RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

20 лет муфтияту Карачаево-Черкесии и Ставрополья

22.01.2010 12:13

  Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья отмечает 20-летний юбилей. Об этом в материале газеты «Кавказ-Экспресс».  

 

 

 

Было выдвинуто три кандидата на должность руководителя центра (кадия): имам мечети аула Кумыш Абул-Керим Байрамуков, учкекенский имам Исмаил Бердиев и бывший кади Анвар Абишев. Большинством голосов (35 против 24) избрали 35-летнего имама Исмаила Бердиева. 

 

Итоги бурных процессов, продолжавшихся в течение года, были подведены 17 апреля 1990 г. на встрече уполномоченных Совета по делам религий из северокавказских регионов с руководителями мусульманских религиозных центров. Большинство участников признали оправданность и необходимость образования самостоятельных духовных центров. Формулу существования северокавказской уммы в новых условиях предложил новый кади Ставропольского края Исмаил Бердиев: «Если мы будем упрекать друг друга, это ничего хорошего не даст. Нам надо найти общее, что определяло бы наше единство в вере… Поэтому стою за то, чтобы вопросы религиозного характера решались советом кадиев, а экономически жить каждому казияту раздельно».


Увы, последовавший вскоре развал страны и разгоревшиеся на Кавказе конфликты надолго сделали невозможным интеграцию уммы, и молодым муфтиятам пришлось брать на себя полное бремя ответственности, решать не только экономические и богословские, но и политические, социальные и многие другие проблемы.


Организационное оформление Духовного управления продолжалось до конца 1991 г. На II внеочередном съезде мусульман КЧАО Ставропольского края 6 марта казият был преобразован в муфтият, соответственно статус руководителя региональной уммы был повышен до муфтия. Определились и с именем центра: теперь он назывался «Духовное управление мусульман Ставропольского края». На съезде был принят устав, который с небольшими изменениями действует и поныне.


3 июля 1991 г. Карачаево-Черкесия была преобразована в республику и вышла из состава Ставропольского края. Это потребовало корректировок в названии и уставе Духовного управления. С этой целью 11 декабря 1991 г. был созван III внеочередной съезд мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. На съезде было решено сохранить единое управление для мусульман разделившихся регионов, поскольку ставропольские мусульмане, не имея управленческой системы, нуждались в помощи по подготовке кадров духовенства, обеспечению мечетей литературой, решению других духовных и административных вопросов. Предложение президиума о преобразовании Духовного управления мусульман Ставропольского края в Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья получило поддержку делегатов съезда и было закреплено в резолюции.


11 ноября 1992 г. муфтият прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и под этим названием вошел в правовое поле новой, уже постсоветской России.

 

Муфтий

 

Бердиев Исмаил Алиевич, муфтий Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, родился 17 марта 1954 г. в селе Учкекен Малокарачаевского района КЧР. Окончил Исламский институт в Ташкенте и медресе «Мир-Араб» в Бухаре. В течение года обучался в Каирском университете «Аль-Азхар».
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, президиумов Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ.

 

Нас как бы обстоятельства подталкивали к созданию управления мусульман Ставрополья, тогда область входила в состав края, - вспоминает Исмаил-хаджи 90-е. - Муфтии менялись как перчатки. К одному только привыкнешь, как другого назначают. Помню, привезли Кораны – король Саудовской Аравии презентовал мусульманам Советского Союза миллион экземпляров. Священные книги стали делить между духовными управлениями. Духовный мусульманский центр в то время находился в Уфе, оттуда выделили Средней Азии, Азербайджану, Казахстану, Дагестану, многим другим, кроме нас. Мы спрашиваем: «А где же наши Кораны?» Нам отвечают: «А вы кто такие, какое управление представляете? Будет у вас территориальное духовное управление, тогда и вам выделим». Вот такие парадоксы были… К счастью, времена изменились.

- Как вам сегодня работается?


- Я перед Всевышним отвечаю за свою работу, но в ней, к сожалению, все еще мало радости. Куда ни придешь - у всех проблемы, споры. Я долго искал причину и понял – религиозная безграмотность. Десятилетиями насаждался атеизм, а тут вдруг с развалом Союза отпустили узду. Печалит недостаточная грамотность имамов, некоторые до сих пор не до конца освоили вековые каноны ислама. Читать Коран мало, надо душой проникнуться. Однако я радуюсь, что Священное писание они проповедуют с благочестием, без заносчивости, утверждения о своей исключительности или враждебности к иноверцу.

- Власть помогает муфтияту?


- Конечно, уже никто не говорит, что религия - опиум для народа. Наоборот, руководители регионов вникают в наши проблемы. Например, Президент Карачаево-Черкесии Борис Сафарович Эбзеев самолично подыскал место для строительства мечети в республиканском центре. Да и на Ставрополье у нас поубавилось проблем с приходом нового руководства. Помогает руководство, меценаты.

- Исмаил-хаджи, а бывает, что вы вынуждены идти на компромисс с тем или иным политиком, и таким образом решать проблему Духовного управления?


- Всякое бывает, это жизнь. Но из двух зол выбираешь наименьшее. Всегда помню, что буду держать ответ перед Всевышним.

- Вы священнослужитель международного масштаба. Расскажите о своем участии в совещании Организации исламская конференция в Малайзии в 2003 году.


- А что рассказывать… Тогда произошел перелом в отношении мусульман Востока к России. Владимир Владимирович Путин сделал это своим присутствием на конференции. Обращаясь друг к другу, делегаты из других стран говорили: «Ты видел - Россия участвует». А ведь раньше такого никогда не было. Я сидел в ряду как раз напротив Путина. Видел, как он после одного, другого выступления вычеркивает что-то в своем тексте. В считанные минуты вписался в ситуацию, составил квинтэссенцию выступления, потому оно и оказалось таким ярким, целенаправленным. Потом я сказал Владимиру Владимировичу: «Вас хвалят мусульмане, вы сделали правильный шаг, я горжусь вами. Наверное, не просто было вам сюда попасть?» «Ты даже не представляешь, сколько трудностей было, благожелателей хватает», - ответил он. Когда Советский Союз был, нас боялись, а потом при Ельцине над нами смеялись. Сегодня - уважают, благодаря умной политике Президента РФ, премьера.


- Давление радикалов на мечети присутствует?


- Если имам слабенький, заставляют делать что им надо, давят. Любят противопоставление в споре, в поведении. В мечети все одинаково молятся, начинаем делать дуа – поднимаются, уходят. Встал перед всеми и пошел, не понимает, что наследие дедов, отцов игнорирует, ведь они же молились так, как мы. Говорят эти ребята: «Во времена Пророка никаких маулюдов не было. Никто его не восхвалял. Было Священное писание, и все». Понимаете, внутриконфессиональные споры, они были все времена, но не должна проливаться кровь, вот о чем надо говорить. Еще до начала первой Чеченской войны на Кавказ приезжали конфликтологи из Англии. Мы с покойным Исмаилом Бостановым послушали, решили изложить свое видение. Я сказал: «Ваши рецепты нам не подходят. У нас есть то, чего нет ни у кого – гостеприимство, уважение к старшим. Давайте других учить этому, а не насаждайте здесь то, чего не видели и не знали наши прадеды». Ну, как бы то ни было, именно после этих визитеров началась война в Чечне, остановили которую сами же чеченцы.

- А я слышала, что имамы зарплату не получают…


- Есть такое. За 20 лет моей работы в Духовном управлении ни разу не подписывал ведомость на зарплату.

- Как же так?


- Я же вам говорю, что достались пережитки прошлого отношения к религии. Но положение выправляется, выдают деньги из Фонда поддержки исламской науки, культуры, т.е. средства выделяет Москва.

- Да и меценатов много.


- Много, но жертвуют мечетям, а не имаму в карман.

- А как же тогда со стажем священнослужителя, его будущей пенсией?
- Вот потому многие и переходят на другую работу. Духовные центры поднимают этот вопрос, думаю, он все же решится. Вот представьте, почти каждый день кто-то умирает. Имам должен прийти в мечеть, прочитать молитву, и так 3 дня подряд совершать службу во имя Всевышнего. Объем работы большой, платить надо соответствующе.

- Рассказывают, что вы принимали активное участие в урегулировании осетино-ингушского конфликта.


- Было дело. Оно ведь всегда так – кашу заварят, а потом священнослужителей на помощь зовут.

- А почему она, эта каша, именно на Кавказе постоянно кипит?


- Исторически сложилось. Менталитет у нас такой, горячий.

- Вы стольких друзей, коллег потеряли…


- Да. До сих пор не могу привыкнуть, что нет Бостанова. Не хочу верить. Не мог в себя прийти, когда Ахмада-хаджи Кадырова убили. Мы все учились в медресе в Бухаре, а студенческая дружба, она ведь на всю жизнь. Жили впроголодь, только чай пили с лепешками. Ахмад в такие моменты говорил: «Вот закончим учебу, поедем ко мне в Чечню, наедимся. Отец быка специально держит». Исмаил Бостанов пообещал связать быка, если Ахмад повалит того. Ну а я вызвался зарезать. Отучились, поехали в Чечню. Чтобы вывести быка, пришлось сарай разломать – в дверь не проходил. Такой пир Кадыровы закатили… Остались одни воспоминания.


Когда уходит из жизни друг, все равно что брата теряешь. В мусульманском сообществе существует неписаное братство. Скорблю обо всех священнослужителях, ушедших из жизни. С Исмаилом Бостановым у нас дело нередко до ругани доходило, всякое бывало, а ведь как его мне не хватает.
Исламский институт, где он был ректором, лучший в России по составу преподавателей, профессора из Египта основы заложили.

- Исмаил-хаджи, а вы как в ислам пришли?


- Семья у нас верующая. Я уже из армии вернулся, как вдруг к матери пришла ее подруга, якобы на похоронах услышала, как имам нашей Учкекенской мечети Кази-Магомед Лепшоков предлагал ребятам учиться в медресе. Мать ей ответила: «Я была бы самой счастливой, если бы мой сын поехал», Услышав эти слова, решил сходить к имаму. Тот, узнав, чей я сын, ответил: «Наверное, мы тебя отправим». Приехали в Черкесск, написал заявление, потом 5 лет ждал очереди. Ну а остальное вы знаете.

- Благодарю вас, Исмаил-хаджи, за беседу. 

 

Кавказ Экспресс

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/11351/">ISLAMRF.RU: 20 лет муфтияту Карачаево-Черкесии и Ставрополья</a>