RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Июль 2022 | 1433 х.
 

Ризаутдин Басыров: жизнь и судьба имама Московской соборной мечети

15.01.2008 16:10

К 100-летию со дня рождения

Ризаутдин Басыров и Ахметзян Мустафин    Многим московским мусульманам, особенно представителям старшего поколения, хорошо известно имя Ризаутдина Басырова (1907–1994). В течение нескольких десятилетий он являлся имамом Московской соборной мечети. В октябре уходящего года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Судьбе имама посвящена эта статья.

    Ризаутдин Басыров родился в 1907 году в татарской деревне Ключище (Суыксу), ныне расположенной в Нижегородской области. Его отец являлся потомственным имамом.

    Первоначальное образование Ризаутдин получил у отца, а затем был отправлен на учебу в одно из казанских медресе. Желание посвятить свою жизнь служению религии было для Ризаутдина очевидным. Еще в шестилетнем возрасте он читал Священный Коран в сельской мечети. Да и традиция играла большую роль — он должен был продолжить династию имамов.

    Революция и гражданская война помешали Ризаутдину осуществить намеченные планы и мечты. Он уезжает в Москву, работает по гражданской специальности, но все годы является прихожанином мечети, соблюдает мусульманские обряды.

    В период массовых репрессий в 1930-е годы его отца — имама мечети в деревне Ключище ночью уводят из дома. После ареста его больше никто не видел... А потом началась Великая Отечественная война, в которой Ризаутдин участвовал до самого победного конца. За несколько месяцев до Победы в боях за Кенигсберг его тяжело ранило, и 9 мая 1945 года он встретил в московском госпитале.

    В послевоенные годы Ризаутдин Басыров работал в Мосохране, в магазине «Детский мир», но верность религии, желание стать имамом взяли верх. В начале 1950-х, гг. он уезжает в Бухару, чтобы поступить учиться в единственное действовавшее тогда в Советском Союзе медресе.

    Уже в студенческие годы Ризаутдин параллельно с учебой занимался преподаванием религиозных предметов на младших курсах.

    По окончанию медресе Ризаутдина-хазрата отправляют в Астрахань — имамом городской мечети. К тому времени его здоровье было сильно подорвано. Сказывалось полученное на войне ранение, да и жаркий астраханский климат был неблагоприятен. Поэтому, проработав в астраханской мечети 6 лет, Ризаутдин-хазрат обратился в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, которое возглавлял муфтий Шакир Хиялетдинов, с просьбой перевести его на работу в Москву, где он жил до отъезда на учебу в бухарское медресе.

    Конец 1950 — начало 1960-х гг. принято называть эпохой хрущевской «оттепели». Действительно, в этот период наблюдались ощутимые положительные изменения в культуре, искусстве. Улучшалось социальное положение населения. А главное — началась реабилитация жертв сталинских репрессий, культ личности был осужден на XX съезде КПСС в 1956 году.

Ризаутдин Басыров    Однако подобные явления сочетались с другими, резко отрицательными явлениями. Именно в годы правления Н.С. Хрущева в СССР началась новая волна гонений на религию, приведшая к закрытию или разрушению множества храмов различных религий. Был усилен контроль за деятельностью религиозных общин, а руководили храмами не представители духовенства, а члены приходского совета.

    Если в предшествующий период, в годы войны и в первое послевоенное десятилетие, по инициативе И.В. Сталина наблюдалось некоторое смягчение по отношению к религии, то Н.С. Хрущев, по существу, желал вернуться в практике 1930-х гг., то есть проводил линию на полное уничтожение религии.

    Именно в эти сложные годы Ризаутдин-хазрат возвращается в Москву. Его назначают на работу на мусульманский участок Кузьминского кладбища, где он читал поминальные молитвы, проводил ритуал мусульманских похорон.

    С 1964 года Ризаутдин-хазрат являлся имамом Московской соборной мечети. На долгие годы он станет ближайшим соратником легендарного имам-хатыба мечети, главы мусульманской общины Москвы Ахметзяна Мустафина (1902–1986).

    Надо отметить, что судьбы этих двух московских имамов во многом схожи. Оба они были выходцами из одних краев (как известно, Ахметзян-хазрат Мустафин родился в 1902 году в татарской деревне Шубино, ныне расположенной в Нижегородской области). С раннего детства они стремились к изучению ислама. Оба были сыновьями имамов, у которых получили первоначальное религиозное образование. Оба потеряли своих отцов в годы репрессий... Во многом благодаря схожести биографий, единству взглядов их совместная деятельность способствовала сохранению и укреплению мусульманской общины Москвы.

    Долгие десятилетия Московская соборная мечеть являлась единственной мечетью в Центральной России. Сотни и тысячи мусульман из Москвы и сопредельных областей приезжали в мечеть в Выползовом переулке, чтобы принять участие в пятничных и праздничных намазах, сдать собранные в общинах пожертвования, получить необходимую информацию, касающуюся правильного выполнения религиозных обрядов. И хотя с середины 1960-х годов открытые гонения на религию в СССР сменились иными методами борьбы с религией, в том числе «формированием атеистического мировоззрения» среди населения путем лекционно-пропагандистской работы, деятельность московских имамов проходила в сложных условиях.

    По воспоминаниям современников, Ахметзян Мустафин и Ризаутдин Басыров пользовались огромным авторитетом у мусульман, так как вели скромную жизнь, разделяли все тяготы и радости общины. Их часто можно было видеть в домах мусульман, тем самым они использовали каждую возможность для распространения великих исламских ценностей.

    К 1970-м годам, Ахметзян-хазрат и Ризаутдин-хазрат (или как его чаще называли московские мусульмане «Риза-хазрят») принадлежали к довольно немногочисленному числу имамов, которые продолжали активно руководить общинами, входившими в состав Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Число имамов сокращалось — ведь большинство из них были уже пожилыми людьми. Среди других известных и авторитетных имамов тех лет можно, к примеру, назвать Габдельбари Исаева — имам-хатыба Ленинградской мечети; Ахматзаки Сафиуллина и Закарию Минвалиева — имамов знаменитой мечети «Марджани» в Казани и др.

    В 1974 году умер муфтий Шакир Хиялетдинов (1890–1974). Возник вопрос о новом председателе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Им временно стал Ахметзян-хазрат Мустафин, кото­рый, выполнял возложенные на него обязанности, но, уже, будучи 72-летним человеком, не хотел навсегда переезжать в Уфу, где находилась резиденция муфтия. Наконец, в 1975 году новым муфтием был избран ленинградский имам Абдулбари Исаев (1907–1985). Все это время в трудных делах руководства московской мусульманской общиной Ахметзян-хазряту помогал Ризаутдин Басыров.

    В ноябре 1986 года, Ахметзян-хазрят Мустафин скончался. В 1987 году, Ризаутдин-хазрат Басыров представил прихожанам Московской соборной мечети нового имама — Равиля Гайнутдина, до этого являвшегося имамом мечети «Нур Ислам» в Казани и ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Вскоре Равиль Гайнутдин стал имам-хатыбом мечети. Все это совпало и с началом возрождения религии в нашей стране. Благодаря неутомимой деятельности Равиля Гайнутдина и его единомышленников при Московской соборной мечети открылось медресе, благотворительное общество. Безусловно, все изменения в жизни мечети происходили при участии старейшины общины, имаме Ризаутдине Басырове.

    Ризаутдин-хазрат Басыров умер в 1994 году, проработав в Московской соборной мечети 30 лет. Его могила находится на Даниловском мусульманском кладбище столицы.

    Ему довелось прожить долгую, но сложную жизнь. Он родился в царской России, видел ужасы войны, работал имамом в сложные времена. Но он дожил и до возрождения религиозной жизни в нашей стране. И, наверное, самым большим счастьем для Ризаутдина-хазрата было видеть среди прихожан Московской соборной мечети молодежь.

Марат Сафаров

"Медина аль-Ислам" № 49 (29 декабря 2007 - 4 января 2008)

15.01.2008

    На фотографиях:

1. Ризаутдин Басыров и Ахметзян Мустафин

2. Ризаутдин Басыров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1187/">ISLAMRF.RU: Ризаутдин Басыров: жизнь и судьба имама Московской соборной мечети</a>