RSS | PDA | Архив   Четверг 20 Июнь 2024 | 1433 х.
 

Как испортить исламскую каллиграфию? — «Made in London»

26.11.2007 16:44

В Государственном Эрмитаже открылась выставка каллиграфии «Танец пера и чернил. Современное искусство Ближнего Востока», которая ранее экспонировалась в Москве в Государственном музее искусства народов Востока.

При всей солидности участников с российской стороны и финансовой мощи спонсора Алишера Усманова, эта выставка является не показом каллиграфии как проявления исламской культуры, а демонстрация той порчи, которую на нее умело и целенаправленно наводят противники Традиции вообще (в геноновском смысле). Давайте разбираться.

Для каллиграфа чистота духа выражается в ясности и красоте письма – а А.О.Эрмес подражает заборным надписям С трудом верится, что изощренный арабист и директор «Эрмитажа» М. Пиотровский сам написал текст под названием «Постмодернистская мистика каллиграфии» и ключевую, но ничем не подтвержденную фразу: «Множество тайн, которые искали в буквах средневековые мистики, оказалось раскрытыми современными художниками, включившими эти буквы в мировой художественный язык». Во-первых, языков у современных художников множество, а у постмодернизма нет ни мистики, ни тайн — это философия, отрицающая все иерархии ценностей, уравнивающая все смыслы как «словеса, тексты, знаки». По сути это философия киников — цинизм новейшего времени в оболочке, которая лишь неграмотному кажется чем-то «новым». Нет ничего более взаимоисключающего, чем постмодернизм и все предыдущие культуры, для которых «священное» было не пустой «игрой символов».

    Лукавство составителей этой выставки в том, что сначала публике показывают достаточно традиционных (но совсем не выдающихся) мастеров дизайна, применяющих каллиграфию: это иранец Мохамед Эхсай, который эскизы увеличивает на крупные холсты, тунисец Нджа Махдауи, оформляющий аэропорты и самолеты скопированными под кальку лентами с каллиграфией, и живущий в Тунисе алжирец Рашид Кораиши, развивающий буквенно-цифровую графику в серии керамических блюд (это традиция каббалы и североафриканского суфизма).

М.Афнан назвала свои однообразные махинации «Завулированными намерениями» Но потом кураторы пичкают нас фальшифками. Живущая в Лондоне палестинка Малихе Афнан, как пафосно назвал ее обозреватель «Коммерсанта», «представляет феминистическую (!) версию традиционного исламского искусства». Это однообразные листы, на которых обрывки черной вуали, обозначающие паранджу, прикрывают нечленораздельный шрифт выдуманного алфавита. И все названо «Завуалированные намерения», хотя надо было сказать честнее - новая лапша на уши от Бендера в юбке.

    Далее: «художница, писательница и философ Этель Аднан, родившаяся в Ливане, изучавшая философию в Сорбонне, Беркли и Гарварде, превращает каллиграфию в книжки-раскладушки, где на строчки текста накладываются изображения пишущей его руки и письменных принадлежностей». Какая реклама!.. для графоманских имитаций то ли опьяненного, то ли психически больного человека. В том же «духе» пятнает холсты ливиец Али Омар Эрмес, ныне занимающий пост председателя (!) Центра мусульманского культурного наследия в Лондоне. Эта «европеизированная» тройка — типовой, тиражированный образчик постмодернизма, для которого все религии — трэш, мусор истории. Потому они даже ремеслом каллиграфа не собираются овладевать, достаточно имитировать «арабскую вязь». Западному обывателю, на которого рассчитан этот трэш, ничего более и не надо!

Э.Аднан подражает сумасшедшим, пачкающим бумагу – и это теперь на Западе выдаётся за «книги художника» А вот, какой посыл для интеллигенции. Ключевая фраза, которой куратор из Лондона Роуз Исса завершает свой текст в буклете, блестяще говорит сам за себя: художники «показали искусство каллиграфии, которая рождается в тот момент, когда, буква, слово, линия или текст перестают быть средством передачи смысла, каким бы исключительным он ни был, а служат лишь для демонстрации важности чистого штриха». Очень честно сказано и подтекст читается легко. Ранее каллиграфия была именно «средством передачи смысла», причём именно «исключительных смыслов» Корана, Сунны, философии, поэзии, науки. Но пришло время постмодернизма, когда все «смыслы» превратились в наивные «игрушки аборигенов»… а главным стала – «демонстрация важности чистого штриха»! Любопытно, что с потерей священных смыслов и высочайшего предназначения искусства – сам штрих стал нечистым, вялым, корявым, ибо отразил вялость, корявость и нечистоту души. Что и демонстрируется на выставке-подмене.

    Но не стоит обвинять весь Запад: там есть истинные ценители подлинного. Однако, при этом есть искусствоведы, обслуживающие политический заказ. Уже написаны монографии о том, как целенаправленно оплачивалось абстрактное искусство ради нейтрализации, а потом разрушения советской культуры как в СССР, так и среди ее сторонников в мире. Ныне на смену «красной угрозе» обозначена  — «исламофашизм». В борьбе применяют как топорные военные методы (стиль семейства Буш), так и изощренно-интеллектуальные: теория Хантингтона, карикатурные скандалы, псевдопереводы Корана, выставки будто бы «исламского искусства» — «актуального», постмодернистского. Именно такой подход был явлен на недавней выставке «Слово в искусстве» в Британском музее. Теперь на этот «продукт» купились Эрмитаж и Музей Востока. А помогал им в этом Дмитрий Ханкин из галереи «Триумф», основанной, как известно, не без Бориса Березовского.

    Увы, кто заказал этот «танец пера и чернил» столь очевидно, что лишь диву даешься — как солидные российские музеи берут, и безо всякой критики, столь недоброкачественный выставочный продукт? (Единственным исключением в этом проекте является лишь блестящая статья о каллиграфии Маиса Назарли и дизайн буклета).

    А на самом деле, всё это — результат того, что ни одна из исламских организаций России не занимается ни историей, ни возрождением каллиграфии. А наши музейщики по-прежнему покорно следуют «авторитетам Запада». Потому только и остается — ждать «завуалированные» послания из Лондона.

Культуролог Джаннат Сергей Маркус

На фотографиях:

1 – Для каллиграфа чистота духа выражается в ясности и красоте письма – а А.О.Эрмес подражает заборным надписям

2 – М.Афнан назвала свои однообразные махинации «Завулированными намерениями»

3- Э.Аднан подражает сумасшедшим, пачкающим бумагу – и это теперь на Западе выдаётся за «книги художника»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/991/">ISLAMRF.RU: Как испортить исламскую каллиграфию? — «Made in London»</a>