RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Репрессии против тюменских имамов

03.01.2008 18:06

К 70-летию массовых репрессий

В летопись нашей страны кровавыми буквами вписаны драматические события 30-х гг. ХХ в., принесшие горе национального унижения – тоталитаризм.

Если противостояние государства и религии в первые годы Советской власти можно назвать периодом «равновесия сил», то  с середины 1920-х гг. положение изменилось. У партийных и советских органов вытеснение религии из жизни общества было возведено в ранг важнейшей задачи. В ход пошли и репрессивно-принудительные методы по проведению антирелигиозной политики.

Проблемы усиления атеистической работы неоднократно обсуждались ЦК ВКП(б). Так, в августе 1927 г. на Политбюро обсуждался вопрос “О мерах борьбы с мусульманским религиозным движением”, а в постановлении 1928 г. ЦК партии наметил меры, направленные на борьбу с исламом. В частности, было признано необходимым: сократить количество мусульманских съездов (не чаще одного раза в три года); ограничить религиозное образование ознакомлением с основами религии; запретить денежное и натуральное обложение всего населения в пользу группы вероучения, “…останавливаясь, в случае необходимости, перед применением репрессивных мер в отношении злостных лиц”. (1) Политбюро предложило Президиуму ЦИК СССР “отменить закон ВЦИК о мусульманских религиозных школах”. (2)

Наряду с Библией Коран попал в составленный под руководством Н.К.Крупской, список книг, подлежащих изъятию из массовых библиотек. (3)  Небезопасным стало  держать в доме не только печатный или рукописный текст Корана, но и любую книгу, написанную в арабской графике. Это привело к массовой гибели многих книг.

В 1920-1930-х гг. были разрушены мусульманские институты образования (мектебе, медресе). Несмотря на это, имамы продолжали свою деятельность в обществе, направив усилия на сохранение сложившихся мусульманских традиций.

“Переломным” в репрессивной политике государства стал 1937 год, когда был издан целый ряд директив и указаний по проведению карательных кампаний. Новый всплеск репрессий получил свое обоснование в виде решений Пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. (февраль-март), в ходе которого высшее партийное руководство страны выразило неудовлетворенность темпами разоблачения “врагов народа”.

Каток НКВД  жестко прошелся по всем слоям населения тюменского края. По  неполным данным из 7,5 тыс. жертв политических репрессий в 1937-1938 гг. по Тюменской области, около 500 человек составляют татары, среди которых более 30 чел. религиозные деятели (бывший мулла Айнуллин Муса из д.Якуши , Авасов Айтмухаммад из д.Ясаулы Тюменского района, Хабибуллин Айбатулла из д.Новая Аптула Аромашевского района, Шихов Айтматдин из д.Епанчино Тобольского района, Халиков Аблахат из д.Чечкино Ярковского района и др.

Репрессии проводились среди мулл, мухтасибов, муадзинов. Основанием к аресту служили, как правило, оперативные материалы, которые подробно описывали антисоветскую деятельность того или иного человека. Стандартным обвинением была контрреволюционная агитация, которая проводилась среди населения путем проповеди или устного разговора о важнейших мероприятиях в стране - коллективизация, переход с арабской графики к латинскому и т.д.

На основании собранных компрометирующих материалов группе татар г.Тюмени в 1937 г. было предъявлено обвинение по статье 58 п.10 УК РСФСР с формулировкой “являлись членами или руководили контрреволюционными организациями, систематически дискредитировали советскую власть, проводили пораженческую агитацию, а также агитацию на развал колхозов, подрывали трудовую дисциплину, избивали и убивали бедняков”. За это они  21 ноября 1937 г. были осуждены, а через четыре дня расстреляны. Среди осужденных, как установили следственные органы, были люди, активно поддержавшие Колчака, убивали красноармейцев, терроризировали бедняков. Одновременно с ними был расстрелян 80-летний, слепой Н.Чалалетдинов из с. Ембаево, только за то, что по просьбе людей отправлял некоторые религиозные обряды. (4).

Приводим протокол допроса бывшего муллы Чалалетдинова Нурмухаммеда от 10.10.1937 г.:

- Какую контрреволюционную агитацию среди населения вы ведете?

-  Никакую контрреволюционную агитацию не вел и не могу, потому что я слепой, иногда по приглашению людей хожу с помощью 8-летней внучки и читаю по  Корану. Это нужно мне и для пропитания, потому что дают милостыню.

- Вы состояли членом контрреволюционной национальной организации “Джамхияти-Хайрия” и откуда получали руководство?

- Эту организацию я совсем не знаю, у нас нет такой организации. Но слыхал, что в 1918-1919 гг. в Ембаево была организована купцами Кармшаковым и ахун-муллой Сагитовым Юсупом. Чин муллы получил только в 1923 г. и в 1928 г. отказался от исполнения обязанности муллы.

- Опять об организации “Джамхияти-Хайрия”.

- Не знаю такой организации.

- Кого из духовного управления мусульман знаете?

- Никого не знаю.

- Вы изобличены, что состоите в контрреволюционной организации, расскажите подробно.

- Да признаю, состою в контрреволюционной религиозной группе, так как являюсь  районным муллой, мною же втянуты  в группу мулла Аминов Хаким, Сайдуллин Айнулла, Хайруллин Закир, Сагитов Салих, все они являются муллой и преданы мусульманскому вероисповеданию.

- Кем вы были завербованы в контрреволюционную группу?

- Айнуллиным Мусой. В 1936 г., кажется, он говорил, что нет дождя, Аллах рассердился, коммунисты виноваты из-за бедствия народа, начнется война с Японией и власти коммунистов будет конец, надо оживить работу среди верующих. За слепым человеком следить не будут, тем более я хорошо играю на курае, этим можно вовлечь и женщин.

- Расскажите порядок оформления документов.

- Никаких документов.

- Какое указание получил от Айнуллина Мусы?

- Во-первых, нет дождя, засуха, надо использовать, отсюда неурожай. По этому вопросу я ходил по домам, объяснял причину того, почему нет дождя (забыли Аллаха). У кого-то читал Коран, у кого-то играл на курае, говорил, надо установить богослужение на поле, потому что останемся без хлеба, потому что нет дождя. Меня поддержали 2 человека мужчин и около 20 женщин, и мы вышли на поле в июле 1936 г., где я читал Коран, призывал организовываться  в общество верующих, доказывая, что колхозный строй для мусульман грешное дело, это идет против Аллаха.

- Когда еще встречались с Мусой?

- Он приезжал весной 1937 г. и говорил, что новая Конституция, принятая в декабре 1936 г. разрешает свободу религии и можно открывать мечети и без страха, можно устраивать богослужения. Надо развернуть пропаганду по Корану. Я выполнял его указания, организовывал богослужения у себя дома.

- Расскажите, какую контрреволюционную агитацию вели после тарравиха – молитвы “Курбан-гаита” и по существу тарравих основан на контрреволюцию и направлен к призыву масс против мероприятий правительства.

-  Да, я это признаю, вел контрреволюционную агитацию, говоря, что мероприятия советской власти идут в разрез учению Аллаха, я убежденный  законам Аллаха, обязан был читать тарравих, призывать массу колхозников против колхозного строя. Результат – у колхозников была расшатана трудовая дисциплина, зачастую не выходили на работу, а в дни богослужения устраивали праздник.

Допросил оперуполномоченный (подпись) (5)

В  архивах УВД и УФСБ по Тюменской области хранится немало уголовных дел на служителей мусульманского культа, которые были осуждены “за распространение контрреволюционных провокаций среди населения с использованием религиозных предрассудков масс и, систематически ведя, религиозной пропаганды”. Некоторые из арестованных говорили на допросах, что “мы религиозные люди, верим в Аллаха, но контрреволюционной деятельностью не занимались, Конституцией свобода религии разрешена, поэтому остаемся верными исламу. Если наше религиозное убеждение и религиозное деяние противоречат  законам советской власти, вину на себя берем”.(6)

Одним из главных “преступлений” было признание и поддержка сепаратистской мусульманской национальной организации “Милли-Шуро”, которая функционировала в Тобольской губернии в в 1918 г. с  контрреволюционным настроем. Некоторым мусульманским религиозным деятелям вменялось в вину участие в некой  контрреволюционной  повстанческой группе или в кулацко-диверсионной организации и т.п.  В октябре 1937 г.  в Тюмени в составе  37 человек татар был расстрелян религиозный деятель Мировалев Загид, с образованием мусульманской духовной академии “за шпионско-диверсионную и повстанческую работу с целью свершения советской власти и создания национального мусульманского государства”. Несмотря на то, что в поведении Мировалева в отношении к социалистическим преобразованиям были негативные моменты, многие знали его по просоветским  взглядам. Так, когда в декабре 1921 г. на Первом уездном мусульманском съезде в Тобольске под председательством Мировалева обсуждался Декрет СНК “Об отделении религии от государства и школы от церкви” принято постановление, одобряющее данное законоположение.(7)  Перечислив всех 37 человек по этому делу ст. следователь КГБ в 6 февраля 1959 г. делает заключение, что у них никаких компрометирующих материалов не имеется. В протестах прокурора Тюменской области в 50-х годах в отношении репрессированных представителей мусульманского духовенства указано, что в их деятельности не было состава преступления  и поэтому все  они реабилитированы. (8)

Изиль Гарифуллин, ст. научный сотрудник ИГИ ТюмГУ

Статья опубликована в декабрьском номере газеты «Муслим-инфо», Тюмень.

На иллюстрации: Расстрелянный в Тобольске Абдулхамит Ахметов

Примечания:

1.АПРФ Ф.3.Оп.60.Д.17.Л.6,68

2.АПРФ Ф.3.Оп.60.Д.17.Л.71.

3. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1989, Вып.1. С. 53

4.Архив УФСБ по Тюменской области.  Д.7166. Л.72-144.

5. Архив УФСБ по Тюменской области. Д.7166.Л.72-73.

6. Архив  УФСБ по Тюменской области. Д.7166.Л.80.

7. Архив УФСБ по Тюменской области. Д.4290. Т.Ш.Л.272.

8. ГАСПИТО. Ф.29. Оп.1. д.62. л.20.

 

Мулла юрт Суклм Файзулла Янишев расстрелян в Тобольске 15 сентября 1937 года.

Мулла юрт Искинских Мухамедяр Аминов расстрелян в Тюмени 3 ноября 1937 года.

Мулла юрт Бегишевских Алей Кабаев расстрелян в Тобольске 10 ноября 1937 года.

Муэдзин юрт Бахалей Карым Урзубаев расстрелян в Ишиме 2 ноября 1937 года.

Мулла юрт Супринских Абуталип Хайдаров расстрелян в Тобольске 10 ноября 1937 года.

Муэдзин юрт Матушинских Халитук Кучаров расстрелян в Тобольске 26.11.1937 года.

Мулла юрт Епанчинских Хайрулла Речапов расстрелян в Тобольске 26 ноября 1937 года.

Мулла юрт Ембаевских Айнулла Сайдуллин расстрелян в Тюмени 25 ноября 1937 года.

Мулла юрт Есаульских Айтмухамед Авасов расстрелян в Тюмени 20 апреля 1938 г.

Муэдзин юрт Есаульских Закир Аминов расстрелян в Тюмени 31 марта 1938 года. 

Мулла юрт Якушевских Муса Айнуллин расстрелян в Тюмени 31 марта 1938 года.

Муэдзин юрт Искинских Сафа Галеев расстрелян в Тюмени 20 марта 1938 года.

Мулла юрт Кускургульских Хамитулла Абайдуллин расстрелян в Тобольске 24 марта 1938 года.

Мулла юрт Тахтагульских Хамит Ахметов расстрелян в Тобольске. Даты в деле нет.

Мулла юрт Кульмаметевских Кабир Бикшанов расстрелян в Тобольске 24 марта 1938 г.

Мулла юрт Тоболтуринских Абдулганий Исхаков расстрелян в Тобольске 24 марта 1938 г.

Мулла юрт Ахманайских Хаким Каримов расстрелян в Тобольске. Даты в деле нет.

Мулла юрт. Н.Бехтери Чеангир Имангулов расстрелян. Даты в деле нет.

Мулла юрт Тураевских Салих Муслимов расстрелян в Тюмени. Даты нет.

Мулла юрт. Б. Есаул Тимергали Нафиков расстрелян в Омске 26 июня 1938 года.

Мулла л. В.Ингал Юнус Табаев расстрелян в Тюмени 17 июня 1938 года.

Мулла д. Чичкино Аблахат Халиков расстрелян в Тюмени 17 июня 1938 года. Мулла юрт Епанчинских Ахметша Шихов расстрелян в Салехарде 5 апреля 1938 года.

Мулла юрт Бегишевских Абубакир Юнусов расстрелян в Тобольске 24 марта 1938 года.

     Другие статьи по исламу в Сибири:

 В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска

Старинные мечети Тюменской области

Как мусульмане мечеть отстояли. «Магометанскому храму» Новосибирска вернут ее дореволюционный облик

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1123/">ISLAMRF.RU: Репрессии против тюменских имамов</a>