RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

22-11-07 Скончался гений танца Морис Бежар

22.11.2007 18:01

22 ноября 2007 года всемирно известный французский хореограф, мусульманин по вероисповеданию, Морис Бежар скончался в возрасте 80 лет в одной из больниц в Швейцарии, сообщает «Франс-Пресс» со ссылкой на Лозаннский балет, которым он руководил на протяжении 20 лет.

«Инна лилляхи ва инна раджидун!» — «Поистине, все мы принадлежим Аллаху и поистине мы к Нему возвращаемся!»

    Мусульмане России присоединяются ко всем родственникам, соратникам и поклонникам этого выдающегося человека – в молитвах (дуа) о его посмертной судьбе: «Да простит Аллах его согрешения, примет заслуги и уготовит место в садах Рая – Джаннат!»

    Теперь уже смело можно сказать, что наш мир покинул гений танца, философ-практик в искусстве. Морис Жан де Бежар (Maurice Jean de Béjart) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье выходца из турецкого Курдистана и каталанки. И в его крови, и в творчестве Запад обрёл единство с Востоком, архаика – с современностью, глубокая вера во Всевышнего с творческой самоотдачей людям.

    Бежар всегда утверждал необходимость возвращения танцу его первоначального ритуального характера и значения. И его всегда понимали люди разных культур и вероисповеданий, особенно мусульмане, знающие практики мистического богопоклонения через танец, к примеру, последователи Мауляна Джелаладдина Руми или гнауа в Северной Африке.

    Балетный критик Надежда Каварина пишет о Бежаре: «Он — счастливый человек. Его жизни, столь насыщенной реальными и выдуманными историями, встречами, победами и поражениями, хватило бы на нескольких человек… Счастьем было иметь такого отца, как философ-востоковед Гастон Берже. Трактатами по религии стран Востока из его библиотеки мальчик увлекался в детстве, а многие из них (как древнекитайская священная «Ицзин» — «Книга перемен») ведут его по жизни вот уже многие годы. Фраза отца «Все религии равноценны, надо принять одну из них, и она станет твоим путём, при условии, что ты не будешь ставить этот путь выше других путей» решительным образом повлияла на принятие Бежаром в 1973 году Ислама шиитского толка. Он всегда ощущал мир как некое целое, поэтому наличие в его спектаклях элементов буддизма, ислама, христианства, иудаизма — это не что иное, как разновидности одной религии, общечеловеческой».

    Невозможно кратко описать всё сделанное великим мастером балета. Ведь он выступал на сцене с 1948 года, а с начала 1950-х сам ставил спектакли. В его активе – свыше 230 балетов, 10 опер, 5 книг, множество учеников - танцовщиков мирового класса, 3 балетные компании. И главное – репутация человека, сделавшего танец одним из главных искусств XX века.

    Но он реализовался не только как хореограф – Бежар ещё режиссер театра и кино (постановщик опер, оперетт, драматических спектаклей, телефильмов), драматург и великолепный эссеист. Диплом бакалавра философии, успешно защищённый в 1946 году в Университете Экс-ан-Прованса, стал первой ступенью лестницы, ведущей к мировому признанию и, в итоге, к почётному званию Академика Французской Академии Изящных Искусств (1994) — единственного в мире среди хореографов!

    Отметим также его связи с русским искусством, что нам особо дорого. Наш выдающийся хореограф Владимир Васильев писал: «Основой для творчества Бежара все годы была русская классика, и он всегда привносил в свою хореографию элементы русской танцевальной школы. Он приглашал на работу наших педагогов Асафа и Суламифь Мессерер, а теперь в его школе в Лозанне преподаёт Азарий Плисецкий. Морис не порывает ни с классикой, ни с нами, русскими. И мы всегда ждём приезда его труппы с огромным интересом».

    Да, он учился профессии у русских педагогов-эмигрантов. Любил музыку русских композиторов, его ранний балет - это «Жар-птица» Игоря Стравинского. Кстати, именно с «Жар-птицы» началась его карьера хореографа: в начале 1950-х получил предложение от шведского телевидения сделать фрагменты балета по мотивам русских сказок. Он сотрудничал со звёздами русской сцены: Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, Майей Плисецкой и Рудольфом Нуреевым, с Михаилом Барышниковым… Пик творчества Бежара пришёлся на 1970 -80-е годы, что показали гастроли его труппы в СССР в 1978 и 1987 годах. Ключевым событием гастрольной афиши 1987 года стал спектакль о французском писателе, участнике Сопротивления, соратнике Шарля де Голля, министре культуры Франции - Андре Мальро.

    Сказанное – лишь малая капля огромного творческого океана, имя которому «мир танца Мориса Бежара». Он оставил нам огромное и  богатейшее наследие.

    «Какими бы ни были балеты Бежара, в них неизменно одно. – подводит итог Надежда Каварина. - Этот европеец, исповедующий Ислам шиитского толка, – один из самых свободомыслящих людей в мире. Бежаровский антидогматизм становится способом существования его спектаклей, преображаясь в сладкую художественную свободу».

    Его имя объединяет глубинные ценности Религии и Культуры, верности Традиции и смелой устремлённости в Будущее.

    Аллах да примет душу его в цветущем Саду Рая!

Культуролог Джаннат Сергей Маркус,

Москва, 22 ноября 2007 года

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/963/">ISLAMRF.RU: 22-11-07 Скончался гений танца Морис Бежар</a>