RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Авраамическое наследие — едино!

12.03.2010 17:14

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

От имени Совета муфтиев России искренне приветствую читателей газеты «Медина аль-Ислам» и обращаюсь с пожеланиями мира, милости и милосердия Всевышнего Аллаха, крепости веры и благополучия во всех домах, семьях, городах и селах нашей необъятной Родины. Всех соотечественников — патриотов и государственников, к каковым без доли сомнения следует отнести и Совет муфтиев России, не может не радовать упрочнение процессов социализации российской уммы. Почему? — ответ очевиден: только будучи полноправными и активными гражданами Российской Федерации, мусульмане смогут внести достойный вклад в государственное строительство и становление гражданских институтов в обществе. Альтернатива этому явлению крайне негативна: выброшенные за борт государственных и общественных интересов граждане любой национальной и конфессиональной принадлежности, в том числе мусульмане, потенциально могут становиться на путь радикализма и экстремизма и в итоге выступать против государства и общества с неприемлемыми лозунгами, а в отдельных случаях — и с оружием в руках. О пагубности такого развития событий мы с вами не понаслышке знаем и видим на примере целого ряда преступлений незаконных формирований, мятежа и бунтов последних лет в некоторых республиках Северного Кавказа. Что можно предпринять для предотвращения подобных выступлений, носящих в первую очередь социально-политический, а не религиозный характер? Именно социализация, втягивание граждан в общественно значимые процессы, способна свести на нет как молодежный, так и религиозный радикализм.

 

Совет муфтиев России в меру своих возможностей проводит значительную работу в этом направлении. В отличие от ряда других религиозных организаций, у нас есть прекрасные возможности по работе как с рядовыми прихожанами, так и с ответственными работниками разных уровней власти — и не только в России, но и за рубежом. В частности, особые доверительные отношения у Совета муфтиев сложились с главами ряда субъектов Российской Федерации, где мусульмане составляют абсолютное или относительное большинство населения. В этих — условно назовем их «мусульманскими» — республиках работа Совета муфтиев настолько многогранна, что ее описание потребует не одной книги. Я бы хотел остановиться на одной очень важной деятельности нашей организации: авторитет Совета муфтиев России играет далеко не последнюю роль в деле межконфессионального добрососедства в этих регионах. Действительно, мы не устаем обращать внимание руководителей всех уровней в этих республиках на недопущение ущемления прав немусульман, на необходимость установления подлинно добрососедских отношений между последователями Ислама и других конфессий, в первую очередь — Русской православной церкви.

 

В этой связи хотелось бы обратить внимание и на ожидания Совета муфтиев России установления аналогичных, рабочих и дружественных отношений с рядом глав субъектов Федерации, в которых мусульмане находятся в меньшинстве. Не секрет, что в некоторых областях имеются факты ущемления прав религиозных меньшинств — не только мусульман, и может быть, даже не столько мусульман, сколько других официально признанных и юридически зарегистрированных, веками живущих на территории нашего государства конфессий, например католиков, старообрядцев и др.

 

 Можно бесконечно долго перетягивать канат на себя, утверждая: «это не мы, а вы виноваты» в такого рода развитии событий; можно также длительное время не замечать этих негативных явлений. Но наиболее продуктивным мне лично видится прекращение этого, до некоторой степени смешного в условиях глобализации в XXI веке, противостояния, которое не делает чести ни одной стороне. В конце концов, все мы понимаем, что в век информационных технологий подобные явления очень легко обратить во вред или на пользу обществу. Совет муфтиев России категорически против спекуляций на этой почве и видит решение проблем в личных рабочих контактах с ответственными руководителями тех регионов, где ситуация пока что далека от идеальной гармонии в этой сфере. Искренне надеюсь, что желание властей побудить российских граждан быть активными строителями демократического, справедливого гражданского общества распространяется на всех россиян, без исключений по конфессиональному принципу.

 

С сожалением вынужден констатировать еще одну проблему, в решении которой никто из российских мусульман пока что не смог значительно продвинуться вперед. Речь идет о слабости и пассивности подлинно конструктивного диалога с нашим главным партнером по взаимодействию и сотрудничеству с Русской православной церковью.

 

В последнее время ряд СМИ опубликовали материалы о наличии позитивного богословского диалога между РПЦ и зарубежным Исламом, в частности — в Иране. Но, будучи в близких и дружеских отношениях с главой соответствующей структуры с иранской стороны — аятоллой Мухаммадом Али Тасхири, я прекрасно информирован о том, что и там, к сожалению, по сути никакого богословского диалога нет. Есть простая констатация фактов, что мы между собой в мире, желание развития диалога, уважительного отношения последователей Ислама и Христианства, но это никак не влияет на продвижение вперед, развитие богословского диалога.

 

Именно поэтому Совет муфтиев России неустанно призывает иерархов, ответственных работников РПЦ к дружеским, позитивным взаимоотношениям; именно по этой причине на последней межрелигиозной конференции я высказал идею о необходимости отталкиваться в таком диалоге от идеи единого авраамического наследия трех монотеистических религий. Увы, исламофобски настроенные организации и СМИ подвергли эту идею обструкции, не пожелав провести ее объективный анализ и не высказав иных предложений для начала такого диалога. Эта странная позиция не может не настораживать, ведь она объективно играет против верующих всех конфессий, которые должны были бы показать свое единство и решимость перед лицом агрессивного ультралиберализма.

 

Разумеется, при желании всегда можно затормозить любое продвижение вперед, и сказанное верно относительно любой сферы человеческой жизнедеятельности; гораздо труднее запустить сколько-нибудь значимые процессы, особенно с нуля. Чрезвычайно легко что-либо сломать, но много труднее построить. Критика в адрес Совета муфтиев России принимается нами с благожелательностью — но только в том случае, если она не ангажирована и подкреплена объективными выводами. Однако представители шумных и, я бы сказал, — крикливых, виртуальных якобы православных общественных организаций, выполняющие грязную работу по стравливанию наций и конфессий, ни разу не предприняли ничего конструктивного, направленного на укрепление стабильности в обществе. Разумеется, такие эпатажные организации имеются среди разных конфессий, но долгом официальных вышестоящих структур в каждой конфессии, на мой взгляд, является максимальное абстрагирование от подобных фигур. Как представляется, это будет способствовать продуктивному межконфессиональному диалогу, что крайне важно в современных условиях глобальной нестабильности.

 

Мусульманские лидеры всего мира прилагают искренние усилия для возобладания в межрелигиозных отношениях атмосферы стабильности и благожелательности. На это направлено, к примеру, последнее письмо 138 мусульманских алимов (богословов). И в этом документе, и в предыдущих посланиях, подписи под которыми ставили и российские мусульманские лидеры, акцент сделан на то, что враждебные вылазки в адрес Ислама не связаны с авраамическими религиями, что сатанизм и безбожие одинаково враждебны по отношению ко всем верующим людям, в связи с чем необходимы совместные усилия верующих для адекватного противостояния безверию. Такова позиция ведущих исламских богословов мира, преодолевших государственные и национальные различия. В этой связи задаюсь риторическим вопросом: неужели в рамках одного государства, единой для всех нас Родины, общаясь друг с другом на одном языке и являясь соседями по лестничным площадкам, христиане и мусульмане не в состоянии наладить соответствующий времени нормальный, конструктивный диалог? Этого очевидным образом и требуют от нас вызовы времени, и хотят видеть официальные структуры государства, таковы и насущные потребности простых граждан.

 

Позиция Совета муфтиев России более чем очевидна и прозрачна. Мы представляем интересы автохтонного населения Российской Федерации, проживающего на земле своих предков в течение многих веков, которое совместно с другими народами выстроило российскую государственность и защищало ее в периоды опасностей. Россия — наша Родина, и мы желаем ее процветания на благо всех народов страны. Позиции и роль мусульман в России не всегда и не везде соответствуют тем возможностям, которые у них имеются. Эта ситуация может и должна быть выправлена с учетом интересов всего населения, на основе действующего законодательства и во благо будущих поколений.

 

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

 

Председатель Совета муфтиев России,

муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/11941/">ISLAMRF.RU: Авраамическое наследие — едино!</a>