RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ислам в СНГ

06.03.2009 18:27

Предлагаем Вашему вниманию обзор зарубежных СМИ за 23 февраля – 6 марта 2009 года.  

Киргизия

Вслед за некоторыми странами Евросоюза, Киргизия – большинство населения которой составляют мусульмане – решила запретить хиджаб в образовательных учреждениях страны. С такой инициативой выступило Министерство образования республики. Под запрет, в частности, попадут головные платки, которые носят школьницы-мусульманки.

По сведениям сайта «Фергана.Ру», решение о введении запрета Министерство образования уже приняло. В свою очередь, «Интерфакс» http://www.interfax.ru, который ссылается на источник в этом ведомстве, сообщает, что упомянутый вопрос только прорабатывается. По словам источника, новые правила, вероятно, будут прописаны в школьных уставах. Комментируя инициативу, представитель министерства сослался на Конституцию страны, в соответствии с которой религия отделена от государства. Он заявил, что призыв к обязательному ношению головного платка девочками-мусульманками, исходящий от ряда исламских организаций, «нарушает права граждан».

По данным Министерства образования, в последнее время все больше школьников приходят на занятия в одежде, которая подразумевает принадлежность к определенной религии. Между тем, омбудсмен страны Турсунбек Акун, комментируя этот вопрос, отметил, что запрет на головные платки в школах ограничит право мусульманок на свободу вероисповедания.

Религиозная политика киргизских властей ранее отличалась либеральностью, однако теперь, судя по всему, курс правительства изменился. В середине февраля 2009 года президент Киргизии Курманбек Бакиев назвал одной из угроз национальной безопасности растущую религиозность населения. «Светский статус государства не означает, что мы должны смотреть, как наших граждан загоняют в религиозные организации», - сказал он.

АКИpress приводит мнение доктора политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыра Маликова, который считает, что запрет Минобразования Киргизии на ношение учащимися школ хиджаба может привести к возрастанию протестной позиции молодежи в отношении государственной власти. Данным запретом нарушаются права человека и даже конституция. «Это неправильное понимание чиновниками понятия светскости, нейтралитета. Возникает ущемление прав верующей части населения. Я более чем уверен, что после такого запрета будут митинги девушек, представителей духовенства в ответ», - сказал он. 

Правильное понимание светскости, по мнению эсперта – это нейтралитет, где государство является арбитром. «При этом оно не допускает навязывания религиозных принципов, но и не навязывает светский образ мышления, например, атеизм. К сожалению, данная ситуация может привести к тому, что светские представители власти будут восприниматься молодежью как «анти». Это ведет к конфликту культур и ценностей», - высказал мнение эксперт. Представление о том, что девушка может ходить в школу без платка, как и все студенты, а после занятий надевать платок — неверное, говорит он. Проблема заключается в том, что ислам предписывает для верующих ношение хиджаба во всех учреждениях. «Поэтому нужно подходить к вопросу с пониманием, что Кыргызстан – хоть и светское государство, однако подавляющее большинство населения исповедует ислам, это немаловажный фактор в построении нормального государства. Если между властью и народом будут расти такие противоречия, которые имеют идейный характер, то, мне кажется, в будущем конфликт будет расти», - говорит К. Маликов. 

Государственная модель, по его мнению, должна быть выдержана с учетом специфики Кыргызстана и сегодняшних реалий. «Запретить населению верить или не верить никто не может. И непопулярные шаги могут привести к возрастанию протестной позиции молодежи в отношении государственной власти. Мне кажется, это неграмотный ход. До сих пор в конституции нет толкования, что такое светское государство, где проходит грань между светскостью и религиозностью. Здесь идет нарушение прав человека и даже конституции», - заметил он. Вопрос о ношении хиджаба, по его словам, в настоящий момент актуален во всех центральноазиатских странах. Это связано с тем, что в странах бывшего СНГ идет возрождение ислама, возрождение духовных ценностей народа. 

 

Казахстан

Суд в городе Актобе (Казахстан) обязал нефтедобывающую компанию АО «СНПС-Актобемунайгаз» восстановить на работе мусульманина Талгата Кыркымбая и обеспечить его соответствующим противогазом.   

Как сообщает агентство «Интерфакс-Казахстан», в июле прошлого года по распоряжению руководства компании были внесены изменения в инструкцию о применении промышленного противогаза, согласно которым работники, находящиеся в промышленной зоне, должны быть чисто выбритыми. На основании этого инженеры службы охраны труда и техники безопасности неоднократно требовали от мастера цеха автоматизации производства Талгата Кыркымбая сбрить бороду, а в ноябре 2008 года руководство отстранило его от работы. Тогда он обратился в суд, требуя восстановления на прежней работе, выплаты зарплаты за время вынужденного прогула, а также возмещения морального вреда. В итоге суд принял решение «немедленно восстановить Кыркымбая на прежней работе», взыскать с АО «СНПС-Актобемунайгаз» в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула со дня его увольнения в сумме 217 тыс. тенге (около 1,5 тыс. долл. США) и еще чуть менее половины от этой суммы в качестве компенсации морального ущерба, а также судебные расходы и расходы по уплате госпошлины. Кроме того, суд обязал компанию «подобрать и выдать своему работнику противогаз соответствующего размера с учетом размера головы и волосяного покрова».

Агентство «Казинформ» сообщает, что в Казахстане появилась первая компания исламского финансирования. Ею стала местная брокерская компания Fattah Finance. В настоящее время компания регистрирует первый в этой стране паевой фонд рискового инвестирования — «Исламский фонд Амана», который будет работать в соответствии с нормами шариата. 

Напомним, что в начале февраля текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Основная цель поправок — внедрить в Казахстане исламское финансирование. 

Отметим, отличительной чертой исламского финансирования является то, что не разрешается взимать любые проценты по кредитам. Для получения дохода финансовый институт должен быть долевым участником проекта, полностью разделяя риски и премии предприятия, или участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. По законам шариата, торговые операции по списку товаров, содержащему в числе прочих алкоголь, сигареты и оружие, не финансируются.

 

Украина

Украинская газета «Сегодня» сообщила, что в Киеве по требованию мусульманской общины изменено название ночного клуба. Теперь вместо клуба «Мекка» в украинской столице появился клуб под названием «No name».

Замглавы Киевской городской администрации Сергей Рудык заявил, что городские власти «учли протест мусульман» и настояли на переименовании заведения. В клубе уже сняли вывески со старым названием и готовят новые. Мусульмане Киева назвали появление клуба с названием «Мекка» откровенной провокацией и потребовали изменить название клуба, сославшись при этом на закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций» и Уголовный кодекс (разжигание религиозной ненависти и оскорбление религиозных символов). «Называть «злачные места» именами мусульманских святынь - это откровенное пренебрежение к мусульманам не только Украины, но и всего мира. Поэтому мы требуем запретить развлекательным заведениям использовать религиозные понятия», - говорилось в заявлении мусульман. Украинские мусульмане также напомнили, что Мекка является священным городом, в сторону которого приверженцы ислама обращаются во время молитвы, а также съезжаются туда раз в год для совершения хаджа. Инициаторы послания отметили, что ислам - это религия, которая защищает ценности, противоположные клубной культуре. «Вещи, которые происходят в таких местах (употребление алкоголя, наркотиков, обнажение тела, непотребное поведение) запрещенные в исламе», - заявили мусульмане. 

Портал E-Crimea пишет о том, что экс-спикер Крыма призвал власти Симферополя дать землю под Соборную мечеть. Народный депутат, бывший председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Борис Дейч призвал власти Симферополя урегулировать конфликт вокруг сооружения в городе Соборной мечети. Об этом сообщила пресс-службы Партии регионов. По информации пресс-службы, с соответствующим письмом Б. Дейч обратился к городскому голове Симферополя Геннадию Бабенко и депутатам городского совета. «Руководствуясь логикой здравого смысла и в целях сохранения баланса интересов верующих православия и ислама, в феврале 2004 года я подписал решение крымского парламента, которым Совету министров АРК и Симферопольскому городскому совету рекомендовано решить вопрос о выделении участка для строительства Соборной мечети в порядке, установленном действующим законодательством», — говорится в письме. 

По мнению нардепа, «без такого решения невозможно сохранить межнациональное согласие в Крыму», причем горсовет предыдущего созыва принял положительное решение по этому вопросу. «Очевидно, у депутатского корпуса пятого созыва были причины для того, чтобы не согласиться и отклонить предыдущее решение. Однако дальнейшее развитие событий показало, что причины, породившие отказ, были лишь поводом для не решения вопроса по существу. Разумеется, такая позиция породила непонимание и неприятие среди мусульманской общины», — указано в письме. В этой связи Б. Дейч выразил надежду на то, что «нынешнему составу Симферопольского городского совета хватит мудрости, толерантности и взвешенности для того, чтобы вернуться к решению этой проблемы во имя спокойствия и процветания симферопольцев и крымчан всех национальностей».

 

Сайт Crimean.org пишет о проведении в Крыму выставки «Хвала Аллаху, Господу миров». Персональная выставка художника Мухаммеда Али открылась в последний день зимы, 28 февраля, в г. Акъмесджит. На выставке, организованной при поддержке Министерства культуры и искусств Крыма, Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид», а также Крымского республиканского учреждения «Крымскотатарский музей искусств», были представлены порядка 50 работ художника – итог его трехлетнего творческого труда, выполненных в разных художественных жанрах – натюрморты, пейзажи и картины религиозной тематики. Основная тема поэтического искусства Мухаммеда Али – природа южного Крыма. Как отмечает сам художник, в этих работах он стремился выразить восхищение красотой и природой. Все его произведения пронизаны возвышенным религиозным настроем, которые, по словам некоторых искусствоведов, поражают «не столько взгляд, сколько душу». Экспозиция, представленная в выставочном зале ассоциации «Альраид», продлиться до конца марта.


Азербайджан

Сайт Bakililar.az  сообщил о том, что в конце прошлой недели в Баку открылся филиал МГУ им. Ломоносова. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава администрации президента России Сергей Нарышкин приняли участие в церемонии официального открытия в Баку филиала МГУ имени М.В.Ломоносова. По словам Алиева, Азербайджан заинтересован в том, чтобы его студенты получали «качественное российское образование». «Я буду стремиться к тому, чтобы работа этого филиала была эффективной», - сказал президент, добавив, что к этому его обязывает звание почетного доктора МГУ. «Это знак особого внимания и уважения, которое проявляет Российская Федерация к Азербайджану», - заявил Алиев. Открытие в Баку филиала МГУ является только началом, заявил президент. Он не исключил, что в будущем в Азербайджане появятся филиалы и других ведущих российских вузов. После церемонии открытия Алиев и Нарышкин ознакомились с деятельностью вуза. Филиал обучает студентов по учебному плану и программам российского МГУ. Занятия проводятся, в основном, профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета, выпускникам филиала будет выдан диплом МГУ. В Бакинском филиале МГУ в настоящее время действуют три факультета - филологии, химии и прикладной математики. На каждом факультете учатся 25 студентов. Ректором университета является профессор, доктор филологических наук Наргиз Пашаева.

Это же издание сообщает о том, что 29 марта в одном из залов знаменитого Лувра состоится концерт азербайджанских ашыгов. Выступление музыкантов организовано в рамках программы музея на 2008-2009 годы. Эта программа подготовлена с целью ознакомления французской общественности с культурой, искусством, археологией различных стран мира, в том числе и исламских. В соответствии с планом, в музее регулярно организуются выступления музыкальных коллективов этих стран. Концерт ашыгов организован музеем совместно с бакинским «Домом культур мира» в целях ознакомления французских слушателей с лучшими образцами фольклорной музыки азербайджанского народа. Выступление музыкантов будет предварено небольшой лекцией, подробно рассказывающей об азербайджанском фольклоре и ашыгском творчестве. На следующий день ашыги дадут концерт в Страсбурге. На это выступление приглашены местные жители и представители азербайджанской диаспоры.

Trend News пишет о том, что 16 марта, в соответствии с планом мероприятий, утвержденным в связи с объявлением Баку столицей Исламской культуры в 2009 году, в Музейном центре Азербайджана пройдет международный фестиваль молодых архитекторов «Традиционная исламская архитектура». Об этом сообщили в пресс-службе Министерства культуры и туризма Азербайджана, отметив, что на фестивале будут отражены взгляды молодых архитекторов на традиционную исламскую архитектуру, использование ими традиционных элементов при создании современных проектов. Предполагается, что в мероприятии примут участие как местные, так и зарубежные архитекторы.

Trend Life  информирует об открытии в Баку выставки крупнейшего в мире музея - Музея декоративно-прикладного искусства и дизайна Виктории и Альберта, основанного в Англии в 1852 году. Этот проект будет реализован в течение года в связи с объявлением Баку культурной столицей исламского мира. В столицу Азербайджана будут доставлены экспонаты музея, относящиеся к исламской культуре разных стран и народов.

 

Таджикистан

ИА "Авеста" пишет о конференции «Толерантная сущность учения Великого Имама и состояние религии в стране», посвященной 1310-летию имама Абу Ханифы. Она состоялась в конце минувшей недели в Душанбе, в Государственном комплексе «Кохи Вахдат».  Как сообщил источник в министерстве культуры Республики Таджикистан, в форуме приняли участие представители исполнительного аппарата президента РТ, министерств и ведомств, религиозные деятели, а также творческой интеллигенции страны. 

Напомним, в 2008 году президент РТ Эмомали Рахмонов издал Указ об объявлении 2009 года «Годом Великого Имама Азама», являющегося основателем ханифитского мазхаба — одной из четырех суннитских богословско-правовых школ ислама, которой придерживается большинство мусульман Таджикистана. По мнению властей республики, изучение наследия имама Абу Ханифы поможет населению разбираться в вопросах религии и больше знать о своем прошлом, чтобы лучше понимать настоящее.

«Азия-Плюс» пишет о том, что ханафитский мазхаб объявлен официальным религиозным течением в Таджикистане. Нижняя палата парламента Таджикистана сегодня в ходе очередного заседания пятой сессии третьего созыва обсудила проект Закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях». Представляя проект данного закона на суд народных избранников, министр культуры Мирзошохрух Асрори отметил, что настоящий проект должен заменить существующий Закон РТ  «О свободе совести и религиозных объединениях», который был принят парламентом страны еще в 1990 году.  «Появившийся в последнее время в обществе религиозный радикализм, нигилизм и некоторые чуждые для нашего народа течения в исламе стали причиной принятия нового закона», - отметил министр.  

По словам Асрори, подготовка проекта данного закона продолжалась в течение двух лет. В его разработке приняли участие как таджикские специалисты, богословы, так и международные эксперты из ОБСЕ, политические партии, НПО. По данным министра, в настоящее время в стране официально действуют около 3 тыс. мечетей, из которых 259 являются соборными, а также 18 религиозных образовательных учреждений. «Все они зарегистрированы, как последователи ханафитского течения в исламе и, исходя из этого, мы предлагаем объявить течение «Ханафия» официальным религиозным течением Таджикистана», - подчеркнул Асрори.

Он отметил, что в ходе подготовки данного проекта был учтен альтернативный проект, который выдвинули представители Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в парламенте страны Махмадшариф Химматзода и Мухиддин Кабири. По словам представителя нижней палаты парламента страны, оба представителя ПИВТ  на данном заседании не участвовали. «М. Химматзода болеет, а М. Кабири находится в служебной командировке», - отметил источник. Депутаты в ходе обсуждения данного законопроекта выступили, в основном, в поддержку данного проекта и одобрили его без существенных дебатов.

Таджикское агентство CA-News сообщило о том, что 3 марта 2009 года Государственному образовательному учреждению «Таджикский исламский институт» официально присвоено имя имама Абу Ханифы. Соответствующий указ подписан президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.   Как сообщает пресс-служба главы государства, согласно этому документу правительству республики поручено в двухмесячный срок привести нормативные правовые акты образовательного учреждения в соответствие с настоящим указом. О переименовании Таджикского исламского института Рахмон заявил на республиканской научной конференции, посвящённой жизни и деятельности Великого Имама 26 февраля. 

Абу-Ханифа ибн Сабит - основатель ханифитского мазхаба, одной из четырех богословско-правовых школ ислама суннитского толка. Этот мыслитель в первой половине 8-го века сформулировал основные положения суннитского вероучения о единобожии, атрибутах Аллаха, о Коране как слове Божьем и о предопределении.  Прошлой осенью власти Таджикистана объявили 2009 год - Годом имама Абу Ханифы. Утвержден план мероприятий в рамках этого года.

Агентство CA-News также сообщает о том, что в Таджикистане Международный женский день – 8 марта, отныне будет отмечаться как День матери. Соответствующий указ подписан в пятницу, 6 марта, президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Как сообщили в пресс-службе главы государства, данный указ принят «в целях воздания почтение женщине - матери, созидателю жизни, воспитателю поколений, наставнице молодежи на добрый путь, устойчивой опоре семьи». Согласно документу, правительству республики поручается «принять необходимые меры для реализации настоящего указа». В своем поздравительном послании по случаю 8 марта Рахмон отмечает, что этому празднику свыше 3 тысяч лет. «По данным великого ученого Абурейхана Бируни, этот праздник на персидском языке называли «Муждагирон». Сегодня нашему независимому государству необходимо возобновить свой забытый веками национальный праздник - праздник матерей, и с гордостью доказать, что наш древний народ всегда с уважением относился к женщине-матери», - отмечается в тексте поздравления, опубликованного на официальном сайте президента. По его словам, государство и правительство за годы независимости принимали все меры по защите прав женщин. «Сегодня женщины работают на руководящих должностях различных ветвей власти», - говорится поздравлении. По данным главы государства, 50% работников сфер здравоохранения, науки и образования, а также услуг составляют женщины.

 

Туркмения

Информационный сайт Turkmenistan сообщает, что в Ашхабаде прошла международная конференция, посвященная изучению наследия мыслителя Мухаммета Гаймаза Туркмена, жившего на рубеже XIII-XIV веков. Международный форум «Мухаммет Гаймаз Туркмен - выдающийся ученый Востока» инициирован президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и проходит под патронажем главы государства. Организацию и проведение форума осуществляют Туркменский национальный центр культурного наследия «Мирас» и Высший совет по науке и технике при президенте Туркменистана. Для участия в конференции в Ашхабад прибыли ученые из более двадцати стран мира, в центре научных интересов которых проблемы изучения истории и философии, медицины и теологии, литературы и культурных контактов народов Востока.

В своем выступлении глава Туркменского государства подчеркнул значение форума для успешного развития отечественной науки, укрепления ее международного авторитета, расширения широких научных контактов, способствующих глубокому научному осмыслению и популяризации в мире богатейшего национального наследия. «Наследие, философские взгляды Мухаммета Гаймаза Туркмена — это научная и духовная база нашего времени. Труды ученого должны стать образцовой школой для нынешнего поколения», — подчеркнул Гурбангулы Бердымухамедов. 

Как отмечает агентство Trend News, Мухаммет Гаймаз Туркмен, известный на Востоке под именем Имам Зехеби, жил в Сирии. В последние годы научные сведения о Гаймазе Туркмене и некоторые из его книг стали в научном мире, и особенно на исторической родине ученого вызывать неподдельный интерес. В Туркменистан доставлены хранящиеся в зарубежных библиотеках образцы рукописных произведений ученого, который известен как историк, философ, врач.

 

Подготовила Ольга Баджва

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/7479/">ISLAMRF.RU: Ислам в СНГ</a>