RSS | PDA | Архив   Вторник 27 Февраль 2024 | 1433 х.
 

Небандитский Петербург

16.04.2008 12:03

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 7-13 апреля 2008 года

Тимур Саидгареев (слева), Владислав Баранов (в центре), Равиль Муратов (справа)На прошлой неделе в городском суде Петербурга коллегия присяжных огласила свой вердикт по делу о подготовке покушения на губернатора города Валентину Матвиенко. Все трое подсудимых — петербуржцы Тимур Саидгареев, Равиль Муратов и Владислав Баранов — были признаны невиновными и освобождены из-под стражи в зале суда. Более того, присяжные постановили, что и самого преступления не было.

Значит ли это, что молодые люди могут вздохнуть спокойно, или обвинение потребует пересмотра дела с новым составом присяжных, – это мы узнаем достаточно скоро.


«Время новостей» опубликовало 8 апреля заметку Михаила Телехова «Посягательство отменяется. Присяжные оправдали подсудимых по делу о покушении на Валентину Матвиенко».

После заседания адвокаты отметили, что в данном случае сотрудники местного УФСБ и прокуратуры переусердствовали в служебном рвении и в результате раздули из мухи слона.

Автор подробно рассказывает о ходе процесса, доводах обвинения (отмечается, что оно было выстроено на действиях и словах странно исчезнувших из поля зрения оперативников ФСБ подельников «террористов» Анзора и Муслима) и защиты (вина подсудимых «лишь в том, что Муратов и Саидгареев слишком много и открыто болтали про свои «околорелигиозные» соображения, а Баранов, недавно принявший ислам, слишком активно поддакивал»).


Ирина Тумакова в своей публикации «Обвиняемые в покушении на Валентину Матвиенко вышли на свободу» в «Известиях» от 8 апреля решение присяжных назвала сенсационным.

На следующий день «Известия» опубликовали еще одну заметку И. Тумаковой «Суть присяжных. Почему они поверили, что покушения на губернатора не было?»

Хотела этого автор или нет, но ее публикация льет воду на мельницу ФСБ. Кто решал судьбу «радикальных исламистов»? – вопрошает она. И отвечает: «Библиотекарь, сестра-хозяйка детской поликлиники, уборщица, астрофизик, водитель, инженер. В основном – женщины».

Причем увидели присяжные перед собой «троих приличных молодых людей», совсем не похожих на террористов. И. Тумакова полагает, что присяжные просто не разобрались – ведь они якобы «не знали, что Слава приехал с Северного Кавказа и принял ислам. Что Тимур только перед судом сбрил бороду, делавшую его похожим на «боевика», какими их показывают в кино. И не могли слышать, как в зале женщина в платке, мама Равиля, шепчет: «За большое дело мальчик страдает!» Журналист, видимо, считает, что борода и кавказское происхождение выдают террориста с головой.


«Коммерсант» опубликовал 8 апреля заметку Максима Кириллова «На Валентину Матвиенко никто и не покушался. Заговор в исполнении ФСБ раскрыт судом присяжных».

В ней приводятся слова адвоката Владислава Лапинского, представляющего интересы одного из подсудимых, который отметил, что независимый суд правильно оценил не только ситуацию с конкретными подсудимыми, но и обстановку в стране в целом и поэтому вынес оправдательный вердикт.

В прокуратуре Санкт-Петербурга «Коммерсанту» сообщили, что оправдательный приговор будет обжалован в Верховном суде РФ, однако не уточнили, какие именно основания они собираются использовать для отмены приговора и направления дела на новое рассмотрение.


Петербургcкая интернет-газета «Фонтанка.ру» опубликовала 11 апреля интервью с адвокатом Владиславом Лапинским «Дело о покушении на Матвиенко оставило след. Провокационный».

В нем он рассказывает, в частности, о своем подзащитном – Тимуре Саидгарееве. Он называет «очень плохой» жизненную ситуацию Тимура, поскольку тот избрал «религию как убежище»: «Он религию избрал именно как систему жизни. <…> Он стал верить в религию как в панацею от всех бед и закрылся в этой раковине». По мнению В. Лапинского, его подзащитный – один из представителей «упущенного поколения»: «Нужно восполнить то воспитание и образование, которое они недополучили».

Адвокат предполагает, что в деле могла иметь место провокация, исходящая или от органов, или от религиозных структур: «Мы постарались показать, что в Исламе и исламской общине есть несколько течений и эти течения друг друга подставляют под властные органы. И что Тимура Саидгареева, Владислава Баранова и Равиля Муратова подставляли. Подставляли под кару».


«Новая газета» в Санкт-Петербурге» пообщалась с матерями оправданных «террористов» (№25 от 10-13 апреля, материал «Экс-террористы под домашним арестом. Родители подсудимых рассказали «Новой» о своем путешествии в 37-й год»).

По словам Натальи Саидгареевой, никто - ни родственники, ни адвокаты - не ждали единогласного решения присяжных. А главную роль в их оправдательном вердикте сыграло «то, как и на чем строилось обвинение, и сами сыновья. Никогда не поверишь в то, что эти люди - террористы. Присяжные, увидев их, изумлялись: кого привели?»

После ареста молодых людей в мае 2007 года многие отвернулись от их родственников: «Избегали общаться. В том числе даже друзья, знакомые, приятели. Оказалось, что люди очень боятся - это меня просто убило. Подобного я не ожидала. Народ испугался и просто отсиживался так же, как в 37-м году».


Александр Самойлов в своей заметке «Присяжные распустили джамаат. Здравый смысл возобладал над аргументами спецслужб» в том же номере ««Новой газеты» в Санкт-Петербурге» задался таким вопросом: «Чем же именно была эта самая спецоперация оперативников ФСБ?».

И конкретизировал: «Откуда в сумке, полученной от таинственного Анзора за несколько минут до задержания, были обнаружены гранаты и взрывчатка? И как сумел ускользнуть от доблестных стражей госбезопасности сам Анзор? И почему не был задержан не менее таинственный житель Чечни Муслим Ильмурзаев, на квартире которого, оснащенной скрытой аппаратурой аудио- и видеозаписи, собирались участники пресловутого «джамаата»»?

Об оправдательном вердикте присяжных рассказали также «Новая газета», «Московский комсомолец» и другие издания.


«Газета» опубликовала 11 апреля заметку Надежды Кеворковой «Верховный суд запретил «Нурджулар». Читателей комментариев Саида Нурси к Корану назвали международной организацией».

Запрет на деятельность на территории России «международной религиозной организации «Нурджулар», наложенный накануне  Верховным судом РФ на его закрытом заседании (исковое заявление о запрете подала Генпрокуратура, в заседании участвовали ее представители, а также представители Минюста и ФСБ), «Газете» прокомментировал адвокат Сергей Сычев, представляющий интересы группы мусульман, издавших на русском языке комментарии Саида Нурси к Корану.

Он заявил, что с таким же успехом можно запретить организацию орков или хоббитов. Организации «Нурджулар» не существует ни в России, ни в мире, поэтому решение Верховного суда обжаловать некому. По словам адвоката, теперь можно без труда арестовывать любых молящихся мусульман, причисляя их к несуществующей организации.

Адвокат прокомментировал также прошлогоднее решение Коптевского суда Москвы, запретившее 14 книг Нурси. По его мнению, здесь суд посягнул на религиозные убеждения граждан, что противоречит Конституции: «Суд не может решать, какие представления о загробном существовании правильные, а какие ошибочные».

Автор обращает внимание также на то, что в последнее время в «Газету» поступают сообщения от преподавателей татарстанских и дагестанских лицеев, в которых преподается турецкий язык, с жалобами на «немотивированное давление». Лицеи в Казани и Набережных Челнах подвергаются усиленной проверке и оштрафованы за некорректное привлечение иностранных работников.


Свою позицию Сергей Сычев обозначил также в интервью ИА «IslamNews» 8 апреля.

Адвокат рекомендовал нашим следственным органам и прокуратуре «не торопиться с преследованием людей по религиозным убеждениям», поскольку соответствующий иск в Европейском суде в данное время находится на стадии коммуникации, в рамках которой Российская Федерация должна ответить на выставленные претензии. Затем будет принято так называемое промежуточное решение о приемлемости или неприемлемости. Все это занимает до 3 лет, еще год или полтора занимает принятие основного решения по делу.

Главными особенностями прошедшего судебного процесса он назвал его закрытость («Как будто мы рассматриваем дело о какой-то государственной тайне»), а также режим нагнетания ситуации («Нам постоянно дают понять, что за ним (процессом) стоят спецслужбы, которые держат его на особом контроле»).

С. Сычев также рассказал, как проходил процесс, в частности, как проявили свою «компетентность» эксперты («Они придерживались такой позиции: если есть книга, и она говорит, что один рай лучше другого рая, то эта книга экстремистская. Видите ли, теолог сравнивает концепцию единобожия и многобожия. <…> Фактически они хотели показать, что в книге нельзя сравнивать ничего, говорить о превосходстве одного учения над другим. Но любая религиозная литература, будь то Коран, Библия и пр., любая религия строится на понятии превосходства. Идея пропаганды превосходства присуща всем религиям, но эта пропаганда не относится к сфере материального и социального мира, она относится к метафизическому. <…> Им невдомек, что понятие экстремизма подразумевает какие-то действия или призыв к каким-то действиям. А если призыва нет, то и говорить не о чем»).

Адвокат отметил, что в ходе судебного процесса выяснилось, что все началось с книги «Секты в исламе», написанной одним из заместителей председателя ДУМ Татарстана, в которой «нурсисты» были зачислены в разряд сектантов. Но главная причина, на его взгляд, – борьба с исламизацией.


Запрет религиозной организации «Нурджулар» на территории России сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов в интервью «Интерфаксу» от 11 апреля назвал абсурдным, поскольку «в мире вообще отсутствует религиозное течение с таким названием».

«Этот вопрос трудно даже комментировать в силу его неадекватности. Я думаю, что это очередной абсурд, как и то, что людей сегодня пытаются судить за так называемый ваххабизм, которому никто до сих пор не дал определения и который не упомянут в Уголовном кодексе», — заявил Н. Аширов.

Он считает решение Верховного суда не чем иным, как «ущемлением прав мусульман — использованием какого-то непонятного слова, чтобы потом иметь возможность прилепить его к какому-нибудь человеку и его репрессировать».


10 апреля на радио «Эхо Москвы» со своим «Особым мнением» выступил журналист Максим Шевченко.

В частности, он затронул вопрос о запрете, наложенном Верховным судом на деятельность последователей Саида Нурси («анти-ваххабита» по определению М. Шевченко). Журналист отметил, что кардиналы Папского Престола считают, что Нурси был богословом, который начал диалог между мусульманами и христианами, а в России его запрещают, и пообещал, что будет «специально покупать все запрещенные книги, хранить у себя дома и давать всем интересующимся».


Сайт радио «Свобода» опубликовал 8 апреля стенограмму передачи «Грани Времени» на тему «Убедительны ли подозрения Николая Патрушева в участии зарубежных неправительственных организаций в вербовке террористов?»

В ней приняли участие несколько экспертов.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль предположил, что, учитывая тот факт, что почти все иностранные неправительственные организации уже «выгнали», то, возможно, Н. Патрушев имеет в виду фонд «Толерантность», который финансирует турецкие школы в России, хотя последние и имеют общую с российским Министерством образования программу – «крайне светские, толерантные и невероятно благонамеренные школы».

Обозреватель радио «Свобода» Михаил Соколов полагает, что заявление Н. Патрушева связано «с провалом сфабрикованного дела в Санкт-Петербурге, с попыткой переключить общественное мнение с того стыдного дела, которое было сляпано в Петербурге, на какие-то другие организации». По мнению Г. Джемаля, если директор ФСБ имеет в виду террористов, подобных тем, которых оправдал суд присяжных в Петербурге, «то тогда становится понятным практически, чем занимается его служба, его структура, потому что в таком духе можно, конечно, очень долго раскачивать лодку, провоцировать общество, создавать на ровном месте фиктивный терроризм».

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева рассказала, что за каждого обвиненного в терроризме сотрудники ведомства Н. Патрушева получают звания, награды, премии, повышаются в должности, - то у них имеется «примитивный корыстный интерес».


«Коммерсант» опубликовал 10 апреля заметку Тимура Самедова «Ваххабитов поймали на слежке за милицией. В Кабардино-Балкарии задержаны участники бандгруппы».

В ней рассказывается о совещании в Нальчике, которое провел министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. На нем глава МВД Кабардино-Балкарии Юрий Томчак сообщил, что его подчиненными была задержана бандгруппа из числа сторонников радикального ислама, готовившая покушения на сотрудников милиции.

Бандгруппа состояла из трех человек и занималась сбором сведений о руководителях и сотрудниках Центра по борьбе с терроризмом главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу, расположенного в Нальчике. Собранные данные они намеревались передать членам местного ваххабитского подполья, а после выполнения задания по ликвидации сотрудников милиции - присоединиться к ним.

Один из задержанных оказался русским по национальности, недавно принявшим ислам.


Еженедельная газета «Наша Версия» опубликовала 9 апреля статью Руслана Горевого «Челябинский халифат. Экстремисты из «Хизб ут-Тахрир» окапываются в подбрюшье России».

Складывается ощущение, что статью Р. Горевому заказала ФСБ – настолько эта организация в этой публикации выглядит эффективно. Однако это не уберегло автора от ошибок и неточностей. Так, через два дня после оглашения вердикта присяжных в Петербурге он пишет: «В мае 2007 года сотрудниками ФСБ было раскрыто покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, готовившееся активистами из «Хизб ут-Тахрир»».

Р. Горевой усмотрел такую тенденцию: панисламистские террористические группировки (конкретно - «Хизб ут-Тахрир») в настоящее время перебазируются, помимо других регионов России, на Южный Урал. Он анализирует связь между «Хизб ут-Тахрир» и лидером крымской общины «Давет» Абдуселямом Селяметовым, его деятельность в России, в частности, в Челябинске и Кургане, структуру его организации. (Здесь автор запутался в цифрах. По его словам, одна законспирированная ячейка («халк») состоит из пяти человек. Подсчитывая потенциал вербования новых членов, он отмечает, что «ежемесячных передач от эмиссаров из ОАЭ (примерно 50 тыс. долларов) должно хватать на создание 100 новых «халков». А это 5 тыс. (согласно арифметике, их должно быть лишь 500. – Р.Ш.) новых адептов экстремистских идей в месяц!»)

Автор рассказывает о сотрудничестве Селяметова с уроженцами Узбекистана братьями Гуломовыми, имевшем цель распространить деятельность «Давета» в Сибирь, с эмиссарами из Саудовской Аравии, а также о его планах создания новой организации взамен «засвеченного» «Давета», которая «протянет свои щупальца» в Казахстан, Киргизию и Азербайджан.


Портал «Credo.Ru» опубликовал 11 апреля статью Валерия (Исмаила) Емельянова «Пока мусульмане с иудеями дерутся… От бессмысленного на первый взгляд конфликта двух «традиционных религий» России выигрывает кто-то третий. Некоторые итоги обсуждения заявлений муфтия Аширова».

Отмечая раздробленность российской уммы, в том числе ее руководящего, административного звена, по «вопросу о евреях», автор находит того «третьего», которому этот конфликт был выгоден прежде всего.

По его мнению, мартовский конфликт сознательно провоцировался. Это видно и по тому, что «разогревающие» его сообщения, «часто взятые с очевидных интернет-помоек, активно появлялись на солидных информационных ресурсах, с которыми тесно связаны некоторые влиятельные деятели РПЦ МП».

В. Емельянов уточняет, что за этим стоит не стратегия православной церкви, а личные амбиции этих самых деятелей, поскольку консолидированной и четко разработанной позиции по вопросу отношений с мусульманами и другими традиционными религиями у РПЦ на сегодня попросту нет. Автор выдвигает еще одну гипотезу, связывая столкновение лбами ФЕОР и СМР с тем, что обе эти организации критически относятся к введению курса ОПК в российской школе, и их позиция мешает соответствующим переговорам РПЦ и Кремля.


Журнал «Профиль» опубликовал в №13 от 7 апреля заметку Елены Чудиновой «Семнадцать мгновений «Фитны»».

По мнению Е. Чудиновой, фильм «Фитна» - это не самостоятельное событие, а звено в причинно-следственной цепи, поскольку «мы живем в преддверии битвы за Европу, масштабной битвы, какой старый континент не видывал со времен Карла Мартелла».

И хотя западные европейцы «разрозненны и растерянны», некоторый запас жизнеспособности они все же сохранили. «Где-то в глубине души», инстинктивно, они предпринимают попытки сопротивляться надвигающейся угрозе (в виде ислама), что выражается в метаниях от карикатур к Тео Ван Гогу и Вилдерсу.


РИА «Новости» сообщило 8 апреля о том, что российские мусульманские деятели выразили возмущение решением суда Гааги, который не обнаружил призывов к ненависти и насилию в фильме «Фитна» голландского парламентария Геерта Вилдерса.

«Позволить дать право депутату сравнивать монотеистическую веру с фашизмом является открытой поддержкой Вилдерса и его взглядов», - заявил РИА «Новости» первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин. По словам Д. Гизатуллина, решение Гаагского суда внесет в европейское сообщество раскол и разобщенность.

По мнению первого заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман Альбира Крганова, «дело Вилдерса» заложило бомбу замедленного действия на будущее.

Представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев считает, что официальным исламским организациям необходимо коллективно подать в международный суд на Вилдерса.

Имам-мухтасиб Московской области Арслан Садриев назвал фильм Вилдерса «скотским», а оправдательное решение Гаагского суда - позором для Голландии: «Я несколько раз просматривал этот исламофобский ролик. Мои единоверцы, а значит и я, представлены в нем настоящими маньяками, убийцами, ворами, насильниками, экстремистами с самого рождения. Если официальный суд разрешает и дальше это делать, легко представить, до чего можно дойти в плане межнационального и межконфессионального общения».


Обозреватель «Независимой газеты» Милрад Фатуллаев, использовав в качестве повода запрет спектакля «В твоих руках» в Махачкале, обрушился на «безграмотных мулл» и потакающие им государственные органы, демонстрирующие «узость мышления» и «обрекающие общество на существование в дне вчерашнем» (заметка «Без запрета запрещенные». После премьеры в Махачкале некто неизвестный отменил спектакль о трагедии на Дубровке» в «НГ» от 9 апреля).

У автора душа болит за то, что свой талант перед дагестанцами не могут раскрыть такие уважаемые артисты, как Борис Моисеев, Верка Сердючка, Сергей Пенкин, Шура, «ВИА гра», «Рефлекс», «Блестящие» и им подобные – ведь дремучее Духовное управление мусульман РД, различные министерства запретили им гастроли на территории республики.

А артисты дагестанских национальных театров, оказывается, уже устали возмущаться тем, что во многие горные районы их не пускают местные власти по рекомендации тамошних мулл. Высмеивает М. Фатуллаев и «абсурдное» предписание муфтията не разрешать паломничество в Мекку женщинам до 30 лет без сопровождения мужа, брата или отца: «Видимо, считается, что женщины постбальзаковского возраста греху не подвержены». Во-первых, автор явно не разобрался с понятием «постбальзаковский возраст» (в его понимании он наступает сразу после 30-ти), во-вторых, имея в виду одно, он сформулировал другое – складывается впечатление, что и этих самых грешных постбальзаковских женщин М. Фатуллаев отправлял бы в хадж только с сопровождением.

Болезненную жажду плюрализма автор продемонстрировал, обратившись и к семейному вопросу. Его беспокоит, что в дагестанской семье «не всегда услышишь второго мнения».


ИА «Regions.Ru» спросило 10 апреля мусульманских деятелей, как они воспринимают историю России ХХ века.

По мнению члена Общественной палаты Нижегородской области, главного редактора издательского дома «Медина» Дамира Мухетдинова, славные страницы советского прошлого перечеркивать нельзя, «тем более что как бы ни хотели мы отказаться от своей истории, она все равно будет с нами». Говоря об ужасах XX века - репрессиях, уничтожении духовенства и т.д. – Д. Мухетдинов отметил, что и это произошло «по помыслу Божию — в назидание нам, чтобы больше мы не повторяли тех ошибок, которые были совершены во второй половине XIX - начале XX веков». «Историю, — подытожил он, — нужно изучать, изучать подробно и беспристрастно, не обращая внимания на современную политику».

Руководитель международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов считает, что основной проблемой Советской России было отсутствие свободы совести. В то же время, принципы и законы, на которых строилось государство, мусульман «вполне устраивали, тем более, что они во многом совпадали с шариатом, многое брали от него. Мне кажется, что если бы в СССР людям вернули свободу совести, то мы могли бы сейчас развиваться гораздо быстрее». В качестве образца для подражания Р. Аббясов привел Китай.


ИА «Интерфакс» сообщило 10 апреля о заседании антитеррористической комиссии, прошедшем в этот день в Грозном.

На нем глава оперативного штаба в Чечне, замглавы МВД РФ Аркадий Еделев заявил о сохраняющейся опасности со стороны разрозненных бандформирований и «законспирированных религиозных экстремистских структур», возглавляемых такими лидерами, как Умаров, Абдуллаев, Газиев, Астемиров, эмиссары «Аль-Каиды», «Муханнада», «Сейф-Ислама», «Абухалида» и «Ясира».

По его словам, эти лица являются «основными проводниками международных террористических центров, стремящихся любыми способами реализовать свои долгосрочные планы, направленные на распад России путем отторжения Кавказа, уничтожения ее как субъекта мировой политики и суверенного государства».


ИА «Интерфакс» сообщило 11 апреля о том, что в Совете муфтиев России считают чрезмерным возможное введение нормы о необходимости госрегистрации образовательных программ религиозных организаций для регистрации этих организаций.

Такую возможность предполагает рассмотренный частью депутатов Госдумы законопроект о противодействии экстремизму.

Контроль со стороны государства в области образовательных программ был бы некоторым «перебором» – об этом заявил «Интерфаксу» первый замглавы Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин.


РИА «Новости» сообщило 9 апреля о том, что представители исламской общественности России выступают за жесткое наказание педофилов, в частности, поддерживают возможное применение химической кастрации в отношении осужденных за это преступление.

В пользу меры, предложенной главой комиссии Общественной палаты РФ Анатолием Кучереной, выступили первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов и глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.


«Кавказский узел» передал 7 апреля мнение научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Ахмеда Ярлыкапова, посетившего Кабардино-Балкарию, относительно новой тактики властей этой республики по профилактике экстремизма.

По его словам, власти Кабардино-Балкарии учли прежний опыт и серьезно корректируют свою политику, т.е. «они пытаются проводить профилактику именно экстремизма, а не выискивать в каждом экстремиста. Пытаются бороться с явлением и это очень хорошо».

В то же время, полагает ученый, ситуация с экстремизмом на Северном Кавказе остается тяжелой: «В Кабардино-Балкарии стало относительно спокойнее, но достаточно напряженная ситуация остается в Дагестане и в Ингушетии. События в Чечне тоже говорят о том, что и там не все закончилось, не все задавили».

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

 

На фото: Тимур Саидгареев (слева), Владислав Баранов (в центре), Равиль Муратов (справа). Фото с сайта www.kommersant.ru.

 

Ссылки по теме:

14-04-08 В рамках программы «Толерантность» в Санкт-Петербурге прошло 3300 мероприятий, но число преступлений не уменьшилось

26-03-08 Юрист петербургского Центра исламской культуры привлек правоохранительные органы к ответственности за незаконный обыск через суд

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2472/">ISLAMRF.RU: Небандитский Петербург</a>