RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Кавказский треугольник

15.11.2007 13:14

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ 5-11 ноября 2007 года по Российской Федерации.

На прошедшей неделе внимание СМИ было приковано к «экстремистскому» имиджу Северного Кавказа. Из сообщений медиа видно, что проблема вращается по замкнутому кругу правоохранительные органы искореняют экстремизм только грубым силовым давлением, что, по мнению экспертов, только приводит к еще большему ожесточению молодежи.

Газета «Московские новости» опубликовала в №44 от 9-15 ноября блок материалов, посвященных ситуации на Кавказе в целом и в отдельных его республиках.

Одним из авторов «МН» выступает председатель комитета правительства Республики Дагестан по делам религий Ахмед Магомедов (заметка под заголовком «Джихада у нас нет. Но питательная среда для экстремизма по-прежнему существует»).

А. Магомедов сразу обозначает свою позицию: экстремизм, проявления которого наблюдаются в Дагестане, не является религиозным: «Это экстремизм политический, но использующий в своих целях религиозные лозунги».

По мнению чиновника, в республике нет условий для объявления джихада - возможности исповедовать ислам ничто не угрожает. Он приводит цифры, свидетельствующие об этом: «У нас на 2 с половиной миллиона жителей около 2000 мечетей, 19 высших духовных учебных заведений - о каком притеснении может идти речь?» А значит, делает вывод А. Магомедов, экстремизм подпитывается не верой, а деньгами.

К заметке прилагаются данные последнего социологического опроса, проведенного в Дагестане, согласно которым основными причинами притока молодых людей в ряды экстремистских организаций являются произвол правоохранительных органов, нарушения гражданских прав и свобод и религиозные убеждения.

Газета приводит и «неофициальную информацию, полученную от источников в правоохранительных органах», согласно которой не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению.


Именно последняя информация послужила поводом к возмущению со стороны некоторых мусульманских организаций. Этому посвящено сообщение РИА Новости от 9 ноября.

Так, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев заявил, что утверждение о том, что более 30% мусульман Дагестана не доверяют региональному духовенству, - «откровенная неправда». Он добавил, что подобные заявления направлены на дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе.

Муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев индикатором положительной работы ДУМД считает заполненность мечетей республики верующими, рост духовно-нравственного возрождения и религиозного образования.


Следующим материалом блока «Московских новостей», посвященного Северному Кавказу, стала заметка Руслана Османова «Джихад на водочные деньги. Боевики провели в Кабардино-Балкарии серию пробных терактов».

Автор подвергает сомнению слова президента Кабардино-Балкарской Республики Арсена Канокова о том, что в республике нет организованного подполья: «Наши источники в УФСБ по КБР считают иначе. Подполье существует, оно хорошо организовано и действует с соблюдением всех классических требований конспирации».

Одним из источников финансирования боевиков он называет теневой и полутеневой водочный бизнес.

Р. Османов сообщает то немногое, что известно о подполье: костяк составляют около 30 человек, лидер - Анзор Астемиров, он же Сейфуллах. «Работа» построена по принципу малочисленных ячеек, участники которых знакомы только друг с другом и непосредственным руководителем. Источники корреспондента не исключают и наличия тренировочных баз боевиков в горах и лесных массивах.

Автор отмечает, что пока акции боевиков имеют учебный характер – пострадавших в результате нескольких взрывов, прогремевших за последние месяц-полтора, не было. Однако, по мнению все тех же источников, «пока еще относительно мирный конфликт может вырасти в противостояние, которое, если ему умело придать форму религиозного протеста против коррумпированной власти, приведет к непредсказуемым последствиям».


«Московские новости» публикуют также интервью с бывшим командующим 58-й армией (во время второй чеченской кампании - группировкой "Запад"), советником министра обороны РФ генерал-лейтенантом Владимиром Шамановым под заголовком «Мы обречены на Кавказ. Коррумпированные северокавказские элиты представляют для страны не меньшую опасность, чем международные террористические центры».

В. Шаманов оценивает сегодняшнюю обстановку в регионе как тревожную. В силу того, что в свое время федеральный центр сосредоточился на одной только Чечне, напряжение перетекло в другие регионы, прежде всего в Дагестан и Ингушетию. Во время второй чеченской кампании внимание «вдохновителей террористов» было перенесено на другие республики, где уже тогда формировалось экстремистское подполье.

По прогнозу генерал-лейтенанта, тревожной обстановка останется еще как минимум до середины следующего года. Он связывает это с предстоящей предвыборной борьбой в США, которая, с учетом фиаско американцев в Афганистане и Ираке, обещает быть особенно острой.

Также В. Шаманов обращает внимание на предстоящую Олимпиаду в Сочи, так как «две-три масштабные вылазки боевиков могут стать той разменной картой, которую наши недоброжелатели попытаются использовать против нас». Это значит, что теперь боевики будут получать из-за границы больше денег. Средства, по мнению советника минобороны, поступают «через самые разные каналы, в том числе и через исламские благотворительные фонды, что, впрочем, отнюдь не означает, что эти деньги мусульманские».

К внутренним аспектам обстановки он относит отсутствие у молодежи всяких жизненных перспектив. Это заставляет ее уходить «в лес». То, что в ряде республик сменились лидеры, привело лишь к замещению (и то не везде) одних кланов другими - но ни в коем случае не к демонтажу системы, отмечает В. Шаманов.


Сайт Агентства политических новостей опубликовал 6 ноября статью Юрия Сошина «Северный Кавказ: кризис переходит в катастрофу».

Автор полагает, что ситуация последнего времени показала, что провозглашенная кремлевской властью стабилизация ситуации на Северном Кавказе оказалась блефом. Причиной тому целый комплекс копившихся долгие годы проблем. Главной из них он называет не международный терроризм, не происки зарубежных врагов, а кризис государственной власти, представленной на Северном Кавказе «квазифеодальной управленческой системой».

Экстремизм и терроризм же служат для нее лучшей защитой - пугая ими Кремль, можно бесконечно долго оставаться у власти.

Идеологические причины северокавказской нестабильности, по мнению Ю. Сошина, кроются не столько в деятельности «Аль-Каеды», сколько в традициях многовекового сопротивления кавказцев России, в том числе в рамках «мюридизма»: «На Кавказе идеи «газавата» - войны против неверных - разрабатывались десятилетиями и столетиями, и все годы существовали, по крайней мере, в Чечне и Ингушетии, подпольные религиозные организации, хранившие и транслировавшие эти идеи. Эти тайные общества - «вирды» - на Кавказе существуют с дошамилевских времен до сих пор». А потому нынешняя террористическая война на Кавказе является прямым продолжением Кавказской войны. Отличие ее последних лет в том, что идеология радикализма распространяется не только среди чеченцев и ингушей, но и среди других кавказских народов, ранее лояльных к России. Правда, религиозный экстремизм в чистом виде пока еще удел очень малой части кавказского общества. Однако «в условиях массовой социальной маргинализации деморализованного и духовно дезориентированного населения (прежде всего молодежи), никто не может гарантировать, что идеи «газавата» не станут массовой идеологией», - предупреждает автор.

Тем более что в идеологической войне на Кавказе Россия уже потерпела поражение: «Представить какую-либо внятную идеологическую основу современному Кавказу российские власти не могут, да и не пытаются. Паразитирование на доставшемся от советского времени идеологическом наследстве межнациональной дружбы, «проедание» его - вот то, что представляет собой современная идеологическая политика России на Кавказе».


ИА «Грозный-информ» опубликовало 9 ноября заметку Дениса Дуйсенбекова из объединенного пресс-центра Оперативного штаба в Чеченской Республике под заголовком «Второй крах северокавказского эмирата».

Автор прогнозирует, что идеологический раскол в стане чеченских сепаратистов, связанный с провозглашением «Северокавказского Эмирата» Доку Умаровым, может повлечь за собой печальные последствия для всего бандподполья, «и так уже находящегося в агонизирующем состоянии».

Он отмечает, что, назвав себя эмиром, президент непризнанной Чеченской Республики Ичкерия не учел того обстоятельства, что чеченское общество с древнейших времен строилось на принципах демократии: «В нем никогда не было единоличной власти – все вопросы решались сообща, причем самое последнее слово было за старейшинами как наиболее уважаемыми членами общества».

Кроме того, своим обращением Умаров «неосознанно подчеркнул прежде всего то, что фактически чеченские боевики не борются за свободу, а воюют заодно с террористами, причем не только в Чечне, но и по всему Северному Кавказу». Поэтому его соратники поспешили отмежеваться от своего вчерашнего лидера.

Подытоживая, автор отмечает, что боевики после заявлений Д. Умарова теперь вряд ли смогут рассчитывать на сочувствие Запада. Он констатирует, что чеченский сепаратизм опустился «на свой низший эволюционный уровень».


Приложение «Независимой газеты» «НГ-религии» опубликовало 7 ноября заметку Игоря Ротаря «Когда власть поддерживает поэтов и мистиков».

В ней рассказывается о современных суфиях среднеазиатских республик.

Автор делает небольшой экскурс в историю суфизма на территории бывшего СССР, отмечая, например, что советской власти удалось сломить воинственность накшбандийцев и склонить их к лояльности Москве: «Начиная с 60-х годов прошлого столетия на руководящие посты в советских и партийных учреждениях Чечено-Ингушетии назначали только выходцев из тариката Накшбандия». В итоге, когда в 1994 году в Чечню были введены войска, сопротивление им возглавили члены тариката Кадария.

Власти центральноазиатских республик в целом поощряют суфизм - как противовес ваххабизму. В частных беседах с корреспондентом «НГР» студенты бухарского медресе Мир-Араб признавались, что если их заподозрят в симпатиях к Хизб ут-Тахрир, то они будут исключены сразу же, однако приверженцы суфизма могут в открытую исповедовать и проповедовать свои взгляды.

И. Ротарь рассказывает о своей встрече с узбекистанским лидером тариката Накшбандия шейхом Ибрагимом в Ферганской долине. Касаясь вопроса отношений с властями, шейх сказал ему: «Мы – поэты и мистики, и нас совершенно не интересуют политические вопросы. Тот, кто интересуется политикой, – уже не суфий. Государство понимает, что мы не представляем для него опасности, и не трогает нас».

Однако «как только «мистики» демонстрируют свою независимость, власти предержащие тотчас же принимают жесткие меры», - отмечает автор и приводит в качестве примера отношение официального Душанбе к шейху ордена Кадария Акбару Тураджонзоде (в недавнем прошлом – лидеру таджикской оппозиции).


Газета «Время новостей» опубликовала 9 ноября заметку Максима Гладкого «Третий первопроходец. Очередной полпред президента в Дальневосточном федеральном округе начал знакомство с неизведанными землями».

В ней рассказывается о том, как происходило представление нового полпреда президента России в ДФО Олега Сафонова в Хабаровске 7 ноября. Отмечается, что среди приглашенных не было экс-полпреда Камиля Исхакова («изменился протокол»).

Один из сотрудников полпредства ДФО сообщил корреспонденту «ВН» свою версию отставки К. Исхакова: ему «плохую службу сослужили мусульманские корни. Дальневосточники весьма болезненно восприняли его инициативы строительства мечетей, и это в регионе, где мусульман можно посчитать по пальцам».


ИА «Regions.Ru» опубликовало 7 ноября интервью с одним из участников III Всероссийского мусульманского форума, который прошел 1-4 ноября в Москве, советником управления Президента РФ по внутренней политике Алексеем Гришиным под заголовком «В желании конфессий вести диалог я вижу залог будущего единства России».

В нем он дает свою оценку прошедшему мероприятию. По его мнению, форум показал, что за время, прошедшее после проведения II мусульманского форума, российские мусульмане стали более социально активной частью российского населения, с развитой гражданской позицией и сформированным политическим сознанием.

Среди положительных моментов А. Гришин отмечает то, что форум стал «очень хорошей площадкой для диалога между всеми религиями, поскольку на нем выступили представители практически всех основных религий РФ, а также представителями общественных организаций, государственных органов и других структур», присутствие на форуме большого количества молодежи, а также его высокое международное значение.

Советник управления Президента РФ высоко оценил деятельность Нижегородского ДУМ, организовавшего это мероприятие: «Как показывает опыт Нижегородчины, активная работа на гражданском поле, популяризация позитивных процессов, происходящих в мусульманской умме, способны переломить негативное общественное мнение там, где оно есть, и в корне изменить отношение к мусульманам и их роли в общественной и политической жизни страны».

А. Гришин рассуждает также о современном положении мусульман России («Никогда прежде исламское сообщество России не испытывало, или как они сами говорят, «не наслаждалось» такой степенью свободы, какая у них есть сейчас»), об особенностях межрелигиозного диалога («Главное в этом диалоге – сохранять спокойствие. Нельзя, чтобы диалог между религиями проводился, во-первых, в эмоциональном ключе, а, во-вторых, чтобы в него вмешивались, как это, к сожалению, часто происходит, так называемые пиарщики «от религии», которые не имеют ничего общего с позицией руководителей религиозных объединений»).


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 8 ноября статью Данияла Исаева «Будущее мусульманской России».

Автор призывает не бояться этого словосочетания – «мусульманская Россия», поскольку Ислам давно уже является неотъемлемой частью России.

Более того, «своим рождением и становлением Россия обязана мусульманам», отмечает  Д. Исаев и приводит в доказательство этого тезиса то плотное взаимодействие и взаимообмен русских с их мусульманскими соседями, которые имели место в российской истории, а также тот факт, что последователи Ислама появились и закрепились на территории современной России веками раньше возникновения русского народа, русской и российской государственности.

Со временем российские мусульмане будут приобретать все большую уверенность в собственном будущем в России, поскольку являются «самым здоровым и перспективным ресурсом возрождения и обеспечения будущего своей страны», тойнбиевским «творческим меньшинством», - отмечает автор.


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 6 ноября интервью с руководителем Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседателем Совета муфтиев России Мукаддасом Бибарсовым под заголовком «Самое важное – служить Аллаху».

М. Бибарсов рассказывает о том, каким был его путь к вере, вспоминает, что произошло за те 20 лет, что он возглавляет саратовских мусульман, рассуждает о просветительстве как основе развития мусульманского сообщества (в этом направлении он хотел бы продолжить развитие медресе, созданного на базе соборной мечети, организовать специализированные частные школы (не только для мусульман)), о развитии исламского сообщества России («Мы зависим от общей ситуации в стране, а она очень непростая. Общество действительно больно, а в больном обществе никто не может быть абсолютно здоровым, несмотря даже на то, что во многих вопросах мусульмане выгодно отличаются от среднестатистического обывателя»), о справедливости как стержневом вопросе бытия, о смене элит в российской умме, об отношениях российских мусульман и православной церкви («Пришло время договоренностей. Это не значит, что большинству следует всегда поступать в угоду меньшинству. Мы должны уважать друг друга и считаться с иным мнением»), о перспективах сотрудничества России с арабскими странами, о будущем Ислама в России, а также дает советы молодым имамам.


ИА «IslamNews» опубликовало 10 ноября мини-интервью с одним из лидеров СПС Борисом Немцовым под заголовком «Я не могу быть исламофобом, так как люблю своих детей».

В нем он комментирует собственное заявление, опубликованное в журнале «Эксперт», в котором, в частности, говорилось, что меры, предложенные президентом Путиным для увеличения рождаемости, «будут дополнительно стимулировать рождаемость в регионах, населенных преимущественно мусульманами, и никак не повлияют на рождаемость в преимущественно русских регионах» и что «так будет нарушаться межнациональный баланс, что смертельно опасно для будущего России».

Б. Немцов признает, что совершил ошибку, не разъяснив суть дела. Отвечая на вопрос корреспондента ИА «IslamNews» по поводу опасений, которые вызвали его слова у мусульман, второй номер в списке СПС сказал: «Мою жену зовут Раиса Ахметовна, она из Волгограда. В жилах моей старшей дочери, Жанны, течет татарская кровь. <…> Поэтому можете не волноваться по поводу моей позиции: я не могу быть исламофобом, так как люблю своих детей!»


Информационно-публицистический портал Российского собора православных предпринимателей опубликовал 5 ноября статью В. Ганичева «Восток и Россия. Православие и ислам. Опыт взаимодействия культур».

Автор рассуждает о России как стране-«центре земной суши», а потому соприкасающейся со всеми главными мировыми цивилизациями и вбирающей их в собственную историю и культуру, и обосновывает этот тезис через исторические и литературные примеры: «Я пытаюсь показать, как тема Востока, тема Ислама, его ценностей, входила в творчество русских писателей. Как с их творчеством разрушался образ врага-агарянина, сарацина, как их поэтические и прозаические строки высвечивали реальный облик Востока, его противоречия и красоту, его разнообразие и духовные ценности, его жестокость и его великодушие».

В. Ганичев приводит ряд имен писателей, «внимательно и зорко вглядывавшихся в лицо соседа»: Афанасий Никитин («Он впервые описывал Ислам изнутри, и когда начинал писать о религии в своих записках, переходил на арабско-тюркско-персидский разговорный язык, а когда писал о земных делах и деяниях сильных мира сего, переходил на русский»), Василий Барский, Гавриил Державин, Александр Грибоедов («Поэт, представитель России в Иране, знавший Ислам, увлеченный им, автор классической, глубоко русской, глубоко московской пьесы "Горе от ума", вставил свой перевод из Саади в бессмертную комедию»), Александр Пушкин, проявивший «самое впечатляющее, уважительное отношение к Корану, к мусульманству», Федор Тютчев, Михаил Лермонтов, Алексей Толстой, Яков Полонский, Афанасий Фет, Константин  Бальмонт, Николай Гоголь, Владимир Соловьев, Иван Бунин, Лев Толстой («Толстой проявлял к Востоку духовно-поэтический интерес, хорошо знал Коран, жизнь арабов, других мусульманских народов»), Сергей Есенин и др.

Автор подводит такой итог: почти все великие русские поэты и писатели, писавшие о Востоке и Исламе, были верующие православные христиане, но при этом они «с интересом, вниманием, доброжелательством вглядывались в лицо данного Богом и историей соседа. Они видели в нем много привлекательного, замечательного своей самобытностью, желанного для своих соотечественников».


Газета «Коммерсант-Weekend» опубликовала в №63 от 9 ноября заметку Ольги Лузиной «Дух буквы. Современное искусство Ближнего Востока в Эрмитаже».

Интерес к произведениям современных мастеров ближневосточной каллиграфии автор называет одним из последних писков мировой художественной моды, «которого в России еще не слышали». Исправляет этот пробел соответствующая выставка в Эрмитаже.

 Если в России ищут подлинную современность на Западе, то сам Запад «давно уже заглядывается на мусульманские страны», отмечает О. Лузина и вслед за многими другими СМИ-рецензентами определяет современную арабскую каллиграфию как «абстрактное - на западный манер – искусство».

Автор останавливается на отдельных авторах и произведениях, попутно отмечая, что «смотреть на арабскую вязь одно удовольствие».


Приложение «Независимой газеты» «НГ-Exlibris» опубликовало 8 ноября репортаж Александра Герасимова со встречи с поэтом Наумом Коржавиным в Малом зале ЦДЛ под заголовком ««Флиртуя с историей...». Наум Коржавин за империю и за свободу».

Поэт, который живет в США, рассуждая о жизни за рубежом, заметил, что Европа – уже не совсем Европа: «Она привыкла к капитуляции. Сначала перед Советским Союзом, а теперь перед исламизмом. Война уже идет. Мы – Запад вместе с Россией – ее проигрываем. Те, кто ведет войну, знают, что они ее ведут, а мы не знаем… Я не хочу ругать ислам. Ислам – это религия, а исламизм – это безбожие, использование религии в других целях».


«Российская газета» опубликовала 6 ноября репортаж Татьяны Владыкиной с открытия Ассамблеи Русского мира, организованной одноименным фондом, созданным этим летом по указу президента, под заголовком «Мода на русское».

Открытие, на которое собрались министры, политики и филологи, прошло в интеллектуальном центре московского университета. Присутствовал на нем и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. По его словам, «Русский мир - это многоцветный узор из множества драгоценных нитей. Нитей, которые веками выплетали поэты, музыканты, ученые, землепашцы. Каждый народ, каждый этнос по-своему проявляется в этом узоре. Мы, русские мусульмане, называем своим русский мир. Тем и привлекательна Россия, что объединяет разные народы. Немного в мире примеров такого добрососедства».


Сайт Совета мусульман России сообщил 8 ноября о том, что президент РФ Владимир Путин встретился с мусульманскими лидерами России.

Во встрече принимали участие председатель СМР Равиль Гайнутдин, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджутдин и председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.

Обращаясь к президенту, Р. Гайнутдин сказал: «В последние годы, особенно в последние месяцы, мусульмане по-настоящему начали ощущать внимание и заботу государства, прежде всего на федеральном уровне».

Председатель Совета муфтиев России констатировал, что, в отличие от федерального уровня, в некоторых регионах России существуют проблемы во взаимоотношениях с руководителями субъектов РФ. Такова ситуация в Московской области, где для четырехсот тысяч мусульман работают только четыре маленькие мечети.


Информационный канал «Вести» посвятил этой встрече заметку Александра Христенко «Духовенство осталось довольно».

Сообщается, что президент РФ выразил удовлетворение работой Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования: «Шестьдесят миллионов мы направили в этот фонд по различным каналам именно для поддержки прежде всего образовательно-воспитательных программ, программ поддержки науки».

На встрече речь зашла и о необходимости уравнять в правах выпускников обычных и духовных учебных заведений.

Духовные лидеры заверили президента, что имамы призывают правоверных исполнить свой гражданский долг и прийти на предстоящие выборы. "Патриотизму невозможно выучить только на словах. Можно - на добрых примерах. Нам предоставлена свобода выбора, которая гарантирована не только Конституцией, мира, спокойствия между народами нашей страны, чтобы наши дети и внуки жили в мире и спокойствии, чтобы наша страна процветала", - сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.

У нас нет смуты ни в душе, ни в стране, - отметили духовные лидеры. В качестве примера они привели Северный Кавказ. "Вы знаете прекрасно, в Чеченской республике уже не осталось следов войны. Все построили, по новой сделали. Никто не верит в то, что за такое короткое время это можно сделать", - подчеркнул глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.


О встрече президента РФ с мусульманскими лидерами рассказало 9 ноября и ИА «Regions.Ru».

Сообщается, что Владимир Путин поблагодарил лидеров мусульман за большой вклад в морально-нравственное воспитание граждан, а также за то, что они делают в борьбе с различного рода крайними течениями, в частности, в борьбе с экстремизмом: "Я знаю, как самоотверженно работают руководители мусульманских конфессий и как бесстрашно они действуют в борьбе за интересы мусульман и всех народов Российской Федерации. Многие из мусульманских лидеров заплатили за это своей собственной жизнью, и мы об этом не должны забывать".

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отметил, что, благодаря политике российского президента, нацеленной на развитие добрососедских отношений с исламскими странами, улучшилось отношение к российским мусульманам в мире. "Мы видим, как к нам сегодня относится исламский мир, и это, безусловно, благодаря вашей политической линии, вашей политике по развитию добрососедских отношений с исламским миром", - сказал Р.Гайнутдин, напомнив, что недавно В.Путин посетил Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар.


Газета «Газета» опубликовала 9 ноября авторскую колонку Дэмиса Поландова под заголовком «Нравственная близость».

В ней комментируется встреча Владимира Путина с лидерами российских мусульман.

Отдельные реплики президента РФ заронили в авторе «глубокие сомнения». В частности, та, в которой речь шла о необходимости привести российские законы в соответствие с  морально-нравственными ценностями.

Д. Поландов бьет тревогу по двум поводам: во-первых, «религиозные законы весьма плохо уживаются с концепцией прав и свобод человека», во-вторых, понимание нравственности в различных конфессиях, по его мнению, неодинаково.

Фрагменты стенограммы этой встречи опубликованы на сайте президента РФ.


Сайт Совета федерации РФ сообщил 8 ноября о встрече председателя Совета Федерации Сергея Миронова с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.

С. Миронов и Р. Гайнутдин вновь подтвердили свое стремление к обеспечению мира и согласия в обществе, сохранению ценностей многонациональных и многоконфессиональных культур нашей страны.

На встрече обсуждалась деятельность созданной в прошлом году Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации.


Информационно-аналитический портал, посвященный политической жизни Северо-Западного региона России, сообщил 7 ноября о том, что дело о несостоявшемся покушении на губернатора северной столицы Валентину Матвиенко передано в суд.

Обвинение 7 ноября было предъявлено троим петербуржцам: 29-летнему инженеру Тимуру Саидгарееву, 20-летнему компьютерщику Равилю Муратову и 17-летнему учащемуся ПТУ Федору Баранову. Все трое были арестованы еще в мае.

По версии следствия, Саидгареев, Муратов и Баранов - новообращенные исламисты, которые устали от притеснения в городе на Неве (да и вообще в России) ислама и создали собственную "боевую террористическую организацию" (принадлежность задержанных к организации "Хизб-ут-Тахрир" в ходе следствия подтвердить не удалось).

Обвиняемые, скорее всего, уже в конце этого года предстанут перед судом.


ИА «IslamNews» сообщило 6 ноября о том, что в суды Якутска и Нерюнгри направлены уголовные дела в отношении четырех человек в возрасте 18-23 лет, обвиняемых в разжигании национальной вражды.

Молодые люди расклеивали в торговом павильоне, подъездах домов и на фонарных столбах листовки, содержащие призыв к действиям русских против мусульман и китайцев.

Как сообщила ИА «Islam News» новообратившаяся мусульманка Насиба Петрова из Якутска, «такие инциденты не являются закономерностью в республике, это единичный случай. В целом люди положительно настроены к мусульманам».


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 8 ноября о том, что издательский дом «Медина» выпустил в свет новую работу по мусульманскому праву «Семейно-брачные отношения (Ахвал шахсийа). Бракосочетание (Никах)».

Это уже четвертый том из серии «Ханафитское наследие», цель которой – вернуть российским мусульманам их традицию, основанную на мазхабе имама Абу-Ханифы. В «Медине» считают, что данное издание особо актуально в эпоху, когда Россия переживает небывалый в ее истории демографический кризис, а правительство создало специальный национальный проект в поддержку семьи и деторождения.

 «Книга бракосочетания» рассказывает о тонкостях супружеских отношений в Исламе согласно ханафитской школе. Сам текст - это адаптированный перевод с арабского языка книги известного богослова ‘Абд аль-Хамида Махмуда Тахмаза. Переводчиком выступил признанный в России специалист в этой области Владимир Абдулла Нирша.

К печати готовится еще одна книга - «Книга жертвоприношений». Серия таких книг восполняет вопиющий пробел в современном исламском книгоиздании.

«Качество учебных пособий в исламской образовательной среде современной России до недавнего времени оставляло желать лучшего, - рассказывает ответственный редактор серии «Ханафитское наследие», исполнительный директор Фонда имени имама Абу-Ханифы Дамир Мухетдинов. - Так, российские мусульмане практически не оперировали современными учебниками, составленными в соответствии с ханафитским мазхабом, за исключением разработанных на рубеже XIX–XX веков. Более того, учебные пособия по некоторым специфическим предметам исламского богословия до сих пор зачастую просто не разработаны, либо не приспособлены к действительности, несмотря на предшествующие многие годы благоприятных условий по развитию уммы».


Газета «Ас-салам» опубликовала 9 ноября заметку «В сел. Чиркей состоялся очередной маджлис алимов Дагестана».

Она рассказывает о традиционном (проводится каждую первую субботу месяца) маджлисе алимов республики, состоявшемся 3 ноября в сел. Чиркей Буйнакского района. На нем присутствовали шейхи Саид-афанди из Чиркея, Мухаммад-афанди из Инхело и Абдулвахид-афанди из Какамахи, а также муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев, имам махачкалинской центральной джума-мечети Мухаммадрасул Саадуев и другие.

Алимы говорили на разные темы – о том, что свадьбы, празднования рождения ребенка, приезда с хаджа и т.п. часто проводятся не по шариату, о многоженстве, об участившихся случаях кражи невест.

В своем выступлении муфтий РД А. Абдулаев призвал ректоров исламских учебных заведений и имамов мечетей чаще проводить у себя ревизии и аудиторские проверки. Он также отметил необходимость улучшения качества преподавания в исламских учебных заведениях, подчеркнув при этом, что Духовное управление мусульман Дагестана всегда готово оказать необходимую помощь в этом вопросе.


Сайт Совета мусульман России сообщил 6 ноября о назначении нового имам-хатыба Владимирской мечети.

Председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин назначил имам-хатыбом мечети города Владимир Рината Рушановича Ибрагимова.


Назначению Рината Ибрагимова был посвящен сюжет ГТРК «Владимир» от 9 ноября.

Сообщается, что в этот день 23-летний выпускник уфимского исламского университета провел первую «службу» в городской мечети.

Владимирские мусульмане давно обращались с просьбой прислать в город постоянного имама. Их обязательными требованиями были высшее духовное образование и знание арабского. Раньше службы проводили авторитетные прихожане или студенты-практиканты из Москвы.


РИА «Дагестан» сообщило 8 ноября о круглом столе под названием «Общность духовно-нравственных идеалов традиционных конфессий как фактор толерантного межрелигиозного и межкультурного диалога», который прошел в Махачкале.

Он был организован комиссией по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Дагестана совместно с комитетом правительства РД по делам религии, комитетом Народного собрания по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций, Духовным управлением РД. Руководство всех этих структур принимало участие в обсуждении заданной темы.

Участники круглого стола отметили, что авраамические религии - ислам, христианство и иудаизм, распространенные в Дагестане с раннего средневековья, для определенной части населения современного Дагестана являются составной частью их духовной культуры, этноконфессиональных отношений. В целях дальнейшего повышения уровня культуры межнационального и межконфессиональнго общения, этноконфессиональной толерантности дагестанского общества участники заседания посчитали необходимым осуществление комплекса мер. В том числе - религиозным объединениям республики было рекомендовано наладить постоянный диалог между представителями различных конфессий.


РИА Новости опубликовало 6 ноября сообщение «Духовные лидеры мусульман России называют "богопротивными" традиции похищения невест».

В нем приводятся высказывания мусульманских лидеров Кавказа относительно практики похищения невест. "Многие связывают обычай похищения невест с нормами шариата - свода исламских законов, однако это ошибочное мнение", - сказал РИА Новости председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. "Религия осуждает подобные акции, потому что нельзя неволить человека. Счастливая семейная жизнь складывается только на взаимной основе", - подчеркнул И. Бердиев.

С ним солидарны муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев, председатель ДУМ Ингушетии Иса Хамхоев и глава ДУМ Северной Осетии Мурат Тавказахов.

Северокавказские муфтии полагают, что поддержка частью населения подобных обычаев сохранится и в будущем, хотя количество эпизодов с похищением невест сведется к единичным случаям.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 9 ноября о том, что 8-10 декабря в Москве будут представлены фильмы - победители и призеры прошедшего в сентябре в Казани мусульманского кинофестиваля «Золотой минбар».


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 9 ноября о том, что в Москве начала работу телефонная «горячая линия» для мусульманок.

Ее операторы готовы выслушать, дать совет и оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается. Также через «горячую линию» позвонившие могут связаться со специалистами в области юриспруденции и медицины. Все работники консультационного центра, созданного культурно-просветительской организацией «Голубушка», являются мусульманками.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 8 ноября о том, что тюменская независимая культурно-просветительская газета «Муслим-Инфо» получила государственную поддержку.

В ответ на заявку редакции департамент информационной политики правительства Тюменской области выделил газете средства на покрытие издательских расходов до конца текущего года. Редакция в последнее время испытывала значительные финансовые трудности и оказалась на грани закрытия.

«Муслим-Инфо» поступает в 150 населенных пунктов области. Издание не относится ни к одному из трех муфтиятов, действующих в Тюменской области.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 6 ноября о том, что в Москве начала выходить газета для арабской диаспоры России.

Тираж ежемесячной «Моску ахбар» («Московские вести») пока составляет 999 экземпляров, но со временем инициаторы проекта планируют его увеличить.

В газете размещаются материалы самого разного характера. Ислам, политика, культура, история, спорт – все это представлено на 24 страницах нового издания. Особое внимание газета уделяет положению на Ближнем Востоке и развитию российско-арабских связей.

Ислам.Ру сообщает, что в Москве насчитывается несколько тысяч выходцев из арабских стран, в основном из Палестины и Сирии.


ИА «IslamNews» сообщило 8 ноября о том, что в этом году в хадж из Северной Осетии поедет рекордное число паломников.

«Обычно мы отправляем в хадж не больше 50 человек, - рассказал корреспонденту ИА «IslamNews» заместитель муфтия Северной Осетии Туган Джингиза Еззата. – На этот же раз документы подали почти 200 мусульман».

Из них 50 человек- это бывшие заложники и родственники жертв бесланской трагедии. Среди них Эмма Тагаева - председатель организации «Голос Беслана».

Подготовил Рустам Шакиров.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/930/">ISLAMRF.RU: Кавказский треугольник</a>