RSS | PDA | Архив   Понедельник 15 Июль 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 18-24 июня 2007 года

27.06.2007 15:52

Предлагаем Вашему вниманию обзор электронной и печатной прессы по Приволжскому Федеральному округу

Газета «Мэдэни жомга» («Культурная пятница»)( Фэрхетдинова Ч. Рэфыйк Мохэммэтшин: Татар юлы – дорес  юл // Мэдэни жомга, 2007. – 22 июнь) публикует большое интервью с ректором Российского Исламского университета Рафиком Мухаметшиным. Главный лейтмотив статьи – проблема религиозного образования. Но беседа начинается с вопроса о том, как ректор РИУ пришел к религии. По его словам, большое влияние на Рафика Мухаметшина оказала его бабушка, которая даже в советское время никогда не пропускала пятикратного намаза. «Я счастлив тем, что вырос в среде, где  почитались национальные и религиозные обычаи», — говорит руководитель Исламского университета. Как выясняется, в 1990 году Рафик Мухаметшин начал держать уразу – мусульманский пост, а после  1993 года, когда он совершил хадж, начал читать намаз.

Далее он отвечает на вопрос о планах по реорганизации РИУ, которые могут ожидаться в любой организации с приходом нового руководителя. Р.Мухаметшин считает, что нет необходимости в каких-либо принципиальных изменениях, поскольку уже сложилась эффективно действующая система. «Тем не менее, университет должен превратиться в вуз самого широкого профиля. Наша главная цель — подготовка мусульманской интеллигенции. 99 процентов наших учащихся — татары. И мы должны стремиться к тому, чтобы из них вышла достойная прослойка татаро-мусульманской интеллигенции», — говорит ректор РИУ. Он сетует на современную татарскую интеллигенцию, ученых, которые «несут бог весть что» и которые пытаются приспособить исламскую религию под свои интересы. «Говорить о том, что нам нужен татарский Ислам — равнозначно разрушению основ мусульманской религии, превращая ее в то, что будет обслуживать и оправдывать  их низменные интересы и пороки. А это уже становится сродни сектантству. Ведь главный смысл исламской религии – это крепкая вера», — утверждает  Рафик Мухаметшин.

Касаясь проблемы преподавания основ религий в общеобразовательных школах, ректор РИУ полагает, что для  этого еще не созрели соответствующие условия. И прежде всего это касается татар, которые проживают за пределами Татарстана. То есть там, где остро ощущается нехватка грамотных специалистов, тех школ, где желающих изучать, к примеру, основ исламской религии наберется от силы 2-3 человека на всю школу. «В результате получится так, что всем этим татарам волей или неволей придется изучать вместе со всеми основы православной религии», — полагает ректор Исламского университета. Но наряду с этим он считает, что нет никаких причин для паники, хотя введение основ православной культуры это есть не что иное, как миссионерство в своей новой форме. Россия хотя и превращается в тоталитарное государство, но в пору всеобщей глобализации оно не может отгородиться от всего остального мира железным занавесом. И кроме того российское государство является наблюдателем в организации Исламская конференция, что вынуждает руководство страны соблюдать хотя бы минимальные права своих мусульманских граждан.

Далее разговор идет о прошлом и настоящем Ислама в мире и в нашей стране, о роли татар в формировании исламской общественной мысли. Беседу завершает обсуждение проблемы распространения сектантства среди мусульман нашей страны. Рафик Мухаметшин считает, это «естественным явлением», присущим любой крупной мировой религии. И главный метод борьбы с сектантством — это воспитание молодежи в духе традиционных ценностей, в духе ханафитского мазхаба, который мусульмане Волжско-Уральского региона исповедуют на протяжении многих веков.

В этом же номере газеты «Мэдэни жомга»( Фэрхетдинова Ч. «Мэдинэ» нэшрияте Казанда // Мэдэни жомга, 2007. – 22 июнь) говорится о прошедшей 14 июня в Казани презентации издательского дома «Медина». Газета приводит слова директора Института истории АНТ Рафаэля Хакимова, который  отметил, что «издательство занимается очень важным делом» и «ведет большую, широкомасштабную работу». Все это сподвигнуло Институт истории приступить к разработке совместных проектов с издательским домом «Медина». В материале цитируются слова председателя Совета по делам религии при КМ РТ Рината Набиева и ректора Российского Исламского университета, также давших высокую оценку деятельности ИД «Медина».  

Побывавший в Санкт-Петербурге журналист газеты «Шахри Казан» («Город Казань») Хамза Бадретдинов вновь поднимает вопрос о так называемом «Коране Мусы Бигиева» (Бэдретдинов Х. Тарихи жэуhэрне югалтмыйк //Шэhри Казан, 2007. – 19 июнь). Как известно, выполненный в начале ХХ века известным татарским богословом перевод Корана на татарский язык, так и остался неизданным, а судьба его единственной корректуры до последнего времени оставалась тайной за семью  печатями. Лишь совсем недавно выяснилось, что корректуру сохранила дочь Бигиева – Фатыма Тагирджанова, которая скончалась в прошлом году. Как выясняется из статьи, Ф.Тагирджанова еще при жизни мечтала опубликовать перевод своего отца, но этот вопрос так и не решился по материальным причинам. В данный момент этим проектом занимается ее невестка – Альмира Тагирджанова. Как выяснил в беседе с  родственниками журналист газеты, издание перевода начал  осуществлять «заместитель директора Этнографического института» (речь идет, видимо, об известном арабисте Е.Резване. – А.А.), но поскольку он захотел сохранить авторские права на книгу после ее выхода за собой, соглашение было расторгнуто.

Автор взывает к татарским предпринимателям, лишь благодаря материальной поддержке которых будет возможно сохранить  этот бесценный исторический документ.

Пятничный номер республиканской газеты «Ватаным Татарстан» («Республика моя — Татарстан») полон материалов, которые в той или иной мере отражают ситуацию с Исламом в республике. Газета публикует большой материал доктора исторических наук, ученого-этнолога Дамира Исхакова под названием «Если бы мы опирались только на религию» (Исхаков Д. Дингэ нигезлэнсэк кенэ // Ватаным Татарстан, 2007. – 22 июнь). Ученый сам себе задает вопрос – а смогут ли татары возглавить процессы модернизации, начавшиеся в современном обществе? За интеллектуальным клубком мыслей следует ответ – нет! Д.Исхаков говорит о том, что бразды реформаторских процессов переходят в руки религиозных деятелей, особенно на Востоке. Если раньше, то есть в начале ХХ века, инициатива в подобных процессах шла от татарских джадидистов, татарских культуртрегеров, которые просвещали весь Туркестан, то сейчас татары не способны возглавить этот процесс, а такие бывшие советские республики как Казахстан и Азербайджан обходят в своем развитии татар семимильными шагами.

Дамир Исхаков приводит слова Эдварда Коукера, что «нация, которая не имеет своей философии, не будет иметь будущего». По его мнению татары не имеют своей философии, татарское общество забыло о духовности и насквозь пронизано материализмом. «Если 80 процентов наших соплеменников и называют себя мусульманами, но в реальности от Ислама они далеки», — говорит ученый в своей статье. Дамир Исхаков напоминает о том, что у татар была своя философия в начале ХХ века, которая основывалась на исламском учении. Также он переживает по поводу утраты 10000 арабо-персидских заимствований в татарском языке и самого арабского алфавита и т.д., что привело к тому, что татарская нация «потеряла свою духовную киблу». «И если эта кибла вновь не будет найдена, то мы прекратим свое существование как самостоятельная нация», — утверждает Дамир Исхаков.

В завершении материала казанский ученый напоминает о так называемом «деле нурсистов». Причину поражения Дамир Исхаков видит в том, что мусульмане России не смогли объединить все свои интеллектуальные силы и выступить единым фронтом против этого решения, да и вообще не смогли объединиться.

Рашит Минхаж, журналист, который ведет в «Ватаным Татарстан» исламскую тему, в этом же номере поместил небольшой материал, который называется «Рано обрадовались» (Минhаж Р. Иртэрэк соенгэнбез // Ватаным Татарстан, 2007. – 22 июнь). Начав разговор с недавнего общероссийского сбора мусульман в Булгаре, он задается вопросом – почему из ведущих российских муфтиев в нем принял участие только один Талгат Таджутдин? А в преддверии этого события на заседание религиозной комиссии при исполкоме Всемирного конгресса татар приехал лишь  один Равиль Гайнутдин. Рашит Минхаж вспоминает аналогичное прошлогоднее заседание в ВКТ, когда за «круглый стол» удалось  усадить всех муфтиев, даже тех, кто враждовал между собой. «Рано обрадовались», — пишет журналист газеты. В чем же причина? Он приводит мнение анонимного татарского ученого, который высказал мысль, что булгарский сбор стоит поперек горла муфтиям-ваххабитам, поскольку он направлен на развитие и поддержку традиционного Ислама и традиционных ханафитских ценностей.

В этом же номере «Ватаным Татарстан» опубликована беседа с молодым имамом Шамилем Зариповым, который распространяет свет Ислама на Дальнем Востоке в качестве имама городской мечети Находки (Муллаянова Р. Шамил Зарипов: Ике канатлы булыйк // Ватаным Татарстан, 2007. – 22 июнь). Весной этого года получив предложение от Исполкома ВКТ и ДУМ РТ, он оставил свой пост заместителя мухтасиба Арского района и имама мечети в деревне Субаш-Аты и переехал на Дальний Восток, где, по его словам, открылась первая в этом регионе мечеть. Как рассказывает Шамиль-хазрат, первым делом он включился в работу татаро-башкирского общества и развернул деятельность по обучению  местных татар (а их в Находке около  2 тысяч) родному языку и основам исламской религии. Сама мечеть Находки достаточно большая — двухэтажная, рассчитана на 450 человек. Теперь свои мечети хотят построить мусульмане Артема и Владивостока, а очередная мечеть откроется в августе-сентябре в Хабаровске. «И для всех этих мусульманских храмов надо готовить специалистов», — говорит Шамиль Зарипов.

Казанская газета «Шэхри Казан» вновь поднимает проблему местной мечети «Ал-Ислах», расположенной в московском районе Казани (Гэрэй Х. Йорэк эрни, жан елый //Шэhри Казан, 2007. – 22 июнь). Вкратце история создания этой мечети такова: несколько лет назад покойный Миргазиян-хазрат Салаватов увидел во сне, что в районе улицы Декабристов по конкретному адресу возникла мечеть. В то время на несколько квадратных километров в округе не было ни одной мечети. Придя на место, он увидел, что тут находится бездействующая котельная с каменной трубой, которая своим внешним обликом точь в точь напоминала традиционный татарский мусульманский храм с минаретом. Начались  хождения за разрешением организовать здесь мечеть. Но возникло много проблем с хозяевами местной автостоянки, жителями микрорайона, которые заранее начали жаловаться на то, что звуки азана не дадут им спать и т.д. В конце-концов большинство проблем было решено. Но осталась одна – прямо за стенами мечети организована помойка, куда выбрасывают мусор жители близлежащих домов. Журналист газеты вновь поднимает этот вопрос и приводит слова имама-хатыба «Ал-Ислаха», который рассказывает, что со стороны чиновников было множество обещаний по очищению близлежащей территории, но «воз и ныне там».

Гильмулла-хазрат Халиуллин – 75-летний имам казанской мечети «Медина», что расположена в Советском районе, за два года сумел ввести в строй не только этот мусульманский храм, но и построить мечеть в своем родном Буинском районе. О том как это ему удалось сделать рассказывает газета «Шэхри Казан» (Гэрэй Х. Ике елда – ике мэчет //Шэhри Казан, 2007. – 22 июнь). «Аллах во всем помогает», — уверен пожилой имам. Когда он затеял строительство мечети в деревне, не имея на это ни копейки денег, на его пути возник руководитель одной из крупных организаций, который пришел в «Медину» и сам вызвался оказать материальную помощь. Благодаря этому исключению из правил планы Гильмуллы-хазрата воплотились в жизнь.-

Газета «Ватаным Татарстан» в пятничном номере также сообщает об открытии неделю назад в городе Азнакаево второго мусульманского храма, который назвали «Голубой мечетью» (Эхмэт Н. Зэнгэр мэчет нур сибэ // Ватаным Татарстан, 2007. – 22 июнь).

Издание Центра исламской культуры «Иман» — газета «Вера» публикует в своем шестом, июньском номере выступление первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова «Татароязычные мусульманские приходы: важность становления и развития», прозвучавшего на заседании религиозной комиссии исполкома Всемирного конгресса татар, который прошел 10 июня в Казани (Якупов В. Татароязычные мусульманские приходы: важность становления и развития // Вера, 2007. - №6.).

Он начинает свою речь с тезиса о том, что в Татарстане татароязычности мечетей ничего не угрожает, поскольку мусульмане в республике составляют большинство. Другое дело – ситуация в России в целом. «Мы пребываем в глобализирующем мире, где идет борьба в рамках человека с победным шествием сатанинской антикультуры», - говорит Валиулла-хазрат. Очень важно, по его мнению, в таких условиях опираться на свою собственную, исконную культуру, но и здесь одна проблема влечет за собой другую. На кого опираться? На ученых? «К сожалению, часть наших ученых стала неофитами чуждого татарам нурсисткого течения, другая часть ушла в ахмадию, а третья сочувствует «салафитскому» пути, однако ратующих за возрождение татарского способа исламской жизни и татарской интерпретации Ислама пока не видно, видимо, некому это направление финансово подкармливать…», - с горечью отмечает первый заместитель муфтия ДУМ РТ. Чтобы мечети стали более татароязычными, необходимо, по мнению автора выступления, решить несколько задач. В первую очередь татары должны создать крепкую, спаянную общину, чтобы защищаться «от инородческого влияния в мечетях», они должны, например, единым фронтом выступать против тех, кто выступает против татароязычности мечетей. Еще одна задача – это создание компетентной и эффективной мусульманской бюрократии, которая должна быть татароязычной, а также создание высокообразованного корпуса имамов, которые знали бы не только восточные, но и европейские языки. «Подготовка высококвалифиированных имамов не может осуществиться как чудо в изолированном пространстве от общества. Необходима определенная общественная среда для того, чтобы выкристаллизировался этот компетентный слой священнослужителей. Одним из факторов, содействующих созданию такой среды стало бы введение в программы татарских школ арабского языка в качестве предмета иностранного языка, а также расширению преподавания Ислама под видом предмета нравственности в средних школах», - предлагает Валиулла-хазрат Якупов. Также он говорит, что вне Татарстана татары должны переосмыслить свое отношение к российскому государству, государственным органам вообще. «Мы можем и должны быть интеллектуальными и духовными лидерами в мусульманском пространстве России. Однако ассоциация себя только с образами жертв русской власти, угнетенных и пострадавших в исторических трагедиях далее не продуктивно. Это может привести к маргинализации татар, утери их нынешнего положения мейнстрима исламского развития в России. Нельзя себя заключать в ниши диссидентства и противостояния государству, нельзя увлекаться только правозащитной деятельностью. Все это может значительно сократить ареал нашего влияния», - завершает свою мысль Валиулла-хазрат.

В очередном номере «всероссийской мусульманской религиозной газеты» «Иман» («Вера») тот же Валиулла-хазрат публикует «пятничную проповедь» в основе которой лежит мысль – «нельзя ни дня проводить без пользы для общества» (Ягъкуб В. Гомер заяга утмэсен! // Иман, 2007. - №11(359).  – июнь). В качестве образца для подражания он приводит известного религиозного деятеля начала ХХ века – Галимджана Баруди, который не только руководил медресе и исполнял функции имам-хатыба, но и выпускал религиозный журнал, писал книги и статьи, воспитывал своих мюридов и т.д. «Давайте научимся делать выводы из прожитого. Давайте будем размышлять над каждым прошедшем днем – на что он потянет, когда придет время становится на весы? Давайте не будем тратить нашу жизнь впустую и безрассудно расходовать такое  драгоценное время», — пишет Валиулла-хазрат Якупов.

Рамиль-хазрат Юнусов – имам-хатыб мечети «Кул Шариф» выступает на страницах казанской газеты «Татарские края» с материалом под названием «Социальная помощь в Исламе» (Юнусов Р.Социальная помощь в Исламе // Татарские края, 2007. – №22. – июнь). Как вытекает из содержания его статьи, социальной помощью помимо различных бизнес- и государственных структур, занимаются и религиозные организации, в частности ДУМ РТ. В качестве примера он приводит благотворительный фонд «Идель-Хадж» и действующий при нем Комитет Закят, «занимающийся сбором обязательных в Исламе выплат от состоятельных людей в пользу неимущих, нуждающихся, социально слабо защищенных людей». Кроме того социальной помощью, по словам Рамиля-хазрата, занимаются и мечети. Они проводят различные благотворительные акции для детей, неимущих, для сирот и инвалидов, многодетных матерей и т.д. Он приводит статистику на примере Казани: в городе действует около 40 мечетей средней вместимостью от 100 до 1000 человек. В обычные дни мечеть посещает 50-150 прихожан и каждый  третий из них оставляет садака-подаяние в пределах 50 рублей. В пятницу посещаемость мечетей увеличивается в 10-12 раз, а удельный вес оставляемых садака возрастает с 1/3 до 2/3. Помимо этого при мечетях  действуют  мясные и книжные лавки, которые также приносят доход. «Практически все эти деньги (за исключением небольшой зарплаты дежурных в мечети, обычно пенсионеров) расходуются на оказание социальной помощи нуждающимся в ней», - утверждает Рамиль-хазрат Юнусов.

Муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков находящийся в Саудовской Аравии с официальным визитом провел ряд важных встреч, — передает сайт ДУМ РТ в своем сообщении от 22  июня.

20 июня в главном здании Исламского Банка Развития в г. Джидда прошла встреча с Председателем Банка Ахмадом Мухаммадом Али, где муфтий Татарстана обсудил с ним достигнутые договоренности во время его пребывания в Татарстане. В частности, речь шла о поддержке фонда «Идель Хадж» Духовного управления мусульман РТ.

Также с саудовскими официальными кругами решается еще один вопрос: определение квоты для российских паломников на сезон хаджа 2007/2008 гг. Переговоры проходят в Министерстве по делам хаджа КСА и в рабочих организациях при Министерстве. Как стало известно пресс-службе ДУМ РТ, Совет по хаджу намерен запросить квоту в 39 700 человек.

Официальная квота, которую предоставляет Министерство по хаджу КСА России: 20 тыс. человек. К сожалению, данная квота не может удовлетворить потребности российских мусульман из-за увеличения числа желающих совершить хадж. Только фонд «Идель Хадж» при Духовном управлении мусульман Татарстана планирует в этом сезоне отправить рекордное число для республики: 3 тыс. паломников.

21 июня в штаб-квартире Организации Исламская Конференция состоялась встреча с Генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу. На встрече Гусман-хазрат Исхаков рассказал генсеку о последних тенденциях, которые происходят в мусульманском сообществе России и Татарстана, а также ознакомил его с работой ДУМ РТ, которую он проводит в области развития исламских традиционных ценностей. На встрече речь шла и об укреплении двухсторонних отношений между ОИК и ДУМ РТ.

22 июня в казанской мечети "Сулейман" прошел благотворительный обед, на котором присутствовало 100 человек, сообщает сайт мечети. Такие обеды мечеть проводит еженедельно по пятницам. Распространение приветствий и угощение являются украшением Ислама поэтому мы намерены и впредь проводить их", — сказал имам-хатыб мечети Илдар-хазрат Баязитов. За праздничным обедом после праздничного намаза собрались люди разных возрастов, но всех их сближают братские чувства, присущие мусульманам.

• Этот же информационный источник сообщает, что на днях в мечеть «Сулейман» пришли двое людей неопрятного вида. Целью их визита было объявление о якобы приходе нового пророка, которым является, по их словам, основатель секты файзрахманистов Файзрахман Саттаров.

Это событие не может не оставить равнодушными мусульман, ведь каждый хотя бы немного понимающий в Исламе человек хорошо знает, что пророк Мухаммед (мир ему) является печатью пророков и после него не будет больше пророков, и это одно из незыблемых фундаментальных положений в Исламе, — говорится в сообщении.

Всякий, кто поверит этим лжецам и последует за ними, теряет веру и становится неверующим. Как стало известно пресс-службе мечети, эти шарлатаны ходят по казанским мечетям и даже по домам некоторых имамов казанских мечетей. Реакция последних однозначна. Все считают Фаизрахмана Саттарова лжецом, а его учение ошибочным и заблудшим.

Файзрахман Саттаров в советское время являлся представителем «официального мусульманского духовенства». Он являлся одним из немногих мусульман, кому было разрешено закончить Бухарское медресе, где Саттаров проучился 9 лет. Затем он работал имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе, Октябрьском. В 1970-е годы был заместителем муфтия ДУМЕС в Уфе. С конца 1980-х годов Саттаров начал целенаправленно создавать собственное религиозное течение. Эту справку дает информационный канал «Ислам.Ру».

1-ая смена детского лагеря при мечети «Сулейман» в разгаре, — говорится на ее сайте. В первую смену в лагерь принято 52 воспитанника, для которых в мечети подготовили обширную программу обучения и досуга. Прошли первые 10 дней смены и за это время дети открыли для себя азы Исламы, научились правильно делать омовение, читать намаз, произносить азан, изучили арабский алфавит (необходимый для чтения Корана) и выучили по несколько сур Священного Писания. Ежедневно для детей организован просмотр мусульманских кинофильмов.

В рамках программы лагеря, детей посетили работники музея, распложенного в казанском Кремле, которые рассказали об истории наших предков. Также была организована экскурсия в парк «Шурале», где дети могли покататься на любых аттракционах по их желанию. Кроме того были походы в лес, ежедневные спортивные игры и купание в летнем детском бассейне мечети «Сулейман» (глубина около 1,5 метров, длина около 5 метров).

Этим летом в Нижнекамском районе будут работать два детских мусульманских лагеря. Первый, при центральной соборной мечети города, распахнет свои двери уже 25 июня.

На протяжении 11 дней детей из правоверных семей ждет не только глубокое изучение Корана и мусульманских традиций, но и насыщенная культурно-развлекательная программа. Второй мусульманский лагерь, как корреспонденту агентства «Татар-информ»  сообщили служащие центральной соборной мечети Нижнекамска, будет открыт также  в июне.

• Как пишет «Татар-информ», 19 июня Президент Татарстана Минтимер Шаймиев встретился с генеральным директором Научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) Халитом Эреном.

Встреча прошла в рамках IX Всемирного конгресса Организации городов всемирного наследия. «Татар-информ» напоминает, что центр ИРСИКА был создан в 1980 году для развития мусульманской науки и укрепления гуманитарных связей. Центр является самостоятельным органом Организации Исламская конференция (ОИК), деятельность которого координируется генеральным секретариатом ОИК.

По окончании встречи с главой Татарстана зарубежный гость ответил на вопросы представителей СМИ. Он, в частности, напомнил о том, что в феврале этого года Минтимер Шаймиев посетил штаб-квартиру ИРСИКА в Стамбуле в рамках своего участия в III заседании группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Тогда же по итогам встречи заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева и генеральный директор ИРСИКА подписали Меморандум, в котором, в частности, отмечено, что стороны согласились осуществлять обмен выставками в области культуры и традиционного искусства, художественными и документальными фильмами, содействовать расширению прямого сотрудничества между библиотеками, музеями, институтами культуры, организациями, занимающимися реставрацией и охраной исторических и культурных памятников.

«Будучи представителями ИРСИКА, мы организуем конференции, связанные с развитием культуры, – подчеркнул в интервью журналистам Халит Эрен. – Мы уделяем большое внимание и вопросам охраны исторических памятников. Результатом нашего труда, в частности, стало издание материалов симпозиумов, прошедших в 2001 и 2005 годах, объединенных названием «Исламская культура в регионе Волга-Урал», они изданы в виде книг. Мы намерены продолжать проекты, связанные с культурой и цивилизацией этого региона».

Кроме того, по словам генерального директора ИРСИКА, центр планирует подготовить и издать альбом старинных фотографий, связанных с культурой волжско-уральского региона. «Эта идея возникла во время беседы с Президентом Татарстана», – подчеркнул Халит Эрен.

Стоит отметить, что в этом году в Российском Исламском университете (РИУ) начата работа по созданию Международного центра исламской культуры, который призван доносить до широкой общественности ценности Ислама, исламской культуры и стать своеобразной площадкой по развитию и укреплению взаимопонимания между народами Татарстана, мусульманскими и другими странами. Учредителями центра выступили РИУ и Научно-исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА).

В этот же день доктор Халит Эрен посетил Казанский государственный университет. Гостя принимали ректор КГУ Мякзюм Салахов, директор Института востоковедения КГУ Джамиль Зайнуллин, начальник управления международных связей КГУ Андрей Крылов. Об этом корреспонденту агентства «Татар-информ» сообщили в пресс-центре КГУ.

По словам Андрея Крылова, во время встречи доктор Халит Эрен обсудил с руководством КГУ возможность участия Казанского университета в программе "Исламская культура и цивилизация". «Доктор Халит Эрен активно занимается исламской проблематикой, он является автором таких публикаций, как "Причины и цели перевода Священного Корана", "Проблемы мусульманских меньшинств в мире", "Тюркские и другие сообщества на Балканах и миграционный феномен", "Мусульманское меньшинство в Болгарии" и другие», - сообщил Андрей Крылов.

При непосредственном участии и руководстве Халита Эрена были организованы международные конференции, посвященные различным проблемам мусульманской культуры в Греции, Турции, Великобритании, Болгарии, Румынии, Франции, Пакистане, России и других странах.

«Было высказано пожелание создать в Татарстане на базе КГУ центр, который выполнял бы культурологическую миссию, — заявил Андрей Крылов. — Здесь речь идет не о пропаганде Ислама, а о расширении познаний общественности об истории, жизни и культуре мусульманских стран".

Вот второй половине дня Халит Эрен в Национальном музее РТ перезентовал собственную книгу «История Османского государства, общества и цивилизации».

21 июня в Министерстве культуры РТ состоялась рабочая встреча заместителя Премьер-министра РТ — министра культуры Республики Татарстан Зили Валеевой с Генеральным директором Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) при Организации Исламская Конференция доктором Халитом Эреном, — пишет портал «Татар.ру».

Во время встречи обсуждались вопросы развития взаимного культурного сотрудничества в рамках Меморандума по итогам встречи заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра культуры РТ Зили Валеевой и Генерального директора Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры при Организации Исламской Конференции Халита Эрена. Документ был подписан 2 февраля 2007 года в штаб-квартире ИРСИКА в Стамбуле в присутствии Президента РТ Минтимера Шаймиева.

Обсуждены конкретные проекты по организации сотрудничества музеев, библиотек и научных центров Республики Татарстан с ИРСИКА на ближайшую перспективу. Затрагивались вопросы содействия в подготовке специалистов, в частности, для создающегося в республике Центра по реставрации рукописей и редких книг.

20 июня 2007 года в Центральном Доме журналиста  в Москве прошла презентация книги российского мыслителя, исламоведа, доктора философских наук, профессора Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности», — сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде». Организаторами выступили Центр арабских и исламских исследований, Фонд имени имама Абу-Ханифы, ИА «Новости Федерации» и Издательский дом «Медина» (Нижний Новгород).

Как говорится в сообщении, книга доктора Ибрагима — плод многолетних размышлений автора о судьбах Ислама в России — стране многонациональной и многоконфессиональной. Автор обосновывает мысль о плюрализме религий как части Божьего плана мироустройства и универсальности Божьей милости. Он подвергает критике стереотипы об отношении Ислама к Иудаизму и Христианству, джизйи и джихаду, смертной казни за вероотступничество и за прелюбодеяние.

Впервые дан анализ текстов Корана и Сунны, показывающий миротворческую и гуманистическую сущность Ислама, забытую и исковерканную его последователями в Средневековье. Книга ярко полемична — она спорит с теми представлениями о «воинственности» и «эксклюзивизме» Ислама, которые сложились и в Европе, и в самом исламском мире, и до сих пор бытующими как «штампы об Исламе».

Тауфик Ибрагим провёл работу, которую в Европе называют «бритвой Оккама», в Китае «чжэнь мин — исправлением имён», а в самой исламской традиции критикой «таклида», то есть «слепого следования за авторитетами без самостоятельного обращения к первоисточнику». Его девиз — «Вперёд, к кораническому Исламу!».

По замыслу организаторов, презентация книги должна была пройти как дискуссия, но этого не произошло. Резкие противники автора, прежде всего из мусульманских кругов, уже неоднократно выражавшие гнев в Интернете, избегают публичного диспута с аргументами в руках. А востоковеды и философы, пришедшие в Дом журналиста, продемонстрировали редкое единодушие, приветствуя появление книги Т.Ибрагима и заявляя о её высокой ценности.

Посол по особым поручениям МИД России Вениамин Попов, член Общественной палаты РФ Александр Игнатенко и ведущий мероприятия, президент Российского центра стратегических и международных исследований Виталий Наумкин, дали высокую оценку труду Т.Ибрагима, охарактеризовав его как «значительный прорыв в исламском богословии России». К такой оценке присоединились и знаменитые арабисты, востоковеды (Д.Ю.Арапов, В.В. Лебедев, переводчик Корана В.Ушаков, Е.А.Фролова, А.Юзеев и др.), а также заместитель директора Института философии РАН доктор философских наук Андрей Смирнов, отметивший, что «Т.Ибрагима всё же лучше называть не академическим философом, а реформатором Ислама».

А.Игнатенко поразил собравшихся, заявив: «Имя Тауфика Ибрагима теперь стоит в одном ряду с Аль-Газали, Муаммаром Каддафи и Усамой бин Ладеном – все они стремились к исконному, салафитскому пониманию Ислама. Но по уровню знаний ни Каддафи, ни бин Ладен с ним не сравнятся, а великий Аль-Газали всё-таки часто неверно цитировал хадисы и нередко использовал недостоверные хадисы. В 21 веке учёному легче провести всеобъемлющий анализ, что и сделал Т.Ибрагим. Появление такой книги – событие историческое, и важно, что происходит оно в столице нашей Федерации, в Москве, а импульс исходит из Нижнего Новгорода».

О том, как из личных бесед родилась идея книги, поведал руководитель ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Умар-хазрат Идрисов. Он сетовал, что признания правомерности многообразия религий и их равенства перед законом до сих пор нет в сознании многих мусульман, равно как и в практике государства Израиль, а также у внедряющих ОПК (Основы православной культуры) в светские школы России. Коранический призыв «Нет принуждения в религии» актуален как никогда.

Директор ИД «Медина» Дамир-хазрат Мухетдинов, завершая презентацию, рассказал о периодических изданиях, сайтах и научных монографиях своего издательства. «В условиях демократии за 15 лет мусульмане России не смогли восстановить своё интеллектуально-духовное наследие, опирающееся на традиции ханафитского мазхаба, но мы сейчас восполняем это. Всех критиков как наших книг, так и работы Т.Ибрагима приглашаем к цивилизованной дискуссии и обещаем её опубликовать. А следующую презентацию, в том числе английских переводов книги Т.Ибрагима, монографии Рустама Батыра об Абу Ханифе и истории Ислама в России, мы проведём осенью в Палате лордов в Лондоне. Мусульмане России ранее шли и на Восток, и на Запад с протянутой рукой — но теперь у нас есть, что сказать миру самим. Это подлинный Ислам, миролюбивый и открытый».

Сам же доктор Т.Ибрагим сказал в конце встречи: «Священное Писание не нуждается ни в какой модернизации, оно дано на все времена. И я никакой не реформатор. Коран люди всегда понимали на уровне своего времени, а он всегда жив и всегда современен. Это мы не современны!»

В ходе мероприятия также прошла презентация новинок Издательского дома «Медина» (Нижний Новгород). В их числе — книги, выпущенные в рамках приоритетной серии «Ханафитское наследие»: «Абу-Ханифа: жизнь и наследие», «Ханафитский факх: каноны религиозной практики», «Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения», серия «Ислам в Российской Федерации» а также ряд периодических изданий.

Вышел в свет очередной, июньский номер газеты “Медина ал-Ислам” . Это общефедеральное издание сохраняет свою линию, направленную на просвещение мусульманской уммы Российской Федерации. Новый номер полон интересных и содержательных материалов, которые отражают современные, актуальные проблемы мусульман России, а также дают экскурс в прошлое, без которого, как говорят, нельзя понять настоящее.

В День памяти и скорби, который отмечается 22 июня, Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов выступил с обращением , в котором он отметил следующее:

«Верующие люди знают, когда в человеческом сообществе начинают попираться священные основы жизни и веры в Единого Творца и судный день; когда власть имущие забывают о справедливости и благородстве, богатые о щедрости и милосердии; когда начинается всеобщее поклонение золотому тельцу — в результате народ теряет веру и нравственность и тогда, несомненно, Господь ниспосылает людям великие испытания: беспощадные революции и бесчеловечные войны, голод и разруху, уничтожение святынь и унижения.

А только потом, испив чашу страданий, ценою неимоверных усилий, бесчисленных жертв и мучений, начинается трудное и очень долгое возвращение к истинным, нетленным ценностям: вере, любви, справедливости, человечности.

Нашему народу этот день стоил миллионов и миллионов жертв, незаживающей боли, страданий вдов и матерей, огромных разрушений и неисчислимого материального и морального урона, который отзывается еще и сегодня в сердцах ветеранов.

Поэтому и сегодня, и каждый год, 22 июня, мы молитвенной скорбью вспоминаем всех, павших за свободу нашего Отечества, сердечно молим о здравии наших ветеранов, удостоившихся и увидевших Великую Победу!

И искренне желаем всем здравия, милостей и помощи Всевышнего в служении и трудах во имя духовно-нравственного возрождения и процветания нашей Отчизны — России!»

Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области, Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова, Администрация села Сафаджай объявляют о проведении 15 июля 2007 г. памятных торжественных мероприятий в селе Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского района Нижегородской области, — передает сайт «Нижгар.ру».

Торжественные мероприятия включают в себя посещение могил Хабибуллы-ишана Альмухаммятова (шейха братства накшбандийа, имам-хатыба, организатора медресе села Сафаджай, 1840? – 1896), Шарафетдина хаджи Сираджетдинова (благодетеля и основателя первой каменной мечети села Сафаджай), Хусаина Фаизханова (ученого-ориенталиста, просветителя и общественного и религиозного деятеля, 1823 – 1866), открытие мемориальной доски в честь Хабибуллы-ишана Альмухаммятова. Проведение «Джыен хэм, Хатер Коне» (Татарского сбора, дня памяти), дня памяти первым поселенцам – основателям древнейшего татарского села Нижегородчины Сафаджай (1451 г.), проповедь-наставление, чтение Корана, чтение полуденного намаза, джаназа о расстрелянных в 1937 году имамах, митинг (выступления), открытие мемориального памятника в честь безвинно репрессированных в 1930-1940-х годах имамах.

Будут проведены праздничный обед, жертвоприношение и концерт артистов, выходцев с Нижегородчины и выступление народных поэтов Нижегородчины. Участие в концерте примут следующие исполнители: Р. Курамшин (Казань), З. Сахабиева (Казань), Н. Фатехова (Москва), Р. Хабибуллина (Москва), С. Абдуллин (Москва), поэты: З. Абдюханова, Ә. Беюсов, Н. Закирова, М. Насретдинов, А. Камалетдинов, молодые исполнители: Д. Галимова (Н.Новгород), А. Трушина (Н.Новгород), Д. Исхаков (Сафаджай), Р. Яруллин (Москва).

В рамках торжеств планируется проведение межрегиональной научно-практической конференции «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность», приуроченной к 190-летию со дня создания первого Сафаджайского мектебе при первой Соборной мечети, 120-летию со дня создания первого ново-методного джадидистского медресе при Нижегородской Ярмарочной мечети и 100-летию со дня создания медресе им. Мухсина Хабибуллина в селе Сафаджай. На конференции предполагается обсуждение следующих вопросов: формирование религиозного учебного пространства татар-мишарей; факторы,  влияющие на образовательную деятельность в татаро-мишарской среде; связи татар-мишарей с казанскими и крымскими татарами в сфере образования; особенности развития мусульманского образования в татаро-мишарской среде; основные центры мусульманского образования в Волго-Сурском регионе; источники материального обеспечения учебного процесса татар-мусульман в указанном регионе; современные проблемы образовательной деятельности мусульманских учебных заведений Волжско-Сурского региона. В работе конференции примут участие духовенство Нижегородской области, имамы, представители религиозных и национальных общественных объединений Нижегородской области, крупные ученые и общественные деятели из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгород, Казани, Уфы, Ярославля, Ульяновска, Чебоксар, Самары, Саратова, Пензы, Касимова, Саранска, Екатеринбурга. По результатам научно-практической конференции будет издан сборник материалов конференции, включающий выступления всех участников мероприятия. В программу конференции включены презентация новых книг, выпущенных Издательским домом «Медина», новых периодических изданий и электронных СМИ.

Новая соборная мечеть будет построена на пересечении проспекта Салавата Юлаева и улицы Коммунистической, сообщает «Башинформ». В данное время идут работы по подготовке места для строительства. Соборная мечеть будет настоящим украшением Уфы: белоснежная, словно из волшебной восточной сказки, с четырьмя минаретами. В новой мечети молиться могут три тысячи верующих, предусмотрены учебные классы, конференц-зал, помещения для женщин. Территория вокруг будет обустроена: предусмотрена парковка, парковая зона, гостиничный комплекс. Пока мечеть существует только в виде компьютерной фотографии. Строить новое культовое сооружение будет ООО ПКФ "Жилстройкомплектснаб". А сам проект разрабатывают архитекторы "Башкиргражданпроекта".

Как и старейшую мечеть Уфы на улице Тукая, новую соборную будут строить на пожертвования.

Как говорится в сообщении ИА «Башинформ» от 19 июня , приговором Туймазинского районного суда Республики Башкортостан осуждены члены ячейки партии "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" в городе Туймазы Ильдар Ахметьянов 1984 г.р., Расуль Муллагалеев 1981 г.р. и Рустам Нафиков 1984 г.р.

Следствие установило, что под руководством Ахметьянова с 2004-го по 2006 год они организовывали конспиративные собрания и учебные занятия в различных местах города Туймазы и его окрестностях.

Информационное агенство передает, что члены ячейки призывали к тотальной исламизации населения, а также к изменению политической системы и государственного устройства Российской Федерации. Целью своей деятельности молодые люди видели разрушение государственных границ России и включение ее во Всемирный Халифат. Достичь этого они намеревались не только призывами, но и с помощью насилия - "священной" войны джихад против несогласных с диктатурой Халифата.

Действия членов ячейки противоречили Конституции России, а также законодательству и правовым нормам, регулирующим деятельность религиозных объединений в Российской Федерации.

Суд признал Ильдара Ахметьянова виновным по ч. 1 ст. 282-2 УК РФ (организация деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) и приговорил к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Расуль Муллагалеев и Рустам Нафиков признаны виновными по ч. 2 ст. 282-2 УК РФ (участие в деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) и приговорены к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Свою вину подсудимые признали полностью и ходатайствовали об особом порядке рассмотрения уголовного дела в суде.

Прокуратура Чувашии передала в Верховный суд Татарстана уголовное дело в отношении пятерых местных жителей, которые, по версии следствия, являются очередными лидерами организации «Хизб ут-Тахрир». Большинство обвиняемых свою вину признали — если она будет доказана, им грозит до пяти лет лишения свободы, пишет Ислам.Ру со ссылкой на газету «Коммерсант».

По версии следствия, обвиняемые организовали ячейку «Хизб ут-Тахрир» несколько лет назад по предложению некоего бизнесмена из Средней Азии, приехавшего в Чувашию под предлогом реализации своего бизнес-проекта. Он же, по оперативным данным, впоследствии и финансировал деятельность ячейки. В республиканское подразделение «Хизб ут-Тахрир» сразу же вошли около десяти местных жителей.

Члены группировки, по версии обвинения, распространяли в мечетях листовки с призывами к джихаду, изменению конституционного строя и построению всемирного исламского халифата. Они также привлекали в свою «ячейку» новых членов, в основном молодежь, периодически устраивая собрания «на конспиративных квартирах». При этом вербовочная деятельность тщательно фиксировалась и документировалась - каждый лидер вел регулярную письменную отчетность о времени и месте проведенной с кандидатом беседы, ее теме и содержании.

Сама ячейка в поле зрения сотрудников республиканского УФСБ попала еще в 2003 году. К 2006 году организация, по оперативным данным, насчитывала более сотни человек, и региональное подразделение, по словам источника газеты в правоохранительных органах, «перешло к этапу активного расширения своего присутствия в регионе».

В декабре того же года сотрудники УФСБ начали арестовывать лидеров. В ходе обысков у них на квартирах были найдены запрещенная литература, большое количество листовок с призывами к джихаду.

Три члена этой же организации в Башкирии уже получили условные сроки заключения. Как передает Интерфакс, они организовывали «конспиративные собрания и учебные занятия» в различных местах города Туймазы и его окрестностях, призывая, как отмечают в органах, «к тотальной исламизации населения». Свою вину подсудимые признали полностью и ходатайствовали об особом порядке рассмотрения уголовного дела в суде.

• После сообщения ИА "Муслим-пресс" о том, что в Оренбургской области ряд мусульманских приходов вернулось из Бугурусланского муфтията в состав Духовного управления мусульман Оренбуржья во главе с Абдулбарыем-хазратом Хайруллиным, в редакцию ИА позвонил известный в определенных кругах Исмагил Шангареев и потребовал сообщить через агентство Ассоциации мусульманских журналистов "только настоящую правду".

"Ваша информация не соответствует действительности, — сказал Шангареев. — Мои приходы никуда от меня не уходили, как это было вам сообщено Хайруллиным. Вы сами это можете проверить".

Он добавил, что информация относительно его деятельности в России часто искажалась и была необъективной. "Я знаю, кому и когда это было нужно", — добавил он, при этом не высказав желания назвать фамилии тех, кто мешал ему работать.

"Мои приходы как работали, так и работают, за них волноваться не стоит", — сказал Шангареев. Шангареев особо отметил, что кто-то делает на Исламе пиар, а кто-то просто действует. "Чем знаменит тот же Хайруллин, муфтий Хузин или муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов? Да ничем! - отметил Шангареев. - А вот мы работали и... даже после определенных изменений... продолжаем это делать".

На уточняющий вопрос ИА "Муслим-пресс", в какой стране он сейчас находится и какую работу по Бугурусланскому муфтияту он проводит, Шангареев ответил: "Это не очень важно, где я нахожусь. Важнее то, что наше дело имеет продолжение в далекой России".

Показ детской и подростковой женской мусульманской моды состоялся 20 июня, в Саратове в рамках торжественного открытия исламского лагеря для девочек. Около 15 моделей платьев и костюмов, соответствующих требованиям Шариата, продемонстрировали гостям, родителям и прессе участницы лагеря – девочки и девушки от 9 до 18 лет.

Как рассказал Ислам.Ру руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Ахмед Махметов, в рамках мероприятия также состоялись выступления национальных коллективов — саратовской Татарской национальной гимназии, центра культуры «Казахстан» и др. Песню на татарском языке исполнила Алсу Сукрова. Собственные поэтические произведения о величии Аллаха исполнил поэт, ветеран Великой Отечественной войны Мендыбай Тиагалиев.

«Прошло 1085 лет с того момента, как Ислам стал официальной религией в Волжской Булгарии, — напомнил присутствующим глава ДУМП Мукаддас Бибарсов, выступая на открытии лагерной смены. — Тогда законы Всевышнего устанавливались в качестве норм жизни и исламская цивилизация была на передовых позициях в Евразии». По его словам, настала пора мусульманам «проснуться и осознать себя не только на словах, но и в делах». Он выразил надежду, что лагерь станет прологом для претворения этой задачи в жизнь.

В свою очередь, заместитель министра общественных отношений Саратовской области Елена Каштанова отметила, что духовное возрождение и возрождение национальных традиций всегда было приоритетным направлением в деятельности правительства Саратовской области и остается таковым сейчас.

Ахмед Махметов в своем выступлении сравнил юных мусульманок с подснежниками, которые через 70 лет советского атеизма пробиваются к вере, чистоте и целомудрию. «Наша задача – вырастить их в благоприятной атмосфере, чтобы быть спокойными за их будущее», - сказал он.

Вечером того же дня в лагере состоялось неформальное знакомство участников. Преподаватель арабского языка по авторской методике, выпускник факультета Шариата Иорданского университета Ильяс Ильясов заверил девушек, что при должном прилежании они начнут читать Коран на языке оригинала уже через неделю.

Сабрали Кусманов утвержден в должности имама мечети села Новопривольное Ровенского района Саратовской области. Церемония его официального утверждения состоялась 19 июня, в присутствии мусульман села и главы администрации района Сергея Рощина. Документ о назначении имама зачитал глава Духовного управления мусульман Саратовской области (ДУМ СО) Мукаддас Бибарсов.

Выпускник египетского «Ляйсан Араб», Сабрали Кусманов прошел стажировку в саратовской Соборной мечети, после чего был направлен в село Новопривольное, где работал имамом в течение трех месяцев. На общем собрании мусульман села 9 мая с.г. он был выбран имамом. Жители обратились в ДУМ СО с просьбой утвердить Кусманова в этой должности.

Выступая перед собравшимися, М. Бибарсов отметил, что главной задачей для имама этого села должно стать налаживание образовательной деятельности и работы с органами районной и муниципальной власти. В свою очередь, мусульмане Новопривольного поставили вопрос об обеспечении жильем нового имама.

Как сообщил Ислам.Ру  руководитель пресс-службы ДУМ СО Ахмед Махметов, в Ровенском районе Саратовской области ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для имамов и детские исламские лагеря отдыха. В районе имеется три мечети, однако, по словам главы администрации района С. Рощина, главной остается мечеть в Новопривольном.

19 июня, в Саратове состоялось закрытие летней смены мусульманского лагеря для мальчиков. На торжественной линейке подводились итоги конкурсов, награждались отличившиеся участники лагеря.

Ильмир Абдуллин из с. Окинов-Гай Ершовского района Саратовской области первым в лагере выучил арабский алфавит и научился читать Коран, за что получил в подарок DVD. Мансур Махмудов из г. Балашова был признан самым старательным и прилежным учеником и получил сотовый телефон. За лучший рисунок на исламскую тематику Тимур Енгуразов из с. Средняя Елюзань Пензенской области получил MP3-плеер. На рисунке победителя была изображена Кааба рядом с мечетью Кул Шариф.

Как рассказал Ислам.Ру  глава пресс-службы Духовного управления мусульман Саратовской области (ДУМ СО) Ахмед Махметов, на мероприятии был вручен переходящих футбольный кубок ДУМ СО. Среди ребят старшего возраста обладателем кубка стала команда «Райхан», в младшей группе – команда «Нур». На кубке отмечаются каждая команда-победитель: будут выгравированы ее название, год и место проведения состязания.

Среди номинантов исламского лагеря также оказались и неформальные лидеры отрядов – участники смены, которые отличались знаниями, дисциплиной и имели авторитет в кругу сверстников.

20 июня в Саратовской области состоялось торжественное открытие лагеря для девочек-подростков, — сообщает ИА Islamnews. Молодые мусульманки собрались из разных регионов России — всего около 120 человек.

На церемонии открытия присутствовал заместитель министра общественных отношений Елена Каштанова, поддержавшая появление лагеря в своем приветственном слове: «Такие лагеря нужны и важны для возрождения нравственности и духовности подрастающего поколения, а также приобретения опыта в межнациональном общении».

Также на открытии выступил руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья Ахмед Махметов, выразивший надежду, что администрация города Саратова и Волжского района поддержат инициативу мусульман в организации детских лагерей. «Несмотря на многие годы безбожия, дети тянутся к вере и духовности, как цветы к солнцу, и мы должны разделять и поддерживать эти устремления» - отметил он.

В рамках торжественного открытия лагеря прошел праздничный концерт с участием детей, где звучали песни на татарском, русском, казахском и чеченском языках, ученики татарской национальной гимназии и Культурного центра Казахстана продемонстрировали свои танцевальные достижения. В конце открытия председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов открыл показ мусульманской моды с участием вожатых и воспитанников, представленный коллекцией из 15 моделей, соответствующих канонам Ислама.

Очередные 25 призывников из Мордовии отправились служить на Балтийский флот, — пишет газета «Известия Мордовии». В том числе они будут проходить службу на малом десантном корабле на воздушной подушке «Мордовия».

В этот же день на сборном пункте открылась молельная комната для мусульман. Четверо призывников прочитали здесь молитвы перед отправкой в долгий путь на полтора года.

Недавно в Пензе начал свою деятельность новый Комитет-халяль, зарегистрированный при пензенской региональной общественной организации «Просвещение». Инициатива создания Комитета принадлежит его председателю Руслану Абдулхамитовичу Баткаеву, являющемуся официальным уполномоченным от СМР (Совет муфтиев России), в Москве функционирует подобный центр  ООО «Нур».

В настоящее время Комитет осуществляет работу по проверке и сертификации производителей халяль-продукции в  Пензенской области, в частности в селе Средняя Елюзань и Решетино. Заключены соответствующие договора с  производителями колбасных изделий в этих селах.

Также на данный момент ведутся переговоры по вопросам сертификации с черкизовским филиалом птицемясокомбината и Каменским мясокомбинатом, включающими в свой ассортимент халяльную продукцию.

«Появление такой организации в Пензе очень своевременно: товары с маркировкой «халял» становятся все более и более востребованными. Растет спрос - растет и предложение: увеличивается число точек, предлагающих дозволенную в пищу продукты. На данный момент в Пензе один магазин, ассортимент которого представлен соответствующими товарами - «Халял-Аш» и около пяти магазинов, в которых есть отдел халяльной продукции. На центральном рынке около 10 точек  с халяльным мясом. В Каменке специализированных халяль-магазинов нет, но есть точки в магазинах и на рынках. В настоящее время предприниматели озадачены этим вопросом»,- cообщил корреспонденту ИА Islamnews  Нурулла Ахтямов, руководитель пензенской региональной общественной организации «Просвещение».

• На недавнем совещании Губернатора и Правительства Ульяновской области говорилось о том, что нашу традиционную культуру необходимо сделать одним из основных элементов обязательной программы для средней общеобразовательной школы, — пишет ульяновская «Народная газета».

Слово попросила министр образования и социального развития Т. Девяткина. Она напомнила участникам совещания о том, что в свое время были заключены соответствующие соглашения с епархией и муфтиями. Приняты областные программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В 2006/07 учебном году на базе 17 общеобразовательных школ области организованы кружки, факультативы, курсы по изучению основ православной и мусульманской культур, а также истории религии.

«Следующий год будет объявлен Годом духовности и человеческой доброты, — цитирует газета слова губернатора Ульяновской области Сергей Иванович Морозов. — И это очень правильное решение. Потому что за два десятка последних лет воспитано, наверное, больше разрушителей, чем созидателей. Нередко молодые люди совершают так называемые немотивированные агрессивные поступки: жестоко избивают совершенно невинного человека, разрушают святые погосты, крушат исторические памятники. Остановить вандалов можно, призвав в качестве помощников представителей религий».

По словам министра образования и социального развития Ульяновской области, Т. Девяткиной, с 2008/09 года планируется сделать предмет «Основы традиционной культуры» одним из основных элементов обязательной программы для средней общеобразовательной школы.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/597/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 18-24 июня 2007 года</a>