RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 1 – 7 октября 2007 года

18.10.2007 11:36

Предлагаем Вашему вниманию обзор электронной и печатной прессы регионов Приволжского федерального округа

«Дума отменяет православную культуру и краеведение» - так озаглавила один из своих материалов газета «Известия» (Клин Б. Дума отменяет православную культуру и краеведение //Известия, 2007. – 4 октября). Речь идет о состоявшемся 3 октября обсуждении в Госдуме законопроекта, исключающего из школьной программы «Основ православной культуры» и ряда других предметов.

В ходе дискуссии выяснилось, что против законопроекта выступил Государственный совет Татарстана. Председатель комитета по культуре, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев сообщил «Известиям»: «У нас в качестве регионального компонента изучают национальные языки и национальную литературу, и не только татар, но и других народов. Есть краеведческие предметы». Валеев не исключает обращения Госсовета в Конституционный суд.

Необходимо заметить, что это же издание еще 12 сентября выступило с яростной защитой ОПК (Ямпольская Е. Жизнь без основы // Известия, 2007. – 12 сентября) утверждая, что «отвернуться от ОПК  - значит поставить под удар собственное будущее». Тут же говорилось: «Мы потеряли огромную долю взрослого населения – они скорее всего из пьянки не вылезут».

Е.Ямпольская, побывавшая на уроке ОПК в городе Энгельс Саратовской области, нашла мусульман, которые  якобы обеими руками «за» введение нового предмета. «Родители-мусульмане не только не протестуют  - всячески поощряют детей ходить на ОПК: «Своей религии мы их дома научим, но они в России живут и должны знать традиции страны»,- пишет она.

• В очередном номере всероссийской мусульманской религиозной газеты «Иман» («Вера») опубликованы два материала оригинального характера. В одном из них, опубликованном под рубрикой «Жомга вагэзе» («Пятничная проповедь») первый заместитель муфтия РТ Валиулла-хазрат Якупов рассказывает о Кадер киче (Ночи предопределения), который выпадает на последние дни месяца Рамазан (Ягъкуб В. Кадер кичэсе турында // Иман, 2007. - №18 (366). - сентябрь). Валиулла-хазрат говорит об особой значимости этой ночи, которую необходимо проводить бодрствуя и в молитвах. На счет точной даты Кадер киче существует несколько мнений. Автор материала подробно рассказывает о тех вариантах, которые бытуют среди мусульманских ученых. Чтобы понятнее объяснить важность этого дня, Валиулла-хазрат, сравнивает его с теми дарами, которые раздавали в былые времена правители после восхождения на трон, или советскими премиями, которые полагались рабочим и служащим перед праздниками. Кадер киче – это то же премия и награда от Аллаха и надо уметь воспользоваться ею – к такой мысли он приходит.

• В этом же номере он рассказывает о жизни и деятельности известного мусульманского богослова средневековья Имаме Газали (Ягъкуб В. Имам Газали // Иман, 2007. - №18 (366). - сентябрь).

• Газета публикует традиционную колонку, в которой сообщается о пожертвованиях, которые внесли мусульмане на реконструкцию одной из старейших казанских мечетей – Апанаевской, в которой Валиулла-хазрат Якупов состоит имам-хатыбом (Садакаларагыз кабул булсын! // Иман, 2007. - №18 (366). - сентябрь). Основная сумма подаяний – 100-200 рублей. Есть и такие, кто отдал по нескольку тысяч рублей. Например, Зульфия Фатхуллина пожертвовала мечети всю свою месячную пенсию (3500 рублей).

Газета «Муслима» («Мусульманка») выходит с номером, посвященным прошедшему в Казани 12-13 сентября форуму «Женщины в XXI веке: семья и общество». На первой странице издание публикует речь министра культуры РТ Зили Валеевой, с которой она выступила на форуме. В этом же номере публикует свою речь и председатель Республиканской общественной организации женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина, которая по словам З.Валеевой  «была инициатором организации форума» (Эдиатуллина Э. Эхлак узэнендэ нилэр бар? // Мослимэ, 2007. – №9 (117). – сентябрь). В своем выступлении она подробно рассказывает о том как развивалось в Татарстане движение женщин-мусульманок. Приводит примеры о наиболее удачных акциях (разрешение на фотографирование на паспорт в платках, снос властями пивбара «Раки» под Казанским кремлем, напротив мечети «Кул Шариф», выступления против игровых автоматов и безнравственной рекламы и т.д.).

Издание Центра исламской культуры «Иман» газета «Вера» (№9) публикует два выступления первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова, которые были озвучены на разных конференциях, состоявшихся в последнее время. Одно из них посвящено истории исполнения хаджа в Поволжье и прозвучало на Международном семинаре «Хадж – прошлое и настоящее» (28-31 августа 2007).

Валиулла-хазрат начинает с экскурса в историю.

 «Появление обычая исполнения хаджа увязано с моментом начала исламизации татар. Обычно принято считать датой официального принятия Ислама у татар 922 год — время прибытия делегации из Аббасидского халифата. Однако в современной науке нет устоявшегося мнения на этот счёт, т.к. есть сведения о распространении Ислама среди булгар периода Приазовья, в середине 7 века, более того, неоспоримо, что в Хазарском Каганате значительный процент населения состоял из мусульман, а Ислам там в 737 году даже объявлялся государственной религией.

Таким образом, и историю хаджа среди татар, видимо, надо отсчитывать с этих ранних 7-8 веков. Хотя понятно, что по этой теме сохранилось очень мало внятных исторических источников. Тем не менее очевидно, что хадж неразрывно связан с историей последующих татарских государств - Волжской Болгарией, Золотой Ордой и Казанским ханством», - пишет он.

После того, как Казанское ханство было покорено русским государством, совершение хаджа стало невозможным. «И лишь с легализацией Ислама в конце ХVIII века, когда по настоянию османского халифы были созданы муфтияты в России, совершение хаджа вновь стало легально возможны», - считает автор выступления.

В те годы совершение хаджа, сопряженное с многими сложностями, было редким явлением, притом крайне дорогостоящим мероприятием, поэтому хадж не носил массового характера. Хадж совершался небольшим количеством людей, поэтому не было особой нужды в его организационном попечении со стороны Оренбургского магометанского духовного собрания, которое практически обращалось к тематике хаджа очень редко, лишь в связи с закрытием российских границ при возникновении эпидемий чумы в восточных странах, когда становилось невозможным выехать за границы России, в том числе и совершить хадж. Например, в 1897 году при появлении чумы в Индии муфтий М. Султанов обратился к имамам и ахунам с воззванием передать совет желающим совершить хадж в том году перенести его на следующий год.

В 1900 году со стороны Комиссии о мерах по предупреждению и борьбе с чумной заразой были приняты специ­альные правила для паломников 1901 года, которые обязывали российских Хаджиев выезжать в паломничество только морским путем через черномо­рские порты и возвращаться только че­рез порты Феодосии и Батума, т.к. в них были оборудованы дезинфекционные пункты. Это решение комиссии до му­сульманского духовенства довёл до сведения также муфтий ОМДС М. Сул­танов в своем циркулярном письме № 100 от января 1901 года.

Первым российским муфтием, который совершил хадж официально с разрешения правительства, был М. Султанов, до него муфтии совершали их в частном порядке. На этот раз он осуществлялся по государственным канонам: российским консульским учреж­дениям было дано указание обеспечить муфтия необходимой охраной и оказать ему содействие», - пишет Валиулла-хазрат Якупов.

Согласно данным автора материала, в советский период резко сокраща­ется выезд в хадж. По словам А. Беннигсена, только от 30 до 40 тщательно отобранных паломников, обычно это сотрудники четырёх ДУМ, едут в хаджа. Одной из ярких исторических поездок в этот период было паломничество муф­тия Р Фахрутдина в 1936 году и его участие в Международном исламском конгрессе.

С 1990 года происходит настоящий прорыв, хадж становится массовым явлением.

Восстановление хаджа как факта, ритуала становится популярным не только среди рядовых граждан, но и среди политиков, руководителей республики. И это естественно, ведь статус хаджи высоко почитается среди верующих.В святых местах Ислама побывали Президент РТ, Председатель Госсовета, представители научной и культурной интеллигенции.

В этом же номере газеты «Вера» публикуется выступление «Особенности суфизма в Поволжье» Валиуллы-хазрата Якупова на III Хансаваровских чтениях, состоявшихся в селе Новые Зимницы Ульяновской области 9 сентября 2007 года.

«Ислам у татар пронизывал все слои общественной жизни, от бытовой повседневной до интеллектуальной, в этом безусловная заслуга суфийских традиций, их стремления к максимальному достижению следования сунне, пророческому образцу. В нашем народе исторически преемственно были распространены две школы суфийского богопознания — тарикаты Ясавия и Накшбандия, которые отличаются особой приверженностью суннитскому Исламу, выставляя условием членства в своих орденах неукоснительное соблюдение всех требований шариата именно в его чистом суннитском понимании. Эти ордены стали для нас поистине передовыми отрядами и хранителем чистоты и прозрачности пророческого варианта Ислама, выставив надежный барьер проникновению к нам сектантских извращений Ислама.

В формировании менталитета татар особую значимость сыграл Ислам, это очевидная аксиома, но не меньшей аксиомой является то, что этот Ислам был суфийским. Вот почему все наши ментальные архетипические особенности базируются на ценностях суфизма. Вот почему в процессе идущего теперь воссоздания своей духовности нам просто необходимо учитывать этот компонент нашей культуры, опереться на его аксиологические установки», - отмечает в своем выступлении Валиулла-хазрат Якупов.

Его выступление не обходится уже ставшей традиционной критики в адрес ваххабитов: «Такая вера и способствует возникновению в ваххабитской среде бескрайнего насилия, неуважения к человеческой жизни, антигуманного до бессмысленности, однако такие практические выражения ваххабитского поведения не случайны, они детерминированы их акыдой, верой в греховную до подлости сущность людей, недостижимость для них святости. Распространение среди татар именно суфийского способа религиозности показывает высоту их понимания сущности Ислама, изначальное стремление к полноте богоощущения, тотальности богопоклонения, охвата этим поклонением всей человеческой жизни до конца, без остатка».

По мнению автора материала распространение суфизма среди татар привело к появлению и такого феномена как дервишество, о распространенности его свидетельствует наличие, например, слободы Дербышки в Казани. В советские годы было накоплено определённое негативное отношение к этому явлению по причине его религиозного происхождения, хотя очевидно что это был в основе нравственный феномен, стремление людей к моральному совершенству подвигало их к такому методу поиска истины, самовоспитания через странничество. Причём впоследствии при достижении определённого уровня духовного багажа дервиши внедряли в народ культуру и нравственность Ислама. Они занимались самым главным — индивидуальной, сокровенной работой с людьми, были отдушиной для замкнутых по сути татарских общин, становились возможностью для татар вести глубокодуховные, исповедальные беседы, они несли таким образом в самую гущу народа, в самые дальние периферийные окраины и уголки идеи мусульманского милосердия, гуманизма.

Обычно, дервиши — это умудренные духовные личности, побывавшие во многих центрах мусульманских учености, обучавшиеся у разных авторитетов, аккумулировавшие в своей памяти духовные стихи, песнопения, часто и сами могущие их создавать, и самое главное знатоки множества притч, поучительных историй и легенд.

Он сожалеет о том, что этот духовный феномен пока не получил комплексного специального исследования. «Пользуясь случаем, хочу обратить внимание научной татарской общественности в настоятельной потребности научного и эстетического изучения феномена дервишества у татар», - пишет первый заместитель муфтия ДУМ РТ.

Он также полагает, что пребывание в миру, небоязнь его делала суфийское миропонимание татар деятельным, подвигала их к улучшению окружающей действительности. Как известно, движение джадидизма связано с именами подвижников, суфийских шейхов Г. Баруди, Зайнуллы ишана Расулева, Ш. Марджани, которые основали новометодные медресе, написали новометодные учебники, воспитали поколения татарской интеллигенции. Именно приверженность к этой идеологии сделала их социально активными.

«Таким образом, татарам в их умеренном суфизме удалось соединить в человеке идеальное и действительное, небесное и земное, примирить тенденции полного ухода из мира и полного погружения в мир. Такое миропонимание в татарской религиозности, не сводя её лишь к примитивному обрядоверию, развивало интеллектуальные формы Ислама при опоре на традиционный классический шариат. Стремление к святости у татар обуславливалось смирением, подчинением шариату, традиции, без чего не мыслилось духовное становление человека. Верность этого подхода показали последующие события, когда исход из этой духовной традиции привел к победе соблазна перекроить шариат под себя, вместо того чтобы изменять себя под Божественные установления. Греховная деятельность разноликих сектантов от ваххабитов до лжеджадидов подтверждает верность этого», - делает резюме автор выступления.

К делу «нурсистов», которое, как известно, было инициировано из Татарстана, возвращается 3 октября «Независимая газета» . В статье говорится о том, что Российский МИД, как обычно, достаточно жестко отреагировал на ежегодный доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания в странах мира, опубликованный в середине сентября. В комментарии департамента информации и печати МИД РФ, распространенном 19 сентября, говорится следующее: «Знакомство с текстом нынешнего доклада создает впечатление о неком стандартном наборе претензий, переходящих из одного доклада в другой. Документ составлен в традиционном – политически ангажированном и тенденциозном – ключе. Содержащаяся в нем фактура подобрана таким образом, чтобы гипертрофировать проблемы верующих в одних странах и подретушировать ситуацию в других».

«Вот уже несколько лет Госдепартамент США обвиняет российские власти и ФСБ в неоправданном преследовании некоторых мусульманских организаций, деятельность которых рассматривается как угроза безопасности России, - пишет газета. - В 2007 году российское правосудие дало американцам новый повод для скепсиса: Коптевский районный суд Москвы 21 мая постановил считать экстремистскими сочинения турецкого богослова Саида Нурси 18 сентября Московский городской суд оставил этот приговор без изменения. В докладе Госдепа приводится позиция главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и Уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина, критически воспринявших это судебное решение.

Наблюдатели из Госдепа называют Саида Нурси «турецким богословом-пацифистом». Между тем его сочинения являются программными для движения «Нурджулар», которое с 1990-х годов создает на территории РФ собственные образовательные учреждения. В спецслужбах России к так называемым нурсистским колледжам относятся с большой подозрительностью, утверждая, что молодежь в них воспитывается в духе пантюркизма и лояльности Турции. В свою очередь, лидер «Нурджулар» Фейтхулла Гюлен в настоящее время проживает в США. Американские власти рассматривают его как яркого представителя «умеренного Ислама», продвижением которого они озабочены с 2001 года».

письмо Ширияздана Гарипова из Рыбно-слободского района РТ (Гарипов Ш. Балалар да ураза тота // Ватаным Татарстан, 2007. – 5 октябрь) в котором он поднимает вопрос нравственно-религиозного воспитания подрастающего поколения, в руках которого «будущее нашей религии». Он считает, что, несмотря на то, что религия не преподается в школах, этот вопрос нельзя пускать на самотек и заниматься преподаванием основ религии необходимо в свободное от учебы время. Прежде всего, в семье. Именно так поступает автор материала в своем родном районе, где учащиеся школ с самого раннего возраста приучаются любить и понимать свою религию. И поскольку таких, религиозных детей и подростков становится все большее и больше, религиозные деятеля должны уделять им самое пристальное внимание.

• В этом же номере газеты Даут Ихлас размышляет о месяце Рамазан и последующем празднике, который отмечают мусульмане по случаю завершения месячного поста (Ихлас Д. Рамазан мирасы // Ватаным Татарстан, 2007. – 5 октябрь). Суть его мысли заключается в следующем: во время поста, а особенно во время празднования надо оставаться скромными, избегать излишеств во всем и не делать из праздника карнавала, как это происходит, например, в Латинской Америке.

Ахнаф Абдуллин на страницах газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») высказывает свое недоумение тем, что некоторые пожилые люди отказываются соблюдать пост в месяц Рамазан, объясняя это болезнями или немощью (Абдуллин Э. Моселманлыгыбызны раслыйк, жэмэгать // Шэhри Казан, 2007. – 5 октябрь). Он полагает, что эти пожилые люди, наоборот, должны хорошо переносить уразу, поскольку они сами прекрасно знают, что такое голод и лишения. Он приводит пример своих родителей, которые даже в тяжелые годы войны строго соблюдали мусульманский пост, несмотря на то, что в те годы он приходился на жаркие летние месяцы.

Набережно-челнинская газета «Ислам нуры» («Свет Ислама») в своем последнем номере рассказывает об открытии 21 сентября новой мечети в 10-й колонии, которая расположена в городе Менделеевске РТ (Тоткыннар очен // Ислам нуры, 2007. - №17 (405). - сентябрь). Как сообщает автор материала, в настоящее время мечети действуют в четырех колониях Татарстана. Процесс строительства идет в исправительных учреждениях, расположенных в Пановке и Нижнекамске – в остальных местах действуют молельные комнаты. 

В рамках программы «Ифтары в колониях» помощник муфтия РТ по работе с осужденными Мурад Кудакаев посетил колонии Республики Татарстан, передает Islamnews . В целом во всех колониях республики проводятся ифтары.

В Казани готовится к выпуску аудио-версия книги Рашиды Исхаковой «Намаз уку тартибе» для слепых мусульман. Инициатором этого проекта выступила ведущий специалист Управления благотворительности фонда «Идель-Хадж» при Духовном управлении мусульман Татарстана Малика Гельмутдинова.

Как сообщили Ислам.Ру  в пресс-службе казанской мечети «Сулейман», где несколько лет ведется работа с незрячими последователями Ислама, уже начат выпуск аудио-версии газеты «Ислам-info». По мнению сотрудников управления, подобные издания «просто необходимы» в виду отсутствия элементарной литературы по основам Ислама и исламской нравственности для незрячих мусульман.

Первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов принял участие в работе I Европейского русского форума "Русскоязычное сообщество Европы и его роль в отношениях ЕС-Россия", который состоялся 1-2 октября в Брюсселе, - сообщает 4 октября сайт центра «Иман» http://imancentre.ru/. Мероприятие состоялось в здании Европарламента, одним из организаторов выступила единственный депутат ЕП русской национальности Татьяна Жданок. Валиулла-хазрат выступил на пленарной сессии. Его выступление также публикуется на сайте Центра исламской культуры «Иман» .

Этот же источник  сообщает о том, что муфтий РТ Гусман-хазрат Исхаков примет участие в ифтаре, организуемом Всемирным конгрессом татар. Вечер разговения состоится 9 октября в НКЦ "Казань". В нем примут участие обучающиеся в Казани татарские студенты из Китая, а также представители интеллигенции.

• В эти дни пять выпускников РИУ отправятся  в Турцию для продолжения образования, передает ИА «Татаринформ» . Они будут обучаться в магистратуре Анкарского университета по направлениям: исламское право, история религий и др. предметам. Но до начала обучения им необходимо будет пройти языковой курс по изучению турецкого языка.

Ректор Российского исламского университета, доктор политических наук Рафик Мухаметшин подчеркнул важность государственной аккредитации исламских учебных заведений.

"Выпускать даже самых глубоко подготовленных мусульманских богословов без госдиплома с нашей стороны было бы даже не совсем нравственно. Для светского поликонфессионального общества они окажутся людьми со средним образованием, вне зависимости от глубины знаний", - заявил Р.Мухаметшин в интервью "Интерфаксу" .

По словам ректора Российского исламского университета, его выпускники "должны найти свое место в российском обществе, а для этого, безусловно, необходим диплом государственного образца".

Р.Мухаметшин сообщил, что задача получения дипломов государственного образца уже практически решена РИУ: на коллегии в октябре руководство университета надеется получить от государства соответствующее разрешение.

"Таким образом, РИУ фактически стал первым мусульманским вузом России, который подошел к аккредитации", - отметил собеседник агентства.

В числе важных задач РИУ его ректор выделил также подготовку мусульманской интеллигенции.

"Для поликонфессионального общества очень важно, чтобы были люди, которые могли бы снять недопонимание вокруг Ислама и в какой-то степени смягчить исламофобские настроения", - полагает Р.Мухаметшин.

По его мнению, когда подготовленные люди своими знаниями "способствуют укреплению восприятия мусульман как нормальных членов общества, радикальное, экстремистское отношение к Исламу снижается". Таким образом, считает Р.Мухаметшин, "исламская интеллигенция выполняет еще и более широкую задачу социальной стабилизации".

• Как передает ИА «Татаринформ»  на минувшей неделе в доме-интернате для умственно отсталых детей, расположенном в районе Дербышки Казани, состоялось освящение молитвенной комнаты. По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия чин освящения совершил настоятель Крестовоздвиженского храма Казани игумен Питирим (Рыбанин).

Это событие стало возможным благодаря подписанному в 2006 году соглашению о сотрудничестве между Казанской епархией, ДУМ РТ и Министерством здравоохранения Татарстана, сообщается на официальном сайте Казанской епархии.

В этот же день в интернате состоялось открытие молитвенной комнаты и для детей-мусульман. В ней созданы удобные условия для желающих помолиться. Благотворительный фонд «Идель-Хадж» помог интернату в этом.

Фонд занимается не только дежурной раздачей подарков, но работает со своими подопечными постоянно. Лучшие студенты исламских вузов не только преподают им основы Ислама, но и разучивают с детьми мунаджиты, народные песни, ставят самодеятельные спектакли.

«Мы уже не первый год работаем с такими детьми»,- рассказал Ильдар Баязитов, председатель приходского совета мечети «Сулейман», корреспонденту ИА «IslamNews». «Многие дети, находящиеся в подобных интернатах с тяжелыми диагнозами, находятся в глубоком стрессе от пережитых бед. Например, кто-то из них был свидетелем убийства на пьяной почве отцом матери, естественно, им тяжело прийти в себя. Но, наши сотрудники, проявляя терпене занимаются с детьми. У многих идет положительная динамика в выздоровлении. В таких случаях медицина бывает бессильна, а любовь и доброта могут справиться», - сказал он.

1 октября в казанском кинотеатре «Мир» открылся I фестиваль израильского кино. В рамках кинофестиваля, организованного Министерством культуры РТ, Посольством Израиля в РФ и ГУ «Татаркино», в течение 5 дней казанцы увидят 7 лучших израильских фильмов последних лет.

Как сообщает «Татаринформ» , перед торжественным открытием кинофорума с журналистами встретились полномочный министр Посольства Государства Израиль в России Юваль Фукс и руководитель сектора развития кинематографии и фотоискусства Министерства культуры Татарстана Светлана Юнусова.

По словам господина Юваля Фукса, 1000-летняя Казань – историческое место, которое объединяет многие народы и национальности, так же, как и Израиль. «Кино и телевидение – это один из тех путей, который дает возможность другим странам и национальностям узнать культуру народов Казани», – сказал Юваль Фукс, добавив при этом, что сегодня, знакомясь со столицей Татарстана, побывал в храмах различных конфессий.

Министр выразил слова благодарности в адрес Президента РТ – «за его отношение к еврейской общественности, за вклад в развитие общины». «Я успел услышать от помощников Президента о евроисламе, о важности тесных контактов между национальностями, между общинами, – добавил господин Фукс.

30 сентября в воскресной школе «Ихсан», существующей на базе медресе «Махинур», состоялось открытие нового учебного года, сообщили корреспонденту ИА IslamNews  в пресс-службе Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода. На торжественной части выступил председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов, директор медресе «Махинур» Абдулбари-хазрат Муслимов, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир-хазрат Мухетдинов.

В новом учебном году в воскресной школе будут преподавать квалифицированные педагоги с высшим религиозным образованием, что позволит ученикам иметь более высокий уровень знаний. Сейчас в «Ихсане» обучается несколько взрослых и детских групп по разным программам, составленным с учетом возрастных особенностей учеников. В этом учебном году открылись сразу нескольких филиалов школы «Ихсан»: на территории нижегородской Соборной мечети на площади Сенной, в пансионате «Волга» в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, в Дзержинске. Сотрудник пресс-службы ДУМНО сообщил корреспонденту ИА IslamNews: «7 октября запланировано открытие еще одного филиала воскресной школы «Ихсан» в городе Бор, чему мусульмане города несказанно рады, так как в Боре отсутствует даже мечеть. Для мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области открытие филиалов воскресной школы «Ихсан» стало настоящим подарком в месяц Рамадан».

13 октября в ДК ГАЗ состоится благотворительный концерт, приуроченный к окончанию Священного месяца Рамадан и 20-летию деятельности председателя Духовного управления мусульман Умара-хазрата Идрисова, сообщает сайт нижегородских мусульман «Ислам в Нижнем Новгороде» .

В концерте примут участие народная артистка Татарстана Зухра Сахабиева-Бегичева, а также молодые эстрадные звезды из Казани. В фойе Дома культуры будет проходить выставка-продажа татарской национальной выпечки и фотовыставка работ Сании Албутовой.

Этот же электронный ресурс  предлагает провести Ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр), которая в этом году приходится на ночь с 8 на 9 октября в Нижегородской соборной мечети. В программу помимо молитв и общения входит прослушивание лекций на следующие темы: ««Правила и достоинства игтикафа – благочестивого пребывания верующих в мечети. Садака аль-фитр. Ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр)», «Лучшие из деяний, те, которые постоянные», «Коран — это руководство и исцеление» и др.

В течение всего Священного месяца Рамадан в нижегородской  соборной мечети ежедневно проводится меджлис ифтар — разговение постящихся мусульман.

Верующие в течение всего светового дня соблюдают пост, отказываясь от пищи и воды, а вечером после захода солнца садятся за "ифтар" - вечернюю трапезу. В ифтаре при нижегородской соборной мечети принимают участие верующие, пришедшие на намаз-таравих. Ежедневно это около 30 человек.

Организует ифтар благотворительный отдел Духовного управления мусульман Нижегородской области. Некоторые мусульманские семьи, не имеющие возможности организовать ифтар дома, часто обращаться к благотворительному отделу с просьбой о проведении разговения в нижегородской соборной мечети.

Верующие в течении всего поста приносят в мечеть продукты-халяль, предназначенные для ифтара. Тем самым они совершают богоугодное дело.

Председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, муфтий Нурмухамет Нигматуллин поздравил мусульман и всех жителей Республики Башкортостан с наступающим 12 октября праздником Ураза-байрам (Ид аль-Фитр), сообщает ИА «Башинформ» .

В поздравлении муфтия говорится:я:

Глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин заявил о прекращении объявленного им в 2003 году "джихада" американцам, вторгшимся в Ирак.

Как отметил муфтий, необходимость в объявлении "священной войны" отпала, потому что "Буш уже выводит войска", сообщает «Интерфакс» со ссылкой на "Авторадио-Уфа".

Он также поздравил жителей республики с 450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав России.

"В Башкортостане произошла встреча и слияние двух великих культур - мусульманской и христианской, Азии и Европы. Мы благодарим Бога и наших предков за то, что они нашли "золотую середину" во взаимоотношениях", - отметил Т.Таджуддин.

В апреле 2003 года он заявил, что у мусульман России есть "действенные рычаги воздействия на США". "В частности, мы будем образовывать фонд из пожертвований, и на эти деньги будем закупать оружие для борьбы против Америки и продовольствие для народа Ирака", - сказал тогда муфтий.й.

В ответ на заявление Т.Таджуддина Генпрокуратура РФ вынесла Центральному духовному управлению мусульман предупреждение, отметив, что эта организация может быть ликвидирована, если проигнорирует предупреждение.

1 октября в Кировском районном суде г. Уфы срок следствия и содержания под стражей Саида Байбурина продлили до 15 ноября, передает ИА «IslamNews» . По словам жены имама, ее мужа не отпустили под подписку о невыезде благодаря показаниям духовенства: ректора РИУ и муфтия Челябинской области Рината Раева, а также по показаниям первого зам. муфтия РБ А. Бибарсова и другим лжесвидетелям, которые в конце своих показаний пишут, что давая эти показания, они опасаются расправы со стороны Саида и его учеников, что и дало повод для судьи не отпустить имама.

Супруга имама: «Я и трехлетний сын, которые вот уже полгода благодаря "этим братьям" разлучены с любимым отцом и мужем, хотим напомнить им слова Всевышнего о Судном дне: "В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: "Подождите, мы позаимствуем у вас немного света". Им будет сказано: "Возвращайтесь назад и ищите свет". Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи - мучения».

Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) направило правоохранительным органам обращение, в котором выразило надежду на «скорейшее объективное разрешение ситуации» вокруг арестованного имама Саида Байбурина. ДУМ РБ также «молит Аллаха о милосердии» к уфимскому имаму. Обращение подписал заместитель муфтия республики Аюб Бибарсов.

«ДУМ РБ с беспокойством и тревогой воспринимает случившиеся события с Саидом Байбуриным, который вел педагогическую и религиозную деятельность в Медресе им. Марьям Султановой, в мусульманских религиозных организациях «Ихлас», «Фаляк» г. Уфы в разные периоды, - сказано в обращении. - Сожалеем о происходящем, что он по своей молодости попал в неприятную ситуацию – был задержан правоохранительными органами. Данное обстоятельство будоражит обстановку среди мусульманского сообщества».

ДУМ РБ также молит Аллаха «в этот благословенный месяц Рамадан о нисхождении и милосердии к верующему правоверному мусульманину С. Байбурину». В муфтияте, наряду с остальным, отмечают, что у заключенного на иждивении остались грудной ребенок и жена.

Ислам.Ру  напоминает, что 15 мая с.г. Саид Байбурин был остановлен сотрудником ГИБДД и под предлогом проверки номеров кузова и двигателя его машины доставлен в РОВД. В ходе обыска у имама «обнаружили» взрывчатку и наркотики, однако уже в ходе предварительного следствия обвинения по статьям о хранении наркотиков и взрывчатых веществ были сняты за недоказанностью. Теперь имама обвиняют в призывах к экстремистской деятельности.

Изначально ДУМ РБ заняло позицию невмешательства. Муфтий республики Нурмухаммад Нигматуллин дистанцировался от произошедшего, заявив публично, что Байбурин не имеет к возглавляемой им организации никакого отношения.

«Недвижимость коснулась выборов. Домик крестьянина стоит голосов мусульман», - пишет в номере от 6 октября газета «Коммерсант». Этот материал перепечатывает сайт ульяновских СМИ .

«Вчера депутаты законодательного собрания Ульяновской области впервые отвергли законопроект, внесенный губернатором области Сергеем Морозовым, сообщает газета. - Историческое здание в центре Ульяновска не будет передано в собственность Регионального духовного управления мусульман (РДУМ). По мнению ряда депутатов, вокруг законопроекта переплелись частные интересы некоторых их коллег, проблемы взаимоотношений внутри самого РДУМ и предвыборные интересы. Некоторые депутаты и представители мусульманской общины считают, что каким бы ни было вчерашнее решение, оно в любом случае может повлиять на результаты выборов по Ульяновской области.

Вчера на заседании законодательного собрания Ульяновской области впервые был отклонен законопроект, внесенный губернатором области Сергеем Морозовым. Губернатор хотел безвозмездно передать в собственность РДУМ историческое здание, известное как «Дом крестьянина Бахтеева». Одноэтажное здание, выполненное из красного кирпича (постройки 1907 года), находится в центре города, имеет помещения площадью 232,1 квадратных метра и является памятником истории регионального значения. До революции оно входило в комплекс построек мечети. По словам директора Ульяновского историко-архитектурного заповедника «Родина Ленина» Александра Зубова, согласно указу президента от 1993 года, культовые здания положено передать религиозным организациям. По его словам, есть справка, подтверждающая, что здание относится к культовым сооружениям.

Вчера Алсу Балакишиева, председатель комитета по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству законодательного собрания, пояснила коллегам, что большинство членов комитета против безвозмездной передачи. «Передать в пользование — пожалуйста, но в собственность — мы против, потому что здание не является культовым», — сказала она. По ее мнению, если сейчас просителям передать некультовое здание, то тут же появятся обращения других конфессий с требованиями вернуть им определенную недвижимость. «Надо ко всем относиться одинаково», — считает Балакишиева. Однако губернатор Морозов твердо заявил, что законопроект вносит он и не снимает его с голосования, а министр — лицо подчиненное. Впрочем, в результате голосования законопроект принят не был, а это значит, что по регламенту ЗСО он больше не может вноситься на рассмотрение областного парламента.

«Это у нас впервые такое, чтоб губернаторский закон отклонили, — говорит депутат Олег Горячев. — Это что ж получается, что они нас теперь хотят с мусульманами поссорить? Теперь «Единая Россия» может потерять голоса мусульман, ведь против передачи здания проголосовали сами единороссы, которых в ЗСО большинство». По мнению Горячева, здесь завязаны и интересы собственности, поскольку у одного из депутатов, имя которого он не хотел бы раскрывать, на той же территории находятся помещения его компании, и как только здание вместе с участком будет передано в собственность РДУМ, на земельном участке возникнет конфликт интересов.

Госпожа Балакишиева не скрывает, что на этой территории находятся помещения компании, которой управляет ее муж, однако, по ее мнению, это никак не влияет на решение законодательного собрания. Наоборот, считает она, «голоса мусульман хотели привлечь те депутаты, которые ратовали за безвозмездную передачу в собственность РДУМ, но мусульмане будут голосовать не за тех, кто им что-то передал, а за тех, кому изначально доверяют».

Заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман Ульяновской области Ильгис Насыбуллов, которому слова на заседании парламента так и не дали, как это ни парадоксально, удовлетворен тем, что здание не было передано в собственность РДУМ. Он заявил, что «Единая Россия» все равно может потерять голоса мусульман — их удивляет тот факт, что вообще подобный вопрос был вынесен губернатором на обсуждение депутатов без обсуждения с мусульманами региона. И причина, по словам Насыбуллова в том что мусульмане Ульяновской области фактически разделены на две части. Одна — РДУМ (Региональное духовное управление мусульман), вторая — ЦДУМ УО (Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области), которое признается большинством мусульман. Как утверждает господин Насыбуллов, ЦДУМ УО не доверяет муфтию РДУМ Саубану Сулейманову и опасается вообще потерять упоминаемое здание, поскольку РДУМ однажды уже продало здание медресе.

ЦДУМ, по его словам, в течение десяти лет просило передать это здание ульяновской религиозной организации «Мечеть историческая», расположенной по соседству. И не в собственность даже, а просто в безвозмездное пользование, но ответа так и не получило. По словам Насыбуллова, мусульмане Ульяновской области надеются, что Морозов все-таки разъяснит им ситуацию, на чьей он стороне, тогда и они определятся со своим голосованием».

• Освещая это же событие, ИА «IslamNews»  пишет: «На протяжении десяти с лишним лет за это здание боролось другое духовное управление при совете муфтиев России, возглавляемое Алиулловым Фатыхом.

На заседании присутствовали представители обоих духовных управлений. При этом С.Сулейманов - муфтий РДУМ имел возможность выступить перед депутатами, а представителей ЦДУМ УО такой возможности лишили, хотя несколько депутатов предложили дать обеим сторонам высказать свое мнение.

Результатом голосования стало то, что большинство депутатов было против передачи данного здания РДУМ в собственность. Хорошо ли это или плохо покажет время, ведь С. Сулейманов, муфтий РДУМ уже прославился тем, что продал медресе в частные руки, построенное на пожертвования».

В Мордовии пройдет конкурс чтецов Корана, об том корреспонденту агентства "Татар-информ"  сообщил руководитель Департамента информации Духовного управления мусульман республики Марат Салимов.

Конкурс стартует в столице Мордовии 9 октября, это мероприятие уже стало традиционным – конкурс чтецов Корана проводится в республике уже в третий раз. "Мы давно мечтали проводить конкурс чтецов Корана именно в рамадан, - рассказал корреспонденту агентства "Татар-информ" муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков - Это особый месяц, в котором было ниспослано Священное Писание, и который все мусульмане должны проводить в поклонении Всевышнему".

Руководитель ДУМ Мордовии отметил также, что особенностью конкурса в этом году станет большое количество номинаций, всего их будет шесть. От детской номинации, где участникам будет от 4 до 6 лет, и до возрастной номинации старше 56-ти. В жюри конкурса входят выпускники высших исламских учебных заведений, которые будут оценивать конкурсантов по международным правилам. Победители получат дипломы, ценные подарки и денежные призы от Духовного управления мусульман Мордовии.

• Как передает ИА «IslamNews»  центральной мечети Саранска 7 октября состоится международный ифтар (благотворительное разговение) для студентов иностранных государств, обучающихся в столице республики. В нем примут участие более 70 студентов мусульман из Пакистана, Бангладеш, Египта, Сирии, Йемена, Судана, Ливана и Индии.

Председатель ассоциации иностранных студентов Мордовского госуниверситета гражданин Индии А. Фаруки сказал: «Международный ифтар, который был впервые проведен в прошлом году, очень понравился студентам. Подобная практика является традиционной в мусульманских странах и уже с начала священного месяца рамадан меня спрашивали когда нас снова соберут вместе».

Муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков отметил, что Духовное управление будет продолжать подобную практику и в дальнейшем: «Мы заинтересованы, чтобы гости нашей республики, чувствовали доброжелательное отношение к ним. Ведь они вернутся на родину квалифицированными специалистами, станут уважаемыми людьми и во многом будут определять в своих странах отношение к России».

• 2 октября 2007 г. муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин посетил Октябрьский район и провел совещание с имамами района, передает сайт «Мослем.ру» . На совещании руководители мусульманских организаций обсудили вопросы содержания мечетей и организации учебно-просветительской деятельности.

В Пензе во время рамадана люди стараются получить больше знаний. К примеру, общественная организация «Просвещение» ежедневно проводит ифтары, которые посещают школьники и студенты; люди средних лет, и конечно же пенсионеры. Помимо того, что на этих встречах всех вкусно кормят, еще одна задача - просвещение, подпитка людей информацией об Исламе. На каждом ифтаре проводятся лекции о значении рамадана, об основах Ислама.

«Так же очень важный момент таких встреч, это общение и знакомство между людьми. Оно сближает, сплачивает нашу умму», рассказал корреспонденту ИА «IslamNews»  Абдурауф Забиров, председатель общественной организации «Просвещение».

«После ифтаров мы раздаем газету «Современная мысль», из которой люди могут узнать последние новости из жизни мусульман всего мира», сказал он.

Также «Просвещение» ведет активную работу в других городах. Например в Каменке, еще до наступления рамадана, проводились еженедельные обеды для пенсионеров и всех желающих, узнать что то новое и интересное. А для людей отбывающих наказание в колониях строго режима были проведены лекции об Исламе.

Мусульманским народам России следует обратиться к исламским истокам, чтобы исправить демографическую ситуацию в стране. Об этом 1 октября, на торжественном ифтаре в г. Хвалынске Саратовской области заявил сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Поволжья Мукаддас Бибарсов.

По его мнению, демографический кризис коснулся и татар, составляющих в России «мусульманское большинство». Исправить положение может следование исламским предписаниям, считает глава ДУМ Поволжья. Он также призвал собравшихся уделить больше внимания совершенствованию своего характера и воспитанию детей в священный месяц Рамадан.н.

Как сообщил Ислам.Ру  руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, Валерий Ермаков также поздравил собравшихся с Международным днем пожилого человека, отметив заслуги старшего поколения. В свою очередь, М. Бибарсов пожелал жителям Хвалынска, чтобы мечети города наполнялись молодежью.

Сегодня в Хвалынске работает два дома Аллаха. Историческая мечеть города была основана в 1897 году. Это единственная мечеть в Саратовской области, которая отнесена к памятникам архитектуры. Здесь делегация ДУМ Поволжья и местные мусульмане провели праздничный намаз-таравих.

Представители властей и администрации Саратовской области принимают активное участие в проводимых мусульманами повсеместно ифтарах (торжественных ужинах по окончании дня поста) в месяц Рамадан. Главный федеральный инспектор по Саратовской области Павел Гришин посетил ифтар, прошедший в одном из саратовских кафе 2 октября. Глава администрации г. Балаково Александр Паршин и заместитель главы Балаковского района по информационной политике Евгений Замяткин 3 октября приняли участие в торжественной трапезе в г. Балаково.

Как сообщил Ислам.Ру  руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман (ДУМ) Поволжья Ахмед Махметов, на ифтаре в Саратове Павел Гришин, поздравляя мусульман с праздником Рамадана, отметил, что в общественной жизни, а также в экономике Саратовской области весьма заметен мусульманский фактор, а количество верующих растет. Он также сказал, что в регионе чувствуется дух взаимного сотрудничества между представителями различных национальностей и конфессий.

П. Гришин также тепло отозвался об атмосфере, царящей на мероприятии, и принял приглашение главы ДУМ Поволжья Мукаддаса Бибарсова встретить вместе с мусульманами Ид аль-фитр (Ураза-байрам), который в текущем году наступит 12 октября.

Ифтар в Балаково, собравший более 100 человек, среди которых – не только представители администрации, но также делегация ДУМ Поволжья, общественные деятели и местная пресса, - был предварен брифингом для журналистов. Отвечая на вопрос о затянувшемся строительстве единственной в городе и районе мечети, М. Бибарсов заявил, что «это вопрос к самим мусульманам». По мнению главы ДУМ Поволжья, ответственность за строительство домов Аллаха лежит полностью на местных жителях.

М. Бибарсов высказал свое неодобрение ситуации, когда помощь в строительстве мечетей оказывают меценаты из других регионов. По его словам, такая помощь извне приветствуется, если речь идет о медресе, больнице или университете, однако ситуация с мечетью является отражением нужд самих местных мусульман.

Журналистов также интересовало отношение лидера мусульман региона к вопросу преподавания в школах Основ православной культуры. М. Бибарсов отметил, что позиция по данному вопросу, давно выработанная лидерами мусульманских организаций страны, остается без изменений: преподавание предмета только одной конфессии недопустимо в многоконфессиональной, многонациональной стране. «Мы ратуем за то, чтобы дети узнавали культуру и религию друг друга через общий курс Основы мировых религий», - сказал глава мусульман Поволжья.

Выступая перед представителями власти, М. Бибарсов также отметил, что главная задача власти – забота о населении. По его словам, ее следует проявлять не только в предвыборное время, но и на протяжении всего периода, когда чиновники исполняют обязательства, возложенные на них народом. Глава ДУМ Поволжья заявил, что в вопросах улучшения духовно-нравственного климата в стране мусульмане могут помогать государству, так как «в Коране есть точные рецепты, которые очень пригодились бы для российского общества».

Представители городской и районной властей, в свою очередь, заверили мусульман в преемственности курса в отношении последователей Ислама, воспринимаемых сегодня как равноправная часть российского общества.

В минувшую среду, 3 октября, делегация мусульманской молодежи во главе с директором саратовского медресе «Шейх Саид» Расимом Кузяхметовым посетила с праздничной программой коррекционное учреждение для детей с отклонениями в развитии - интернат №5 в Саратове.

Для детей состоялось театрализованное представление, подготовленное учащимися саратовской татарской национальной гимназии, прошло выступление детской танцевальной группы, был накрыт сладкий стол. Дети также получили подарки и надувные шарики с надписью-девизом мероприятия «Рамадан с любовью к детям».».

Ислам.Ру  руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман (ДУМ) Поволжья Ахмед Махметов, группа молодых мусульман – студенты медресе, активисты татарской молодежной организации «Сары Тау» и учащиеся Саратовской татарской национальной гимназии – посещает интернат уже третий год. Дети говорят, что начинают каждый год ждать месяц Рамадан, чтобы встретиться с этим праздником.

«Хотя мы не сторонники освещения подобных мероприятий, но мы обратились к прессе, чтобы привлечь внимание, в первую очередь, самих мусульман к детям, которые находятся на попечении государства и лишены родительского внимания, - сказал А. Махметов. – На наш взгляд, детям недостаточно той заботы, которую проявляет о них государство. Больше уделять внимания этой социальной группе – одна из важных задач для мусульман».

Одобряя программу праздничного мероприятия, глава ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов отметил, что мусульмане, помогающие содержащимся в интернатах детям, «защищают таким образом себя и своих собственных детей от проблем, с которыми столкнулись эти ребята».

Подготовил Азат Ахунов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/847/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 1 – 7 октября 2007 года</a>