RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

«Невская битва», «Ледовое побоище» и Сталинская премия Сергея Эйзенштейна

05.10.2009 14:17

Оценка советской историографией «северных событий» на Руси 1240-1242 гг. общеизвестна. А именно, их характеристика, как решительная победа русского народа над немецко-шведскими захватчиками. Не просто пытавшихся окончательно лишить страну независимости (в условиях нахождения здесь же монголо-татарских войск), но и насильственно «заменить» православие  католицизмом. Большинство российских историков придерживаются данного взгляда и сегодня. Однако, является ли эта оценка справедливой? Попытаемся разобраться, но насколько удачно – судить читателю.    

 

Невская битва и Римский папа

 

Летом 1240 г. шведы, подчинив прибалтийско-финские племена сумь и емь, двинулись в направлении Новгорода. Согласно новгородской летописи, нападавшие преследовали цель, "сташа в Не†устье Ижеры всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую". Т.е. фактически отрезать новгородчан от Ладоги. Ну а далее командующий ополчением новгородский князь Александр (сын князя Владимирского -  Ярослава Всеволодовича) 15 июля сокрушил нападавших ("Невская битва"). Согласимся, если это был подготовленный поход с далеко идущими планами, каким образом бой завершился так скоротечно, да к тому же с минимальным количеством погибших у обороняющихся: "20 мужь с ладожаны"(1)?

 

Безусловно, Рим ставил  задачу о покорении племени емь. Согласно  российскому исследователю В.Кучкию, в булле Григория IX главе шведской католической церкви, упсальскому архиепископу Ярлеру (1237 г.) отмечалось, что вследствие "стараний врагов креста" ранее "обращенные в католическую веру" народ "тавасты" возвращается к прежнему "заблуждению". В связи с чем "владычество шведское ниспровергается, отчего легко может наступить совершенное падение христианства". После чего следовал призыв о "поднятии знамени креста...против этих отступников" и их изгнании(2). В тексте нет упоминания о Руси. Но вся тонкость в том, что тавасты - это шведское название располагавшегося в приграничьи с Новгородом и в XI-XII вв. племени емь, платившего дань Новгородской республике. Следовательно, под "врагами креста" вполне могли быть понимаемы новгородчане, а раз ставилась задача изгнания племени со своей территории, то одной из целей просматриваются определенные намерения Рима в направлении севера Руси.

 

В целом, планы по распространению католицизма на Руси всегда имели место быть. Еще в послании "королям Руси" (1227 г.) папа Гонорий III выказал желание "получить подтверждение, хотите ли вы принять легата Римской церкви, чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину католической веры?". При этом наказывая не мешать, "поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии" распространению "веры христианской", что позволит избежать "негодования божественного апостольского престола, который при желании легко может воздать вам возмездием"(3).

 

Однако, дело с мертвой точки не сдвинулось, и, как отмечает со ссылкой на немецкие и польские источники российский историк Борис Флоря, в ряде булл 1229-1231 гг., говоря о достигнутых Католической Церковью успехах по обращению финнов, Папа Григория IX констатировал "огромную ненависть" к ним "живущих по соседству…русских" (по религиозному признаку), часто "нападающих на них". Посему в буллах на торговые города Римом предписывалось прервать торговлю с этими «врагами Бога и католической веры», пока они не прекратят «преследований новообращенных». Ливонских рыцарей Григорий IX призвал направиться в Финляндию сражаться против «неверных русских». В одной из булл же к польскому духовенству говорится о «сарацинах, русских и других врагах католической веры»(4). А в 1232 г. посланием своему легату Готланда, Финляндии, Эстонии и Курляндии Балдуину Альнскому Папа "вменял" не допускать "перемирия ни с язычниками этих земель, ни с рутенами" (русскими - прим. авт.) со стороны христиан "в пределах границ твоего посольства" без "твоего согласия"(5).

 

Так что, католизация Руси реально находилась на Римской повестке дня. Вопрос, однако, несколько в другом – «подпадает» ли под одно из звеньев этой задачи июльский бой 1240 г. на Неве? Ведь по масштабности и геополитической значимости он на несколько порядков уступает другим битвам, например, при Сауле (1236 г.). Не случайно, и количество источников по данному событию минимально. Вполне возможно, что основной задачей шведов в тот период являлась как раз реализация папской буллы в направлении племени емь, а подход к Новгороду нес ознакомительный ("разведка боем" на будущее) или, скажем, некий "частный" характер.

 

Но, в любом случае, говорить об антирусском шведско-ливонском тандеме 1240 г., приведшего к знаменитому "Ледовому побоищу" 1242 г., просто-напросто не получается. И дело тут отнюдь не в разновременности походов на территорию Руси каждой из сторон. В ливонской атаке на Псков (сентябрь 1240 г.) просматривается совершенно иная подоплека, а именно: борьба между Новгородом и ливонскими немцами за распространение влияния в Пскове (посредством «посадки» на княжение своего человека.

 

Во имя княжения во Пскове (фрагменты истории)

 

Правда, исторический памятник XIII в. "Ливонская рифмованная хроника" предоставляет религиозный оттенок происходящего: враждующий с русскими, что "хотели подняться против христианства,..дерптский (эстонский - прим. авт.) епископ Герман" получил от "братьев-рыцарей" вооруженое подкрепление. И "с этим войском они двинулись тогда радостно на Русь"(6). Ппод рыцарями подразумевается Ливонский орден: Лифляндское отделение (Ливонское ландмайстерство) Тевтонского ордена, образованное в 1237 г. в результате присоединения к последнему разбитого литовцами в Сауле Ордена меченосцев. Кроме вышеназванных участников, в состав Ливонского войска входили также вассалы датской короны из Северной Эстонии вместе..."с княземь Ярославомь Володимиричемь"(1). И последние имя –фамилия вынуждают совершить небольшой исторический экскурс в недалекое от описываемых событий прошлое.

 

Для Пскова первой трети XIII в. характерна довольно сильная ориентированность на "Запад", что ослабляло возможности Владимиро-Суздальской Руси укрепить тут свое влияния. Для решения проблемы, после смерти псковского князя Владимира Мстиславича, князь новгородский Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) направился к Пскову (1228 г.). Но "слышавше пльсковици, яко идеть к нимъ князь, и затворишася въ городЂ, не пустиша к собЂ; князь же... въспятися в Новъгород". А затем объявил: "ис Переяславля: «Хочю ити на Ригу»", призвав к походу и псковитян. Однако, антиновгородские силы опасались, что захват Риги является предлогом для возведения Ярославом на княжение в Пскове близкого ему лица. И он получил следующий ответ: "Тобе ся, княже, кланяемъ и братьи новгородьцемъ; на путь не идемъ", т.к. "с рижаны есме миръ взяли". После чего Ярослав распустил полки, а псковитяне "отпустили домой" вызванных для подмоги "НЂмьци и Чюдь (эсты – прим. авт.), Лотыголу и Либь"(1).

 

В 1229 г. Ярослав вынужден был уступить княжение Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, что, по всей видимости, позволило начать княжить в Пскове сыну Владимира Мстиславича - Ярославу (его сестра была замужем за братом рижского епископа Альберта). Но закрепиться на княжеском месте ему не удалось. Т.к. вновь утвердившийся в 1231 г. в Новгороде Ярослав направляет в Псков своего наместника Вячеслава, и тезка первого вынужден бежать к родственникам в Ливонию, поселившись в замке под названием Медвежья голова (Одемпе). А на следующий год возле него оказываются члены псковской антиновгородской «Борисовой чади» (названа по имени тысяцкого Бориса Негочиевича): "Борисове чади...идоша въ МЂдвежю голову". В 1233 г., при поддержке ливонских рыцарей, они попытались вернуть княжение, но "изгониша Изборьскъ Борисова чадь съ князьмь Ярославомь Володимирицемь и съ НЂмци"(1). На фоне чего в Пскове укрепился князь Юрий Мстиславич.

 

Так вот в соответствие с этими данными представляется, что ливонское наступление на Псков 1240 г. преследовало целью "восстановить" псковские права Ярослава.

 

Смена власти в Пскове. Надолго?

 

Разноликий ливонский состав "приде вЂсть въ Пльсковъ", вслед за чем "взяша НЂмци Изборьскъ; и выидоша пльсковичи вси, и бишася с ними, и побЂдиша я НЂмци"(1). Вследствие захвата "приступом" замка Изборск, "ни одному русскому не дали уйти невредимым". Псковичи "грозно поскакали туда". Нанеся им поражение, "братья-рыцари... разбили свои палатки" перед Псковом(6). Новгородская летопись дополняет, что объединенные силы, "зажгоша посадъ всь...и погорЂша церкы...и много селъ попустиша около Пльскова",  находились "подъ городомь недЂлю, но города не взяша"(1). Значит, чего-то ждали. Как усматривается, в это время между сторонами шли переговоры. Ливонский летописец Бальтазар Руссов раскрывает, что "русские в Пскове пожелали мира и предложили сдаться ордену...Замок и Псков были переданы магистру", разместившему в них "братьев ордена и христиан"(7). Вслед за чем ливонское "войско... радостно ушло оттуда", оставив "двух братьев-рыцарей, которым поручили охранять землю, и небольшой отряд немцев"(6). Летопись конкретизирует нюансы происшедшего: "Бяху бо перевЂтъ держаче с НЂмци пльсковичи, и подъвели ихъ Твердило Иванковичь съ инЂм". И здесь многое становится очевидным: с учетом того, что слово "перевет" обозначает предательство, а Твердило Иванкович являлся местным посадником, "ливонская операция" могла иметь целью лишь смену власти в Пскове. Что объясняет наличие в составе наступавших войск ведомой княземь Ярославомь Володимиричемь дружины. Именно поэтому проновгородские экс-правители Пскова оставили город, "вбЂжаша в Новъгородъ с женами и с дЂтьми"(1).

 

Но родственники Ярослава Владимировича, как усматривается, далеко не просто на основе "кровных связей" помогли ему вокняжиться в Пскове. В грамоте вице-легата архиепископа Ливонии о жаловании земель (1248 г.) говорится (в т.ч.) о "половине королевства, называемого Плескове, переданного королем Гереславом (Ярослав – прим. авт.), наследником этого королевства...Дорпатской церкви"(8). По всей видимости, князь Ярослав стал вассалом Дорпатского епископства.

 

Что касается Твердилы Иванковича, "по тайному сговору" впустившего в Псков "через Пятницкие ворота немцев", искусствовед С.Агафонов (художественная студия при храме Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона в подмосковном Жуковском) рассказывает следующее: "Конец Твердилы-изменника был страшен. У него дома воспитывался снежный барс. Еще котенком был взят, стал совсем ручным. Но после предательства зверь разорвал хозяина, и псковичи поместили в нижнюю часть герба барса с поднятой лапой, а вверху – облако и Десницу Божью с указующим перстом. «Так будет с каждым, кто предаст Псков» – вот предупреждение, заложенное в гербе"(9).

 

Ответ Александра Невского. Почему «Побоище»?

 

Во второй половине 1241 г. в Новгород возвращается ненадолго уступивший княжество брату Андрею Александр Невский, "и поиде на НЂмци на городъ Копорью...и взя городъ" (в период нахождения "своей" власти в Пскове немцы построили в Копорском погосте деревянную крепость). Весной же 1242 г. князь "князь Олександръ с новгородци и с братомь АндрЂемь", предварительно "изгони князь Пльсковъ, изъима НЂмци и Чюдь", отправился "на Чюдьскую землю на НЂмци"(1). Т.е. во владение Дорпатского епископства. Так не для отмщения ли Герману за содеянное был инициирован поход? Ливонская хроника говорит, что "русским были обидны их неудачи". А, подступая к цели, наступавшие действовали также, как и ливонцы, "чиня грабежи и пожары". Епископ "велел мужам епископства поспешить в войско братьев-рыцарей", и этот отряд "одолел" выдвинувшихся на дозор "стрелков" Александра(6).

 

"УзрЂвъ" ситуацию, князь отвел войска к "Чюдьскомь озерЂ", и "на Узмени, у ВоронЂя камени" завязался бой(1).  "Рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя"(6). "НЂмци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а НЂмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ". Спустя некоторое время "НЂмци прислаша с поклономь": «Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, тех готовы обменять». На том "и умиришася" (помирились). Причем предшествующее настолько оказалось забытым, что никто иной как Ярослав Владимирович получил княжение в Торжке и Бежецке: в 1245 г. "воеваша Литва  около Торжку и БЂжици; и гнашася по нихъ новоторжци съ княземь Ярославомь Володимиричемь"(1).

 

Так завершилось преподносимое в качестве "Ледового побоища" столкновение между Новгородом и ливонцами за курацию (контроль) Пскова.  

 

Но с чего вдруг советской историографией событиям 1240-1242 гг. был предан ореол грандиознейших сражений? Насколько усматривается, эта идеологическая тенденция получила свое развитие по инициативе И.Сталина, в период обострения российско-германских отношений в начале второй половины 1930-х гг. В 1937 г. советский режиссер Сергей Эйзенштейн (совместно с П.Павленко) написал сценарий для фильма, среди рабочих названий которого фигурировали "Русь" и "Ледовое побоище". В условиях уже практически не вызывавшей сомнений подготовки Берлина к войне, Сталин, по всей видимости, стремился воодушевить народ посредством пропаганды патриотических идей. Наверняка, ставя задачу режиссеру (тот же С.Эйзенштейн) продемонстрировать "героический дух русского народа", не только сумевшего в средние века противостоять европейцам, но и нанести им "сокрушительное поражение". Так стала создаваться поддержанная историками легенда.

 

Однако, и в данном ракурсе высветилась геополитика. "Пройдя" в конце 1938 г. общественный просмотр, отснятая лента (фильм принял название «Александр Невский») с успехом была представлена на экранах советских кинотеатров. Но...лишь до заключения в 1939 г. российско-германского пакта о ненападении. И только после начала Германией военных действий против  Советского Союза, фильм был восстановлен в прокате, а режиссер получил Сталинскую премию, став доктором искусствоведения без защиты диссертации. 

 

В своей же речи на параде 7 ноября 1941 г. И.Сталин, обращаясь к "товарищам красноармейцам и краснофлотцам, командирам и политработникам, партизанам и партизанкам", произнес крылатую фразу: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков". Первым среди которых "великий вождь всех времен и народов" назвал Александра Невского(10).

 

 

Ссылки по теме:

1.Новгородская первая летопись старшего извода

2.В.А.Кучкий. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси    

3.Послание папы Гонория III королям Руси

4.Борис Флоря. У истоков конфессионального раскола славянского мира

5.Послание папы Григория IX Балдуину Альнскому

6.Ливонская Рифмованная хроника

7.Бальтазар Руссов. Хроника провинции Ливония

8.Грамота вице-легата архиепископа Ливонии

9."Учиться радости"

10.И.Сталин. Речь на параде 7 ноября 1941 г.

 

 

Теймур Атаев политолог Азербайджан

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/10124/">ISLAMRF.RU: «Невская битва», «Ледовое побоище» и Сталинская премия Сергея Эйзенштейна</a>