RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Июль 2024 | 1433 х.
 

Вес гетто

03.06.2008 12:28

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 19-25 мая 2008 года

Наибольший резонанс в СМИ на прошедшей неделе вызвал сюжет с предложением сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова по обустройству жилых комплексов для потенциальных жертв уличного фашизма. Последней каплей для него стал случай в московском метро, где трое подонков избили студентку Юлдуз Хакназарову за мусульманский платок на голове. Посетив ее в больнице и узнав, что этот инцидент совсем не тронул правоохранительные органы, муфтий на эмоциях предложил «утопающим» спасаться своими руками. Это вызвало шквал откликов, как всегда не самых лицеприятных для Н. Аширова.

19 мая Нафигулла Аширов дал интервью порталу «Интерфакс-Религия», в котором призвал мусульман, а также представителей этнических групп, подвергающихся нападкам экстремистов, инвестировать в строительство отдельных жилых комплексов.

Таким образом, он предложил объединяться не по национальному или конфессиональному признаку, а по принципу «общего угнетения со стороны фашистов».

Подобные жилые комплексы, по мнению Н. Аширова, должны не только хорошо охраняться, но и обладать самостоятельной инфраструктурой - магазинами, детскими садами. Он привел в пример Европу, где мусульмане живут в «своих» кварталах.

В тот же день и позже против предложения Н. Аширова выступили многие мусульманские деятели.

Среди них - председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев (идея создания исламских анклавов «обречена на провал». «Духовная сила и мощь народов России как раз и заключается в том, что нас нельзя разделить по блокам и резервациям»), первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов («Позиция сопредседателя Совета муфтиев по данному вопросу не отражает точку зрения здравомыслящих мусульман России»), Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев («Получается, что мусульмане будут жить отдельно от остального общества, как государство в государстве. В этом случае напрашивается вывод: либо мусульмане - люди второго сорта, либо - все остальные»), муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев («По законам нашей страны, ни одна нация, ни одна конфессия не может ни возвыситься над другими, ни опуститься ниже других. Заявления, подобные этому, только портят отношения между конфессиями, которые живут в мире уже много веков»), полпред Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Шафиг Пшихачев  («Мусульмане такие заявления не воспринимают»).

Еще более единодушны были светские комментаторы: вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, член Комитета Совета Федерации по делам СНГ Олег Пантелеев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин (высказанная муфтием идея является поводом «не для каких-то репрессий, но для серьезной дискуссии в рядах самого мусульманского духовенства - исходит ли оно в своих действиях из приоритетов лояльности перед государством и обществом или прежде всего из лояльности к религии?»), депутат Госдумы Галина Хованская , политолог Сергей Марков («Это опасное предложение, выражающее просто неадекватность этого человека и малообразованность». <…> «Проблема неонацистов в России сильно преувеличена. Неонацисты в России существуют, но их на порядок меньше, чем, например, в Германии или Франции»), исламовед Роман Силантьев («Если провести опрос среди последователей ислама, хотят ли они жить в такой «резервации», например, в Южном Бутово, то 95% выразят категорическое несогласие и сами предложат выслать Аширова в город Тобольск по месту прописки).

Из аналитических СМИ оперативнее всех на скандал отреагировала «Газета» (заметка от 19 мая «Мое гетто - моя крепость. Район компактного проживания надо считать средством борьбы с ксенофобией» Ольги Болотовой, Владислава Долгова и Матвея Масальцева).

Контраргументов у идеи Н. Аширова, по мнению авторов, - хоть отбавляй: «Например, недостаток средств на подобные проекты у целевой группы, ведь объектом нападений, как правило, становятся наименее защищенные и уязвимые социальные группы, например трудовые мигранты». Не поддерживают ее и эксперты. Так, замдиректора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова сказала корреспонденту «Газеты», что социализация не только таких групп, но и граждан, просто переезжающих в другие регионы, и так тяжела, а обособленное заселение приведет к их полному самозамыканию.

Именно в «Газете» обозначил свою позицию председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин: «Мы категорически против создания резерваций в любом виде».

Идею Аширова отвергли и представители других конфессий, в том числе имеющих исключительно богатый опыт обособленного проживания.

Свою мысль Н. Аширов развил в телефонном разговоре с корреспондентом «НГ-Религии» Андреем Львовым (заметка «Апартеид по собственному желанию. Муфтий Аширов предлагает создавать в городах России национальные анклавы» от 21 мая).

Муфтий назвал свое предложение «вынужденной мерой в условиях, когда нацменьшинства подвергаются дискриминации со стороны фашистов», а правоохранительные органы квалифицируют это как бытовое хулиганство, и признал, что оно звучит несколько утопично: «Я не думаю, что кто-то сможет это реализовать, но необходимо привлечь внимание к проблеме».

Председатель ДУМ АЧР подверг критике своих коллег из религиозных организаций, в частности Совета муфтиев России, замалчивающих, по его мнению, проблему уличного террора против мусульман.

Михаил Поздняев из «Новых известий» в заметке «Резерваций не будет» от 21 мая вынес в подзаголовок информацию о том, что Н. Аширов дезавуировал свои слова («Муфтий Аширов отказался от идеи создания специальных поселений для неславян»), хотя получил ее не из первых рук.

Разъяснения Н. Аширова пришли к журналисту… от  главы Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамеда Саляхетдинова, который сообщил, что муфтий «осознал», что создание анклавов не может быть решением проблемы.

Православное информационное агентство «Русская линия» опубликовало 22 мая интервью с православным проповедником и миссионером, протоиереем Олегом Стеняевым под заголовком «То, что предлагает Аширов, - это свидетельство безысходности».

По мнению проповедника, предложение о создании в российских городах мусульманских кварталов – это свидетельство «слабости и бессилия мусульманской общины России, которая находится в ужасно расколотом состоянии и поэтому с каждым днем теряет все больше и больше своих последователей, успевших вкусить современных благ русского свободного общества и христианской цивилизации».

Таким образом, идея Н. Аширова связывается О. Стеняевым ни много ни мало с тем, что в России «пустеют мечети», то есть муфтий решил запереть мусульман в загоне, поскольку они стали слишком заглядываться на прелести других исповеданий.

По словам проповедника, стали «довольно часты» случаи, когда представители кавказских народностей («особенно азербайджанцы»), поселившись в российских городах, «постепенно приходят в православные храмы, обращаются к священникам, просят, чтобы их крестили». Откуда взята эта информация, достоверна ли она статистически – об этом не сообщается.

23 мая свои пути решения проблемы ксенофобии в интервью ИА «Islamnews» предложили известные мусульманские деятели.

По мнению руководителя аналитического центра «Россия - Исламский мир» Шамиля Султанова, здесь только один рецепт - укрепление государства и, в частности, борьба с коррупцией, проявившейся и в случае с избитой студенткой, который милиция проигнорировала ради хорошей отчетности.

Руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир Мухетдинов считает, что Н. Аширов, желая высказать правильную идею, подобрал не те слова. Исторически в крупных городах России существовали так называемые татарские и мусульманские слободы, обладавшие определенными признаками автономного существования. При этом горожане не считали эти общины признаком отделения.

Ксенофобию же, по мнению Д. Мухетдинова, уничтожить невозможно, поскольку «идеология насилия всегда будет существовать, во все времена». Ее необходимо удерживать на минимальном уровне, а для этого должна быть «четкая, ярко выраженная политика государства». Однако ксенофобия зачастую удобна политикам, которые зарабатывают на ней очки.

Шеф-редактор портала «Ислам.ру» Марат Сайфутдинов полагает необходимым разработку «адекватного мусульманского контента, мессиджа, который мог бы изменить точку зрения нашего народа на мусульман и на людей другого этноса». Пока же исламские медийные продукты, а также присутствие мусульман в эфире «не сильно приветствуются определенными силами».

«Газета» опубликовала 19 мая колонку Надежды Кеворковой под заголовком «Зачем вы, граждане, падаете лицом в асфальт».

Н. Кеворкова размышляет над тем, почему следователь, ведущий дело Юлдуз Хакназаровой, не спешит возбуждать дело: возбуждать его придется по статье за разжигание религиозной розни, а с ней лучше не связываться, поскольку в этом случае «по уму нужно расследовать связи некоторых российских спецслужб с немногочисленными, но весьма продуктивными городскими бандами, которых натравливают на иноверцев и инородцев, сея четко дирижируемый ужас. Разве такое дело под силу даже самому честному следаку?»

«Ежедневный журнал» опубликовал 21 мая заметку Юлии Латыниной «Цепная реакция насилия».

В ней еще раз пересказана версия пост-нордостовской истории борьбы с ваххабизмом в Ингушетии, которой журналист поделилась в своей авторской передаче «Код доступа» на «Эхе Москвы» (см. наш предыдущий обзор). При этом несколько дополнен портрет «ваххабита», которого Ю. Латынина сравнивает с классическим христианским протестантом: «В быту ваххабит - это молодой человек, который не пьет, не курит, фанатично честен, не украдет ни копейки, вкалывает как заведенный, поделится с соседкой телевизором и последними деньгами, изобьет наркомана за то, что тот наркоман, а в один прекрасный день может взять автомат и оказаться в Беслане».

По мнению Ю. Латыниной санкцию на отстрел ваххабитов мог дать только один человек - президент Путин: «Это был, так сказать, наш ответ на «Норд-Ост»». И в итоге «убежденность определенного типа людей, что социально-религиозный кризис можно разрешить спецоперацией, помноженная на привычку российских спецслужб убивать на Кавказе кого угодно, а убитого объявлять террористом, привела к взаимной цепной реакции насилия».

На версию, изложенную в «Коде доступа», свой ответ 20 мая в газете «Северный Кавказ» дала заместитель председателя Народного Собрания Республики Ингушетия Т. Хаутиева (заметка «Мели, Юля-Емеля...»).

Высказывания Ю. Латыниной названы здесь «абсурдными», «грязными», «маразматическими», а также «галиматьей, состоящей из обрывочных фраз и незаконченных предложений, свойственной неизлечимым больным с определенным тяжелым диагнозом в период обострения».

Т. Хаутиева обнаружила в словах журналиста несколько неточностей, касающихся фамилий и должностей «действующих лиц». Проблем в Ингушетии, по мнению автора, нет никаких – республика строится, молодежь учится, «боевые» выплачиваются, благосостояние жителей заметно улучшилось, в чем Ю. Латыниной и предложено убедиться лично. В ином случае встретиться с Т. Хаутиевой ей придется, «скорее всего», в суде.

«Коммерсант» опубликовал 23 мая заметку Ивана Тяжлова «Правозащитники рассчитывают на непоследовательность властей. У Дмитрия Медведева попросили свободы политзаключенным».

В ней рассказывается об открытом письме с требованием дать свободу политзаключенным, которое направили накануне президенту Дмитрию Медведеву ведущие правозащитные организации России.

В список заслуживающих преимущественного помилования (14 персон, «канонизированных» правозащитниками по критериям «большой срок» и «известность»), включены ученые, обвиненные в шпионаже, топ-менеджеры ЮКОСа, а также Рустем Шайдуллин, осужденный по так называемому делу «Исламского джамаата», Зара Муртазалиева, получившая срок «за намерение совершить террористический акт», и Заурбек Талхигов, пострадавший «за попытку помочь в освобождении заложников из Театрального центра на Дубровке».

Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 21 мая интервью с руководителем Культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран Абузаром Эбрахими под заголовком «Демократия от Бога. Иранцы готовы поучить мир правам человека».

Г-н Эбрахими, работающий в России недавно, уже успел сделать несколько наблюдений относительно положения мусульманского образования и культуры в нашей стране. По его словам, правительство России создало все условия для их развития. Высоко оценил он и работу Московского исламского университета, поведал о взаимодействии Культурного представительства с мусульманскими религиозными организациями (они «очень хорошо ведут свою деятельность»), в первую очередь с Советом муфтиев России.

Рассказал руководитель Культурного представительства и об особенностях иранской демократии (то, что в 1979 году 98% населения высказались за установление Исламской Республики он назвал «апогеем демократии», и нынче правительство ИРИ уделяет «большое внимание предложениям и видению ситуации широкими народными массами». Что касается свободы совести, то в Иране она ограничена, но не законом, а моралью. Защищены законами ИРИ и представители религиозных меньшинств; так, в иранском Маджлисе для них имеются квоты).

«Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали 22 мая интервью с ведущим научным сотрудником отдела Востока Музея истории религии Татьяной Стецкевич под заголовком «Религию надо отделять от политики».

Поводом к нему послужило открытие раздела постоянной экспозиции музея, посвященной исламу. Т. Стецкевич отмечает, что случилось это «очень вовремя», поскольку интерес к исламу сильно возрос. Это не в последнюю очередь произошло под влиянием миграционного процесса: «Лет тридцать назад ислам существовал в представлении наших людей как нечто абстрактное, далекое. Все знали, что в нашем городе есть мечеть, называли ее обычно татарской (теперь ее так никто не назовет). Основным мусульманским населением были татары, а сейчас в Петербурге много представителей других национальностей, традиционно исповедующих ислам. Азербайджанцев ничуть не меньше, чем татар».

Экспозиция, по словам научного сотрудника, рассчитана на самых обыкновенных людей, как верующих, так и неверующих. Первая ее часть посвящена тому, что объединяет мусульман, живущих на разных континентах, - вероучению, культу ислама и отношению к Корану. Вторая часть демонстрирует, что ислам разнообразен и имеет свои течения и направления. Особый раздел посвящен суфизму. Последний раздел экспозиции рассказывает об образе жизни мусульман, основанном на предписаниях шариата.

ИА «Regions.Ru» опросило 23 мая религиозных и общественных деятелей на тему «Допустимо ли в наше время проповедовать «нетитульную» для данного народа религию? Если да, то какие правила при этом следует соблюдать?» Поводом к опросу послужило некорректное поведение некоторых миссионеров в России.

Руководитель международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов считает, что проповедь должна вестись в местах, которые для этого предназначены, то есть в храмах. Те же «проповедники», которые ходят по квартирам и электричкам, по мнению Р. Аббясова, вызывают у людей лишь отторжение.

Руководитель международного департамента СМР рассказал также о практике утверждения имамов во вновь образованных общинах.

ИА «Islamnews» сообщило 19 мая о том, что издатель Асламбек Эжаев опроверг сообщения о том, что он находится под уголовным преследованием (СМИ сообщали, что Центра «Т» Главного управления МВД РФ по ЦФО возбудили против него уголовное дело за экстремизм).

Директор издательства «Умма», заведующий издательским отделом Московского исламского университета при Совете муфтиев России А. Эжаев сообщил, что вопрос о возбуждении дела о распространении книги Мухаммада Али Аль-Хишами «Личность мусульманина» пока лишь решается. После обнародования экстремистского списка Росрегистрации, куда эта книга попала «благодаря» решению Бугурусланского суда, она не распространялась.

РИА «Новости» опубликовало 23 мая комментарий имама-мухтасиба Московской области Арслана Садриева по поводу выступления губернатора Подмосковья Бориса Громова на открытии Ассамблеи народов Подмосковья, где он отметил, что власти сделают все возможное, чтобы не допустить в регионе попытки экстремизма и шовинизма, «пресечь в зародыше все попытки межнациональной и межконфессиональной розни».

По мнению А. Садриева, борьбе с экстремизмом и религиозной рознью посодействовало бы увеличение числа мечетей, которых в Подмосковье всего четыре (и четыре молельных дома). В частности, в них мигранты из мусульманских стран могли бы адаптироваться к новым условиям жизни, изучить русский язык и культуру российских народов.

«Известия» опубликовали 22 мая заметку Бориса Клина ««Энциклопедия ислама» откроет тайны религиозных лидеров».

В ней сообщается о презентации в Москве «Энциклопедии ислама в современной России» Романа Силантьева, которая, по справедливому замечанию Б. Клина, «понравится не всем». А вот выступивший на презентации полномочный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Шафиг Пшихачев дал ей положительную оценку, отметив, в частности, что Силантьев точно отобразил историю насильственного отстранения исламских духовных лиц в начале 90-х годов.

ИА «Интерфакс» сообщило 21 мая о пресс-конференции Романа Силантьева, прошедшей в этом агентстве.

На ней он озвучил некоторые «статданные», касающиеся географического распределения мусульманских общин в России. Так, наибольшее число зарегистрированных исламских общин «принадлежит» Координационному центру мусульман Северного Кавказа (более тысячи из 3600 по всей России). При этом, по данным исламоведа, в КЦМСК входят еще примерно 500 незарегистрированных организаций. На втором месте - Духовное управление мусульман Татарстана, включающее в себя около тысячи исламских общин. Хотя формально татарстанское ДУМ входит в Совет муфтиев России, однако фактически проводит независимую от него политику, отметил эксперт. Около 900 общин, по словам Р. Силантьева, входят в Центральное духовное управление мусульман и от 700 до 800 - в Совет муфтиев России.

ИА «Regions.ru» сообщило 22 мая о пресс-конференции муфтия ЧР Султана Мирзаева, на которой тот рассказал об итогах посещения международной выставки и международного форума халяльной продукции в Малайзии.

Чечня участвовала в выставке, имея в виду реализацию идеи открытия в республике сети халяльных магазинов (эта идея принадлежит Рамзану Кадырову). Была достигнута соответствующая предварительная договоренность.

ИА «Regions.ru» сообщило 22 мая о предложении полномочного представителя Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Шафига Пшихачева создать единый координирующий центр - Совет мусульман России, включающий в себя представителей религиозных структур, интеллигенции и бизнес-сообщества.

Исламская интеллигенция, по словам Ш. Пшихачева, сегодня «не задействована»: «Ученые не входят в духовные управления, а в свою очередь религиозные деятели находятся вне интеллигенции».

ИА «Regions.ru» сообщило 20 мая о посещении президентом Чечни Рамзаном Кадыровым в сопровождении религиозных деятелей могил матери и отца шейха Кунта-хаджи Кишиева, которые находятся в Веденском районе ЧР.

Во время паломничества глава республики вместе с религиозными деятелями совершил намаз, а также принял участие в обряде зикр.

Ранее главой республики было поручено провести все необходимые работы по благоустройству территории кладбища, где находится могила матери Кунта-хаджи Кишиева, а также создать условия для людей, совершающих паломничество, произвести ремонт молельного дома. Увиденным глава республики остался доволен. Он также отметил, что намерен как и прежде уделять особое внимание строительству и восстановлению мечетей, а также восстановлению православных храмов в тех населенных пунктах, где они раньше были.

ИА «Интерфакс» сообщило 19 мая о том, что Медынский райсуд Калужской области признал четверых граждан виновными в похищении мусульманского священнослужителя и приговорил их к лишению свободы на срок от семи до семи с половиной лет.

Имам из Москвы, выступая по просьбе Магомеда Идрисова в качестве арбитра по финансовому вопросу, вынес «неправильное» решение. В июне 2007 года М. Идрисов вместе с тремя сообщниками (с исключительно грузинскими фамилиями) похитил имама и увез его в село. Там священнослужителя били, мучили и нанесли ему два ножевых ранения. Однако имаму удалось убежать и обратиться за помощью в милицию.

РИА «Новости» сообщило 19 мая о встрече начальника отдела по связям с общественными и религиозными объединениями департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Андрея Себенцова с мусульманскими религиозными деятелями в Российской академии государственной службы при президенте РФ, где открылись ежегодные курсы повышения квалификации для исламских религиозных деятелей.

На этой встрече А. Себенцов сказал, что решение судов о признании целого ряда исламских книг экстремистскими «вызывает определенные вопросы». Это происходит потому, что постановления выносятся без участия в экспертных заключениях духовных управлений мусульман. Этот подход чиновник правительства считает неправильным.

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

03.05.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3122/">ISLAMRF.RU: Вес гетто</a>