Декларация о государственном суверенитете Татарстана: двадцать лет спустя
05.10.2010 16:1730 августа в Казани и по всему Татарстану традиционно прошло празднование принятия Декларации о государственном суверенитете – День республики. Он был достаточно прохладным, с утра прошел дождь, и было приятно гулять по оживленным улицам. Однако ряд выступлений заставили вспомнить и знойное лето этого года, и жаркие баталии, которые разыгрывались на казанских улицах летом 1990 года, а затем и летом 1991-го.
Председатель Верховного Совета Татарстана в апреле 1990 – июне 1991 года и президент Татарстана в июне 1991 – марте 2010 года Минтимер Шаймиев дал ряд весьма откровенных интервью. Так, в официальном издании – газете «Республика Татарстан», 26 августа 2010 года вышла статья: «Минтимер Шаймиев: Новая страница в истории Татарстана». Строки ее первого абзаца близки моим ощущениям казанского школьного детства в 1980-е гг.:
«Инфраструктура не развивалась. Не было дорог, газификация охватывала только города, строительство жилья было минимальным. Ветшал жилой фонд. Полки в магазинах были полупустыми. Доходило до того, что люди ездили в Москву, чтобы привезти продукты питания, которые они сами же производили. Этот разительный контраст между уровнем жизни в Москве, Киеве, Минске, Алма-Ате, Ташкенте, Бишкеке, не говоря уже о прибалтийских республиках, и советской “глубинкой” сказывался на настроениях людей».
Действительно, будто в издевку за празднованием рождения миллионного жителя в Казани в 1980-м году ввели талоны, по которым можно было купить две пачки отдающего маргарином масла, килограмм черных костей вместо мяса плюс еще отдающие жуткой сивухой две бутылки водки. Тогдашняя обувь фабрики «Спартак», кажется, предназначалась для людей, не боявшихся набить мозоли. В магазинах человек с минимальным вкусом реально ничего не мог купить. Молоко и творог разлетались за минуту на драку-собаку два раза в день. Причем, по словам людей осведомленных, существовали спеццехи, где изготавливали качественную одежду и обувь, в особых отделах и закрытых начальственных столовых можно было по дешевке купить деликатесы. Открытые магазины Прибалтики, Москвы, Ленинграда, Ташкента в 1980-е гг. еще были полны качественных товаров и продуктов. Там в общагах жили студенты и недавно приехавшие на работу, в Казани же десятки лет ютились семьи тружеников. От сверхцен на нефть республика получила залитые поля и согнанные с лучших черноземных земель деревни.
Поэтому, по словам М. Шаймиева, «...в Татарстане главным стержнем с 1918 года была идея возрождения государственности. В конце 80-х – начале 90-х годов она была выражена в требовании придания Татарстану статуса союзной республики. Всем казалось, что проблема заключена в ущербности автономии. Во многом это так и было, однако стремительное развитие событий показало, что и союзные республики были недовольны своим статусом. Тогда стала доминировать идея суверенности республик»...
Назовем основные вехи событий рубежа 1980–1990-х гг. в республике. 23 сентября 1989 года Татарский обком возглавил М. Шаймиев, начав двадцатилетний путь во главе Татарстана. 12 апреля 1990 года новый созыв Верховного Совета Татарской АССР провел альтернативные выборы председателя, которым стал первый секретарь Татарского обкома КПСС М. Шаймиев, поддержанный пленумом обкома. Начался переход власти от коллегиальных партийных структур к коллегиальным советским. 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации», в соответствии с которым «автономные республики, являющиеся советскими социалистическими государствами, получают статус членов Федерации СССР... они обладают всей полнотой государственной власти, которая не входит в компетенцию СССР и союзных республик». Этот закон во многом заложил основы для обеспечения нового государственного статуса и органов власти Татарской АССР, однако он во многом игнорировался союзными республиками.
28 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Регламент, согласно которому высшим органом государственной власти в Татарской ССР объявлялся Верховный Совет, который избирался на пять лет и являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Татарской ССР. 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики и преобразует Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республики в Татарскую Советскую Социалистическую Республику – Республику Татарстан. Высшим органом власти становится Верховный Совет ТССР. 13 мая 1991 года Верховный Совет Татарской ССР принимает Закон Татарской ССР «О выборах президента Татарской ССР», согласно которому «...президент Татарской ССР избирается гражданами Татарской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет». 12 июня 1991 года проводились первые всеобщие выборы президента ТССР. По итогам голосования им стал М. Шаймиев. В 1990-е гг. именно территориальная автономия и ее лидер стали основным игроком в Республике Татарстан и в татарском мире.
М. Шаймиев в своем интервью вспоминает и самые острые дни конца 1991 года, дни распада СССР: «Политическая обстановка в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах в начале 90-х годов была весьма напряженной. Регулярно собирались многотысячные митинги, где требовали независимости Татарстану». Многие депутаты поддерживали такую позицию, о чем говорит факт принятия 24 октября 1991 года Постановления Верховного Совета Татарской ССР «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан», в соответствии с которым было поручено «кабинету министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия Акта о государственной независимости». Парламентом республики также была принята Декларация о вхождении Республики Татарстан в Содружество независимых государств, где отмечается, что республика заявляет о вхождении в СНГ «на правах учредителя». Вместе с тем провозглашение независимости увязывалось с проведением всенародного голосования (референдума) «граждан Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». Затем градус обсуждения снижается и речь идет о суверенитете РТ в составе РФ.
В начале 1990-х гг. в Татарстане некоторым казалось, что независимость где-то рядом, к ней идут ступени (бейсезлек баскычлары). Суверенный Татарстан переводили как независимый на общетюркский (мустакыйл) и английский (independent). Я и тогда считал, что происходит огромный недоучет национально-культурного и религиозного факторов у татар, а также взаимосвязей с общероссийским пространством. В итоге за двадцатилетие официального двуязычия татарский так и не превратился во второй язык госучреждений. В августе 2010 года президентом Татарстана была подвергнута критике и не была принята программа министерства образования и науки РТ «Килечек» (Будущее), ориентированная на развитие татарской национальной школы и продолжение преподавания татарского языка для всех школьников республики.
Параллельно идет процесс расширения сети мектебов и медресе. В настоящее время в Татарстане действуют официально 10 (4 в Казани) мусульманских профессиональных учебных заведений, охватывающих все регионы. По данным Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), на 20 ноября 2008 года насчитывалось 25 непрофессиональных медресе, количество воскресных курсов – 511 (545 по данным (из них 52 в Казани) на 30 августа 2010 года). С учетом летних школ и краткосрочных курсов можно согласиться с оценками (ДУМ РТ) о примерно 30 000 учащихся в 2009/10 учебном году. При этом в ряде сельских районов мектебы существуют уже в большинстве аулов. Летом этого года в татароязычной прессе появились публикации, призывающие к введению в школах республики основ религиозной нравственности (эхлак). Такой эксперимент уже идет в ряде сельских районов. В рамках федерального эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры возможно введение данного предмета со следующего учебного года и в РТ.
Признаком роста влияния религиозного фактора является и мобилизация имамов перед переписью 2010 года. Во второй декаде сентября на встрече в Казани они должны призвать татар указать свою национальность в ходе подсчета населения и затем продолжить эту агитацию на местах. Исторически у мусульман Волго-Уральского региона существуют три формы автономии: религиозная, национально-культурная, территориальная. Все они должны быть задействованы для сохранения религии, культуры и традиций российских мусульман-татар.
Айдар Хабутдинов