RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Июль 2022 | 1433 х.
 

Ислам в СССР. О династии муфтиев Бабахановых

28.12.2007 14:23

После победы Октябрьского вооруженного восстания советское государство целеустремленно создавало предпосылки для качественного преобразования страны. Препятствием на пути решения этих задач, по мнению советского руководства, была религия, борьба против которой началась с первых минут советской власти.

В декабре 1921 года Ф. Э. Дзержинский поставил задачу по уничтожению религии. Активно-агрессивная точка зрения по религиозному вопросу, высказанная И. В. Сталиным в ответе на вопрос американской рабочей делегации 9 сентября 1927 года, стала, по сути, началом завершения лояльного отношения к религии. В этой беседе И. В. Сталин заявил, что духовенство не должны питать никаких иллюзий: борьба против них будет продолжаться. В начале мая 1930 года муфтий Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) Ризаутдин Фахретдин встретился с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. В поданном им письме говорилось о творимом произволе, о закрытии мечетей, необходимости освобождения из мест заключения и ссылок мулл, непомерных налогах, репрессиях местных органов власти против мусульман. Впоследствии муфтий даже обратился с письмом ко всем членам ЦДУМ о закрытии управления, дабы привлечь внимание властей к проблемам Ислама и изменить к нему отношение. Но власти уже сделали окончательный выбор в решении религиозного вопроса.

Ситуация, сложившаяся в стране в 1930-х годах, свидетельствует, что позиции Ислама в целом были поколеблены. Однако уничтожить его полностью не удалось: это и невозможно было в принципе, чего абсолютно не понимали лица, продекларировавшие такую задачу. Закрытие мечетей и медресе, запрет на регистрацию мусульманских общин еще не означали, что верующие отказались от своего образа жизни и традиций. Политика подавления, проводимая властями, зачастую способствовала усилению религиозности мусульман страны.

Великая Отечественная война стала решающим условием изменения отношения руководства СССР к Исламу. Новый курс политики властей в вопросах религии сопровождалось целым комплексом мероприятий. Трагизм ситуации потребовал от СССР коренной перестройки государственно-исламских отношений. Знаковое событие, которое можно считать показателем этого, произошло 15–17 мая 1942 года в Уфе на совещании членов ЦДУМ под руководством муфтия Абдурахмана Расули, когда было принято известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Оно было проникнуто духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества; в нем были изложены основы патриотической мотивации для мусульман в новых исторических условиях.

Мусульмане дали ясно понять руководству страны, что среди его союзников в деле защиты родины, несмотря на грубую политику массовой атеизации, находятся и исламские организации. Занятая мусульманским духовенством патриотическая позиция ломала стереотипы, насаждаемые до войны. В массах верующих зрела убежденность в том, что государство должно пойти на новые шаги в деле нормализации отношений с уммой. Муфтий А. Расули принял активное участие в подготовке I съезда улемов Средней Азии и Казахстана, проходившего в 1943 году в Ташкенте, когда было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана во главе с Э. Бабахановым. О династии Бабахановых, возглавлявших мусульман своего региона на протяжении долгих лет официального атеизма, — наш сегодняшний материал.

***

На свете были и есть такие люди, сердца которых озарены светом веры. Благодаря им духовные ценности живут и переходят из поколения к поколению. Эту истину можно проследить на примере династии муфтиев Бабахановых — последователей суфийского тариката накшбандийа, сложившегося среди ханафитов Средней Азии и имевшего большое влияние во многих странах Востока. Учение Бахаутдина Накшбанди привлекало к себе многочисленных последователей призывом к полнокровной земной жизни, к усердию и добросовестности во всех сферах общественно-полезной деятельности человека.

Родоначальником династии считается Ювош Боб из Шама, который в 150 году Хиджры был в рядах последователей и распространителей Ислама в Мавероннахре. Многие представители этого рода были учеными богословами.

В том, что сегодня в странах бывшего СССР исламская религия свободно служит делу воспитания подрастающего поколения в духе взаимоуважения и гуманизма, есть великая заслуга продолжателей рода — муфтиев Бабахановых. В этих странах мусульмане живут и трудятся в таких свободных условиях, о которых в советские годы мечтали Бабахановы.

На протяжении 46 лет, умело преодолевая трудности, искусственно создаваемые воинствующим советским атеизмом, муфтии Бабахановы сохранили Ислам и впоследствии стали одними из выдающихся и признанных религиозных деятелей ХХ века. Их просвещенность, глубокие познания в богословии, хадисоведении и фикхе — исламской юриспруденции, их светские познания были признаны и достойно оценены во многих мусульманских странах, оставили глубокие впечатления в сердцах народов этих стран.

За годы своей деятельности Бабахановы установили и поддерживали дружеские отношения с единоверцами из более чем 80 стран мира. Они встречались с главами государств и религиозными деятелями. Кто однажды встречался и общался с ними, всегда надеялся увидеть их вновь. Они были участниками многих международных форумов, посвященных миру и прогрессу. Вместе с тем они также были инициаторами и организаторами ряда международных религиозных конференций и симпозиумов. На этих встречах они всегда призывали людей мира к добру и согласию, к чистоте помыслов. Бабахановы всегда стремились оградить нашу религию от несовместимых с Исламом различных форм искажений и фанатизма.

Муфтии Бабахановы требовали от учеников следования чистоте и гуманности исламской религии, Священному Корану и хадисам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), учили своих последователей жить честно, руководствуясь благородными, чистыми помыслами, вершить добрые дела во имя Аллаха; учили всех мусульман горячо любить свою Родину и всегда следовать канонам шариата.

Бабахановы были активными членами авторитетных всемирных и международных исламских и общественных организаций. Замечательные заслуги муфтиев Бабахановых отмечены высшими наградами Иордании, Ливана, Марокко, а также памятными медалями и наградами ряда всемирных общественных организаций. Муфтий Шамсиддин-хан Бабаханов был также и членом Академии Королевства Иордании, лауреатом Международной премии имени Абу Али ибн Сины.

Пророк Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! — говорил: «Когда человек умирает, прерываются его деяния, за исключением трех: это — благой дар, оставленный людям, полезная для них наука и благочестивые дети, которые молятся за него» (ал-Бухари и Муслим). Эти мудрые слова Пророка приходят на память, когда соприкасаешься с жизнью и творчеством выдающихся людей. К этой категории людей можно отнести образцовую жизнь муфтиев Бабахановых. Биография Бабахановых не обрывается их смертью. Она продолжается в их добрых делах — больших и малых, обогащающих умы и сердца своего народа, всего человечества.

Всю свою сознательную жизнь Бабахановы пропагандировали и распространяли Ислам как универсальную религию мира и дружелюбия — годную для всех времен и народов. Они старались показать, что предписывается Священным Кораном и Сунной Пророка. Они возродили на всей территории бывшего СССР духовно-нравственные основы мусульманского общества, культуры Ислама. Ими подготовлено более 400 учеников — продолжателей благородного дела, а число последователей исчисляется миллионами. На узбекской земле получили достойное образование и воспитание почти все муфтии России, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.

В октябре 2008 года в Ташкенте будут проведены юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения Эшона Бабахана, 100-летию со дня рождения Зиявуддин-хана ибн Эшон Бабахана и 70-летию со дня рождения Шамсиддин-хана Бабаханова. История династии Бабахановых будет отражена в музее Ташкентского центра исламской культуры и истории.

Выражая свою признательность и уважение к светлой памяти учителей, благодарные ученики и соратники из Нижнего Новгорода совместно с представителями династии образовали в 2007 году Международный фонд имени муфтиев Бабахановых с целью пропагандировать изучение основ шариата, прививать высокие ценности религии молодежи, на примере жизни и деятельности династии муфтиев Бабахановых показать личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам. В центре деятельности Фонда стоит воспитание человека и развитие в нем уважительного отношения к людям других вероисповеданий как гарантия стабильности гражданского общества, благих и конструктивных начал и искоренение из его души стремления к злу и разрушению.

«Превратим ХV век хиджры в век мира и дружбы между народами» — этот призыв прозвучал из уст председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейха Зиявуддинхана ибн Эшон Бабахана, на Ташкентской исламской конференции в 1980 году. Этот же призыв стал девизом Международного фонда имени муфтиев Бабахановых.

«Распространяйте мир между собой», — призывает Пророк Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! Слово «мир» стало лозунгом и символом Ислама. Мир — главное условие торжества свободы и справедливости и высшая цель каждого правоверного.

Дамир Хайретдинов,

Амирсаид Усманходжаев-Бабаханов,

Ташкент

Фотографии из архива Бабахановых

"Медина аль-Ислам" № 37 (5 - 11 октября)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1115/">ISLAMRF.RU: Ислам в СССР. О династии муфтиев Бабахановых</a>