RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 25 июня-1 июля 2007 года

10.07.2007 16:20

Предлагаем Вашему вниманию обзор прессы Татарстана, Башкирии, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского Федерального округа

• «Нас критиковали по делу» с таким заголовком выходит газета «Шахри Казан» («Город Казань») за 23 июня (Гэрэй Х. Безне дорес тэнкыйтьлэделэр//Шэhри Казан, 2007. – 23 июнь.). Речь идет о прошедшей 11 июня в Казани презентации издательского дома «Медина» из Нижнего Новгорода.  Автор пишет, что поначалу  он  не хотел идти на это мероприятие,  но позже узнав о плодотворной деятельности издательского дома «очень сильно  удивился». Далее он рассказывает о прозвучавших выступлениях и отмечает тот  момент,  что  ИД «Медина» планирует издавать часть литературы и на татарском языке, что явно импонирует автору статьи. Также он особо отмечает, что генеральный директор ИД  Дамир-хазрат Мухетдинов «хорошо говорит как на татарском,  так и на русском языках». В конце материала журналист газеты «Шахри Казан» цитирует  директора Института истории АНТ Рафаэля Хакимова: «Нельзя не замечать  деятельности нижегородцев по выпуску религиозной  литературы. Все это стимулирует нас работать еще лучше. Сегодня нас критиковали и критиковали по делу».

• Приложение к газете «Юлдаш» («Спутник») «Дин вэ йола» («Религия и обычай») публикует проповедь Гали-хазрата Загидуллина имама из  Буинского района (Гали хэзрэт вэгазе: Сакал йортунен эhэмияте // Юлдаш (Дин вэ йола), 2007. - №30 (557). – июнь). газета дает короткие биографические сведения о нем. С 1967 по 1989 год  он жил в Горьком, работал на авто и авиазаводах. Потом вернулся в родные края, окончил казанское медресе «Мухаммадия». До 1995 года обучал шакирдов в медресе Буинска, а в настоящее время работает имамом в деревне Кайбицы Буинского района РТ. Его проповедь посвящена важности ношения бороды  для мусульманина. Традиционно речь имама построена на запугивание верующих. Он приводит примеры из множества  хадисов и других высказываний,  согласно которым мусульманин должен  сбривать  усы и носить желательно  длинную и густую бороду. «А бритье бороды – равносильно выходу  из мусульманства», - утверждает Гали-хазрат, опираясь на мнение авторитетов, забывая указывать  источники. Те, кто бреет бороду – уподобляют себя язычникам, христианам или иудеям. К грешникам относятся и те мусульмане, особенно девушки, которые носят слишком открытую одежду.

В своем очередном номере казанская газета «Честное слово» публикует материал своего колумниста – имама-хатыба Закабанной мечети Исхака-хазрата Лутфуллина (Как противостоять «браконьерам от религии» // Честное слово, 2007. –№9 (48). – июнь.). Отталкиваясь от описания новой книги Али Вечеслава Полосина «Евангелие глазами мусульманина: два взгляда на одну историю», он размышляет о проблемах межконфессионального диалога. «Для того, чтобы мирно сосуществовать и пони мать друг друга, нужно  знать и общее и различное во взглядах своих соседей. К сожалению, схожее и различное используют иногда в недобрых целях зарубежные миссионеры, в основном неопротестанские течения, а также иеговисты намеренно пытаются передвинуть границы различий в вере,  чтобы запугать неопытных мусульман, не знающих Библии, и побудить к переходу в свою веру», - пишет Исхак-хазрат Лутфуллин.

Вышел в свет очередной номер женской мусульманской газеты «Мослимэ» («Мусульманка»), который редактирует  бывший лидер Союза мусульманских женщин РТ Альмира Хадия. Как правило, издание не публикует проблемных материалов, а  большей частью  помещает материалы, которые описывают текущие события,  так или иначе связанные с жизнью мусульманок Татарстана, написанные в комплиментарном по отношению к местным религиозным властям духе. Один из  таких материалов написан Муслимой Шэфик (Шэфыйкъ М. Иманлы балаларыбыз – якты килэчэгебез // Мослимэ, 2007. - №6 (14). – июнь.). Она утверждает, что сегодня никто из мусульман не сможет сказать о каких-либо преследованиях или притеснениях.  Ситуация в Республике  Татарстан особенно благостная – в одной только Казани действует около 50 мечетей, работают мусульманские вузы и даже есть свой Исламский университет. Издается множество исламских газет и журналов. «А ведь  еще совсем недавно Рашида, Разия, Нуркамал и другие абыстаи начали обучать нас, вчерашних пионеров, комсомольцев и коммунистов, проживших всю жизнь без «бисмиллы»,  основам исламской религии. И обучали нас в  полуразрушенных мечетях – бывших складах, мечетях, которые только-только начали возвращаться верующим», - пишет  автор материала.  По ее  словам в Татарстане делается невероятного много для развития Ислама. И «двигателем» многих из этих дел, по  ее словам, является лидер общественной организации «Муслима» и редактор одноименной газеты Альмира Адиатуллина (Хадия).

• Сама Альмира Хадия выступает в номере с двумя материалами. В одном из них она рассказывает об отмеченном недавно в Казани юбилее активиста женского мусульманского движения  в  Татарстане — Оркии Абдрахимовой (hадия Э. Керлэнудэн пакьлануга таба // Мослимэ, 2007. - №6 (14). – июнь.), а в другом – о деятельности мусульманок слободы Аметьево в Казани. Пока там нет мечети и мусульмане собираются в комнате, которую выделил еще  бывший глава Вахитовского района г.Казани Рафис Бурганов (Кук жисемнэре ярдэмендэ // Шэhри Казан, 2007. – 29 июнь). За многословием обеих материалов скрыта одна мысль –  когда  татары научаться жить дружно,  в махалле, поддерживая друг друга, тогда начнется настоящий рассвет Ислама в республике.

• Пятничный номер газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») поместил несколько материалов, посвященных исламской тематике. Так, например, Камиль Ибрагим из Альметьевска пишет в газету, что пора прекращать играть в толерантность, поскольку ее не существует в реальности (Саръяз Э. Кунелнен зиннэте нэрсэдэ // Мослимэ, 2007. - №6 (14). – июнь). В качестве примера он приводит федеральные электронные и печатные СМИ, которые изо дня в день ведут антиисламскую и антитатарскую пропаганду и даже не задумываются ни о какой там толерантности. «А у нас даже нет самостоятельного телевизионного канала или радиостанции, где мы могли бы говорить о своих проблемах», - пишет Камиль Ибрагим. По его мнению, начиная от выдуманного жупела «ваххабит» и кончая ежедневным показом поросенка «Хрюши» в передаче «Спокойной ночи малыши» - все это звенья одной цепи. Его возмущает до глубины души, что в родном городе К.Ибрагима в Альметьевске строится церковь имени иконы Казанской Божьей матери. «Почему не нашлось другого имени? - спрашивает он. – Ведь это тоже самое, что сыпать соль на живую рану». Фактически эту церковь надо было назвать в честь АО «Татнефть», которая покрывает 95% расходов по ее строительству.

• В этом же номере имам-хатыб мечети Кул Шариф Рустем-хазрат Зиннуров разъясняет как правильно находить киблу .

Вышел в свет очередной номер «всероссийской мусульманской газеты» «Иман» («Вера»), которую издает мусульманский культурный центр с одноименным названием. В этот раз газета обходится минимумом перепечаток с Интернета и публикует в основном материалы оригинального характера. Представляет интерес раздел газеты, где ее владелец – первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов отвечает на различные вопросы (Бикмохэммэтова Р. В.Ягъкуб: «Мэчетлэрнен урыслашуына узебез гаепле» // Иман, 2007.  - №12 (360). – июнь.). Один из них касается нынешнего состояния мечетей, проблем с коммунальными услугами и зарплатами для молодых имамов.

Как говорит первый заместитель муфтия, содержание городских мечетей не представляет проблемы. В первую очередь – за счет большого количества прихожан, которые приносят в мечеть подаяния. Хороший доход приносит и развернутая при мечети торговля. Другое дело – деревенские мечети, которые не могут существовать за счет собственных средств. Частично проблема была решена несколько лет тому назад, когда с подачи ДУМ РТ сельхозпроизводители стали отдавать гошер, то есть десятину с урожая в пользу мечети. Но эта практика на получила широкого распространения. И сечас мечеть финансируется где за счет спонсоров, где за счет местных властей.  Валиулла-хазрат считает, что постепенно деревенские мечети должны переходить на самофинансирование и не ждать помощи от ДУМ РТ или от местных властей. Для этого необходимо воссоздать систему махалля, члены которой сами решали бы как им обеспечить текущие потребности своей мечети. Валиулла-хазрат приводит цифры: обычная деревенская мечеть требует на себя расходов в размере 30 тысяч рублей в год. Если в деревне имеется 50 мусульман, то получается, что каждый из них должен выплатить в год по 800 рублей.

Следующий вопрос касается процесса обрусения мечетей, особенно городских. По мнению Валиулла-хазрата на это влияет общая ситуация в татарском обществе. Татары обрусевают стремительными темпами и мало того совершенно индифферентно смотрят на мечеть, как на общественную татарскую организацию. В этих условиях мечети заполняют таджики, узбеки, чеченцы и даже русские, но только не татары. Муллы, как говорит первый заместитель муфтия, заинтересованы в подаянии и если его приносит, например, кавказец, то он вынужден будет разговаривать с ним на русском языке. Помимо этого молчит татарская интеллигенция, которая умеет лишь ругать имамов и критиковать мечети. А прийти, и навести порядок в мечети -  у них не хватает сил и желания. Нужна мобилизация, нужна специальная компания и тогда татары объединятся вокруг мечети, так же как они сумели объединиться в период подготовки к последней переписи населения.

На вопрос о создании единого муфтията Валиулла-хазрат отвечает следующим образом. Делая экскурс в историю, он напоминает, что единый муфтият раньше был – это Оренбургское духовное магометанское собрание. С началом перестройки количество приходов увеличилось в геометрической прогрессии, и Уфа перестала справляется со всем этим потоком, поскольку работала по старому. В результате случился естественный развал всей этой системы. В настоящее время образовалось два центра – в Москве и в Уфе и теперь двум этим центрам осталось только сделать шаг навстречу друг-другу, полагает Валиулла-хазрат.

Последний вопрос касается низкого полиграфического качества изданий, которое выпускает издательство «Иман», руководимое Валиуллой-хазратом. Он считает в условиях рынка «есть всем место под солнцем». Издательство «Иман» выполняет своего рода социальную функцию, поскольку выпускает литературу по низкой цене, которую может позволить себе приобрести любой пенсионер.    

Причиной смерти Ленара Гильмуллина, «мусульманина, единственного татарина в составе», как назвал его тренер «Рубина» Курбан Бердыев, могло стать убийство.

ИА Islamnews  напоминает, что по официальной версии футболист умер 22 июня, в результате дорожно-транспортного происшествия. Водитель не справился с управлением, и мотоцикл выбросило в кювет. Управлявший мотоциклом человек с места происшествия, опять же, по официальной версии, скрылся, а его имя и местонахождение так и осталось неизвестным.

Ленара могли убить из зависти к его деньгам, сообщает rbc.ru. Нашли Ленара на обочине разделительной полосы, где нет никаких следов от мотоцикла, однако на одежде виден выраженный грязно-зеленый след, что может говорить о том, что тело Ленара волокли по земле. При Ленаре не было документов, телефона, техпаспорта, исчезла большая сумма денег.

«Убили... Официальная версия - несчастный случай, человек упал с мотоцикла на большой скорости. И ничего не сломал? Руки, ноги - целые», - замечает старший брат Ленара Ильдар Гильмуллин.

Рустем Хузин, тренер «Рубина-2»: «С Ленаром я общался последние два с половиной года, после моего возвращения в Казань из "Амкара". Он уважительно называл меня Абы, по-татарски значит "дядя". А я его в шутку - "бедняжка", он не обижался. Ленар ведь с окраины Казани вышел в люди, семья его жила небогато... Честный и прямой человек. На поле он от борьбы не сворачивал. Вообще, наверное, был одним из самых талантливых футболистов в истории татарского футбола».

На общем собрании Академии наук Республики Татарстан, проходившем в Казани 26-27 июня 2007 г., ректор РИУ, доктор политических наук Рафик Мухаметшин избран членом-корреспондентом и академиком-секретарем АН РТ отделения гуманитарных наук, - передает официальный сайт Российского Исламского университета .

Рафик Мухаметшин окончил исторический факультет Казанского государственного университета в 1977 году. С 2001 года по сей день он является заведующим отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. С декабря 2006 года Р.Мухаметшин также возглавляет Российский Исламский университет. Рафик Мухаметшин – автор множества книг по истории ислама в Поволжье и наследию татарских богословов, в том числе «Ислам в татарской общественной мысли начала 20 века», «Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце ХХ века», «Ислам в Татарстане», «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье».

29 июня в  актовом зале РИУ состоялись торжества по случаю выпуска студентов. 25 юношей из Татарстана, Пермской, Пензенской, Тюменской областей, Республики Чечня, а также Узбекистана и Кыргызстана завершили свое обучение в РИУ  на факультетах исламских наук (который работает по лицензии религиозного учебного заведения) и теологическом (по лицензии светского учебного заведения).

Окончившим факультет исламских наук по отделениям «шариатские науки» и «коранические науки» присвоены соответственно квалификации «имам хатыб, преподаватель арабского языка и шариатских наук», «имам хатыб, преподаватель арабского языка и коранических наук». В соответствии с уставом РИУ диплом об окончании университета им будет выдан спустя два года после окончания при условии работы по специальности. Выпускникам теологического факультета присвоена квалификация «бакалавр теологии».

«В этом году выпуск особенный – впервые диплом получают выпускники теологического факультета. Они смогут в дальнейшем работать в любых учреждениях – и светских, и религиозных. Считаю, что мы – мусульмане, должны не только проповедовать в мечетях, но работать во всех сферах. Сегодня 25 наших выпускников выходят в большую жизнь. Уверен, что знания, полученные в стенах Российского Исламского университета вам помогут в дальнейшем и вы сумеете найти свое место в обществе и приносить пользу», - сказал ректор РИУ Рафик Мухаметшин, открывая торжество – «Выпускники РИУ работают во многих регионах России и отовсюду мы слышим только хорошие отзывы».

Выпускники теологического факультета изучали исламские дисциплины в рамках светского образовательного направления «теология», поэтому их дипломы признаются как религиозными, так и светскими учреждениями. Руководство РИУ планирует, что работая по двум лицензиям (условно говоря, религиозной и светской), в будущем будет организована форма обучения, совмещающая две учебные программы, что позволит выпускникам получать два диплома.

В то же время, как подчеркнул ректор вуза, университет будет стремится сохранить баланс между светским и религиозным направлениями. «Исламская сущность университета – для нас главная. Мы должны сохранить свое мусульманское лицо», - заявил Р.Мухаметшин.

Муфтий Татарстана, председатель Духовного управления мусульман РТ тепло поздравил выпускников. «России созданы все возможности для того, чтобы развиваться и достичь много на проповеднической стезе, при этом работая в рамках закона. Желаю вам, где бы вы ни работали, проявлять себя только с наилучшей стороны», - сказал он.

Как сообщил муфтий, Духовное управление мусульман направит выпускников, которые родом из городов и районов Татарстана на работу имамами в мечетях республики, часть из них получит направление на продолжение обучения за рубежом. Выпускники из других регионов и государств отправятся работать на родину.

Председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ Ренат Набиев отметил, что правительство республики придает большое значение развитию вуза. Внимание к мусульманским высшим учебным заведениям чувствуется и со стороны федерального центра. По словам Р.Набиева, заочная форма обучения, открытая на теологическом факультете в 2006 году также является большим шагом вперед, так как дает возможность получить высшее образование имамам из периферии. «РИУ необходимо развивать как религиозное, так и светское направления, находя при этом приемлемые организационные формы в рамках закона», - считает он.

• Освещая это же событие газета «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») (Минhаж Р. Динебез сот кебек //Ватаным Татарстан, 2007. – 30 июнь) приводит слова профессора Омара Абдулазиза из  Бахрейна, который принял участие в торжественном мероприятии: «Я родился и вырос в Ираке. Не хочу, чтобы это прозвучало как  обида по отношению к своей родине, но, все-же, хотелось бы сказать, что вы лучше сохранили Ислам, и мир  будет спасен именно вами. Смотря на вас, я еще крепче убедился в том, что Ислам – это религия спокойствия и мира, способствующая взаимопониманию между  народами. Наша религия как молоко. Она принимает форму того сосуда, куда его наливают, но ее качество от этого не меняется».

Как отмечается в статье, выпускники получат свои дипломы лишь через два года, после того, как отработают этот срок имамами или учителями. Но среди выпускников есть и те, кто получил светскую специальность «теология». Этой категории предполагалось вручить дипломы уже сейчас,  но процесс оформления соответствующей документации затянулся, и свои дипломы они получат лишь осенью.

Говоря о перспективах дальнейшего трудоустройства выпускников, газета пишет, что часть  вчерашних шакирдов уже решила отправиться работать на  Дальний Восток, в Магадан, Владивосток и др. города.  Шесть человек ждут религиозные вузы и факультеты  Турции, где выпускники РИУ завершат свое образование (в РИУ они учатся 4 года и становятся бакалаврами) и получат диплом магистра, десять человек отправятся на годичные курсы по изучению арабского языка при египетском университете «Ал-Азхар».

Есть желающие обучаться и в аспирантуре, но туда их не принимают, поскольку РИУ не дает полноценного пятилетнего образования, которое требуется для такого рода обучения. Поэтому руководство РИУ добивается, чтобы по специальности «теология» им было выдано разрешение на пятилетнее обучение.

• Об этом же событие пишет татарская версия электронной газеты Интертат.

24 июня казанскую мечеть «Сулейман»  посетил доктор Яхья Хамза Кошак Сеид, который является Президентом Федерации по консультации исламских стран. Его родословная исходит от Пророка (САВ). По образованию он инженер-эколог, доктор экологических наук, председатель муниципального комитета в Мекке, главный ответственный за доставку и чистоту воды по всем западным регионам аравийского полуострова, также является руководителем фирмы, которая занимается ландшафтным дизайном, очисткой воды, строительством и дизайном аэропортов, железных дорог, член правления организации и ответственный за тавваф мусульман из Турции, Европы, России, Австралии, автор книги «Замзам как пища и как лечение». В Казань он приехал на Всемирный конгресс городов всемирного наследия по приглашению Президента РТ.

Может ли Казань называться сокровищницей исламской культуры? Об этом в беседе с корреспондентом газеты «Казанские ведомости»  рассуждает участник IХ конгресса Организации городов Всемирного наследия, генеральный директор Международного исследовательского центра по истории, культуре и искусству ислама (ИРСИКА) при Организации Исламская конференция доктор Халит Эрен.

— Наш центр, созданный в 1976 году, координирует усилия исследователей, занимающихся исламской культурой, оказывает им научно-методическую помощь, готовит научные форумы, издает книги, освещающие роль ислама в мировой цивилизации, говорит он. Все эти темы созвучны теме конгресса, который прошел в Казани, городе, который я знаю уже десятилетие. В столице Татарстана произошли значительные перемены: ее архитектурный облик становится утонченным.

На вопрос о том, что произвело на него особое впечатление во время этой поездки доктор Халит Эркен отвечает, что его потрясла экскурсия в отдел редких книг и рукописей Казанского университета - бесценных раритетов для татарской культуры. Но если оценивать их в материальном плане, стоимость некоторых изданий равна стоимости постройки современного хранилища, отмечает он в интервью. «Сейчас условия архива далеки от идеальных, героические усилия сотрудников просто восхищают - они делают невозможное по сохранению культурного наследия. Эти рукописи просто обязаны быть опубликованными - они должны остаться потомкам. Кстати, это одна из целей нашей поездки - мы хотели бы провести каталогизацию и осуществить издание всех рукописей в Татарстане, имеющих отношение к исламу».

Летом 2007 года сотрудники Нижнекамской Соборной мечети планируют организацию двух детских мусульманских лагерей – в городе и в области. Лагерь в нижнекамской области будет действовать с 5 по 22 июля, с 25 июля начнет работать лагерь в городе, сообщили корреспонденту ИА Islamnews  в пресс-службе мечети.

В них смогут отдохнуть дети от 9 до 16 лет из Елабуги, Казани и других городов республики Татарстан, а также из Удмуртии. В их числе отдыхающих будут двадцать детей из двух детских домов Нижнекамска.

Руководителем выступит имам Соборной мечети Нижнекамска Рустем Идиятуллин, разработавший программу совместно с другими имамами мечети. Девочки и мальчики будут отдыхать одновременно, но обучаться и жить отдельно.

Преподавать в лагере будут учителя медресе при Соборной мечети и педагогические работники из других районов, имеющие как религиозное, так и педагогическое образование. На протяжении смены детей из мусульманских семей ждет не только глубокое изучение Корана и исламских канонов, но и насыщенная культурно-развлекательная программа.

Об открытии новой часовни в деревне Куюки Пестречинского района РТ пишет газета «Вечерняя Казань». Самое интересное, что строительство финансировали не только православные, но и мусульмане (Пахомова В. Радуга над часовней – добрая примета //Вечерняя Казань, 2007. – 26 июня).

Завершается работа над первым выпуском газеты нижегородских татар "Мишяр дуньясы" (Мир мишар). Она будет выходить на татарском языке с русскоязычной вкладкой «Миллят», сообщает 28 июня сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

Учредитель и финансист газеты — РНКАТНО – Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области. В газете будут размещаться новости "В России" и "В мире", посвящённые жизни и проблемам татар-мишар, как компактно обитающих на своей Родине на юго-востоке  Нижегородской области, так и живущих в рассеянии – от Москвы до Финляндии и Узбекистана. В рубриках "Татарская община мира", "Тема номера", "Калейдоскоп" будут даны история мишар как субэтноса татарского народа, анализ происхождения татарских фамилий, русские слова тюркского происхождения, рассказы о земляках и о важных событиях. Вплоть до официальной регистрации тираж составит 999 экземпляров. Интернет-версия разместится на сайте www.nizgar.ru.

«Пришла пора мишарского возрождения, — говорит главный редактор газеты, Дамир Ваисович Мухетдинов. — В современной России, в условиях развивающейся демократии и становления гражданского общества могут обрести второе дыхание те национальные и религиозные силы, которые были загнаны в подполье или даже почти уничтожены при царизме, а затем и при советском тоталитарном строе. Таковы силы мишар, которые тесно связанны с иными субэтносами великого татарского народа и укоренены духом в Исламе. Не бывает возрождения народа без веры и любви к родной земле. Наша газета призвана помочь каждому мишарину обрести свою родовую память и достоинство наперекор нивелирующему потоку глобализации».

«По словам древних, «народы – это мысли Бога», и каждый из них бесценен, — говорит культуролог Джаннат Сергей Маркус из Москвы. – Значит, миру надо вернуть такое уникальное явление, как мишаре. Юг Нижегородчины — это мишарская Атлантида, которая ещё дремлет, но уже пробуждается. В мишарах сочетаются мощь кочевой тюркской культуры, государственническая хватка от Золотой Орды, врождённые предприимчивость и независимость, мусульманские духовность и учёность, идущие от медресе и тарикатов Бухары, многовековая традиция добрососедства со славянами».

Один из авторов газеты, мишарин Дамир Зиннурович Хайретдинов, кандидат исторических наук, этнолог, к примеру, уже подготовил цикл статей о татарах Москвы, Петербурга, о юбилее битвы на реке Пьяна, о нашествии Тохтамыша на Москву.

«У нас много нерешённых вопросов относительно судьбы мишарского населения в Нижегородской области, — делится тревогой председатель РКНАТНО Гаяз Салихович Закиров. – Надеюсь, через газету мы сможем донести до наших властей, до наших соседей и наши вопросы, и сокровища нашего народа».

Презентация новой газеты намечена на 15 июля в селе Сафаджай Нижегородской области во время межрегиональной научно-практической конференции «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность» и Всемишарского нижегородского сбора.

Заместитель Председателя ДУМНО А.Муслимов выступил на научно-практической конференции «Развитие религиозного образования мусульман России», сообщает «Ислам в Нижнем Новгороде»

Научно-практическая конференция прошла в Москве при поддержке Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московского исламского университета.

В рамках конференции рассматривались такие актуальные вопросы, как развитие исламского религиозного образования в современной России, проблемы деятельности исламских учебных заведений, соотношение светского и религиозного компонентов в образовательных программах исламских учебных заведений и многие другие. Так же отметим, что конференция проводилась при содействии «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования».

«Кому важнее военкомат? Жителей Уразовки Краснооктябрьского района Нижегородской области требуют справедливости». Такой проблемный материал публикует 29 июня сайт национально-культурных объединений Нижегородской области «Нижгар.ру».

В российской Федерации в этом году планируется объединение около 600 военных комиссариатов. Из 58 расположенных на территории Нижегородской области будут реформироваться 6. С 1 сентября 2006 года начал функционировать объединенный военный комиссариат Дзержинска и Володарского района, были объединены военные комиссариаты Большеболдинского и Гагинского районов, а так же на базе двух военкоматов — Краснооктябрьского и Сеченовского — создана военный комиссариат Краснооктябрьского и Сеченовского районов.

По словам Заместителя военного комиссара Нижегородской области Николая Прошина, военный комиссариат Краснооктябрьского и Сеченовского районов должен располагаться в Уразовке. Но руководство Сеченовского района с поддержки директора компрессорной станции Грыжина В.Н. стали добиваться изменения вышеуказанных директив и перевода военного комиссариата в с. Сеченово.

Стоит отметить, что работники военного комиссариата и жители Краснооктябрьского района недовольны сложившейся ситуацией. И их недовольство имеет вполне логичное объяснение: Краснооктябрьский район единственный национальный район в области, большинство жителей в нем — татары. И такое пренебрежение их интересами может спровоцировать негативное отношение к армии. Многие жители района уже говорят, что не отпустят своих детей служить в Вооруженные силы РФ.

Сотрудники сайта «Нижгар.ру» обратились за комментариями к Председателю Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Гаязу Салиховичу Закирову. И вот что он ответил: «Я очень обеспокоен таким положением вещей в Краснооктябрьском районе Нижегородской области. Для прояснения и скорейшего разрешения сложившейся ситуации мы отправим официальное письмо на имя Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Иванова С.Б. и Губернатора Нижегородской области Шанцева В.П.».

Кроме того, комментарии по этому вопросу сайту дал и руководитель аппарата Духовного Управления мусульман Нижегородской области, Дамир Ваисович Мухетдинов: «Сложившаяся ситуация является ярким примером разобщенности и непонимания между жителями районов. Стоит напомнить, в последние годы татары и мусульмане Нижегородской области неоднократно обращали внимание руководителей региона на трагическую ситуацию в местах компактного проживания татар. Количество деревень, школ да и самих жителей неумолимо сокращается. У татар отсутствуют представители в ОЗС, Городской Думе и других органах власти. Нет и просто единого района, центра проживания татар, как это было в 20-е годы XX столетия. Отсюда отсутствие образованных кадров, грамотных управленцев и элиты. И перевод из Уразовки военкомата является закономерным продолжением мер по ликвидации татарского района Нижегородской области. И поэтому, как никогда актуально то, что 15 июля 2007 года Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области совместно с Нижегородским исламским институтом им. Хусаина Фаизханова и Администрацией села Сафаджай проводят в с. Сафаджай (Красная Горка) Пильнинского района торжественные мероприятия. В рамках торжеств планируется проведение межрегиональной научно-практической конференции “Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность”. На наш взгляд, такого рода мероприятия направлены на сближение людей, установление доверия и взаимопонимания, что сейчас очень требуется жителям Краснооктябрьского и Сеченовского районов в частности и всего Юго-Востока Нижегородской области — места компактного проживания татар».

В связи с наступлением «поры сабантуев» Духовное управление мусульман Нижегородской области и Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области обращаются со страниц сайта «Ислам в Нижнем Новгороде»  к татарам и всем нижегородцам с просьбой отметить этот веселый праздник достойным образом, не превращая майдан сабантуя в место попойки.

Сабантуй — один из древнейших татарских праздников, название которого дословно переводится как «праздник плуга», говорится в обращении. Испокон веков татары праздновали его после окончания сева. Сабантуй в Нижнем Новгороде возродился в начале 90-х, в 1998 году решением мэра города получил статус общегородского праздника. Однако за прошедшие годы сабантуй в Нижнем значительно «обрусел»: татары не хуже русских пили вино и ели шашлык из свинины. Делегации, ежегодно приезжающие из Татарстана на Нижегородский сабантуй, привнесли в праздник новый заряд татарских культурных и духовных традиций. В этом году ожидается делегация из Зеленодольска во главе с Раисом Каримовым, руководителем исполнительного комитета муниципального района и города Зеленодольск. Отметим, что в составе делегации в Нижний Новгород приедут около 60 артистов из Татарстана, которые и будут развлекать нижегородских мусульман на празднике.

По словам пресс-секретаря РНКАТНО Зили Ахмадуллиной, «ДУМНО и РНКАТНО ежегодно участвуют в организации сабантуев в селах и деревнях Нижегородской области. В этом году РНКАТНО берет на себя функцию информационной поддержки мероприятия. Так же стоит отметить, что руководителей делегации из Татарстана планируется принять в резиденции ДУМНО, где они смогут встретиться с лидерами Нижегородской татарской общины, председателем ДУМНО Умаром-хазратом Идрисовым, руководителем аппарата ДУМНО Дамиром-хазратом Мухетдиновым и председателем Совета РНКАТНО Гаязом Салиховичем Закировым. Кроме того, от лица Нижегородской автономии татар планируется преподнести гостям из Зеленодольска памятные подарки. Так же в рамках мероприятия ДУМНО и РНКАТНО планируют провести для зеленодольской делегации обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду, а так же организуют прогулку на теплоходе по волжским просторам».

В программе праздника планируется проведение национальных игр и театрализованных представлений. Так же планируются выступления зеленодольских музыкальных коллективов «Кристалл», «Золотой микрофон», «Алтын Ай». Гости из Татарстана планируют удивить нижегородцев блюдами татарской национальной кухни.

В торговых палатках «татарской деревни» будут продаваться продукция Издательского Дома «Медина», национальные сладости, халяльные мясные продукты, кассеты и диски с песнями татарских исполнителей, мусульманская одежда и атрибутика.

В нижегородском издательском доме «Медина» вышел в свет сборник богословской публицистики, полемично названный «Вместо реформы». Его автор — молодой исламский богослов, имам-хатыб Ярославской Соборной мечети, главный редактор российского журнала исламской доктрины «Минарет» Рустам Батыр. В сборнике — разные по жанру тексты (исторические очерки, выступления, публицистика) объединены общим замыслом: рассмотреть исламское наследие с помощью современных наук и тем самым сделать его актуальным для интеллигентного человека 21 века. При таком подходе неизбежна полемика с традиционалистами, привыкшими некритично «принимать на веру» всё, накопившееся со времён Средневековья. Однако, Р.Батыр убеждён в особой разумности и ясности коранического послания, особенно в интерпретации ханафитского мазхаба, который исповедует большинство мусульман России.

Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» напоминает, что сам автор — ученик «нижегородской школы», только что выпустил первую на русском языке монографию ««Абу Ханифа. Жизнь и наследие». Сборник молодого богослова вышел под эгидой недавно учреждённого в Нижнем Новгороде Фонда имени имама Абу Ханифы.

Газета «Башкортостан» вновь поднимает проблему перевода религиозной мусульманской литературы (Бейешева Л. Тагы ла Корьэн Кэрим тураhында // Башкортостан, 2007. – 29 июнь.) В одном из последних номеров этого издания Флюра Ярмухамметова-Хасанова возмущалась по поводу засилья в Башкирии религиозной литературы на «испорченном» татарском языке и недостатка аналогичных изданий на башкирском языке, который по ее мнению, лучше отражает фонетические особенности арабского языка.  С ней соглашается  Ляля Бейешева  из Уфы, которая пишет: «День ото дня растет число желающих читать аяты и дога на родном языке, но, к сожалению, соответствующих книг до сих пор нет».  Впрочем ее волнует даже не эта проблема. По словам автора материала, ее покойный брат - Акрам Бейеш еще при жизни подготовил башкирский перевод Корана (пользуясь «ранними башкирскими переводами», переводом И.Ю.Крачковского и арабским оригиналом) и передал эту рукопись в  издательство «Башкирская энциклопедия». Этот  перевод  одобрил и башкирский муфтий Нурмухаммет-хазрат. Л.Бейеш обращалась  в различные издательства и к богатым спонсорам,  но так и не нашла  желающих  профинансировать  данный перевод Корана.

«Каникулы экстремистов. Члены ячейки "Хизб ут-Тахрир" отправились в колонию-поселение». Статью под таким названием публикует «Российская газета» (выпуск «Южный Урал») в своем номере от 26 июля.

Три лидера религиозного объединения, запрещенного Верховным судом РФ, осуждены за экстремистскую деятельность. Они признаны виновными в незаконной агитации среди местной мусульманской молодежи и прибывающих в Магнитку гастарбайтеров - жителей Средней Азии.

По части 2 статьи 282.2 УК РФ "Организация деятельности экстремистской организации" каждому из этой троицы грозило до двух лет лишения свободы. Однако мировой судья второго участка Правобережного района Магнитогорска решил, что для исправления молодых людей, не успевших совершить ничего непоправимого, достаточно семимесячных "каникул" в колонии поселении.

«Все три отца-основателя ячейки "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" в Магнитогорске хорошо известны правоохранительным органам. Весь прошлый год они активно участвовали в деятельности религиозного объединения, приобретали специальную экстремистскую литературу и распространяли ее среди горожан, попутно отбирая кандидатов для вовлечения в партию», - пишет газета.

Как сообщили «РГ» в УФСБ области, руководителем ячейки стал магнитогорец Муса Д., еще в отрочестве обучавшийся в исламском университете в Пакистане, где ему преподали идеи нетрадиционного Ислама. Вернувшись домой, Муса был замечен в попытках собрать вокруг себя приверженцев "нового Корана", все это время он поддерживал контакты с гражданами арабских государств.

Второй член ячейки Тимур Ф. чудом избежал наказания за участие в деятельности "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" на территории Башкирии. В 2005 году она была пресечена правоохранительными органами. А поскольку при обыске у задержанных экстремистов были обнаружены гранаты, взрывчатка, пистолеты и боеприпасы к ним, все они получили от 3,5 до 8,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Тимур Ф. спасся, поскольку в момент ареста находился в дороге, работая курьером и связным между ячейками в Башкортостане и на Южном Урале. Он сумел вывезти из республики пропагандистскую литературу и спрятал ее в тайнике. Через некоторое время она была обнаружена в Магнитогорске.

В августе прошлого года к Мусе и Тимуру примкнул узбек Исмаилжан Т., состоящий в "Хизб ут-Тахрире" с 2001 года и немедленно признанный единомышленниками своим учителем.

Как пишет автор маериала, "Хизбуты" регулярно посещали городскую мечеть, налаживали взаимоотношения с интересующими их в плане последующей вербовки мусульманами, отдавая предпочтение молодежи (татарам, представителям чеченского, дагестанского, узбекского, таджикского землячеств, башкирам и казахам). Это делалось для подготовки так называемого "людского резерва". В первую очередь выбирались мусульмане, сочувствующие идеям радикального Ислама. С теми, кто поддерживал действия боевиков незаконных военных формирований Чечни, работали индивидуально.

Учебу проводили прямо на дому. По вывезенной из Башкирии литературе предлагали кандидатам вести конспекты. Одно из таких занятий и посетили в декабре прошлого года сотрудники отдела УФСБ и УВД Магнитогорска. Кроме организаторов ячейки на тайном собрании присутствовали еще три человека, которых вербовали в тот момент.

Также газета сообщает, что в другой квартире кроме экстремистской религиозной литературы были найдены тетради для изучения чеченского языка, видеозаписи диверсионно террористических актов в исполнении незаконных вооруженных формирований. В компьютере хранились фотографии разрушенных зданий и чеченских боевиков. Причем фото последних хранились в папке с названием "Наши".

В заключении экспертов лингвистической судебной экспертизы говорится, что используемая литература, в том числе рукописная, "формирует негативно оценочные установки у мусульман по отношению к представителям "неверных" государств, к которым авторы текстов относят США, Израиль, Великобританию и Россию. В ряде утверждений высказываются агрессивные и воинственные, по сути являющиеся призывами к войне, замечания в отношении этих государств".

Этот материал комментирует Марина Горлевская, сотрудник группы общественных связей УФСБ по Челябинской области:

— Созданию магнитогорской ячейки "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" способствовали сразу несколько факторов. Прежде всего решительные действия правоохранительных органов Башкирии, способствовавшие "выдавливанию" идеологии и ее носителей за пределы республики. В том числе и в нашу область. Во вторых, высокая внушаемость гастарбайтеров и мигрантов из республик Средней Азии. И, в третьих, отсутствие какой либо профилактики среди населения. Отмечу, что приговор магнитогорской ячейке - уже третий по счету в отношении адептов этой религиозной группы на Южном Урале.

 Около 300 человек приняли участие в митинге в поддержку арестованного имама мечети «Фаляк» Саида Байбурина в Уфе. Жители Стерлитамака, Салавата, Сибая, Баймака, Магнитогорска собрались 23 июня на площади Ленина напротив здания городской администрации и требовали прекратить незаконное уголовное преследование имама. Они держали лозунги и транспаранты.

На митинге выступила жена арестованного Флюра Байбурина, зачитав отрывки писем мужа из СИЗО. Перед участниками мероприятия также были зачитаны обращения сопредседателя Совета муфтиев России, председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигуллы Аширова, муфтия Карелии Висама Бардвиля, руководителя Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамеда Саляхетдинова, передает Ислам.Ру http://www.islam.ru/rus/2007-06-26/ со ссылкой на IslamNews.

По мнению участников митинга, арест уфимского имама – часть масштабной антиисламской кампании, которая развернулась в России. По их словам, это провокация не только против Саида Байбурина, но против Ислама в целом.

Адвокат арестованного имама Светлана Авджаева, ранее защищавшая пятигорского имама Антона Степаненко, отметила, что оба дела очень похожи друг на друга. «В принципе, схема одна и та же: возбуждается уголовное дело, после чего идет отработка «религиозной статьи» – проводятся обыски, изымается исламская литература и пр.», — пояснила Авджаева. По словам адвоката, в деле Саида Байбурина уже назначена религиоведческая экспертиза литературы, изъятой в мечети и у него дома.

Ислам.Ру напоминает, что имам уфимской мечети «Фаляк» Саид Байбурин 15 мая с.г. был остановлен сотрудником ГИБДД на улице Уфы и под предлогом проверки номеров двигателя и кузова принадлежавшей ему автомашины «Москвич» доставлен к Ордженикидзенскому РОВД. В результате обыска были предъявлены «найденные в автомобиле» 400 г тротила и детонатор.

Свою вину С. Байбурин не признал и считает произошедшее провокацией. По мнению наблюдателей и правозащитников, дело Байбурина было грубо сфабриковано.

Свидетели, допрошенные следователем в рамках расследования нападения неустановленным сотрудником Орджоникидзевского РОВД г. Уфы на адвоката арестованного имама Светлану Авджаеву, подали жалобы на многочисленные нарушения, имевшие место в ходе следственных действий, - передает Ислам.Ру. Следователь прокуратуры Р. Хабибуллин внушал свидетелям, что сотрудникам РОВД «все равно ничего не будет», а дело Байбурина уже фактически проиграно.

10 июня с.г. отказавшийся назвать себя сотрудник криминальной милиции Ордженикизенского РОВД г. Уфы в помещении РОВД напал на адвоката арестованного имама Светлану Авджаеву. Он грубо схватил ее за предплечье и начал выволакивать из здания, угрожая расправой и цинично оскорбляя. Авджаева подала жалобу.

23 июня с.г. мусульманский активист Юлай Давлетбаев, присутствовавший при нападении на адвоката Авджаеву, был допрошен следователем Хабибуллиным. Во время допроса следователь пытался внушить Давлетбаеву, что жалобы на сотрудников РОВД бесполезны. «Здесь нет никакого состава преступления», - заявил он.

В ходе допроса он переходил на обсуждение дела Саида Байбурина, называл его «преступником», требовал прекратить действия по его защите. «Я сажал этих хизбут-тахрировцев, и надо тогда дело Байбурина взять себе в делопроизводство», - сказал Хабибуллин. Узнав же, что Саид Байбурин активно критикует позицию Хизб ут-Тахрир, следователь явно огорчился, сообщили Ислам.Ру  в правозащитной организации «Ковчег», занимающейся делом имама.

24 июня с.г. Хабибуллин допросил и жену Байбурина. Он отказался выписать повестку, разговаривал грубо, повышенным тоном, отказался разъяснить смысл ст. 51 УПК РФ. Не устраивающие его показания он объявлял ложью и отказывался фиксировать, требуя, чтобы они были приведены в соответствие с якобы имеющимися у него показаниями других свидетелей. В ходе допроса он также неоднократно пытался убедить свидетельницу в том, что напавшему на адвоката сотруднику РОВД «все равно ничего не будет».

Допрашивая Флюру Байбурину по жалобе адвоката Авджаевой, Хабибуллин переходил на обсуждение дела Саида Байбурина и заявлял, что он имел фактический доступ к доказательствам по нему, называл их состав и признаки. Также он пытался внушить ей мысль о том, что дело Байбурина уже фактически проиграно, выражал недовольство обращением к московским адвокатам, обсуждал инкриминируемые Байбурину действия, как якобы установленный факт.

Традиционное мероприятие, посвященное первому проповеднику Ислама на территории Башкортостана Хусейн-беку, состоится 14 июля в поселке Чишмы.

- В этот день мы воздадим долг памяти Хусейн-бека, который в XIV веке приехал в наш край из Бухары, чтобы проповедовать Ислам, - сообщил корреспонденту агентства "Башинформ"  имам-мухтасиб Чишминского района Мавледин-хазрат Мустозяп.

Планируется, что в мероприятии примут участие имамы мечетей республики и общественные деятели. К этому событию приурочено проведение конкурса чтецов Корана среди детей. Будет организован праздничный благотворительный обед. Завершится мероприятие посещением мавзолея Хусейн-бека, который расположен на кладбище Ак Зират недалеко от Чишмов. Здесь пройдет коллективное моление.

Вопросы создания общероссийских центров мусульманского образования на базе светских вузов и их взаимодействия с исламскими учебными заведениями страны были обсуждены на научно-практической конференции "Развитие религиозного образования мусульман России", которая прошла 28 июня в Москве, передает ИА «Башинформ» . По решению Министерства образования и науки Российской Федерации мусульманские учебные заведения Башкортостана будут закреплены за Санкт-Петербургским государственным университетом.

На шесть российских вузов будут возложены обязанности по методическому обеспечению образовательного процесса, преподаванию дисциплин общегуманитарного цикла и созданию материально-технической базы мусульманских учебных заведений. На эти цели выделяются средства из федерального бюджета.

По решению Минобрнауки подготовка специалистов по Исламу и мусульманских священнослужителей практически во всех регионах распространения в России Ислама будет вестись на базе крупного вуза, расположенного непосредственно в данном регионе. Мусульманские учебные заведения Москвы будут закреплены за Московским государственным лингвистическим университетом, учебные заведения Нижегородской области - за Нижегородским государственным университетом, исламским заведениям Татарстана учебно-методическую помощь будет оказывать Казанский государственный университет. Северо-Кавказский государственный технический университет и Краснодарский государственный университет будут обеспечивать функционирование системы мусульманского образования северокавказских республик. Только учебные заведения Башкортостана будут закреплены за вузом, который находится далеко за пределами региона. Учебно-методическим центром для системы мусульманского образования республики будет Санкт-Петербургский государственный университет.

— К сожалению, ни один вуз Уфы не вошел в число центров подготовки специалистов по Исламу, хотя в этом существует насущная необходимость. Все-таки дистанционные методы обучения, какими бы инновационными они ни были, проигрывают очной системе обучения, тем более, когда речь идет о подготовке молодых специалистов, - прокомментировал сложившуюся ситуацию ректор медресе имени Марьям Султановой Ильдар Малахов.

Собеседник агентства также посетовал на то, что в рамках проекта по развитию мусульманского образования федеральным центром выделяются крупные средства, которые в итоге будут осваиваться за пределами Башкортостана.

В настоящее время в республике действуют четыре средних специальных мусульманских учебных заведения (медресе) и один исламский вуз.

В работе научно-практической конференции принимали участие советник Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ Алексей Гришин, представители Министерства образования и науки РФ, руководители мусульманских учебных заведений, представители светских вузов и духовных управлений мусульман регионов России.

Недавно настоятель храма Соль-Илецка Оренбургской области отец Иоанн провел обряд освящения соленых озер, именуемых в регионе российским Мертвым морем. Водоемы знамениты целебными свойствами и собирают сотни тысяч отдыхающих со всей России.

«Обряд освящения водоема представителем Русской православной церкви мы, мусульмане, воспринимаем совершенно спокойно, — заявил REGIONS.RU председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области, член Общественной палаты Оренбуржья Абдулбарый-хазарт Хайруллин. – Если этот процесс в какой-то мере помогает нашим братьям-православным, то нам, правоверным, он по крайней не мешает ни купаться, ни лечиться, ни отдыхать».

По словам религиозного деятеля, стоит обратить пристальное внимание не на обряды, на расценки за т.н. «услуги сервиса».

«Только для того, чтобы пройти на пляж соленого озера, отдыхающий должен заплатить местным дельцам 80 рублей, а если человек хочет проехать поближе к воде на машине, то такое «разрешение» вырастает в разы, — отметил Абдулбарый-хазрат Хайруллин. – Очень жаль, что нет специального обряда мгновенного понижения подобной тарифной ставки или его удаления вообще». «Совершенно не ясно, почему россияне обязаны платить за доступ к воде, принадлежащей всем нам, ведь природа – это богатство народа, никто ведь не берет деньги за подход к Волге или Енисею», - заключил муфтий Оренбургской области.

Торжественная церемония, посвященная выходу в свет второго издания серии «Край оренбургский», прошла в областной библиотеке имени Крупской. Первую книгу серии «Стопами православия» читатели увидели еще в 2006-м году.

«На презентации книги «Стопами православия» я высказал пожелание шеф-редактору проекта, депутату Государственной думы, члену «Единой России» Рэму Андреевичу Храмову, что нужно выпустить красочную книгу и о жизни последователей Ислама, - сказал в интервью REGIONS.RU  председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области (ДУМ ОО), член Общественной палаты Оренбуржья Абдулбарый-хазрат Хайруллин. – Наши пожелания были приняты депутатом «Единой России» Рэмом Храмовым как руководство к действию».

По словам главы ДУМ ОО, выход книг о жизни и истории оренбургских православных Ии мусульман свидетельствует о полной гармонии и согласии в регионе. «Степной край всегда славился дружбой между народами», - отметил Абдулбарый-хазрат Хайруллин.

23 июня, Саратов посетила с официальным визитом делегация Правительства Республики Башкортостан. В рамках этого визита состоялись встречи с руководством области, заключение новых и пролонгация достигнутых прежде договоров. Помимо этого, президент Башкортостана Муртаза Рахимов посетил национальный праздник Сабантуй, где высокие гости обменялись подарками.

Как сообщил Ислам.Ру  глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, это уже 18-й по счету сабантуй, который открывает сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов. Отмечая, что Сабантуй является любимым «татарским и башкирским, а в какой-то мере и общетюркским праздником», М. Бибарсов подчеркнул, что сегодня «праздник Сабантуй – это выражение крепкой связи республик и народов России».

«Символично, что в эти дни мы отмечаем 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России. Географически находясь в центре нашей страны, Башкирия служит мостом, соединяющим восток и запад. С помощью этого моста происходит взаимное обогащение многовековой восточной мудростью и современными достижениями запада», — сказал он.

В беседе с корреспондентом Ислам.Ру А. Махметов подчеркнул, что на саратовском сабантуе не было спиртных напитков, а представленные на празднике национальные блюда готовились только из продуктов-халяль. Азербайджанские люля (шашлыки), таджикский и узбекский пловы готовились на улице и стали бесплатным угощением для всех гостей праздника. Особой популярностью, по его словам, пользовался кумыс.

Лучшая женская мусульманская команда по настольному теннису будет выявлена к 30 июня с.г. – дате закрытия смены летнего исламского лагеря для девочек в Саратове. Турнир по этому виду спорта проводится здесь среди лагерных команд в течение всей смены.

Как рассказал Ислам.Ру  руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, в связи с проливными дождями в течение первой недели смены программу в лагере пришлось скорректировать. Результатом усиленной работы вожатых внутри отрядов стали ежедневные творческие выступления женских коллективов - декламация мусульманской поэзии, инсценировка хадисов и пр.

Состоялось расширенно заседание Духовного управления мусульман Чувашской Республики, передает Муслим-пресс

На заседании, прошедшем в мечети «Булгар» Чебоксарской резиденции Духовного управления мусульман, приняли участие представители духовных и национально-культурных центров Чувашской Республики (ЧР), Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела ЧР, Государственного Собрания ЧР, региональных Федеральной регистрационной службы (ФРС), МВД и ФСБ.

По итогам собрания мусульманами Чувашии принято решение: укреплять внутреннюю дисциплину, расширять государственно-конфессиональные связи, воссоздать при приходах общественный совет и совет аксакалов, а также бороться с экстремизмом.

"Мы также намерены обратиться к органам государственной власти Чувашии с просьбой внести в региональный бюджет пункт о материальном стимулировании культурно-просветительской деятельности ДУМЧР, - Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов. – Мы примем обращение к депутатам Государственной Думы с предложением законодательно закрепить всестороннюю помощь традиционному духовенству». Муфтий Чувашии пояснил, что мусульманское собрание уделило особое внимание развитию связей со средствами массовой информации. «Нам необходимо начать выпуск собственного издания», - добавил глава ДУМЧР.

«На заседании мусульмане осудили раскольнические действия искусственно созданных в регионе параллельных исламских структур, - добавил муфтий Крганов. – Их деятельность наносят ущерб действиям традиционной структуры мусульман Чувашии, а значит, всей России. Новоявленные псевдо мусульманские организации всеми силами пытаются очернить почтенных имамов и всех мусульман. Это разрушает единство мусульман и не соответствует поведению духовных лиц, ибо пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил: «Кто откололся от единства мусульман с того снято имя мусульманина. Мусульмане во главе с ДУМЧР стояли и будут, даст Бог, стоять на страже незыблемых ценностей традиционного Ислама и любимого Отечества».

В планы муфтията Чувашии входит подписание с Министерством образования ЧР соглашения о сотрудничестве, проведение межрегиональной конференции «Шыгырданские чтения».

26 июня в Саранске лидеры основных конфессий Мордовии и министр МВД республики подписали  соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в целях укрепления стабильности в обществе, профилактики экстремизма, снижения уровня преступности в республике, защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и общественной нравственности.

Подписание соглашения состоялось по инициативе министра МВД республики Н.С. Ларькова, который большое внимание уделяет роли традиционных конфессий в  налаживании мира и правопорядка в обществе. Руководители Саранского Епархиального управления, Духовного Управления Мусульман Республики Мордовия и Еврейской общины г. Саранска положительно отнеслись к выдвинутой инициативе министра МВД.

Как отметил на мероприятии глава мусульман Мордовии Рашит Халиков: «Все направления работы, отображенные в данном соглашении, – это  каждодневная деятельность и мусульман, и представителей других традиционных конфессий, и мы рады, что теперь можем координировать ее и с правоохранительными органами». Р.Халиков также выразил надежду в том, что межконфессиональное взаимодействие в республике не остановится на данном этапе, сообщили корреспонденту ИА Islamnews  в Департаменте информации ДУМ РМ.

Духовное управление мусульман республики объявило о новом конкурсе на стипендии муфтията для студентов высших учебных светских заведений, в качестве поощрения. Критериями отбора стали отличная учеба, активная научная и общественная деятельность.

В начале марта 2006 по итогам зимней экзаменационной сессии 100% прибавку к стипендии получили 6 человек. Четверо из номинантов, студенты 5 курсов, в июне блестяще защитили дипломные работы и вскоре получат дипломы с отличием, трое намерены продолжить учебу в аспирантуре.

Для тех, кто также желает получать по 1000 рублей в месяц дополнительно к стипендии необходимо заполнить анкету у секретаря в Центральной Соборной мечети Саранска и принести ксерокопию из зачетной книжки с оценками за последнюю сессию, сообщили корреспонденту ИА Islamnews  в Департаменте информации ДУМ РМ.

С 20 июня по 3 июля в селе Мансуровка Неверкинского района Пензенской области прошли летние просветительские курсы для детей школьного возраста, организованные пензенской региональной общественной организацией «Просвещение» и ЕДУМ Пензенской области при материальном содействии предпринимателя, выходца из этого старинного татарского села Булата Идрисовича Салюкова. Ответственным за проведение данных мероприятий является Абдуррауф Абдулкадырович Забиров - председатель Пензенской региональной общественной организации «Просвещение», первый заместитель муфтия ЕДУМ Пензенской области.

На курсах проходит обучение детей-мусульман из самого села, а также из других городов Пензенской области и регионов России. Помимо занятий по Исламу, в рамках лагеря ежедневно организован показ фильмов на DVD по исламской тематике. Всего на курсах обучается более 40 детей, мальчики и девочки вместе. Рано утром они приходят на занятия, а вечером уходят домой к родственникам или знакомым.

Дети обучаются в соответствии со специальной общероссийской программой, разработанной Советом исламского образования при Совете муфтиев России для мактабов.

Абдуррауф Забиров в беседе с корреспондентом ИА Islamnews отметил: «Дети в нашем лагере учатся нравственности, добру во благо сохранения многонационального содружества в России. Такие мероприятия очень ценны и полезны как для возрождения национальных, так и религиозных традиций многочисленных народов, проживающих на территории нашей Родины. Родители и родственники детей очень довольны проведением данных мероприятий, особенно в летнее время».

Газету «Аль-мирас» («Наследие») предполагается издавать в качестве приложения к кировской областной газете «Дуслык» («Дружба»).

«Предварительное согласие о выпуске еженедельной вкладки в татарской газете издания с редакцией уже достигнуто, - сказал в интервью муфтий Вятского края Абдуннур-хазрат Камалутдин. - Мы надеемся, что впоследствии сможем выпускать религиозную газету собственными силами, а пока будем набирать опыт у профессиональных журналистов и редакторов».

Абдуннур-хазрат Камалутдин отметил, что газета «Аль-мирас» сконцентрирует свою направленность на освещении жизни последователях Ислама России. «Нам важнее всего освещать жизнь в первую очередь соотечественников - жителей Кировской области, Татарстана, Башкортостана и других регионов», - подчеркнул муфтий.

Тираж татарской газеты «Дуслык» составляет несколько тысяч экземпляров, сообщает ИА Islamnews  со ссылкой на REGIONS.RU.

28 июня 2007 года в Йошкар-Оле на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Марий Эл, министр культуры Михаил Васютин огласил результаты социсследования МарНИИ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, представленные данные выборочного опроса 1500 жителей Марий Эл свидетельствуют о высоком уровне религиозности населения. В частности, на вопрос, какое место занимает в их жизни религия, 47,5% респондентов отметили "важное", 12,5% - "очень важное", 31% - "незначительное" и лишь 7,9% - " никакого". Православной веры придерживаются 67,3%, традиционной марийской языческой - 14%, Ислама - свыше 5%. В целом, отметили участники Совета, в Марий Эл наблюдается межконфессиональное согласие, уважительное отношение к верующим.

Члены совета, представители общественных организаций высказали ряд предложений, направленных на укрепление мусульманских общин, в частности, действующих на территории Параньгинского района. В принятом по обсужденному вопросу решении подчеркивается, что внутренние дела должны решаться прежде всего самими верующими и руководителями религиозных объединений. И при этом очень важно неукоснительно соблюдать устав, требования, которые предъявляются к ним регистрирующим государственном органом.

Подготовил Азат АХУНОВ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/645/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 25 июня-1 июля 2007 года</a>