RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

О чем не пишут в книгах по истории татар

30.08.2011 02:24

История Волжской Булгарии — первого мусульманского государства в одном из уголков северной части Евразии — тесно связана с историей Золотой Орды, первой мусульманской державы, которая в период своего могущества охватывала чуть ли не пол-Евразии.

Несмотря на то что само независимое государство Волжской Булгарии было уничтожено монгольским нашествием 1236–1237 гг., культурное, религиозное и во многом политическое наследие булгар стало доминирующим во внутренней политике золотоордынских ханов. Достаточно сказать, что первой долгосрочной ставкой Батыя на завоеванных землях Восточной Европы стал город Булгар ( 1242–1246 ) — тот самый, который многие татары и башкиры посещают сегодня в качестве святыни, полагая, что там находилась доордынская столица Булгарии ( на самом деле город Биляр, или Великий город, который и выступал столицей булгар в домонгольский период, находится более чем в 100 километрах восточнее ).

Такое предисловие необходимо для того, чтобы показать читателю, который истово верит авторам-«булгаристам», как не совпадают наши история и современные представления о ней. Мы ездим на «джиен» к месту, которое считается святыней булгар, — а попадаем в столицу монгольского каана, уничтожившего Булгарское государство. Мы думаем, что монголы были злыми антиподами наших «святых предков» ( булгар ), — а на самом деле ордынцы восприняли от булгар и их архитектурный стиль, и торговый дух, и поэзию с литературой, и, наконец, самое главное — Ислам.

С другой стороны, сами булгары также изменялись под воздействием процессов, которые шли из Нижней Волги — центральной части Золотой Орды. Например, под влиянием основного населения Орды — кипчаков качественно изменился булгарский язык. Часть современных ученых Татарстана полагают, что булгарский язык был родственен нынешнему татарскому. Объективный анализ говорит о другом. Так, ранний булгарский язык представлен несколькими надписями греческим алфавитом — на нем, в частности, разговаривали те булгары, которые, разделившись, ушли из Великой Булгарии хана Кубрата на Дунай и Волгу. Нет сомнений, что и их собратья на Волге в доордынский период говорили на том же самом языке, что и их дунайские родственники, разве что не использовали греческий алфавит. В 1946 году И. Венедиктов опубликовал булгарскую надпись, обнаруженную под городом Преславом. Вот часть этой надписи: «?ит к?н ичирг?н буле...» = «семь дней усердно работая...» В восточнославянском памятнике XVI века «Еллинский и римский летописец» также есть вставки из тюрко-булгарских слов. О. А. Мудраку удалось перевести эти слова как сакральные наименования животных ( которые частично родственны современному чувашскому языку, но не татарскому ): дохсъ = мышь; шегоръ = бык; диломъ = тигр; дван’ш = заяц; верени = змея; тох = лошадь; бехти = обезьяна; теку = курица; сомор = собака. Из всех этих слов только «курица» имеет отдаленное сходство с татарским ( тавык ). Аналогичным образом и все порядковые числительные имеют чувашские или древнетюркские, но не татарские соответствия: алемь = первый; твиремь = второй; вечемь = третий; тоутомъ = четвертый; алтомъ = шестой, читемь = седьмой.

В более позднее время язык волжских булгар уже достаточно сильно подвергся кипчакизации и довольно легко читается татарами и другими родственными народами. Тем не менее даже и в этих надписях заметны явные чувашизмы. Сравним: булгарское «?иати ??р ?ирмеш» и татарское «?иде й?з егерме» = 720; «отур тухур ?ал ?те» и «утыз тугыз ел иде» = было 39 лет; «к?ек» и «кызы» = дочь ( такого-то ); «?кези к?н ?ти» и «икенче к?не иде» = был второй день. Как видим, поздний язык булгар уже более близок к современному татарскому по сравнению с древнебулгарским, но все же и он непонятен без перевода.

Впрочем, мы отвлеклись от темы взаимного влияния булгар и ордынцев. Хотя историки полагают, что хан Узбек принял Ислам под воздействием в первую очередь выходцев из Средней Азии, произошло это событие, по многим оценкам, отнюдь не в Самарканде или Бухаре. Восстановим хронологию этого важнейшего в жизни российских мусульман события. В августе 1312 года, согласно Кашани, скончался хан Тохта. С его смертью полностью прекратилась чеканка монет в ряде нижневолжских городов, в частности Укеке ( на месте нынешнего Саратова ), и этот центр вообще пришел в упадок. Монетный двор был перенесен в город Мохши: в 1313 году этот город стал чеканить серебряные дирхемы. При этом более половины всех найденных здесь джучидских монет связано с именем Узбека.

По общему выводу всех археологов, которые копали Мохши, резкое, в одночасье, возвышение этого провинциального городка связано с именем хана Узбека. По сведениям аль-Бирзали, вступивший в январе 1313 года на золотоордынский престол хан Узбек уже был мусульманином, являясь ставленником лидеров мусульманской общины Золотой Орды. Придя к власти, он провозгласил исповедание Ислама. Однако согласно Ибн Дукмаку Узбек принял Ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [ пять ] молитв». В момент принятия Ислама хан получил новое имя — Султан-Мухаммед. Согласно различным источникам, хан Узбек принял Ислам от шейха Зенги-Ата и его учеников: Сейид-Ата, Бадр-ата, Узун Хасан-ата, Баба Туклес.

В «Шаджарат аль-атрак» говорится, что «после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного Дешт-и?Кипчака, так как [ ему ] нравились [ вода и воздух ] тех стран и обилие охоты [ дичи ]». Здесь же имеется указание на то, что принятие Ислама ( возможно, вторичное ) состоялось лишь спустя 8 лет после восшествия на престол.

Если хан со своим двором действительно был вынужден покинуть Сарай и бежать на север, реальной причиной этого были, безусловно, опасения мести со стороны родственников репрессированных вельмож и сторонников шаманизма. Вспомним, что между смертью Тохты и воцарением Узбека прошло полгода — это время борьбы за престол. Кроме того, по В. И. Лебедеву, бегство хана на север было связано также со страшной засухой и голодом, разразившимися в те годы в Нижнем Поволжье. Все эти 8 лет Узбек «твердо и решительно вел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки. Через два года после своего прихода к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану аль-Мелику ан-Насиру Мухаммеду, что в его государстве осталось очень немного неверных». По всей стране проводились грандиозные социальные реформы; как пишет Натанзи, в годы правления Узбека Дешт-и?Кипчак «стал страной поклонения [ Аллаху ] и [ там ] были основаны благотворительные учреждения и места поклонения».

Градостроительство — вообще характерная черта правления Узбека, имевшее место повсеместно: в Поволжье, Крыму, Хорезме, на Северном Кавказе и т. д. Одним из городов Золотой Орды, который начал активно застраиваться со второй четверти XIV в., стал Мохши. Как полагает ряд историков и археологов, именно сюда переселился после захвата власти хан Узбек с двором; такой вывод делается из совокупности письменных источников и археологических данных по Мохши, Укеку и Сараю аль-Джадид.

Существуют предположения, что принятие Ислама связано с Соборной мечетью города Мохши. «То явление, что строительным материалом для нее служил не местный кирпич, а дорогой белый известняк, привозимый издалека, свидетельствует, что мечеть находилась в таком городе, где жила мусульманская знать [ т. е. шейхи, сейиды и факихи ]... Возможно, что белокаменная мечеть в Мохши была построена именно по приказу Узбека» ( В. И. Лебедев ).

С позиций темы, которую мы взялись освещать, самое интересное для нас — это тот факт, что город Мохши ( ныне село Наровчат на севере Пензенской области ) расположен на землях буртасов, входивших в состав Волжской Булгарии. До своего возвышения этот город был буртасской крепостью, которая называлась Нуриджан ( как считает профессор Г. Н. Белорыбкин ). По названию протекающей здесь реки в 1313 году город поменял свое название, затем к нему добавился эпитет «аль-Махруса» ( Мохши Богохранимый ), что указывает на особую его значимость в ряду золотоордынских городов. С этого периода наблюдается быстрое возвышение Мохши, который из рядового поселка стремительно превратился в значительный и благоустроенный городской центр.

Таким образом, Ислам, распространенный в Волжской Булгарии как государственная религия, через посредство буртасов и булгар — предков обеих крупных групп поволжско-татарской нации — стал официальной религией и в Золотой Орде. Но отныне его влияние не ограничивалось территорией нынешнего Татарстана и соседних с ним областей, а раздвинулось от Алтайских гор до Дуная, то есть охватывало большую часть нынешней России. Так в тесном переплетении и взаимовлиянии народов и племен рождалось будущее современных российских мусульман.

Дамир Хайретдинов
историк, этнолог

Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам Минбаре», №190

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/17545/">ISLAMRF.RU: О чем не пишут в книгах по истории татар</a>