RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг 24-30 сентября 2007 года

10.10.2007 15:58

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Сайт CaucasusTimes опубликовал 27 сентября статью Бахтиера Орифи «К пониманию положения и перспектив современного джихадизма. Часть 1-я».

    Автор, рассматривая идеологию современных джихадистских (экстремистских) течений отмечает, что она основана на «гипертрофированном восприятии военной составляющей джихада». Как следствие, в этой идеологии отсутствует «такой краеугольный камень, как справедливость (адалят), который заменяется на принцип необходимости беспрекословного повиновения своему командиру». При этом, ради создания в джамаате иллюзии обстановки справедливости, к этому принципу добавляется понимание суррогатного братства верующих, основанного на общности внешних ритуалов. Ярким примером такого движения с идеологией тоталитарной секты является ваххабизм.

    Б. Орифи замечает, что лидерам секты для подкрепления собственного авторитета требуется еще один исламский инструмент – иджтихад, исследование догматико-правовых вопросов: «Во всех традиционных мусульманских школах иджтихад является исключительно прерогативой людей знающих, в то время как ваххабитами выдвинут тезис об открытии врат иджтихада для всех и каждого, вне зависимости от богословской квалификации. <…> Таким образом, тоталитарная джихадистская секта автоматически превращается в самостоятельную невежественную лжерелигию, лишь внешне облеченную в кораническую терминологию. Типичным примером этого может служить Усама бин Ладен, взявший на себя ответственность выносить декреты, не имея должного профильного образования».

Молодых людей в ряды джихадистов, по мнению автора, толкает, «как ни парадоксально это покажется на первый взгляд, идиллическая мечта о потерянном рае Эдема. <…> То есть, путь спасения души и, как следствие, единения с Создателем воспринимается захиритами (сторонниками внешнего – захир, буквалистами) исключительно как внешнее подражание. Следствием его служит создаваемая в сознании рядовых членов общины иллюзия, что данное поведение и есть модель «идеальной общины», то есть – суррогатная замена суфийского мистического «рая при жизни», при этом подкрепленная гарантией обретения рая и после смерти для тех, кто погиб при совершении джихада».

    Далее Б. Орифи прослеживает на исторических примерах мотивировку «потенциальных вербовщиков» в ваххабиты в зависимости от конкретного региона - аравийский полуостров («здесь течение формировалось под знаменем арабского национализма ради противодействия набиравшему силу национализму турецкому, с его суфийской духовностью и мотивом национальной экспансии»); территории современной Южной Азии - Индия, Пакистан, Бангладеш («здесь джихадизм выдвигал мотивировку возвращения к «светлому прошлому» в лице независимой империи мусульманских правителей - Великих Моголов, в противовес колониальному господству Британии»); постсоветское пространство («здесь сегодня складывается абсолютно парадоксальная ситуация. Казалось бы, мы все привыкли к образу моджахеда, борющегося с оружием в руках против «коммунистического шайтана». Тем более шокирующим может показаться утверждение, что успех джихадистов на данной территории обусловлен прежде всего... мотивацией возвращения к стандартам «светлого советского прошлого. <…> Исключение могут составить Чечня, Дагестан и Ингушетия, до сих пор входящие в состав Российской Федерации, поэтому – руководствуясь их примером – не будем сбрасывать со счетов фактор национально-освободительной борьбы. <…> Новый «социалистический эксперимент» получает в их глазах религиозное оправдание, оно же служит объяснением неудачи предыдущей советской модели – дескать, Всевышний покарал коммунистов за их безбожие, но с устранением этого аспекта вторая попытка построения «рая на земле» просто обязана быть удачной).

  •     ИА «Грозый-информ» опубликовало 26 сентября статью Николая Варавина из объединенного пресс-центра оперативного штаба в Чеченской республике «Нужен ли Кавказу ваххабизм?»

    «Многие задаются вопросом: что такое ваххабизм?», - пишет автор. Отвечая на него, он делает небольшой экскурс в историю и сообщает, что первые проповедники ваххабизма, которые появились в России в начале девяностых годов прошлого века, были встречены враждебно, особенно в Дагестане и Чечне. Однако первая чеченская кампания 1994-1996 гг. сплотила боевиков в борьбе с «неверными».

«Главная цель экстремистов - избавление от «колониального гнета» России и создание на территории Чечни, Дагестана и Ингушетии единого исламского государства с последующим присоединением других субъектов Российской Федерации, где большинство населения проповедует ислам», - отмечает Н. Варавин. Он приводит по этому поводу мнение муфтия Кабардино-Балкарии Шафига Пшихачева, который, признавая, что «в истории Саудовской Аравии Абдул-Ваххаб действительно выдающийся религиозный реформатор», видит в его учении в первую очередь политическую направленность, «и самое страшное - оно делает основную ставку на насилие».

    Далее автор рассказывает о современной практике ваххабитского подполья на Северном Кавказе. Боевые джамааты, сообщает он, координируются из единого идейного центра, который способен спланировать теракты, профинансировать их и провести. Джамааты начали формироваться Хаттабом, который создал на территории Чечни так называемый «Институт «Кавказ», где молодежь из соседних республик осваивала основы ваххабизма и обучалась навыкам ведения террористической войны и минно-взрывному делу. Выпускники этого «института», имеющие хорошую профессиональную подготовку по терроризму, продолжают работать «по специальности», но уже под командованием Доку Умарова.

  •     ИА «Грозый-информ» опубликовало 28 сентября еще одну статью Николая Варавина – «По ту сторону луны».

    Автор обращает внимание на то, что начало и середина августа ознаменовались всплеском активности на таких сайтах сепаратистов, как «Кавказ-центр» и «Чеченпресс». Причиной тому он называет почетный прием, оказанный президенту Чечни Рамзану Кадырову в Саудовской Аравии: «Еще бы, они широко рекламируют свою «религиозность», а высокая честь совершить обряд омовения оказана не террористу Доку Умарову, у которого руки по локоть в крови невинных людей, а представителю чеченского народа, перенесшего тяжкие испытания, вызванные деятельностью религиозных экстремистов».

Д. Умаров сделал в Интеренете заявление по этому поводу, «полное грязи и скверны». По мнению Н. Варавина, оно адресовано в первую очередь не королю Саудовской Аравии, а членам незаконных вооруженных формирований, действующих на Северном Кавказе, чтобы поднять в их глазах свой пошатнувшийся авторитет. «Вообще же, - отмечает автор, - деятельность так называемых эмиров Северного Кавказа свидетельствует о том, что люди для них лишь «рабочий материал» - были одни, придут другие. Их предназначение, совершив очередное ужасное преступление ценой своей жизни, дать бандподполью очередной повод заявить о своем существовании на весь мир».

  •     Агентство «Росбалт» опубликовало 28 сентября статью Юлии Нетесовой «Почему не удается победить терроризм – академический взгляд».

    В статье анализируется то, как вопрос борьбы с терроризмом рассматривается в «научном сообществе». Автор отмечает, что при всей своей многочисленности и информативности соответствующие работы и исследования «мозговых центров» подходят к анализу терроризма ущербно, «в рамках реальной политики и реальной войны»: «Отчасти это вызвано тем, что большинство западных специалистов по терроризму имеют в прошлом опыт работы на силовые или военные структуры - обычному ученому не получить доступа к данным, связанным с терроризмом, или работают в центрах, закрепленных за министерствами обороны. А в этом мире нет абстрактных врагов и нет угроз, чья реальная составляющая - ничто по сравнению с ее раздутым восприятием».

    Ю. Нетесова полагает, что современный терроризм существует в качественно иной системе, здесь другие герои и другая среда, в которой они живут и действуют: «Мы же, как и эти исследования, живем в среде прежней, где международное противостояние обусловлено желанием улучшить свою позицию, где риски высчитываются в соответствии с выгодой, где есть баланс сил, и где слово не имеет такой магической и символической силы, как в той, другой системе».

  •     Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 26 сентября статью историка и публициста Дамира Хайретдинова «Проблемы мусульманской семьи в России».

    «Российская мусульманская семья переживает сегодня сложный период, - с этого тезиса начинает автор. - Сказывается как наследие прошлого, так и глубинные трансформации, происходящие в нашей стране на рубеже XX-XXI вв. Перед мусульманской семьей в России встают проблемы самого разного характера - религиозного, социально-политического, экономического и др».

    Далее он подробно анализирует эти категории проблем.

    В частности, религиозные проблемы заключаются в том, что «за многие столетия в целом в стране сформировался образ Ислама как враждебной религии, мусульман – как ограниченных людей, плохо говорящих по-русски, многие обычаи которых воспринимаются как «дикие»«, в негативных последствиях 70 лет атеистического воспитания («хотя мусульман это коснулось гораздо меньше, чем их соседей православных христиан»).

    Кроме того, отмечает Д. Хайретдинов, религиозные убеждения современных российских мусульман достаточно путаны и не всегда соответствуют собственно исламским нормам. Он разделяет российских мусульман на 5 категорий по степени соблюдения норм Шариата (ибадата) - от соблюдающих ибадат полностью до отрицающих его, но вынужденных соблюдать определенные обычаи в силу их общественной значимости (например, никях), и перечисляет проблемы, с которыми типичная мусульманская семья сталкивается при выполнении ибадата – от невозможности совершать молитву на работе до отсутствия мусульманских кладбищ и возможности пользоваться беспроцентными вкладами и займами.

    К социально-политическим проблемам автор относит сложности, испытываемые мусульманами при продвижении по социальной лестнице; вопросы пребывания в стране мигрантов-мусульман, которые испытывают на себе расистское и националистическое давление со стороны экстремистов, правоохранительных органов и СМИ; внешнюю политику России, которая зачастую ориентирована на силы, противостоящие мусульманам (Таджикистан, Босния, Косово); проблемы принятия Ислама русскими людьми, имеющими в результате такого шага сложности на работе, в отношениях с родственниками, подвергающимися остракизму со стороны общества.

  •     Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 28 сентября статью Муслима Абдулхакова «Старо как мир. Мусульман обвиняют в том, что они списали аяты Корана из Библии».

    Поводом к ее написанию послужило то, что молодые исламоведы («некоторых из них можно назвать более подходящим термином – исламофобы») восприняли старую, идущую еще из Средневековья «исламоведческую» традицию – обвинять Коран в плагиате, т.е. в «переписывании» аятов из Библии. Одним из наиболее ярких представителей этой новой школы является прославившийся развалом Межрелигиозного совета Роман Силантьев.

    Автор рассматривает и опровергает «псевдодоказательства» исламоведов-исламофобов, а также напоминает о том, что Тора и Евангелие, в отличие от Корана, не свободны от более поздних наслоений и искажений, причем в некоторых случаях «отнюдь не случайных». В частности, он приводит в пример привнесенную в библейские стихи идею богоборчества, которая «хорошо прослеживается при прочтении истории пророка Иакова (Якуба, мир ему)», подающегося в роли «борца с Всевышним Богом».

    «Очевидно, что такое искажение сути пророческого учения, - отмечает М. Абдулхаков, - должно было выправляться, и Коран, наряду с хадисами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) представляет нам совершенно иную картину. Все пророки распределяются по самым достойным и благородным категориям: верующие, праведники, творящие благие дела, терпеливые, искренние, творящие добро».

  •     Сайт IslamNews опубликовал 27 сентября статью Фатимы Анастасии Ежовой «Размышления о русском исламе и о русском национальном характере».

    Автор полагает, что русский народ – «сильный, творческий, красивый» - амбивалентен: «Никому не нужный Вася из деревни может «квасить» с утра до вечера, потому что не видит смысла в собственном существовании. <…> Но завтра этот Вася, защищая родную страну, будет оголтело палить по вражеским танкам и с отчаянным одухотворением в глазах бросится под танк, подорвав его вместе с собою».

    Поэтому, когда в жизнь потерянного русского человека входит ислам, он преображается: «Открыв для себя Единственного, Который стоит поклонения, русский человек готов не только банально отказаться от водки и «гулянок», более того - он готов на жертву, он готов страдать во имя Аллаха».

    В этом, считает Ф.-А. Ежова, огромный потенциал для обновления российской уммы, в том числе интеллектуального.

  •     Сайт «Strana.Ru» опубликовал 26 сентября статью Амира Ахмадова и Айдына Мехтиева «Хиджаб «от Кадырова»».

    Она посвящена последним инициативам президента Чечни Рамзана Кадырова в отношении «дресс-кода» для работающих в госучреждениях республики.

    «11 сентября, - сообщают авторы, - на очередном совещании в правительстве республики президент Кадыров отдал устное распоряжение облачить всех сотрудниц чеченских ведомств в головные платки-накидки. За нарушение этого правила рекомендовалось рассмотреть вопрос даже о целесообразности дальнейшего пребывания такого работника на своем посту».

    Впрочем, в аппарате Кадырова корреспонденту Страны.Ru уточнили, что глава региона высказал лишь пожелание на предмет ношения платков: «Речь шла о необходимости в целом соблюдения строгой формы одежды на рабочем месте, а распоряжение носило скорее рекомендательный характер. Рамзан Ахматович постоянно требует соблюдения морально-этических норм и в одежде, и в манерах, и в норме поведения».

    «Раньше говорили, что чеченцы - самая красивая нация, - сказал корреспонденту Страны.Ru президент республики. -  Мы были очень почитаемыми людьми. Но сегодня наша молодежь хоть и стремится «идти в ногу со временем», но подражает непонятно кому - пьянствует, принимает наркотики. А уж чеченская девушка испокон веков отличалась своей кротостью, чистотой и неприступностью. А что сейчас? Девушки сами знакомятся с молодыми людьми, выбирают себе избранников путем сомнительных переписок по мобильным телефонам. Они совсем забыли о духовных ценностях, об этических нормах».

    Курение и употребление спиртного среди местного чиновничества уже практически искоренено: «Затянувшийся при Рамзане сигаретой чиновник может попрощаться с карьерой. Что уж говорить о рюмке горячительного…», - отмечают авторы.

  •     Портал «Credo.ru» опубликовал 25 сентября интервью с муфтием Украины, шейхом Ахмедом Тамимом под заголовком «Исламофобия возникает там и тогда, где и когда ислам и мусульмане оказываются слишком тесно вовлеченными в политику».

    Отвечая на вопрос об общей ситуации с исламом в Украине, муфтий, в частности, сказал: «В стране насчитывается около двух миллионов мусульман, из которых 350 тысяч проживают в Крыму. <…> Сейчас мы имеем в Украине довольно развитую структуру исламских организаций. Поскольку в стране очень остра проблема наличия образованных имамов, то основной акцент мы сделали на образование. В 1993 году был открыт Киевский исламский университет, диплом которого признан ведущим исламским учебным заведением «Аль-Азхар» (Египет) наравне с собственным. В университете есть факультеты исламских наук, шариата, восточных языков, архитектурно-строительный и социально-экономический. Наличие такого учебного заведения позволяет нам избегать известных проблем, когда шакирды отправляются на учебу за рубеж. Есть также средняя школа «Иршад» (наставление), научно-исследовательский центр, издательство, собственные печатные и электронные СМИ. В перспективе планируем вокруг мечети создать полноценный Всеукраинский исламский центр».

    Мусульмане Украины, сообщил муфтий, принадлежат «к самым разным мазхабам». Основные направления социальной активности мусульман Украины заключаются, по его словам, в противостоянии религиозному экстремизму и терроризму: «Это не просто явление, это социальная болезнь, не менее страшная, чем физиологические хвори. <…> Болезненной и актуальной является также проблема объективной богословской экспертизы той литературы, что издается в нашей стране. Многие из таких изданий – это полуанонимные переводы, невесть кем сделанные и изданные, содержащие очевидные призывы к насилию и религиозной розни». По словам А. Тамима, попытки легализации в Украине активно предпринимает партия «Хизб ут-Тахрир».

    Отвечая на вопрос о контактах с российской уммой по вопросу противодействия экстремизму, муфтий Украины сказал: «К сожалению, в России, в том числе и из-за конфронтации между муфтиями, радикальные течения активно развиваются. Издается литература, в том числе учебники, являющаяся пропагандой радикальных идей. Мы, разумеется, поддерживаем связи и активно предлагали российским духовным управлениям заключить договор, можно это даже назвать протоколом о намерениях, о совместной систематической деятельности по мониторингу и экспертизе радикальных религиозных течений и издаваемой ими литературе. Но, к сожалению, пока российская сторона достаточно пассивна».

  •     РИА Дагестан сообщило 26 сентября о том, что в Махачкале прошло заседание круглого стола по теме «О мерах по совершенствованию механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов в вопросах профилактики противодействия экстремизму».

    В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти, правоохранительных органов и религиозных организаций. Вела его руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по РД Ольга Шапиева.

    На совещании, в частности, отмечалось, что в 2007 году Управление ФРС совместно с органами ФСБ и прокуратуры провело проверку духовно-образовательных учреждений. Основным нарушением в деятельности духовно-образовательных учреждений было осуществление деятельности без соответствующей лицензии. По итогам проверок этим учреждениям были направлены предупреждения, а в отношении духовно-образовательного института имени Абдулкадира Гелани в Верховный суд были направлены материалы на ликвидацию. Данное учреждение ликвидировано.

    Представитель Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммадвакиль Султанмагомедов в своем выступлении сказал, в частности, следующее: «Сегодня представители ваххабизма устраивают детей в наши вузы. Пока они учатся, привлекают к этому своих однокурсников. Через пять лет эти ребята придут работать в суды, прокуратуру, правоохранительные органы. Некоторые говорят, что если они не будут брать в руки оружие, пусть существуют. А ваххабиты говорят, что только они правы, всякий, кто с ними не согласен, подлежит уничтожению. Распространяя свою идеологию, они без единого выстрела возьмут государство, а потом поставят вопрос об отделении от России. Ради этого им и платят - основной целью является разрушение России».

  •     Сайт IslamDag.Ru сообщил 29 сентября об убийстве алима Нурмагомеда Гаджимагомедова.

    59-летний богослов, направлявшийся в мечеть в селении Губден Карабудахкентского района Дагестана на намаз, был расстрелян по дороге. Как сообщают правоохранительные органы, по предварительным данным, убийц было трое.

    Нурмагомед Гаджимагомедов был одним из активных противников экстремизма и ваххабизма. Руководство ДУМД выразило глубокое соболезнование семье и близким погибшего.

  •     Сайт «Кавказский узел» сообщил 30 сентября о том, что в МВД Дагестана предполагают, что убийство в Губдене служителя местной мечети могло быть ответом на посещение села министром МВД РД Адильгереем Магомедтагировым и его резкие высказывания в адрес местных экстремистов.

  •     Сайт «Кавказский узел» сообщил 29 сентября о том, что похороны Нурмагомеда Гаджимагомедова в Губдене переросли в митинг.

    Проститься с одним из самых авторитетных религиозных деятелей в Карабудахкентском районе пришли практически все жители села, а также жители других сел. Они убеждены, что убийство совершено на почве религиозной ненависти участниками незаконных вооруженных формирований. Похороны перешли в стихийный митинг.

    «Нурмагомед Гаджимагомедов был ученым арабистом, окончил исламский университет в Самарканде, преподавал в местном медресе, - сообщает корреспондент «КУ». - После недавнего покушения в Губдене на местного участкового милиции Гаджимагомедов на митинге жестко осудил преступников, которые скрываются в окрестных лесах».

  •     ИА «Север-пресс» сообщило 25 сентября об открытии молельного дома для мусульман в поселке Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого АО.

    Строительство молельного дома стало возможным с приездом в поселок нового имама. Администрация пошла навстречу религиозной общине и выделила здание. Молельный дом еще не до конца обустроен, но службы в нем уже проводят. Первая состоялась накануне священного для мусульман месяца Рамадан.

  •     Газета «Завтра» опубликовала в №39 от 26 сентября в рубрике «Исламская мозаика» сообщение о том, что книжное издательство «Барс» готовит к печати издание «Современный ислам России в лицах и деяниях».

    Эта энциклопедия соберет биографии выдающихся мусульман России и рассказы об их деятельности в области исламского просвещения и меценатства.

    Выпуск энциклопедии запланирован на начало 2008 года. Предполагается, что богато иллюстрированная книга будет содержать свыше семисот страниц. Часть средств, вырученных от реализации издания, пойдет на благотворительные цели, в том числе на ремонт и реконструкцию Московской соборной мечети.

    Газета «Газета» опубликовала 27 сентября заметку «Кадыров призвал улучшить питание чеченских заключенных».

    В ней рассказывается о посещении президентом Чечни Рамзаном Кадыровым следственного изолятора №1 в Ленинском районе Грозного. Обращаясь к заключенным, Р. Кадыров отметил, что, несмотря на то, что они находятся под стражей, они все являются «гражданами великой страны и мусульманами, а значит, просто обязаны быть законопослушными и соблюдать все предписания ислама».

  •     Сайт IslamNews сообщил 24 сентября о подписании соглашения, регламентирующего вопросы национальной политики в Республике Карелия.

    В нем участвовали администрация г. Петрозаводска, МВД республики, Управление Федеральной миграционной службы по РК и национальные и религиозные общественные объединения.

    Мусульманскую общественность представляли карельские общественные организации «Исламское просвещение», Общество карело-арабской дружбы, Общество вайнахской культуры. Ответственным исполнителем по реализации Соглашения со стороны «Исламского просвещения» назначена Фатима Вебер.

    Такие медресе уже есть в нескольких территориях Южного Урала, однако не везде для них отведено специальное помещение – преподавание часто ведется на дому. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в пресс-службе администрации Еманжелинска, в медресе уже хотят учиться и молодые, и пожилые люди.

  •     Сайт IslamNews сообщил 29 сентября об открытии Шатера рамадана у Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве.

    Церемония открытия Шатра рамадана состоялась 28 сентября. На ней присутствовали посол Турецкой республики в РФ, послы стран СНГ, представители мэрии Стамбула, чиновники правительства Москвы, депутаты Госсовета Татарстана, духовные лидеры других конфессий.

    Каждый день до конца месяца поста в Шатре будут проводиться ифтары, где каждый постящийся сможет бесплатно отведать блюда традиционной турецкой кухни. Шатер - подарок мэра Анкары. Организатором праздничных вечеров выступил фонд «Надежда» совместно с Советом муфтиев России, мэрией Москвы и мэрией Анкары.

    Во время ифтаров будут читаться лекции на духовные темы, выступят творческие коллективы, прозвучат исламские песнопения и мусульманская поэзия. Также будут демонстрироваться видеоролики о хадже, рамадане, Ночи могущества. Перед гостями Шатра выступят общественные деятели, гости-мусульмане из других стран.

    Присутствовавший на вечере заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин сделал акцент на том, что совместное проживание мусульман и христиан помогает нашим общинам раскрыться как верующим. «Убежден, что все возможности, которые есть у православных, должны быть и у мусульман. Ссорить верующих разных конфессий выгодно только тем, кому чужда нравственность», - подчеркнул протоиерей.

    Председатель Конгресса еврейских религиозных общин России Зиновий Коган отметил, что евреям стоит поучиться у мусульман упорству, как и тому, что для последователей ислама вера не ограничивается стенами мечети.

  •     Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 27 сентября о том, что глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков выступает за увеличение числа исламских культовых сооружений, которые имели бы статус памятника федерального значения.

    «Сегодня около сотни мусульманских памятников федерального значения. Это небольшая цифра, их должно быть гораздо больше», - сказал он по итогам подписания договора о сотрудничестве с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. Б.Боярсков отметил, что памятники, связанные с исламской культурой, «нужно сохранять в надлежащем виде».

    В свою очередь муфтий Р.Гайнутдин отметил, что мусульманские памятники, которые имеют не только религиозное назначение, но являются также памятниками истории, культуры, «нуждаются в сохранении и защите государства».

  •     Сайт IslamNews сообщил 28 сентября о том, что в городе Киселевске Кемеровской области избран новый имам-хатыб соборной мечети. Им стал известный сибирский общественный деятель Салават Кучумов.

    Это событие произошло в связи с тем, что теперь уже бывший имам Амин-хазрат уехал на постоянное место жительства в Татарстан.

    С. Кучумов возглавляет областную общественную организацию «Здоровая жизнь», является управляющим делами Казыятского управления ДУМ АЧР по Кемеровской области. Кучумов участвовал в работе Казыятского управления в исправительных учреждениях области. Однако полтора года назад ГУФСИН по Кемеровской области перестал заключать договор с местным казыятским управлением, фактически закрыв имамам доступ в колонии.

  •     Сайт IslamNews рассказал 28 сентября о том, как в Соборной мечети Москвы встретили пятигорского имама Антона Степаненко.

    Антон пришел на пятничный намаз и, по его словам, совершенно не ожидал, что глава ДУМЕР и имам Соборной мечети Равиль Гайнутдин с трибуны тепло поприветствует его и выразит ему благодарность за вклад в духовно-нравственное возрождение российского общества. Равиль Гайнутдин заявил о своей солидарности с имамом, отметив, что вместе со всей уммой сопереживал узнику совести и молился за его благополучие. По словам Гайнутдина, он обращался в органы прокуратуры с ходатайством об освобождении Антона, будучи уверенным, что Степаненко был арестован по надуманному обвинению.

    Прихожане отреагировали на слова Гайнутдина многократным: «Аллаху Акбар!» После окончания намаза они окружили Антона, каждый стремился пожать ему руку и поздравить «с победой».

    По завершении пятничной службы Р. Гайнутдин пригласил А. Степаненко в свой рабочий кабинет. В беседе с пятигорским имамом глава ДУМЕР еще раз поддержал бывшего узника и пообещал оказать ему необходимую помощь. Гайнутдин отметил заслугу российской уммы, которая, консолидировавшись, боролась за освобождение своего единоверца, защищала его честь и достоинство, что позволило одержать эту беспрецедентную в истории современной России победу. Особо теплые слова прозвучали в адрес матери Антона Ирины Борисовны, которая не только выдержала мощный психологический прессинг со стороны недоброжелателей и правоохранительных органов, но и проявила незаурядную активность в деле освобождения сына.

  •     Сайт Совета муфтиев России сообщил 28 сентября о том, что подготовлен и в конце октября будет подписан договор о сотрудничестве по открытию первого медицинского центра для лиц, исповедующих Ислам.

    Этот договор между СМР  и сетью многопрофильных поликлиник «Цена Качество» позволит создать оптимальные условия для лечения пациентов, исповедующих Ислам. Ожидается, что первая поликлиника, предоставляющая медицинские услуги мусульманам, откроется в Москве в ноябре этого года.

    Совет муфтиев России согласно договору будет оказывать центру информационную поддержку, а также привлекать  производственные и интеллектуальные ресурсы, содействовать  в подборе кадров, отстаивать интересы и оказывать поддержку развитию центра на всей территории РФ.

  •     РИА Новости сообщило 26 сентября о том, что, по информации российских мусульманских лидеров, число прихожан в российских мечетях по случаю Рамадана в этом году по сравнению с прошлыми резко возросло.

    По мнению первого заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман, муфтия Чувашии Альбира Крганова, это свидетельствует о духовном росте мусульманской общины России. «В мечети перестали ходить псевдорелигиозные люди и лицемеры», - отметил он.

    Возросшую религиозную грамотность последователей ислама отметил руководитель отдела по работе с местными религиозными организациями Духовного управления мусульман Европейской части России Арслан Садриев. По его мнению, «количественный рост прихожан столичного региона объясняется и тем, что в Москву приезжают единоверцы из Татарстана, Башкортостана или Северного Кавказа».

    «Вполне очевидно, что прихожан в мусульманских храмах стало больше из-за стабильности в обществе, экономического благополучия и уверенности в завтрашнем дне», - отметил муфтий Чеченской республики Султан Мирзоев.

  •     РИА Ura.Ru сообщило 25 сентября о том, что в Челябинске отложено до 15 октября судебное слушание по делу активистов местной ячейки «Хизб ут-Тахрир».

    Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе Центрального городского суда, слушание отложено на столь долгий срок из-за большой загруженности суда. 25 сентября в мировом суде Челябинска состоялось заседание по делу экстремистов, на котором были допрошены свидетели. На следующем слушании суд вновь запланировал допрос свидетелей.

    Как сообщалось ранее, на скамье подсудимых находятся Муса Дмитриев, Исмаилжан Тиланбаев и Тимур Фазылов. Они обвиняются по части 2 статьи 282.2 УК РФ «Участие в деятельности экстремистской организации».

    По версии следствия, подсудимые на протяжении 2006 года, вплоть до своего задержания, были активными деятелями ячейки «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». Они пропагандировали идеи организации на территории Магнитогорска, распространяли запрещенную литературу, вели работу по привлечению в организацию новых членов.

  •     Сайт «Ислам.Ру» сообщил 24 сентября о том, что днем ранее на старинном мусульманском кладбище в Верх-Исетском районе Екатеринбурга прошел субботник, организованный татарской молодежной общественной организацией «Яшен» при Национально-культурной автономии татар Свердловской области.

    Несколько десятков человек собрали пожухшую траву и накопившийся мусор, отчистили старинные памятники, покрасили забор, вывезли на свалку грузовик отходов.

    Мусульманское кладбище Екатеринбурга появилось во второй половине XIX века. Здесь похоронены известные деятели города из числа последователей Ислама, в том числе представители купеческой династии Агафуровых, построившие в городе мечеть и финансировавшие религиозные образовательные учреждения.

    «Ислам.Ру» напоминает, что в прошлом году несколько десятков могил на кладбище пострадало от рук вандалов. Сейчас оно находится под опекой Казыятского управления мусульман Свердловской области. Рассматривается вопрос о том, чтобы превратить его в мемориальный комплекс.

  •     Сайт «Ислам.Ру» сообщил 26 сентября об открытии интернет-сайта, посвященного мусульманам Воронежа.

    Автором идеи стал новообратившийся воронежский мусульманин Камаль Антон Евстратов. Сайт www.islamicvoronezh.info назван «виртуальной мечетью Воронежа» (в городе нет мечети). По данным ресурса, население Воронежа составляет около миллиона человек, из которых, по различным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек исповедуют Ислам. Большинство воронежских мусульман - иммигранты из стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Южного Кавказа. Значительную часть мусульманского населения города составляют иностранные студенты, прибывающие из арабских стран на учебу в воронежские вузы.

  •     Сайт «Ислам.Ру» сообщил 28 сентября о том, что  11-13 декабря этого года в Москве состоится международная конференция «Мир Ислама: история, общество, культура».

    Ее организует Российский государственный гуманитарный университет при поддержке Фонда Марджани.

    Ожидается, что к участию в конференции будут привлечены историки, этнологи, лингвисты, литературоведы, философы, религиоведы, политологи, социологи, специалисты смежных областей. Работа будет вестись по секциям: «Проблемы изучения классического исламского наследия», «Ислам в России и на евразийском пространстве: имперское наследие и современные проблемы», «Большой Ближний Восток и Ислам в глобальном мире в XX и XXI вв.».

    Наряду с этим в рамках конференции планируется провести международный симпозиум «Египет, Ближний Восток и Россия» и два круглых стола: «Мусульманское богословие и вызовы современности» и «Исламская экономика: тенденции и перспективы».

 

Подготовил Рустам Шакиров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/831/">ISLAMRF.RU: Мониторинг 24-30 сентября 2007 года</a>