RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Июль 2022 | 1433 х.
 

Миллет Меджлисе — парламент российских мусульман

05.12.2007 13:25

К 90­летию со дня основания

Умма выдвигает альтернативу большевикам

Депутаты фракции федералистов во время работы 1-го Миллет Меджлисе. Уфа, 1917 г.В 1917 году высшей точкой национального движения стала сессия Миллет Меджлисе (Национального собрания) — первого парламента в истории тюрко­татар мусульман Внутренней России и Сибири. Он должен был принять конституцию национально­культурной автономии, сформировать ее правительство, и тем самым превратить татарскую нацию в юридический субъект и автономный коллектив.

    Перед открытием Миллет Меджлисе 20 ноября 1917 года председатель Союза приказчиков Ш. Ахмадиев предложил послать большевистскому правительству — Совету Народных комиссаров (СНК) — телеграмму, сообщавшую об открытии сессии. По настоянию большинства это предложение было отклонено.

    В тот же день Садри Максуди торжественно открыл заседание Миллет Меджлисе. Он обосновал роль Национального собрания и автономии для судеб нации, утверждая, что «северные тюрко­татары объявляют всему миру о своем существовании». В заключение речи С. Максуди призвал опираться на собственные силы и собственный народ.

    Депутаты Миллет Меджлисе выступили за сопротивление захватившим власть большевикам. Исмагил Рамиев от имени Уфимского Военного совета призвал создать федерацию мусульман Урала, куда вошла бы на правах автономии башкирская часть. Однако переговоры с башкирским лидером Заки Валиди не увенчались успехом. Он предпочитал объединить гористый Юго­Восток нынешнего Башкортостана (РБ) с Казахстаном, оставив западные и центральные районы РБ в распоряжение сторонников Миллет Меджлисе.

Тюркисты  и татаристы

    В Миллет Меджлисе о создании партии заявляли две группировки: тюркисты и татаристы. 8 декабря 1917 года появляется сообщение о создании «партии тюркистов». Основным их лозунгом было: «В национально­культурной жизни тюрки Внутренней России и Сибири, не разделяясь на племена, должны идти естественным путем под знаменем тюркизма и объединять вокруг этого знамени культурные дела». Они оставляли решение о провозглашении Штата на Волге и Южном Урале за Учредительным собранием. Национально­культурная автономия должна была осуществляться при любом развитии ситуации в России и абсолютно автономно. Здесь было совершено перераспределение полномочий, когда решение проблемы территориальной автономии было переложено на членов «мусульманской фракции» в Учредительном собрании. Другие лидеры фракции во главе с С. Максуди работали в Милли Идарэ.

    Татаристы были сторонниками территориальной автономии. Однако с самого начала в группировке существовал раскол внутри казанской группы. Каждая из этих группировок боролась за контроль над властью в Штате и за создание столицы Штата соответственно в Казани или в Уфе. Лидер мусульманских социалистов Казани Мулланур Вахитов вообще не прибыл в Уфу.

Идель-Урал

    3 января 1918 года на сессии татарист Г. Шараф выступил с докладом о планах создания территориальной автономии. Г. Шараф заявил, что из разрозненных по разным губерниям представителей нации необходимо создать отдельный Штат.

    Комиссия по территориальной автономии (КУВШ) сообщила Миллет Меджлисе о трех проектах создания мусульманской автономии в Волго­Уральском регионе. По одному из них, в Штат должны были войти все татары, чуваши и марийцы, при этом мусульмане составили бы 44 %. Этот проект получил название первой карты Идель­Урала. По второму проекту (вторая карта Идель­Урала), в Штат должны были войти целиком Казанская и Уфимская губерния и частично Пермская, Оренбургская, Самарская и Симбирская губерния. При этом мусульмане составили бы 51 %. По третьему проекту (большой Идель­Урал), в Штат входили бы вся Самарская губерния и Букеевская Орда. Здесь мусульмане составляли бы 29 %, а славяне 56 %.

    Г. Шараф предложил принять решение из шести пунктов, провозглашающее Штат Идель­Урал. В первом пункте проекта решения Миллет Меджлисе заявляет о провозглашении Штата на территории, где большинство составляют члены его нации, но во имя национальных и экономических интересов всех наций Штата. Во втором — территория Штата создавалась на основе первой карты Идель­Урала. В третьем — верховным органом власти объявляется парламент — законодательный орган, в ведении которого находятся все вопросы, кроме переданных федеральному парламенту. В четвертом — оговариваются полномочия федерации, включающие почту, телеграф, железнодорожные и водные пути сообщения, меры весов и длины, основы денежной системы, основы гражданского, уголовного, торгового и вексельного права, общефедеральные налоги, международные займы, внешнюю политику и таможенное дело. Только в этих вопросах законы федерального парламента имеют верховенство над законами местных парламентов. В пятом — провозглашается равенство наций, языков и религий. В шестом — утверждается, что парламент Штата не будет вмешиваться в создание федерального законодательства и в работу центральных учреждений.

    5 января 1918 года Всероссийское Учредительное собрание приняло «Постановление о государственном устройстве России», в котором «Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федерацией, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеративной конституцией пределах, суверенные».

    На следующий день, 6 января, Миллет Меджлисе заявило о рождении ее субъекта — Штата Идель­Урал. Комиссия по территориальной автономии (КУВШ), должна была обеспечить созыв съезда в Уфе для принятия временной конституции Штата, создания временного правительства и определения его границ. Этот вопрос должен был быть урегулирован с представителями национальных организаций, входящих в Штат народов.

    Миллет Меджлисе принял проект Шарафа за исключением добавления одного пункта. В третьем пункте решения было указано: «Идель­Урал Юлкясе, являясь по способу своего правления народной республикой, вместе с другими «улькя» (государствами) образует Российскую Федеративную Республику». Штат, как и Россия, создавался в форме парламентской республики. В отсутствии федеративного законодательства и конституции создатели Штата должны были сами определить его основные полномочия и полномочия, оставляемые за центральным правительством. Этот документ носил предварительный характер и должен был претерпеть изменения в ходе переговоров с центральным правительством и на основании решений федерального парламента. Однако реальность заключалась в том, что в этот момент не существовало ни того, ни другого органа, а власть перешла к советским органам.

Большевики и мусульмане

Члены Всероссийского военного шуро. Казань, 1917 г.    В эти дни члены «мусульманской социалистической фракции» поддержали политическую линию председателя Учредительного собрания, лидера эсеров В. Чернова, и выступили за борьбу с СНК. Депутаты Миллет Меджлисе также отказались вести переговоры с советским режимом. 5 января 1918 года председателем Милли Идарэ был избран Садри Максуди. 10 января Миллет Меджлисе принял наказ «Солых хэяте» (Комиссии по вопросам мира), где задачей было поставлено — «Внесение на международную арену и обеспечение правового статуса решений, принятых Миллет Меджлисе... о конституции национальной автономии и Идель­Урал Штата». На следующий день первая сессия Миллет Меджлисе прекратила работу. Милли Идарэ было объявлено единственным высшим законным органом нации. Председателем Диния Назараты (религиозного министерства) был переизбран муфтий Галимджан Баруди.

    Роспуск национальных организаций большевиками не дал возможность провести вторую сессию Миллет Меджлисе. Но именно парламент мусульман Волго­Уральского региона, сотрудничавший с органами местного самоуправления, национальными организациями нерусских народов, не дал возможность большевикам спровоцировать межэтнические столкновения, как это произошло и в части Приуралья, не говоря уже о Закавказье, Северном Кавказе, Казахстане и Средней Азии. Идель­Урал не был создан, но существуют республики, названные титульными именами их народов — татар, башкир, марийцев, чувашей. Отделения министерств Милли Идарэ продолжали действовать все годы гражданской войны. Именно они воспитали ту интеллигенцию и духовенство, которые парализовали почти все попытки ассимиляции мусульман края вплоть до 1960­х годов. Дело депутатов Миллет Меджлисе не пропало даром…

 

Айдар Хабутдинов,

доктор исторических наук

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №45

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1025/">ISLAMRF.RU: Миллет Меджлисе — парламент российских мусульман</a>