RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

История ислама на Урале через историю одной семьи

25.11.2009 12:55

Кто из мусульман Свердловской области не знает семью Нуримановых? В советские времена Кашвиглюм Нуриманович Нуриманов был одним из неформальных лидеров мусульман Свердловска, в условиях атеистического засилья поддерживал в единоверцах свет веры, многих обучил исламским канонам. А без участия его сына Раиса Глюмовича Нуриманова сегодня не обходится ни одно важное событие в жизни региональной уммы. Он стоял у истоков возрождения ислама на Среднем Урале, а сейчас он – идейный вдохновитель строительства Соборной мечети г. Екатеринбурга. Сегодня IslamRF беседует с ним о семейных традициях Нуримановых, прошлом и настоящем мусульман Свердловской области.  

 

- Раис Глюмович, расскажите о вашей семье? Где ваши родовые корни?

 

- Наша семья родом из деревни Тыннамасово Актанышевского района Татарстана. У нас всегда были сильны религиозные традиции. И дедушка Нуриман, и мой отец Кашвиглюм были набожными и богобоязненными людьми. Папа родился в 1900 г. Окончил медресе «Мухаммадия», после окончания учебы построил мечеть в родной деревне. У него было девять детей. Семья была трудолюбивая, среднего достатка. В хозяйстве отца была лошадь,  корова, куры, гуси, земельный надел, с которого благодаря постоянному труду снимали  урожай в 40-45 центнеров с одного гектара. В 1929 г. родился я. В том же году, когда началось раскулачивание, он, предвидя, что это может задеть семью, решил уехать, пытался убедить в этом всех родственников. Однако дедушка и его братья решили остаться, несмотря ни на что. Отец с мамой уехали в Свердловск. Предчувствие беды не обмануло отца. Чуть позже дедушку и моих дядей раскулачили, отобрали все имущество и отправили на Дальний Восток, высадили на берегу Амура посреди леса. Они сумели построить дом, несмотря на заболоченность земли, начали заниматься сельским хозяйством. Когда началась война, мои дяди пошли в армию, прошли всю войну и вернулись с наградами. Мой папа сумел закрепиться в Свердловске, участвовал в строительстве Уралмашзавода, позднее работал на нем слесарем в механическом цехе. Когда ему удалось встать на ноги, друзья привезли меня и моего старшего брата.

 

- Как складывалась жизнь вашей семьи в предвоенные годы и военное время?

 

- Мой отец, его сестра и мой старший брат работали на Уралмашзаводе. Жили мы тогда на ул. Стахановская, там были бараки. Перед войной в 1940 г. отцу на заводе дали ссуду в 10 000 руб. на строительство дома в Новом поселке (часть микрорайона Уралмаш – прим. ред.). В июне он взял отпуск, чтобы закончить строительство, но тут началась война. Это было потрясением для всех советских людей. Папу естественно отозвали из отпуска, и он начал работать по 12-15 часов в сутки. Почти не появлялся дома. У меня сохранилась заводская многотиражка «За тяжелое машиностроение»  (№199 от 29.08.1938). Там написано, что отец был стахановцем, выполнял 200% нормы. В войну он не снижал результатов работы, поэтому его не пустили на фронт, на него «наложили бронь», и всю войну он простоял у станка. Чтобы помочь семье я тоже начал работать. Сначала освоил сапожное ремесло, шил обувь для семьи, затем, когда мне исполнилось 14 лет, оставил школу после 7 класса и также устроился на Уралмашзавод. Было это в 1943 г.

 

- Скажите, а в эти годы ваша семья имела возможность совершать религиозные обряды?

 

- Папа, как и дедушка, были верующими, имели хорошее религиозное образование, светского образования у них не было. Отец воспитывал нас в духе богобоязненности, постоянно повторяя: «Ни копейки ни у кого не берите просто так, не воруйте, не пейте, не курите. Это большие грехи, за которые придется отвечать как в этой жизни, так и в следующей!» В нашем доме до войны очень часто собирались верующие люди, сослуживцы отца, приходили другие гости. Вместе совершали намаз, вели благочестивые беседы. На Ураза и Курбан-Байрам стряпали белеш, пироги, другие блюда. В 1939 г. кто-то написал в органы о том, что отец «занимается религиозной пропагандой». Его вызвали в НКВД, сделали внушение. Он ответил, что никакой пропагандой не занимается, он – просто верующий человек. Отцу повезло, его просто предупредили, чтобы он сам по себе молился и не с кем по религиозным вопросам не общался. В семьях наших знакомых очень многих репрессировали. Поэтому папа украдкой читал намаз, всегда держал уразу (пост во время месяца Рамадан – прим. ред.), потом тихонько уходил и между колесами от танков тихонько делал разговение, стараясь не привлекать к себе внимание.

 

- В годы войны на Уралмашзаводе работали тысячи трудмобилизованных рабочих из Узбекистана и Таджикистана, они в большинстве своем были верующими людьми. Общалась ли с ними ваша семья?

 

- Да, я хорошо помню мусульман из Средней Азии. Их было много в городе в ту пору. Они ходили в своих хлопчатобумажных халатах и тюбетейках, на Уралмаше был узбекский клуб, была чайхана. Они придерживались религии, читали намаз, держали уразу, хотя тоже делали это осторожно, т.к. религиозность преследовалась. С одним узбеком мой отец сошелся довольно близко. Помню, как-то он пришел в гости к нам домой, принес продукты, приготовил замечательный плов, угощал нас сухофруктами. Потом вместе с отцом они разговаривали о вере. Среднеазиатские рабочие пытались  отложить как можно больше денег, чтобы потом отослать своим семьям. С этой целью они продавали свою еду, хлеб, карточки другим рабочим, но тем самым доводили себя до истощения и часто умирали.

 

- Как складывалась ваша жизнь после войны?

 

- В 1949 г. я окончил школу рабочей молодежи и поступил в техникум пищевой промышленности. Со второго курса меня взяли в армию. Служил я в Москве в войсках противовоздушной обороны. Там окончил полковую школу, стал старшиной, потом продолжил службу, дослужился до чина капитана. В 1954 г. после армии я продолжил учебу в техникуме и в 1957 г. окончил его с отличием. В этот период активно занимался спортом, получил первый разряд по лыжам, третий разряд по легкой атлетике. После техникума меня направили в г. Краснотурьинск Свердловской области на должность главного инженера хлебокомбината. Одновременно с этим я поступил на заочное обучение в Московский институт пищевой промышленности, окончил я его в 1964 г. с отличием. На хлебокомбинате г. Краснотурьинска я проработал в течение пяти лет. Завод был в запущенном состоянии, поэтому мы провели на нем большую  реконструкцию. После этого в 1962 г. меня пригласили в Управление пищевой промышленности Свердловской области. Сначала я работал там главным механиком, затем начальником производственно-технического отдела пищевой промышленности, главным инженером Управления, начальником Управления, а в начале 1990-х гг. стал генеральным директором производственного объединения пищевой промышленности Свердловской области. За эти годы мы модернизировали многие предприятия и комбинаты в области. В советские годы я 4 созыва был депутатом Областного Совета. В 1995 г. вышел на пенсию.

 

- Как совмещалась ваша работа с вашими религиозными взглядами?

 

- Пост в месяц Рамадан я никогда не пропускал. Мы все вместе - папа, мама, брат и я - коллективно держали пост, молю, чтобы Всевышний их принял. С детства в  нас было заложено религиозное сознание благодаря Всевышнему Создателю и нашим родителям. После окончания института мне сказали на работе: «Если ты в партию не вступишь, то никакого карьерного роста у тебя не будет». Я посоветовался с отцом, он сказал: «Если это для жизни нужно, то давай, главное, чтобы у тебя вера в сердце оставалась». Время тогда было такое. Я старался своих взглядов не афишировать до тех пор, кока не началась перестройка, и людей уже не преследовали за их религиозные убеждения. К концу своей жизни отец очень мечтал совершить хадж. Скопил на эти цели 10 тыс. рублей. В 1964 г. он написал заявление областному Уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР, ходил несколько раз к нему на прием, потом обращался в Москву, но все безрезультатно. Свердловск был закрытым городом, и его не выпускали. В один прекрасный день Уполномоченный вызвал меня к себе: «Наверное, это ты письма за отца пишешь, он так писать не может, прекрати этим заниматься!» Но я не знал, что отец пишет какие-либо письма, об этом я и сказал Уполномоченному, но тот не поверил. Сколько папа не старался, его не выпустили. В 1975 г. он скончался, так и не осуществив свою мечту. Но, когда мне удалось совершить паломничества к исламским святыням, я посвятил их своим родителям.

 

- Как жила в те годы мусульманская община Свердловска?

 

- В войну и после войны мусульмане Свердловска собирались на старинном мусульманском кладбище на ул. Репина, там был домик, в котором совершали молитвы. На Ураза- и Курбан-Байрам собиралось более тысячи человек, они совершали намаз и в снег, и в дождь. Имамом тогда был Ахмадша-мулла. Фамилию, к сожалению забыл. Помню, как в 1946 г. нас пришла разгонять милиция. Муллу забрали в отделение. А потом верующие пошли его вызволять, они с возмущением говорили милиционерам: «Что мы здесь плохого делали? За что хорошего человека забрали?» В итоге через несколько часов муллу отпустили. В 1960-70-е гг. мусульмане все больше собирались на частных квартирах на Уралмаше. Несколько человек были «двигателями» мусульманской общины Свердловска, не давая людям забыть веру. Среди них был мой отец, Шагабатдин-бабай, Акрам-бабай, Габдулхай-бабай, Ямафлюн-мулла, последний был очень набожным человеком, очень красиво читал Коран. Именно эти бабаи собирали деньги на покупку молельного дома. Они обратились с просьбой о признании мусульманской общины к тогдашнему секретарю облисполкома Б.Н. Ельцину, тот дал разрешение. С 23 мая 1982 г. начала действовать религиозная община. На 16 тыс. рублей, которые им удалось собрать, был куплен двухэтажный дом в Чкаловском районе (пер. Воронежский, 16), на базе которого позднее была построена мечеть «Маулид».

 

- Когда вы включились в религиозное возрождение на уральской земле?

 

- Еще в 1980-е гг., при Б.Н. Ельцине. В 1993 г. мне удалось совершить свой первый хадж. А когда в 1995 г. я вышел на пенсию, то все свое свободное время посвятил работе по возрождению ислама. 27 апреля 1995 г. меня избрали председателем Совета старейшин мусульман Свердловской области. В 1997-1999 гг. я работал заместителем постоянного представителя Республики Татарстан на Урале. 5 октября 2006 меня назначили полномочным представителем Совета муфтиев России в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Отрадно, что за эти годы мусульмане Среднего Урала  построили немало мечетей, в них приходит все больше верующих. Но мечетей все равно не хватает, особенно в Екатеринбурге. Их всего три, но они не вмещают всех верующих. Поэтому долгие годы мы вели работу по строительству в Екатеринбурге красивой Соборной мечети. Власти города и области нас поддержали, выделили землю в центре города. Я был в Индии, видел Тадж-Махал. Это потрясающее сооружение! Именно эта мечеть стала прообразом мечети г. Екатеринбурга.

 

- В дни Курбан-Байрама состоится марафон по сбору средств на строительство Соборной мечети, какие надежды вы возлагаете на это мероприятие?

 

- Уже проведена большая работа. Нам отведена замечательная площадка в центре города на перекрестке улиц Декабристов - Чапаева, подготовлена строительная площадка, вырублены деревья, сделаны дорожки. Из 319 свай забито 168, разработана и утверждена вся проектно-сметная документация, дано разрешение на строительство. Создана мусульманская община мечети, избран председатель, создан Попечительский Совет. Но стройка прекратилась из-за отсутствия финансирования. На сегодня потрачено уже 16 млн. рублей. Но на продолжение строительства денег нет. Надеемся, что их удастся собрать во время марафона, который состоится 28 ноября в 14:00 в Областном дворце народного творчества. Открыт расчетный счет, куда можно перечислять средства. Мы очень надеемся на понимание мусульманами города и области важности строительства этой мечети и призываем всех поддержать это благое начинание.

 

Примечание:

Раис Глюмович Нуриманов пользуется заслуженным уважением властей и общественности. За свой труд он награжден медалями «Лучшему тренеру-общественнику Свердловской области», «Ветеран труда», «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», «Меценат столетия» от ЦДУМ, «За духовное единение» от СМР, орденами «Знак почета» и «Трудового Красного Знамени», Персональный пенсионер Республиканского значения. Он активно участвует в духовной жизни мусульманской общины Среднего Урала. Мало кому из мусульман удалось добиться успехов и в религиозной, и в светской жизни. В свои 80 лет он как никогда бодр и деятелен, его энергии могут позавидовать многие молодые люди. Сегодня он молит Всевышнего о скорейшем завершении строительства Соборной мечети Екатеринбурга, деле, которому он посвятил 20 лет своей жизни. Желаем, чтобы молитвы этого замечательного человека были услышаны и приняты Всевышним.

 

Беседовал Алексей Старостин

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/10793/">ISLAMRF.RU: История ислама на Урале через историю одной семьи</a>