RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Как партийные органы и пионер Фатых Гарифуллин закрывали последнюю мечеть в Тюменской области

24.09.2009 17:11

В 50-е послевоенные годы в татарских деревнях Тюменской области функционировало почти девяноста мечетей. Но лишь одна из них считалась законной, в деревне Чикча Тюменского района, где была официально зарегистрирована мусульманская община, единственная в области.    

 

Власть до поры до времени закрывала глаза на работу «неофициальных» мечетей: слишком тяжелые раны оставила минувшая война, люди искали утешение в религии...

 

После оттепели

 

Мусульманская община в Чикче была зарегистрирована в 1947 году на основании действовавшего тогда Положения «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» (ноябрь, 1944) и инструктивного письма "О порядке оформления дел об открытии молитвенных зданий" (январь, 1947).

 

Чикча - один из старинных населенных пунктов сибирских татар. Местные жители называют свое село «Шыкча». По мнению краеведов, «Шыкча» - производное от «шаех», что значит «шейх». Первое упоминание о Чикче относится к 1400 году. После включения Сибири в состав Московского царства здесь находился центр Чикчинской волости, в которую входили все татарские аулы южнее Тюмени вплоть до границы со степью. Позднее сама Чикча вошла в состав Кашегальской волости.

 

Открытие официальной мечети в Чикче окрылило мусульман области. Один за другим стали предприниматься попытки регистрации новых общин, писались заявления об открытии мечетей. Власть отвечала отказом, находя для этого разные предлоги. Мусульманам Тюмени, которые предприняли попытку вернуть «Градо Тюменскую мечеть» на ул. Ленина, 15, облисполком отвечал: «…В 1942 г. здание б/мечети перечислено в жилфонд и горжилуправлением произведена капитальная перестройка со снятием минарета, с затратой 70000 руб. - под жилищный дом и заселен жильцами в количестве 12 семей с общей численностью 49 человек. Мечеть утеряла вид молитвенного здания и к эксплуатации по прямому назначению непригодна».

 

Как известно, хрущевская «оттепель» не коснулась взаимоотношений государства и верующих. Напротив, отношения, бывшие и без того прохладными, окончательно охладели. В 1954 году появляется постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в котором говорится, что "церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения". В 1955 году на заседании бюро Тюменского обкома КПСС резко негативно высказывались о крупных недостатках в постановке атеистической пропаганды. Отмечалось, что из рук вон плохо ведется естественнонаучная пропаганда, особенно среди сельского населения, в результате значительная часть людей отправляют религиозные праздники. В целях искоренения этих явлений бюро обкома приняло ряд мер, в том при райкоме были созданы группы лекторов-атеистов.

 

Мулла Мухамедриза

 

К началу 60-х партийным органам и КГБ удается прекратить работу всех «неофициальных» мечетей. На мусульманские праздники теперь верующие, в большинстве своем пожилые люди, ехали в Тюменский район, в Чикчу, которая стала своего рода мусульманским центром области. Новой проблемой для органов власти после закрытия «неофициальных» мечетей стали «нелегальные» и «бродячие» муллы, а также «абыстаи» (последние проходят в докладах лекторов-атеистов как «начитанные женщины»).

 

Чикчинская мечеть входила в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Руководящий орган общины, мутаввалиат, возглавлял пенсионер Мухамедриза Хасанов, получивший духовное образование до революции в медресе Юрт Ембаевских.

 

Единственный официальный мулла области Мухамедриза Хасанов координировал работу «нелегальных» мулл, чем нарушал инструкцию ДУМЕС. Согласно инструкции, он должен был следить и принимать меры «к недопущению совершения религиозных обрядов не зарегистрированными муллами» в своем приходе и о деятельности «нелегалов» сообщать в Духовное управление. Однако Хасанов, как говорится, в информационной справке на него, «по существу легализовал незаконную деятельность нелегальных мулл и превратил их в своего рода филиалы мечети в области», «официально организовал ежегодное получение от них сборов в пользу мечети, а они в свою очередь назначали специальных сборщиков денег».

 

«В Курбан-байрам в нашу мечеть приезжали на намаз из Тюмени, Каскары, Юрт Андреевских, других сел и деревень, - вспоминает житель Чикчи, ветеран войны Усман Бабаев. – Народу на праздники собиралось очень много,  люди не вмещались в мечеть, а на джума приходили человек тридцать-сорок, в основном пенсионеры».

 

Ситуация вокруг Чикчинской мечети не раз становилась предметом обсуждения в Тюменском областном обществе "Знание", при котором был действовал отдел по работе с верующими, который координировал действия секции атеистов по работе с мусульманским населением, созданные в девяти районах Тюменской области с преимущественным проживанием татар и казахов.

 

"Сказать, что атеистическая работа (в Чикче.- Авт) не велась, нельзя. Местные жители проводили беседы, однако религиозные люди предпочитали молиться в мечети, соблюдать обряды, празднования", - писал тогдашний заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС Кабир Фахрутдинов.

Одним из методов атеистической работы была индивидуальная беседа с верующими. Как оказалось, за движениями вокруг мечети было установлено постоянное наблюдение. В одном из домов напротив мечети записывали всех, кто и когда приходил в мечеть, списки передавали в партком.

 

«В те годы я работал бригадиром, - вспоминает Усман Бабаев. - Однажды во время работы в поле подошел партийный работник Демидов, предложил сходить вместе на пашню, а заодно и поговорить. До дороге спрашивает: «А ты что, Усман, в мечеть ходишь?» Я отвечаю что да, хожу. «Неужели ты веришь в пережитки прошлого? Ведь на войне ты был разведчиком, ты - офицер», - продолжает он. «Я всю войну и прошел с Богом», - говорю ему. Спорили мы долго, но я переубедил его. Мулла наш Мухамедриза был очень авторитетным человеком, к его слову прислушивались все муллы».

 

За жизнью Чикчинской общины следил и КГБ. В одном из спецсообщении секретарю Тюменского райкома КПСС Горелову сообщается, что в Чикче на Курбан забито 30 голов овец под руководством муллы Мухамедризы Хасанова. В соседнем селе Якуши забой скота возглавлял Колчак Бабаев - отец члена партии, ветерана Усмана Бабаева.

 

Средь нас был юный барабанщик!

 

Коммунисты обсудили ситуацию вокруг Чикчинской мечети на партийном собрании. Члены местного штаба атеистов решили присутствовать на пятничных намазах. В конце недели активисты секции ехали в Чикчу, присматривались к молящимся. После намаза проводили с ними беседы, убеждали, призывали отказаться от веры.

 

Перед наступлением месяца Рамадан штаб атеистов раздал верующим приглашения на вечер. В Чикчинском клубе было организовано чаепитие с булочками, печеньем и конфетами, звучали новые песни под магнитофон. Перед стариками торжественно под горн и барабанную дробь прошагали пионеры в красных галстуках. В барабан бил ни кто иной, как юный пионер Фатых Гарифуллин, ученик 4 класса Чикчинской школы, будущий глава Казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР.

 

- Тот день я очень хорошо помню, - рассказывает Фатых-хазрат. – Мне было одиннадцать лет, мы читали стихи, выкрикивали речевки и, конечно, я мало что понимал из происходящего, для чего собрались, что хотят эти взрослые…

 

Выступления художественной самодеятельности и школьников чередовались с речами атеистов. Люди в тот день расходились домой ближе к полуночи. Акция повлияла, некоторые отказались от соблюдения уразы.

 

Второй раз пожилых людей собирали в Чикчинской школе. Также Фатых Гарифуллин чеканил барабанную дробь. На этот раз мероприятие посетил мулла Мухамедриза Хасанов. Состоялось чаепитие. Мероприятие завершилось показом спектакля "Беренче театр", высмеивающего верующих.Спустя несколько дней в сельском клубе прошел антирелигиозный вечер для домохозяек.

 

Параллельно работа велась и с пенсионерами соседних деревень. По заданию штаба атеисты данных населенных пунктов обрабатывают местных стариков. Заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС Кабир Фахрутдинов приводит пример работы с пенсионером Хайбуллой Муратовым, который посещал Чикчинскую мечеть. С ним долго вели индивидуальную работу. Не добившись результатов, привлекли дочь аксакала учительницу и зятя-коммуниста. Аксакал не стал противиться закрытию мечети, во всяком случае, публично.

 

"Так незаметно шаг за шагом атеисты ослабляли влияние мечети", - пишет Фахрутдинов.

 

Закрытие мечети в Чикче состоялось в 1964 году. По воспоминаниям местных жителей, снос минарета вызвал негодование чикчинцев. Не успел тяжелый трактор подъехать к зданию с полумесяцем на шпиле, как возле мечети собрался народ, и стар и мал. Узнав о волнении, прибыло и партийное руководство. Видя, как подцепили минарет, старухи посылали проклятия, пожилые мужчины читали молитвы. Сорванный с места полумесяц упал и врезался острием в землю в метре от директора Чикчинского хозяйства Ивана Лукина, чуть не убив того. Побледнев, начальник быстро уехал прочь. С тяжелой душой покидали в тот день люди обезглавленное здание мечети.

 

После закрытия мечети джума-намазы проводились тайно в доме человека по имени Салимулла.

 

В бывшей мечети разместился промышленный магазин. Райпотребсоюз прорубил дверь на месте михраба – ниши в передней части, указывающей направление на Каабу. После открытия в Чикче новых магазинов, в бывшей мечети размещался склад.

 

Новую мечеть в Чикче построили в 1992-м - через год после развала СССР. В 2003-м в здании старой мечети открылось медресе для местных жителей, но просуществовало оно недолго в связи с финансовыми затруднениями. Сегодня в старинном здании размещается музей села Чикча.

 

Калиль Кабдулвахитов

 

На фото:

1.Так выглядела Чикчинская мечеть в период закрытия

2. Осень, 2002. Открытие медресе в здании старой мечети в Чикче

3.В бывшей мечети сегодня размещается сельский музей

4.Новая мечеть Чикчи находится в нескольких шагах от старой

 

 

При подготовке материала использованы работы К.Х. Фахрутдинова «Религия и человек. Из опыта тюменских атеистов работающих среди мусульман»; В.П.Клюевой «Жизнь в атеистском государстве: мусульманские общины Тюменской области (1940-1960-е гг.), а также архивные источники из фондов  Чикчинского сельского музея.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/10012/">ISLAMRF.RU: Как партийные органы и пионер Фатых Гарифуллин закрывали последнюю мечеть в Тюменской области</a>