Из прошлого в будущее - через фотографии.
10.01.2008 15:48
В Екатеринбурге открылась фотовыставка «Жизнь и быт казахского народа на рубеже XIX - XX веков»
Старая фотография может рассказать о многом. Ими дорожит
каждая семья, ведь только с их помощью можно показать детям какими были их
прабабушки и прадедушки в конце XIX - начале ХХ вв., что они носили, как
выглядели. В то время для снимка на фотокарточку все семейство наряжалось как на
праздник. Старая фотография - вещь очень хрупкая. Если не заботиться о ней, то
можно потерять частичку нашей истории – истории семьи, истории города, истории
народа. Поэтому казахстанцы очень чтят творческое наследие выдающегося фотографа
Дмитрия Поликарповича Багаева, запечатлевшего жизнь казахской степи на рубеже
веков. Теперь с работами фотографа смогут познакомиться и жители Екатеринбурга,
так как в фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург К. Либкнехта, 36)
с середины января по середину февраля будет работать выставка «Д. П. Багаев
«Жизнь и быт казахского народа на рубеже XIX - XX веков».
На 40 фотографиях, развешанных по стенам старинного особняка в центре Екатеринбурга, представлены не политики и ученые, а простые люди и их повседневная жизнь. Эти работы – бесценные свидетельства очень важного в истории Казахстана периода, когда в традиционный уклад жизни казахского народа начинали проникать элементы европейской культуры: железная дорога, школа и т. п. «Фотография – не пустая забава, - писал фотограф в одной из статей, - фотография – это и наука, и искусство, и свидетельство времени».
Сам Багаев родился в 1884 г., с 1905 г. и до конца жизни
(1958 г.) он прожил в Павлодаре. Сегодня в его доме мемориальный музей,
единственный в Казахстане, посвященный фотографии. Багаев открыл первый в
Павлодаре фотографический салон, где снимал портреты жителей города. Но не
только мастерски сделанные фотопортреты прославили фотографа. Дмитрий
Поликарпович, обладая активной социальной позицией и энтузиазмом исследователя,
сумел создать фотографическую летопись Северного Казахстана. На протяжении всей
жизни он занимался научно-исследовательской работой, принимал участие в
палеонтологических и этнографических экспедициях, посетил почти все уголки края,
фотографируя жизнь и быт казахского народа. Багаев не просто фиксировал события
и быт, он искал образ, эмоциональную выразительность кадра.
Степные красавицы, лукаво выглядывающие из-под чадры, чумазые дети, впрягшиеся в детскую кроватку, словно кони в кибитку кочевника, почтенные аксакалы в войлочных тюбетейках, пьющие горячий чай возле своих юрт. Редко где теперь можно увидеть такое. Это старый мир, который исчез навсегда с приходом европейской цивилизации. Как символ смены исторических вех – верблюд, стоящий посреди недавно построенной железной дороги, которая увела казахский народ далеко от своих корней.
Смотря на эти фотографии, невольно вспоминаются начавшиеся
в 90-е годы жаркие дискуссии среди казахстанской интеллигенции о последствиях
прихода русских и европейской цивилизации в их страну, которые не прекращаются
до сих пор. Часть казахстанской интеллигенции соглашается с европейскими и
американскими писателями, публицистами и политическими аналитиками, которые
преподносят русское присутствие в южных регионах как период политической,
экономической и культурной экспансии и отмечают по большей части его негативные
аспекты, связанные с предвзятой теорией «центр-периферия».
Более взвешенные ученые и мыслители центрально-азиатских стран и, в частности, Казахстана вопреки бытующим мнениям, ни в коем случае не видят в России своего угнетателя в полном смысле этого слова. На присутствие России и ее экспансию на своей земле они смотрят двояко: с одной стороны, подавление, грубость, искажение истории и менталитета, пренебрежение национальными ценностями, обычаями и традициями, искусственное территориальное и политическое размежевание; с другой стороны, созидание, социально-политический и экономический подъем, развитие народного образования, формирование сплоченных национальных республик, предоставление широких возможностей для дальнейшего духовного и материального развития, а также относительная социальная справедливость.
«Подобные реалистично думающие писатели и публицисты
составляют большинство мыслителей республик региона, - отмечает в своей книге
«На великом Шелковом пути: встречи на земле казахов» руководитель Культурного
представительства при посольстве Исламской Республики Иран в Казахстане в
1995-1998 гг. г-н Мехди Санаи. - Весьма крайних и в корне отличающихся от этих
взглядов придерживаются как националистически и антирусски настроенные, так и
обрусевшие общественные деятели».
В отличие от этих двух групп с их диаметрально противоположными позициями (одна из них боготворит Россию и ее культуру, а другая встала под знамена борьбы против нее) реалистично настроенные мыслители в целом считают, что хотя господство русских привело к пролитию крови казахов, к отходу их от ислама, но именно благодаря русскому присутствию кочевники превратились в городских жителей. Стремление к формированию «новой социалистической личности», конечно, привело к ослаблению религиозности, национальных языков и культур, но вместе с тем в течение последних десятилетий произошло бурное развитие литературы и искусства. Во всяком случае, заслуживает внимания то, что Казахстане, который сто с лишним лет назад был лишен письменной литературы, и жители которого в большинстве своем являлись кочевниками, за несколько десятилетий советской власти был достигнут как минимум 98-процентный показатель грамотности на уровне среднего или неполного среднего образования.
«Если бы не русское господство, по всей вероятности, Казахстан и Кыргызстан тоже оказались бы в таком положении, как Афганистан и Монголия», - считает выдающийся писатель Чингиз Айтматов.
С фотографий Д.П Багаева на зрителя безмолвно взирает
национальное прошлое Казахстана. Глядя на них, думаешь о совместном
сосуществовании русских и казахов, не бесспорном, но во многом положительном для
обоих народов. Нас слишком многое связывает, чтобы думать о том, что нас
разъединяет. Поэтому Казахстан и Россию ждет еще немало совместных великих дел.
И, благодаря мысли об этом, черно-белые фотографии окрашиваются в сочные цвета,
ведь сама эта выставка тому подтверждение.
«В 2009 г. в Екатеринбурге состоится встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия и Казахстан, - рассказал нам зав. отделом выставок музея Артем Беркович. - Выставка работ, посвященная жизни и быту казахского народа рубежа XIX-XX веков, открывает серию фотопроектов, цель которых познакомить жителей Среднего Урала с культурой и традициями государств участников ШОС. Интересно, что и самого Дмитрия Поликарповича Багаева многое связывает с Екатеринбургом. Он бывал в нашем городе, а сегодня потомки Багаева живут в Екатеринбурге».
Так что уральцев ждет еще много интересных выставок, посвященных культуре и религии народов Центральной Азии и Китая. А значит, есть шанс еще ближе познакомиться с нашими соседями и друзьями, с кем нас связывает общее прошлое и, Ин Ша Алла, доброе и светлое будущее.
Камиль Шихов
Екатеринбург
Так же на нашем сайте читайте:
- Татары Казахстана — связные цивилизаций
- Муфтий Казахстана: триедин как муфтий, алим и диплома
- Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»