04-03-08 Вышла последняя книга Беназир Бхутто «Примирение. Ислам, демократия и Запад»
04.03.2008 10:15В Пакистане на английском языке вышла книга, оказавшаяся последней для её автора: Benazir Bhutto. Reconciliation. Islam, Democracy, and the West - Беназир Бхутто «Примирение. Ислам, демократия и Запад».
Писать её Бхутто закончила за несколько дней до гибели. Напомним, она была убита в декабре 2007 года и стала четвёртым членом семьи Бхутто, умершим насильственной смертью. Её отец, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто, был в 1977 году обвинён военной хунтой в убийстве рядового политического оппонента и в 1979 году повешен. Младший брат Беназир, Шахнаваз, был отравлен в 1985 году, а второй её брат — Муртаза, мстивший за отца, — убит в перестрелке с полицией в 1996 году у дверей своего дома.
Сама Беназир Бхутто стала (вслед за отцом) главой Народной партии Пакистана.
Рецензент книги «Примирение» — Мичико Какутани (Michiko Kakutani) — считает одним из важных аспектов её книги то определение Ислама, которое даёт эта высокообразованная пакистанка, выпускница Радклиффа и Оксфорда (Michiko Kakutani. Unshakable Optimist of the House of Bhutto):
«Беназир Бхутто описывает Ислам как «открытую и терпимую религию», которую насильно похитили и ложно интерпретировали экстремисты. Бхутто верила и надеялась, что и мусульманский мир, и мир западный не дадут, по её выражению «затащить себя на путь, ведущий к столкновению цивилизаций».
Политической платформой её партии было установление демократии в Пакистане и практические меры по примирению мусульманского мира с западным. Её взгляд на глобализацию был полон оптимизма: она считала, что глобализация ведёт к терпимости, а не к взаимной вражде, и что «модернизация и экстремизм несовместимы и взаимно исключают друг друга». С гибелью Беназир Бхутто устойчивость этой платформы заметно пошатнулась.
В книге «Примирение» Беназир выражает уверенность, что «если бы её правление не было в своё время насильственно прервано и если бы её правительство оставалось у власти все положенные ему 5 лет, то Осаме бин Ладену было бы гораздо труднее устроить свою базу в Афганистане в 1997 году, и открыто вербовать в Аль-Кайду молодых людей по всему мусульманскому миру». Однако, это предположение Бхутто вызывает возражения рецензента:
«Во время правления самой Беназир пакистанские секретные службы активно пропагандировали Талибан в Афганистане и набирали молодых рекрутов для борьбы с Индией в Кашмире. Сомнительна и её оценка собственной роли. Например, она пишет: «В 1998 году, через два года после того, как меня вынудили оставить пост премьер-министра, Аль-Кайда начала войну с Америкой». Однако когда Бхутто пишет, что «размах террористических атак против Запада совпал с уничтожением демократических институтов в Пакистане», в её словах есть большая доля истины.
Обвинения Беназир в адрес западного колониализма (якобы ослабившего страны, долго бывшие колониями), а также её обвинения в адрес Америки — не вызывают у рецензента никаких возражений:
«Бхутто делает выговор Соединенным Штатам за их помощь в свержении демократически избранного правительства в Иране в 1953 году, утверждая, что эта акция не только подорвала перспективы демократии в этой стране, но и «вызвала у нескольких поколений мусульман подозрительное и циничное отношение к намерениям Запада».
Не вызвали у рецензента протеста и следующие сравнения, приведённые Бхутто:
«Попытка эксплуатации и милитаризации Ислама, предпринятая Осамой бин Ладеном, в принципе, сравнима с террористическими актами, совершавшимися другими религиозными фанатиками: будь это христианские экстремисты, нападавшие на женские клиники в Америке, или евреи-фундаменталисты, атаковавшие мусульманские святыни в Палестине».
Вне зависимости от того, согласны читатели и рецензенты, или не согласны, со взглядами Беназир Бхутто, нельзя не восхититься личностью этой необыкновенной женщины. Она была в полной безопасности в «ссылке» на Западе: жила в Англии, была звездой вашингтонской политической элиты. И она бросила всё это и вернулась в Пакистан, где уже 130 её соратников были убиты, 400 других искалечены взрывами бомб террористов. Она вернулась — чтобы там не угасала надежда. Бхутто писала:
«Я бы всё сделала ради того, чтобы избавить своих детей от той боли, которую я испытала, когда убили моего отца. Но одного я не могла сделать: я не могла предать мою партию, моих единомышленников и те идеи, на исполнение которых я потратила такую огромную часть моей жизни».
IslamRF.Ru по материалам Радио Свобода, ЦентрАзия
На фото: Беназир Бхутто (www.usnews.com).
Ссылки по теме:
АЦ «Амаль» — Кто хочет превратить Пакистан в Ливан?
18-02-08 В Пакистане проходят парламентские выборы
Гульнар Балтанова — Великие женщины раннего Ислама