RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Загадочный город Ак-мечеть

13.12.2010 16:02

Один из главных вопросов, волнующих каждого человека, это «Кто я, откуда мои предки?». Этот вопрос задают люди разных наций и вероисповеданий. Тем более он интересен мусульманам, потому что в исламской традиции знание родословной всегда ценилось и уважалось. Причем знание родословной не ограничивается только лишь дедушками и бабушками, но и гораздо более дальними поколениями предков. Особый интерес изучение родословных приобретает в татарской среде, ведь разные группы татарского народ многократно перемещались из одного места в другое. В гораздо большей степени это было развито среди привилегированных слоев населения – мурз-дворян, имамов, купцов, и главным образом, среди многочисленных служилых татар. Передвижения и миграции служилых татар проливают свет не только на этническую историю татарского народа, но и на историю России в целом.

 

Известно, что в родословных многих татарских аулов Мещеры имеются упоминания о том, что их предки вышли из Нижнего Поволжья. Причем, как правило, это касается достаточно старых аулов – Сафаджая и Петряксы в Нижегородской области, Иняты в Мордовии и других. Казалось бы, что еще искать, все понятно – в XV веке в результате деструктивных процессов в Золотой Орде в стране усиливаются гражданские войны. В результате этого большое количество населения покидает родные места и переезжает в другие. В их числе называют Мавераннахр (современная Средняя Азия, главным образом Узбекистан), далекий Египет, отчасти Турцию, и Среднее Поволжье – земли Казанского ханства и Мещеры. Причем, Мещера была одним из важнейших пунктов приема переселенцев. Почему именно туда – вполне объяснимо. С одной стороны, там проживало близкое по духу, языку и ментальности буртасское население, с другой, не менее важной, в Мещере существовал достаточно значительный свободный земельный фонд. Все понятно – золотоордынские татары переселялись в Мещеру, взаимодействовали здесь с местными буртасами, и в результате получились татары-мишари. Просто, да не очень. Ведь археологи, раскапывая золотоордынские города Нижнего Поволжья, фиксируют изначальную многокомпонентность их населения. В них поживали хазары, булгары, хорезмийцы, переселенцы из Малой Азии, Ирана и Закавказья, фиксируются русское, генуэзское, армянское населения, причем в разных городах соотношение их меняется. Конечно, со временем они все сильно нивелируются, но различия все равно остаются. В связи с этим особый интерес вызывает то, из какого же города пришли переселенцы в тот или иной аул современной Нижегородской, Пензенской области или Мордовии. Ведь среди золотоордынских городов Нижнего Поволжья фиксируется и различие по функциям – в одних из них была сосредоточена торговля, в других – разные виды производств и ремесел, третьи выполняли роль сакральных центров (религиозных). Что же несли в себе те предки нижегородских татар, что пришли оттуда, какое начало хранили они в себе?

 

Среди жителей древнего аула Петряксы имеется родословная – шаджара, говорящая о том, что основатель этого аула пришел из города Ак-мечеть, что под Астраханью.  Когда я прибыл в Астрахань, то решил выяснить, что же это за древний город такой – Ак-мечеть. Как известно, в Золотой Орде было прекрасно налаженное делопроизводство, да иначе и быть не могло – без политической и письменной культуры управлять такой огромной империей было бы невозможно. Но известно также и другое, что от золотоордынских архивов на территории России ничего не осталось. Последние уничтожались уже в просвещенном XVIII веке. Возможно, наше историческое достояние сохранилось в Иране или Египте, но не у нас дома. На наше счастье, кроме рукописей, которые, в отличие от известной поговорки, еще как горят, имеются и другие письменные памятники – клейма на кирпичах, прочих глиняных изделиях, а также монеты. Дело в том, что монету в Золотой Орде печатали примерно в 120 городах и на всей этой денежной массе обязательно выбивали название места, где же ее изготовили. Известна монета, битая в Сарае, Новом Сарае, Булгаре, Бельджамене, Орду-Муаззаме, Мохши и многих других. Но Ак-мечети среди них нет. Где же таинственный город? Куда он делся? Не с другой же планеты прилетели основатели татарского аула. Нет, не с другой, и более того, в целом место было определено правильно. Дело в том, что с давних пор в Нижнем Поволжье центральную мечеть в каждом большом городе называли Белой мечетью. Это зафиксировано западноевропейскими и русскими этнографами и путешественниками в XVIII веке, но обычай этот, указанный, как давнишний, сохранялся с давних времен. Существует он, между прочим, и по сей день. От Ак-мечети каждого города уходили войска в дальние походы и отправлялись купеческие караваны. Даже в годы Гражданской войны отряд красноармейцев-мусульман (не удивляйтесь, таких было очень много) под командованием Касыма Туйбактина в Астрахани вышел из Ак-мечети – главной мечети этого города.

 

Так что получается, что основатели аула Петряксы вышли из Ак-мечети – главной мечети какого-то крупного золотоордынского города Нижнего Поволжья. Может быть, это был Сарай, может, Хаджитархан, может, какой-то другой город (в этой местности города располагались на расстоянии 50 км друг от друга), но ясно одно – походу этих людей придавалось огромное значение, если в народной памяти отпечаталось то, что они вышли из Ак-мечети.

 

Таким образом, мы попробовали уточнить отдельные моменты в истории основания одного из современных татарских аулов. Но ведь каждый из них – историческая загадка, и каждый важен не только для истории как таковой, но и для всех нас, нашего настоящего и будущего, как народа. 

 

Ахмад Макаров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/14453/">ISLAMRF.RU: Загадочный город Ак-мечеть</a>