RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Май 2024 | 1433 х.
 

«Как реагировать на исламофобские анекдоты?» Обзор мусульманских сайтов, блогов и форумов за 12-14 марта 2008 г.

26.03.2008 12:51

На прошедшем на днях в Нижнем Новгороде круглом столе «Исламский и татарский сегменты сети Интернет в XXI веке», к сожалению, не смогли присутствовать авторы и ведущие наиболее популярных сайтов Исламского Интернета, при которых действуют основные мусульманские сетевые сообщества. Тем не менее, кое-что обсудить удалось, в частности, проект Исламской интернет-премии, вызвавший оживленные споры.

Изначально на круглом столе предполагалось не только представить премию, но сообщить о начале приема заявок, однако, старт конкурса пока перенесен ориентировочно на май 2008 г., с тем, чтобы тщательно подготовиться к организации конкурса, впервые проводимого среди мусульманских сайтов Рунета.

А тем временем на сайте Islamnews появился новый проект (http://www.islamindex.ru/), содержащий множество сервисов для мусульман: аудио, видео, книги, программы и много другое.

На прошлой неделе в сети Интернет также появилось два новых мусульманских сайта. Первый сайт - визитная карточка общественной мусульманской организации Духовного управления мусульман Алтайского края (www.islam-altay.ru). Здесь есть расписание молитв, галерея, информация об организации. Сайт содержит реквизиты для добровольных пожертвований на строительство священных для каждого мусульманина мечетей. В будущем планируется публиковать религиозные материалы.

Другой новичок - «Нурсаба» - сайт мухтасибата Сабинского района Татарстана (www.nursaba.ucoz.ru). Ресурс содержит информацию о событиях, происходящих в религиозной жизни республики и района, материалы по Исламу, расписание намазов, раздел для женщин «Муслима», фотогалерею с образцами арабской каллиграфии и много других интересных и полезных сведений. Сайт вполне можно назвать двуязычным, на нем можно прочитать статьи как на татарском, так и на русском языках.

Участница форума сайта «Голубушка» задается вопросом:

«Ассаламу алейкум, любимые сестры!!:))

Меня уже полгода терзают сомнения.

В мечети на проспекте Мира нам прочитали Никах. Свидетелей мы не привели - в том время некого было привести. Опекуна моего тоже - мой отец не мусульманин. Объяснили все имаму, он сказал не беспокойтесь, щас все будет.

Повел он нас в свой кабинет в духовном управлении, привел туда еще одну пару - парня в девушкой (они тоже жениться пришли) и начал читать Никах. То есть его не смутило, что свидетелей по Шариату недостаточно - 1 мужчина+1 женщина (как минимум еще 1 женщины не хватает), и опекуна невест нет - в случае его отсутствия у невесты его роль должен выполнять второй имам (не тот, который Никах читает). у нас же этого не было. естественно я не стала "умничать" перед имамом, даже не спросила почему так. а теперь вот жалею. ведь Никах-то нам НЕПРАВИЛЬНО прочитали! посоветуйте, может перечитать? И куда катится мир - что имамы читают Никах не по Шариату».

На форуме «Ислам.ру» Севиль спрашивает:

«У моей близкой подруги в институте преподаватель рассказал на лекции такой анекдот - оскорбляющий мусульман и ислам в целом. Все смеялись. Она плачет до сих пор – не знает, что ей делать. Как надо было себя повести? Я не знаю, что посоветовать. Никогда с таким не сталкивалась сама. Подскажите, плз.»

Nomade советует: «Смотря что за анекдот. Если действительно оскорбляющий, то просто не реагировать».

Севиль: «Не реагировать? Это странно .Оскорбляют нашу религию, а мы должны молчать? При том, что нет никакой угрозы для нас, если мы будем корректно требовать, например, чтобы люди воздержались от таких слов хотя бы в нашем присутствии. Это ведь неуважение к нашим чувствам. Вот оттого, что мы молчим, это и происходит. Мне кажется, вполне разумно было бы встать и сказать, например: "Этот анекдот, или эта шутка оскорбляет мои религиозные чувства". Просто сказать. Человек может не догадываться, что он оскорбляет. А так хотя бы задумается. Может, это наивно?»

На форуме Умма.ру vfvf спрашивает: «Мир вам! У меня трое детей. Два сына и дочь. Моей дочери Амире, два с половиной года. Но, то ли в силу своей неуёмной энергии, то ли из-за своего характера, она всё время то упадет, то споткнётся. Это можно было бы списать как на возраст, так и на то, что с детьми часто такое случается. Но в последнее время, она даже теряла сознание, после удара или ушиба. С врачом консультировались, сказал, что дети закатываются от боли и часто теряют сознание. А может это из-за того что, мы относимся к ней совсем по- другому, то есть, балуем, холим, лелеем. Хотя и знаем что нельзя. Но вот совсем недавно мне посоветовали поменять ей имя. Говорят, что делают это часто, и в основном помогает. Я, если честно, в сомнении. Ведь, её имя, по смыслу ни чего дурного не означает. Или может, я ошибаюсь, и действительно нужно поменять?»

Блоггер _arlekin_ пишет о фильме "Даррат" ("Сухой сезон") реж. Махамат-Салех Харун, показанный на Днях франкофонии в "35 мм": «Сегодняшняя "франкофония" выглядит в том числе и так: черный мусульманин снимает фильм про республику Чад без единого белого актера, все персонажи говорят на своем родном языке (не знаю уж, какие там племена в Чаде распространены), а их речь передается французскими субтитрами, только с одним своим приятелем главный герой общается по-французски. После чего, вполне естественно, фильм получает спец-приз в Венеции. То есть "12" Михалкова - еще не самый криминальный вариант. "Даррат" - неплохой, впрочем, фильм, просто слишком уж стандартный и по тематике, и по эстетике для фестивальных нормативов современной Европы.

16-летнего героя зовут Атим, что на его родном языке означает "сирота": отца еще до рождения мальчика убили в ходе гражданской войны. Новое правительство объявило для "военных преступников" амнистию. Слепой дедушка Атима дает внуку отцовский пистолет и отправляет мстить за папу. Довольно быстро Атим находит убийцу - немолодой и нездоровый бывший военный преступник владеет небольшой пекарней и по утрам бесплатно подкармливает бедных детишек. Атим нанимается к нему в помощники, много раз пытается убить, но то ему что-то мешает, то духу не хватает. А между тем и пекарь, и его молодая жена привязываются к нему - хотя у пекаря иногда и случаются рецидивы ярости, объяснимые его прежними занятиями. После того, как у жены случается выкидыш и надежды на появление наследника окончательно пропадают, пекарь предлагает Атиму усыновить его. Но для этого нужно согласие родителей. Атим везет "приемного отца" в родную деревню и приводит к слепому деду. Слепой дед требует покарать убийцу. Зрячий Атим стреляет в воздух, дает убийце отца возможность уйти живым. Слепой дед, уверенный, что внук застрелил военного преступника, поздравляет его: "Ты стал мужчиной".

У фильма действительно немало достоинств, по крайней мере, для такого рода кино: он не очень скучный, не безбожно пропагандистский (получается, что все достоинства - с частицей "не"), еще он, при всем символизме, притчеобразности и обобщениях морально-философского порядка, все-таки держится на живых человеческих характерах и бытовых деталях, а не на чисто умозрительной конструкции. Так же как и само название фильма - конкретно, вопреки повальной моде выносить в заглавие абстрактные существительные со значением отвлеченного действия ("Искупление", "Вожделение", "Возвращение", "Изгнание"). Сезон дождей сменяется сухим сезоном, война сменяется миром, а в мире, чтобы жить дальше, надо уметь прощать бывших врагов или хотя бы в какой-то момент останавливаться.

Всепрощенческий пафос фильма, снятого на африкано-исламском материале (а бывший военный преступник - правоверный мусульманин, регулярно ходит в мечеть и Атима призывает), не вяжется с тем, что европейцы (картина - бельгийская) думают о наказании военных преступников, действовавших в местах не столь далеких, пускай даже это было в конце, а то и в середине прошлого века. Но еще больше смущает мелкое, на первый взгляд, обстоятельство: на протяжении всего фильма персонажи очень легко обращаются с хлебом, крошат его, бросаются им, плюются, едва откусив - вероятно, все это символично, и то, как, надо думать, пережившие голод люди поступают с основной своей пищей, лишний раз подчеркивает глубину их эмоциональных переживаний. Но на бытовом уровне эта метафора выглядит крайне неубедительно. Я, конечно, не знаю, может в республике Чад и в самом деле хлеба невпроворот, плюй-не хочу, но я, например, постоянно наблюдаю, как даже в Москве, даже в худшие времена особо не голодавшей, на богатых банкетах люди, в том числе известные, и уж точно сытые, знающие о голоде в крайнем случае по чужим рассказам (да и то вряд ли), не ленятся поднять с пола случайно упавший кусок булки - просто потому, что где-то на уровне инстинкта заложено: хлеб на полу валяться не должен, тем более нельзя хлеб бросить нарочно. А только-только замирившиеся после гражданской войны африканские негры в фильме Харуна швыряются хлебом запросто, как не фиг делать».

А блоггер shraibman рецензирует фильм «9 рота»: «Герои девятой роты - самураи. Они не обсуждают приказы начальства. Они ни на минуту не сомневаются в правильности того, что делают. Какой бы не был начальник - он начальник. Каким бы не было государство, развязавшее войну - другого нет. Смысл жизни - в служении. Кроме того, идет война цивилизаций. Русская цивилизация против исламской. Девятая рота против черных аистов Бин Ладена. Тут нет альтернативы. Умри, но выполни приказ, удержи высоту, во что бы то ни стало. Ни от кого не секрет, что начальники - сволочи. Но только, говорят герои девятой роты, это ничего не меняет. Надо служить государству, каким бы сволочным оно не было. Такая вот святая простота.

Заметим, что война с исламом - как основа национальной идентичности - не самый эффективный проект в смысле сохранения целостности российской державы. В стране около 20 миллионов мусульман, включая народы, компактно проживающие на Кавказе и в Поволжье, имеющие элементы собственной государственности... Однако нам кажется, что российские правители об этом не думают. Они, собственно, вообще не думают, просто сидят на нефтяной трубе и сосут бабки. Стратегическим мышлением эти временщики не обладают, о завтрашнем дне у них рассуждать не принято. Поэтому в ход идут любые идеи, которые дают сиюминутный пропагандистский эффект, помогают сохранить легитимности существующего режима. А после него - хоть потоп».

Любопытное наблюдение сделал в своем блоге Виталий Третьяков:

«Из самых последних событий моё внимание привлекли два сюжета, связанные с сегодняшним празднованием Пасхи западными христианами. Бенедикт XVI во время пасхальной службы крестил известного мусульманского журналиста, а представитель Святого престола в РФ крестил в московском кафедральном соборе 35 россиян.

Я не хочу углубляться в нюансы тринитарных споров и рассуждений о филиокве и тем самым кого-то уличать в ереси, а кому-то оставлять монополию на истинное толкование и понимание христианства. Но если брать исключительно политический срез проблемы, то Ватикан и здесь в своём амплуа, приурочивая к знаковым событиям собственно церковной жизни знаковые же акты, уязвляющие её оппонентов. В данном случае – мусульман и православных.

Я не стану утверждать, что Русская православная церковь не занимается политикой. Ещё как занимается. И кстати, правильно делает, что занимается. Но есть какие-то вещи, которые даже мне – человеку нецерковному – кажутся некорректными и недопустимыми. В данном случае – превращение главного христианского праздника в арену конфессиональных спецопераций. И если я ещё как-то и могу понять демонстративное обращение в Риме итальянца (не важно, какого именно итальянца по происхождению), то обращение россиян в Москве, произведённое иностранным подданным, – это уже совсем другая история.

Я вовсе не отказываю своим соотечественникам в праве свободного выбора конфессии для исповедания веры. В данном случае речь не о них. А об организаторах, которые не могли не отдавать себе отчёта в том, какой подтекст будет прочитываться в совершённом ими пасхальном обращении.

Как тут не вспомнить Кюстина, который более полутора веков назад написал во введении к своим путевым запискам о путешествии в Россию, что он прозревает искры грядущих религиозных войн, которые вспыхнут на пространстве от Гибралтара до Урала!»

Блоггер ros_sea_ru пишет про результаты поиска:

"недовольство мусульман"
Страниц — 2 268, сайтов 584

"недовольство православных"
Страниц — 246, сайтов 54

"недовольство христиан"
Страниц — 72, сайтов 19
(где большая часть "недовольств" относиться к средним векам ..)

Итак :
на одного "недовольного православного"
приходиться, по медийным данным, по 10 "недовольных мусульман" ...

И что это у нас мусульмане вечно такие недовольные?
Кто-нибудь знает ответ?»

Айнур СИБГАТУЛЛИН

26.03.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2194/">ISLAMRF.RU: «Как реагировать на исламофобские анекдоты?» Обзор мусульманских сайтов, блогов и форумов за 12-14 марта 2008 г.</a>