RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 9 -15 июля 2007 года

27.07.2007 15:00

Предлагаем Вашему вниманию обзор СМИ Татарстана, Башкирии, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского Федерального округа.

Французская актриса Катрин Денев посетит Казань в начале сентября, — пишет «Комсомольская правда-Казань» (Платонов О. В Казань приедет Катрин Денев // Комсомольская правда-Казань, 2007. – 13 июля.). Она станет почтенным гостем третьего фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», который пройдет в столице  Татарстана с 6 по 12 сентября. Участие в празднике подтвердил и российская знаменитость Евгений Миронов. Под вопросом приезд Владимира Машкова и Александра Абдулова.

Известно, что Катрин Денев приезжает на открытие фестиваля 7 сентября и всего на один день. Для нее готовится обширная программа.

Газета «Вечерняя Казань» пишет, что свое согласие стать гостем кинофестиваля дал президент Чечни Рамзан Кадыров. Газета также сообщает, что помимо Кадырова на фестивале будут присутствовать в качестве гостей мэр Алма-Аты Имангали Тасмагабетов, министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюлб оглы, руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и др. VIP персоны. Выбирать призеров «Золотого минбара» будет киргизский писатель Чингиз Айтматов. Призовой фонд третьего «Золотого минбара» составит 100 тысяч долларов (Кадырова А. Президенту Чечни в Казани покажут кино // Вечерняя Казань, 2007. – 20 июля.).

«Как дела, мулла бабай?», — задает вопрос казанская газета «Шахри Казан» («Город Казань») в статье с одноименным названием (Хэбриев М. Хэллэр ничек, мулла бабай? // Шэhри Казан,  2007. – 10 июль.). Миргазиян Хабриев из Заинского района РТ пишет о нелегком положении сельских имамов. В статье он пересказывает беседу  неназванных деревенского муллы-пенсионера и богатого нефтяника. Последний восхищается внутренним убранством мечети и ее архитектурой. «А что проку от этого? – говорит мулла, - На пятничный намаз собираются 6-7 стариков,  которые  кладут по пять  рублей. Разве проживешь на эти деньги?». Нефтяник обращает внимание муллы на то, что в деревне немало крепких, добротных домов, хозяева которых живут явно не в нищете. «Разве они не помогают мечети?», - спрашивает он. Нефтяник также напоминает о том, что в деревне работает агрофирма,  которая нещадно эксплуатирует земли, дарованные Всевышним. Также его интересует, почему сельским мечетям не помогает государство, которое финансирует церкви. По словам  деревенского муллы все это — бесполезные разговоры. Все вопросы решаются в столицах, а кто и когда туда доедет. Сам мулла живет в полунищенском состоянии. В день он тратит 50-60 рублей только на лекарства, а еще необходимо оплачивать коммунальные расходы, как-то питаться, да и за мечетью следить надо. В мечети нет муэдзина, молодые имамов не заманишь  сюда ни за какие коврижки, потому что никто не хочет прозябать в нищете. Организовали было курсы  по обучению основам Ислама для девочек, но и учительнице надо платить хотя бы копейки.

Услышав все это, богатый нефтяник протянул старику конверт с подаянием. На короткое время часть проблем была решена, но в целом все осталось  по-старому.

«Одетые в платки и длинные платья девушки и женщины стали обыденностью для Казани», — пишет Алсу Маджитова в материале, опубликованном в том же  номере газеты «Шахри Казан» (Мэжитова А. Яулык hэм озын итэк // Шэhри Казан,  2007. – 10 июль.) Автора интересует: насколько такой образ жизни уместен в условиях современного, космополитического города. Она приводит мнение татарских девушек Райхана и Гузель, которые сравнительно недавно стали носить платок. «Поначалу было трудно. На каждом шагу чувствовала на себе недоброжелательные взгляды. Немало знакомых не скрывали свое непонимание и удивление этим моим поступком. Но все осталось позади», — говорит Гузель. Сейчас в свободное от учебы время в Казанском университете, она подрабатывает продавцом-консультантом в магазине мусульманской одежды «Муслима». Райхана обучается в медицинском колледже. Скоро она оканчивает его и перед ней встанет проблема поиска работы. «Как вы думаете, не повлияет ли ваш стиль одежды на работодателя, когда он будет решать вопрос о приеме вас на работу»?, — спрашивает у нее журналист. Райхана считает, что в этом деле главное не одежда,  а профессиональные качества. «Если бы это было бы так», — выражает свои сомнения автор материала. Алсу Маджитова пишет, что перед девушками уже сейчас возникло множество проблем. В первую очередь – проблема одежды. На базарах и в магазинах продают все короткое, открытое. А в мусульманских магазинах к соответствующей одежде не подступишься – очень дорого. Неприятно и отношение окружающих. Нередко им шипят вслед – ваххабистки!

«Будущее в руках именно таких девушек: воспитанных, с чистой и непорочной душой, которые станут хорошими матерями для своих детей, а не в руках девчонок в коротких юбках», — делает вывод автора материала, опубликованного в газете «Шахри Казан».

• Казанская газета «Честное слово» (Сектантов наскоком не проймешь // Честное слово, 2007.  - №10 (49). – июль.) публикует «секретную» информацию о срочном заседании ДУМ РТ, которое состоялось 18 июня.  Газета утверждает, что на заседании речь шла о секте так называемых «файзрахманистов». В конце мая после пятничного намаза в мечети Кул Шариф они начали возвещать о появлении нового «пророка» - своего лидера Насруллы-бабая (в миру Файзрахмана Саттарова). Мол, кто не уверует в него – тот кяфер.

Как утверждает газета «Честное слово», под влиянием подобных высказываний муфтий ДУМ РТ погорячился и якобы объявил, что кровь Файзрахмана Сатарова «халяль». «По древним обычаям это означает, что если «убрать» такого с жизненного пути, то особого греха в этом не будет. Конечно, участники заседания призвали муфтия взять себя в руки, не поддаваться эмоциям и направить борьбу с псевдомусульманскими течениями в цивилизованное русло», - пишет «Честное слово».

Увидели свет новые номера «всероссийской мусульманской газеты» «Иман» («Вера») и журнала ДУМ РТ «Дин вэ эдэп» («Религия и нравственность»), которые полностью состоят из перепечаток из сети Интернет и татарских газет без указания источника.

Пятничный номер газеты «Шахри Казан» пишет о деятельности воскресной школы «Фарук» при казанской мечети «Булгар» (Рэхимова В. Остаз салган «купер» лэр // Шэhри Казан,  2007. – 13 июль). Недавно состоялся выпускной вечер шакирдов, которые обучались здесь последние 3-4 года. По мнению журналиста газеты, многое зависит от конкретных личностей. Так и здесь. «Мотором» школы «Фарук» является Василя Гарипова. Некоторые из ее учеников продолжил учебу в медресе, среди них есть победители в конкурсах по чтению Корана.

• В этом же номере газеты имам-хатыб мечети «Кул Шариф» Рустам-хазрат Зиннуров разъясняет важность мусульманского бракосочетания – никаха (Никах харамнан саклый //Шэhри Казан,  2007. – 13 июль). «Совместное проживание мужчины и женщины вне рамок брака является прелюбодеянием, — говорит Рустам-хазрат. – Это начали понимать и на Западе, и сейчас там идет процесс возращения к истинным семейным ценностям». Так же он отмечает тот факт, что тенденция жить гражданским браком без чтения никаха распространилась и на нашей земле. Он полагает, что это идет от безответственности молодых людей, которые привыкли жить на всем готовом и даже не думают о создании полноценной семьи. И если кто-то из них – девушка или парень, полагают, что можно и дальше жить таким образом, то есть без проведения обряда никаха, то лучше этим людям разойтись и не гневить Всевышнего.

• Пятничный выпуск татарской газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») публикует несколько материалов, в той или иной теме затрагивающих исламскую тематику. Один из них носит название «Нижегородцы тоже не спят» и посвящен прошедшей некоторое время назад в Казани презентации издательского дома «Медина» (Минhаж Р. Нижгарлар да йоклап ятмый // Ватаным Татарстан, 2007. – 13 июль). «Если раньше, то есть до Октябрьской революции, в стране имелось три центра татарской культуры: Казань, Уфа и Оренбург, то сейчас место Оренбурга с точки зрения религиозного просвещения занял Нижний Новгород», - пишет автор материала. По его словам в этом убедились все те, кто участвовал в презентации продукции издательского дома «Медина». За два года ИД «Медина» выпустил свыше ста книг, учебных пособий, издает много газет и журналов. Но странность заключается в том, что ДУМ РТ запрещает продавать и распространять эту продукцию. Журналист приводит примеры из выступлений участников презентации, которые говорили о том, что несмотря на данные запреты, в Казани перепечатывают некоторые из нижегородских изданий «пиратским способом» — на плохой бумаге и с плохим качеством. «В Казани имеется около 6-7 издательств, которые выпускают религиозную мусульманскую литературу и непонятно в чей огород брошен камень. И все же, нижегородцам еще рано бить себя в грудь, утверждая, что они первые в деле издания книг и периодической прессы. В Казани уже свыше десяти лет успешно работает издательство «Иман», которое только за один год выпускает сотни наименований книг, газет и журналов. Правда ему не хватает системности и последовательности, да и над повышением качества еще предстоит работать», - выражает свою мысль автор материала. Далее он пересказывает выступления некоторых других участников, а также подробно рассказывает о том, что говорил молодой историк из Москвы Дамир Хайретдинов, который «своим острым языком задел директора Института истории АН РТ Рафаэля Хакимова». Также в материале отмечается, что ИД выплачивает хорошие гонорары авторам, и если дело и дальше пойдет такими темпами, то есть надежда, что «Медина» будет развиваться и дальше, а у ее периодических изданий будет расти тираж.

Здесь же опубликованы два письма читателей газеты, которые делятся своими впечатлениями от поездок в Биляр и Булгар – древние столицы Волжской Булгарии. Лиза Нур из Азнакаево пишет о посещении Биляра (Нур Л.  Сарыклар симерэ, Фэния апагыз ябыга // Ватаным Татарстан, 2007. – 13 июль). Многие татары считают эти места святыми и приезжают сюда, чтобы прочитать намаз и заколоть жертвенного барана. В момент приезда автора материала, в Биляре уже собрались люди, среди которых присутствовала часть труппы татарского театра им. К.Тинчурина. Приезжих удивило, что артисты такие религиозные – вместе со всеми они читали намаз, участвовали в поминальном обеде.

А Фарида Галиуллина из Буинского района пишет о своей поездки на джиен в Булгар (Галиуллина Ф.  Эби-бабайлар йоклап калды…// Ватаным Татарстан, 2007. – 13 июль.). Она удивляется тому, что во всей их округе нашлось крайне мало желающих ехать в Булгар, несмотря на то, что для поездки были подготовлены удобные  и комфортабельные автобусы. «Где вы, бабушки-дедушки читающие намаз?», - вопрошает она со страниц газеты.

Здесь же Рамзия Шаймухамметова из Агрызского района возмущается сеткой передач и вообще редакционной политикой спутникового канала «ТНВ». Например, ее крайне возмутил тот факт, что 22 июня, который был не только днем памяти погибших в ВОВ, но и священной для мусульман пятницей, сразу после проповеди имам-хатыба мечети Кул Шариф Рустама-хазрата Зиннурова, был показ эротический видеоклип певицы Иркэ (Шэймохэммэтова Р.  Моселманмы сэн, кэферме сэн?... …// Ватаным Татарстан, 2007. – 13 июль.)

Союз мусульманских женщин Татарстана «Муслима» поддерживает протест мусульманских лидеров против пропаганды разврата в российских СМИ.

«Мы полностью поддерживаем главу Духовного управления мусульман Поволжья, муфтия Мукаддаса Бибарсова и других мусульманских лидеров в их протесте против пропаганды разврата в российских СМИ. Сегодня большинство фильмов и передач, транслируемых по ТВ, пагубно влияют на молодежь. Доказательства этому не нужны. Мы выходим на улицу и видим нашу молодежь, которая подражает всему тому, что видит по телевизору. Больно это осознавать», - сказала председатель Союза мусульманских женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина в интервью Islamnews.ru .

С 2004 года Союз мусульманских женщин периодически проводит акции против разврата в СМИ и антинравственной рекламы. Перед празднованием 1000 - летия Казани обращения мусульманских женщин были направлены во все властные структуры республики с просьбой убрать с улиц города щиты с рекламой интимных услуг и изображением обнаженных женщин. Обращение нашло отклик в Госсовете Республики Татарстан. Тогда было убрано более 70 рекламных щитов антинравственного характера. По словам Альмиры Адиатуллиной, мусульманки-активистки следят за тем, чтобы в городе не появлялись новые рекламные щиты с подобной рекламой.

В минувшую субботу делегация ДУМ РТ посетила Заинск, где состоялось общее собрание имамов Заинского района, - говорится в сообщении от 11 июля, размещенном на официальном сайте ДУМ РТ . В собрании участвовали представители ДУМ РТ руководитель Центрального Аппарата ДУМ РТ Ильяс-хазрат Зиганшин, представители фонда «Идель-Хадж». Речь шла о работе приходов в сельских местностях, о проведении летних детских лагерей и укреплении нравственности молодежи. Также были затронуты вопросы организации хаджа 2007/2008 гг. В ходе мероприятия 25 имамам Заинского района были выданы «Свидетельства на проповедническую деятельность ДУМ РТ».

10 июля в Правительстве РФ в Совете по хаджу прошло заседание, где затрагивался вопрос распределения квот по регионам России. В заседании принимали участие заместитель муфтия РТ по вопросам хаджа Аяз-хазрат Мингалеев и руководитель фонда «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин. Татарстан получил квоту для отправки 2,5 тыс. паломников. Об этом пресс-службе ДУМ РТ сообщил заместитель муфтия РТ по вопросам хаджа Аяз-хазрат Мингалеев .

Как отмечалось ранее, Министерство по делам хаджа Саудовской Аравии выделило квоту в 20 500 человек, хотя российская сторона запрашивала квоту в размере 42 тыс. Сейчас решается вопрос о предоставлении России квоты еще на 5 тыс. человек.

В свет вышел второй номер газеты нижегородских татар ''Мишяр доньясы'', — сообщается на сайте «Ислам в Нижнем Новгороде» .

В новом номере газеты освещаются все сферы жизни татар-мишарей: культурная, социальная, духовная.

С выходом новой газеты нижегородцев поздравил Председатель Исполнительного комитета всемирного конгресса татар Ринат Закиров.

Во втором номере газеты широко освещается тема Сабантуев, прошедших недавно в Нижегородской области. Так же очень интересны репортажи о роде мишар Алимовых и об актуальных на сегодняшний день вопросах исламского образования.

Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук заинтересовался книгами, выпускаемыми ИД «Медина», - передает сайт нижегородских мусульман.

Им был прислан запрос на несколько книг по богословской тематике, истории мусульманства в России и тюркизму. Запрашиваемые книги будут в ближайшее время отправлены в Институт, где займут достойное место в фонде библиотеки РАН.

Инвестиционный совет Нижегородской области одобрил выделение земельного участка под строительство Соборной мечети в Дзержинске.

Идея строительства новой мечети в Дзержинске зародилась давно. Работы по оформлению земельного участка ведутся с 2004 года. В Дзержинске уже давно существует острая необходимость во второй мечети.

Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде»  напоминает, что весной этого года Религиозное объединение мусульман г. Дзержинска подало в Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области документы на строительство в Дзержинске Религиозно-культурного центра. Стоит отметить, что камень в основании центра был заложен еще 2 октября 2005 года.

Строительство Соборной мечети особенно важно на фоне резко изменившегося в последние годы национального состава уммы: быстрыми темпами растет число мусульман, приезжающих в наш город из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Такие трансформации этно-демографической среды должны использоваться властями всех уровней на пользу общества, для чего необходимы реальные шаги по структурированию народных масс. Увеличившаяся мусульманская община Дзержинска нуждается в мечети и в мусульманском культурном центре, спроектированных и построенных с учетом всех потребностей растущей общины.

11 июля в Октябрьском суде города Уфы прошло очередное слушание по делу Саида Байбурина.

На прошлом заседании было принято решение: мера пресечения под стражей два месяца, для выяснения деятельности С. Байбурина.

По словам московского адвоката С. И. Авджаевой, на слушании новых обвинений предъявлено не было. В ходе заседания правозащитниками имама были представлены положительные характеристики на него из четырех мечетей г. Уфы, а также муфтия ДУМ Азиатской части России Нафигуллы Аширова. После совещания судья огласил решение: оставить обвиняемого под стражей ещё на месяц на доследование.

Поддержать имама собрались около семидесяти человек. МВД Республики Башкортостан выставило оцепление. Правоохранительные органы, прибывшие в большом количестве, требовали у группы поддержки разрешение на пребывание возле здания суда, проявляли недоброжелательность, отпускали в их адрес различные ругательства.

Как сообщила корреспонденту ИА IslamNews http://www.islamnews.ru/index.php?name=News&file=article&sid=5886 жена С. Байбурина – Флюра Байбурина, она не была допущена даже в здание суда.

Дело руководителя мусульманской общины ведут два оперативника из ФСБ, старший следователь из УВД и четыре следователя из разных РОВД города.

В соответствии с российским законодательством обвиняемый может находиться под стражей без суда в течение двух месяцев с момента задержания, которые истекут 15 июля.

С. Байбурина без четко аргументированных причин продолжают держать в СИЗО, ссылаясь на то, что он является гражданином Казахстана.

На днях  в деревне Новая Куль Нуримановского района Башкортостана состоялось торжественное открытие новой каменной мечети, - пишет официальная башкирская газета «Башкортостан» (Гиззэтуллин Д. Яны Кулдэ ике шатлык // Башкортостан, 2007. – 12 июль). Как сообщает издание, большую помощь в строительстве мечети оказал глава муниципального образования «Нуримановский район» Мирхат Тимергазин. Интересно, что продолжением мероприятия стало празднование так называемого «шэджэре бэйрэме» («праздника родословной»), который с подачи официальных властей РБ проходит во всех районах республики. Это праздник был организован в лесу неподалеку от деревни представителями пяти местных родов.

9 июля в селе Белозерье Ромодановского района прошла олимпиада на знание ислама, организованная Духовным управлением мусульман и Союзом мусульманок Мордовии, — сообщает ИА IslamNews . В олимпиаде приняли активное участие женщины из четырех мечетей села, при которых действуют курсы по изучению Корана, всего более 100 человек.

Задания были разделены по степени сложности на четыре уровня и в каждом были определены свои победители. Победителями от каждой мечети стали: Абдуллова Кадрия, Базеева Лейсан, Абдуллова Рамиля и Асаинова Раиля. Кроме того, была проведена общая викторина по истории ислама, в которой участвовали команды от каждой мечети. Победу в ней одержала команда мечети «Рамадан».

В перерыве между состязаниями участницы олимпиады подготовили и показали нравоучительные сценки на исламскую тематику.

По словам председателя жюри олимпиады муфтия Мордовии Рашита-хазрата Халикова это самое масштабное мероприятие из проводимых на селе и по республики в целом. Особенно отрадно, что в олимпиаде участвовали целые мусульманские семьи, в которых и молодое и старшее поколение стремятся к знаниям и активно участвуют в общественных мероприятиях. Он также выразил надежду, что подобные олимпиады станут традиционными, и будут проводиться еще на более высоком уровне.

В Центральной Соборной мечети столицы Мордовии прошло заседание "круглого стола" на тему "Женщина в исламе", который был организован активистками Союза мусульманок Мордовии. Об этом корреспонденту агентства "Татар-информ"  сообщил руководитель департамента информации Духовного управления мусульман Мордовии Марат Салимов.

В ходе встречи мусульманки обсудили проблемы, с которыми сталкивается верующая женщина в современном мире. Одним из путей решения проблем, по мнению участниц, является регулярное общение и поддержка сестер по вере. Закончился круглый стол чаепитием и просмотром театрализованных сценок на исламскую тематику, которые показали девушки из Белозерья, одного из крупнейших татарских сел Мордовии. Финалом меджлиса мусульманок стала коллективная молитва. Все выразили надежду, что подобные собрания станут регулярными и будут важным местом для общения мусульманок республики.

Прокуратурой Чувашии возбуждено уголовное дело в отношении пятерых жителей республики - Рустема Салимзянова, Михаила Андреева, Амира Валиуллова, Петра Васильева и Сергея Беспалова. Предполагается, что они являются организаторами и лидерами действующей в республике ячейки международной экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир», пропагандирующей создание исламского халифата и отличающейся нетерпимостью к последователям других религиозных течений. Если вина обвиняемых будет доказана, им грозит до 5 лет лишения свободы.

По версии следствия, обвиняемые проводили собрания, где обсуждали деятельность этой организации, распространяли литературу экстремистского характера и занимались вовлечением в нее других людей. Также в мечетях Чебоксар и Канаша молодые люди раздавали листовки с призывами к джихаду, построению всемирного исламского халифата, изменению конституционного строя. Литература и листовки были обнаружены на квартирах обвиняемых в ходе обыска.

17 июля должно состояться слушание по данному делу, в числе приглашенных имам Чувашии Айрат Хайбуллов. В интервью с корреспондентом IslamNews  он сообщил свою точку зрения на данный процесс: «Я считаю, что дело в низком уровне религиозного образования мусульман в России. Получение хорошего образования должно стать приоритетным для правоверного мусульманина. Возможно, это поможет изжить экстремистские течения в нашей стране».

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/671/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 9 -15 июля 2007 года</a>