RSS | PDA | Архив   Среда 29 Июнь 2022 | 1433 х.
 

Гордость мусульманского мира. К 1200-летию со дня рождения имама аль-Бухари

31.12.2010 14:57

Вот уже двенадцать веков исламский мир с глубоким уважением и трепетом рассматривает и изучает наследие имама аль-Бухари, уроженца Бухары, наиболее выдающегося из всех хадисоведов всего мусульманского мира. аль-Бухари называли «Имам всех имамов в мире», «Султан правоверных в науке о хадисах». Всемирное признание имаму аль-Бухари принесла его титаническая работа «аль-Джами ас-Сахих» — сборник достоверных хадисов. Кроме этого главного труда имам аль-Бухари создал 23 трактата и книги. Большинство из них сохранились до наших дней и неоднократно издавались во многих странах мира. Кроме этого, опубликовано около ста комментариев и пояснений на арабском языке к «Сахих аль-Бухари».

Основная работа имама аль-Бухари «Ас-Сахих» современниками была признана выдающимся руководством по фикху и к Х веку заняла первое место среди собраний суннитской традиции. Хадисы считаются вторыми после Корана источниками права, на них основана Сунна, они содержат значительную часть принципов идей ислама.

Имам аль-Бухари, полное имя, Абу Абдаллах Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. аль-Мугира б. Бардазбех б. Базазбех аль-Джуфи, известен под почетными прозвищами «имам аль-мухаддисин» (имам предводитель мухаддисов) и «амир аль-муминин фи-ль-хадис» (амир правоверных по хадисам).Автор второго по значению среди мухаддисов имам Муслим так обращался к аль-Бухари: «О, мастер мастеров, султан мухаддисов, лекарь хадисов! Позвольте поцеловать ваши следы». Эти слова показывают, насколько было велико признание и уважение к нему великих современников.

Историки приводят сведения об учителях имама аль-Бухари. Ученый аль-Исфахани (922–1005) посвятил учителям имама аль-Бухари небольшое специальное исследование. В нем в алфавитном порядке приводятся полные имена повествователей, хадисов, точные данные о месте и дате их рождения, указываются из прозвища, дата и место их смерти. В этом сочинении приводятся сведения о 306 рассказчиках, от которых аль-Бухари слышал хадисы. На самом деле рассказчиков было намного больше.

Современники имама аль-Бухари высоко ценили его научные познания и умения выявлять дефекты и изъяны в хадисах. Приведем один пример. Имам ат-Тирмизи писал: «Свои мысли и суждения о хадисах, рассказчиках, их историях по поводу дефектов, изъянов в хадисах я почерпнул из книги имама аль-Бухари “Китаб ат-Тарих” и многое я перенял во время совместных научных диспутов с аль-Бухари». Он также писал: «Я не встречал в жизни такого ученого, как Исмаил аль-Бухари, который так глубоко и тонко разбирался бы в различных изъянах, имеющихся в хадисах, и умел установить их первоначальный источник».

При жизни имама аль-Бухари Бухара находилась в управлении наместника Тахиридов, пришедших к власти в 821 году. При Тахиридах в Бухаре происходит подъем ремесла и сельского хозяйства. Развиваются наука, культура, правители покровительствуют поэтам и ученым.

На протяжении всей своей жизни имам аль-Бухари постоянно оказывал помощь в научном, а по возможности и в материальном плане тем, кто в ней нуждался. Он помогал ученым, учителям, мухаддисам. Занимаясь, как и его отец, торговлей, имам аль-Бухари из своего ежемесячного дохода пятьсот дирхемов обязательно раздавал бедным, неимущим, нуждающимся. Сам же довольствовался малым, старался избегать излишних затрат. Имам аль-Бухари был человеком честным, с открытой душой, благочестивым и набожным, далеким от пересудов и сплетен. Он писал: «С того момента, как я узнал, что сплетни и пересуды — дело грязное, я ни о ком не говорил ничего предосудительного».

В 869 году имам аль-Бухари возвращается на родину и активно прославляет этот город. Правитель Бухары из числа сторонников Тахиридов по личным мотивам начинает настраивать против аль-Бухари жителей Мавереннахра, обвиняя его в ереси. Он стал жертвой завистников и недоброжелателей. Специально этой теме посвятил свою статью известный востоковед Ш.С. Камолиддин, в которой он резюмирует: «Хотя имам аль-Бухари имел огромные заслуги перед наукой и обществом, он стал жертвой фанатизма, консерватизма, фундаментализма, ловко использованных в личных целях его недоброжелателями из числа высокопоставленных лиц». Узнав об интригах правителей против него, не желая противопоставлять верующих, своих сторонников и противников, аль-Бухари произнес следующую молитву: «О Аллах, хоть мир велик, однако он стал для меня тесен, и я прошу его принять меня». Вскоре он тяжело заболел и в 256 г.х. вечером в праздник рамадан (ид аль-фитр) 30–31 августа 870 года скончался в селении Хартанг (Челакского района) в 25 км к северу от города Самарканда.

Время для восстановления исторической справедливости по отношению к славному наследию имама аль-Бухари наступило с обретением Узбекистаном независимости и справедливости. В 1993 году в Бухаре состоялась конференция на тему «Имам аль-Бухари и современность».

29 апреля 1997 года было принято постановление правительства Республики Узбекистан «О праздновании 1225-летия со дня рождения имама аль-Бухари по хиджре — лунному календарю». В ноябре этого же года Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает постановление об участии в 1998 году в праздновании памятной даты — 1225-летия со дня рождения ученого Исмаила аль-Бухари. В рамках подготовки и празднования юбилея был издан сборник «ас-Сахих» на узбекском, русском, английском, арабском языках. Жизни и деятельности имама аль-Бухари было посвящено множество статей, очерков в газетах и журналах, тематических передач по радио и телевидению. В Хартанге был построен величественный мемориальный комплекс у гробницы имама аль-Бухари, выполненный в традициях древнего зодчества Средней Азии. Учеными Узбекистана был подготовлен и опубликован фундаментальный труд «Имам аль-Бухари. Свет из глубины веков».

Достойную лепту в увековечение памяти имама аль-Бухари внесли и бухарцы.

До сегодняшнего дня не установлено, в каком квартале, на какой улице, в каком доме родился имам аль-Бухари в Бухаре. Поэтому в 1997 году было принято решение Бухарского городского хокимията об увековечении памяти знаменитого земляка. Построен мемориал с музейной экспозицией и отдельным залом, где установлена капсула с землей, привезенной с могилы имама аль-Бухари.

В связи с вышеизложенным был объявлен открытый конкурс среди архитекторов. По итогам конкурса городская комиссия рекомендовала для строительства мемориального здания проект, разработанный известными архитекторами из Бухары Зоиршо Клычевым и Зебо Шариповой.

В 1998 году мемориальное здание было сдано в эксплуатацию. Оно было построено методом хашара на пожертвования жителей и организаций Бухары. Сегодня это место — одно из любимых мест отдыха и размышлений о вечности жителей и гостей Бухары.

Остановимся подробнее на архитектуре мемориального здания. Мемориал расположен по принципу традиционной организации архитектурного пространства — напротив древнего мазара мавзолея Чашма-Аюб, где недалеко, по историческим сведениям, имеется захоронение учителя имама.

Аллегорические формы экспозиции мемориала идейно и планировочно взаимоувязаны с функцией здания — памяти, как места посещения и получения исторической информации от музейных экспонатов. Аскетизм наружных форм и лунные мотивы внутреннего пространства выражают определенный настрой восприятия творчества собирателя хадисов имама аль-Бухари. Авторы проекта, отказавшись от стереотипов, имевших место при проектировании аналогичных мемориалов, чтобы подчеркнуть гений имама аль-Бухари, приняли новаторское решение.

Мост, который находится у входа в музей, считается мостом честности и чистоты. Бассейны с обеих сторон моста заполнены водой. Человек, прошедший через этот мост вверх, считается очищенным от всех грехов.

В центре композиции в виде открытой книги изображены 40 раскрытых книг. Это символ плодов 40-летнего труда имама аль-Бухари — собрание достоверных хадисов «аль-Джами ас-Сахих».

Независимый Узбекистан, строя будущее, опирается на историческое и культурное наследие страны, нравственные и духовные источники — уникальный опыт наших великих предков. Имам аль-Бухари — один из знаменитых наших земляков, который прославлял и прославляет нашу родину.

Роберт Альмеев

Статья из журнала «Минарет» № 3–4 (25–26) 2010

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/14697/">ISLAMRF.RU: Гордость мусульманского мира. К 1200-летию со дня рождения имама аль-Бухари</a>