RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Кашшаф Тарджемани: выдающийся ученик и заместитель

20.12.2007 13:27

К 130-летию со дня рождения

От шакирда до казыя

Бывают люди — идеальные заместители и члены команды, которые прекрасно действуют, ощущая за собой поддержку и авторитет непререкаемого лидера. Но если в трудный момент им приходится стать единоличными руководителями, то их ждет неудача. Таким был Тарджемани Кашшаф (Тарджеманов Кашшафетдин, 1877–1943) — улем и мударрис, заместитель председателя и казый (судья) Центрального Духовного управления мусульман. Он возглавил муфтият в 1936 году, когда на российских мусульман накатился седьмой вал репрессий. Власти не дали ему возможности провести выборы и стать законным муфтием согласно Уставу ЦДУМ. По сути это означало отложенный смертный приговор. Но перед этим Тарджемани полвека служил религии и нации.

Кашшафетдин родился в семье имама в селе Ямкино Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алексеевского района Татарстана). Отправившись в поисках знаний в Казань, он окончил медресе «Марджания». Но великий улем Шигаб-хазрат уже умер, и в медресе воцарилась схоластика. Идеи реформ Марджани подхватили джадидисты, и молодой Кашшаф стал одним из их лидеров в столице татар. Вместе с нижегородцем Габдуллой Сулеймани он стал мюридом и ближайшим сподвижником Галимджана Баруди (муфтия ЦДУМ в 1917–1921 гг.). В 1904 году Тарджемани возглавил 11-й приход Казани, где провел реформу приходского Сеитовского медресе, которое уважительно стали называть Тарджемановским. В 1913 году здесь училось 70 шакирдов.

По примеру своего шейха Тарджемани принял активное участие в движении российских мусульман в период российской революции 1905–1907 годов и в последующие годы. На III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде в 1906 году он вошел в состав духовной комиссии, возглавляемой Г. Баруди. В 1914 году он был одним из немногих делегатов от Казани на IV Всероссийском мусульманском съезде в Петербурге. Тарджемани всегда сохранял глубокое уважение к основателю своего медресе. Так, в 1915 году в сборнике «Марджани» он доказывал соответствие трудов великого улема по акиде (догматике) основам Ислама.

Тарджемани — общенациональный лидер

Судьба Тарджемани круто изменилась после еще одной революции — Февральской 1917-го. В марте 1917 года он выступил в Мусульманской библиотеке Казани с лекцией о реформе Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС). Оратор подчеркнул принципиальную разницу между православным и мусульманским духовенством: «Наших мулл избирает не правительство, а народ. В основе они служат нации». Ведь уже в XIX веке муллы выдвинули лозунги религиозной автономии, контроля над медресе, мектебе и вакфами, когда Ш. Марджани составил и отправил проект в ОМДС. Начало современного этапа реформ Тарджемани относил к апрелю 1905 года, когда муфтием М. Султановым был созван съезд улемов (Голяма жэмгыяте) при ОМДС. Среди решений, принятых на III Всероссийском мусульманском съезде в 1906 году, Тарджемани отметил резолюцию об избрании единого лидера религиозной автономии российских мусульман раис уль-улама (главы улемов) и призыв к прекращению вражды суннитов и шиитов. Он подчеркнул, что помимо религиозной автономии необходима автономия культурная. Тарджемани видел именно в ОМДС «исторический центр казанских мусульман» (здесь — мусульман Волго-Уральского региона), то есть переносил на него функции национального центра.

Уже в мае 1917 года на I Всероссийском мусульманском съезде Тарджемани был избран казыем ЦДУМ и покинул Казань. В январе он стал членом Диния Назараты (Религиозного ведомства) Милли Идарэ (Национального управления — правительства автономии тюрок-татар). Казый подержал все обращения Милли Идарэ и муфтия Баруди против советской власти в 1918 году, но к 1920 году большевики взяли под контроль почти всю территорию ОМДС, и настало время переговоров. Советские лидеры поняли, что мусульманское духовенство является важнейшей силой, и не препятствовали созыву его съезда в Уфе в 1920 году. Здесь Тарджемани сохранил пост казыя.

Мусульмане и голод

С 1921 года властям и лидерам мусульман пришлось вместе бороться с последствиями страшного голода. Тарджемани возглавил комиссию ЦДУМ по помощи голодающим, стал представителем ЦДУМ при органах центральной власти, встречался с руководителями Татарской республики. Отныне ему все чаще приходится бывать в Москве.

В 1921 году муфтият добился значительного авторитета в ходе борьбы с голодом, развернувшимся в Волго-Уральском регионе. Сам муфтий Баруди последние месяцы жизни провел в борьбе с голодом и скончался в Москве от болезни. 6 июля 1921 года Тарджемани пишет и. о. председателя Диния Назараты казыю Ризе Фахретдину: «Как вам известно, главной целью при организации нашей комиссии было добиться командирования наших представителей в другие мусульманские страны. Этого мы достигли — они уже успели получить командировки в Турцию, Сибирь, Туркестан, Бухару, Хиву, на днях, наверное, сумею отправить их в другие страны: в Финляндию, Польшу, Латвию, Литву и т. д.

Дальше одной из главных наших задач было поднятие нашего авторитета как перед советскими органами, перед массами, так и перед другими мусульманскими странами. О нашем существовании знают теперь не только органы советской власти, но и другие страны, имеющие в Москве своих представителей. О нашем существовании пишут даже в заграничных газетах». Тарджемани пишет, что в Москве ему удалось собрать 5 миллионов рублей в пользу ЦДУМ и он надеется собрать еще 250 миллионов от петроградских мусульман.

Годы НЭПа: короткая мирная передышка

Тарджемани по своему духу был всегда миротворцем, что принесло ему заслуженное уважение. На II Всероссийском съезде мусульманского духовенства 1923 года он выступил с инициативой окончательного урегулирования отношений и объединения с башкирским и казахским духовенством, а также за создание истории реформы Духовного собрания. Здесь же он был переизбран казыем, а в 1924 году стал редактором журнала «Ислам маджалласы». На III Всероссийском съезде мусульманского духовенства 1926 году Тарджемани вновь был переизбран казыем при 358 проголосовавших «за» и при 27 «против». Даже муфтий Р. Фахретдин получил 350 «за», 36 — «против».

На съезде 1923 года был создан орган под названием Голямалар Шурасы (Совет улемов). Тарджемани с самого начала активно в нем сотрудничал: так, на общем его заседании 15–18 июня 1924 года прочел доклад о начале месяцев. На годичном заседании Шуры за 1925 год он председательствовал.

Тарджемани неустанно ездил по регионам Башкортостана, Казахстана, Татарстана, разъясняя политику ЦДУМ. 29–31 декабря 1924 года в Оренбурге он дал своеобразный отчет о деятельности Голямалар Шурасы.

1. Написание книги «Диния асалары» (Основы религии). Тарджемани указывал: «До этого наши русские соотечественники узнавали о религии Ислама через зеркало миссионеров, только из трудов, написанных их пером, теперь они пусть прочтут и ознакомятся с трудом по религии Ислама, написанным пером его улемов (ученых) и принятым авторитетной религиозной организацией, возможно, они, по милости Аллаха, будут среди пришедших к верному пути (хидаят)».

2. Подготовлено собрание вагазов (проповедей), часть которых была напечатана в журнале «Ислам маджалласы».

3. Указание на необходимость подготовки трудов по акиде. При этом четко дифференцировалось: «В изучаемой от времен Пророка Аллаха Мухаммада (с.а.в.) и неизменной до Судного дня акиде невозможны никакие изменения. Тарджемани советовал использовать современную, а не средневековую литературу.

4. Определение начала месяцев для проведении поста (савм) и религиозных праздников.

5. Подготовка вагазов для женщин и участие их в общих намазах. Особо указывалось, что об этом существует постановление I Всероссийского съезда при Диния назараты 1920 года, подтвержденное на II съезде в 1923 году, об устройстве отдельных помещений для женщин в мечетях. Тарджемани напомнил, что о вагазах для женщин пророка Мухаммада (с.а.в.) указано в сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари».

27 апреля 1926 года на собрании мусульман Уфы Тарджемани вместе с муфтием Р. Фахретдином был избран делегатом на I Всемирный Конгресс мусульман в Саудовской Аравии. Но дни сотрудничества мусульман и властей истекали...

Дни новых испытаний

22 августа 1935 года в связи с массовым закрытием мечетей и арестами духовенства Тарджемани выдвинул предложение закрыть ЦДУМ. После смерти Р. Фахретдина в 1936 году он, как заместитель муфтия, исполнял функции председателя ЦДУМ. Однако власти не разрешили повести выборы муфтия. Тарджемани припомнили прошлогоднее предложение. В мае 1936 года Тарджемани был арестован по сфабрикованному делу ЦДУМ и приговорен в 1937 году к 10 годам заключения. В 1938 году Тарджемани и казый ЦДУМ Зыя Камали были обвинены в создании «контрреволюционной повстанческой националистической организации Башкирии» и связях с лидерами «Идель-Уральского комитета». Последовали новые муки. Тарджемани умер в заключении.

Но даже в страшном 1937-м религия выжила среди мусульман ЦДУМ. И сегодня мы должны с благодарностью вспомнить тех, кто сохранил огонь веры в самые страшные годы, пожертвовав для этого своими жизнями.

Айдар Хабутдинов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1089/">ISLAMRF.RU: Кашшаф Тарджемани: выдающийся ученик и заместитель</a>