситуации в Дагестане». «Народ уже устал от этих бесчинств и бесконечных обещаний разобраться», - подчеркнули в своем обращении имамы.


Сайт «Кавказский узел» сообщил 13 марта о заседании комиссии правительства Республики Дагестан по вопросам религиозных объединений, на котором были подведены итоги хаджа 2007-2008 годов.

Власти Дагестана выразили недовольство итогами его организации и проведения. Было указано на слабую согласованность действий и низкую ответственность организаторов хаджа - турфирм, перевозчиков и руководителей групп паломников.

"Хадж имеет свою специфику, и нельзя приравнивать его к обычному туризму", - заявил на заседании заместитель председателя правительства Дагестана Низами Казиев. По его словам, в ближайшее время необходимо проработать вопрос об инициировании на федеральном уровне нормативно-правового документа, определяющего статус паломника и регламентирующего вопросы организации и совершения хаджа.

Как рассказал на совещании председатель комитета правительства Дагестана по делам религий Ахмед Магомедов, выделенная Советом по хаджу при правительстве РФ квота для Дагестана в 13 тысяч мест была полностью использована. Еще около 5 тысяч дагестанских паломников выехало по отдельным благотворительным программам или за счет квот других регионов России.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 11 марта о результатах исследования по проблеме религии, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады.

Согласно им, людьми религиозными считают себя 42% россиян, в то время как каждый пятый заявляет, что он совершенно нерелигиозен.

Признание своей религиозности мало связано с материальным положением, образовательным уровнем и социальным статусом человека. При этом у женщин религиозность существенно выше, чем у мужчин (51% против 30%). С возрастом религиозность постепенно растет (от 29% в категории 18-24 года до 49% для лиц 55 лет и старше).

Повышенной религиозностью отличаются пенсионеры, служащие без специального образования и руководители, управленческие работники. Ниже средней религиозность у рабочих, значительно ниже - у учащейся молодежи, а меньше всего религиозных людей среди работников силовых структур.

В ходе опроса из 1600 его участников 71% сообщили, что исповедуют православие, 5% - ислам, 1% - католицизм. При этом 5% заявили, что являются атеистами, а 15% не исповедуют никакой религии.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 11 марта об итогах еще одного опроса Аналитического центра Левады – на тему преподавания религии в школе.

60% россиян считают, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности. Каждый пятый считает, что в школе не должно быть места религии. 4% россиян в ходе опроса определенно заявили, что религиозные организации страны оказывают слишком большое влияние на государственную политику. «Ровно столько, сколько должно быть», - таково мнение относительного большинства респондентов (45%), а 7% считают, что такого влияния слишком мало.

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

24.03.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2172/">ISLAMRF.RU: Большой террор для маленькой компании экспертов</a>