RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Март 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ ПФО 28 мая – 3 июня 2007 года

07.06.2007 09:49

Предлагаем Вашему вниманию обзор электронных и печатных СМИ Татарстана, Нижнего Новгорода, Саратова и других регионов.

• Региональное приложение к «Российской газете» Волга-Урал рассказывает о новом мусульманском клубе, образованном в Казани (Брайловская С. Клубная жизнь по канонам // Российская газета (прил. «Волга-Урал»), 2007. – 1 июня.). « —До сих пор молодые люди старались избегать друг друга, — говорит председатель Союза мусульманских женщин Татарстана, один из идейных вдохновителей нового молодежного клуба Наиля Зиганшина. — И к чему это привело? Им стало недоставать общения. Дошло до того, что парням и девушкам, придерживающимся законов шариата, стало негде знакомиться. Они видятся в мечети, но подойти друг к другу не могут», — приводит газета слова лидера мусульманок РТ.

Организаторы клуба большое место отводят различным мероприятиям — это своего рода альтернатива молодежным тусовкам, только по канонам и без пива. «Ведь принять Ислам — еще не значит отказаться от всех радостей жизни, тем более если речь идет о молодости», — пишет газета.

Развлекать молодежь предполагается различными интеллектуальными играми – такими как брэйн-ринг и КВН, только с национальным и религиозным уклоном.

Кроме того создатели клуба заявляют о намерениях привить молодым людям любовь к спорту. И на этот раз, заявляют организаторы, одной пропагандой дело не ограничится.

Еще одно благое дело, которое задумали в клубе, — знакомства молодых людей. Помочь в этом вызвались две профессиональные мусульманские свахи. «— Я не вижу ничего плохого в том, что твоей судьбой займется посторонний человек, — говорит в интервью газете одна из мусульманок. — Если сваха опытная, так почему бы ей не довериться…Ей со своей стороны виднее, кто из парней и девушек могут подойти друг  другу».

Миссию нового клуба Наиля Зиганшина видит в том, чтобы опровергнуть неверные суждения и отрицательные стереотипы распространившиеся относительно мусульман и «донести до окружающих истинное представление как о мусульманах, так и об Исламе в целом».

• В газете «Шахри Казан» («Город Казань») студентка Российского исламского университета Алсу Закирова рассказывает о недавней встрече казанских мусульманок, которая состоялась в мечети Кул Шариф (Закирова А. Ислам мослимэлэрне аклый // Шэhри Казан, 2007. – 30 май.). В этот день мусульманки обсуждали и ряд волнующих их проблем: что важнее — семья или работа? «Если мусульманка будет сидеть дома взаперти, то кто тогда будет заниматься дагватом (исламским призывом, — А.А.). Кто будет учить наших детей? Кто будет лечить нас в больницах?», — вопрошает со страниц газеты Алсу Закирова.

Вышел из печати очередной номер газеты мусульманок Татарстана «Мослимэ» («Мусульманка»), который редактирует бывший лидер Союза мусульманских женщин РТ Альмира Хадия. Газета рассказывает о состоявшемся недавно в мечети Кул Шариф конкурсе чтецов Корана, который проводился среди детей и ребят подросткового возраста (Шэхеснен нигезе — эхлэктыр // Мослимэ, 2007. — №5. — май.) Автор материала — Альмира Хадия на семи страницах рассказывает не столько о конкурсе, сколько о спонсорах и благотворителях, которые оказали помощь в проведении  этого конкурса. Много слов восхвалений произнесено в адрес властей республики и Президента РТ, благодаря которым удалось провести это мероприятие в главной мечети Татарстана. Газета помещает также материал директора средней школы из деревни Береске Атнинского района РТ Раушании Гизатулиной, которая помимо рассказа о прошедшем конкурсе, в котором принимали участие ученики ее школы, сообщает о работе кружка «История религии», который работает уже на протяжении девяти лет (Гыйззэтуллина Р. Изге башлангыч // Мослимэ, 2007. - №5. – май.) «Я думаю, что изучение религий в школе или при мечети абсолютно не мешает образовательному процессу. Потому что религиозные и светские науки только дополняют друг друга. В детстве нам не довелось слышать напевного звука азана, переступать через порог святой мечети. И сегодня, благодаря милости Аллаха, мы получили возможность вернуться к истокам своей религии», - пишет она в своей статье.

«Если бы религия была бы чем-то полезна, то ее давно начали бы преподавать  в школах, наряду с другими светскими предметами» — так заявляют некоторые люди, пишет в газете «Ватаным Татарстан» Р.Авхадеева из деревни Средние Кермени Мамадышского района (Эухадиева Р. Гаилэне иман тота // Ватаным Татарстан, 2007. – 1 июнь). «Надо не забывать одно: школа — это место, где дают знания, где учат познавать мир, где обучают ребенка как найти свою нишу в обществе. А благонравного, религиозного человека должна воспитывать семья. Создание семьи — это одно из  обязательных условий для каждого, а ведь семью сохраняет вера», — пишет она на страницах газеты «Ватаным Татарстан».   

• Общественная организация «Союз мусульманок Татарстана» меняет свое название на «Союз мусульман Татарстана» по причине того, что в нее приходит много братьев-мусульман, которые оказывают активную помощь и содействие в деятельности и развитии организации, сообщает ИА «Татар-информ».

«Уже сейчас мы понимаем, что при активном участии мужчин в нашей деятельности нам намного легче организовывать работу, в частности, различные благотворительные акции, на которых мы видим, что девочки в детских домах тянутся больше к женщинам, а мальчики — к нашим братьям по вере», — подчеркнула руководитель союза Наиля Зиганшина.

Кроме того, молодые люди в каждодневной работе набираются ценного опыта, чтобы в дальнейшем у себя в регионе организовывать подобные мероприятия. К примеру, на следующей неделе с 6 по 13 июня представители «СМТ» будут принимать непосредственное участие в международной молодежной конференции «Молодежный диалог ОИК — Россия», которая пройдет в Казани. Ее организует ОИК совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму с целью знакомства и общения молодежи из разных стран.

Параллельно с конференцией будет организован лагерь для лидеров молодежных организаций. В конференции примут участие более тридцати представителей зарубежных стран и столько же россиян.

Новый майский номер газеты «Веры», который издает Центр исламской культуры «Иман», публикует речь первого заместителя Председателя ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова произнесенный на конференции «1000-летний опыт межрелигиозного согласия», состоявшейся в мае в Елабуге и посвященной 1000-летию этого города (Характеристика мусульманского сообщества Татарстана // Вера, 2007. – №5. -май.) В материале «Характеристика мусульманского сообщества Татарстана» речь идет о современной жизни мусульманской уммы республики. Валиулла-хазрат поднимает множество проблем в том числе говорит о проникновении русского языка в мусульманский ритуал и культуру. «Тем не менее русский язык имеет тенденцию к расширению своего бытования в среде мусульман, — говорит Валиулла-хазрат, — Если проповеди имамов на русском языке проходят только в небольшом количестве мечетей Татарстана, то в сфере мусульманских СМИ, в мусульманской литературе сегмент русского языка все более увеличивается, что косвенно свидетельствует об увеличении удельного веса русскоязычного потребителя этой продукции. Если в начале 90-х годов ХХ века практически подавляющая часть литературы и СМИ была татароязычной, то теперь соотношение один к одному, с тенденцией все большего доминирования русского языка в этой сфере. Характерно, например, что татароязычный мусульманский Интернет практически так и не состоялся».

Валиулла-хазрат не обходит вниманием и проблему проникновения в умы мусульман Татарстана различных течений, не характерных для данного региона, в котором исторически распространился Ислам ханафитского мазхаба. «Ощутимо присутвие среди мусульман сторонников, например, неханафитских направлений, ак называемых «салафитов», т.е. всех, кто симпатизирует саудовскому варианту Ислама, есть последователи движения таблиг из Пакистана, псевдосуфийских и просто суфийских групп из Турции. Помимо этого появились сторонники течений, которые не признаются мусульманскими — это ахмадия», — констатирует факты первый заместитель муфтия ДУМ РТ.

Кроме того он приводит статистку и по национальному составу мусульманского духовенства и населения РТ. Большинство имамов — это татары, очень редко — башкиры. Есть один таджик в Лаишевском районе. Из 54% мусульман в Татарстане менее 1% мусульмане — нетатары. Причину этого Валиулла-хазрат видит в том, что религиозные обряды в мечетях Татарстана исполняются на татарском языке и человеку другой национальности трудно работать имамом без знания языка титульной нации. Также он говорит и о недостаточно высоком уровне подготовки квалифицированных имамов, которые в современных условиях должны свободно владеть не только религиозными, но и юридическими и экономическими вопросами. Например, незнание этих проблем приводят к нарушениям сроков отчетности перед налоговыми и регистрирующими государственными службами, что приводит к проблемам функционирования мусульманских приходов в форме юридических лиц.

Подробно и тщательно Валиулла-хазрат раскрывает проблемы стоящие перед мусульманами республики в ракурсе тем «благотворительность», «средства массовой информации», «искусство, культура, литература», «спорт».

• Эта же газета публикует научную статью молодого ученого Н.Р.Сабирова о творчестве известного татарского поэта 17 века Аллахияра Суфия, которое он считает сугубо суфийским по своему содержанию (Сабиров Н.Р. Принципы веры в произведении Суфи Аллахияра «Собател-гаджизин» // Вера, 2007. – №5. -май.) Остальные материалы газеты — это перепечатки из Интернета, опубликованные на известных исламских сайтах.

«Конфуз в мечети» — материал под таким заголовком вышел в последнем номере казанской газеты «Честное слово» (Музагитов С. Конфуз в мечети // Честное слово, 2007. - №8.- июнь.) В чем суть конфуза произошедшего 25 мая в мечети Кул Шариф? Процитируем автора: «Читавший основную молитву (хутбу) Рамиль-хазрат вдруг неожиданно прервал ее, на что не имел права. Причиной тому стало появление в мечети муфтия РТ Гусмана-хазрата, Рамиль-хазрат стал  поздравлять его с днем рождения — 50-летним юбилеем. Из народа крикнули: что за поздравления в священном намазе! На что Рамиль-хазрат невозмутимо заявил: тот, кто прерывает криками священный намаз, тот не мусульманин! Но ведь минутою ранее он сам прервал намаз, вклинив туда неположенное поздравление. Ну прямо как по Чехову, когда унтер-офицерская вдова высекла сама себя. К тому же, нарушая веками укоренившиеся правила, Рамиль-хазрат рубит сук, на котором сидит, поскольку вызывает несоблюдением исламских норм и традиций недовольство прихожан».

И это еще не весь конфуз. После пятничной молитвы молодчики-файзрахманисты (небольшая группа псевдомусульманских сектантов  из поселка «Торфяной» на окраине Казани. — А.А.), начали возвещать о пришествии нового пророка — Насруллы-бабая (в миру — Файзрахман Саттаров). Мол, кто не уверует в него, тот — кяфир.

• Пятничный номер газеты «Ватаным Татарстан» традиционно одну из своих полос посвящает исламской тематике. На этой странице газета публикует репортаж  с прошедшего неделю назад конкурса чтецов азана, который проходил в казанской мечети «Энилэр». Имам-мухтасиб Казани, имам-хатыб мечети «Марджани» Мансур-хазрат Джалялетдинов кратко рассказывает о деятельности казанского мухтасибата (Жэлэлетдин М. Муллалар «указ» алды // Ватаным Татарстан, 2007. – 1 июнь.). Поводом для написания статьи  стало недавнее событие — вручение 51 казанскому имаму «свидетельства на проповедческую деятельность». «Особенность нынешнего мероприятия заключалась  в том, что в церемонии принимали участие главы администрации всех районов города, а также заместитель мэра Рафис Бурганов», — пишет Мансур-хазрат. Мусульмане воспользовавшись присутствием власть предержащих, просили их решить  вопрос об участии молодых имамов в программе получения жилья по социальной ипотеке, подняли проблему обеспечения некоторых казанских мечетей водопроводом,  газом, канализацией. Руководитель казанского мухтасибата  отметил и некоторые положительные тенденции своего ведомства, к примеру, казанская мечеть «Сулейман» с успехом занимается благотворительной и социальной деятельностью — организовала курсы по изучению основ Ислама для слабослышащих и слабовидящих людей. Мухтасибат находится в тесном контакте с представителями пенитенциарной системы: колонии  и тюрьмы  обеспечиваются продовольствием, религиозной литературой — туда посылаются преподаватели исламской религии. В Верхнеуслонском районе возле деревни Ташевка получена земля для строительства там летнего мусульманского лагеря. Осенью предполагается открытие мусульманского детского садика в Вахитовском районе Казани, а на пересечении улиц Ахтямова и Тукаевской будет открыт мусульманский приют для детей-сирот.

• В этом же номере газеты Дамир Асылов размышляет о том, почему во всем мире не прекращаются нападки на исламскую религию (Асылов Д. Ислам тантанасы // Ватаным Татарстан, 2007. – 1 июнь.). Статья сводится к мысли «нас много, мы хорошие, но почему нас обижают?».

• Пятничный номер газеты «Шахри Казан» также традиционно посвящает одну из своих страниц исламской тематике. Суфиян Минхажев возвращается к одному из материалов, опубликованных ранее на страницах этой газеты. Речь шла о том, что имам мечети «Марджани» Мунир-хазрат Валитов отказался проводить обряд наречения имени, когда узнал, что родители хотят назвать своего ребенка «Эмелия» (Минhажев С. Мулла кушмаган исем // Шэhри Казан, 2007. — 1 июнь.) Он обосновывал это тем, что у татар нет такого имени. Автор материала поддерживает позицию имама. Он пишет: «Давайте не будем унижать свою нацию, называя своих детей какими-то русскими именами. Мы и так живем в унижении, и так идем на убыль: наши девушки и парни выходят замуж и женятся на русских. Через эти смешанные семьи мы плодим русскую нацию». С другой стороны автор материала критикует и мусульманское духовенство, которому необходимо быть «более культурным и воспитанным».

В статье «Намерены открыть и медресе» речь идет о мечети «Ислам» в казанском поселке Дербышки, прихожане которой 29 мая отмечали 15-летие со дня ее основания (Мэдрэсэ ачарга ниятли // Шэhри Казан, 2007. – 1 июнь.). Отметить эту дату прибыла и делегация ДУМ РТ во главе с муфтием Гусманом-хазратом Исхаковым. В деле строительства этой мечети, которая была возведена за два года буквально на пустом месте, большую роль сыграл Габдулла-хазрат Ганеев, который по причине старческого возраста и болезней не смог присутствовать на нынешних торжествах. В настоящее время мечетью руководит 31-летний имам-хатыб Нияз-хазрат Латыпов, который горит желанием открыть при мечети и медресе. На полосе помещены еще три материала. В одном из них Зуфар-хазрат Галиуллин, помощник директора Фонда мечети «Кул Шариф» по религиозным вопросам рассказывает о своей недавней поездке в Египет, где он встречался с татарскими шакирдами. Он с горечью пишет о том, что государство никак не поддерживает свою молодежь, а, например, китайцы даже устанавливают в общежитиях спутниковые антенны, чтобы их студенты не забывали свою родину (Галиулла З. Мамлуклэр кемнэр булган? // Шэhри Казан, 2007. — 1 июнь.).  Оставшиеся два материала — это ответы и вопросы (Рустам-хазрат Зиннуров отвечает почему нельзя совершать намаз во время восхода и захода солнца, а также ровно в полдень — «в это время молятся сатанисты и язычники»), а также информация о режиме работы детского мусульманского лагеря при мечети «Сулейман».

29 мая в Казани прошел «круглый стол» по теме «Мусульманское и этническое на новом этапе постсоветского развития», — сообщает электронная газета Интертат. Организаторами выступили декан факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Эдуард Понарин и кафедра истории, философии, социологии и политологии Казанского государственного медицинского университета. Во встрече приняли участие исследователи, занимающиеся различными аспектами развития Ислама в республике и за ее пределами. Обсуждались вопросы о роли Ислама в этнической идентичности татар в современный период, о перспективах модернизация Ислама, исламского образования, гендерных аспектах исламской идентичности.

В Аксубаевском районе республики Татарстан состоялась встреча главы муниципального образования Илгама Валиева и представителей ДУМ РТ, в рамках которой обсуждался передовой опыт района в возрождении духовно-нравственных ценностей и профилактики алкоголизма и наркомании, — пишет на своих страницах ИА «Islamnews». Как заметил Валиев, татарское население в Аксубаевском районе очень религиозно. Это подтверждает факт работы двух мечетей даже в советские времена из 18 функционировавших в ТАССР.

В настоящее время в районе работают 27 приходов, в пяти из которых есть медресе, где сотни людей разных возрастов получают мусульманское образование. Недавно, например, в деревне Кызыл Тау прошло мероприятие по случаю открытия нового медресе. Оно стало пятым медресе в Аксубаевском районе.

Нижнекамское мусульманское медресе «Рисаля» Духовного управления мусульман Республики Татарстан объявило об очередном наборе студентов на 2007–2008 учебный год, — сообщает Ислам.Ру. Отборочный лагерь для абитуриентов пройдет с 20 по 26 августа с.г. Поступающие должны предоставить аттестат о полном или неполном среднем образовании, медицинскую справку (ф. 086), паспорт и 4 фотографии размером 3x4 см.

В медресе в течение трех лет изучают арабский язык, религиозные и светские предметы, уроки ведут преподаватели с высшим религиозным и светским образованием. Форма обучения — очная. Студенты «Рисаля» обеспечиваются бесплатным проживанием в благоустроенных общежитиях и трехразовым питанием. Выпускники получают специальности имам-хатыб и преподаватель исламских наук.

Лидеры мусульманской общины России встретились с Министром иностранных дел РФ. Об этом сообщает Муслим.Ру.

Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин возглавил представительную делегацию, в состав которой вошли сопредседатели СМР Гусман хазрат Исхаков и Нурмухаммад хазрат Нигматуллин, а также заместитель Председателля ДУМЕР Харис хазрат Саубянов, которая  встретилась сегодня с министром иностранных дел РФ Сергеем Викторовичем Лавровым. Во встрече также принимали участие представители КЦМ Северного Кавказа и ЦДУМ России.

Темой встречи Министра Лаврова с лидерами мусульманской общины России стали актуальные вопросы, такие как вовлеченность российских мусульман в межцивилизационный диалог, борьба с экстремизмом и терроризмом, вопросы мусульманского образования в России, а также вопрос взаимодействия российских мусульман с зарубежными мусульманскими организациями.

Председатель СМР муфтий шейх Равил Гайнутдин проинформировал Министра Лаврова о прошедшем нынешней весной визите делегации СМР с миссией мира в республики Северного Кавказа и о своем участии в предстоящей 6 июня с.г. в Махачкале конференции “Пути преодоления экстремизма в современном мире”, где выступит с докладом на тему: “Формирование умеренности в Исламе — важнейший путь профилактики экстремизма”.

Равиль Гайнутдин в беседе с господином Министром вновь повторил: именно мусульманские народы Северного Кавказа в последние десятилетия героически отстояли целостность России на Юге страны, не дав террористам изменить ход истории.

Председатель Совета муфтиев России подчеркнул необходимость объединения усилий в деле преодоления столь страшной болезни как терроризм и экстремизм, которая существует в современном обществе. Одной из мер Муфтий назвал продолжение по выстраиванию пропорциональной системы религиозного образования, с тем, чтобы с мусульманами работали имамы, получившие подготовку в России и несущие ту идеологию, которая нужна нам, россиянам.

В ходе встречи обсуждение коснулось темы взаимодействия российских мусульман с зарубежными мусульманскими организациями. Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин напомнил, что здесь, в Москве, в резиденции Совета муфтиев России мы принимаем высоких зарубежных гостей; королей, президентов, премьер-министров, председателей Парламентов из мусульманских стран, верховных религиозных исламских лидеров. В ближайшее время мы будем принимать представительные делегации из Королевства Саудовской Аравии, Бахрейна, Султаната Оман и других мусульманских стран. Все контакты с огромным по численности и значимости мусульманским миром, Совет муфтиев, представляющий интересы мусульман России, проводит в рамках международной политики и международных интересов нашей страны.

В разговоре Председатель СМР затронул тему необходимости и обязательности приложить всяческие усилия по решению ближневосточного узла вопросов, высказав озабоченность в связи с заявлением премьер-министра Израиля о переносе столицы в Иерусалим. “Иерусалим является столицей Палестинского государства и во всех вопросах в этом регионе важно строгое соблюдение резолюций ООН, — подчеркнул Равиль Гайнутдин, — сегодня не определены границы, не обозначен статус Иерусалима, который придан этому городу мировым сообществом и заявление властей Израиля звучит как захватническое”.

Министр Сергей Лавров поддержал высказывание Председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина, подчеркнув, что Россия не будет торопиться в этих сложных вопросах. “Россия придерживается резолюций ООН и считает, что необходимо, чтобы были признаны границ в регионе в рамках решений 1967 года”.

Ислам.Ру пишет, что задержан по подозрению в причастности к запрещенной организации «Хизб ут-тахрир» житель г. Казани Марсель Гималиев, 1981 г.р., руководитель Регионального правозащитного центра «Нова», который ставил своей целью защиту прав мусульман. Об этом сообщает руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина.

В минувший вторник, 29 мая, М. Гимадиев был вызван на допрос в республиканское Управление ФСБ в качестве подозреваемого по уголовному делу, куда он и явился в сопровождении адвоката. После допроса было оформлено его задержание по подозрению в причастности к запрещенной организации (ст. 282-2 УК РФ), содействии террористической деятельности (ст. 205-1 УК РФ) и подготовке к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 30 ч. 1, ст. 278 УК РФ).

За неделю до задержания, утром 22 мая, в дом М. Гималиева в его отсутствии ворвались шесть неизвестных лиц в гражданской одежде. Матери Марселя, находившейся в доме, посетители заявили, что будут проводить обыск, однако ни соответствующего постановления, ни своих документов не предъявили. Уходя, они оставили два номера телефона и потребовали, чтобы Марсель позвонил по какому-либо из них.

Вечером того же дня по заявлению, поданному Гималиевой, в дом прибыли сотрудники милиции, которые осмотрели место происшествия и попытались установить принадлежность телефонных номеров, что им сделать не удалось. Позднее, уже при допросе и задержании М. Гималиева, выяснилось, что обыск в его доме проводили сотрудники ФСБ.

Марсель Гималиев в 2005 г. создал Региональный правозащитный центр «Нова», который неоднократно распространял информационные сообщения о фактах нарушений конституционных прав лиц, обвиняемых в экстремизме или терроризме. В связи с этим, после прошедших в декабре 2006 г. в Казани арестов в рамках указанного выше уголовного дела, к М. Гималиеву обратились родственники задержанных с жалобами на действия сотрудников спецслужб при проведении обысков.

Таким образом, Марселю было известно, что именно вменяется обвиняемым по уголовному делу, по которому его вызвали в ФСБ как подозреваемого, — перед тем как отправиться на допрос, он сообщил об этом в Комитет «Гражданское содействие», в Правозащитный Центр «Мемориал» и в HumanRightsWatch.

Напомним, что уголовное дело о подготовке насильственного изменения конституционного строя РФ членами запрещенной организации «Хизб ут-тахрир» было возбуждено в декабре 2006 г. Девяти арестованным по нему гражданам (трое из них позднее были отпущены под подписку о невыезде) это обвинение было предъявлено на основании того, что идеология «Хизб ут-тахрир» ставит своей целью построение халифата и считает порочными иные формы правления.

Видимо, по мнению старшего следователя-криминалиста УФСБ РФ по Республике Татарстан К.М. Трофименко, расследующего данное уголовное дело, этого вполне достаточно, чтобы инкриминируемое участие в деятельности «Хизб ут-тахрир» трактовать одновременно и как подготовку государственного переворота — без каких-либо иных доказательств того, что деятельность подследственных была направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ.

По поступившим в Комитет «Гражданское содействие» и ПЦ «Мемориал» сведениям, кроме Марселя Гималиева, в течение последней декады мая были задержаны еще двое подозреваемых: Ильнар Зялилов и Умеджон Джураев, оба 1980 г.р. Таким образом, всего по указанному делу, на сегодняшний день, проходят 12 человек.

• Не так давно в Интернете появилась информация о том, что почти во всех колониях УФСИН по республике Татарстан наблюдаются массовые нарушения прав человека, пишет ИА «Islamnews». «Поток свидетельств о жестоком и унизительном обращении в местах лишения свободы увеличивается. Особенно отличилась в «воспитании» осужденных колония ИК-5. По их свидетельствам, после вступления в должность начальника колонии Курнева Андрея Васильевича в начале этого года, в колонии внедрили новый способ приема заключенных в лагерь. Он состоит в том, что новоприбывших сотрудники лагеря помещают в карантине или в расположенном вблизи пожарном депо. Затем начинается массовое избиение осужденных с применением спецсредств. По окончании процедуры обессилившим людям предлагают выбор: насилие сексуального характера или сотрудничество с администрацией (доносы на товарищей, слежение за дисциплиной и т. п.). В результате таких процедур по исправлению личности многие заключенные занялись членовредительством с единственной целью — попасть в центральную больницу Управления (МОБ) с надеждой на смену лагеря».

По горячим следам и с целью подтверждения либо опровержения данной информации корреспондент ИА «Islamnews» обратился к Тимуру Ибрагимову — сотруднику ДУМ РТ, ответственному за духовно-нравственную работу в колониях. По его словам, эта информация является недостоверной и полностью не соответствует действительности. Имея специальное разрешение, он часто посещает колонии по всей республике, в частности ИК-5 на станции Свияжск, которая расположена в поселке Нижние Вязовые и констатирует, что работа с заключенными идет успешно и планомерно, «несмотря на то, что недавно мусульманский отряд был расформирован, ребята продолжают читать пятикратный намаз в мечети и не наблюдают каких-либо нарушений в сфере человеческих прав». Откуда эта информация, он не знает. Также Т. Ибрагимов сказал, что в эту среду будет подписано соглашение о совместной работе в колониях ДУМ РТ, Казанской епархии и ГУФСИН РТ, на котором будет присутствовать председатель ДУМ РТ Гусман Исхаков, отец Анастасий и начальник управления генерал-майор Д. З. Хамадишин.

Официальный договор о сотрудничестве подписали 30 мая начальник Государственного управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по РТ Дауфит Хамадишин и главы основных религиозных конфессий в республике — муфтий Гусман-хазрат и архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, — пишет газета «Республика Татарстан» (Борисова Е. За решеткой - с именем Божьим // Республика Татарстан, 2007. – 1 июня.).

В последние годы осужденные все чаще обращаются к религии. Для них существуют молельные комнаты. С 2005 года на режимной территории открылись четыре мечети и три церкви. В ближайшие два года откроются еще девять культовых зданий. Работают библиотеки духовной литературы, фонотеки религиозной музыки. Желающие могут посетить медресе при мечети и воскресные школы при церкви.

Дауфит Хамадишин выразил надежду, что после подписания официальных соглашений сотрудничество светской и духовной власти будет еще более плодотворным. Деятельность священнослужителей в учреждениях УИС должна стать одним из важнейших факторов исправления осужденных.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Муслимов А. М. и имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Абдуллин А. А. встретились с заместителем начальника управления по психолого-педагогической и социальной работе с осужденными ГУФСИН России по Нижегородской области Большаковым Валерием Виссарионовичем, - сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

Целью данной встречи было налаживание духовно-просвятительской работы с заключенными-мусульманами. По мнению ДУМНО, такое общение может помочь заключенным осознать свой грех, покаяться и обрести веру в Всевышнего.

Знакомить заключенных с Исламом планируется через книги, журналы и газеты исламской тематики. Планируется привезти в колонию такие газеты как «Медина Аль-Ислам», «Аль-Хаят», журналы «Ислам на Нижегородчине» и «Минарет». Так же в фонд тюремной библиотеки будут переданы книги по истории мусульманской общины и Коран.

Первая встреча представителей Духовного управления мусульман Нижегородской области с заключенными состоится в конце июля. Осужденные смогут задать свои вопросы относительно веры непосредственно имаму.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Муслимов А. М. встретился с председателем  комитета по молодежной политике Нижегородского района Романовой Е. Б., — сообщается на сайте «Ислам в Нижнем Новороде». Целью встречи была договоренность об участии молодежного движения «Нур» в мероприятиях районного и городского масштаба.

Ожидается, что молодежное движение «Нур»» будет участвовать в различных мероприятиях в рамках программы «Год молодежи». Известно, что региональное правительство запланировало на 2007 год большое количество образовательных, патриотических и развлекательных мероприятий, которые пройдут в рамках «Года молодежи» в 2007 году.

Кроме того, ДУМНО, так же в рамках этой программы, объявило 2007 год «Годом науки, просвещения и поддержки молодых ученых». Остается надеется, что «Нур» сможет реализовать все задуманные планы и примет участие в городских и областных молодежных мероприятиях и программах.

Нижегородское исламское медресе «Махинур» впервые в новом учебном году планирует начать прием не только юношей, но и девушек и женщин со средним или высшим светским образованием без ограничений по возрасту. Обучение для них будет проходить пока только по специальности «Теология (основы ислама)», которая включает такие дисциплины как исламское воспитание, основы проповеди, история ислама в России, корановедение, фикх, хадисоведение, история Отечества, педагогика, психология и т.д.

Мужчины, окончившие медресе становятся имамами и имамами-хатыбами, а девушки смогут работать преподавателями основ ислама в воскресных или общеобразовательных школах. Об этом корреспонденту ИА «Islamnews» сообщила Наджия Хусяинова — заведующая отделом образования и науки ДУМНО.

• 28–30 мая 2007 года в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова прошла VII международная научно-практическая конференция «Молодежь в современном мире: вызовы цивилизации», — пишет ИА «Islamnews». В рамках данного мероприятия проводились конкурсы творческих студенческих проектов, а также были организованы дискуссионные площадки и пресс-клуб.

Работа конференции разделилась по следующим направлениям: связи с общественностью в комплексе проблем государственной молодежной политики; ценностные ориентации молодежи в контексте современных коммуникационных процессов; молодежные политические движения и коммуникативные проблемы социального партнерства; проблемы толерантности и экстремизма в молодежной среде; культура этноконфессиональных отношений и др.

От мусульманской общественности на конференцию был приглашен глава ДУМНО Умар Идрисов, сообщили в пресс-службе ДУМНО. В своем выступлении он затронул тему искренней веры в Бога вне зависимости от того, к какой конфессии относит себя человек, важности сохранения мира и согласия на территории нашей многонациональной страны и во всем мире. Кроме этого, он особо отметил важность правильного выбора современной молодежью своего жизненного пути.

Детский исламский оздоровительно-просветительский лагерь, организованный Духовным управлением мусульман Поволжья (ДУМП), стартует в Саратовской области 11 июня, — пишет электронная газета Интертат.

Смены для мальчиков и для девочек пройдут на хорошо оборудованной базе «Романтик», где имеется открытый бассейн и все необходимые удобства. Как сообщил руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, в лагерь прибудут дети не только из Саратовской, но также из Ульяновской, Пензенской областей и других регионов России, всего более 200 человек.

По словам Махметова, в летние месяцы в различных районах области будет организовано еще 5 лагерных смен. Кроме того, для мусульманской молодежи, а также для исламских семей пройдут пикники на природе и экскурсии в разные города.

31 мая 2007 года в Саратове стартовал семинар по повышению квалификации для имамов районных мечетей Саратовской области, организованный ДУМ Поволжья. Как отметил руководитель пресс-службы мусульманской организации Ахмед Махметов в беседе с корреспондентом ИА «Islamnews», «эти курсы для имамов входят в цикл летних мероприятий, таких как летний детский лагерь, семейные и молодежные пикники, разработанные специально созданной на лето Комиссией при ДУМ Поволжья».

Целью этих курсов является повышение квалификации имамов не только в плане знания Корана и исламского права (фикха), но и в преподавании основ российского законодательства, современной юриспруденции посредством проведения лекций, круглых столов и тренингов, которыми будут руководить профессионалы-журналисты, юристы, историки и т.д. «Также одной из наших целей является повышение общего образовательного уровня областных и деревенских имамов, которые, несомненно, должны быть грамотными, всесторонне образованными и социально активными людьми, вести пропаганду здорового образа жизни своим личным примером и жизненной позицией», - заметил Ахмед Махметов. Также, по словам пресс-секретаря Мукаддаса Бибарсова Ильяса Богатырева, является важным собрать имамов вместе, познакомить их друг с другом с целью плодотворного диалога и обмена опытом.

1 июня в Саратове, в здании Поволжской академии Государственной службы состоялась встреча представителей органов власти и местного самоуправления — участников круглого стола на тему «Совместные меры органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленные на профилактику экстремизма в молодежной среде» со студентами ПАГС.

Во встрече приняли участие руководители многочисленных общественных, национальных и религиозных организаций Саратовской области. В частности, от мусульманской общественности будут присутствовать руководитель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов, руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья Ахмед Махметов и директор медресе «Шейх Саид», имам Кузяахметов Расим. Возможно, что такие же встречи со студентами будут проходить и в других вузах Поволжья.

Надо отметить, что инициаторами этих мероприятий выступили представители двух религиозных общин — мусульманской и иудейской, — сообщает «Islamnews».

В поселке Советское Советского района Саратовской области начато возведение мечети. К зданию бывшего общежития ПМК общей площадью 150 кв.м. будет пристроен минарет высотой 7 метров. В апреле с.г. уже начаты ремонтные работы.

Как сообщил руководитель инициативной группы мусульман, занимающейся строительством, Джума Ситимов, пустующее здание, списанное еще в 1982 году, передала местной общине последователей Ислама администрация этого муниципального образования. На покупку строительных материалов уже затрачено 22 000 рублей из тех 40 000 рублей, которые удалось собрать жителям села.

Мусульмане поселка обратились за помощью в строительстве к своим единоверцам по всей стране. «Мечеть будет выполнять просветительские функции, помогать вернуться людям к своим корням», — считает Д. Ситимов. По его словам, возведение дома Аллаха «станет примером в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». «Просим Аллаха прибавить нам чувства соучастия и заботы в вопросах возрождения и укрепления Ислама», — добавил он.

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов сообщил Ислам.Ру, что в данное время строительство новых мечетей ведется еще в девяти населенных пунктах Саратовской области.

Жители самого крупного татарского села Шыгырдан (Чкаловское) Батыревского района Чувашской республики требуют от председателя ДУМ ЧР Альберта Крганова сложить с себя полномочия муфтия, — сообщает ИА «Islamnews» .

В настоящий момент местные жители написали жалобу на имя главы села и собирают подписи за отставку имама села — Рефката Крганова.

Требования об отставке были приняты на недавнем собрании, в котором участвовали как простые сельчане, так и представители местной администрации и правоохранительных органов в качестве наблюдателей. По словам руководителя ЦДУМ Республике Чувашии Айрата Хайбуллова, «трудно было представить, что жители села, простые люди, сами встанут против местного муфтия, возмущенные его поведением и той работой, которую он осуществляет в селе».

На этой неделе в Пензе прошло последнее занятие для одной из четырех групп, обучающихся в местном мактабе в Центре региональной пензенской общественной организации «Просвещение».

После плодотворного занятия состоялось подведение итогов прошедшего учебного года, а также обсуждалась поездка пензенских мусульман в Казань.

Как заметил председатель организации «Просвещение» Абдуррауф Забиров в беседе с корреспондентом ИА «Islamnews», «за время учебного года наши ученики очень сблизились и стали дружной семьей, поэтому особенно тяжело им было прощаться друг с другом».

Напомним, что занятия в мактабе города Пензы шли с сентября по май включительно по программе, утвержденной СМР. Помимо занятий в этом учебном году были проведены познавательные лекции Валиахмета Садура, Джамиля Юскаева, Ахмада Макарова, также демонстрировались фильмы на исламскую просветительскую тематику.

• Глава ЦДУМ Талгат Таджутдин выразил крайнее удивление, узнав о том, что башкирский муфтий Нурмухамед Нигматуллин отказал в помощи уфимскому имаму Саиду Байбурину, против которого недавно было возбуждено уголовное дело, сообщает Ислам.Ру.

После ареста Саида Байбурина муфтий Нигматуллин фактически отрекся от настоятеля подведомственной ему мечети, заявив, что вообще не знает имама с таким именем. Тогда инициативная группа мусульман обратилась за помощью к правозащитникам Башкортостана.

Сегодня они встретились с главой Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгатом Таджутдином. Глава ЦДУМ, в отличие от Нурмухамеда Нигматуллина, не стал отказываться от своего арестованного единоверца, а изъявил желание помочь уфимскому имаму.

Напомним, что правозащитники и местная община считают дело имама Байбурина сфабрикованным и имеющим заказной характер.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/310/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ ПФО 28 мая – 3 июня 2007 года</a>