RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Святые лики семи пиров священной Бухары. Продолжение

12.03.2010 15:07

В сотом номере газеты "Медина аль-Ислам" мы начинаем рассказ о семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, здесь творили и были похоронены, то есть чьи могилы сегодня являются местами посещения – мазарами, зияратами мирового значения.

 

Хаджа Абдалхалик Гиждувани

 

Первым пиром из семи является Хаджа Абд аль-Халик б.Абд аль-Джамил Гиждувани (1103–1179). Он является основателем самостоятельной школы мистицизма в Мавераннахре, известной как хаджаган, чьим последователем через два столетия стал известнейший суфий Бахааддин Накшбанд (1318–1389).

 

Отец Абдалхалика Гиждувани – имам Абдужалил Хаджи и его мать были родом из Византии (Рума, позднее Турции), отец был потомственным имамом. Считался авторитетным факихом, носил почетное прозвище Абд аль-Джалил – Имам и возводил свое происхождение к имаму Малику бин Анасу (713–795). Мать аль-Гиждувани была родом из правителей Рума.

 

Аль-Гиждувани родился в 1103 году в Гиждуване, расположенном в 47 км от Бухары, ныне одном из крупных городов Бухарской области. К девяти годам выучил наизусть Коран, к десяти годам принимал активное участие в суфийских радениях. Приехал в Бухару в возрасте 22 лет, специально чтобы стать муридом известного мистика Абу Якуба Йусуфа аль-Хамадани (1048–1140). Затем он стал его заместителем в качестве четвертого халифа.

 

О количестве написанных Гиждувани работ имеются разночтения. Одни считают, что их четыре, пять, некоторые называют гораздо больше. Это вызвано тем, что аль-Гиждувани, как это было принято на Востоке, не давал названий своим сочинениям. Это стало причиной того, что переписчики его работ были вынуждены сами давать им названия. Сочинения Абдалхалика Гиждувани хранятся в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. Это уникальные по богатству духовной мысли работы, в которых шейх аль-Гиждувани предписывает каждому вставшему на путь познания Божественной мысли «отвернуться от дел мирских и начать заниматься поиском света истины», а для этого необходимо в первую очередь подавить в себе все страсти и полностью контролировать и знать свои помыслы.

 

Аль-Гиждувани продолжил духовное учение Йусуфа аль-Хамадани, ввел молчаливый зикр, сформулировал восемь правил, основных принципов духовно-религиозного учения, лежащих в основе тариката хаджагон. Причем первые четыре из них, по словам аль-Гиждувани, были сформулированы Йусуфом Хамадани, а он лишь доработал их.

 

Заметное влияние на формирование взглядов Абдалхалика Гиждувани оказали учения хорасанской школы маламатия (идти праведным путем, отрешаясь от мирского) и каландария (все время быть в пути как физически, так и духовно, принять добровольную бедность). Каждый суфий должен обязательно исполнять предписания шариата, сунны Пророка, обязательно изучать фикх и хадисы и т. д. Им был создан строгий кодекс поведения для своих последователей: сторониться лжесуфиев, отправлять намаз со своей общиной, не стремиться быть имамом или муадзином, быть скромным, незаметным, следить за своим внешним видом, ни с кем не спорить, не стремиться к известности и т. д.

 

Абдалхалик Гиждувани похоронен в Гиждуване у ног своей матери. Рядом с захоронением Хазрати, шейха Абдалхалика Гиждувани, в 1432–1433 годах Темурид Мирзо Улугбек велел построить медресе, мечеть, минарет. Недалеко располагалась чиллахона (место для уединенных сорокадневных радений).

 

В 2003 году под эгидой ЮНЕСКО решением правительства Узбекистана был широко отмечен во всем мире 900-летний юбилей Абдалхалика Гиждувани. К юбилею на мазаре были проведены большие реставрационные работы, создан прекрасный сад, куда приезжают многие мусульмане и туристы. Место захоронения Абдалхалика Гиждувани превратилось в место поселения мирового значения.

 

Хаджа Мухаммад Ариф ар-Ривгарий

 

Хаджа Ариф Ривгарий, или святой Хаджа Ариф Мохи тобон, – один из известнейших суфиев Средней Азии. О нем, его вкладе в тарикат хаджаган неоднократно писал известный поэт суфий Абдурахман Джами. В частности, он сообщает о месте его рождения во второй половине XII века – селении Хаджа Ариф Ривгар в Вабкентском районе, в 38 км от Бухары. Ныне это место носит название Ривгарий и расположено в центре Шафирканского района. Абдурахман Джами в своей работе «Нафахат ул-унс» отмечает значительный вклад Хаджи Арифа Ривгарий в тарикат Хаджаган. Других сведений о нем немного. До наших дней дошла его рукопись «Арифнома».

 

Хаджа Ариф Ривгарий был одним из достойных продолжателей традиции хаджаган – последователей шейха Абдалхалика Гиждувани, после смерти которого он возглавил братство. Он являлся вторым пиром Бухары из семи святых пиров. По воспоминаниям современников, это был статный, красивый человек с правильными чертами лица. Его одухотворенное лицо чем-то напоминало луну, в связи с этим его современники прозвали «Мохи-тобон» – «Ясная луна».

 

Хаджа Ариф Ривгарий умер в 1259 году в возрасте 103 лет и похоронен в родном селении. Исходя из этого можно определить и год рождения, примерно в 1156 году. Дворик, где расположена дахма с прахом шейха, обрамлен айваном, недалеко от могилы имеется колодец, в 1977 году построена пятничная мечеть. В настоящее время архитектурный комплекс благоустроен и является местом посещения верующих.

 

(Продолжение следует.)

 

Роберт Альмеев,
кандидат исторических наук,
генеральный директор Бухарского
государственного архитектурно-художественного музея-заповедника

 

 

 

Ссылки по теме:

Святые лики семи пиров священной Бухары. Начало

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/11933/">ISLAMRF.RU: Святые лики семи пиров священной Бухары. Продолжение</a>