RSS | PDA | Архив   Понедельник 15 Июль 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 11-17 июня 2007 года

25.06.2007 11:59

Предлагаем Вашему вниманию обзор средств массовой информации Республики Татарстан, Башкортостана, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского Федерального округа

Журналист газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») Гульнара Джалилова подводит итоги прошедшего на прошлой неделе Международного форума Исламской конференции «За диалог и сотрудничество» (Жэлилова Г. Имэндэге чиклэвек // Шэhри Казан, 2007. – 16 июнь.) Вместе с  гостями она побывала в древнем Булгаре, но разговор идет не об исторических памятниках, а об  участниках форума, с которыми она познакомилась во время этой  поездки. Вот, например, Пембе Куртул — турчанка  из Франции, рассказывает о преследованиях мусульман в этой стране, о том  как трудно получить работу и социализироваться в обществе девушкам и женщинам, которые носят хиджаб. Иорданская журналистка Эмад ал-Фугая была крайне удивлена тем, что татарки в Казани не ходят в национальных костюмах и не одеваются по-мусульмански. «Оказывается ваши женщины либералки», — говорит она журналисту газеты. Еще один собеседник – Интигам Бабаев, заместитель министра по делам молодежи и спорту Азербайджана. Он рассказывает о том, как обстоят дела с религией  в его родной стране. По его словам в Азербайджане исламскую религию исповедует 94–95 % населения. Азербайджан, хотя и светское государство, «но почти полностью живет по исламским канонам». К примеру сам Интигам Бабаев  соблюдает все предписанные правила: читает намаз, соблюдает пост и т.д.  «Если я и пропускаю  намаз, то позже наказываю себя «штрафом», — рассказывает он. Низкий уровень заболеваемости СПИДом в Азербайджане, отсутствие или малая распространенность других пороков современного общества – все это, согласно мнению азербайджанского гостя, идет от высокой религиозной сознательности азербайджанцев.

О прошедшем 11 июня  XIX Булгарском джиене (сборе) пишет та же самая казанская газета («Шэхри Казан» Гэрэй Х. Болгар hаман шул хэлдэ // Шэhри Казан, 2007. – 14 июнь.) Правда в материале речь идет не о самом событии, а в основном о том, что булгарские развалины до сих пор находятся в таком же плачевном, до конца не отреставрированном состоянии. Но все это, видимо (как и прохладная, пасмурная погода), не испугали многочисленных российских и зарубежных гостей. Газета приводит слова советника премьер-министра Турции Ахмеда Даутоглу, который выступил перед собравшимися мусульманами: «Наши булгарские предки построили в свое время один из самых больших городов мира. Их наследники – татары живут сейчас на просторах всей Евразии. К примеру, камень в фундамент первой мечети в Японии заложил именно татарин. Я был в той мечети и прочел молитву за всех нас. Пусть этот народ, пусть эта нация живет до скончания века, пусть будет единой, дружной. От имени ваших турецких братьев могу пообещать  вам, что мы всегда будем помогать вам по мере своих возможностей и сил» (самый подробный отчет об этом мероприятии дал татарский вариант «Интертата».)

Состоялось традиционное паломничество мусульман в Болгар. В святые места прибыли верующие из городов и районов Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Волгоградской, Ульяновской, Пензенской, Астраханской, Самарской областей, регионов Сибири, — передает «Татар-информ».

Большая встреча единоверцев началась с молитв  возле Малого Минарета, где десятки веков назад предки татар приняли Ислам. Затем верующие переместились к мечети Жамиг. Здесь прозвучали мунажаты в исполнении Гульзады Сафиуллиной, Зухры Сахабиевой, Чулпан Ахметжановой.

В своем выступлении глава ЦДУМ РФ муфтий Талгат Таджутдин, говоря о памятной дате в истории татар, сказал, что сегодня 1085-летие принятие Ислама отмечают приехавшие сюда соплеменники, проживающие в различных регионах России. Он напомнил о первой встрече, которая состоялась в Болгаре в 1989 году в честь 1100-летия принятия Ислама. В ней, по его словам, приняли участие не только российские мусульмане, но и свыше ста гостей из 28 стран.

В номере газеты «Шэхри Казан» от 14 июня идет речь о начавшихся в республике сабантуях. К примеру в статье Дамира Бадриева под названием «Сабантуй с азаном» говорится о том, как отмечали этот народный, по сути языческий праздник в Рыбнослободском районе РТ. Помимо официальных приветствий, свое напутствие участникам и гостям сабантуя дал Саудахан-хазрат из мечети Рыбной слободы, а Юсуфхан-муэдзин прочел проникновенный азан (Бэдриев Д. Азанлы Сабантуй // Шэhри Казан, 2007. – 14 июнь.).

К Сабантую приурочили и открытие отреставрированной мечети в деревне Ташкичу Арского района (Рэхмэтуллина Р. 40 ел коткэн азан //Татарстан яшьлэре, 2007. – 16 июнь.). Об этом пишет газета «Татарстан яшьлэре» («Молодежь  Татарстана») в номере от 16 июня. В 1968 году у этой старой деревянной мечети был срезан минарет, и она перестала использоваться по назначению. Но в последнее время появились состоятельные односельчане, которые поначалу решили восстановить минарет, а потом и всю мечеть.

Об этом же событии пишет и газета «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») (Газизов Г. 62 нче мэчет // Ватаным Татарстан, 2007. – 16 июнь.). Она приводит выдержки из речи главы  администрации Арского района Алмаза Назирова. В  частности он сказал, что данная мечеть является уже 62 мечетью в районе на 127 деревень. Только за последние пять лет в районе открылось 45 мечетей.

Ассоциация общественных объединений «Собрание» поддержала обращение ряда татарских, башкирских и мусульманских общественных организаций Москвы, Татарстана, Башкирии и Санкт-Петербурга к организаторам праздника Сабантуй с просьбой убрать из торговых рядов спиртные напитки и, в частности, водку «Сабантуй», выпущенную "Татспиртпромом", — сообщает «Islamnews».

Инициаторы этой антиалкогольной акции напоминают, что спортивные состязания Сабантуя, а также культурные традиции татарского и башкирского народов — категорически несовместимы с употреблением спиртных напитков. В обращении приводятся угрожающая статистика о росте алкоголизации российского общества и антиалкогольные аяты Корана, где об употреблении спиртного сказано: «Все это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех».

О том как обстоят дела с обучением исламской религии в небольших населенных пунктах Татарстана пишет казанская газета «Шэхри Казан» («Город Казань») (Бикмуллин Р. Сабыйларга – дин сабагы //Шэhри Казан, 2007. – 15 июнь.). «Воплотилась в жизнь давняя мечта деревенского имама-хатыба  Гайнетдинова —  обучать азам религии местных детишек», — пишет из деревни Бурундук Кайбицкого района председатель бурундукского совета ветеранов Равиль Бикмуллин. За процесс обучения, состоящий из 25 часов, взялись педагог с высшим образованием Альфия Гимадеева и специалист по сельскому хозяйству Рашида Нигметзянова. Как пишет газета, занятия начали посещать 12 детей и две женщины.

Старейшины деревни Суыксу Буинского района решили, что летние каникулы для деревенских ребят должны пройти с пользой не только для тела, но и для  души. Поэтому они и решили 30 июня организовать среди детей конкурс, который определит лучшего чтеца Корана, азана, того, кто наиболее правильно читает намаз. А 1 июля они планируют провести детский Сабантуй. В этих мероприятиях выразили желание участвовать и дети из соседних татарских сел Ульяновской  области (Эхмэтжанов С. Яшь моселманнар корылтае // Ватаным Татарстан, 2007. – 16 июнь.).

Старейший имам-хатыб Казани (ему идет 84-й год) Шамиль-хазрат Исхаки  (отец Полномочного представителя Президента РФ в ДФЛ Камиля Исхакова) в настоящее время занят строительством медресе при мечети «Казан нуры». Он хочет выстроить ее из дерева, так же как и саму мечеть. В марийских лесах были заготовлены 13 метровые бревна, которые оставалось только вывезти и доставить на место. Пока решали как это сделать появился Анас Сунгатуллин, который на своем «КамАЗ» е с прицепом совершил два рейса в Казань и обратно. И все это совершенно бесплатно, ради нации и религии. Об этом пишет газета «Ватаным Татарстан» (Эмиржанов Р. Алланын рэхмэте яусын! // Ватаным Татарстан, 2007. – 16 июнь.).

«Положение сельских имамов не простое, — пишет в газету «Ватаным Татарстан» (Хэбибуллин Г. Купчелекне кузгатасы идее // Ватаным Татарстан, 2007. – 16 июнь.) Габдулла Хабибуллин из деревни Габишево Лаишевского района РТ. – У многих из них нет религиозного образования, они не могут читать по-арабски. Поскольку они были избраны народом, стараются, работают. Некоторые, наверное, думают, что работа муллы заключается лишь в поедании пирогов и сборе садаки-милостни. Эти люди глубоко ошибаются». Далее он рассказывает о разнице между сельскими и городскими имамами. Если первые живут без зарплаты и фактически влачат жалкое существование, то вторые – разъезжают на иномарках и строят себе особняки-дворцы. «Все мы веруем в единого Аллаха, подчиняемся предписанному в Коране и стараемся жить по исламским канонам. Но это на первый взгляд. В реальной жизни все по-другому». Х.Хабибуллина волнует также то, что в последнее время увеличилось количество «знатоков», которые учат нас  правильно жить, пугают нас самыми различными религиозными запретами». Автор полагает, что таких людей уже давно пора самих «направить на верный путь».

• В этом же номере «ВТ» публикует и критический материал Раиса Сафина из Казани, направленный в адрес казыя Казани и Центрального района Рустема-хазрата Зиннурова (Сафин Р. Казый булып саналсан // Ватаным Татарстан, 2007. – 16 июнь.). Автора волнует то, что молодой хазрат не может высказать свою четкую позицию по такой животрепещущей и болезненной проблеме для татарской нации, как межнациональные браки. Описывая недавние телевизионные выступления Рустема-хазрата посвященные этой теме, Р.Сафин удивляется почему религиозный деятель так и не высказал ту позицию, которую должен высказать любой мусульманский священнослужитель. «Вместо того чтобы дать четкий и ясный ответ, он произнес длинную проповедь не по теме, смыслом которой была мысль, что в Исламе нет насилия над личностью», - пишет автор материала. «Если ты считаешься имамом, то должен не боятся выступать в защиту духовной чистоты своей нации, за укрепление веры и истину. Если вы, хазраты, и дальше будете также все приглаживать, то народ точно не пойдет за вами», — резюмирует свою мысль Раис Сафин.

• Алфира Хайруллина из Заинского района РТ пишет в газету «Мэдэни жомга» (Хэйруллина Э. Вафа мулла варислары // Мэдэни жомга, 2007. – 15 июнь) о прошлом и настоящем своей родной деревни Нижний Шулангер Мамадышского района РТ. Согласно ее данным в начале ХХ века это деревня прославилась на всю округу, как центр религиозного образования. Основу этому положил прибывший из земель нынешнего Чистопольского района Вафа-хазрат Ибрагимов, которого местные жители прозвали «мишар-мулла». Именно он сумел наладить систему религиозного обучения на самом высоком уровне. И уже в советское время самые видные партийные и хозяйственные деятели района – все они были учениками Вафы-хазрата.

«В том что численность нашей нации падает, есть и наша вина». Эта проблемная статья анонимного автора также была опубликована в газете «Татарстан яшьлэре» от 16 июня («Миллэтебез саны кимудэ безнен дэ олеш бар…»//Татарстан яшьлэре, 2007. – 16 июнь.) Помимо всего прочего речь там идет и об алкоголизме, который распространился в последнее время в татарских деревнях. «Говорят, что пьют от безработицы. Но это не так – пьют от безверия», — резюмирует свою мысль автор статьи.

• Как сообщает «Татар-информ» проблемы создания системы махалля (общин) обсуждали 10 июня в Казани члены комиссии по делам религии при Исполкоме Всемирного конгресса татар на своем заседании в НКЦ «Казань».

В мероприятии приняли участие: председатель Исполкома ВКТ, председатель комиссии Ринат Закиров, глава Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин, первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла хазрат Якупов, заместитель верховного муфтия ЦДУМ России и европейских стран СНГ Альбир хазрат Крганов, ректор Российского Исламского университета, доктор политических наук Рафик Мухаметшин, заместитель председателя Исполкома ВКТ, доктор исторических наук Дамир Исхаков, представители общественных организаций и религиозных объединений.

Открывая заседание, Ринат Закиров отметил, что вот уже 2 года представители Совета муфтиев России и ЦДУМ России и европейских стран СНГ собираются за столом переговоров с тем, чтобы обсудить насущные проблемы Ислама в России, оставив в стороне возникавшие в прошлом противоречия. По его словам, сегодня все понимают, что без религиозной основы татарская нация, как и любая другая, не сможет сохраниться в условиях глобализации и ассимиляции. «Когда татары потеряли свою государственность, естественным путем возникла система общин, которая помогала сохранить свою религиозную и национальную идентичность», – отметил Ринат Закиров. Он также добавил, что махалля в отдельных регионах сумела сохраниться и в советское время, к примеру, в знаменитом селе Шыгырдан Батыревского района Чувашии.

По мнению председателя Исполкома ВКТ, реализуемая сегодня в нашей стране муниципальная реформа могла бы стать подспорьем для создания системы махалля. В городских условиях, отметил он, можно было бы использовать возможности создаваемых кондоминиумов и управляющих компаний. Не лишним было бы, по словам Р.Закирова, изучить опыт по созданию махалля в местах компактного проживания татар на территории России (Нижний Новгород, Иваново), а также зарубежный опыт, в первую очередь, общины татар Финляндии. Последняя, к слову, использует всевозможные механизмы по сохранению национальной идентичности, культуры, языка: воскресную школу и детский сад, курсы по основам религии, летние лагеря, молодежное движение, спортклуб и т.д.

«Нам необходимо понять, что татарин с момента рождения до самой смерти должен чувствовать защиту своей общины, – подчеркнул Ринат Закиров. – Ведь жизнь – это не только песни и танцы. Религиозная община должна протянуть своим членам руку помощи». Как отметил руководитель Исполкома ВКТ, до революции в среде богатых и зажиточных татар было принято жертвовать средства на благотворительные цели. «Состоятельные татары наших дней должны брать с них пример, – выразил мнение Р.Закиров. – Если мы вовремя не возродим общины, если будем возлагать все надежды исключительно на мечети, то не сумеем сохранить татарскую нацию. Возрождение махалля должно стать на первое место в деятельности религиозных организаций».

В ходе заседания перед членами комиссии выступил ректор РИУ Рафик Мухаметшин. «В вопросах возрождения Ислама создание махалля должно стать для нас главным. На смену 90-м годам, периоду бурному и во многом эмоциональному, пришли другие времена, – отметил Р.Мухаметшин. – Сегодня меняется интерес и к вопросам религиозного возрождения». Ректор РИУ выделил несколько основных проблем в данной сфере. Говоря о состоянии системы религиозного образования, он подчеркнул, что сегодня отсутствует единая методология обучения, что зачастую затрудняет определение направленности учебных заведений. Кроме того, по его словам, по своему социальному статусу религиозные деятели тоже весьма различаются. «В деревнях имамы не имеют религиозного образования, но сохраняют испокон веков существующие национальные мусульманские традиции, – отметил Р.Мухаметшин. – Вместе с тем, к сожалению, религиозные деятели не изучают теологию и другие светские науки, а интересуются лишь обрядовой стороной Ислама».

Другая проблема, по мнению ректора исламского вуза, заключается в отсутствии развитой издательской деятельности: ощущается острая нехватка учебников для российских мусульман, существует дефицит сочинений знаменитых татарских богословов прошлого. Кроме того, отметил он, в татарской прессе мало внимания уделяется аналитическим и теоретическим материалам по исламской проблематике.

Немаловажную роль, подчеркнул ректор РИУ, в вопросе религиозного возрождения играет позиция национальной интеллигенции. «Сегодня в среде татарской интеллигенции религия рассматривается только лишь как одно из проявлений культуры. Интеллигенция смотрит на нее не как на законченную систему ценностей, а только как на философскую идею, – сказал он. – И если в начале 90-х годов отношение к религиозному возрождению имело комплиментарный характер, то сегодня оно уже имеет скептическую окраску. А ведь до революции татарская интеллигенция была еще и мусульманской интеллигенцией».

Говоря о финансовом положении религиозных организаций, Р.Мухаметшин выразил мнение, что сегодня не надо рассматривать единственным источником дохода лишь помощь государства, необходимо искать новые подходы, обратиться к опыту зарубежных татарских диаспор, которые осуществляют свою деятельность совершенно самостоятельно. «Сегодня мы не имеем возможности возродить махалля в городских условиях, основываясь на классических принципах. Обращаясь к опыту татар Финляндии, можно сказать, что их махалля – это скорей общественная организация, где очень важное место занимает религия, – подчеркнул ректор РИУ. – Поэтому, возможно, необходимо усилить религиозный компонент в национально-культурных организациях татар в местах их компактного проживания в различных регионах».

В своем выступлении первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якупов выразил мнение, что слепое подражание деятельности зарубежных диаспор не всегда конструктивно. «Они развивались в других условиях. Ведь мы не эмигранты, мы у себя на родине, – сказал он. – Поэтому не всегда полезно копировать европейский опыт в данном вопросе».

Участники встречи обменялись мнениями по вопросу, вынесенному на повестку дня. Историческими сведениями по рассматриваемой проблематике поделились ученые, принимавшие участие в заседании, в частности Дамир Исхаков. Известная общественная деятельница Фаузия Байрамова, выступая перед собравшимися, заметила, что сегодня махалля призвана выполнять еще и защитные функции – «отражать нападки на Ислам, которые имеют место в российском обществе».

Как отметил в интервью СМИ председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, деятельность комиссии по делам религии при Исполкоме ВКТ имеет большое значение для возрождения Ислама в РФ. По его мнению, татарские общины, прежде всего, необходимо создавать в местах компактного проживания татар, либо на территории Татарстана. А вот в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, по его словам, невозможно, да и бессмысленно объединиться в махалля людям, пусть и исповедующим одну религию, но имеющим различный менталитет и культурные особенности.

По итогам обсуждений члены комиссии утвердили резолюцию. Среди задач комиссии на ближайшее время, согласно документу, названы: создание махалля в селах и городах, где есть мечети; в условиях реализации муниципальной реформы определить возможные механизмы финансирования общин; изучить опыт регионов РФ и зарубежных диаспор в этом вопросе; создать примерный проект устава для махалля и другие.

• Электронная газета «Интертат»  сообщает, что 14 июня в Казанском Кремле в галерее "Хазине" института истории АН РТ состоялась презентация продукции нижегородского издательского дома "Медина", организаторами которой выступили Институт истории АН РТ, Всемирный конгресс татар, Российский Исламский университет и Совет по делам религий при КМ РТ. В презентации приняли участие директор Института истории АН РТ, Государственный советник Президента РТ по политическим вопросам Рафаэль Хакимов, председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ Ринат Набиев, ректор Российского Исламского университета Рафик Мухаметшин и генеральный директор ИД "Медина" Дамир-хазрат Мухетдинов.

По мнению Рафаэля Хакимова, эта презентация очень важна, поскольку сейчас возникает всё больше центров, которые занимаются издательством исламской литературы — богословской и научной. Нижний Новгород в этом отношении в настоящий момент обходит многие исламские центры. Именно поэтому сейчас необходимо делиться опытом и думать о том, как дальше сотрудничать.

Ринат Набиев отметил, что такое мероприятие проводится в Казани впервые, однако вскоре они станут более частыми. Инициатива проведения презентации исходила из Нижнего Новгорода, а затем ей приняли и поддержали в Татарстане. По словам Рината Набиева, литература, выпускаемая ИД "Медина" полезна по двум причинам: во-первых, благодаря ей происходит процесс изучения самой истории российских мусульман, их культуры, а во-вторых, эта литература сейчас востребована как никогда. Совет по делам религий в течение 10 лет занимается этой проблематикой — уже выпущена серия из 16 книг "Религия и общество". Стоит отметить, что литература выходит также и по православию. Ринат Набиев особо подчеркнул, что нужно понимать важность процесса взаимодействия государства и религиозных структур в республике Татарстан.

Ректор Российского Исламского университета Рафик Мухаметшин заметил, что уже около 20 лет мы говорим об исламском возрождении, однако в последние годы ему пора переходить на новый этап. С каждым годом требуется всё больше светских исследователей Ислама. С этой точки зрения ИД "Медина" является лучшим в нашем регионе — помимо богословской литературы здесь издаются и научные труды. Российский Исламский университет в ближайшее время планирует заключить договор на поставку учебной литературы с ИД "Медина" — сейчас выходит 4-томный учебник "Ханафитский фикх". Рафик Мухаметшин также выразил надежду, что в скором времени у исламского университета появится возможность теснее сотрудничать с "Мединой" и укреплять свои позиции в учебно-методическом плане.

«Интертат» отмечает, что ИД "Медина" с 2004 года выпускает газету "Медина аль-Ислам", посвящённую широкому кругу вопросов по Исламу в России и в мире, тираж которой составляет на данный момент 30 тысяч экземпляров.

• Это же событие освещает и ИА «Татар-информ». Оно приводит слова председатель Совета по делам религий при КМ РТ Рената Набиева: «На сегодняшний день, как известно, актуальным является изучение Ислама, его истории, развития, направлений. В связи с этим, в различных издательствах появляются все новые книги, посвященные проблемам изучения Ислама. Среди них продукция издательства «Медина» выгодно отличается тем, что она как раз точно отражает веяния времени, и выпускаемые издательством книги отвечают ожиданиям широкого круга потребителей».

Далее отмечается, что на отсутствие богословской исламской литературы в нужном «ассортименте» и должном количестве, как на одну из самых острых проблем мусульманского просвещения указал ректор РИУ Рафик Мухаметшин.

Остановившись более подробно на направлениях деятельности издательства «Медина», его генеральный директор Дамир Мухетдинов отметил, что они тесно сотрудничают с учеными, изучающими Ислам, в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, а также в республиках Узбекистан, Дагестан и странах дальнего зарубежья.

Российский Исламский университет (РИУ, Казань) намерен заключить договор с нижегородским Издательским домом «Медина» о приобретении серии книг «Ханафитский фикх в новом обличье» в качестве учебных пособий по исламскому праву, — сообщает Ислам.Ру http://islam.ru/rus/2007-06-15/. Об этом на презентации ИД «Медина», состоявшейся 14 июня в Казани, заявил ректор РИУ Рафик Мухаметшин.

«Несмотря на то, что исламские учебные заведения в России вновь открыты уже в 1988 году, до сих пор по многим религиозным дисциплинам, включая и фикх, учебников нет. Между тем, не издавая своих учебников, выстроить систему исламского образования в России невозможно», — сказал он, отметив при этом, что ИД «Медина» является одним из ведущих издательств, специализирующихся на исламской литературе.

В свою очередь директор издательства Дамир Мухетдинов подчеркнул, что вопрос о возрождении наследия ханафитских ученых необходимо было ставить еще 20 лет назад.

В Казани, в частности, были презентованы серия «Ханафитский фикх в новом обличье» и книга Рустама Батрова «Абу Ханифа: жизнь и наследие». Говоря о последней, московский историк и публицист Дамир Хайретдинов отметил, что труд является революционным: он доказывает, что имам Абу Ханифа в совершенстве владел методикой извлечения правового решения из Корана и достоверных хадисов в соответствии с потребностями сегодняшнего дня и опираясь на разум.

Национальный исламский благотворительный фонд "Ярдэм" развивает свою деятельность. Официальный сайт казанской мечети «Сулейман» напоминает, что данный фонд был учрежден совсем недавно в Казани и теперь проводит свои первые благотворительные акции. Так, в Черемшанском районе РТ был куплен жилой дом с огородным участком в 26 соток для молодой многодетной мусульманки (четверо детей), которая оказалась в очень затруднительном положении, без жилья, документов, средств на жизнь, без образования. Она с детьми уже заселилась в новый дом, куда кроме прочего были куплены еще и хозяйственный инвентарь, постельные принадлежности, другие предметы бытовой необходимости.

Кроме того, параллельно фонд провел еще несколько благотворительных адресных акций в Черемшанском районе Татарстана, оказал материальную помощь в строительстве мечети в Высокогорском районе РТ, выплатил долг разорившегося предпринимателя-мусульманина.

В Казани прошел всероссийский семинар-совещание для руководителей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, — говорится на сайте казанской мечети «Сулейман». Первый день мероприятия прошел в НКЦ "Казань", открыл его министр образования и науки РТ Шайхелисламов Р.Ф., который рассказал «о работе министерства образования и науки РТ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В совещании принял участие заместитель муфтия РТ по вопросам благотворительности имам-хатыб мечети "Сулейман" (г.Казань) Илдар-хазрат Баязитов, который рассказал о роли духовного воспитания воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений на примере взаимодействия мечети "Сулейман" и республиканской специальной общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением.

«Между администрацией мечети и спецшколы сложились теплые, дружественные отношения и полное взаимопонимание, — цитирует слова Ильдара-хазрата сайт мечети, — Еженедельно желающие воспитанники посещают мечеть, участвуя в праздничных пятничных намазах, а также посещая занятия по исламской нравственности и основам Ислама. Ежегодно в летнее время мечетью проводятся детские лагеря в несколько смен, участниками лагеря наряду со всеми являются также и воспитанники спецшколы для детей с девиантным поведением. В течение смены дети отдыхают и набираются знаний по основам Ислама, исламской нравственности. Во время лагерной смены проходят интересные экскурсии, занимательные конкурсы, а также действуют спортивные кружки.

В этом году планируется еще обучение детей правилам дорожного движения, которые проведут в интересной и занимательной форме сотрудники ГИБДД. По завершению пройдет торжественное закрытие смены, где дети занявшие призовые места в конкурсах получат ценные подарки.

Работа, проводимая мечетью «Сулейман», несомненно, оказывает положительное влияние на своих девиантных воспитанников. Среди таких детей резко уменьшается количество рецидива в правонарушениях, улучшается дисциплина. Дети находят цель в жизни, проникаются идеями гуманизма и человеколюбия, начинают осознавать свою ответственность перед Богом, а затем перед обществом. Улучшается общий моральный фон воспитанников мечети, они намного быстрее избавляются от вредных привычек, становятся менее жестокими. В последующем такие дети становятся менее подвержены влиянию улицы, и общество может больше рассчитывать на приобретение нового ответственного своего члена».

По приглашению Министерства по делам религий Турецкой Республики пять выпускников Российского Исламского университета продолжат свое обучение в магистратурах турецких вузов. Договоренность о направлении выпускников РИУ на учебу в магистратуру была достигнута в ходе встречи ректора РИУ Рафика Мухаметшина с министром по делам религий Турции Али Бардакоглу в марте 2007 г.

• Президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступил за соблюдение духовных потребностей призывников. «Пусть спорят, сколько хотят, нужны или нет священники в армии. Я недавно докладывал на высокой комиссии, что в Татарстане практика благословения призывников представителями своей конфессии уже есть и она будет совершенствоваться», — сказал он в Казанском кремле.

«Так должно быть, это очень доброе дело, — цитирует слова М. Шаймиева Ислам.Ру. — Нас поддерживают руководство и Духовного управления мусульман Татарстана, и Казанской епархии. Думаю, что нас поддержат в этом и родители наших призывников, им это будет приятно». М.Шаймиев не исключил, что примеру Татарстана последуют и в других регионах России.

Президент республики принимал участие в церемонии награждения Татарстана, который завоевал второе место в конкурсе Минобороны РФ на лучшую подготовку граждан к военной службе и проведение призыва.

Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов принял участие в IX Международном симпозиуме «Диалог мировоззрений: Общественные инициативы и движения», сообщает сайт нижегородских мусульман «Ислам в Нижнем Новгороде».

Симпозиум прошел в Нижнем Новгороде 14-15 июня 2007 года в Волго-вятской академии государственной службы. Он продолжает традицию научно-практических симпозиумов, проводимых Волго-Вятской академией государственной службы совместно с Нижегородским епархиальным управлением Русской Православной церкви с 1991 года.

Тема симпозиума 2007 г. отражает повышенный интерес ученых, управленцев-практиков из сферы государственного управления и бизнеса, представителей традиционных религиозных конфессий , активистов неправительственных некоммерческих организаций к позитивному потенциалу социальной активности, источником которого являются общественные инициативы и движения в России, а также к проблемным аспектам публичной социальной активности.

Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов выступил на симпозиуме с речью в которой высказал свое мнение по поводу двойных стандартов по отношению к российским мусульманам. «Все привыкли, что официальные лица говорят о миролюбии мусульман, а на наших телеэкранах и в прессе – взрывы, теракты идут с комментариями: «вот это исламский терроризм, вот это исламский экстремизм!» Налицо уже ставшая привычной исламофобия в прессе», — говорит он.

По мнению руководителя ДУМНО корни исламофобии тянутся на Запад, который в отсутствии развалившегося Советского Союза начал строить однополярный мир.  Запад все больше и больше нуждается в топливных ресурсах, поэтому он и обратил свои взоры на  страны мусульманского мира, богатые на природные ресурсы. Западные печатные и электронные издания начали искусственно раздувать волну исламофобии, которая позже перекинулась и на российские СМИ. 

«Но есть у этой проблемы и другая сторона, — утверждает Умар-хазрат Идрисов. — В любом конфликте виноваты обе стороны. И я прямо скажу, что мусульмане тоже должны дать себе ответ: почему нашу веру стали использовать для обоснования насилия, как стала возможной сама манипуляция Исламом? Основные причины – отсталость цивилизации и забвение истоков своей культуры.

Когда правители исламских стран позволяют своим соотечественникам влачить нищую жизнь – нарастает справедливое негодование. И люди вопрошают: почему богатый Север грабит Юг? Почему мы не умеем распоряжаться своими ресурсами? Это социально-экономическая база для протеста, отсюда и вспышки насилия».

По мнению руководителя ДУМНО «мусульмане не имеют права так решать свои проблемы, Коран учит другому. Но – вот беда! – люди в невежестве своём забывают заповеди Корана. Позвольте вам напомнить, что Коран говорит  по тем вопросам, которые сейчас попали в центр мирового внимания.

Бог-Творец говорит людям, что разница религий сохранится до конца времён и входит в Его замысел. То есть, «не может быть принуждения в религии». Ни о каком «всемирном халифате», об обращении всех в Ислам и речи быть не может! Теперь о джихаде – да, это священное понятие, но означает оно только «духовное усилие» или «вооруженную защиту своего дома, своей земли от вторжения агрессора». Слово «шахид» — мученик за веру, который ни в коем случае не стремится сам кого-то убивать, тем более невинных мирных граждан».

О том, что мусульманам давно пора выбраться из-под завалов средневекового невежества, говорили наши предки — татарские богословы-джадиды ещё сто лет назад! Как они были правы, как они предвидели те трагедии, которые исходят из неверного толкования Священных Текстов! Муса Бегиев заявлял, что Ислам это прежде всего послание к людям о «Рахмат Иляхия Гомумияте – о Всеохватности Божией Милости».

В своей речи Умар-хазрат Идрисов призывает мусульман очистить своё мировосприятие путём просвещения и возврата к ясному пониманию сказанного в Коране. Также он говорит о состоянии межрелигиозного диалога в Нижегородском крае. «Здесь немало проблем. Уже многие годы не решаются давно поставленные вопросы: у татар области нет школ с преподаванием на татарском языке, нет детских садов с национальным компонентом. И это при том что юг области, Краснооктябрьский район – место компактного проживания татар-мишарей», — говорит он в своем выступлении.

15 июня в Стерлитамаке открылась новая соборная мечеть, — пишет Башинформ.

« Мы открываем новую прекрасную мечеть в год празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России. Мечеть является еще одним символом мира, согласия, добра и любви на нашей земле.» — заявил на торжественной церемонии открытия имам-мухтасиб Стерлитамака Ришат-хазрат Рафиков.

Мечеть построена за три года. В ней обустроен молельный зал на 800 человек, мусульманская библиотека и медресе. Ее украшают четыре минарета. Храм получил имя "Нур-аль-имам" в честь сподвижника пророка Мухаммада (САВ), который прославился в деле призыва к Исламу.

Поздравить мусульман и всех жителей города со знаменательным событием приехали имамы мечетей Башкортостана. С приветственным словом выступили глава администрации Стерлитамака Спартак Ахметов, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, председатель ДУМ РБ Нурмухамет Нигматуллин и др. лица. Первый коллективный намаз в новой мечети возглавил Ришат Рафиков.

Газета «Башкортостан» пишет, что мечеть была специально построена в центре города «для удобства всех религиозных людей» (А. Илдаров. Изге дога hуззэре менэн Тан ата, кояш байый // Башкортостан, 2007. – 16 июнь.).

10 июня отказавшийся назвать себя сотрудник криминальной милиции Ордженикидзенского РОВД г. Уфы напал на Светлану Авджаеву, адвоката арестованного месяц назад имама Саида Байбурина. Об этом Ислам.Ру сообщили в правозащитном центре «Ковчег», занимающемся делом башкирского мусульманского деятеля.

Напомним, мусульманский активист, исполнявший обязанности имама уфимской мечети «Фаляк», Саид Байбурин 15 мая с.г. был остановлен сотрудником ГИБДД на улице Уфы и под предлогом проверки номеров двигателя и кузова принадлежавшей ему автомашины «Москвич» доставлен к Ордженикидзенскому РОВД. В результате обыска были предъявлены «найденные в автомобиле» 400 г. тротила и детонатор. Свою вину С. Байбурин не признал и считает произошедшее провокацией.

10 июня  адвокат Саида Байбурина Светлана Авджаева в сопровождении мусульманского активиста Юлая Довлетбаева подъехала к зданию Ордженикидзенского РОВД г. Уфы, чтобы уточнить причины, по которым ей отказывают в ознакомлении с материалами следствия. Подошедший к автомашине сотрудник милиции потребовал, чтобы Юлай Довлетбаев проследовал с ним, так как он, по словам сотрудника милиции, сфотографировал принадлежащим ему мобильным телефоном стоящий около здания РОВД личный автомобиль одного из сотрудников.

Считая происходящее провокацией, Довлетбаев попросил Авджаеву пройти с ним и представить его интересы в качестве адвоката. Не взирая на то, что Светлана Авджаева представилась и предъявила удостоверение, сотрудники РОВД не пропустили ее в комнату, куда завели Довлетбаева и где начали изучать всю информацию, содержащуюся в его мобильном телефоне.

После того, как Светлана Авджаева потребовала допустить ее к Довлетбаеву и прекратить изучение личной информации, к ней подбежал сотрудник криминальной милиции Ордженикидзенского РОВД, грубо схватил за предплечье и начал выволакивать из здания, угрожая ей расправой и цинично оскорбляя. При этом присутствовали другие сотрудники Ордженикидзенского РОВД, но остановить происходящее возможным не посчитали.

 В дальнейшем лицо, представившееся начальником уголовного розыска Андреем Шушлеевым, и сотрудник, представившейся Егизаровым, отказались назвать допустившего преступные действия сотрудника. По словам Авджаевой, они глумливым тоном предложили «попросить его получше» - вдруг он сам сочтет возможным представиться.

Светлана Авджаева считает, что в действиях сотрудников Ордженикидзенского РОВД содержатся признаки деяний, предусмотренных статьями 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), 130 («Оскорбление»), 140 («Отказ в представлении гражданину информации»), 286 ч. 3 п. «а» («Превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения») УК РФ.

Авджаева подала заявления о произошедшем в Управление Собственной Безопасности МВД Республики Башкортостан, Прокуратуру Ордженикидзенского района г. Уфы, Прокуратуру Республики Башкортостан. По ее словам, подача и регистрация заявлений сопровождалась заметным сопротивлением со стороны перечисленных инстанций.

«Это вдвойне возмутительно, что так себя ведут сотрудники правоохранительных органов, призванные защищать правопорядок, — прокомментировал произошедшее соруководитель «Ковчега», адвокат Сергей Сычев. — Именно такие люди и провоцируют население на массовые волнения, наглядно показывая, что закон, якобы, можно попирать как угодно».

Вопрос о введении в обязательную школьную программу «Основ традиционной культуры» обсуждался 15 июня на встрече губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и членов Правительства региона с главами муниципальных образований и городских округов.

Министр образования и социального развития области Тамара Девяткина представила план пошаговых действий по введению предмета «Основы традиционной культуры» в обязательную программу для средней общеобразовательной школы.

Соответствующая работа на территории региона уже проводится. Руководство области заключило Соглашения о взаимодействии в организации духовно-нравственного воспитания населения области с епархией и муфтиятами, на основе которых были разработаны и приняты областные Программы по духовно-нравственному воспитанию населения области. Так, в 2006 – 2007 году на базе 17 общеобразовательных школ 9 районов и одного дошкольного учреждения организованы кружки, факультативы и курсы по изучению основ православной и мусульманской культур, истории религии, сообщает ИА «Islamnews».

Ульяновская газета «Шок+»  вышла 13 июня  с большой «разоблачительной» статьей под названием «Зачем помощница губернатора потворствует конфликту между мусульманами и захватом чужой собственности?».

«За шумихой вокруг возвращения православной церкви здания областного архива как-то незаметно протекает другой, не менее любопытный конфликт, на этот раз связанный с имущественными претензиями некоторых мусульманских религиозных деятелей», — пишет газета.

Предваряя рассказ о сути конфликта, газета напоминает об истории «ульяновского раскола»: «В последние годы мусульмане России оказались расколоты на сторонников двух враждующих между собой духовных управлений - так называемого "башкирского" (его возглавляет имеющий резиденцию в Уфе Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин) и "московского" (его лидер - председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдинов). Равиль - зять Таджуддина, он женат на его двоюродной сестре, как и многие другие российские муфтии. Но это не помешало ему через Совет муфтиев России даже принять и распространить по стране документ об объявлении родственника вероотступником.

Противостояние этих двух лагерей все последние годы прослеживалось и в Ульяновской области. В 2002 году официально "по состоянию здоровья, а по другим сведениям - в связи с возбужденным против него уголовным делом, связанным с раздачей родственникам участков, выделенных городом под мусульманский культурный центр, попросился в отставку тогдашний ульяновский муфтий Аюп-Хазрат Дебердеев — сторонник Таджуддина. Он спешно уехал из области и вскоре обнаружился в должности 1-го зама председателя ЦДУМ. А по договоренности Таджуддина с губернатором Шамановым новым председателем регионального духовного управления мусульман Ульяновской области (РДУм) в обход традиционной процедуры избрания верующими был назначен провозглашенный имамом 66-летний чердаклинец Савбян Сулейманов - в прошлом руководитель заготовительного предприятия в Чердаклинском районе, не имевший высшего духовного образования. Видимо, определяющим при выборе кандидатуры снова стали родственные связи: дочь Сулейманова замужем за сыном Дебердеева.

Мусульманская община Ульяновской области после этого назначения еще больше раскололась. Часть приходов пошла за Супеймановым, часть — за представляющим в Ульяновске Равиля Гайнутдинова более молодым и образованным имамом Фатыхом Алиулловым. Дошло даже до стычек между их сторонниками и обращением верующих к президенту Путину. От этого противостояния, подрывающего единство мусульман, простые верующие, конечно, давно устали. Но недавно Сулейманов оказался втянут в очередной крупный скандал. Как и в случае с его сватом Дебердеевым, связанный с недвижимостью. И что самое неожиданное — председатель РДУМ пользуется странным покровительством некоторых областных чиновников...».

Далее газета приступает к непосредственному описанию сути конфликта: «Началось с того, что Савбян Юнусович со своими сторонниками (среди них немало чердаклинских бизнесменов) начал активное "переселение" из пригородного райцентра в Ульяновск. Первым делом он попросил себе под офис помещение площадью 32 квадратных метра на улице Радищева, 28а, стоявшее прежде на балансе областного ОГУП "Товары для народа". Его ему тут же выделили. Платить за него арендную плату имам, судя по всему, не собирался, накопил большой долг и вместо его погашения... обратился за содействием к спикеру законодательного собрания области Борису Зотову. В итоге законом Ульяновской области от 29 ноября 2005 года это помещение было непонятно на каком основании и по чьей протекции включено в перечень объектов, передаваемых РДУМ в безвозмездное пользование!

Этого Сулейманову показалось мало, и он со своими сподвижниками приглядел еще одно здание на улице Федерации, 35/37, принадлежавшее ранее ульяновскому лесхозу. Поводом для вселения в него стало то, что якобы в XIX веке здесь размещался мусульманский молельный дом. Уловка очевидна — по российским законам бывшие культовые сооружения возвращаются конфессиям безвозмездно. Но проблема в том, что никакого документального подтверждения существования такого молельного дома в архивах области нет! Тем не менее Сулейманов в здание въехал. Собственники соседних зданий — татарские предприниматели, далекие от межмусульманских распрей — будучи глубоко верующими, встретили нового соседа радушно и уважительно. На свои средства помогли ему отремонтировать здание, пожертвовали стройматериалы, через свою территорию провели в него воду и сделали врезку в газовую трубу. "Отблагодарил" помощников за это имам очень своеобразно. Заявил, что отказывается подписывать им согласования на размежевание участков, более того — заберет себе соседскую землю под парковку для подъезжающих к офису Сулейманова автомашин!

Покровительствовать имаму в осуществлении этого не подкрепленного никакими законными обоснованиями замысла неожиданно взялась бывшая вице-спикер Законодательного собрания области, а ныне помощница губернатора Татьяна Владимировна Сергеева, курирующая в том числе и религиозные конфессии. Позвонив областному министру госимущества Ю.Пузракову, она, как нам стало известно, попросила его ускорить отчуждение здания на улице Федерации, 35/37 вместе с прилегающей землей из областной собственности для передачи их РДУМ в пожизненное владение. Пузраков был немало удивлен такой просьбой, так как имам даже в аренду это здание до сих пор еще не оформил и никаких денег за пользование областным имуществом вот уже 8 месяцев не платит! Да и единственный законный путь приватизации этого объекта - выставление его на аукцион с включением в план приватизации решением Законодательного собрания области!».

Завершая описание возникшего в Ульяновске конфликта, газета «Шок+» в лице ее журналиста И.Рица делает заключение: «Понятно, что ссориться с конфессиями чиновникам ни к чему. Но почему вдруг такое избирательное покровительство, да еще и сопряженное с явным нарушением закона и использованием пресловутого административного ресурса? Ведь задача умной власти вовсе не в разжигании вражды между верующими. А тут, кроме подливания масла в огонь в противостоянии различных мусульманских конфессий, впору серьезно обидеться и той же еврейской общине Ульяновска, которая, ремонтируя на собственные средства здание своего центра на улице Ленина, никак не может добиться от областной власти каких-либо налоговых послаблений.

Возможно, растущее влияние Сулейманова помимо его родства с Дебердеевым связано еще и с тем, что зять самого Савбяна является хозяином одного из городских рынков, а другой родственник — владельцем крупной бани в центре города. Вот так сами наши областные чиновники помогают уводу недвижимости из областной собственности. Одно непонятно — Татьяна Владимировна еще недавно, будучи лидером движения "Ульяновцы", утверждала (в том числе и в нашей газете), что является защитницей социальной справедливости и противницей растаскивания областной собственности. Видимо, политики меняются. Мы будет следить за продолжением этого конфликта...».

• Другое ульяновское издание – «Народная газета» вышла 14 июня со статьей под названием «Праздник российских мусульман», речь в которой идет о сборе российских мусульман в Булгаре 11 июня.

«Накануне Дня России, 11 июня, десять тысяч паломников-мусульман со всех концов России, стран ближнего зарубежья торжественно отметили 1118-ю годовщину принятия Ислама волжскими булгарами, — пишет газета. — Ульяновскую делегацию, представленную, к сожалению, не очень широко, возглавил председатель регионального Духовного управления мусульман Совбян-хазрат Сулейманов.

Как рассказал корреспонденту «НГ» Мансур-хазрат Гарифжан, казый нашего регионального управления, праздник проводился на территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Татарстан), где кроме минаретов XIV века находится семейная усыпальница ханов и их потомков — первых мусульман средневековой Булгарии.

Город Великие Болгары, где и собрались в минувший понедельник приверженцы Ислама, когда-то был временной резиденцией золотоордынского хана с множеством дворцов, мечетей, караван-сараев, общественных бань, подземным водопроводом. Булгарская знать не только способствовала проникновению Ислама в соседние земли, но и приобщала простой народ к культуре мусульманского мира в многочисленных начальных школах и медресе. Однако в XIV веке под военным давлением Руси от Булгарии остались лишь северные территории, на базе которых началось формирование нового государства — Казанского ханства.

После праздничного намаза к паломникам обратился с проповедью председатель центрального Духовного управления мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуддин, отметив, что историческая дата принятия Ислама волжскими булгарами столь же важна для России, как и дата принятия православия на Руси».

В Саратове состоялось торжественное открытие детского исламского лагеря. 120 детей из Башкирии, Пензенской, Волгоградской и Ульяновской областей, а также из различных районов Саратовской области до 20 июня будут изучать основы Ислама, состязаться в знаниях, принимать участие в спортивных мероприятиях, — сообщает «Интертат» с ссылкой на Ислам.Ру.

Выступая перед собравшимися, глава администрации Саратова Николай Романов дал высокую оценку обстановке, царящей в детском исламском лагере, подчеркнув значимость совместной работы властей и религиозных организаций в деле воспитания молодого поколения. Подарки участникам смены преподнесла администрация Волжского района Саратовской области.

В свою очередь, глава Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Мукаддас Бибарсов, открывая мероприятие, отметил, что одной из основных задач религиозных организаций является воспитание детей. Он также выразил мнение, что общественные отношения сегодня являются важнее экономических и важнее законотворчества.

Как сообщил руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, в торжественной церемонии открытия смены также приняли участие первый заместитель министра общественных отношений Елена Каштанова, глава администрации Волжского района Владимир Крета, секретарь Саратовского Епархиального управления игумен Ефимий и секретарь Епархиального совета священник Илья Кузнецов, журналисты и др.

Церемония завершилась концертом, подготовленным участниками смены. Ожидается, что на закрытие лагеря дети также выступят с программой. Аналогичный исламский летний лагерь пройдет с 21 июня для девочек. Директор летнего лагеря — руководитель саратовского медресе "Шейх Саид" Расим Кузяхметов.

• Как передает «Islamnews» 12 июня в Большом зале Правительства Саратовской области прошло торжественное мероприятие, приуроченное к Дню России. В нем приняли участие руководство Саратова и Саратовской области, общественники, представители общественных, религиозных и национальных организаций, в частности председатель ДУМ Поволжья муфтий Мукаддас Бибарсов, его помощник Ильяс Богатырев и руководитель пресс-службы Ахмед Махметов.

Председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов выступил с поздравительной речью, в которой обозначил проблемы современной России, связанные с бездуховностью и разделением людей на сверхбогатых и нуждающихся, а также отметил недопустимость неравномерного распределения национального богатства: «Неравномерное распределение национального богатства является несправедливостью, подтачивает доверие к властям и порождает неуверенность в завтрашнем дне. А мы порой равнодушно и беспечно взираем, как из страны выводятся огромные материальные и интеллектуальные ресурсы. Это называется расточительством, является грехом и предполагает наказание, с которым могут столкнуться наши потомки». Он выразил надежду, что день России, день чествования нашей многонациональной Родины всегда будет являться символом национального единения, гражданского мира и доброго согласия.

Кроме того, он подчеркнул, что мусульмане России являлись и являются полноправными гражданами своей страны, исторически и законодательно стоящими на равных вместе с другими своими соотечественниками.

По окончании мероприятия прошел праздничный концерт с патриотическими песнями и плясками народов России.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/592/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 11-17 июня 2007 года</a>