Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются
08.01.2008 13:03На родине последнего сибирского ишана-суфия на старом каторжном тракте под Тобольском заработала мечеть.
В восемь утра дверь в новую мечеть деревни Турбинская оказалась открытой. В печи уже потрескивали дрова, обещая разогнать к джума-намазу накопившийся холод.
- Сразу видно, что взялись за дело основательно, - заметил, оглядевшись по сторонам, Фатых-хазрат Гарифуллин, глава Тюменского казыята. – Земляки ишана Халила долго запрягают, но быстро едут…
Хазрат привез документы и литературу для новой мечети, открывшейся накануне в праздник Курбан-байрам, поскольку община изъявила желание войти в состав регионального Казыятского управления ДУМАЧР.
Староста мечети Тимергали абый Шарипов и староста деревни Хатипа апа Нигматуллина, улыбаясь, и, приветствуя ранних гостей, зашли в помещение почти одновременно. Стараниями, в основном, этих двух человек заброшенное здание бывшего магазина превратилась в мечеть.
А еще раньше на этом самом месте находилось здание женского медресе, открытого ишаном Халилом Халиловым (годы жизни 1864-1931), последним шейхом Накшбандийского братства в Тобольской губернии.
Раньше многое было по-другому в деревне Турбинская, в бывших Юртах Турбинских.
Легенды и предания
С именем ишана Халила связано много сказаний. По одной из них, мусульманский просветитель состоял в большой дружбе с православным священником Канорадом из соседней деревни Худяково. Не раз духовные лица гостили друг у друга, часто встречались для богословских бесед и споров. Но однажды, в самом начале ХХ века, дружба дала трещину. В Тобольской губернии начался новый миссионерский этап по обращения сибирских татар в православие. В Сибирь прибыли десятки татар-кряшен, выпускников Казанской семинарии, которые, зная язык, надеялись с успехом вести миссию среди восточных соплеменников, в первую очередь среди мулл. Однако вчерашние семинаристы вряд ли могли убедить целого ишана-суфия в ошибочности его вероубеждений и, вероятно, поэтому миссия в Юртах Турбинских была возложена на худяковского священника.
Ишан Халил был тверд: нет, его аул был и останется в исламе.
- Хорошо, шейх, - сказал ему тогда Канорад. – Я не буду настаивать, если ты докажешь, что Бог твой слышит тебя и помогает тебе.
Он принес ишану стакан кипящей воды (по другой версии, священник помолился, и вода в стакане закипела на глазах у шейха) и предложил выпить кипяток. Ишан пристально посмотрел на стакан, что-то сказал и вода внезапно охладела. Он залпом выпил ее.
Так миссия обошла стороной Юрты Турбинские. Ишан и священник возобновили прерванную дружбу. Возможно, это только красивая легенда, но, как известно, подобные истории не рождаются на пустом месте.
Деревня Турбинская находится по старому каторжному тракту в полста километрах от Тобольска, на берегу реки Турбы. Когда-то здесь, гремя кандалами, прошел Федор Достоевский. Мимо Юрт прошли декабристы, а следом их, достойные восхищения, жены.
Еще раньше тут проплыли струги атамана Ермака. В Ремезовской летописи приводятся интересные подробности: «И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра… И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием».
Далее в летописи говорится, что находящаяся на ладье хоругвь вдруг «…сама собой снялась с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега». Воины Кучума сверху выпустили «стрелы без числа, словно дождь», но люди Ермака чудесным образом «проплыли, что и волоса с их головы не упало. Когда же приплыли, то хоругвь сама на свое место встала». А в это время «виделся басурманам около противоположного берега во облаках, в ярком сиянии, царь величественный и самый прекрасный, и множество вооруженных воинов, летящих и несущих Его престол на плечах своих чудесным образом… По их же басурманским рассказам, когда кто-нибудь из сильных стрелял издали в него, то у тех руки цепенели и луки ломались».
Недалеко от того места, где произошла эта чудесная история, находится могила родного брата хана Кучума Ахмет-Гирея, убитого нукерами мстительного тестя, казахского хана Шигая за неласковое обращение зятя с его дочерью. А рядом в урочище Алтын кыр (Золотой скат), по преданиям, спрятаны сокровища Кучума.
Словом, вся округа здесь пронизана легендами и дефицита в исторических преданиях местное население не испытывает.
Мюрид Зейнуллы-ишана
О жизненном пути сибирского просветителя Халила Халилова обозревателю IslamRF.Ru рассказала родная внучка ишана пенсионерка Амина апа, ныне живущая в селе Тобол-Тура Тобольского района. Биографию деда она знает со слов своей бабушки Зарифы, пережившей мужа-ишана почти на тридцать лет.
Халил Халилов родился в 1864 году в Юртах Турбинских Тобольской губернии в семье крестьянина. Рано остался без матери. Новая жена отца не смогла заменить двум сыновьям мужа мать, поэтому вскоре братья Халил и Вали ушли от отца с мачехой жить к родственнице по линии матери. Повзрослев, будущий ишан уехал на юг, в казахские степи, где нанялся пасти скот к влиятельному баю. Кристально честный молодой человек пришелся по душе богачу и спустя время тот решил отправить юношу учиться в медресе в город Троицк, где молодой человек впоследствии стал мюридом шейха Зейнуллы Расулева.
Когда мюрид Халил из суфийского братства Накшбандия получил право на наставничество и звание ишана, до возвращения на родину или после, об этом история умалчивает. Вернулся он в Юрты Турбинские в зрелом возрасте. Ишан построил в родном ауле новую мечеть, открыл два медресе – женское и мужское. Организовал строительство моста через реку Турбу, построил водяную мельницу. Юрты Турбинские менялись на глазах. С раннего утра до позднего вечера кипела работа. Строились новые двухэтажные дома. Своих учеников ишан отправлял овладевать кожевенным искусством и другими ремеслами в Тюменский округ, где жили лучшие мастера.
Слава об ишане стала распространяться на всю Сибирь. В его медресе приезжали учиться молодые люди с соседней Томской губернии, Зауралья. Самый богатый бухарец из Тобольска, потомственный дворянин, мусульманский «туз» Сибири Тохтасын Айтмухаметов, построивший несколько мечетей, в том числе каменную мечеть Тобольска, отдал замуж за ишана свою дочь юную Зарифу-ханум.
По воспоминаниям родственников, к мужу юную жену привезли вместе с ее куклами. Зарифа родила ишану четверых сыновей (их имена – Абдулхак, Хамза, Шамиль, Кучум) и четырех дочерей (имена - Хасана, Набида, Начия, Сакина). Зарифа стала второй женой шейха, от первой супруги детей не было.
Брат ишана Вали-Мухаммед Халилов служил муллой в Юртах Карбинских. В Госархиве Тюменской области сохранилось немало упоминаний о нем. В частности в одной из выписок ОГПУ по Уватскому району за 1928 год сообщается, что жители Карбинских Юрт «стращают» граждан, у которых сыновья в коммунистах и комсомольцах и «все указанное происходит со стороны муллы Халилова, который ведет работу через своих людей… В результате подобных действий муллы Халилова, в настоящее время наблюдается колебание среди комсомольцев и партийцев (конечно мало сознательных)». (ГАОПОТО. Ф. 3894. Оп. 1. Д. 37. Л. 4).
В том же году по инициативе шейха Халила в Тобольске был созван съезд мусульман, однако сам ишан не смог участвовать в нем из-за болезней. Брат его Вали-Мухаммед, как следует из протокола съезда, находился в составе рабочего президиума и был выбран «вторым мушавиром» Тобольского округа.
Дети ишана Халила были высланы новой советской властью в конце 20-х годов из Юрт Турбинских. Оставили с больным отцом только старшего сына Абдулхака, отца Амины апа.
- Деда я помню смутно, мне тогда лет пять-шесть было, он все время сидел, не мог ходить, - вспоминает пожилая внучка ишана. – Его поднимали вместе с креслом и несли в мечеть. Он говорил и говорил вагазы, иногда при этом я сидела у него на коленях, народу в мечети всегда было много.
- Правда ли, что чекисты пытались выслать ишана Халила, но народ не позволил, все встали в его защиту? – спросил я Амину апа.
- Люди путают одно с другим. Деда, уже больного, хотели забрать жить в Ембаево, злого умысла тут не было. У нас сгорел дом. Ембаевские старейшины, узнав об этом, приехали в Турбинские, предложили деду переехать. Об этом узнали наши земляки, они выступили против, сказали, что построят ишану новый дом.
По словам Амины апа, ее дед избежал репрессии по случайности. Еще в гражданскую войну на том самом яру, где по Ремезову, стояли всадники Кучума, и в облаках в ярком сиянии явился царь величественный, был жуткий бой. Высоту занимали то белые, то красные. Когда измотанные сражением, голодные и оборванные бойцы спускались в Юрты Турбинские, шейх Халил одинаково лечил и кормил и красных и белых. Говорят, что команду не трогать муллу-ишана дал сам Блюхер.
Амина апа рассказывает, что после смерти деда настали страшные времена. Вся библиотека ишана была уничтожена. Книги сожжены. Ходят разговоры, что часть книг успели вывести и закопать в лесах, где точно теперь уже никто не знает.
- Я помню времена, когда в деревню приходили муллы и люди прогоняли их прочь, - рассказывает Амина апа. – Мы росли в страхе, постоянно боялись упреков.
Братья Шариповы
Мечеть, построенная ишаном Халилом, сгорела в 70-х годах. Здесь в ту пору размещался колхозный клуб.
- Пожар случился ночью, - вспоминает староста мечети Тимергали-абый Шарипов. – Проснулась вся деревня. Я тоже побежал к мечети. К зданию было не подступиться из-за сильной жары. Спасти мечеть уже было невозможно. Люди поливали ведрами землю, чтобы не дать перекинуться огню на соседние дома. Ходили разговоры, что причиной пожара стало короткое замыкание. А здание было еще очень крепкое, простояло бы лет сто…
Тимергали Шарипов в те годы работал учителем в родной деревне. После окончания Тобольского пединститута, преподавал физику и математику. Кстати, Турбинская школа стоит на фундаменте дома ишана Халила, а клуб по соседству – на фундаменте сгоревшей мечети.
Сегодня в школе обучается 12 учеников – ровно в десять раз меньше чем в год, когда Тимергали Шарипов пришел сюда работать учителем. Тогда в Турбинских была восьмилетняя школа, сегодня – начальная. Тогда был колхоз-миллионер, сегодня работы в деревне нет никакой. Основная часть трудоспособного населения покинула Турбинские. В годы постперестроечного развала предприимчивые люди из Тобольска выкупили за бесценок и вывезли здешние крепкие дома. Из двухэтажек, построенных при ишане, сохранилась только одна, но и та догнивает, почти наполовину уйдя под землю.
…Первые прихожане, ими оказались родные братья Тимергалия-абый, Акрам и Баграм, пришли в мечеть в начале десятого. Четвертый брат Агзам живет в Тобольске. Возрождению ислама на родине ишана обязаны старшему из братьев Шариповых ныне покойному Акраму-бабаю. Именно он после заката советской державы организовал первые коллективные намазы. Сначала в одном из учебных классов в школе, потом в клубе.
- Затем мы решили организоваться в мусульманскую общину, - рассказала староста деревни Хатипа апа Нигматулина. – Я написала в районную администрацию, чтобы нам передали под мечеть бесхозное здание бывшего магазина. Ходатайство удовлетворили. Здание было в плохом состоянии. Потолок провисал, крыша протекала, печка за десять лет развалилась, через щели в стене была видна улица. В августе мы приступили к ремонту. Работала здесь вся деревня. Даже дети. Они помогали заготавливать дрова. В месяц Рамадан в мечети начали проводить намазы.
- Перед Курбан-байрамом установили на крыше полумесяц, - продолжает Тимергали Шарипов. – Чтобы люди, приезжавшие на открытие мечети 21 декабря, видели, где она находится. Кстати, одной из самых желанных гостей на открытии стала внучка ишана Амина апа Халилова.
В планах турбинцев – строительство полноценного минарета. Имамом Турбинской мусульманской религиозной группы при ДУМАЧР стал тоболяк Ильфат Абдулин. Визит в новую мечеть Фатых-хазрата Гарифуллина совпал первым после хаджа приездом Ильфата-хазрата к своей общине. Поэтому им и мусульманскому активу бывших Юрт Турбинских было о чем поговорить за щедрым дастарханом.
Ибрагим Бекдаир, Тюмень
фото автора и из семейного альбома Амины Халиловой
На иллюстрациях:
Ишан Халил
Новая мечеть, открытая в бывшем здании магазина, на месте которого было женское медресе, построенное ишаном
Портрет Ишана Халила
Внучка ишана Амина апа Халилова. Фото 1939 и 2007 годов
Фатых Гарифуллин и три брата Шариповых, крайний справа – Тимергали, староста мечети
Другие статьи по исламу в Сибири:
В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска
Старинные мечети Тюменской области
Репрессии против тюменских имамов
Как мусульмане мечеть отстояли. «Магометанскому храму» Новосибирска вернут ее дореволюционный облик