RSS | PDA | Архив   Вторник 27 Февраль 2024 | 1433 х.
 

Мечты о «татарском Исламе»

05.05.2008 11:50

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 11–17 апреля 2008 года.

татарская тюбетейка«Лишь благодаря обычаям сохранилась наша религия» — в статье с одноименным названием, опубликованной в пятничном номере газеты «Ватаным Татарстан», утверждает доктор исторических наук Дамир Исхаков (Исхаков Д. Динебезне йолалар саклап калды // Ватаным Татарстан, 2008. – 11 апрель).

Красной нитью этого большого в 1,5 полосы материала проходит монолог-дискуссия с бывшим первым заместителем муфтия ДУМ РТ Валиуллой-хазратом Якуповым. Ученый полагает, что Валиулла-хазрат сильно ошибается, утверждая, что татары всегда были монотеистами (верили в Тенгри, Аллаха) и никогда не были язычниками. Также Дамир Исхаков ставит под сомнение утверждение экс-религиозного чиновника, согласно которому «татары приняли Ислам во времена Айдар-хана под влиянием асхабов Пророка Мухаммада (сав) и сумели сохранить его в чистом виде». То есть Валиулла-хазрат ведет речь о материалах татарского фольклора, согласно которым получается, что волжские булгары приняли Ислам не в 922 году, а гораздо раньше, «во времена Пророка (сав)».

Ученый приводит несколько доводов в подкрепление своей точки зрения. Он пишет, что булгары – это еще не татары. А татарский этнос формировался на базе разных народов и каждый из них исламизировался отнюдь не одномоментно. Например, татары Золотой Орды приняли Ислам в 1320-21 гг. в период правления Узбек-хана, кипчаки – в другое время.

Также он задается вопросом о том, почему татары должны слушать арабов, которые утверждают, что в Исламе нет национальных различий. В качестве противовеса этому он приводит слова турецкого богослова Фетхуллаха Гюлена, который сказал: «Я считаю себя тюрко-мусульманином. И я никогда не думал разделять или противопоставлять эти понятия между собой».

Дамир Исхаков резко критикует тех религиозных деятелей, которые выступают против таких давних татарских обычаев как поминки на 3-й, 7-й и 40-й дни, а также против посещения «святых мест» (по его мнению, правильнее называть их «места, где похоронены святые»). «Что касается поминок, то лишь благодаря им татарам удалось сохранить исламскую религию», — утверждает доктор исторических наук. А могилы святых – это захоронения суфиев (прежде всего, представителей ордена ясавия), которые как раз и занимались распространением Ислама среди татар. И в поклонении им нет ничего плохого, хотя сейчас этот обряд и трансформировался в полуязыческий (бросание монеток в ручей, навешивание тряпочек на ветки и т.д.).

«В завершении хочется сказать следующее, – пишет Дамир Исхаков. — «Татарский Ислам» — это Ислам не тех людей, которые хотят стать мусульманами, одновременно употребляя спиртные напитки и не читая намаз. В то же время он никак не может быть «чистым Исламом» без учета местных черт. «Татарский Ислам» — это образ жизни, который сформировался внутри нашей нации на основе сочетания этно-национальных и религиозных особенностей».

Близкую тему поднимает в этом же номере газеты «Ватаным Татарстан» имам-хатыб из Зеленодольского района РТ Равиль-хазрат Сайфетдин (Сэйфетдин Р. Яулыклы хатын … чалмалы ирдэн остен // Ватаным Татарстан, 2008. – 11 апрель).

Он также резко критикует тех мулл, которые выступают против чтения и написания стихов и которые утверждают, что «в нашем Шариате стихи – харам, это занятие дьявола».

В качестве обоснования своей точки зрения он приводит множество примеров из Корана в татарском переводе Рабита Батуллы (редкие примеры на арабском он дает со сплошными ошибками). Но эти примеры, в частности из суры «Поэты», как известно, имели другой исторический подтекст и не могут служить доводом.

В принципе, автор материала пытается защищать очевидное — то, что не требует защиты, и что давно уже стало естественным для всех мусульман. Но желание сделать Ислам «татарским» также сильно, как и ученого Дамира Исхакова. Поэтому, Равиль-хазрат восхищается теми, кто читает Коран на мотив мелодии из спектакля «Галиябану». «Как хорошо ложится на душу, когда Коран читается под такой вот национальный напев, — пишет он. – И при этом сохраняются основные требования таджвида: внушение, чувство страха, скорбный тон, спокойствие, медленный темп, хорошая дикция… ».

И при этом хазрат забывает о значении хадиса, который сам и цитирует: «Аллаху – хуа джамилун ва йуюхиббу джамала» («Аллах – он сам красив и любит красоту»).

Но все же будем надеяться, что поиски «татарского Ислама» не приведут к тому, что в наших мечетях имамы будут отплясывать «Апипу» и распевать священные тексты на мотив хитов Салавата.

Воистину прошедшая неделя прошла в среде татарских журналистов под знаком «татарского Ислама»! Вот и пятничная «Шахри Казан» обсуждает эту тему, но под своим углом зрения, понятно. На первый взгляд поднимается ставшая притчей во языцех проблема хиджаба, которая и проблемой-то по сути не является (Бикмуллина А. Рухи сэлэмэтлек кирэк! // Шэhри Казан, 2008. – 11 апрель).

Автор материала удивляется тому, как быстро преображаются люди, начавшие жить по мусульманским  правилам. Она приводит в пример своих подружек, которые еще вчера не вылезали из ночных клубов, а сегодня надели платок и начали читать намаз. Она удивляется силе их воли и пытается разобраться в причинах этого. И еще она поражается тому, что таких молодых людей день ото дня становится все больше и больше. И это в самом деле так. Вышеупомянутый Дамир Исхаков же, наоборот, произносит старое заклинание, что мечети пустуют. Об этом может говорить лишь тот, кто никогда не переступал порога Дома Аллаха.

Но наряду с этим автор материала, опубликованного в газете «Шэхри Казан» пытается найти и «подводные камни», чтобы объяснить это явление. В беседе со своей подружкой-мусульманкой она задает ей вопрос о том, не является ли такой резкий переход «отмыванием грехов». На что следует ответ, что грехи есть у многих, но не у всех найдутся силы, чтобы встать на путь их исправления.

Разговор не обошелся и без обсуждения «арабского покроя» хиджаба. Мол, зачем, нам, татаркам, рядится в арабские одежды, ведь раньше наши бабушки носили калфаки и цепляли накосники на свои длинные косы. Язык уже полурусский, теперь и одежда – арабская. Ее собеседница приводит в пример современную «крутую» молодежь, которая носит «европейскую» одежду, по сути одеждой и не являющейся, поскольку лишь слегка прикрывает голое тело. И самое интересное, что при этом их никто не осуждает, а осуждают тех, кто одевается «по-арабски».

«И в самом деле, — вопрошает автор материала. – Кто из наших девушек выйдет сейчас на улицу, накинув на себя алъяпкыч – национальный фартук или нацепив чулпы-накосник? Скажут: что за ненормальная здесь ходит. Да и по пальцам можно сосчитать тех татарок, у которых найдется достаточно волос, чтобы заплетать их в косы».

А в это время в Башкортостане прошли аресты «плохих парней» из «Хизб ат-тахрир». Как сообщает ИА «Башинформ» в этой республике выявлена деятельность ячеек международной террористической организации. Как сообщили агентству в пресс-службе Управления ФСБ России по Республике Башкортостан, "... в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года в ходе оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Башкортостан была выявлена деятельность ячеек международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". По данному факту возбуждено четыре уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 и ч.2 статьи 282.2 Уголовного кодекса РФ ("Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности").

3 апреля 2008 года в Уфе, Салавате, Сибае, Баймаке и Зиргане силами оперативно-следственной бригады МВД по РБ и УФСБ проведено 22 обыска в адресах проживания членов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Решением Кировского районного суда Уфы вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей шести гражданам России — жителям Республики Башкортостан. Им предъявлено обвинение по статье 282.2 УК РФ. Следственные действия продолжаются.

Сведения о задержанных в интересах следствия не сообщаются.

«Башинформ» также напоминает, что в августе 2005 года решением Верховного Суда Республики Башкортостан девять активистов ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» приговорены к лишению свободы от 3,5 лет до 8,5 лет за совершение преступлений, предусмотренных статьями УК РФ «Терроризм», «Организация преступного сообщества», «Организация деятельности экстремистской организации», «Незаконное хранение боеприпасов и взрывчатых веществ». В ходе обысков у них было изъято четыре самодельных взрывных устройства, две гранаты Ф-1, боеприпасы, карта Уфы с условными обозначениями мест массового скопления граждан, органов государственной власти, а также литература, пропагандирующая идеи «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Комментируя это событие, газета башкортостанских татар «Кызыл тан» пишет, что деятельность «Хизб ат-тахрир» в первую очередь угрожает межнациональному и межконфессиональному миру, который воцарился в Башкортостане. А покушаться на святое, на то, что возведено в ранг государственной доктрины в РБ, никому не позволено.

16 апреля 2008 года Российский исламский университет посетила делегация из Турции во главе с доктором богословских наук и руководителем Фонда «Сулеймания» Абдулазизом Байындыром.

Абдулазиз Байындыр — автор многих книг и публикаций по актуальным проблемам теории Корана, ислама и веры. Важным достижением его деятельности является создание в 1993 году Фонда «Сулеймания», работающего в направлении научных исследований Корана, ислама и веры. Фонд оказывает консультации людям по всему спектру своих исследований. В частности, организованы еженедельные занятия, посвященные Корану и вопросам теории и практики веры.

В последние годы Фонд значительно расширил свои международные связи, одним из направлений которого стало сотрудничество с российской наукой. Было проведено несколько совместных конференций с приглашением российских и турецких ученых. Важная роль в налаживании научных и культурных контакотов Фонда «Сулеймания» с российской наукой отводится Российскому исламскому университету.

После встречи гостей в Российском исламском университете состоялось заседание круглого стола. Ректор РИУ Р.М. Мухаметшин рассказал о планах развития университета. Интересным вопросом, затронутым на заседании, стал вопрос о развитии идей мусульманского беспроцентного банка. Абдулазиз Байындыр отметил, что «в настоящее время исламская экономика не нашла свое место в системе экономик современного мира». Фонд «Сулеймания» старается активно работать в этом направлении и оказывает консультации некоторым банкам.

В этот же день в своей резиденции муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков принял делегацию из Турции во главе с Президентом научно-исследовательского фонда «Сулеймания», профессором Стамбульского университета Абдулазизом Байындыром.

В ходе встречи муфтий Татарстана рассказал гостям об Исламе в Татарстане, о духовном возрождении и о делах мусульманской уммы в России.

В свою очередь, турецкий профессор, поблагодарив муфтия за радушный прием, сообщил о работе своего фонда, о прошедших конференциях, которые были проведены фондом в России, а также о научных исследованиях Корана, которые проводит его фонд.

Делегация ДУМ РТ в составе руководителя Международного отдела Джамиля-хазрата Юскаева, генерального директора фонда «Идель Хадж» Рустэма Гатауллина, руководителя комитета закят Булата-хазрата Мулюкова, помощника муфтия по вопросам недвижимости Марата Галеева совершает рабочую поездку по странам Персидского залива, сообщает «Татаринформ».

В эти дни делегация находится в Кувейте. 13-14 апреля делегация приняла участие в заседании конференции: «Вакф и глобализация: перспективы вакфа в 21 веке». Также была проведена встреча с министром по делам религии Государства Кувейт Аделем Аль-Фалляхом, где им было обещано содействие в контактах ДУМ РТ с Домом закята Кувейта и Исламским банком развития. Итог данной встречи подведут 21 апреля в КСА в городе Джидда. Там запланировано подписание отдельного протокола о намерениях совместного развития закята в Татарстане, как института благотворительности, между ДУМ РТ, Домом закята Кувейта и Исламским банком развития.

Одновременно с этим,  завершилась 10-ти дневная рабочая поездка делегации ДУМ РТ в Турцию, говорится на официальном сайте казанской мечети «Сулейман». В ее составе были заместитель муфтия РТ по благотворительным вопросам Илдар-хазрат Баязитов, сотрудник фонда «Идель-Хадж» Хайдар Камалетдинов, ведущие специалисты управления благотворительности Малика-ханум Гельмутдинова и Ильгам Исмагилов. Целью поездки было ознакомление с опытом работы с незрячими. Для этой цели были посещены реабилитационные центры для незрячих, школы для слепых, различные фонды оказывающие поддержку инвалидам по зрению. Делегация познакомилась с новинками в области технического оснащения, а так же с методами работы при проведении реабилитационных занятий.

Тем временем муфтий Татарстана совершил рабочую поездку в Тюлячинский район РТ. Его сопровождал руководитель Центрального Аппарата ДУМ РТ Ильяс-хазрат Зиганшин. Цель поездки – участие в собрании имамов мусульманских приходов Тюлячинского района и избрание нового имам-мухтасиба. Им стал Фидаиль-хазрат Яруллин. Шамсун-хазрат Хасанов, который до нынешнего дня был имам-мухтасибом, сложил с себя полномочия.

Тюлячинский мухтасибат Духовного управления мусульман РТ включает в себя 23 прихода.

11 апреля прошло очередное соревнование в рамках I Спартакиады мусульманской молодежи Казани - турнир по настольному теннису, передает «Татаринформ». Соревнования среди мужчин и женщин проводились отдельно, сообщает оргкомитет соревнований. В турнире приняли участие 2 женские команды — Российского исламского университета и Казанского высшего медресе «Мухаммадия».

Спартакиада мусульманской молодежи проходит по 7 видам спорта, причем соревнования проводятся раздельно для мужчин и девушек. В марте на базе «Баскет-холла» для мужчин прошел турнир по борьбе. В мае состоится турнир по мини-футболу для мужчин на стадионе «Трудовые резервы». В этом же месяце мужчины и женщины будут соревноваться в плавании. В октябре в футбольно-легкоатлетическом манеже будет проведен турнир по легкой атлетике для женщин и мужчин. В частности, пройдут соревнования по прыжкам в длину, бегу, эстафеты. В ноябре на базе «Трудовых резервов» пройдет турнир по волейболу среди женщин и баскетболу для мужчин.

По итогам соревнований по настольному теннису среди девушек первое место в командном зачете заняла сборная команда Казанского высшего медресе «Мухаммадия».

Электронные СМИ Дагестана вновь возвращаются к рассказу о Всероссийской исламской олимпиаде, которая прошла в конце марта на базе Российского исламского университета в Казани.

Олимпиада проходила в двух номинациях: исламские дисциплины, такие, как корановедение, хадисоведение, фикх (исламское законодательство), акыда (наука единобожия), мазхабы (правовые школы в Исламе), и знание арабского языка.

Олимпиада была организована РИУ совместно с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, учрежденным при участии Управления Президента РФ по внутренней политике, и приурочена к 10-летнему юбилею университета. Финансовую поддержку оказали Министерство культуры РТ, банк «Ак Барс» и благотворительный фонд «Кулюб».

В олимпиаде приняли участие 28 студентов мусульманских учебных заведений Дагестана, Чечни, Москвы, Башкортостана, Нижнего Новгорода и других городов России. Каждое учебное заведение было представлено двумя участниками. Среди участников-юношей выступала и одна девушка – студентка высшего мусульманского медресе «Мухаммадия».

Конкурс проходил в форме тестовых письменных заданий. Кроме этого, участники конкурса в номинации по арабскому языку должны были продемонстрировать навыки устной арабской речи, а конкурсанты по исламским наукам – умение декламировать Коран. Необходимо отметить, что, по оценкам преподавателей, задания были достаточно сложными и основаны на образовательной программе зарубежных исламских вузов, и, по оценкам алимов, участники олимпиады успешно справились со всеми предложенными заданиями.

По итогам заданий призовые места распределились следующим образом: в номинации исламских дисциплин первое место занял Ахмад Гаирбеков (Махачкала, Дагестан), второе – Юсуф Бадаев (Уфа, Башкортостан), третье – Мурад Магомедов (Махачкала, Дагестан). В номинации по арабскому языку первое место завоевал Алмаз Сафин (Казань, Татарстан), второе – Галия Махаррямова (Нижний Новгород), третье – Мухаммадрасул Ашиков (Махачкала, Дагестан). Таким образом, общекомандное первое место завоевали студенты дагестанских исламских учебных заведений (Институт теологии и религиоведения и Дагестанский исламский университет).

Также в Казани прошло и первое заседание Совета ректоров исламских вузов России. Напомним, что Совет ректоров был учрежден в ноябре 2007 года. Инициатива его создания была озвучена главой Совета муфтиев России Р.Гайнутдином на конференции «Роль образования в решении актуальных проблем мусульманского сообщества России», прошедшей незадолго до учредительного собрания.

Последнее событие прокомментировал ректор Института теологии и религиоведения Максуд Садыков.

– Создание Совета ректоров исламских учебных заведений России – это очень важное событие в истории нашей страны. Раньше такой консолидации у нас не было. Каждый вуз работал по своей программе, осуществлял подготовку согласно своим учебным планам. Сегодня мы уже имеем возможность консолидировать усилия, разрабатывать и рекомендовать общую единую программу подготовки теологов и у каждого региона есть свой потенциал, мы можем дополнять друг друга.

На этом заседании решили:

1) разработать план общей координации действий исламских учебных заведений в целом;

2) учредить и издать журнал Совета ректоров исламских учебных заведений под названием «Мир Ислама». Выпускать журнал предполагается в Казани, а каждый вуз будет представлять туда свои материалы. Наши специалисты будут там и в редколлегии и т. д.

Что касается общего сайта, то мы пока возложили эту функцию на сайт «ИсламРФ» и газету «Медина». Конечно, мы думаем и о нашей газете «Ас-Салам», наших СМИ. Какую-то часть этих функций возьмем и на себя;

3) решили вопрос о разработке учебных пособий, учебно-методических указаний, учебников по религиозным дисциплинам и на русском языке.

Тема, так или иначе связанная с Дагестаном звучала в эти дни на страницах ульяновской газеты «Симбирский курьер». Не так давно в Дагестане был арестован человек, подозреваемый в убийстве ульяновских милиционеров, которое произошло в январе этого года на трассе «Сызрань — Цивильск».

Удивительно, но в ходе проведения оперативных мероприятий были затронуты интересы ульяновских мусульман. Например, у некоторых из них были изъяты книги, кассеты, диски. Председатель Центрального духовного управления мусульман Фатых Алиуллов обратился в следственное управление с просьбой посодействовать возврату вещей, изъятых во время обысков из квартир мусульман, живущих в Засвияжье. Говорят, они подверглись большому стрессу из-за оскорбления их религиозных чувств и бестактного поведения оперов, даже по отношению к женщинам. В связи с этим в прокуратуру области направлено 11 заявлений от верующих.

И вот еще одно сообщение, которое пришло из Ульяновска.

На территории димитровградской исправительной колонии №10 Ульяновской области заложен камень под строительство мечети, передает «Татаринформ».

«На сегодняшний день в нашей колонии отбывают наказание более 600 человек, придерживающихся мусульманского вероисповедания, большинство из них – выходцы из стран СНГ, — сказал начальник колонии Виталий Самарин. – Идя навстречу пожеланиям отбывающих наказание, мы решили построить на территории тюрьмы наряду с православной церковью мусульманскую мечеть», — отмечает он.

В церемонии закладки первого камня принял участие Набиулла-хазрат, который прочитал молитву и пропел азан. Свою благодарность руководству колонии №10 выразил председатель областного Духовного управления мусульман муфтий Саубан-хазрат Сулейманов.

В прошедшую субботу мусульмане Касимова приняли активное участие в уборке мусульманского кладбища г. Касимова, сообщается на сайте касимовских мусульман. Этот день власти города объявили общегородским субботником. Верующие граждане, поддерживая чистоту и порядок в городе, перед тем как привести в порядок территории близ своих жилых домов, пришли на кладбище, чтобы сначала отдать дань своим предкам, нуждающимся в постоянных молитвах-упоминаниях (дуа).

 

Подготовил Азат АХУНОВ

 

Ссылки по теме:

28-04-08 Санкт-Петербургская турфирма «Эклектика» предлагает клиентам экскурсию ''Татаро-мусульманская община Петербурга''

Ислам в телеэфире Татарстана

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2724/">ISLAMRF.RU: Мечты о «татарском Исламе»</a>