RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Июль 2022 | 1433 х.
 

Сокровищница знаний Марджани

17.01.2008 17:54

16 января 2008 года исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося теолога и историка, одного из ркупнейших мусульманских мыслителей XIX века Шигабуддина Марджани. Его имя носит соборная мечеть Казани, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ в Москве, Институт истории Академии наук Татарстана и многие другие учреждения. Как ни прискорбно, о величии Марджани масса мусульман имеет представление лишь по отзывам современников Марджани. Большая часть исторического и богословского наследия Марджани не переведена, не переиздается и, соответственно, не доступна массовому читателю. Предлагаем вашему вниманию статью о жизненном и научном пути Ш.Марджани доктора исторических наук Айдара Юзеева из энциклопедического словаря «Ислам на Нижегородчине».

    Марджани, Харун б. Бахааддин б. Субхан б. Абдалкарим, известный как Шихабаддин Марджани (1818–1889) — знаменитый теолог, философ, историк, религиозный реформатор и просветитель.

    Шихабаддин Марджани родился в с. Ябынчи (недалеко от с.Марджан нынешнего Атнинского р­на РТ). Его предки со стороны отца и матери принад­лежали к фамилиям известных имамов и мударрисов. У них он получил первые сведения по истории, философии, Корану, Сунне, по араб. и перс. языкам. В возрасте пяти  лет мальчик лишился матери, и воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке.

    Начальное образование он получил в медресе с. Ташкичу, в котором преподавал его отец, и где уже с 17 лет начинает преподавать он сам. Будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, он составляет свой учебник (не сохранился).

    В 1838 г. Марджани отправляется в Бухару, чтобы продолжить свое образование. Однако он застает в медресе бездумное заучивание Корана и религиозных текстов — науки нового времени и современные им светские учебные дисциплины там не изучались. Марджани поднимает перед своими мударрисами вопрос о необходимости внесения реформы в медресе. Однако, не получив поддержки, пишет небольшой трактат о нравах и методах преподавания в Бухаре — «Илам абна ад-дахр би ахвал ахл Маварааннахр» («Уведомление современников о положении жителей Мавераннахра»), который не сохранился.

    Недовольный системой обучения в медресе, в основном, он самостоятельно занимается в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей состоятельных лиц.

    В 1843 г. в поисках знаний Шихабаддин Марджани отправляется в Самарканд и обучается в медресе «Ширдар», где знакомится с известным историком, кади Абу Сайид ас Самарканди, который советует ему заняться исторической наукой. Первое свое печатное произведение Марджани посвятил истории тюркских народов Средней Азии («Гирфат ал-хавакин ли ирфат ал-хавакин» («Горсточка знаний о познании хаканов») — Казань, 1865 г. (араб. яз.).

    В этот период он выступает как религиозный деятель, но взгляды его не были ортодоксальными – он выражал недовольство системой преподавания в медресе и стремился внести в это дело полезные новшества.

    В 1849 г., после одиннадцатилетнего отсутствия Марджани возвращается на родину. 30 марта 1850 г. ОМДС издает указ о назначении его имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети (экзамен для этого назначения он сдавал правлению муфтията, возглавляемому уроженцем Нижегородчины муфтием ОМДС Габдулвахидом Сулеймановым). Эрудиция и ученость Марджани не понравились группе завистливых мулл-имамов, которые стали писать на него доносы в ОМДС, стремясь опорочить его имя. В результате он дважды освобождался от должности: в 1854 г. — на девять месяцев, в 1874 г. — на полгода. В 1862 г. кандидатура Шихабаддина Марджани рассматривалась на пост муфтия ОМДС, однако была отвергнута прокурором Св. Синода К. Победоносцевым.

    В 1867 г. Духовное собрание мусульман назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани. Это была одна из самых почетных религиозных должностей региона, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. Марджани также установил позитивные контакты с официальными властями. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за точностью издания Корана в казанских типографиях (впоследствии выпускает «Китаб ал-фаваид ал-мухимма» («Книгу о полезном и важном» — Казань, 1879 г. (араб. яз.), посвященную истории и принципам издания Корана в России, организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами, пишет обращение к мусульманам о милосердии к животным —  «Китаб ан-насаих» («Книга искренних советов» — Казань, 1869 г. (тат. яз.)).

    Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 г. выходит в свет его книга «Назурат ал-хакк…», принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на мусульманском Востоке. Она содержала новые для того времени и среды религиозно-реформаторские идеи. Шихабаддин Марджани становится видным идеологом религиозного реформаторства, продолжившим и углубившим в новых исторических условиях традиции своих предшественников А. Утыз­Имяни и А. Курсави.

    Религиозно­реформаторские взгляды Марджани, отражая своеобразное приспособление религии к изменяющейся действительности, включали как теоретическую основу концепцию «открытия дверей иджтихада», а также обращение ко временам Мухаммада (Корану, Сунне, словам авторитетных муджтахидов) для «очищения» ислама от позднейших наслоений и как практическую часть — реформу преподавания в медресе.

    В 1860–1880 гг. творчество и деятельность Марджани сливается с татарским просветительским движением. Это время его близкого знакомства с русской культурой, учеными­востоковедами Казанского университета – профессором И. Ф. Готвальдом, академиком В. В. Радловым, профессором А. Казембеком, первой женщиной-востоковедом О. С. Лебедевой и многими другими русскими учеными. Через своего ученика Х. Фаизханова он начинает сотрудничать с В. Вельяминовым­Зерновым и шейхом ат-Тантави — известными петербургскими востоковедами.

    В 1873 г. Казань посетил посол из Кашгарии, который остановился в татарской слободе у Марджани. В марте 1876 г. Шихабаддин Марджани принял у себя дома Ф. Финша и всемирно известного ученого, автора труда «Жизнь животных» А. Брема.

    Марджани первым из мусульманских ученых активно участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1877 г. в Казани прошел IV Всероссийский съезд этого общества, на котором академик В. В. Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани, опубликованный в 1884 г. в материалах съезда на рус. и тат. языках: «Гилалат аз-заман фи тарих Булгар ва Казан» («Завеса времени по истории Булгара и Казани» — Казань, 1884 г.).

    Педагогическая работа Шихабаддина Марджани — еще одна сторона его просветительской деятельности. 13 сентября 1876 г. в Казани открылась Казанская Татарская учительская школа с восьмилетним обучением, готовившая учителей начальных классов из татар. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился преподавать в ней вероучение. В течение девяти лет он работал в этой школе, входил в педагогический совет. Однако в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями по вопросу приема в школу учеников из русско-татарских училищ, не связанных с татарской культурой, он вынужден был уйти из школы.

    В своем медресе Марджани вел занятия по собственной программе. Одним из принципов его педагогической концепции стало стремление научить своих учеников мыслить самостоятельно. Он поддержал деятельность И. Гаспринского. Марджани был предвестником джадидистского движения в России, он и именно он заложил его основы: реформу преподавания в медресе, доступность татарскому народу передовых достижений мировой культуры и науки.

    В 1880­х гг. радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани. На передний план выходят занятия религиозно-философскими и историческими дисциплинами. В этот период он работает над шеститомным энциклопедическим словарем «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам»), включающим биографии выдающихся деятелей мусульманского Востока. Ученый написал введение к  «Вафият ал-аслаф», назвав его по аналогии с трудом Ибн Халдуна — «Мукаддима». Оно было издано в 1883 г. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока: истории раннего ислама и жизнеописанию Мухаммада и его последователей, зарождению и классификации наук. Изучение истории своего народа было одним из проявлений гуманистическо-просветительских устремлений ученого.

    Он был первым татарским историком, который обратился к проблеме этногенеза татарского народа и написал «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» — Казань, 1897–1900 г. — тат. яз.), посвященный истории Волжской Булгарии и Казанского ханства. В нем демонстрируется преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства и научно обосновывается происхождение татар от волжских булгар, используя данные письменных источников, археологии и этнографии.

    31 августа 1880 г. Марджани отправляется в хадж. Его путь пролегает через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Казани паломник доплыл на пароходе до Нижнего Новгорода, где посетил известную на всю Россию торговую ярмарку. Казанские купцы узнали ученого, проходившего среди торговых рядов, и один из них пригласил его в гости на обед. Почтить Марджани пришли авторитетные люди местной общины. За трапезой они рассказывали о своих проблемах, связанных с обучением шакирдов, о необходимости изменения схоластического образования в медресе.  Марджани поддержал новые взгляды на обучение местных мударрисов и мусульман.

    В конце беседы он прочитал одну из любимых сур Корана «Ас­саф»… Паломники остались на ночь у этого купца. На следующий день после меджлиса они посетили местную мечеть и медресе. Марджани дал открытый урок по толкованию Корана. Шакирды задавали много вопросов, на которые получали обстоятельные ответы. В результате паломники задержались в Нижнем Новгороде на два дня. Местная община собрала и вручила им в знак своего уважения значительную по тем временам сумму — триста рублей.

    Добравшись до Одессы, Марджани отплывает на пароходе в страны Ближнего и Среднего Востока. Он посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Мекку и другие центры мусульманской культуры. Во время путешествия встречается с известными учеными и государственными деятелями того времени, работает в библиотеках. В то время многие ученые Востока уже знали книги, написанные ученым. Его имя стало известным также и в Европе и Америке.

    Шихабаддин Марджани два раза фотографировался: один раз для американского консула, другой — по просьбе издателя энциклопедического словаря в Лондоне профессора Юджина Адамса. Просветительские идеи ученого охватывали самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Он говорил о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения наследия прошлого (античной, арабской культуры) и настоящего (русской и западноевропейской культуры).

    Наиболее значимой областью знания, в которой Марджани оставил заметный след, была религиозная философия. В 1870–1880‑е гг. издаются его наиболее известные труды, среди которых «Китаб ал-азб ал-фурат ва-л­ма аз-зулал ан-накия ли-асрар­шарх ал-Джалал» («Книга о пресной, освящающей, ключевой воде, объясняющей тайны комментария ал-Джалал») — Стамбул, 1875 г. — араб. яз), «Китаб ал-хикма ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-ханафия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов». — Казань, 1888 г. — араб. яз.).

    Религиозно­философские взгляды Марджани проявляются и в критике вопросов калама — спекулятивной теологии, культивировавшейся в татарских медресе. Противоречивость его мировоззрения заключается в том, что, критикуя калам, по многим вопросам ученый остается на его точке зрения. У Марджани было много учеников. Среди них известные ученые: Х. Фаизханов и М. Рамзи. В ал-Азхаре в Каире в разные годы преподавали восточную философию Камаладдин б. Сайфаддин и Абу­Бакр б. Яхуд. Многие воспитанники преподавали в Средней Азии, например Убайдаллах б. Рахматаллах в Бухаре, Бурханаддин аш­Шибкави и Сафиаллах б. Абдаллах в казахских селениях.

    Шихабаддин Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана на араб. яз. (четыре на тат. яз. араб. шрифтом).

    Лит-ра: [сб. ] Марджани. — Казань, 1915; [сб. ] Марджани ученый, мыслитель, просветитель — Казань, 1990; Юсупов М. Х. Шигабутдин Марджани как историк. — Казань, 1981; Юзеев А. Н. Мировоззрение Ш. Марджани и арабо­мусульманская философия. —Казань, 1992; Его же. Шихаб ад­дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. — Казань, 1997; Его же. Марджани // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004; Его же. Метеор веры. Биографическая повесть о Шихабаддине Марджани. — Нижний Новгород, 2005; [сб.] Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции. — Казань, 1998; [сб. ] Исторические портреты. Духовная культура и татарская интеллигенция. — Казань, 2000.

 

    На фотографии: Шигабуддин Марджани. Использована фотография с сайта www.tatar.museum.ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1211/">ISLAMRF.RU: Сокровищница знаний Марджани</a>