RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 23-29 июля 2007 года

01.08.2007 16:38

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

27 июля информагентства сообщили об убийстве заместителя муфтия Духовного управления мусульман Дагестана, отвечавшего в ДУМ за канонические вопросы, 50-летнего Курамагомеда Рамазанова.

Поздно вечером 26 июля в Махачкале взорвался автомобиль Toyota Corolla, в котором находились Курамагомед Рамазанов, его брат и их попутчик. Заместитель муфтия и его брат Абдулла Рамазанов погибли, попутчик получил ожоги. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело.

Следствие предполагает, сообщил 27 июля «Коммерсант», что взрыв произошел в результате приведения в действие злоумышленниками безоболочного взрывного устройства неустановленного образца, которое, скорее всего, было заложено под днище машины.

"Это большая трагедия. Мы полны возмущения и выражаем соболезнования родным и близким", - сказал заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Магомед Албогачиев, сообщает «Коммерсант». Он знал Курамагомеда Рамазанова лично и назвал его "очень хорошим человеком". "Он все время комментировал теологические вопросы, выступал в газетах, на телевидении. Ничем другим, коммерцией, не занимался", - сообщил М. Албогачиев. По его мнению, систематические убийства духовных лидеров Кавказа и сотрудников правоохранительных органов совершаются для дестабилизации обстановки в регионе. "Кому-то выгодно расшатывать ситуацию. Не хотят, чтобы стабильность и мир были на Кавказе", - сказал муфтий.

В следующем номере газеты «Коммерсант» приводится реакция на эту трагедию официальных и духовных лиц.  "Мы считаем, что убийство Курамагомеда Рамазанова связано с его религиозной и общественной деятельностью", - заявил «Коммерсанту» прокурор Советского района Махачкалы Магомед Оруджев после совещания, на котором президент Дагестана Муху Алиев потребовал от силовиков принять экстренные меры для раскрытия этого преступления.

"Курамагомед Рамазанов был сторонником традиционного российского ислама, - сказал заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин. - Он категорически отказывался принимать религиозные учения, которые пытаются привить России извне, в том числе ваххабизм. В своих проповедях заместитель муфтия отвергал любые формы насилия и экстремизма, призывая к миру, согласию и веротерпимости".

В ДУМ Дагестана организаторами убийства уже назвали ваххабитов, напомнив, что они давно считают представителей официального духовенства "законными военными целями".

"Курамагомед Рамазанов написал много книг об исламе, в которых резко критиковал современные течения ислама, ваххабизм, - сказал «Коммерсанту» директор мусульманского центра «Сальва» Омарасхаб Гаджиев. - Курамагомеда давно пытались запугать. На его сайт в интернете постоянно поступали письма с угрозами".

При этом, как стало известно «Коммерсанту», оперативно-следственная группа помимо "ваххабитской" отрабатывает и другие версии убийства. Дело в том, что Курамагомед Рамазанов был не только известным на Северном Кавказе религиозным деятелем, но и чиновником. Он участвовал в привлечении средств в ДУМ и их последующем распределении, финансировании строительства мечетей и назначениях их имамов. Недавно, например, господин Рамазанов выступил организатором телемарафона, благодаря которому за два дня было собрано более 25 млн. рублей пожертвований на завершение строительства центральной мечети Махачкалы, отмечает «Коммерсант».

В том же номере газеты приводится список терактов в отношении духовных лиц на Кавказе за последние 9 лет.

Газета «Новые известия» опубликовала 26 июля статью Михаила Поздняева «За что боролись... Московская Патриархия попала под град критики».

Речь в ней идет об открытом письме сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и предшествовавшему ему инциденту в сибирском городе Ачинске.

 «Лидеры конфессий редко направляют друг другу открытые письма – разве что по случаю знаменательных дат, - пишет автор статьи. - Не секрет, что их позиции по разным вопросам не всегда совпадают, поэтому в щекотливых ситуациях молчание-золото предпочтительнее, чем слово-серебро. Увы, случается так, что промолчать нельзя».

Поводом для этого обращения послужили события в Ачинске. Община мусульман долгие годы добивалась разрешения на строительство там соборной мечети. В апреле, после проведения I Съезда мусульман Красноярского края, на котором этот вопрос был в очередной раз поднят, власти наконец выделили верующим участок. Начался процесс подготовки к строительству. Однако настоятель Казанского собора в Ачинске протоиерей Евгений Фролов рассудил, что во всех вопросах религиозно-общественной жизни в городе последнее слово за ним. И предпринял весьма оригинальную меру борьбы с «исламской экспансией» на сибирских просторах. Собрав своих прихожан, отец Евгений освятил выделенную под мечеть землю. Логика такая: теперь на ней можно строить только «объект православного назначения», прочее строительство будет считаться осквернением земли.

«Муфтий мог бы ограничиться извещением Патриарха об этом инциденте. Но письмо его уместно сравнить с переполненной чашей терпения, - полагает М.Поздняев. - Ни разу еще ни один религиозный лидер России не говорил с другим в таком полуотчаянном-полунегодующем тоне: «Иерархи Русской Православной Церкви... словно стремятся вернуть времена инквизиции, когда иноверцев, в лучшем случае, лишь терпели...» «Разрушение единого государства начинается с малых нарушений основ его конституционных норм, а разрушение светскости государства происходит незаметным наступлением «церковников» на основы Конституции...» «Почему иерарх РПЦ, а не государственный орган должен решать, быть или не быть в Ачинске мечети? (М.Поздняев замечает: даже не иерарх, а простой священник.) С каких пор в России представителям РПЦ переданы полномочия и власть для решения судеб и будущего других религий в стране? Ответ кажется очевидным! Никто их такими полномочиями на законном основании не наделял, они их нередко берут сами и незаконно!»

«Из чьих-то других уст (к примеру, какого-нибудь журналиста) все эти вопросы и восклицания прозвучали бы как злорадное сотрясание воздуха, - полагает автор статьи. - Но в данном случае Патриарху придется давать ответы по существу».

Агентство regions.ru опубликовало 24 июля письмо сопредседателя Совета муфтиев России, председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России Н. Аширова руководству РПЦ.

Приводим его фрагменты.

«Татары на просторах Сибири, имея свою государственность, исторически жили там еще до прихода других народов. Даже во времена СССР во многих сибирских областях имелись татарские школы, национальные клубы и учреждения для детей, а в быту и на государственном уровне людей ни кто не смел, унижать по их национальному или религиозному признаку, хотя само отношение к религии со стороны государства было небесспорным.

Сейчас же, в современной демократической России, уже на официальном уровне признаны права граждан на свободу вероисповедания независимо от их религиозной принадлежности.  Государство приняло федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который четко и однозначно регулирует государственно-религиозные отношения и гарантирует права верующих всех конфессий.

Но вопреки всему этому некоторые иерархи "Русской православной церкви", в нарушение законных прав местных татар, то там, то тут пытаются запретить им строительство мечетей на отведенных городскими властями участках. По этому поводу, как известно, были и обращения Совета муфтиев России.

На этот раз, 21.07.07 г., настоятель церкви г. Ачинска Красноярского края отец Евгений, собрав своих немногочисленных сторонников, вопреки возмущению членов местной мусульманской религиозной организации г. Ачинска и Ачинского района, которой был определен участок земли под строительство мечети, незаконно провел т. н. "освящение" участка, предназначенного под строительство мечети. Проведя свой церковный обряд, не имеющий для мусульман никакого сакрального или морального значения, кроме оскорбления их религиозных чувств, он заявил, что мечети в г. Ачинске никогда не было и он этого никогда не допустит!

<…> Вопреки здравому смыслу, который, казалось бы, предполагает соблюдение равноправия религиозных конфессий, некоторые иерархи РПЦ находят для себя возможным навязывать свое одномерное видение мира другим, не православным гражданам страны. В ситуации прямого нарушения Конституции РФ, Федерального Закона "О свободе совести и религиозных объединениях", нам остается только задуматься - как так вышло? Как так получилось? Почему усыпляющий гипноз искусственно навязываемой этноконфессиональной связки "русский-православный" затронул даже часть руководства регионов? Куда мы таким образом движемся? Задуматься - и, быть может, встревожиться?

<…> Религия, в том числе и "православие" - сугубо частное, а не государственное дело, и ей никто не давал государственных полномочий запрещать или разрешать что-либо людям других воззрений, в том числе и строительство мечети в г. Ачинске или других городах нашей страны. Именно нашей страны! Ибо Россия, хочу заявить, может быть к удивлению некоторых, является и страной татар, если они до сих пор этого не знали.

Зачем часть недальновидных церковных деятелей постоянно пытаются дать нам понять, что мы покоренный народ и поэтому должны "знать свое место"? Очевидно, что это глупый, а может быть и преступный подход. Не лучше ли им все-таки признать равноценным вклад всех народов, в том числе и татар, всех традиционных конфессий нашей страны в ее историю и самое главное - их равноправную роль в современной России, уже не являющейся "тюрьмой народов"».

Н. Аширов в своем письме солидаризируется с академиками Российской академии наук, направившими открытое письмо президенту В. В. Путину, в их беспокойстве «все возрастающей клерикализацией российского общества», а также с предложением «некоторых видных членов Общественной палаты» обсудить в очередном докладе ОП вопрос «о бурном вмешательстве церкви в государственные дела».

27 июля IslamNews.ru сообщил, что «справедливость в Ачинске восторжествовала» - первый камень мечети заложен.

Это произошло 25 июля. Торжественную церемонию закладки открыл полномочный представитель ДУМ Азиатской части России, муфтий Тюменской области Фатых-хазрат Гарифуллин, сообщили корреспонденту IslamNews в ДУМ Тюменской области.

Фатых Гарифуллин зачитал верующим поздравление муфтия ДУМ Азиатской части Нафигуллы Аширова, затем в своей речи затронул необходимость возведения мусульманского молитвенного здания в Ачинске: «Мусульмане являются коренными жителями Ачинска. Решение о строительстве было принято несколько лет назад, но мы встретили немало трудностей на пути осуществления задуманного. Наконец справедливость восторжествовала – у мусульман Ачинска будет свой храм, ведь мы такие же полноправные граждане России, как и представители других конфессий».

Газета «Новые известия» опубликовала 23 июля статью Михаила Поздняева «Говорит и показывает церковь. Московская Патриархия расширяет зону своего вещания».

«В российском информационном пространстве на минувшей неделе произошло неординарное событие, - пишет М.Поздняев. - Созданный два года назад телеканал «Союз» вышел за границы Екатеринбургской епархии, которой принадлежит. <…> «Союзу» удалось охватить вещанием не только другие регионы России, но и начать поставку своей продукции, как утверждается на сайте канала, «в шести часовых поясах, от Берлина до Читы». Только в августе «Союз» появился еще в десяти кабельных сетях, став доступным полумиллиону новых зрителей. С весны «Союз» начал прорываться – и прорвался-таки в открытый эфир, сначала в Свердловской области, а теперь и в Челябинской. <…> В решении этого вопроса важную роль сыграла позиция министра культуры РФ Александра Соколова: в январе 2005-го он заявил, что считает идею создания общественного православного телевидения вполне реальной. «Это обогатит палитру нашего телевещания», – добавил г-н Соколов».

Журналист приводит мнение представителей других религий, в частности, председателя Союза мусульманских женщин Татарстана, члена президиума движения «Российское исламское наследие» Альмиры Адиатуллиной, которая в свое время так комментировала сообщения о создании православного телевидения: «Мы в недоумении. Российская Федерация – многорелигиозная страна. Здесь должны быть одинаковые возможности у всех людей. Православный канал, хоть и является общественным, не может существовать без государственной поддержки. Правительство должно поддержать идею открытия и мусульманского канала или единого канала для представителей всех религий». Г-жа Адиатуллина уточнила, что сам по себе «факт появления религиозного канала радует. Но современному неправославному человеку трудно сохранить самобытность, соблюдать традиции в таких условиях... В частности, при вакууме информации об исламе, при распространяющейся в обществе исламофобии «обрусевшие» татары могут с легкостью выбрать ту религию, которую преподносят как государственную. Все-таки должна быть свобода выбора».

«Трудно объяснить, - замечает автор, - почему до сих пор в России не появилось мусульманское, иудейское или католическое ТВ. Может быть, в рядах инославных не так много энергичных активистов. Может быть, лидерам других конфессий труднее, чем православным, подключать «административный ресурс». <…> Но, в любом случае, получается, что в Татарстане мусульманского канала как не было, так до сих пор и нет, а кабелями, по которым передаются программы «Союза», опутана вся республика. Таким странным положением был продиктован шаг, сделанный Советом муфтиев России. Его глава шейх Равиль Гайнутдин в пятницу встретился в Москве с председателем правления компании Аль Ауида (Саудовская Аравия) Ассамом Салехом. Достигнута договоренность, что вскоре на Россию и страны СНГ начнет вещать саудовский телеканал «Мекка» на русском языке».

Портал Credo.Ru опубликовал 25 июля мини-интервью с философом и культурологом Григорием Померанцем под заголовком "Целесообразно ввести курс истории религии с тем, чтобы знакомить школьников и студентов с существованием различных путей в духовную глубину, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам".

Портал спросил мнение ученого относительно проблем, поднятых в недавнем обращении академиков РАН к президенту Владимиру Путину, в котором они жалуются на "клерикализацию страны" и вмешательство РПЦ "во все сферы общественной жизни". Григорий Померанц, в частности, сказал: «Русская православная церковь пытается вернуться без всяких перемен к тому, что рухнуло в начале ХХ века и не смогло удержать царскую империю от падения. Сейчас, конечно, после горького опыта советской власти есть некоторое естественное движение назад, но оно не рационально, потому что вернуться назад, к тому, что разрушено, бесполезно. Православие снова столкнется с развитием сознания и опять рухнет.

Было бы целесообразно ввести курс истории религии с тем, чтобы знакомить подрастающее поколение школьников и студентов с существованием различных путей в духовную глубину, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам, с тем, чтобы ориентировать современных людей в том хаосе духовной литературы, который практически проник в нашу страну и вызывает умственную "кашу". Хороший учебник по истории основных мировых религий с одинаково толерантным отношением ко всем религиям был бы чрезвычайно полезен».

Обращение российских академиков к президенту РФ вызвало в СМИ большой резонанс. Своим комментарием по поводу этого письма IslamNews.ru попросил поделиться руководителя Ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухамеда Саляхетдинова.

М. Саляхетдинов заявил, что «в мусульманской традиции нет конфликта между наукой и религией»: «Знание является частью нашего вероучения. Испокон веку мусульмане, следуя указаниям Корана, овладевали знаниями, изучали природу, чтобы находить в ней присутствие Творца. В средние века, на которые пришелся расцвет мусульманской науки, арабский язык стал синонимом широких научных знаний и оставался таковым на протяжении 500 лет. Исламская цивилизация подарила миру ученых, среди которых такие выдающиеся мыслители и деятели науки, как анатом Абуль Валид Мухаммад Ибн Рушд (Аверроэс), который, кстати, сказал, что "каждый, изучающий науку, да увеличит свою веру в уникальность и всемогущество Создателя", а также врач Абу Али ибн Сина (Авиценна), историк и философ аль-Фараби, географ, этнограф и математик Абу Рейхан Бируни и многие другие».

Он также подчеркнул, что закат науки в мусульманских странах и отставание в течение последних веков от стран Запада исламские ученые объясняют забвением законов Всевышнего.

В связи с обращением научной элиты к президенту России М. Саляхетдинов сказал следующее: «Мусульмане всегда поддерживали и будут поддерживать все инициативы представителей Русской православной церкви, касающиеся распространения нравственных идеалов в обществе. Но при этом мы не приемлем действий, ущемляющих права мусульман. К ним относится и введение в общеобразовательную программу предмета «Основы православной культуры». В данном случае мы усматриваем желание Церкви не одухотворять общество, а влиять на него».

• 26 июля агентство «Интерфакс» опубликовало интервью с одним из авторов обращения российских академиков к президенту РФ академиком РАН и РАМН, директором Гематологического научного центра Андреем Воробьевым.

"Религия отделена от государства, она не может вводиться в школах как предмет изучения православия. Это прямое посягательство на целостность государства. Когда из огромного количества религий в такой многонациональной и многоконфессиональной стране вводят только одну - православие, это взорвет страну", - заявил А.Воробьев. Он напомнил, что если обратиться к истории, то можно увидеть много кровавых войн на почве религии. По мнению ученого, сегодня российскому обществу, в котором "накопилось столько зла, обиды и расслоения, нужно больше мира и меньше разобщенности".

Газета "Коммерсант" опубликовала в №128 от 23 июля заметку Натальи Городецкой и Павла Коробова «Превышение богослужебных полномочий. Общественная палата просит церковь отделиться от государства».

Поводом к ней послужил призыв члена Общественной палаты РФ Вячеслава Глазычева осудить "бурное вмешательство церкви в государственные дела" в очередном докладе "О состоянии гражданского общества в РФ", подготавливаемом Общественной палатой, назвав происходящее в этой сфере «ползучим клерикализмом». В качестве примера такого вмешательства г-н Глазычев привел «напористое введение Слова Божия в школах».

«Представители христианства и иудаизма с этими обвинениями не согласны, а мусульмане и правозащитники считают их справедливыми», - отмечают авторы. К первым относятся пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский и глава Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган.

Сопредседатель же Совета муфтиев России Нафигулла Аширов с выводами членов ОП согласился. "Я считаю, что инициативы, касающиеся изучения христианства в школах, привлечения священников в армию, - все это прямое нарушение Конституции, - заявил он «Коммерсанту». - Я за то, чтобы религия была не государственным, а частным делом граждан. Я против того, чтобы церковь огосударствливалась, а государство становилось клерикальным. Светскость государства должна быть незыблемой". С этой позицией солидарны и правозащитники. "Я полностью поддерживаю Общественную палату, - заявил «Коммерсанту» глава движения 'За права человека' Лев Пономарев. - Я думаю, что церковь претендует на выработку государственной идеологии, поэтому нужно остановить ее внедрение во все области нашего общества".

Портал Credo.Ru опубликовал 26 июля большую статью Исмаила-Валерия Емельянова «Нет принуждения в религии. Современный подход к проблеме отступничества и свободы религиозного выбора в исламе обусловлен богословскими предрассудками, а не аутентичным кораническим учением».

«Сегодня, когда говорят о негативном имидже ислама, пожалуй, чаще всего указывают на воинствующую нетолерантность этой религии, на то, что в ней отсутствует свобода религиозного выбора, что уход из ислама карается смертью, а представители всех иных религий обозначаются как "неверные", вести борьбу с которыми – долг каждого мусульманина. На первый взгляд, реалии современного мусульманского мира это подтверждают», - отмечает автор во вступлении. 

Ислам представляется мировому обывателю как воплощение жестокости и тоталитарности. Однако для тех, кто знаком с этой религией на уровне ее писания и предания, подобное положение вещей выглядит по меньшей мере как парадокс, а по большому счету - как серьезный отход от принципов изначального ислама времен Пророка Мухаммада: «"Коранический либерализм", "кораническая толерантность" – подобного рода дефиниции вполне применимы при объективном анализе священного писания мусульман. К сожалению, в силу ряда причин исторического характера в мусульманской правовой традиции возобладал жесткий подход к свободе религиозного выбора. Именно такой подход, как будто бы вполне аутентичный для ислама, впоследствии исследовался в исламоведческой и востоковедческой литературе. Только в новейшее время предпринимаются попытки взглянуть на эту проблему объективно и аналитически. Пожалуй, впервые в отечественной науке такая попытка была предпринята известным российским философом и исламоведом Тауфиком Ибрагимом в недавно вышедшем труде "На пути к коранической толерантности", кстати, почему-то встреченной многими служителями культа весьма неприязненно».

«Только за перемену веры ни Пророк, ни его первые сподвижники никого не наказывали. Аяты Корана красноречиво и однозначно говорят о том, что такое наказание – прерогатива исключительно Аллаха Всевышнего в ином мире, - продолжает автор, доказывая эту мысль на примерах из истории раннего ислама. - <…>  В Коране существует достаточно определенная парадигма свободы религии: "Нет принуждения в религии". <…> Суду человеческому подлежал не сам факт вероотступничества как таковой, а присоединение к воюющим против ислама, активное выступление, в том числе вооруженное, против религии единобожия».

 Трактовка вероотступничества как деяния, наказуемого смертью, дожила до наших дней прежде всего потому, что мусульманские правоведы XIV-XV веков, правильно основываясь на принципе о том, что наказанию, в том числе в форме смертной казни, следует подвергать исключительно за враждебные воинственные действия по отношению к исламу и мусульманам, дали его слишком широкое толкование, в том смысле, что все отступники-мужчины являются потенциальными воинами армии врагов ислама и на этом основании подвергаются смертной казни. Такое толкование вполне понятно в те далекие времена, когда диалог культур и цивилизаций шел в форме крестовых походов, однако совершенно непонятно в наши времена. Далее автор приводит приблизительный перечень деяний, попадающих в современном исламе под наказание за вероотступничество.

И.-В. Емельянов задается вопросом: почему в категорию вероотступников попадают люди, перешедшие из ислама, скажем, в христианство, хотя известно, что в Коране христиане признаются людьми Писания? «В качестве гипотезы» он предполагает, что современное тринитарное христианство различных конфессий достаточно далеко ушло и от чистого монотеизма раннего эллинско-семитического христианства, и от христианства восточных окраин Византии. Переход же из ислама в иудаизм автор предлагает рассматривать как порицаемый поступок с точки зрения верности религиозной традиции, но отнюдь не как преступление, тем более заслуживающее смертной кары: «Ведь исповедание иудаизма предусматривает веру в того же единого Бога, без добавления к этому монотеизму чего-либо такого, что может рассматриваться как поклонение кому-либо, кроме Аллаха».

IslamNews.ru опубликовал 29 июля статью Василия Перелешина «Будут ли в России исламские банки?»

Автор начинает с небольшого обзора деятельности исламских банков за рубежом, в частности в исламских государствах, где банковский сектор, особенно в странах Залива, «действующий в соответствии с законами шариата, развивается настолько успешно, что, вполне вероятно, уже в недалеком будущем сможет догнать и даже перегнать традиционные банки. За последние тридцать лет финансовые организации стран Ближнего и Среднего Востока сумели накопить значительные активы и распространить по всему миру свою уникальную систему расчетов, не противоречащую правовым нормам ислама – шариату».

Проникает исламский способ ведения банковской деятельности и в европейские страны, что связано с увеличением в них доли мусульманского населения. Так, в 2004 году банк, полностью работающий по законам шариата, открылся в Лондоне (Исламский банк Британии). Предоставлять услуги по нормам шариата уже начали и обычные английские банки, среди которых, в частности, такие известные, как NSBC и Лойдс.

Перспективы исламского банковского дела в России, как информирует автор, в какой-то степени раскрывает статья, опубликованная недавно в журнале «Чужие деньги». В ней, в частности, приводится следующая информация: «Опыт банковской работы в соответствии с шариатом на пространстве СНГ пока невелик. Несмотря на то, что в Европе Россия занимает первое место по численности мусульманского населения, в процентном отношении доля исповедующих ислам не столь велика, как в Таджикистане, Узбекистане или Казахстане. В России кредит по правилам исламского банкинга взял пока только банк «Глобэкс». В августе 2006 года он получил от Dubai Islamic Bank 20 миллионов долларов по поручению одного из своих клиентов. <…> Гораздо активнее развивается сотрудничество с банками стран Ближнего Востока в Казахстане. <…> Возможно, именно из Казахстана исламская банковская система проникнет в Россию. В октябре 2006 года «ТуранАлем» объявлял о намерении выйти с кредитами, соответствующими нормам ислама, на российский рынок. Банк контролирует 47,3% акций банка «БТА-Казань», расположенного в Республике Татарстан, и имеет доли в ряде других российских банков. За счет предоставления соответствующих нормам шариата услуг «ТуранАлем» намерен отвоевать 5% российского рынка потребительского кредитования».

Василий Перелешин не сомневается, что исламский банкинг рано или поздно обязательно появится и на российских просторах. По его мнению, это произойдет тем быстрее, чем больше номинальных мусульман перейдет в разряд практикующих.

Сайт IslamNews.ru опубликовал 25 июля статью Фатимы Анастасии Ежовой «Несколько слов о вреде открытой одежды».

Автор пишет, что, в соответствии с мусульманским мировосприятием, открыть тело чужому взору – это безответственный поступок со стороны женщины: «Все это - проявление чудовищного неуважения к мужчине, причем не только к своему мужу (у многих современных дамочек "свой мужчина" наличествует в единственном числе разве что в лучшем случае). В современном обществе, в котором половая распущенность сочетается при этом с особо изощренным видом ханжества, принята отговорка, что "цивилизованный человек должен сдерживать свои инстинкты и не бросаться на первую попавшуюся оголенную женщину" (конечно, это в офисе бросаться - моветон. А в ночном клубе или на дискаче очень даже можно. <…> Такое, с позволения сказать, "объяснение", не снимает вопроса о том, куда мужчине деться от собственной нормальной физиологии и вполне здоровых инстинктов, в силу которых обнаженное женское тело должно вызывать у него эстетическое наслаждение и влечение».

«Выходов» у современных мужчин два. «Первый - превратиться в сексуально разнузданного типа, совокупляющегося в расплодившихся борделях и клубах с первой попавшейся смазливой девочкой. В первую очередь это является той самой профанацией замысла Всевышнего о человеке, и возвышенная страсть превращается в машинальное удовлетворение инстинкта, подобное облегчению организма во время похода в туалет. Параллельно заболеваемость СПИДом и всякими гадостными венерическими болезнями растет в геометрической прогрессии. Второй выход для "цивилизованного мужчины" -  подавлять свои нормальные влечения. Исключительно садистский совет - представьте себе, к примеру, голодного человека, вокруг которого жарят ароматные шашлыки, запекают куриные грудки, раскладывают по блюдам дольки апельсинов и грозди винограда, и говорят при этом: "А ты работай, работай" - к чему потом удивляться, если у человека начнутся проблемы с аппетитом и сбои в работе пищеварительной системы? Вообще, по большому счету, оголившиеся до предела женщины на улицах - это удар по физическому здоровью мужчины и явление, уродующее их психику. То, что должно доставлять эстетическое наслаждение, превращается просто в куски голого мяса - не более того».

Поэтому главный вопрос автора обращен к представительницам женского пола: «Хочется спросить девушек, рассуждающих об "угнетении исламской женщины" - а им нравится, что пышными красками расцвел гомосексуализм? Что молодые парни напоминают расфуфыренных бесхарактерных павлинов, нацеленных лишь на времяпрепровождение в клубах и покупку тряпок и музыкальных дисков? Им нравится, что все больше импотентов вокруг? Это что, позитивное явление для мужчин и для женщин? А воодушевляет ли их обилие маньяков на летних улицах и количество криминальных сводок об изнасилованных в кустах и задушенных припозднившихся барышнях? А не кажется ли девушкам в шортах и решительным эмансипированным женщинам, что их собственный стиль одежды и поведения, отношения к жизни является мощным генератором всех этих многочисленных проблем?»

Сайт IslamNews.ru опубликовал 27 июля еще одну статью Фатимы Анастасии Ежовой «Почему граждане России не хотят рожать детей?»

«Если проанализировать все те причины, по которым в 90-е многие предпочитали не заводить детей, и корни нынешнего мини-бэби-бума, то придешь к неутешительным выводам, что все бравурные заявления и проекты и заявления госчиновников по поводу «увеличения рождаемости» – в лучшем случае паллиатив, в худшем – простая демагогия, - полагает автор. - Тяжелые социальные условия в российском обществе изощренно сочетаются с пропагандой стиля child-free, гомосексуализма, сексуальной распущенности, приводящей к заболеваниям, несовместимым с рождением здорового потомства. Телевидение ведет массированную психоатаку на и без того размягченные мозги граждан, выплескивая отрыжки исходящего гей-миазмами поп-арта, целенаправленно превращающего человека в подобие яркой неоновой бабочки-однодневки, живущей лишь примитивными удовольствиями и не способной ни за кого и ни за что взять ответственность. Тупо вкалывать в офисе и неуемно, с гоготом потреблять – вот потолок для такого вскормленного развлекательными СМИ мутанта».

Автор останавливается и на многочисленных материальных сложностях, отбивающих у россиян желание заводить детей. Резким контрастом предстает положение дел в исламском мире. Причина, как пишет Фатима Анастасия Ежова, прежде всего в том влиянии, которое Ислам оказывает на сознание каждого конкретного человека и на положение дел в умме: «Субъективная сторона отношения мусульманина к деторождению обусловлена тем, что он уповает на Аллаха, на Его помощь и рассматривает появление детей как проявление Его особой милости. Однако немаловажен и социально-политический аспект Ислама – многие такие явления, как пропасть между богатыми и бедными и социальная незащищенность, в живущем по законам Шариата обществе просто немыслимы. К сожалению, в мире едва ли сочтешь те государства, где законы Ислама воплощаются в аутентичном виде, однако многие исламские движения всеми силами стремятся воплотить важнейший для Ислама принцип социальной справедливости (Адль), даже не обладая государственной властью. Позитивным примером является законодательство Исламской Республики Иран, социальная практика ливанской Хизбуллы и палестинского движения ХАМАС, даже в условиях сионистского прессинга прилагающего максимум усилий, чтобы открывать больницы, школы, максимально облегчить палестинскому народу условия его существования…»

На минувшей неделе некоторые издания сообщили о том, что муфтии нескольких республик Северного Кавказа вылетели в США по личному приглашению американского президента.

«Имамы Северного Кавказа погостят на ранчо Джорджа Буша-младшего» - такую, в частности, подробность доложила "Газета" в номере от 25 июля. Вскоре это сообщение было опровергнуто.

27 июля агентство REGIONS.RU сообщило, что «сами муфтии узнали о приглашении Буша из СМИ». Так, председатель координационного центра мусульман на Северном Кавказе, муфтий Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев в интервью корреспонденту REGIONS.RU заявил, что и сам безмерно удивлен, поскольку «ни о какой встречи с Бушем речи никогда не шло и что это просто плановая поездка для ознакомления с жизнью и деятельностью мусульман Америки. Повторяю, что трое муфтиев из северокавказских республик поехали в США с чисто ознакомительной поездкой», - подчеркнул он. Не меньше были удивлены и американцы. В Совете национальной безопасности США заявили, что президент США Джордж Буш не планировал встречаться с лидерами исламских общин Северного Кавказа. 

Зампредседателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Магомед Албогачиев сказал РИА «Новости» по телефону из Вашингтона : «Это неправда. Никакой встречи с Бушем не намечается. Я участвовал в организации этого визита: он осуществляется в рамках программы госдепартамента по развитию народной дипломатии и обмену опытом "Ислам Америки"». По его словам, госдеп США организует подобные программы уже не первый год, благодаря чему в Америке побывали религиозные и общественные лидеры, деятели науки, культуры и образования из многих стран мира. Цель нынешнего визита северокавказских муфтиев - знакомство с религиозной жизнью США, встречи с лидерами мусульманских общин, последователями других религий, общественными деятелями, крупными представителями науки и культуры, обмен опытом в решении актуальных проблем верующих.

Отвечая на вопрос о встречах с высокопоставленными государственными деятелями США, Албогачиев отметил, что состоялась только встреча с замдиректора канцелярии по вопросам общественных инициатив, посвященная гуманитарной помощи религиозных организаций малоимущим. Намечена еще встреча с конгрессменом-мусульманином. Других не планируется.

Из Вашингтона российская делегация отправится в Калифорнию, посетит также Индианаполис, Каролину. Последним в программе визита значится Нью-Йорк.

Делегация кавказских исламских лидеров прибыла в США 23 июля и вернется в Москву 13 августа. В ее состав вошли муфтии Иса Хамхоев (Ингушетия), Мурат Тавказахов (Северная Осетия), Анас Пшихачев (Кабардино-Балкария), исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, зампредседателя КЦМСК Магомед Албогачиев.

27 июля областная газета «Тверская жизнь» опубликовала заметку Юлии Юрьевой «Такие традиции нам чужды».

Поводом для нее стала жалоба читательницы газеты, с которой она позвонила на «горячую линию». Читательнице, обитающей в районе Твери, где проживает много переселенцев из стран СНГ, «часто приходится наблюдать картину, подобную той, что произошла на днях. Во дворе нескольких пятиэтажек, возле мусорных контейнеров, двое «южных» мужчин резали барана. Был теплый вечер, на улице гуляли мамы с детьми. Картину умиротворения нарушили дикие крики мученически умиравшего животного. Понятно, что это зрелище привлекло внимание детей и подростков, только вряд ли пошло на пользу их психике. После церемонии убийства начался процесс разделывания барана. <…> Думаю, все это произвело впечатление не только на меня. Возможно, в близлежащие шашлычные потребовалось мясо, а может, какая-то семья просто готовилась к ужину. <…> Хочу спросить: есть ли законы, ограждающие жителей города от чуждых нам привычек?»

С этим вопросом газета обратилась в пресс-службу УВД. Сотрудники правоохранительных органов признались, что с подобными жалобами приходится сталкиваться нечасто. Скорее всего, такие действия можно расценить как нарушение порядка в общественных местах или мелкое хулиганство. В этих случаях жильцы дома должны звонить в милицию. Виновникам придется заплатить штраф. Не останется безнаказанным и хозяин шашлычной, если инцидент произошел с его согласия.

За комментарием журналист также обратилась в «мусульманскую мечеть» (так в тексте. – Р.Ш.). Помощник имама Ибрагим Тавсултанов сказал, что он к этой истории относится с осуждением. Ислам призывает уважать окружающих, а не ущемлять их права. В последние годы жертвоприношение даже в праздник происходит не возле мечети, а в специально отведенном месте: за городом, на одной из ферм. Так же и во всех других случаях: разделывать тушу животного в людном месте не следует, подчеркнул И. Тавсултанов.

Сайт Совета муфтиев России сообщил 27 июля о подписании контракта между  Духовным управлением  мусульман Европейской части России и ООО «Корпорация ИНЖТРАНССТРОЙ» на выполнение работ по строительству и реконструкции комплекса Московской Соборной мечети. Итоги открытого конкурса, проведенного департаментом по конкурентной политике (Тендерным комитетом) правительства Москвы, были подведены 20 июля 2007 года.

Председатель СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин рассказал о чаяниях прихожан мечети, которые будут совершать намаз в новом Большом молельном зале: «Мы молитвенно выражаем надежду, что с сегодняшнего дня начнется новый этап, будет построена мечеть, достойная быть Соборной мечетью, главным мусульманским храмом российской уммы».

Сайт Совета муфтиев России сообщил 25 июля о встрече председателя СМР муфтия шейха Равиляа  Гайнутдин с генеральным директором АНО "ТВ-Новости", которая является учредителем телеканала "Русия аль-Яум", Сергеем Фроловым.

Во время встречи стороны обсудили пути сотрудничества . Были оговорены приоритеты и акценты при создании информационных передач, освещающих жизнь современной России перед огромной аудиторией арабо-мусульманского региона.

Агентство «Интерфакс» проинформировало 24 июля о прошедшем в этот день в Нальчике «круглом столе», посвященном противодействию распространению экстремизма в молодежной среде.

И.о. начальника милиции общественной безопасности МВД Кабардино-Балкарии Феликс Эфендиев проявил обеспокоенность ростом числа приверженцев радикального ислама: «В Кабардино-Балкарии на милицейском учете состоит более 500 приверженцев радикального ислама. После 13 октября (нападение боевиков на Нальчик в 2005 году) их число не уменьшилось, а увеличилось. И с этим злом нам надо бороться всем вместе». Он отметил, что в населенных пунктах Кабардино-Балкарии ведется постоянная работа по противодействию религиозному экстремизму с привлечением представителей духовенства, глав местных администраций, старейшин. "В 31-й школе Нальчика уже появились школьные инспекторы милиции, деятельность которых позволит сократить влияние религиозного экстремизма в подростковой среде", - сказал Ф.Эфендиев.

Участвовавший в работе "круглого стола" замначальника криминальной милиции МВД КБР Анатолий Барсагов в свою очередь заявил, что мониторинг религиозной ситуации в республике говорит о том, что "сторонники радикального ислама резко активизировали пропагандистско-вербовочную деятельность по вовлечению в преступную деятельность молодежи". Он сообщил, что в федеральном розыске за участие в деятельности незаконных вооруженных формирований находятся 22 жителя Кабардино-Балкарии, 12 из которых разыскиваются в связи с нападением на Нальчик в октябре 2005 года. "Пока они будут бегать по нашей территории, угроза сохраняется. Наши обращения к ним сдаться пока результатов не дают", - отметил он.

Замминистра образования республики Лидия Дорохина сообщила, что более 200 учителей региона прошли переподготовку в Институте повышения квалификации по специальности "История мировых религий". "Со следующего учебного года во всех средних школах вводится факультативный курс "История мировых религий". Разработан учебно-методический пакет, чтобы эта работа велась", - сказала она.

IslamNews.ru сопроводило информацию о «круглом столе» комментарием сопредседателя движения «Российский конгресс народов Кавказа» Деньги Халидова: «Одной из причин трагедии 13 октября 2005 года я считаю милицейский произвол и безнаказанность. В регионах Северного Кавказа, в частности в Кабардино-Балкарии, ведутся активные «профилактические мероприятия». Преследование экстремистов-подпольщиков из числа т.н., "ваххабитов" превращается в преследование вообще мусульман. В 2004-2005 годах в Кабардино-Балкарии закрыли многие мечети - в том числе и крупные, в Вольном Ауле и Александровке. Сельские мечети местные милиционеры открывали на пятничную молитву, после которой снова закрывали на ключ. <…> В результате репрессий властей активная и вполне, я подчеркиваю, законопослушная мусульманская молодежь, стремящаяся соблюдать законы Всевышнего и не желающая иметь ничего общего с ичкерийскими сепаратистами, практически была вынуждена существовать в подполье. Я допускаю, что отдельные представители таких организаций действительно настроены радикально, и они отрезали себе путь обратно, в мирную жизнь. Но основную часть законопослушных правоверных молодых мусульман фактически "загоняют" в объятия непримиримых, «идейно подкованных». И заняты этим делом, главным образом, местные правоохранительные органы, зачастую некомпетентные в вопросах религии. Они просто преследуют религиозную молодежь, наклеивая им сразу ярлык «ваххабита-терроритста». Не говоря уже о том, что в органах МВД существует (или существовал до недавнего времени, по признанию одного из милицейских чинов из КЧР) некий план по поимке «ваххабитов-террористов». Вместо интеграции и подлинного решения проблемы экстремизма путем моральной и социальной изоляции непримиримых с последующей нейтрализацией мы множим число сторонников подпольщиков».

Агентство «Интерфакс» сообщило 24 июля о задержании в населенном пункте Икон-Халк Карачаево-Черкесии двоих участников экстремистской организации "Джамаат".

Об этом "Интерфаксу-АВН" сообщили в правоохранительных органах. "В домовладении одного из задержанных обнаружен обрез охотничьего ружья, взрыватель, переносная радиостанция "Кенвуд" и литература экстремистского содержания", - сообщил собеседник агентства. По его словам, у второго экстремиста в доме обнаружены автомат Калашникова, граната Ф-1, 271 патрон калибра 7,62 мм, радиостанция "Кенвуд" и экстремистская литература. Возбуждены уголовные дела по статье 222 часть 1 УК РФ.

Источник отметил, что по информации, полученной от задержанных, обнаружен тайник, из которого изъяты два выстрела к гранатомету РПГ-7, 16 патронов калибра 7,62 мм, 18 электродетонаторов, топографические карты Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и Кисловодска, экстремистская литература и флаг организации "Джамаат".

«Кавказский узел» сообщил 26 июля о преобразовании Кабардино-Балкарского исламского института в Северо-Кавказский Исламский университет имени Абу Ханифы.

Исламский университет в Нальчике будет функционировать под эгидой Кубанского государственного университета. Программа вуза после преобразования расширилась, в нее вошли новые предметы - философия, культурология, религиоведение и другие. В настоящее время идет переподготовка преподавателей, в связи с чем будет продлен срок приема документов.

В университет может поступить любой желающий, разумеется, верующий, имеющий среднее образование и владеющий на элементарном уровне арабским языком. Абитуриенты проходят собеседование, во время которого они должны показать умение читать Коран, знание обрядов, иметь представление об исламском праве. Впрочем, даже у тех, кто совсем не владеет арабским, есть шанс поступить. Такие студенты первые три месяца усиленно изучают язык Корана. Кроме того, при университете будут функционировать двухгодичные курсы для тех, кто желает изучать Коран. В Исламский университет принимают и девушек. После окончания они работают в воскресных школах, обучая детей.

По словам ректора Шарафуддина Чочаева, по-прежнему острой проблемой в республике остается нехватка образованных имамов. Только 20 процентов служителей ислама в республике имеют высшее образование. Всего в Российской Федерации, напоминает «Кавказский узел», пять исламских университетов - в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Нальчике. Все остальные исламские учебные заведения стали их филиалами.

IslamNews.ru сообщил 27 июля о прошедшем в этот день в комплексе соборной мечети г. Первоуральска пленуме Духовного управления мусульман Азиатской части России, в котором приняли участие главы региональных и республиканских казыятских управлений ДУМ АЧР, а также руководители мусульманских организаций крупных городов азиатской части России.

В повестке дня были вопросы исламского образования и просвещения, проблемы и заботы мусульманских региональных объединений, вопрос о назначении полномочных представителей ДУМ АЧР по федеральным округам.

Издание «Caucasus Times» сообщило 27 июля о состоявшемся в станице Преградная Урупского района Карачаево-Черкесии собрании мусульманской общественности, на котором власти пытались разъяснить населению необходимость снижения расходов на поминальные обряды, на которые каждая семья тратит в среднем около 200 тысяч рублей.

На совещании председатель координационного Совета мусульман Северного Кавказа и муфтий КЧР и Ставрополья Исмаил Бердиев рассказал, что по мусульманским обычаям "достаточно принести в жертву одного барашка и раздать его мясо нуждающимся малоимущим семьям". Таким образом, расходы на поминальные обряды будут снижены в 66 раз.

"Сегодня не каждая семья, которую постигла потеря близкого человека, может позволить себе значительные расходы. Несмотря на это, чтобы не опозориться перед родственниками, соседями и знакомыми, люди влезают в долги и годами за них расплачиваются", - отметил Бердиев. Он также сообщил, что религиозные деятели республики обратились к местным чиновникам с просьбой помочь в этом вопросе: "Во время встреч с населением чиновники тоже могут разъяснять населению необходимость снижения расходов на поминальные обряды. Это будет существенной поддержкой с их стороны".

До конца лета собрания мусульманской общественности по вопросу проведения поминальных обрядов планируется провести во всех населенных пунктах Карачаево-Черкесии.

IslamNews.ru сообщил 24 июля о прошедшем 21 июля в Буйнакске (Республика Дагестан) вечере нашидов, посвященном священной ночи Рагаиб - ночи бракосочетания родителей Пророка Мухаммада.

Организаторами мероприятия выступило Духовное управление мусульман Дагестана и администрация Буйнакска. Телеканал ТНТ-Махачкала и радиостанция «Прибой» оказали информационную поддержку вечеру. На центральной площади города собралось около 15 тысяч человек, пришли люди всех возрастов. Выступления исполнителей нашидов чередовались с хутбой о значении месяцев Раджаб, Шабан и Рамадан.

IslamNews.ru сообщил 27 июля о том, что пользователи ICQ теперь могут совершенствовать знания по исламу в режиме онлайн.

На днях команда программистов обнародовала запуск нового сервиса. Это «исламский бот» - робот, который поможет пользователям ICQ совершенствовать свои знания по исламу. Теперь для того, чтобы получить информацию по источникам исламского вероучения, совсем необязательно забираться на книжную полку или идти в библиотеку. Достаточно загрузить программу ICQ и внести робота в список «друзей». Подробную инструкцию об установке программы и правилах общения с роботом все желающие могут получить на сайте http://www.islam-bot.ru/.

На сегодняшний день в базе данных хранятся 6 переводов смысла Корана на русский язык. Команда разработчиков не собирается останавливаться на достигнутом и обещает в ближайшее время усовершенствовать функции бота, а также добавить в базу данных новую информацию.

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/709/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 23-29 июля 2007 года</a>