RSS | PDA | Архив   Пятница 10 Май 2024 | 1433 х.
 

Татьяна Стецкевич: Для того, чтобы адекватно отражать мусульманскую культуру, необходимо, чтобы ее изучением занимались не только искусствоведы, но и религиоведы

31.03.2008 13:49

26 марта в Государственном музее истории религии после почти 20-летнего перерыва открылась постоянная экспозиция, посвященная исламу.

Руководитель отдела истории религий Востока Государственного музея истории религий (Санкт-Петербург) Татьяна СтецкевичВыставка уникальна по дизайну, поскольку организаторы стилизовали помещение экспозиции под мечеть, придав ему практически все атрибуты мусульманского храма – от цветовой гаммы и орнамента до стилизованной михрабной ниши в центре. На большой плазменной панели демонстрируется фильм о хадже, который сменяется громко звучащим азаном и чтением Корана, что придает посетителю удивительно реалистичное ощущение нахождения в «мечети». Внутри зала справа и слева от входа установлены две сенсорные панели: одна несет дополнительную информацию об исламе, демонстрируя различные фото материалы и тексты, на второй – размещены разнообразные карты (арабского халифата при Аббасидах и Омеядах, миграционных потоков мусульман в современном мире, населения мусульманских стран). Карты подвижны и по желанию посетителя могут увеличиваться в масштабе…

ШамаилиЭта выставка была бы невозможна без многолетних стараний ее идейного вдохновителя и научного куратора, чьи усилия и труд вложены в каждый экспонат исламской коллекции, авторитетнейшего исламоведа и востоковеда Петербурга Татьяны Александровны Стецкевич, которая вот уже более сорока лет возглавляет в музее отдел истории религий Востока. Незадолго до открытия выставки мы поговорили с Татьяной Александровной о непростой судьбе мусульманской коллекции музея, о долгой дороге, которую пришлось пройти экспонатам, прежде чем они заняли достойное место на выставочных площадях.

– Татьяна Александровна, Вы человек уникальный, Вашими руками собрана большая часть мусульманской коллекции музея, Вы же организатор нескольких выставок об исламе и автор концепции сегодняшней экспозиции. Расскажите, пожалуйста, в двух словах, как изменялась концепция выставки ислама на протяжении всей 75-летней истории музея.

Шамаили– В свое время я окончила Восточный факультет Ленинградского государственного университета, потом поступила в аспирантуру музея истории религии. С тех пор вот уже 44 года я работаю в этом музее, став первым сотрудником, который начал заниматься исламом как специалист-востоковед.

За эти годы была проделана большая работа по описанию, систематизации фондов и составлению экспозиций. Первая большая выставка ислама была организована в 1981 году. До этого в начале 40-х годов был лишь один отдел в общем выставочном ряду, подходивший к мусульманству очень тенденциозно.

Первая крупная экспозиция начала свою жизнь с 1981 года (напомним, что 80-й год стал переломным для исламоведения в России в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г., именно с этого времени начинаются практически все серьезные исследования ислама в Советском Союзе – прим. автора) и просуществовала до 1990 года. Затем наш музей должен был освободить здание Казанского собора, начался переезд, и выставки свертывались, а после переезда на новое место исламская экспозиция больше не создавалась. Сегодня спустя 17 лет справедливость восстановлена, и мы постарались показать ислам максимально полно.

миниатюрные КораныВ основе концепции построения современной экспозиции лежит понимание, что мусульманский мир многолик, и каждый народ, исповедующий ислам, привносит в него что-то свое. В то же время существует догматика, культ, Коран и шариат, т.е. все то, что объединяет всех мусульман и делает их единой уммой. Именно по этому принципу мы и разделили нашу экспозицию. Первые два зала посвящены догматике, культу и Корану, в следующем зале представлен шиизм, суфизм и отражение норм шариата (например, в женской одежде и т.д.) в жизни верующего, некоторые предметы исламского искусства и маленький раздел, в котором мы даем представление о понятии джихада в исламе, которое стало весьма популярным в нашем обществе, и зачастую понимается людьми искаженно.

– Расскажите, пожалуйста, о мусульманской коллекции музея, и о том, какие экспонаты из нее Вы выставляете?

одежда средневекового суфия– Коллекция музея относительно небольшая – около 1300 экспонатов. В основном она состоит из вещей, приобретенных на территории Средней Азии, Кавказа, в меньшей степени – Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана, Индии и Сирии. Татарских материалов у нас мало, но они необыкновенно ценные, поскольку наш музей обладает большой коллекцией шамаилей, которые являются прекрасным образцом мусульманского искусства татар. Есть замечательные шамаили с плоскостным изображением Мекки и Медины, шахадой, прославлением Аллаха, кораблем пророка Нуха.

Различные предметы: молитвенный коврик, четки, кувшин для омовения мы представляем в стилизованной михрабной нише. Материал о хадже показан в виде фильма, который рассказывает обо всех аспектах паломничества.

Затем у нас представлена коллекция Коранов, в том числе, факсимиле самого большого Корана – «Корана Османа». Отпечатано их было всего 50 экземпляров, 25 затем проданы, а 25 подарены. Помимо него мы располагаем миниатюрными Коранами и Коранами современными, напечатанными, в том числе, в России.

В следующем зале мы рассказываем о шиизме: имамате, смерти Хусейна, на витрине выставлены меч Зу-л-Факар, принадлежавший ‘Али б. Аби Талибу, цепи для самобичевания, байрак – религиозное знамя шиитов.

имитация михрабной нишиО суфизме мы говорим почти в самом конце. Мы выставили в экспозиции одежды дервиша, дервишский сосуд для сбора денег, посох и булаву.

Особо мы подчеркнули отношение ислама к женщине. В наших фондах есть и паранджа, и чичван, и абая, и свадебные платья индийской мусульманки и т.д. Мы постарались показать, что женщины в мусульманском мире носили не только паранджу и хиджаб, но и просто легкие накидки на голову, как, например, крымские байдары.

– Расскажите, пожалуйста, об отделе экспозиции, посвященном джихаду.

сосуд с формулой шахадыУ нас представлено мусульманское оружие: кольчуга, щит, меч, клинок. Под ними текст, объясняющий суть джихада. Как известно, существует две концепции джихада – джихада малого и большого, малый – за распространение религии и большой – за духовное самосовершенствование. Сегодня в ряде современных сочинений авторы стремятся доказать, что в Коране нет никаких призывов к джихаду. Например, известный московский востоковед Тауфик Ибрагим пишет, что в Коране нет буквального понимания слов «убивайте многобожников» или «убивайте язычников даже в запретные месяцы».

На самом деле в Священной книге ислама эти аяты присутствуют, и не нужно отрицать их смысл, людей это не убеждает, они могут сами взять Коран и вычитать эти высказывания. Чем же можно объяснить призывы к борьбе против язычников в Коране? Одним простым способом: в Коране упоминания о джихаде связаны с тем, что Пророк в разные периоды времени получал различные откровения от Аллаха. Аллах направлял Пророка в его борьбе и служении, и когда надо было уничтожать, шло уничтожение, а когда победа была одержана, приходило откровение о мире и мирном развитии посланнической миссии.

Казанский собор, где ранее располагался ГМИР– Когда открывалась выставка «Во дворцах и шатрах: ислам от Европы до Китая» в Эрмитаже, Михаил Пиотровский сказал, что одна из проблем, стоящих перед многими музеями, это проблема того, как показывать мусульманское искусство. Как бы Вы могли прокомментировать эту проблему?

– Чтобы адекватно отражать мусульманскую культуру, необходимо, чтобы ее изучением занимались не только искусствоведы, но и религиоведы. Если совместно будет проведено это изучение, определены направления и течения исламского искусства, тогда возможно будет представить мусульманское искусство во всем его многообразии. Сегодня музея, в котором была бы представлена культура ислама во всей ее полноте, не существует.

Близка к широкому воссозданию мусульманской культуры экспозиция музея Нового времени в Тегеране. Это громадное помещение, в котором передано все искусство ислама Ирана. Предметы распределены по векам хиджры, а в центре установлено то, что символизирует ислам для всех людей – это Коран, михраб и еще несколько символических предметов.

– Другая проблема – это восприятие исламского искусства посетителями, и отличие его от восприятия, например, китайского искусства. 

меч Зуль-Факар– Совершенно верно, именно поэтому мы постарались сопроводить экспонаты текстом, а также вывести на экран компьютера всю дополнительную информацию об истории пророков, священных мечетях и хадже, знаменитых крупнейших мечетях, а также мечетях России, терминах шариата, исламской поэзии и т.д. Одним из композиционных решений стало для нас изображение михраба с подсветкой светильниками – иранским и сирийским, внутри которого мы выставили подставку для Корана. Мы стремимся объяснить в первую очередь суть религии, а уже затем ее искусство.

– Много лет выставки «ислам» не было. Как Вы думаете, какой будет реакция посетителей на экспозицию?

– Задолго до открытия было проведено социологическое исследование на тему: что известно об исламе и что хотелось бы узнать о нем. По его результатам выяснилось, что опрошенных больше всего интересовали семейная жизнь, быт, направления в исламе, джихад. При этом фактических знаний об исламе у людей очень мало. Школьники только в 6 классе изучают историю арабского халифата, а студенты точно смогли назвать лишь век возникновения ислама, порой затрудняясь ответить, где находится Хиджаз. После открытия экспозиции в музее специальный отдел будет изучать реакцию посетителей.

– Скажите, пожалуйста, почему же столько лет в музее не было выставки, посвященной исламу.

– Во-первых, из-за неизобразительности ислама. Всегда считалось, что показывать ислам не на чем. Нет ни икон, ни картин, ничего такого, что привлекло бы посетителей. Второе -

в Советское время ислам, во всяком случае в Ленинграде, не был предметом пристального внимания специальных структур. Тогда как все остальные конфессии были на виду. Как только в конце 30-х годов закрыли мечеть, единственная публичная форма отправления культа – намаз – перестала существовать.

расписная тарелкаТ.е. и так-то способов наблюдения было немного, а теперь вся обрядность перешла в семью, в дом. Татары жили тихо-спокойно, никто с них справок за прочитанный дома никах не требовал, в то время как стоило православным обвенчаться в храме, как тут же исключали из комсомола или партии. Таким образом, татары жили очень спокойно, и власти не обращали никакого внимания на ислам. Отсюда большой потребности, чтобы бороться с ним не было. (Другое дело в национальных мусульманских республиках, где была противоположная ситуация). Во время войны экспозиция, как и весь музей, была закрыта и после войны уже не возродилась.

Далее: на протяжении долгого времени в музее не работало ни одного востоковеда. Приходили этнографы, историки, философы и т.д., что породило непонимание важности выставочной работы по исламу. Даже когда в 1981 году было принято решение об открытии первой крупной экспозиции ислама, решили сделать ее на очень маленькой площади, т.е. так, будто ислам не нужен вообще. В тот момент я сказала руководству музея, что ислам еще «припомнит» им это, и они пожалеют, что так относились к нему. Более того, выставку решили разместить рядом с могилой Кутузова. (Ранее музей истории религии находился в Казанском соборе, внутри которого находилась могила Кутузова, а напротив собора памятник ему – прим. автора). Лучшего места найти не могли, учитывая участие Кутузова в войне против Турции и взятие крепости Измаил.

К счастью, нашелся здравомыслящий человек – наш куратор из обкома партии, которая, узнав о ничтожно маленьком формате выставки, да еще о расположении ее рядом с могилой русского фельдмаршала, проявила недюжее упорство и добилась, чтобы экспозиция перешла в большое помещение и удобное место. Затем, когда музей переехал из Казанского собора, мусульманская выставка по разным причинам до сегодняшнего дня не возобновлялась.  

– Как Вы думаете, что больше привлекает людей: демонстрация религии как культа, со всей ее атрибутикой и абстракцией, или представление бытования религиозных обрядов в жизни общества? Например, Ефим Резван в Кунсткамере сделал выставку об арабах Узбекистана, сняв серию коротких (буквально несколько минут) фильмов об обряде обрезания, никахе, уроке чтения Корана и т.д., представив, таким образом, живую картину бытования ислама в обществе. Такая демонстрация ислама располагала людей к нему, в какой-то степени снимала предубеждения в его восприятии.

экспозиция Коранов– Да, конечно, это так. Мы бы с удовольствием поступили также, но для этого надо ездить, снимать, собирать коллекции и т.д. К сожалению, сейчас из-за недостатка финансирования мы сделать этого не можем. В свое время я объездила всю Среднюю Азию, Кавказ, Азербайджан, Сирию, Иорданию, Турцию, собирая материал для коллекции.

Я склоняюсь к тому, что необходимо отображать тот или иной обряд параллельно во всех религиях вместе. Люди сразу получали бы больше информации, и это было бы интереснее.

Мне кажется, что нужно акцентировать внимание на то, что сближает религии, а не на то, что их разъединяет. Например, мы взяли гравюру, изданную в Казани, изображающую Иерусалим, мечеть ал-Кудс, и в тексте под ней рассказываем посетителям о том, что это место объединяет три религии, что это символ монотеизма и одновременно признания пророческой миссии Иисуса в исламе. Для христиан это является неожиданным откровением, их удивляет, что мусульмане признают Иисуса как пророка, и его место в религиозном сознании мусульман очень высоко.

– Можно ли говорить о том, что Музей истории религии стимулирует, в конечном счете, интерес людей к религии?

– Это очень интересный вопрос. Есть разные категории посетителей, в том числе и те, кто после посещения музея может пойти в храм. Раньше в наш музей обычно приходили немолодые люди, поэтому главную опасность партийное руководство видело в том, что старушки крестятся на иконы. А когда проходила выставка буддизма, в ладошках Будды мы собирали множество подношений от карамелек до монет.

Чтобы человек пришел в музей, заразился религиозной идеей и потом пошел в мечеть – я уверенна, такое может быть. Если придут татарин или азербайджанец, то выставка ислама может подвигнуть их пойти в мечеть. Но чтобы пришел не мусульманин по рождению и после лицезрения экспозиции направился в мечеть, то это конечно мало вероятно. Для этого должна пройти серьезная внутренняя работа в душе человека. Хотя, конечно, ищущему ислам, интересующемуся им, музей может помочь укрепиться в своих взглядах.

Главная задача нашего музея – это помочь людям разных конфессий увидеть, что же происходит вокруг них, убедить, что вокруг них живут не враги, а люди, которые просто по-другому мыслят. Особенно это заметно на примере взаимоотношений ислама, христианства и иудаизма. Последователи этих религий не враги друг другу – все верят в одного Бога, но понимают это по-своему. Непризнание каких-то постулатов иной веры не должно приводить к взаимной вражде. Вражда и нетерпимость рождается из незнания.

Беседовал Тимур БАТЫРКАЕВ,

Санкт-Петербург

Фото автора.

На фото:

Руководитель отдела истории религий Востока Государственного музея истории религий (Санкт-Петербург) Татьяна Стецкевич

Экспонаты постоянной экспозиции ГМИР по исламу: Шамаили

Миниатюрные Кораны

Одежда средневекового суфия

Имитация михрабной ниши

Сосуд с формулой шахады

Казанский собор, где ранее располагался ГМИР

Меч Зуль-Факар

Расписная тарелка

Экспозиция Коранов

31.03.2008

Ссылки по теме:

27-03-08 В Госмузее истории религий в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция, посвященная исламу

24-03-08 В Лувре откроется постоянная экспозиция исламского искусства

20-03-08 В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге открывается постоянная экспозиция об Исламе

22-02-08 В музее Сакиб Сабанджи в Стамбуле открылась выставка экспонатов исламского искусства из коллекции Лувра

31-01-08 В Музее Востока открыта выставка о традиционной культуре Йемена

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/2275/">ISLAMRF.RU: Татьяна Стецкевич: Для того, чтобы адекватно отражать мусульманскую культуру, необходимо, чтобы ее изучением занимались не только искусствоведы, но и религиоведы</a>