Участие российских мусульман в войне 1812 г. - 4
08.10.2012 19:00Окончился страшный и грозный для России 1812 год. Начался новый, 1813 год, грозный для Наполеона и его союзников. На плечах разгромленных захватчиков, перейдя вместе с ними Неман и вошедшую в поговорку Березину, российские войска вошли в Европу – герцогство Варшавское, германские княжества, Францию… В составе российских войск находились и мусульманские полки и эскадроны. Собственно, наиболее высокой их доля была именно на этом этапе войны, потому что, если в первые два периода были сформированы новые части, и некоторые из них вступили в боевые действия уже за границей.
Уже 27.01.1813 г. в Варшаву вступил 2-й Башкирский полк в составе корпуса ген.-лейтенанта Л.М. Волконского.
После переправы русской армии через р. Неман многие башкирские, мишарские и оренбургские казачьи полки вошли в состав т.н. Польской армии ген. Бенигсена, действовавшей в Польше и Германии. В корпусе ген. Дохтурова были 13-й Башкирский и 2-й Мишарский полки. В Поволжском ополченском корпусе ген. Толстого, наступавшем на Бреславль, находились 12-й Башкирский полк майора Чокова и 5-й Уральский полк.
В корпусе, наступавшем к р. Одеру, воевали башкирские полки: 9-й (штабс-капитана Попова), 11-й (майора Мальковского), 14-й (майора Селезнева) и 15-й (капитана Кондратьева). В Костромском ополченском корпусе ген. Бурдакова, наступавшем на крепость Калиш, были 8-й Башкирский и 4-й Уральский казачьи полки.
Еще в нач. 1813 г. армейский мулла Яхшигол Зиянсурин писал в Башкирию: «Всей армией пришедши в город Варшаву и после одной недели остановления, от главного начальника армии нам приказ был: за французами гнаться до Парижа».
С перенесением военных действий в пределы Германии, а затем и Франции башкирские полки продолжали принимать участие в преследовании наполеоновской армии. Многие полки сражались с французами под Данцигом, Лейпцигом, Дрезденом, Магдебургом, Веймаром, Гамбургом, Глогау, Шатобрианом, Парижем. Часть башкирских конников использовалась для связи между действующими корпусами русской армии, конвоирования пленных, гарнизонной службы. 18.11.1813 г. Платов рапортовал Барклаю-де-Толли, что занята «крепость Кенигсховен, в которой оставлен комендантом Тептярского казачьего полка есаул Сагетов с 15 человеками казаков».
Активное участие принимали башкирские конники в осаде Данцига (Гданьска), который был захвачен французами еще в 1807 г. и превращен в сильнейшую крепость. Ее гарнизон, пополненный остатками армии Наполеона, достигал 40 тыс. чел. Для ликвидации сильной неприятельской группировки в Данциг наряду с регулярными частями были посланы полки Санкт-Перербургского, Новгородского, Тульского, Калужского и Ярославского ополчений. Сюда же было направлено 8 башкирских, 1 тептярский, 1 калмыцкий и Оренбургский атаманский казачий полки.
Блокадный корпус русских войск в составе 35 тыс. человек на протяжении многих месяцев вел упорную борьбу с численно превосходящими силами неприятеля. Проявляя стойкость и отвагу, русские войска успешно отбивали атаки, уничтожали неприятеля.
Наиболее отличившиеся части русской армии специально отмечались в правит. журнале военных действий, что являлось большой честью для воинов. Такой чести удостоился 1-й Башкирский полк, еще в нач. января 1813 г. прибывший к Данцигу и отличившийся при осаде этой крепости. При этом отличились полковой есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин, рядовой Буранбай Чувашбаев и др. И.Абубакиров 6.12.1813 г. «за отличие и храбрость» был представлен к ордену св. Анны 3-й степени.
С марта 1813 г. татарские и башкирские полки принимали участие в сражениях под Берлином и Дрезденом.
В осаде Дрездена отличились 2-й, 13-й, 15-й Башкирские полки, а после Лейпцигского сражения туда подошли 1-й, 4-й, 5-й и 14-й Башкирские полки. Конец 1813 г. был ознаменован тем, что 5 полков, укомплектованных мусульманами, были направлены в Чехию и вместе с казачьими полками и регулярными частями русской армии вели там боевые действия.
Заметный вклад внесли мусульмане и в победу в великой «битве народов» под Лейпцигом (4– октября 1813 г. ст.ст., 15–8 октября н.ст.), где множество российских последователей ислама сражались бок о бок с русскими и европейцами против армии Наполеона.
Помимо уже упомянутого, башкирская и татарская конницы участвовали в изгнании французов из Гамбурга, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне и др. германскихгородов. В Веймаре российские солдаты-мусульмане встретились с немецким писателем и мыслителем И.В. Гете и подарили ему лук со стрелами и ставший символом башкирского народа курай.
После победоносного вступления российской и армии союзников в Париж воины 9-го Башкирского, 2-го Тептярского, 2-го Мишарского полков были награждены серебряной медалью «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». В память о героизме российских солдат, проявленном в Отечественной войне, ее участники, включая мусульман, были награждены серебряной медалью «В память войны 1812–814 гг.». Многим воинам-мусульманам были вручены и ордена.
Война 1812–1814 гг. выявила талантливых полководцев-мусульман, напр. Кахым-туря (Кахым-турэ). Участие башкир и татар в ней нашло отражение в мемуарах Д. Давыдова, С. Глинки, Н. Раевского, в народном фольклоре –песнях «Любизар», «Эскадрон», «Кахым-туря», «Баик», «Кутузов»; «Баите о русско-французской войне», «Баите о Кутузове» и в легендах и преданиях «Кахым-туря», «Абдрахман Акьегет», «Вторая армия».
Вошли воины-мусульмане и в произведения европейских авторов. Например, Беранже написал, что «Франция никогда не забудет киргиза, напоившего коня из Сены». Казахов, называемых тогда киргизами, в российской армии тогда не было, а были башкиры, поволжские и крымские татары. На многочисленных немецких гравюрах изображены башкирские всадники. Крымские татары, воевавшие в составе 4 кавалерийских полков, в 1826 году сформировали первую мусульманскую часть в составе Его императорского Величества личного конвоя (можно сравнить с современным ФСО или кремлевскими курсантами), но это уже другая история.
Ахмад Макаров