Проблемы и перспективы развития татарской диаспоры в Республике Беларусь
22.10.2012 10:50Около половины белорусских мусульман составляют татары: местные — белорусские (или литовские — по названию БелорусскоЛитовского государства — Великого Княжества Литовского), а также волгоуральские, сибирские и крымские. Предки современных татар — булгары — в 922 г. приняли от арабов мусульманскую веру. Массовое проникновение татармусульман в Беларусь началось в конце XIV в. из Золотой Орды, а после ее падения в конце XV в. — преимущественно из Крымского ханства. Переселение второй группы татар (с Волги, Урала и Сибири) началось после присоединения Беларуси к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой и, особенно, после Второй мировой войны.
В российских, советских, а также в переписях 1999 и 2009 гг., проведенных в Республике Беларусь, белоруссколитовские татары не были выделены в отдельную группу, хотя, как известно, они отличаются от волгоуральских, сибирских, крымских татар по обычаям и языку. В 1989 г. из 12,5 тысяч татар Беларуси 3,2 тысячи назвали своим родным языком татарский. Это обстоятельство, бесспорно, свидетельствует о том, что все они не принадлежали к предкам белорусских татар. В то же время 8 тысяч татар Беларуси назвали родным языком белорусский. Сегодня белорусских татар отличает от остальных жителей страны, прежде всего, религия. Ислам, сохраненный местными татарами в христианской среде, способствовал сохранению общности, выделял и выделяет этот народ, и именно с религиозной сферой связаны многочисленные традиции и обряды белорусских татар.
За минувшие десятилетия тоталитарное правление значительно подорвало основы веры белорусских татар. Советская власть в БССР прилагала все силы для разрушения традиционного жизненного уклада татарского народа Беларуси, а также центров сохранения этноконфесиональной специфики этого населения. Самые активные, самые образованные татарымусульмане были репрессированы. Из 19 мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна (г. п. Ивье, Гродненской области). За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Так, например, в г. п. Видзы, Браславского района Витебской области в 1938 г. проживало 760 татар, сегодня там их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме жило 413 татар, сегодня — только 96, в г. Новогрудке соответственно — 766 и 316, в г. п. Мядель — 250 и 90, в г. Докшицы — 460 и около 50. В деревне Довбучки Сморгоньского района Гродненской области жило 408 татар, теперь там остался только один татарин. Довбутишковская мечеть, построенная в 1557 г. и считавшаяся в межвоенной Польше памятником истории и культуры, разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск, в музейскансен деревянного зодчества, где и находятся по сей день.
За годы формирования постсоциалистического общества верующим мусульманам как бы было разрешено исповедовать свою веру, молится в мечетях, обучать дома детей исламу. Определенные надежды татарымусульмане возлагали на принятые в начале 1990?х гг. законы о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания и религиозных организациях, которые создавали правовую базу процессам национальнокультурного возрождения всех народов Беларуси, в том числе и татар. Однако процесс этот протекает сложно и противоречиво.
Белорусские мусульмане, которые 600 лет исповедуют ислам среди христиан, вызывают большой интерес во всем мире. Об этом свидетельствуют проведенные в 1993–2005 гг. одиннадцать международных научнопрактических конференций, в работе которых приняли участие более 150 ученых из различных стран мира. Принятие законов о национальных меньшинствах и религиозных конфессиях, образование в январе 1997 г. на базе Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Беларусь Госкомитета по делам религий и национальностей (с 2002 — Комитет по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь) создали необходимую базу для возрождения народов, которые традиционно исповедуют ислам.
Сегодня в Республике Беларусь проживает около 100 тысяч мусульман. Они объединены в 24 мусульманские общины. Действует 8 мечетей: в Слониме (1994), Смиловичах (1996), Новогрудке (1997), Видзах (1999), Клецке (2000), Ловчицах (2002), Молодечно (2002), создан культурный центр в Ивье (1995). Мирное сосуществование мусульманской и христианской конфессий делает честь толерантному белорусскому народу.
В 1989–2004 гг. всю работу по национальнокультурному и религиозному возрождению самобытного татарского народа Беларуси вместе с Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь (образовано в 1994 г.) координировало и проводило Белорусское объединение татармусульман «АльКитаб» (с 2000 г. — «Зикр ульКитаб»).
В 1997 году общественность нашей страны широко отметила 600?летие поселения татармусульман на землях Беларуси. Общеизвестно, что татары сохранили свою самобытность благодаря мусульманской религии.
Именно ислам являлся и является главным средством сохранения этнической идентичности белорусских татар, давно утративших свой язык и не сохранивших своих обычаев. Первые шаги на пути к возрождению были предприняты еще в 1991 г. силами татарской интеллигенции и при помощи студентов из мусульманских стран, обучавшихся в городах Беларуси. Ими созданы воскресные школы в Ивье, Новогрудке, Минске, Гродно, Слониме, Молодечно, Смиловичах. В то же время стал выходить четыре раза в год журнал «Байрам», который помещал информацию о жизни и деятельности мусульманских общин, об основах ислама и правах мусульман, истории белорусских татар и важнейших событиях в мусульманских странах. С 1994 до 1997 года выходил ежемесячный мусульманский журнал (вышло 24 номера под различными названиями — «АльДжихад», «АльИслам», «Жизнь»). С 1997 по 2005 год ежемесячно издавались газеты «Жизнь» и «Жыццё татарскае». К сожалению, в настоящее время данные издания не печатаются.
Важным моментом на пути возрождения исламской культуры белорусских татар является собирание и исследование древних татарских рукописей — китабов. Известно, что еще в середине XVI века белорусские татары утратили свой родной язык, родным языком татар стал белорусский, но благодаря знанию арабской каллиграфии (необходимой для чтения Корана) татары сохранили в своих китабах разговорный старобелорусский язык XVI века.
Одной из главных задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татармусульман «Зикр ульКитаб» была и остается широкомасштабная работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, исламских библиотек и других учреждений, необходимых для жизнедеятельности мусульман Беларуси.
Уже около 20 лет ведутся работы по реконструкции соборной мечети в г. Минске. В 1993 г. для реконструкции мечети городскими властями выделен участок земли в районе улицы А. С. Грибоедова. В 1995 г. был утвержден рабочий проект строительства мечети и план реконструкции территории мизара (мусульманского кладбища), который находится рядом с мечетью. Архитектурное исполнение фасадов мечети полностью соответствует проекту 1901 г. Сегодня все усилия мусульман Минска направлены на возрождение былой мечети в ее прежнем виде. В 1999 г. исполнилось 400 лет первой, а в 2002 г. — 100 лет второй минской мечети. Этим юбилейным датам были посвящены V и VIII международные научнопрактические конференции.
Динамично развиваются общественные, культурные, религиозные связи татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины. 25 августа 2000 г. в Сокульской мэрии (Белостоцкое воеводство, Польша) было принято и документально оформлено решение о создании Международной Федерации татарских организаций Беларуси, Литвы, Польши и Украины. Федерация образована в целях возрождения традиций и своеобразной культуры татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины, в целях защиты их прав на национальное и культурное развитие, участие в работе правовых и других организаций, приобщение к общественнокультурной жизни народов Европы. В 2001 г. вышел первый номер альманаха «Millet», печатного органа Федерации татарских союзов Беларуси, Литвы, Польши и Украины.
В планах работы организаций татармусульман Беларуси — восстановление и других святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татармусульман «Зикр ульКитаб» неоднократно обращалось к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самой старой деревянной мечети в Европе, которая находилась в деревне Довбучки Гродненской области. Имеется проект реставрации этой мечети. Но пока нет средств для возведения разрушенных людьми и временем мечетей.
Все это и многое другое из жизни татармусульман Беларуси имеет большое научное и практическое значение. Мусульманская религия для белорусских татар — это национальное наследие и источник этнического возрождения.
Белорусские татары успешно трудятся во всех сферах, достойно несут традиции предков, активно возрождая наше общее историческое и культурное наследие на благо Беларуси. Татары изучают историю своего народа и своей родины Беларуси, уважают национальные символы, под которыми вместе с белорусским и другими народами они сражались против иностранных захватчиков и угнетателей. В своих пятикратных молитвах мусульмане просят Всевышнего Аллаха быть милостивым и милосердным к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, и к людям, которых татары считают своими братьями.
Зорина КАНАПАЦКАЯ,
кандидат исторических наук
Газета "Медина аль-Ислам"
На фото:
1. Мечеть в Ивье, Гродненская область. Фото конец XIX века
2. Так выглядела минская мечеть в конце XIX века
3. Вид на Татарскую слободу. Татарская слобода — старое название северо-западной окраины Минска
4. Татарские рукописи Беларуси XIX века