RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

08-02-08 В Астане утверждают: «Древнетюркские памятники – наше духовное наследие»!

08.02.2008 12:36

«Древнетюркские памятники – наше духовное наследие». Это не только идеологический тезис. Выставка с таким названием открылась в Евразийском Национальном университете в столице Казахстана Астане. Это итог работы казахстанских исследователей за последние 6 лет.

Евразийский Национальный университет«Ойкумена» – называли древние греки свою землю, «Туран» — говорили о своём мире тюрки. Сегодня, как и века назад, их потомки живут на Евразийском континенте к востоку и западу от Алтайских гор. Тюрколог Каржаубай Сарткожаулы в течение 2 лет руководил полевой экспедицией по изучению древних памятников в Южной Сибири, Монголии и Китае. Результаты его целенаправленных работ и составляют основу выставки.

Сайлау Батыршаулы, профессор Евразийского Национального университета им. Л.Н. Гумилёва, говорит, что раньше, когда не было чётких государственных границ и постов, люди, идеи и цивилизации свободно «продвигались и распространялись» по земле.

Сегодня Казахстан считается центром тюркологической науки. Археологические находки доказывают, что тюркский этнос в давние времена жил на территории страны. Казахский народ сохранил в своём лексиконе много древних слов.

По словам профессора Ханкельды Абжанова, «казахи являются одной из ветвей тюркского мира», и когда современный казах читает «древние письменные источники», то он «без переводчика понимает, о чём там идёт речь».

Интересны образцы наскальных изображений, датированные началом прошлого тысячелетия, в том числе образцы наскальных изображений – фигуры кагана, тюркских аристократов, бытовые сцены. Например, каменные страницы текста Бегера, стела 706 года н.э. Они дают уникальные сведения об одежде, обычаях, вере древних тюрков. Представлены памятники культуры и быта 6-10 веков нашей эры.

Историки подчёркивают, что ранее принятое утверждение о том, что «древние тюрки не имели изобразительного искусства» — ошибочно. Выставка ярко подтверждает неразрывную связь, общность традиций, хозяйственно-культурного уклада у древних тюрков и их современных потомков.

— Тюркология имеет большое значение для познания, самопознания казахского народа. Открытие этой выставки особо важно в том смысле, что даёт толчок дальнейшему глубокому изучению тюркологии как науки, — утверждает профессор Сайлау Батыршаулы.

Сегодня молодёжь Казахстана проявляет большой интерес к изучению этой культуры. По решению Министерства образования и науки в Евразийском университете планируется открытие тюркологического отделения на базе исторического факультета.

Специально для портала IslamRF.Ru это событие комментирует культуролог Джаннат Сергей Маркус:

— Вы автор фундаментального справочника-антологии «Тува: словарь культуры» и много пишете о тюркской культуре в диапазоне от границ Китая до современной Турции. Каково значение представленной в Астане выставки для современной жизни тюркских народов?

— Тюркский мир огромен, потому резонанс казахстанских исследований даёт разные отклики на просторах Турана.

Очевидно, что погружение в собственную историческую глубину нужно для утверждения новой государственности Республики Казахстан. Здесь налицо госзаказ, соответствующее финансирование и пиар. Подчеркну: новая государственность здесь формируется по образцу новоевропейских национальных государств 17-20 веков, это заказ на некий «национальный романтизм». Но парадокс в том, что мы живём уже в 21 веке с его неизбежной глобализацией и нуждой в региональных межгосударственных союзах. Тут национальный «нарциссизм» может только мешать.

Но удивительным образом, именно руководство Казахстана в последние годы лидирует как инициатор интеграции в форматах СНГ, ЕвразЭС и ШОС. И тут тюркские корни оказываются востребованными – но уже как стимул к воссозданию общего славяно-тюркского союзничества, сформированного в Золотой Орде, продолженного Российской империей, затем СССР. Новая модель некоего «евразийского союза», «второй Золотой Орды» строится, исходя из ответа на «зов предков».

В России разрабатываются разные «русские проекты» для возрождения России. Но их слабость и обречённость — в игнорировании тюркского (также и тюрко-исламского) наследия Евразии. И Россия, и Казахстан возродятся – в общем союзническом движении в мир будущего, но с опорой на славяно-православное и тюрко-исламское братство, проверенное веками.

Остаётся лишь пожелать, чтобы выставка из Астаны была затем показана и в России, в Москве, Петербурге, Казани и Уфе. Тогда обращение к прошлому станет заделом для будущего!

 

Даниил ХАСАНОВ для  IslamRF.Ru

по материалам МГТРК «Мир», ИА «ЦентрАзии», ИА «Хабар»

 

На фото: Евразийский Национальный университет (www.emu.kz)

 

Ссылки по теме:

В Казахстане заработает «Учебное ТВ»

Тенгрианство и Ислам в Казахстане – круглый стол

Мурат Каримов — Татары Казахстана — связные цивилизаций

Казахстан заявил проект «Интеллектуальная нация — 2020»

Дамир Мухетдинов — Россия — Центральная Азия: открывая врата Исламского мира

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/1443/">ISLAMRF.RU: 08-02-08 В Астане утверждают: «Древнетюркские памятники – наше духовное наследие»!</a>