RSS | PDA | Архив   Суббота 4 Май 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Скандинавии

07.11.2008 17:22

Обзор скандинавских СМИ

В то время как традиционная для Северной Европы протестантская церковь стремительно теряет прихожан, Ислам становится самой быстро распространяющейся религией в этом уголке Европы. В соответствии с последними статистическими данными, число приверженцев Ислама в Скандинавии на сегодняшний день превышает миллион. Учитывая растущее число приверженцев Ислама, власти Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии стремятся изучить и обеспечить нужды граждан своих государств, которые исповедуют Ислам.


Норвегия


Adressa.no http://www.adressa.no пишет, что впервые в Норвегии, да и во всей Скандинавии, произошло историческое событие, участниками которого стали приверженцы двух конфессий – Ислама и Христианства. В знаменитом кафедральном соборе города Трондхейм, который известен также как Нидарос, прошло богослужение, в ходе которого были продекламированы стихи из Корана. Марафон был начат двумя студентами из городов Кольстада и Тонстада, которые прочитали несколько глав из Священной Книги мусульман.


Затем эстафета была передана студентам-христианам: они прочитали отрывки из Старого и Нового Завета, в которых говорится о мире во всем мире и справедливости. Приходской священник г. Тиллер Ларс Спер, возглавлявший пятничную молитву в соборе вместе со своим коллегой Бодилем Слодаром, заявил, что гордится тем, что ему довелось принимать участие в «историческом мероприятии».

«Принимая решение о разрешении декламации Корана в нашем молельном доме, мы хотели показать, что в церкви можно проводить службы, выдержанные в духе терпимости. Мы живем в мультикультурном обществе и это должно быть продемонстрировано в храме», - заявил Спер.


При этом он добавил, что дети, которые вместе играют, не думают о том, кто какую религию исповедует. По мнению священника, церковь должна делать то же самое в отношении взрослых людей. «Будьте как дети», - процитировал Спер слова Иисуса Христа. «Только взрослые могут постоянно что-то делить. Дети же показывают нам пример единения, дружбы и любви», - подчеркнул он. Организаторы мероприятия выразили надежду, что мероприятие, участниками которого стали представители двух конфессий – ислама и христианства – заставит людей задуматься о схожести обеих религий и поможет обществу стать более терпимым. Фрагмент видеозаписи службы в кафедральном соборе Трондхейма можно посмотреть здесь: http://www.adressa.no/nyheter/trondheim/article1177458.ece


Nettavisen http://www.nettavisen.no пишет, что ранее в Центральной мечети Осло была проведена дискуссия, посвященная вреду алкоголя и его влиянию на общество. Организатором мероприятия выступила The International Health and Social Group (IHSG). Ее представитель - Фахим Наим, недоумевает, почему норвежское общество забывает о равноправии, которое предусмотрено законом страны, и навязывает мусульманам образ жизни, который противоречит их убеждениям и религиозным принципам. «Алкоголь и наркотики – проблемы, которые нельзя замалчивать. Мы приглашаем всех норвежцев, которым дорого будущее их детей, присоединиться к нашей дискуссии и поддержать инициативу мусульман об организации мест проведения досуга, где молодежь сможет проводить время без вреда для здоровья – физического и духовного».


Норвежские власти, озабоченные притоком иммигрантов из мусульманских стран, проводят исследования, целью которых является изучение и налаживание контактов с представителями исламской общины страны. Одним из ведущих специалистов в области изучения демографических и культурных процессов, происходящих в стране, является исследовательница из Университета Осло, Фархат Тадж Андерсен. В течение семи лет она изучает роль мусульман в обществе, процесс интеграции иммигрантов, а также пытается определить статус мечетей в Норвегии и их роль в жизни местной исламской общины. Исследования она проводит, в основном, среди норвежцев пакистанского происхождения, так как именно их община является самым крупным мусульманским сообществом Норвегии. Газета Norway Post http://www.norwaypost.no пишет о результатах ее работы, в котором она исследует роль мечетей в жизни норвежских мусульман и также анализирует проблемы, с которыми сталкиваются местные последователи Ислама в обществе.


Aftenposten.com http://www.aftenposten.no пишет о том, что норвежские заключенные массово переходят в Ислам. Первые случаи принятия Ислама в тюрьмах были зафиксированы в октябре 2007 года. Тогда несколько заключенных объявили о своем переходе в Ислам в знак солидарности с заключенными-мусульманами, которым администрация отказала в халяльной пище во время рамадана.

Вслед за ними, в Ислам стали переходить и другие заключенные. Ранее местная радиостанция NRK отмечала, что существует несколько причин массового перехода в Ислам в норвежских тюрьмах – от чувства солидарности, до реального влияния, которое оказала на них стойкость сокамерников.


Это же издание сообщило о том, что осенью текущего года Норвегия презентовала свою версию еврохиджаба. Авторами новой коллекции, которая была презентована в столичном торговом центре Сity Hall, стали сестры Нафиса и Сьюзан Бадрхан. Они знакомят Европу с новым видом мусульманской одежды, которая, по их мнению, не только соответствует нормам шариата, но и отвечает потребностям жительниц континента. "Существует множество предрассудков, связанных с одеждой мусульманок. Мы пытаемся развеять мифы о дискриминации, которой якобы подвергаются мусульманки. После общения с нами и другими сестрами норвежцы убеждаются в том, что хиджаб – это красиво и удобно. Норвежским женщинам особенно нравятся наши головные уборы, многие просят нас научить их повязывать платок или подобрать шляпку, полностью закрывающую их волосы", - рассказали молодые исламские кутюрье.

Дания


Датские модельеры не отстают от своих норвежских коллег. Исламские дизайнеры открыли первый в Дании Дом исламской моды «Islamic Moon». Большинство моделей нашей одежды сделаны таким образом, что женщина может носить их как с платком, так и без него. И это важно не только для женщин, которые вообще не носят хиджаб, но и для тех клиенток, которые хотят одеваться красиво у себя дома». Как утверждают эксперты, сама Самар Сафар, палестинка по происхождению, считается одним из самых молодых и перспективных кутюрье Дании. В планах молодого модельера – создание первой «евробурки» – традиционного одеяния женщин Афганистана, Пакистана, Ирана и Ближнего Востока, которая полностью закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза. Сама Сафар не носит этот вид одежды, однако по ее мнению, те, кто выбрал никаб или бурку, должны иметь возможность покупать качественные изделия по доступным ценам. Об этом пишет Kristeligt Dagblad. http://www.kristeligt-dagblad.dk


Dr.dk http://www.dr.dk пишет о притеснениях, которым подвергаются новообратившиеся датские мусульманки. Согласно двухлетним исследованиям Университета Копенгагена, большинство из 600 новообращенных датчанок жалуется на жестокое давление окружающих по причине ношения платка.


Berlingske http://www.berlingske.dk пишет о создании второго мусульманского кладбища в Дании. Предположительно, участок, занимающий территорию площадью в 35 тысяч квадратных метров и расположенный к северу от Хернинга, поступит в безраздельную собственность и управление местной мусульманской общины.


В том же городе недавно прошел ежегодный съезд националистической Датской народной партии (ДНП). Участие в нем принял одиозный автор карикатур на пророка Мухаммада (мир ему) Курт Вестергаард. Участники съезда аплодировали ему стоя. Выступая на съезде, лидер ДНП Пиа Кьерсгор назвала художника, который «бесстрашно» отстаивает право на свободу слова и самовыражение, «героем нашего времени». «Мне известно, что Вы принадлежите к числу атеистов, но я выбираю время, чтобы каждый вечер помолиться за Ваше благополучие», – сказала Кьерсгорд.


Это же издание сообщает о том, что другие карикатуристы не намерены следовать путем Вестергаарда и отказываются от проектов, содержание которых может оказаться оскорбительным для последователей Ислама. Авторы полнометражного мультипликационного фильма «Путешествие на Сатурн», презентованного нынешней осенью, рассказали о том, что "были вынуждены отказаться первоначальной задумки высмеять ислам и его последователей». Один из создателей мультфильма, 30-летний карикатурист Торбьорн Кристофсен заявил в интервью местному телеканалу, что команда мультипликаторов практически сразу же отказалась от святотатственных шуток в адрес Ислама.


Режиссер утверждает, что причиной исключения всех шуток на «исламскую тему» стал протест мусульман, которые «выражают недовольство каждый раз, когда кто-нибудь неуважительно отзывается об их религии». «К сожалению, последнее время мы не можем [открыто] смеяться над Исламом. Именно поэтому мы решили сделать единственного персонажа-мусульманина – повара Джамиля – нейтральным героем».


Датские СМИ сообщили, что генсек Организации Исламская конференция Экмеледдин Ихсаноглу принял участие в международной конференции «Образование в интересах развития культурного сотрудничества, взаимопонимания и диалога», которая прошла в Дании. В докладе, зачитанном на конференции, генсек ОИК приветствовал инициативу датского правительства о проведении миротворческого форума в Копенгагене. Он назвал инициативу Дании "конструктивным шагом в свете произошедшего карикатурного кризиса». Лидер ОИК выразил надежду, что данное мероприятие будет способствовать росту взаимодействия между представителями разных культур и народов, и поможет наладить конструктивный межконфессиональный диалог в самой Дании.


Тем временем датские правозащитники борются за права иммигрантов. Как сообщили датские СМИ, в минувшие выходные полиция арестовала 43 человека в результате столкновений с демонстрантами, протестовавшими против «расистского отношения» к беженцам из других стран. Около 1,5 тыс. человек собрались в районе Сандхольм в 25 км к северу от Копенгагена. Они обратились к датскому правительству с просьбой предоставить беженцам, которым приходится в течение многих лет ожидать решения властей в созданных для них центрах, в том числе в Сандхольме, политическое убежище или гражданство.

Швеция


Svenska Dagbladet www.svd.se пишет, что в столице Швеции Стокгольме открылся колледж исламских наук. Открытие колледжа для мусульман обусловлено стремительно растущим числом последователей Ислама в стране. В настоящее время в Швеции проживает 120 тысяч мусульман, Ислам – вторая по распространенности религия после христианства. Отметим, что шведские школьники, исповедующие Ислам, имеют возможность включить в программу своего обучение в обычной школе предмет "Исламоведение". В ближайшее время еще несколько мусульманских организаций страны намерены открыть исламские учебные заведения.


Их инициативу поддерживает государство. В феврале 2008 года глава Минобразования Швеции Ларс Лейонборг объявил о намерении открыть в стране факультет подготовки имамов. Правительство страны учредило комиссию, целью которой является представление конкретных предложений, исходящих из "тесного диалога с мусульманами Швеции". Министр подчеркнул, что финансирование подобных факультетов будет финансироваться за счет государства. Он отметил, что возможность получения подобного диплома государственного образца является вопросом справедливости.


Ранее эта газета сообщала о том, что власти страны предлагают включить подготовку имамов в программу государственных университетов. Дело упирается лишь в систему финансирования образования. Студенты обучаются за счет долговременной низкопроцентной ссуды, которую им дает государство, а в Исламе всякое ростовщичество запрещено. Однако власти обещают преодолеть это препятствие и организовать полноценную систему исламского образования в стране.


Sydsvenskan.se http://sydsvenskan.se пишет о курсах сомалийского языка, которые открыты в Университете Гетеборга нынешней осенью. Как сообщает издание, только в этом городе проживают около 3 тысяч человек, говорящих по-сомалийски. В общей же сложности на нем говорит 20-миллионная часть населения Сомали, Джибути, Эфиопии и Северо-Восточной Кении. Открытие курса показательно тем, что в Европе растет понимание актуальности двустороннего диалога между коренными жителями европейских стран и иммигрантами – в том числе и в плоскости культурного обмена.


Это же издание сообщает, что до конца текущего года в Швецию будут доставлены 155 палестинских беженцев из лагеря Al Tanf, который находится на сирийско-иракской границе. Палестинцы вынуждены покидать Ирак из-за нестабильной обстановки в регионе.


SR.se http://www.sr.se пишет о конференции, которую провела Шведская Демократическая партия. Она предлагает ввести запрет на хиджаб во всех школах страны. Недовольство местного мусульманского населения, вызванного предложением о запрете традиционной мусульманской одежды, политики используют в качестве "козырной карты" в своей предвыборной кампании.


Таким образом, демократы надеются склонить на свою сторону националистически настроенных шведов и получить необходимое количество голосов для прохождения в правительство, отмечает издание. Тем временем, оппозиция, представленная Социалистической партией Швеции и левой партией "Зеленых" продолжают проводить политику, нацеленную на продолжение межрелигиозного диалога и сотрудничества с выходцами из мусульманских стран по вопросам налоговой политики, прав рабочих, образования и пр. Партии намерены заручиться поддержкой значительного числа сторонников, чтобы представить достойную альтернативу националистам на выборах.

Финляндия

Финские СМИ пишут о том, что уже в этом году в Финляндии продолжается сбор подписей в поддержку регистрации Исламской партии, которая планирует получить места в законодательных собраниях нескольких крупных городов на следующих выборах. В программе новой партии: разрешение чтения Корана вместо уроков музыки, введение мер по стимулированию строительства мечетей, проведение обрезания в общественных медучреждениях, суд по шариату и забой животных по мусульманской традиции. Председатель партии - профсоюзный лидер Ристо Тамми – этнический, финн который после принятия ислама взял себе имя Абдуллах. 

TechCrunch пишет о том, что финские мусульмане создают виртуальный мир для единоверцев. В ближайшие два месяца во Всемирной сети появится новый проект, рассчитанный, прежде всего, на мусульман. Речь идет о новом виртуальном мире, который будет запущен в рамках социальной сети Muxlim.com http://muxlim.com. Сама сеть зарегистрирована в Финляндии в 2006 году, однако объединяет она не только финских последователей ислама, но и миллионы молодых мусульман из разных стран мира.


Рабочим языком сети является английский. Информации о названии нового виртуального мира пока нет, однако уже известно, что новая структура будет иметь отличные от подобных проектов черты. Например, там можно будет совершать намаз в специальных молельных комнатах, а женщины смогут носить хиджаб.

YLE http://www.yle.fi пишет о том, что традиционная исламская одежда становится привычным явлением на улицах финских городов. Для молодых мусульманок Финляндии хиджаб является символом ислама. "Хиджаб символизирует уважение", - говорит 19-летняя Дина Акудад. Она также утверждает, что соблюдение норм шариата в одежде не мешает мусульманкам следить за тенденциями в мире моды.


Головной убор (хиджаб), который считается символом религиозной принадлежности, играет ключевую роль в одежде мусульманок. Несмотря на то, что в Финляндии власти относятся сравнительно терпимо к этому предмету женской одежды, местные мусульманки говорят о том, что многие работодатели отказывают им в работе только из-за хиджаба. «Многие мои знакомые рассказывают, что они не смогли устроиться на работу, так как работодатели ставят неприемлемое для мусульманок условие – снимать хиджаб, приходя в офис», - говорит Д. Акудад.

Автор: Ольга Баджва

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/5524/">ISLAMRF.RU: Ислам в Скандинавии</a>