RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

Лидер Евроислама Тарик Рамадан поручил ИД «Медина» издать по-русски свою новую книгу о Пророке Мухаммаде

04.08.2008 10:55

Находясь в Москве по приглашению организаторов международной конференции "Россия - исламский мир", всемирно известный исламский философ, теоретик и практик Евроислама, внук основателя организации "Братьев-мусульман" Хасана аль-Банна, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан встретился с руководителями и сотрудниками ИД «Медина».



По итогам встречи принято решение о переводе на русский язык и издании его последней книги “The Messenger. The Meanings of the Life of Muhammad”, Pengquin Books, Oxford University Press, 2007. Интерес к книге на эту тему у ИД «Медина» вполне закономерен: ведь уже второй год здесь выпускается альманах «Мавлид ан-Набий» – сборник научно-культурологических статей, посвящённых жизни и наследию Пророка Мухаммада.

Тарик Рамадан ответил на вопросы вашего корреспондента:

- Эта книга в формате покет-бук предназначена для западного читателя, далёкого от Ислама и служит делу популяризации?

- Нет. Я действительно постарался сделать её язык лёгким, а объём малым – но главная цель состояла именно в расшифровке «The Meanings of the Life of Muhammad», то есть смыслов жизни Пророка. А это, я надеюсь, важно самим мусульманам, равно как будет полезно и немусульманам для знакомства с этой личностью и нашей верой.

- А что, по-Вашему, мы сами – современные мусульмане – недопонимаем в Исламе?

- Мы слишком эмоционально воспринимаем религию. А это в корне неверно. Давайте разберёмся и уточним понятия. Эмоции важны в своей сфере, но в деле религии они вспомогательны. Ислам настаивает на знании и даёт знания. От человека требуется осознанное действие не на почве эмоций, а именно – знаний.

Однако, что мы видим вокруг? В целом современные мусульмане слишком поддаются эмоциям. Я только что вернулся из Пакистана. Там всё бурлит, все шумят… А ситуация в стране крайне неуравновешенная. Что было недавно в ответ на «карикатурный скандал» из Дании? То же самое – буря эмоций, даже насилия. А где результат? Разве решены вопросы, поставленные этой провокацией? И разве рационально решены вопросы Палестины?

В целом можно кратко сказать: рациональная дисциплина, которая была у основателей и алимов классической эпохи Ислама, которые не только сами освоили, но и нынешней Европе передали рациональность Античности – в прошлом. Это наша проблема.

- Вы много внимания уделяете вопросам интеграции мусульман в Европе. Не касаясь бытовых и политических измерений, давайте заглянем вглубь, в систему ценностей. Что общего, а что различного между так называемыми «западными» и исламскими ценностями? Ведь, согласитесь, «Запад» многолик и нельзя там всех причесать под одну систему.

Запад также многомерен и многолик, как и реальный мир Ислама. Но когда мы обсуждаем вопросы об интеграции мусульман в Европе, то употребляем такие формулировки. «Западными» ценностями в данном случае я называю идеи, выращенные европейским Просвещением и либеральной демократией. Главное там, наивысшее в плане ценностей: превосходство индивида, свобода, равенство, рационализм, прогресс. Добавлю: эти понятия даны в ключе секуляризма, ибо в эпоху Просвещения было актуальным сопротивление абсолютной власти Церкви - Католической. Россия внешне, казалось бы, прошла иной путь развития, но есть и общий корень: у вас ценности просвещенческого секуляризма утверждал коммунизм. А сейчас, после распада социалистической системы, россияне вновь вовлечены в орбиту секулярности европейского типа.

Но проблема во взаимоотношениях секулярной Европы-России не в том, что мусульмане не могут вести с ней диалог. А в том, что секулярно-либеральные идеи объявляются… универсальными! С эти нельзя согласиться – просто потому, что история человечества гораздо богаче, разнообразнее. И какой смысл чьи-то ценности вдруг объявлять универсальными!

Вот многие цивилизации мира имели иные пути развития. Так и исламская цивилизация «не прошла через многие процессы, имевшие место в Европе». В частности, у мусульман не было высшего сакрального авторитета, и даже института, подобного Церкви. Правоведы-факихи чётко различали «авторитет свыше», санкционированный от Аллаха, Создателя мира - от «условного авторитета», творимого людьми. Сказанное от Аллаха принимается без обсуждения, а сказанное людьми – ими же и обсуждается. Более того – разработана виртуозная техника и институции совещания и избрания лидера. Поэтому исламское общество выработало, как свою общественную высшую ценность - принцип коллегиальной демократии в форме Шура-меджлис.

Когда я такие аргументы привожу в беседах с ревнителями «западных ценностей», то подчёркиваю, что вне Европы была ДРУГАЯ ИСТОРИЯ. И это многих сейчас в Европе больно задевает. Однако, ничьи ценности не могут быть «универсальными» и по таковой причине навязываться всем остальным. Но это не означает, что выходцы из разных мировоззренческих координат не могут договариваться и жить совместно.

Как раз наоборот. Мы должны осознать нашу различность. И искать то, что всё-таки нас объединяет. Трагедии здесь нет. И Хантингтон напрасно пугал «неизбежностью» конфликта цивилизаций. А что касается Европы, то в её созидании на ранних этапах европейского развития, как известно, активно участвовали именно мусульмане. Античность была сохранена и возвращена в актив именно через посредничество мусульман.

- А какова здесь может быть роль мусульман России?

Новая книга Т.Рамадана о Пророке Мухаммаде- Западная Европа, конечно же - ещё не вся Европа. В ней сейчас не слышно мусульман Восточной Европы. Жаль, что между нами не налажены связи, мы только начинаем общаться. Вот этот мой визит в Москву – первый, я здесь всего лишь на один день. А ранее довелось побывать в Петербурге, по приглашению дипломата Вениамина Попова, за что ему очень благодарен.

Между нами есть существенное отличие: мусульмане Восточной Европы от босняков до жителей Поволжья и Кавказа это автохтонные обитатели Европы. А большинство наших мусульман – мигранты. Я сам родился в Швейцарии и моё самоощущение - одновременно как европейца и мусульманина. Для меня это органично.

Нам необходимо развивать связи с Россией и Восточной Европой – и услышать ваш голос в европейских дискуссиях. Нам важно узнать о вашем опыте проживания в странах с иной культурой, совместно с христианами, а теперь и в секулярном обществе. Быть может, нам будет чем обогатиться и от вас?

- Спасибо за такое приглашение. Но, знаете ли, когда в России среди мусульман говорят об интеллектуальной жизни, то считают, что европейские мусульмане находятся сейчас впереди, а один из ведущих мыслителей Евроислама – это именно Вы! Нам стоит учиться у европейских мусульман?

- Спасибо и Вам за столь лестные и добрые слова в мой адрес! Но не думаю, что европейские мусульмане «находятся на передовых позициях». Мы в Европе решаем свои проблемы, определённые нашими условиями жизни. При этом, надеюсь, вносим нечто полезное и новое для всей уммы.

Уникальность нашего с Вами времени в другом. Впервые в истории человечества исламская мысль исходит не только с Ближнего Востока, из арабского, турецкого, иранского миров - но и с Запада. Наш опыт, как живущих на динамично развивающемся Западе, причём и в Европе и в США, и в Канаде будет оказывать влияние на мусульман в странах, где они большинство. И это уже реальность.

Но интересно, что навстречу идёт нарастающий процесс: сегодня достаточно много интеллектуалов и выдающихся учёных среди мусульман в таких странах, как Египет, Индонезия, Малайзия, где мусульмане составляют большинство. Иначе говоря - процесс взаимный, и он результат глобализации.

- Известно, что, несмотря на Вашу открытость к диалогу, ряд государств, включая США, запретил Вам въезд на свою территорию. Вы чувствуете себя жертвой – и чего?

- Проблемы у человека как раз и начинаются, когда он переживает «комплекс жертвы». Я этого избегаю. Посмотрите: родился я и вырос в Европе и здесь никто не мешает мне быть хорошим мусульманином. Есть общее поле права, которое защищает меня и которому я сознательно следую.

Именно в Европе я могу, как гражданин и как мыслитель, высказываться свободно. США, судя по их запрету, не разделяют эти европейские ценности. И во многих мусульманских странах это далеко не так. Я, например, не могу поехать в Египет, Тунис, Сирию и Саудовскую Аравию - ибо там очень трудно говорить то, что думаешь. Кажется парадоксом – но тут в одном ряду нефтяные монархии и США!

Поэтому и вам, российским мусульманам, никто в вашей стране не может помешать быть хорошими мусульманами, если вы соблюдаете законы, преданы своему делу, если даёте образование своим детям. Но если вы сидите и говорите «О! Мы - жертвы и нас тут никто не любит!» - тогда начинаются проблемы. Даже тот факт, что меня как свободомыслящего профессора из Оксфорда, не только пускают, но всё чаще зовут в Россию, говорит сам за себя о вашей стране.

Совершенная неправда, что в наши дни в «мусульманских странах» мусульманином быть легче, чем в Европе! Нужно очень ясно себе это представлять. Вы – россияне и лучше знаете психологию своей страны, нравы окружающих вас людей – и потому вы сами знаете, как сделать жизнь здесь лучше. И как быть настоящими мусульманами.

Текст и фото - Джаннат Сергей Маркус

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/3479/">ISLAMRF.RU: Лидер Евроислама Тарик Рамадан поручил ИД «Медина» издать по-русски свою новую книгу о Пророке Мухаммаде</a>